Я и мои друзья план-конспект занятия на тему. Классный час на тему: «Я и мои друзья» Тема я и мои друзья

"Я и мои друзья"

01.01.2018 481 130 Шаукерова Анаргуль Амангельдиновна

СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ LESSON STUDY №1
Дата: 10.10.17 г
Класс: 2 "Б" Предмет: познание мираУчитель/ ведущий урок: Шаукерова А.А.
А – Чистяков Алексей- наблюдатель Яфарова Е.Н.
В – Давыдов Николай – наблюдатель Ермекова А.Т.
С – Торгашева Ангелина – наблюдатель Жакупова Б.А.
Тема урока: Я и мои друзья
Сквозная тема: Все обо мне
Тема подраздела:1.1. Моя семья
Цель обучения: 2.1.1.3 определять общепринятые этические нормы на основе изучения различных источников.
СМАРТ цель урока: развитие умения соотносить поступки с принятыми этическими нормами.
Ожидаемый результат:
- Действуют по составленному плану, заданиям учителя, инструкциям учебника и рабочей тетради
- Извлекают нужную информацию из текста и иллюстраций учебника по заданию учителя
- Рассказывают о своих друзьях и их привычках
- Определяют общепринятые этические нормы в отношениях между друзьями
- Понимают учебную задачу урока, выполняют, рефлексируют свои достижения на уроке
- Актуализируют и пополняют свой словарный запас словами құрмет- уважение – respect(респект), келісім- согласие – consent (консент),
өзара көмек- взаимная помощь-mutual help (моушл хэлп)
Критерий успешности:
1. Всепознакомяться с понятием «дружба», с правилами дружбы, а также научаться находить выходиз конфликтной ситуации работая в сотрудничестве и опираясь на наглядный материал с помощью учителя.
2. Большинствоовладеют навыками исследовательской деятельности, совместной работы
3. Некоторые смогут сравнивать, анализировать, обобщать и делать рефлексию своей деятельности
Тип урока: комбинированный
Форма урока: рассуждение
Методы и приемы: беседа, работа с учебником, работа в паре, работа в группах, самостоятельная работа, дидактическая игра, «мозговой штурм», , «театрализация», «поделись с другом», «интервью», «проблемный вопрос», «да, нет».
Ресурсы:
для учителя: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектр, предметные картинки по теме, таблички со словами, магниты, карточки
для ученика: учебник, рабочая тетрадь
Ключевые слова и идеи: дружба- это уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь
Опишите результаты в рамках конкретных аспектов. Что Вы ожидаете от учеников по окончании урока? Исследуемый ученик А
Критерии успеха для данной фокусной группы__________________________
К концу урока ученик уровня А сможет анализировать свою деятельность, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения самостоятельно Исследуемый ученик В
Критерии успеха для данной фокусной группы _______________________________
К концу урока ученик уровня В сможет дать развёрнутые ответы, аргументировать, частично доказывать свою точку зрения Исследуемый ученик С
Критерии успеха для данной фокусной группы _____________________________
К концу урока ученик уровня С сможет дать односложные ответы не аргументируя его

Ход урока

Время Этапы урока Действия учителя Действие ученика
2 мин

1 мин Вызов
Начало урока
1. Создание положительного эмоционального настроя.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация. Постановка учебной задачи
«Мозговой штурм»

Деление по группам Приветствует учащихся на трех языках?
-Сәлеметсіздер ме, балалар!
– Здравствуйте, ребята!
– Good day, pupils! (гуд дей пюпелс)
-Сейчас мы с вами встанем в круг. На экране видеоклип на песню В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне.
Педагог:Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет» а давайте в знак нашей дружбы улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и хорошего настроения на нашем уроке.
Педагог:- Скажите, о чём эта песня? – Вы в песне услышали слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями- много»? – А что вы уже знаете о дружбе? – А что бы вы еще хотели узнать о дружбе, на какие вопросы хотели бы получить ответы?(предполагаемые
ответы детей: - Как правильно дружить? - А умею ли я дружить? – А что значит быть настоящим другом)
Значит мы сегодня на уроке узнаем что самое ценное в дружбе.
Рассмотрите картинки и определите что самое ценное в дружбе
Давайте произнесем все три ценности на трех языках:
құрмет- уважение – respect (респект)
келісім- согласие – consent (консент)
өзара көмек- взаимная помощь-mutual help(моушл хэлп)

ФОПоддержка учитель- ученика, ученик-ученика
Аплодисменты
(Случайным выбором ручек детей) -А теперь каждый из вас находит свои ручки и садиться по группам.
1 группа- Уважение
2 группа – Согласие
3 группа- Взаимная помощь Хором приветствуют учителя:
-Сәлеметсізбе!
– Здравствуйте!
– Good day! (гуд дей)
Слушая песню дети встают в круг. Взялись за ручки. Начиная с педагога дети передают свои рукопажатие друг другу со словами «Я передаютебе свою дружбу, и она идет от меня к Оле, от Оли к Богдану и т. д. В конце дружба возвращается к педагогу.

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.

Дети рассматривая картинки, определяют самые важные ценности в дружбе
уважение
согласие
бескорыстная взаимная помощь

Осмысление
Середина урока
Работа над новым материалом

Работа в группах
«Волшебный сундучок пословиц»

Применение
Работа в тетрадях

«Интервью»

Физминутка
«У друзей нет выходных»

Анализ
«Проблемный вопрос»

Индивидуальная работа «Да и нет»

Работа в тетради

Работа с учебником
«Театрализация»

Синтез
Работа в тетради

Конец урока

Рефлексия урока

Домашняя работа

Оценивание Работа над значением слова «друг»
- Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно.
Сейчас вы обсудите в парах, как вы понимаете, что значит слово «друг»?- А Алексей найдет значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
- А теперь послушаем ваши варианты значения слова «друг» (опросить мнения ребят из нескольких пар).
- А теперь послушаем Алексея, какое значение слова «друг» предлагается в толковом словаре.
- Вы такие молодцы, ребята, ваши мнения получились близкими с тем, которое предложено в словаре.
«Волшебный сундучок пословиц»
В сундучке вы найдете рисунки и подберете к ним пословицы
1 группа- Уважение
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Сила птицы – в крыльях, а сила человека- в дружбе
2 группа – Согласие
Одежда хороша новая, а друг – старый
Дерево крепко корнями, а человек дружбой
3 группа- Взаимная помощь
Друг познается в беде
Нет друга – ищи, а нашел - береги
ФО Поддержка учитель- ученика, ученик-ученика
«Большой палец»
Пишут слова дружбой, старый

Мини-исследования методом интервью
Учитель с помощью случайного выбора распределяет среди детей журналиста и оператора.Они проводят мини исследование среди учеников. Опрос о друзьях.
Есть ли у тебя друзья?
Как часто вы проводите вместе время?
В чем вы помогаете друг другу?
Как ты считаешь, каким должен быть настоящий друг?

Учитель вместе с детьми повторяют движения

Дети у меня возник такой вопрос
«В чем отличие между друзьями и приятелями»

Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

А в тетради записывают имя друга и имя приятеля
Друзья- это Николай
Приятели- это Константин
Учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока по картинке.
Отвечают на вопросы:
1. Что сказали ребята при встрече друг с другом?
2. Что они подарили Арману на день рождения?
3. Что пожелали другу?
- А как вы думаете в какие игры будут играть ребята в гостях у Армана
Пишут слова уважение, согласие, помощь

А теперь давайте заполним дерево дружбы нашего класса

Дети выходят и вешают своё фото на дерево дружбы
наш 2 Б класс

Какие открытия для себя вы сделали?
-Можно ли считать наше исследование на тему «Я и мои друзья» законченным?

А сейчас вам нужно определить на какой ступени вы находитесь?
"Лестницы успеха" (дети клеят свои имена)
учебник 12 стр читать, в тетради 11 стр 4 задание. Написать 3 предложения о своих друзьях.

Самооценивание по лестнице успеха

Дети предлагают варианты значения слова «друг»

Алексей читает значение слова ДРУГв толковом словаре Ожегова.

ДРУГ-во множественном числе друзья
Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дети достают из сундучка рисунки и подбирают к ним пословицы. Надевают на голову и обьясняют смысл пословиц

Дети в тетрадях выполняют 1 задание.

Дети проводят опрос среди учащихся 2 Б класса и
анализируя, делают выводы.

Дети повторяют движения за персонажами

Дети высказывают свои мнения и отстаивают свою точку зрения

Дети заполняют таблицу с утверждениями
«да и нет»

Дети в тетрадях выполняют 2 задание.

Арман пригласил друзей на свой день рождения. И вот они пришли.

Дети рассматривая картинки с играми, сами предложили в какие игры они бы хотели играть

Дети в тетрадях выполняют 3 задание.

Ф.И.О: _______________________
Роспись:________________Дата:________

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

помочь детям осознать качества настоящего друга;

подвести учащихся к осознанию собственного умениядружить.

Занятие 16. Настоящий друг

Разминка

«Кто сказал "спасибо"?» Участники занятия образуют круг, в центре которого усаживается один из них. Дети подходят и пожимают ему руку. Заранее ведущий назначает одного ребенка, который должен через рукопожатие передать «спасибо». Остальные должны просто поздороваться. Задача водящего - определить, кто сказал ему спасибо.

«Я сделал дело хорошо». Дети вспоминают о своих делах в школе и дома, которые им удалось сделать хорошо за прошедшую неделю. Тот, кто ловит мячик, брошенный ведущим, говорит об одном из таких удачных дел вслух.

«Кто есть кто?» Детям раздаются карточки с обозначенными на них семейными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. Они по очереди представляют каждый свою роль, не используя слов, а остальные отгадывают, кто изображается в том или ином случае.

«Неоконченные предложения». Дети завершаютследующие предложения:

«Настоящий друг - это тот, кто...» «Друзья всегда...»

«Я могу дружить с такими людьми, которые... » «Со мной можно дружить, потому что...»

«Качества настоящего друга». Ведущий делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных человеческих качеств. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга (по возможности обосновав свой выбор) и записывают его на доске.

В результате под надписью набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.

Работа со сказкой.

Неожиданная встреча (Е. Андреева)

Жила-была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в маленькой квартирке на 22-м этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много звезд в небе, - думала девочка. - Наверное, столько же, сколько на Земле людей».

Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи яркому месяцу. Вдруг что-то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на миг озарилась ослепительным светом.

Здравствуй, девочка! Я давно хотела... - прозвучал тоненький голос.

Кто это? Что происходит? - испугалась девочка.

Не бойся меня! Я - одна из тех звезд, которыми ты таклюбуешься, когда тебе не спится но ночам. Я давно хотелаприлететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. Асегодня разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела,чтобы познакомиться с тобой.



Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? -удивилась девочка.

А как же! - засмеялась звездочка. - На небе все так же,как на Земле. Есть маленькие звездочки, а у них - родители, бабушки и дедушки.

Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милаязвездочка!

Ну, давай устроимся поудобнее, - сказала звездочка,влетая в комнату и пристраиваясь на подушке. - Мне по вашим земным меркам уже одиннадцать лет - чуть больше, чемтебе. У меня есть звездные мама и папа. Я учусь в звездной

школе. Там добрые учителя, и каждый день я узнаю что-то новое. Но... - Звездочка вдруг притихла и загрустила.

Что? Почему ты замолчала? Тебя там кто-то обижает? -забеспокоилась девочка.

Да нет... В звездном мире у меня все хорошо. Но иногдая чувствую себя одиноко... У меня нет друзей. Иногда сомной знакомятся другие звездочки, но наша дружба продолжается недолго. Им почему-то скучно со мной. Мне нравитсягулять по звездным полянам, собирать звездные цветы и смотреть издали на Землю, которая переливается всеми красками,отражая небесный свет... А сама я стесняюсь знакомиться сдругими звездочками - боюсь, что опять мне кто-нибудь скажет, что со мной неинтересно...

Но ты же сегодня смогла познакомиться со мной! Ты жене постеснялась! - воскликнула девочка. - Хотя, говоря поправде, мне тоже бывает одиноко. Иногда кажется, что я никому не нужна, что весь мир отвернулся от меня.

Правда? И с тобой такое бывает?



Ну да, у меня тоже нет настоящей близкой подруги.Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять. Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить,если настроение плохое. Ведь настоящий друг - это тот, который хочет быть с тобой и тогда, когда ты грустишь, когдатебе плохо.

Знаешь, - призналась звездочка, - мне сегодня впервыеза долгое время стало легко и светло на душе. И все потому,что я встретила тебя! Ты мне очень понравилась. Ты добрая иотзывчивая. Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мыопять поболтаем о чем-нибудь? Ведь вдвоем веселее, правда?

Конечно, - ответила девочка. - Обязательно прилетай!Я буду тебя ждать. Мне кажется, что мы знакомы уже давно.Мне будет тебя не хватать...

Звездочка в один миг оказалась на окошке:

Время идет так быстро! Моя мама, верно, волнуется. Мнепора улетать!

Ах, как быстро! - пожалела девочка.

Да, но я обязательно вернусь! Когда тебе будет грустно,вспоминай обо мне, и я помогу тебе - я мысленно передамтебе что-нибудь приятное, и тебе станет легче.

«Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть», - думала девочка, пока звездочка поднималась все выше и выше, ласково подмигивая тоненькому силуэту в темном окне двадцать второго этажа...

«Надежный лифт». Один из детей ложится на пол. Несколько человек подходят к нему и спрашивают: «Вам на какой этаж?» - и все вместе поднимают его повыше или пони же, в зависимости от того, какой этаж он назовет. Только не забудьте заранее договориться о том, сколько в вашем «доме» этажей (не больше четырех). Опускать надо осторожно, а ведущему следует подстраховывать детей.

Занятие 17. Умею ли я дружить?

Разминка

«Чувства и ассоциации». Ведущий называет то или иное чувство и предлагает подобрать к нему ассоциации, сравнивая чувства с различными предметами или явлениями. Например: «Если бы радость была собакой, то какой породы?» Можно предлагать подбирать ассоциации на самые разные темы: погода, рельефы, растения, вид транспорта и т.п.

«Кто сказал "прости"?» Из участников тайно выбирается один, кто будет передавать через рукопожатие просьбу о прощении, в то время как все остальные будут просто здороваться. Водящий, сидящий в центре круга, должен суметь отличить это рукопожатие от обычных.

«Одинаковые скульптуры». Выбираются двое водящих. Они выходят в центр круга, им завязывают глаза. Один из них должен принять любую позу, а потом с помощью словесных инструкций помочь партнеру принять точно такую же позу. Все остальные сравнивают результаты.

«Нужно ли уметь дружить?» Ведущий рассказывает детям о том, что на одном из психологических занятий его участники перечисляли свои умения: «Я умею пользоваться Компьютером», «Я умею кататься на роликах», «Я умею плавать», «Я умею играть на пианино», «Я умею выразительно читать стихи» и т.д. А один ответ был таким: «Я умею дружить». Возникла дискуссия, в ходе которой одни дети говорили, что дружбу нельзя считать умением, что этому не нужно учиться. Другие же считали, что, действительно, дружить умеют не все, это не так просто.

Ведущий предлагает участникам занятия высказать свои точки зрения.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Про маленькую Бабу Ягу (А. Завалиишна) В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга - мама, Баба Яга - тетка и Баба Яга - девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую - ее в миру звали Матильдой - в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика был лес.

Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.

Ну и прикид! - сказала первая модница в классе, Анжела. - Это же настоящие лохмотья!

А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась!

Она к тому же и босая!

А на плече, смотрите, ворона сидит!

Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:

А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! - И слезы у Матильды полились рекой.

Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.

Не плачь ты! - говорили они в один голос. - Ты жеколдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь.Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, ипусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!

С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы. Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.

Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.

Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! Авот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!

А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта - от простуды, а эта - для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддразнивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды.

Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбежал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:

Стой! Нельзя! Они ядовитые!

Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала плечами:

Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, - это приостановить действие яда.

Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.

Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа добрались до больницы, где девочку удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад.

Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду стали уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее перестали дразнить колдуньей, но зато она стала известной целитель-ницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.

И недоверчивые к людям взрослые ведьмы - мама и тетка Матильды - стали понимать, что уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.

А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стрижку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, появились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.

«Санитары». Один из ребят назначается «раненым бой-Чом», а двое - «санитарами». «Раненому» завязывают глаза, а«санитары» носят его на сплетенных руках по классу, ока-зьгвают ему «первую помощь». Когда все дети попробуют себя в каждой из этих ролей, можно устроить обсуждение, в какой роли интереснее быть и почему.

Занятие 18. Трудности в отношениях с друзьями

Разминка

«Чувства и ассоциации». Ведущий предлагает детям повторить упражнение (см. занятие 17): найти ассоциации-сравнения для названных чувств. Предложите для игры новые названия чувств и новый выбор предметов и явлений для сравнения.

«Одинаковые скульптуры». Повторите уже знакомую детям игру (см. занятие 17). Двое с завязанными глазами встают в центр круга. Один принимает любую позу, а другой должен ее повторить. Но на этот раз он не полхчает от первого словесных инструкций. Его подводят к «скульптуре», и он, ощупывая ее, должен составить представление о позе, в которой она находится, и принять такое же положение.

«Кто сказал "мяу"?» Водящему ребенку завязывают глаза, затем его раскручивают и усаживают на колени к одному из детей, который в этот момент говорит: «Мяу!» Водящий должен назвать имя одноклассника, на коленях которого он оказался. Смените побольше водящих! Кто окажется самым внимательным?

«Об Алеше». Ведущий рассказывает детям о мальчике Алеше, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит». Дети должны высказать свои предположения о том, что же произошло с Алешей. Затем ведущий говорит о маме Алеши: она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу только из-за того, что у него не ладятся отношения с товарищами?

Обсудите все вместе: бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не дружил? Насколько важна для детей школьная дружба? Что для кого важнее - учебные дела или взаимоотношения со сверстниками? Подумайте все вместе над тем, как можно помочь Алеше и всем ребятам, у которых есть такая проблема.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

О Спиногрызкине (Т. Маркина)

Одним зимним утром молоденький кролик по фамилии Спи-ногрызкин проснулся в восемь часов. За окном было еще темно, падал тяжелый липкий снег. «Как не хочется вставать! Да еще сегодня суббота...» - застонал кролик.

Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвертым в эстафете.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, а уши его развевались на ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы были бы первыми" Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слезы, из носа потекло.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплелся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может, мне все это показалось? - тревожно подумал кролик. –Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?»

Спиногрызкин вернулся домой. Мама поила его вкусным морковным чаем, папа предлагал сыграть в бирюльки, но Спиногрызкин был безутешен.

В школе бывшие друзья отворачивались от него, а победители злорадно смеялись прямо в лицо. Спиногрызкин так нервничал, что за одну неделю умудрился получить три двойки и пять замечаний за невнимательность на уроках. «Эх, никому я не нужен, ничего я не умею, никто меня теперь не любит», - вздыхал кролик.

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его еще дедушка научил.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Застучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Строительство скворечника - сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами - сначала неохотно, но постепенно все больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо все объяснял и всем помогал.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызки-ным. Они попросили у него прощения за то, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди Друзей.

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь ее птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, - думал кролик, ставший настоящий героем дня. - Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

Занятие 19. Ссора и драка

«Чувства-ассоциации». Предложите детям называть возникающие у них ассоциации к названиям негативных чувств: злость, обида, гнев и т.д., например: «Если бы злость была растением, то каким?» «Если бы ярость была птицей, то какой?» и т.д.

«Изобрази ситуацию». Дети получают карточки с надписями на тему различных конфликтных ситуаций: «Мальчик разозлился»; «Девочка замахивается на кого-то кулаком»; «Двое учеников обзывают друг друга»; «Девочка плачет, ее обидели»; «Мальчика побили, ему обидно». Каждый без слов изображает доставшуюся ему ситуацию.

«Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

Дети припоминают свои конфликтные ситуации и те ощущения и чувства, которые у них возникали, и по очереди называют их.

«Неоконченные предложения». Дети завершают предложения:

«Ученики ссорятся, когда...» «Ссора заканчивается дракой, если...» «Ссора заканчивается слезами, если...» «Когда другому человеку больно...» «Когда мне больно, я...»

«Я знаю одного мальчика...» Ведущий рассказывает детям Историю приблизительно такого содержания: «Многим детям случается ссориться и драться. Наверное, это нормально. Но я знаю одного мальчика, который дерется почти все время: на пеРеменке, на прогулке, в столовой. Причем дерется жестоко, пуская в ход кулаки, ноги, зубы. И не разбирает, куда он бьет - в грудь, в лицо, в голову. Конечно, одноклассники его избегают, не хотят с ним играть. А он от этого еще больше злится и еще больше дерется. И всегда ему кажется, что все лезут к нему первыми. Когда с ним разговариваешь, выясняя, не жалко ли ему тех, кого он бьет, он заявляет: "Сами виноваты, они первыми пристают". Давайте вместе подумаем, что можно сделать, как помочь этому мальчику - ведь такие, как он, есть в каждом классе. Попробуем разыграть ситуации, в которых я буду исполнять роль этого мальчика-драчуна, а вы - роли его родителей (они обеспокоены, что у сына нет друзей оттого, что он всех обижает), кто-то будет его учительницей, кто-то исполнит роли его одноклассников. Может быть, это позволит нам понять, что можно делать с такими драчунами». После этого разыграйте ситуации и обсудите с детьми наиболее удачные способы поведения.

Класс

Занятие 5. Мой выбор, мой путь

Разминка

«Способности моих родителей». Ведущий спрашивает детей о том, что им удалось узнать о способностях их родителей. Желающие рассказывают, остальные задают вопросы. В ходе беседы следует обратить особое внимание на то, что способности могут меняться, некоторые угасают, некоторые развиваются или возникают в зависимости от смены деятельности.

«Кого загадал ведущий?» Ведущий называет некоторые способности каждого из участников. Детям нужно догадаться, кого имеет в виду ведущий.

«Отгадай, кто я?» Ведущий выбирает из числа детей водящего и тайно называет ему имя кого-то из одноклассников. Затем прикасается к водящему «волшебной палочкой», «превращая» его в этого человека. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся вкусов, увлечений загаданного участника, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой любимый писатель?». А водящий старается отвечать на них от лица этого участника. Дети должны догадаться, в кого «превращен» водящий.

«Выбор пути». Ведущий напоминает детям сказку, в которой Иван-царевич оказался на перекрестке трех дорог. Ему пришлось выбирать свой путь. Он сам делал свой выбор и убеждался в том, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Ведущий предлагает ребятам представить ситуацию, когда человек не в сказке, а в жизни оказывается на распутье и должен выбрать одну из дорог. «Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее в качестве примера можно рассмотреть школу как исходный пункт выбора дороги. На доске изображается линия, ведущая в школу, а внутри школы она разветвляется. Как можно назвать эти ветки? Дети предлагают свои варианты названий: «к пятеркам любой ценой», «главное - чтобы тебя хвалили», «к знаниям через старание», «к тройкам через лень». Дети размышляют над тем, какая дорога может привести к успеху.

«Рисунок "На перекрестке дорог"». Предложите детям представить себя на распутье дорог и изобразить эту ситуацию в виде символических изображений. Обсудите рисунки, поговорите о том, какие возможности развития своих способностей Дети видят в будущем.

Занятие 6. Мой внутренний мир

Разминка

«Подушечный бой». Эта игра предложена для включения в психологические занятия пятиклассниками московской школы «Премьер». Для выполнения упражнения нужны две или четыре диванные подушки. Участники становятся друг против друга на расстоянии около полуметра, расставив ноги и не двигаясь с места. С помощью подушки (или двух подушек в обеих руках) нужно заставить партнера потерять равновесие.

«Не выходя из комнаты». Ведущий заводит с детьми беседу о том, что часто человек перестает радоваться жизни, потому что не способен замечать красивое и удивительное вокруг себя. Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в скуку и уныние. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это. Предложите детям назвать как можно больше вещей и явлений, которым можно удивиться, не выходя из комнаты.

«Радиопередача». Ведущий предлагает детям представить себя в роли радиоведущих детской передачи. Они должны рассказать в микрофон сказку, начав со слов: «Далеко-далеко, за лесами, за горами жил мальчик (девочка)...»

«Чужие рассказы». Ведущий рассказывает о детях, которые на занятиях психологией писали маленькие сочинения на тему «Какой я и чем отличаюсь от остальных?». Ведущий читает детям эти сочинения, предлагая определить, кто из авторов этих сочинений лучше всего разбирается в себе. Очень важно, чтобы участники пытались доказать свою точку зрения.

«Я нехороший. Я не могу быть хорошим, потому что не умею решать задачи».

«Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и большой, но ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть хорошим мальчиком».

«Я добрый, трудолюбивый, правдивый».

«Я не знаю, какая я по характеру. Но когда меня обзывают, я тоже могу обозвать. Я характером в папу».

«Я отличаюсь быстро меняющимся настроением. Иногда бываю грустной, иногда веселой».

«У меня нет силы воли. Мне не нравится моя разболтанность».

«У меня не очень хороший характер. Когда что-то бывает не так, я надуваюсь, как мышь на крупу».

«У меня с дружбой плоховато. Мне не нравится в себе то, что я не научилась хорошо понимать товарищей».

«Маленький принц». Ведущий беседует с детьми о сказке про Маленького принца, который имел свою собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать. При обсуждении обращается внимание на то, кто населяет эту планету, легко ли до нее добраться, по каким законам на ней живут.

Коррекционно – развивающее занятие в 4 классе коррекционной школы

ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 2»

г. Черемхово, Иркутской области,

Воспитатель.

Коррекционно - развивающее занятие «Я и мои друзья»

Цель : формирование межличностных отношений в классе.

Задачи:

образовательная – продолжать знакомить детей с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление;

учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;

воспитательная – воспитывать уважения к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

коррекционная – развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать словарь, фразовую речь, умение подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.

Словарная работа: дружба, друг.

Оборудование:

    Мультимедийная презентация

    Дид. игра «Убери лишнее» - в презентации

    Разноцветные круги по количеству детей

    Видеоролик с опросом

    Маски птиц и животных для чтения стихотворения

    Фонограмма припева песни «Дружба начинается с улыбки»

    Мультфильм «Однажды утром»

    Видеоролик с физ. минуткой

    Карточки с ситуациями для работы в группах

    Карточки с положительными и отрицательными качествами людей для работы в парах

    Дид. игра «Кто с кем дружит» (2 конверта с картинками – изображениями сказочных героев) для индивидуальной работы

    План для рассказа о своем друге

    «Солнце дружбы»

Ход занятия.

I Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас сегодня у нас на открытом занятии. Ребятам я хочу пожелать хорошей работы, а нашим гостям- хорошего настроения на протяжении всего занятия.

Ребята, прежде, чем начать разговор о теме нашего занятия, я хочу предложить вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая называется «Убери лишнее» (слайды 1, 2, 3) (дид. игра )

II. Введение в тему.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого мы сейчас вместе и определим. (сл.4) А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что у них общего? (сказочные герои)

Дети отвечают.

А почему мы всегда видим их вместе?

Правильно, это друзья.

III. Постановка темы, целей.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

Тема нашего занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Основная часть.

Ребята, при подготовке к нашему занятию я решила узнать, что думают о друзьях и дружбе дети, живущие в нашей школе, и взрослые, которые в ней работают. В помощницы я взяла Вику Мелюхину и вместе с ней мы ходили по школе и задавали ребятам и взрослым вопросы. Предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось, а после просмотра те же вопросы я задам вам. (видеоролик) (вопросы: что такое дружба; что такое друг; есть ли у вас друг?)

(ответы детей)

Словарная работа.

«дружба» (слайд)

«Дружба-это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов» (объяснение понятия);

Какой может быть дружба? (ответы детей: крепкая дружба, настоящая дружба)

Друг и дружба - эти понятия тесно связаны между собой. Кто же такой друг?

«друг» (слайд)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

(чтение слова про себя; чтение вслух; чтение слабым и сильным учениками;)

Каким может быть друг? (настоящий друг; лучший друг)

Кто может быть другом?

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Вывод: - Легко ли жить человеку без друзей?

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети. С улыбки.

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.)

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? (стихотворение читает Саша Агафонов )

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(Ответы детей.)

Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Однажды утром» После просмотра мы с вами выясним, все ли его герои выдержали испытание и остались настоящими друзьями.

Просмотр фильма, беседа по содержанию.

Кто из героев мультфильма вам понравился? А как бы вы поступили на месте козленка? Героев мультфильма можно назвать друзьями, т. к. они пришли на помощь в трудную минуту.

Вывод:

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

А теперь давайте закончим пословицы и поговорки, которые вы видите на экране и объясним, как вы их понимаете. (сл.9) (Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Друг познается в беде; Нет друга - ищи, а найдешь – береги; Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь; Человек без друзей, что дерево без корней).

Вывод:

О чем говорится в этих пословицах? (о дружбе, друзьях)

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Давайте попробуем вместе их составить. (слайд10)

Законы дружбы (на экране)

1. Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)

2. Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)

3. Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)

4. (обижай; не обманывай; обзывай) друга.

5. Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)

Вывод:

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! (сл.11)

Физминутка.

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел еще один мой очень хороший друг, который очень любит физкультуру и хочет провести с вами физминутку.(видеоролик)

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

2 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)

Вывод:

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

- Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый, грубый, равнодушный.

Проверка – слайд.

Вывод:

Каким же должен быть настоящий друг?

Индивидуальная работа (Пашков А.):

На столе 2 конверта с изображением сказочных героев. Задача: подобрать героям 1 – го конверта друзей из 2 – го. (вывесить на доску)

Дид. игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

1. Как зовут друга?

2. В каком классе учится?

3. Почему ты считаешь его другом?

(по желанию детей, 3 – 4 человека)

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

Вывод:

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Итог занятия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Наше занятие подходит к концу. Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, особенно хочу отметить…

Актуальность выбранной темы

Цель

Выработать правила дружбы;

показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими;

Ход урока

1.Приветствие:

. (1,5 мин.) Диалог между учениками.

Поговорим? – О чем? – О разном и о прочем. – О том, что хорошо. – И хорошо не очень. – Поговорим? – Поговорим. Вдруг будет интересно.(Хором)

4. Учитель . Введение в тему:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном, А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет стихотворение.

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно, дружба !

Дружба –это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов.

Ученик:

Что такое дружба?

Спросила я у птицы.

Спросила я у зверя

«Что такое дружба?»

«Дружба что такое?»

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

.(звучит тихо мелодия)

1. Притча(Слайд№__3________)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда га утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей.которые спасли жизнь его семьи.

Обсуждение: какую истину несет в себе данная притча?

Какие пословицы на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей:

Дружба дороже золота,

Друзья познаются в беде,

Старый друг, лучше новых двух)


Саша Г.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит ли оно?

Чингис

Лиза

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Рамина

Дни, недели, месяц или год…

Плохо сделал или же сказал,

Кирилл Стариченков

Работа в группах:

Работа с текстом.

Уголёк

Даше подарили котенка. Он такой красивый! Стали думать, как назвать малыша. Он похож на уголёк,- сказал папа. – Так и назовём котенка.

Как то дедушка забыл закрыть дверь. Уголёк убежал во двор. Ищет его Даша, не может найти. Где же Уголёк? Да вот он на дереве! (о ком рассказ? Можно ли сказать что этот рассказ о дружбе?)

Сказка о дружбе

Жила-была бабочка. У нее были красивые желтые крылышки. Каждый день она прилетала на свою любимую полянку.

Однажды она увидела, что на ее полянке расцвел удивительный цветок с красными лепестками и беленькой серединкой. Он ей так понравился, что она стала прилетать к цветочку каждый день и они подружились.

Как-то раз бабочка прилетела к своему цветочку в гости и увидела огромного, злого жука, который грыз листики на цветочке. Бабочка стала его прогонять, но жук не уходил...

Тогда она полетела и позвала на помощь пчелку. Они вдвоем прогоняли-прогоняли жука, но не смогли его прогнать. И они позвали на помощь божью коровку, и стали прогонять жука втроем. Но жук их совсем не испугался и продолжал грызть листочек.

Бабочка, пчелка и божья коровка позвали на помощь стрекозу. Но жук не обращал на них вниманиеи никуда не улетал. Тогда насекомые попросили комарика помочь им прогнать жука.Но и комарик не смог помочь им. И тут друзья заметили неподалеку большую улитку. Когда улитка подоспела к ним на помощь, жук увидел, как их много, испугался и улетел с полянки.

Бабочка, пчелка, божья коровка, стрекоза, комарик и улитка обрадовались, стали играть и веселиться. С тех пор они подружились и стали приходить в гости к цветочку все вместе!(о чем рассказ?что победило?)

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу

Почему в рассказе дружба сравнивается с первым дождем? Настоящими ли друзьями были девочки?)

Канавка

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку. - Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

(Кто главный герой в этом рассказе? Какой поступок совершил Витя? Почему он так поступил?)

. Герман А.

Дружба – это тёплый ветер

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Алексей Р.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар

«Пословицы о дружбе»

Дети составляют пословицы.

Друг познаётся……………(в беде)

- О чём эти пословицы?

(притча «Два барана»

. Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный,

внимательный, заботливый, преданный, умеющий

хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный,

хорошо учится, любезный, терпеливый, богатый,

доверчивый, весёлый, ленивый, строгий,

общительный, бескорыстный, трудолюбивый.

Друг-

Слайд№ 7_Гадкий утенок»

Стихи.

Ангелина Т.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

Влад Б.

Ангелина Д.

Дружба на земле объединяет

Учитель:

Законы дружбы.

Слайд-8

    Помогай другу в беде.

    Умей принять помощь, совет.

    Не обманывай друга.

    Не предавай друга.

    Относись к другу как к себе.

    Умей признавать свои ошибки.

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

Учитель:

Средняя общеобразовательная школа № 16

Классный час

На тему:

« Я и мои друзья. Умеем ли мы дружить?»

Уральск 2014 год.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Начальные классы

Описание:

Тема: « Я и мои друзья. Умеем ли мы дружить?»

Актуальность выбранной темы : дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Цель : раскрыть сущность понятия «дружба»,

Определить какими качествами должен обладать настоящий друг,

Выработать правила дружбы;

Практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими;

формировать навыки эффективного общения, а также способность оценивать свое поведение.

Ход урока

Учащиеся входят в класс под музыку(минусовка «Я, ты, он. она вместе дружная страна»)

1.Приветствие:

Выступление учащихся- прочтение стихов.

2.Учащиеся занимают свои места(в группы)

1. Катя, Ангелина Т., Влад, Рамина, Герман.

2. Чингис, Богдан, Инесса, Лёша, Лиза.

3. Юра, Ангелина Д., Сергей, Кирилл Стар,

4. Скок Кирилл, Саша, Настя, Вадим, Жанель.

3..Диалог (Настя, Кирилл Скок)

.(1,5 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.(Хором)

4. Учитель . Введение в тему:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном, А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет стихотворение.

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно, дружба !

Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе.)

Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)слайд № 1

У:А какое же значение имеет слово дружба в толковом словаре:Слайд№_2_____

Дружба –это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов.

Ученик:

Что такое дружба?

Спросила я у птицы.

Это когда коршун летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя

«Что такое дружба?»

Это когда зайцу лисицы бояться не нужно,

А после спросила я у девочки:

«Дружба что такое?»

Это что то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!!! (1 минута)

Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)

А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу .(звучит тихо мелодия)

1. Притча(Слайд№__3________)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда га утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей.которые спасли жизнь его семьи.

Обсуждение: какую истину несет в себе данная притча?

Какие пословицы на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей:

Дружба дороже золота,

Друзья познаются в беде,

Старый друг, лучше новых двух)

У.-Сегодня на занятии мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг?


2. Ученики читают стихотворение «Дружба»

Саша Г.

1.Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит ли оно?

Чингис

2.Дружба –это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Лиза

3.Дружба –это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Рамина

4.Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Кирилл Стариченков

4.Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Работа в группах:

Работа с текстом.

(Каждой группе раздаются небольшие рассказы,)вам нужно будет их прочитать и кратко рассказать о чем он.

Уголёк

Даше подарили котенка. Он такой красивый! Стали думать, как назвать малыша. Он похож на уголёк,- сказал папа. – Так и назовём котенка.

Как то дедушка забыл закрыть дверь. Уголёк убежал во двор. Ищет его Даша, не может найти. Где же Уголёк? Да вот он на дереве! (о ком рассказ? Можно ли сказать что этот рассказ о дружбе?)

Сказка о дружбе

Жила-была бабочка. У нее были красивые желтые крылышки. Каждый день она прилетала на свою любимую полянку.

Однажды она увидела, что на ее полянке расцвел удивительный цветок с красными лепестками и беленькой серединкой. Он ей так понравился, что она стала прилетать к цветочку каждый день и они подружились.

Как-то раз бабочка прилетела к своему цветочку в гости и увидела огромного, злого жука, который грыз листики на цветочке. Бабочка стала его прогонять, но жук не уходил...

Тогда она полетела и позвала на помощь пчелку. Они вдвоем прогоняли-прогоняли жука, но не смогли его прогнать. И они позвали на помощь божью коровку, и стали прогонять жука втроем. Но жук их совсем не испугался и продолжал грызть листочек.

Бабочка, пчелка и божья коровка позвали на помощь стрекозу. Но жук не обращал на них вниманиеи никуда не улетал. Тогда насекомые попросили комарика помочь им прогнать жука.Но и комарик не смог помочь им. И тут друзья заметили неподалеку большую улитку. Когда улитка подоспела к ним на помощь, жук увидел, как их много, испугался и улетел с полянки.

Бабочка, пчелка, божья коровка, стрекоза, комарик и улитка обрадовались, стали играть и веселиться. С тех пор они подружились и стали приходить в гости к цветочку все вместе!(о чем рассказ?что победило?)

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу

Почему в рассказе дружба сравнивается с первым дождем? Настоящими ли друзьями были девочки?)

Канавка

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку. - Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

(Кто главный герой в этом рассказе? Какой поступок совершил Витя? Почему он так поступил?)

И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь

. Герман А.

Дружба – это тёплый ветер

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.

Алексей Р.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар

2.Игра «Собери пословицы». Слайд № 4

«Пословицы о дружбе»

Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. У меня на доске указано начало пословиц, а вам нужно будет найти окончание.(Учитель читает начало, учение читает вторую половину и прикрепляет на доску)

Дети составляют пословицы.

Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)

Не имей сто рублей, ……..(а имей сто друзей)

Один за всех и ……………(все за одного)

Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)

Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)

Старый друг лучше……….(новых двух)

Друг познаётся……………(в беде)

Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)

Недруг поддакивает, а ……(друг спорит).

- О чём эти пословицы?

Да ребята, вы правы! Ведь не даром пословицы передаются из поколения в поколения, потому что несут в себе истину о настоящей дружбе и верных друзьях!)

Ребята, я вам предлогаю посмотреть следующую притчу. Внимание!

(притча «Два барана»

3. Игра «Подсолнух» Слайд _______со словами для выбора Слайд № 6

. Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный,

внимательный, заботливый, преданный, умеющий

хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный,

хорошо учится, любезный, терпеливый, богатый,

доверчивый, весёлый, ленивый, строгий,

общительный, бескорыстный, трудолюбивый.

Учащиеся пишут на лепестках подсолнуха по одному слову- качества настоящего друга. И прикрепляют к подсолнуху.

Зачитывание слов на лепестках.

: А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом?

Друг-

Мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;

Собака, которая преданно смотрит в твои глаза;

Любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…

Слайд№ 7_Гадкий утенок»

Обсуждение: как вы считаете правильно ли вели себя взрослые птицы?какой можно сделать вывод?

Что несмотря на разный цвет кожи, глаз, волос, национальность, худой ты или полный, разное воспитание, мнение людей едино в том, что все люди должны дружить!

Стихи.

Ангелина Т.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

Влад Б.

.Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Ангелина Д.

.Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей –и белых, и цветных.

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами так много говорили о дружбе, какием должен быть настоящий друг. А теперь давай те же с вами расшифруем это загадочное, ценное слово «Друг»

Вам нужно будет подобрать слов с качествами друга, которые начинаются на эту букву.

Д- добрый, доверчивый, дружелюбный, добропорядочный, добросовестный.

Р- разумный, развитый, решительный,

У- умный, уверенный, удачный, успешный,

Г- грамотный, героический, гостеприимный, гибкий

(ученики прикрепляют слова на доску- цветные полоски).

Учитель: А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы.

Законы дружбы.

Слайд-8

1.Помогай другу в беде.

2.Умей с другом разделить радость.

3.Не смейся над недостатками друга.

4.Останови друга, если он делает что-то плохое.

5.Умей принять помощь, совет.

6.Не обманывай друга.

7.Не предавай друга.

8.Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

«Яблоко для друга»(Где каждый ученик пишет пожелание в одном слове для своего друга и обмениваются, а на обратной стороне один из законов дружбы))

«Яблоко желаний» для гостей с пожеланиями._

Учитель:

И в заключении нашего классного часа я приглашаю встать всех в дружный хоровод и исполнить веселую песню о дружбе!

Песня о дружбе» «Дружба это не работа»

Тема «Я и мои друзья»

Цель:

  • раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
  • способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
  • вызвать потребность в установлении дружеских отношений.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Добрый день, ребята. Мне очень приятно снова видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

  • Игра «Молекулы».

Наше занятие я хочу начать с игры «Молекулы». Под музыку вы двигаетесь по классу. По моей команде соединяетесь в пары …

Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, что бы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет отрывок из песни. Послушайте её (звучит песня «Если с другом вышел в путь»).

- Как называется эта песня? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

О чём бы вам хотелось поразмышлять на занятии, что обсудить?

Тема нашего занятия «Я и мои друзья ». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

Кто такой друг? (ответы детей)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)

Кто может быть другом?

Как завязывается дружба?

Что доставляет радость в общении с другом?

Что огорчает?

Легко ли жить человеку без друзей?

  • Работа над притчей.

Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

О ком эта притча?

Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?

Какова главная мысль притчи?

  • Дополнение пословиц

О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (воспитатель читает начало пословицы, дети договаривают конец):

Старый друг … (лучше новых двух)

Друг познается … (в беде)

Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

Не мил свет, когда друга … (нет)

С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Петя и Коля - друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:

1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?

2. Что можно посоветовать Пете?

2 группа.

На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

3 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый,

грубый, равнодушный

Каким же должен быть настоящий друг?

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

  1. Как зовут друга?
  2. Сколько лет?
  3. Где живёт?
  4. Где учится, работает?
  5. Чем нравится?
  6. Как проводите время?

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

  • Рассказы детей из личного опыта.

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Рефлексия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг.