Вопросы на тему зарождение демократии в афинах. Рождение демократии в афинах. Кем был Солон

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом - власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон - обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях - как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия - свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных - гелия.

Власть народа - неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону - без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков - как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной - наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах - защитника демократии.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя


Демос и знать в Афинах

К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство. Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав.

Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон . Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Он происходил из знатного аристократического, но обедневшего рода, поэтому для улучшения своего материального положения был вынужден заниматься морской торговлей. Солона уважали и знать, и демос, поэтому на очередных выборах он был избран архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах). Произошло это в 594 году до н.э.

Реформы Солона

Первым решением, принятым Солоном стало отмена долгового рабства. Он повелел простить демосу все его долги, приказал сбросить с земельных участков долговые камни, а так же нашел средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов. Сам Солон, прославившийся как один из первых афинских поэтов, писал по этому поводу так:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная…

На родину в Афины, в наш прекрасный град

Вернул я многих на чужбину проданных

Освободил и здесь на милой Родине

Рабов, дрожавших перед волею господ.

Проведение этой реформы, призванной улучшить положение демоса и преодолеть затянувшийся конфликт между народом и знатью, не обошлось без неприятностей. Как сообщает древнегреческий писатель Плутарх, перед тем как отменить долги, Солон поделился этой идеей с близкими друзьями. Друзья же взяли у богатых людей в долг много денег, на которые стали скупать землю, когда же был принят новый закон, они отказались возвращать деньги. Сам Солон был обвинен в пособничестве этому обману, но вскоре это обвинение было снято, когда афиняне узнали, что великий реформатор сам простил все долги.

Все свободные мужчины Аттики отныне стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством. Все граждане обязаны были служить в войске или в морском флоте. Они делились на четыре разряда. Самые бедные из них служили в легковооруженной пехоте или гребцами на флоте. Представители третьего разряда становились гоплитами, тяжеловооруженными пехотинцами в основном подразделении афинского войска. Второй разряд, способный приобрести коня, служил в коннице. Наконец, самые богатые граждане становились офицерами и военачальниками римского войска.

Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы. Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги. В то же время существовали и ограничение для занятия высоких постов – на них не могли претендовать самые бедные граждане, представители четвертого разряда.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд - гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30 летнего возраста, мог стать судьей. Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один – целый, обозначал «невиновен», другой – просверленный, «виновен». После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию. В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Реформаторская деятельность Солона произвела очень важные изменения в жизни афинян, но в итоге он многим не угодил. Каждый день к Солону приходили люди – одни хвалили его, другие бранили. Аристократам не нравилось, что он урезал их права, демос считал реформы недостаточно радикальными. В итоге, Солон был вынужден отправится в добровольное изгнание. В течение десяти лет, афинский законодатель путешествовал по Средиземноморью, посетив Египет, Кипр и Лидию. Около 583 года до н.э. Солон вернулся на родину, где прожил до глубокой старости. Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии – народной власти.


Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.

Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.

События

VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.

594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.

Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.

Солон провёл много важных реформ:

  • отменил законы Драконта,
  • отменил все долги,
  • отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
  • давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
  • ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
  • ввёл народный суд,
  • ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.

Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.

560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.

Участники

Афинский архонт, заложил основы демократии.

Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()

В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Рис. 3. Народное собрание

Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Avataram.ru ()
  2. Archivarium.ru ()
  3. Bibliotekar.ru ()

Домашнее задание

  1. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
  2. Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
  3. Какой орган власти в Афинах принимал законы?
  4. Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- o знa комить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;

Повторить и обобщить знa ния о государственном устройстве Афин и положении демоса;

Формирo вать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информa цию (познавательное УУД);

Формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

Знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите?

Ответы детей : пустая книга.

Представьте себе, что эта книга ваших знаний, и она пуста, т. к. вы не знаете, о чем сегодня мы будем говорить. Наша задача заполнить ее знаниями, полученными на уроке, тема которого звучит «Зарождение демократии в Афинах».

Учитель: откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Как вы понимаете, что такое «демократия»?

Ответы детей.

Учитель: в переводе «демос» - это простой народ, а «кратос»- это власть. Если мы сложим два этих понятия, то мы получим «власть народа». Записать в тетради.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы детей: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети, демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

    Как и при каких условиях зародилась демократия,

    Кто является основателем демократии в Древней Греции,

    В чем проявлялась демократия.

    Обсудить друг с другом тему урока.

    Дождаться звонка.

2.Актуализация знаний .

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились.Работа со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов. )

Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати .)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: з наменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей : нет, не могло.

3. Изучение нового материала .

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей : Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы.

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. 4-5 мин. По ходу заполнения таблицы законы записывайте в тетради. Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Таблица «Законы Солона 594 г. до н.э.»

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Обсуждение результатов работы каждой группы.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы 2 группы спросить у детей, используя схему «Жители Аттики».

Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей : Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы группы №3 рассказать детям об афинском суде и спросить у детей.

- Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями лежит на столах

(Извлечения)

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

    Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

    Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да.

Учитель: Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

Что такое «Народное собрание»

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Учитель: Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией?

Ответы детей: Да.

Учитель: Кто принимал участие в «Народном собрании»?

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

Запрет брать людей в рабство,

Рабы- должники становились свободными,

Судьи выбирались из всех граждан Афин,

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Снова возвращаемся к схеме выбор, власть, свобода.

Учитель: скажите, пожалуйста, теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Памятка «Зарождение демократии в Афинах»

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1.передел земли

2.долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

    Закрепление

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа . Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех гражданАфин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Почему тема урока «Зарождение демократии»?

Ответы детей: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание:

Вопросы № 1, 2 письменно

В тетради отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты.




Суд Драконта Драконовские меры и Драконт Человек по имени Драконт проживал в Афинах в 7 веке до н. э., принадлежал к благородному сословию и работал юристом. В то время все правовые разногласия в Греции разрешались согласно устной традиции, привычно практиковалась кровная месть, то есть любое убийство тащило за собой длинный кровавый хвост. Драконт подарил Афинской республике первую в истории античности конституцию писаные законы, объединенные в упорядоченный кодекс. Эксклюзивное право казнить и миловать получил официальный городской суд. Тексты законов, во избежание вольной трактовки, да чтобы все прочесть могли, и потом не говорили глупостей, были вырезаны на деревянных табличках аксонах.







СОЛОН избран архонтом в 594- м г. до н.э Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет! Реформа « стряхивание бремени» Освобождение от долговых обязательств Запрет обращать в рабство афинян Разделение населения на 4 разряда(критерий-количество продуктов, получаемых с участка)


РЕФОРМЫ СОЛОНА Суть закона Основное содержание Прощение долгов Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Запретить обращать в рабство за долги Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. Регулярный созыв Народного собрания В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. Значение законов Заложены основы демократии.






Недостатки реформы Знать: не могла закабалять демос и увеличивать земельные владения Демос: не могли занимать любые должности в государстве увеличить земельные наделы «…Считать счастливым человека, ещё живущего, - всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка..» ответ Солона Крезу – лидийскому царю


Тирания Писистрата и реформы Клисфена 6 в. До н.э. Родственник Солона Писистрат захватил власть. Он заботился о хозяйстве Афин- разведение оливок, виноградарство, строительство водопровода с 509 по 500 гг законодатель Клисфен предложил закон об остракизме(суд черепков. Изгнание из полиса по решению собрания на 10 лет за угрозу демократии)