Вопросы для подготовки студентов к зачёту по дисциплине «безопасность жизнедеятельности». Дифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД) Вопросы зачету бжд для студентов

  1. Основы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
  2. Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» (аксиомы, примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду, критерии оценки негативного воздействия).
  3. Причины возникновения и развития ЧС, критерии оценки, их значимость.
  4. Цель и содержание дисциплины БЖД.
  5. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности.
  6. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска.
  7. Классификация основных форм деятельности человека (тяжесть и напряженность труда, мышечная работа, энергетические затраты).
  8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  9. Причины формирования техносферы (виды техносферных зон).
  10. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
  11. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные, селитебные зоны, на природную среду.
  12. Причины техногенных аварий и катастроф.
  13. Вредные вещества. Пути поступления в организм человека. Действие вредных веществ и чувствительность к ним.
  14. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ.
  15. Виды вибраций и их воздействие на человека.
  16. Действие шума на человека. Аудиометрия. Нормирование акустического воздействия.
  17. Инфразвук, ультразвук.
  18. Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей.
  19. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека (дозы, категории облучаемых лиц). Нормы радиационной безопасности.
  20. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия.
  21. Сочетанное действие негативных факторов.
  22. Прогнозирование опасных ситуаций.
  23. Зоны действия негативных факторов.
  24. Требования к безопасности технических средств и процессов.
  25. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экспертизы.
  26. Классификация ЧС.
  27. Поражающие факторы источников ЧС природного и техногенного характера.
  28. Поражающие факторы ЧС военного времени.
  29. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии, их виды, основные опасности.
  30. Прогнозирование радиационной обстановки.
  31. Химически опасные объекты (ХОО), классы опасности.
  32. Способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
  33. Прогнозирование аварий на ХОО.
  34. Пожароопасные и взрывоопасные объекты.
  35. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени
  36. Задачи и структура РСЧС.
  37. Задачи, структура, органы управления ГО.
  38. Эвакуация населения из зон ЧС.
  39. Основы организации АСДНР при ЧС.
  40. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
  41. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности.
  42. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах (законодательство о труде, охрана окружающей среды).
  43. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах.
  44. Нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  45. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
  46. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов.
  47. Радиоактивные отходы.
  48. Пожароопасные объекты экономики.
  49. Тушение пожаров, огнетушащие вещества.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В табл. 1 приведены теоретические вопросы контрольной работы.

Таблица 1. Вопросы контрольной работы

Первая буква фамилии Номер вопроса Содержание вопроса
А Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Действия при пожаре. Эвакуация при пожаре.
Б Государственный и общественный контроль за соблюдением норм охраны труда. Природные опасности: классификация, защита, рекомендации населению при угрозе урагана, наводнения.
В Биологические опасности. Профилактика заболеваемости. Психология безопасности деятельности. Методы снижения производственного травматизма.
Г Техногенные опасности. Классификация. Профилактика профессиональных заболеваний.
Д Условия и причины возникновения чрезвычайной ситуации, стадии развития чрезвычайной ситуации. Эргономика и правила организации рабочего места при работе с ПЭВМ.
Е,Ё Угрозы национальной безопасности РФ. Специальная оценка рабочих мест по условиям труда.
З Оценка обстановки при чрезвычайной ситуации. Негативные факторы городской среды, влияющие на здоровье и жизнедеятельность человека.
Ж Опасные и вредные факторы в чрезвычайной ситуации. Расследование и учет несчастных случаев.
И Идентификация опасных и вредных факторов. Правила поведения населения при угрозе совершения террористического акта.
К Обеспечение комфортных (нормальных) условий жизнедеятельности. Утомление и переутомление. Профилактика переутомления.
Л Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Действия до, вовремя и после землетрясения. Влияние физической активности на здоровье, борьба со стрессом.
М Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Обучение по охране труда. Инструктажи.
Н Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Порядок и правила оказания первой помощи при электротравме.
О Чрезвычайные ситуации антропогенного характера. Правила поведения в толпе и при проведении массовых мероприятий. Оформление трудовых отношений: виды договоров, испытание при приеме на работу, рабочее время, время отдыха, работа за пределами рабочего времени.
П Ответственность за нарушение норм охраны труда. Оказание первой помощи при отравлении.
Р Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Средства и методы пожаротушения.
С Специальная оценка рабочих мест по условиям труда. Действие электротока на организм человека, факторы определяющие опасность поражения током.
Т Утомление и переутомление. Профилактика переутомления. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.
У Профилактика травматизма и производственных травм. Цвета сигнальные и знаки безопасности: виды, формы, назначение
Ф Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на АЭС. Основные принципы и способы зашиты населения. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, особенности расчета больничных листов.
Х Условия труда. Производственный микроклимат, его воздействие на организм человека и влияние на работоспособность. Химически опасные объекты. Характеристика, поражающие факторы АХОВ. Действия населения при авариях с выбросом АХОВ.
Ц Вредные вещества в воздухе рабочей зоны и их действие на организм человека. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций. Категорирование помещений и зданий по пожаро- и взрывоопасности
Ч Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Состав и назначение медицины катастроф.
Ш «Человеческий фактор» обеспечения безопасности в системе «человек- машина». Радиационно-опасные объекты. Характеристики очагов поражения
Щ Правила поведения при радиационных авариях и катастрофах. Чрезвычайные ситуации военного характера.
Э Порядок оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Сигналы оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Коллективные и индивидуальные средства защиты от шума и вибрации.
Ю Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Я Средства индивидуальной защиты человека. Виды, назначение, сроки и периодичность выдачи. Сигналы оповещения ГО и ЧС. Виды защитных сооружений.

Задача1

Выкуривание Х сигареты соответствует индивидуальному риску летального исхода 1 10 -6 в год. Рассчитать число погибших курильщиков для населения миллионного города, среди которого P % людей ежедневно выкуривают по S сигарет.

Задача 2

Определить показатели частоты и тяжести травматизма по предприятию, если за отчетный период произошло Nn несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности 190 дней,Np несчастных случая – по пути на работу с утратой трудоспособности 60 дней, No несчастный случай – при выполнении общественной работы с утратой трудоспособности 8 дней и Nb бытовых несчастных случая – с утратой трудоспособности 52 дня. Указать, какие несчастные случаи следует включить в отчетность по травматизму. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный период – C человек.

В табл. 2 приведены варианты задачи контрольной работы.

Первая буква фамилии Условия для 1 задачи Условия для 2 задачи
Х P S Nn Np No Nb C
А, Ф 0,5
М, Х 0,6
Б, Ц 0,7
Н,Ч 0,8
В, Ш 0,9
О, Щ 0,5
Г, Э 0,6
П, У 0,7
Д, Я 0,8
Р, И, Й 0,9
Ж, Л 0,5
К, Ю 0,6
З, С 0,7
Т, Е 0,8

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1. Цели, задачи, содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Опасности и их источники. Безопасность, система безопасности.

3. Риск и его виды.

4. Физиологические основы безопасности жизнедеятельности.

5. Виды и формы деятельности человека.

6. Классификация условий трудовой деятельности.

7. Пути повышения эффективности трудовой деятельности

8. Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий.

9. Негативные факторы техносферы, их классификация

10. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

11. Нормирование негативных факторов.

12. Идентификация травмирующих и вредных факторов техносферы.

13. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

14. Средства индивидуальной защиты.

15. Виды электротравм. Факторы, которые влияют на тяжесть поражения электрическим током.

16. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током.Меры защиты человека от поражения электрическим током.

17. Порядок и особенности предоставления первой помощи при поражении электрическим током.

18. Методы и средства защиты электронной информации.

19. Техногенные аварии: взрывы, пожары, аварии на АЭС, химических объектах.

20. Стихийные явления и бедствия. Меры защиты от них.

21. Что такое «чрезвычайная ситуация» (ЧС), виды ЧС?

22. Источники ЧС мирного и военного времени.

25. Классификация ЧС по масштабам и нанесению материального ущерба.

26. Правовые основы деятельности МЧС РФ.

27. Основные цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

28. Основные цели и задачи гражданской обороны.

29. Организация гражданской обороны и ликвидации ЧС объекта экономики.

30. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

31. Организация и проведение эвакуации при пожаре.

32. Основные задачи и организация аварийно-спасательных работ.

33. Социальные опасности и защита от них.

34. Информационная безопасность.

35. Экономическая безопасность государства.

36. Экономическая безопасность организации.

37. Экономическая безопасность личности.

38. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.

Учебная и справочная литература

1. Акимов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие для вузов / В. А. Акимов, В. Я. Богачев, В. К. Владимирский. - 3-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2006. - 592 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов [и др.] ; под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2009. - 456 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. - М. : Высш. шк., 2009. - 616 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

5. Бобок, С. А. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: учеб. пособие для вузов / С. А. Бобок, В. И. Юртушкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 301с.

6. Бурлак, Г. Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания / Г. Н. Бурлак. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

7. Викерн, Д. Медицинский справочник на все случаи жизни / Д. Викерн, Дж. Фрайес. - СПб. : ПитерКом, 1998. - 432 с.

8. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / М. В. Графкина, В. А. Михайлов, Б. Н. Нюнин; под общ. ред. Б. Н. Нюнина. - М. : Проспект, 2008. - 608 с.

9. Девисилов, В. А. Охрана труда: учеб. для сред. проф. образования / В. А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ, 2009. - 496 с.

10. Девисилов, В. А. Охрана труда: учебник / В. А. Девисилов. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

11. Емельянов, В.М.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Академ. проект: Трикста, 2005. - 480 с.

12. Ефремова, О. С. Обучение и инструктирование работников по охране труда / О. С. Ефремова. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 160 с.

13. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лань, 2008. - 672 с.

14. Иванюков, М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М. А. Иванюков, В. С. Алексеев. - М. : Дашков и К°, 2008. - 240 с.

15. Ильин, А. А. Первые действия в экстремальной ситуации. Школа выживания / А. А. Ильин. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 384 с.

16. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. - М. : Юрайт, 2012. - 456 с.

17. Катин, В. Д. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве: учеб. пособие для вузов / В. Д. Катин, И. М. Тесленко. - М. : ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009. - 119 с.

18. Маринченко, А. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. В. Маринченко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Дашков и К 0 , 2008. - 360 с.

19. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. - Изд. 5-е, перераб. - М. : Академия, 2008. - 334 с.

20. Мастрюков, Б. С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

21. Мирошниченко, А. Н. Медико-биологические основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. Н. Мирошниченко. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. - 178 с.

22. Михайлов, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.

23. Мищенко, О. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О. А. Мищенко. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. - 166 с.

24. Муравей, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Л. А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 432 с.

25. Никитина, Д. П. Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога / Д. П. Никитина, А. И. Зайченко. - М. : Медицина, 1990. - 512 с.

26. Ожогин, А. П. Безопасность жизнедеятельности. Управление эргонологической системой безопасности труда: учеб. пособие: в 3 кн. / А. П. Ожогин. - Иркутск: Изд-во ИрГУПСа, 2009. - Кн. 3. -196 с.

27. Петров, С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, В. А. Макашев. - М. : ЭНАС, 2008. - 224 с.

28. Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность: учеб.-метод. пособие / А. А. Раздорожный. - М. : Экзамен, 2007. - 510 с.

29. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. - 5-е изд. - СПб. : Лань, 2002. - 448 с.

30. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. С. Сергеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академ. проект, 2007. - 464 с.

31. Сидоров, А. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. И. Сидоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2012. - 552 с.

32. Фролов, А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева; под общ. ред. А. В. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 736 с.

33. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - 9-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 444 с.

34. Частный, С. И. Сборник основных законодательных и нормативных актов по условиям и охране труда РФ и Хабаровского края / С. И. Частный. - Хабаровск: РИОТИП, 2007. - 372 с.

35. Шлендер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / П. Э. Шлендер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 304 с.

36. Юрасова, Л. Ф. Гигиеническая оценка рабочего места пользователя персонального компьютера: методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов всех специальностей / Л. Ф. Юрасова, Е. А. Алейникова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - 36 с.

37. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. С. Ястребов. - 2-е изд. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 416 с.

Нормативная литература и законодательные акты

38. О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда [Электронный ресурс]. : постановление Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

39. ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

40. Нормы радиационной безопасности: НРБ-99/2009: [Электронный ресурс] : утв. гл. гос. сан. врачом РФ 07.07.2009г. (зарегистрир. в Минюсте РФ 14.08.2009 г. № 14534) : введ. 01.09.2009. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

41. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

42. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 // Сборник основных законодательных актов по условиям и охране труда / под ред. А. В. Мартыненко. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. - 368 с.

43. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса: Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

44. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации: ППБ-01-03. - М. : МЧС России, 2003. - 668 с.

45. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности: НПБ 105-03. - М. : МЧС России, 2003. - 37 с.

46. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

48. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. - М. : Минздрав РФ, 2003. - 17 с.

49. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 32 с.

50. СНиП 23-03-2003. Защита от шума. - М. : Госстрой России, 2003. - 39 с.

51. ГН 2.25.1313-03. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 148 с.

52. ГН 2.1.6.1338-03. Загрязняющие вещества в атмосферном воздухе населенных мест [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

53. СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

54. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

55. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. № 967 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

56. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. - М. : Госстрой России, 1997. - 23 с.

57. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 1997. - 20 с.

58. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М. : Госстрой России, ГУП ЦПП, 1995. - 36 с.

59. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М. : Изд-во стандартов, 1994. - 16 с.

Интернет-ресурсы

60. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. - HTTP://WWW.TEHDOC.RU ; HTTP://WWW.SAFETY.RU ;

61. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ. - HTTP://WWW.MINZDRAVSOC.RU ;

62. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МЧС. - HTTP://WWW.MCHS.RU/ ;

63. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. - HTTP://WWW. GK S.RU/;

64. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БЖД. - HTTP://WWW.NOVTEX. RU;

65. WEB-АТЛАС ПО БЖД. - HTTP://WWW . SCI.AHA.RU.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Институт экономики и управления

Контрольная работа

По дисциплине«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил: студент(ка)курса

Группа _________

Отчество

Проверил преподаватель:

доцент Цикалов В.В.

Симферополь 2017


1. Состояния системы человек – среда обитания.

Среда обитания-совокупность физич. химич биологических и соц факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на здоровье человека и его потомство.

1). Комфортное состояние (оптимальные значения потоков вещества, энергии, информации). 2). Допустимое состояние (не превышают допустимый уровень, не нарушают состояние здоровья человека). 3). Опасное состояние (превышают допустимый уровень, при длительном действии вызывают заболевания человека).

4). Чрезвычайно опасное состояние (потоки высоких уровней при кратковременном воздействии вызывают травмы, летальные исходы).

2. Опасность, виды опасностей, аксиома потенциальной опасности.

Опасность -явл. процессы, объекты кот. в опред. услов. могут нанести вред здоровью и окр. среде. В зав-ти от ист-ка : антропогенные, техногенные, естественные. В зав-ти от энергии : активные, пассивные. Различают : реальн., потенциальные, реализованные(реализ-ся в виде ЧС). Аксиома : жизнедеят-ть чел-ка потенц. опасна.

3. Безопасность, критерии безопасности, критерии оценки негативного воздействия среды обитания на человека.

Безопасность – состояние, при котором негативные воздействия в системе Ч-СО не превышают допустимых уровней. Критерии безопасности - границы, разделяющие опасное и безопасное состояние. Критерии : ПДК, ПДУ, Rд. Риск – вероятность реализации негативного воздействия в системе Ч – СО. Различают риск : индивидуальный, коллективный, территориальный, социальный. А также риск бывает приемлемый, неприемлемый, промежуточное состояние. R=Nчс/No.


4. Принципы и методы обеспечения безопасности.

Принцпы: ориентирующие (принц. нормиров-я, системности, инф-ии…), организующая (защита временем, расстоянием), управленческие (планиров-е., контроль, мотивация, компенсации, обр. связи), технические (исп-е блокировок, слаб. звена…). Методы: А (раздел-е простр-вом и временем), Б (прив-е ист-ка опасн-ти к требованиям безоп-ти), В (привед-е чел-ка в соотв-е с треб. опасн зоны), Г =А+Б+В.

5. Правовые и организационные основы в области охраны труда, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-техническая документация.

Охрана труда -система сохр-я жизни и здоровья работников в процессе труда. Вредный и опасный произв. фактор. Техника безопасности. Проф. заболевание.

Законодательство в области охраны труда: 1). Конституция РФ. 2). Фед. закон «Об основах охраны труда в РФ». 3). Фед. закон « О санитарно-эпидемиологич. состоянии населения». 4). Трудовой кодекс РФ. 5). Закон об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на пр-ве и проф. заболеваниях. 6). Кодекс «Об административных правонарушениях».

НТД: 1). Типовые инструкции об ОТ. 2). Правила об ОТ. 3). Санит. нормы (СН) , гигиенич. нормативы (ГН), Санит. правила и нормы (СниП и Н). 4). Строит. нормы и правила. 5). Правила безопасности (ПБ). 6). Стандарты, сис-мы стандартов безопасности труда (ССБТ).

ГОСТ 12(номер сис).Х(номер группы).ХХХ(номер в группе)-ХХ(год)

0-методические стандарты. 1-треб безопасности по видам опасн и вредн произв факторов. 2-требования к оборудованию. 3-безопасность техпроцессов. 4- безопасность ср-в защиты. 5- безопасность зданий и сооружений. 6-9-резерв.

6. Управление охраной труда, государственный надзор за выполнением требований охраны труда.

Органы гос. надзора: 1. Федер-я инспекция труда. 2. Федер-я служба по надзору в сфере защ. прав потреб. 3. Федер-я служба по эконом., технологич., атомному надзору. 4. Гос. пожарный надзор. 5. ГАИ и т.д.

А) Исторические сведения о формировании науки БЖД

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, т.е. безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных.

Однако БЖД разными научными направлениями и дисциплинами рассматривалась не системно и только в конце восьмидесятых годов началось системное освоение этого направления, которое и получило такое название.

В 1992 году в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич.

Б) Цель науки БЖД. Специфика содержания науки

Цель БЖД - получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

2.Основные понятия вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
  1. опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
  2. ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;
  3. гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
  4. безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
  5. фактор - движущая сила, которая к чему-то приводит
  6. система - совокупность упорядоченных элементов таким образом, что совокупность как единое целое способно выполнить какую-либо функцию
  7. человек - биосоциальное культурное экзистенциональное существо
  8. дисциплина бжд- дидактическая проекция бжд, это проекция не должна давать искажённые знания
  9. бжд- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды, основная цель которой выработка правил, закономерностей безопасности
  10. социум (социальная среда) - коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
  11. социальный кризис - резкое нарушение нормального взаимодействия между членами общества, социальными группами и институтами, проявляющееся в нарастании объема социальных конфликтов
  12. жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности.
  13. здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  14. среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
  15. травма - физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
  16. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  17. катастрофа - происшествие, возникшее в результате природной или техногеннойчрезвычайной ситуации, повлёкшее за собойгибельлюдейили какие-либо непоправимые последствия в истории того или иногообъекта
  18. экстремальная ситуация - называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил
  19. опасная ситуация - неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания
  20. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  21. окружающая среда (среда обитания) - обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное
  22. закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений.
  23. правила - форма нормативного правового акта, которымустанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
    система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
  24. деятельность- вид активности человека
  25. признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических
  26. объектом образовательного направления БЖД является безопасность жизни и здоровья человека.
  27. предмет бжд – модель безопасности.

Список литературы по БЖД

1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – С. 158-215, 452-459.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / авт.: Я.Д. Вишняков и др. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Ефремов С.В., Цаплин В.В., 2011 http//window.edu.ru/resource/712/76712 (дата обращения 01.10.2014).

5. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Гражданская защита: Курс лекций/ Бояршинов А.В., Дик А.А., Дмитриев В.М., Егоров В.Ф., Зимнухова Ж.Е. Иванов В.А. Макарова В.Н., Сергеева Е.А., Харкевич Л.А., 2011

http://window.edu.ru/resourse/439/76439/files/boyarshinov-t/pdf(дата обращения 01.10.2014)

Перечень вопросов для подготовки к зачёту по БЖД

1. Безопасность жизнедеятельности: объект изучения, цели и задачи. Виды безопасности.

2. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.

3. Техника безопасности в образовательном учреждении. Комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования.

4. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайного происшествия, чрезвычайной ситуации. Классификация ЧС. Стадии развития ЧС.

5. Классификация производственных аварий и катастроф. Поражающие факторы природных и техногенных катастроф.

6. Понятие опасности. Классификация опасностей.

7. Понятие риска и виды. Расчёт риска. Методические подходы к определению риска.

8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС): основные задачи, принципы построения, режимы функционирования, состав сил и средств.

9. Структура, задачи ГО. Организация ГО на объектах и в том числи и в учебных заведениях.

10. Своевременное оповещение населения. Организация эвакуации населения.

11. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа.

12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; принцип действия.

13. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Медицинские средства защиты.

14. Источники ионизирующих излучений. Виды излучений. Радиационно опасные объекты и аварии на радиационно опасных объектах. характер развития аварии на АС.

15. Воздействие ионизирующего излучения на человека. Допустимые дозы облучения. Основные рекомендации по поведению населения в условиях радиоактивного загрязнения среды.

16. Аварийно химически опасные вещества: понятие и классификация. пути поступления яда в организм.

17. Химически опасные объекты и причины аварий на этих объектах. Организация защиты населения.

18. Признаки поражения хлором, аммиаком, оксидом углерода, фосфорорганическими соединениями и неотложная помощь.

19. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения и аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ: причины, защита населения и территорий.

20. Аварии на гидродинамических опасных объектах: причины, виды.

21. Последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения.

22. Электрический ток: действие на организм, условия поражения, защита, первая медицинская помощь.

23. Электромагнитное излучение: источники, действие на организм, меры защиты населения.

24. Шум: источники, действие на организм, предельно допустимые уровни, меры защиты.

25. Понятие о пожаре как процесс. Условия горения и механизм прекращения горения.

26. Классификация пожаров. Поражающие факторы пожара. Фазы развития и принципы тушения пожара.

27. Лесные и торфяные пожары: причины, виды лесных пожаров. Борьба с лесными и торфяными пожарами. Рекомендации населению по действиям в условиях природных пожаров.

28. Противопожарный режим в образовательном учреждении.

29. Порядок действий в образовательном учреждении. Первичные средства пожаротушения.

30. Городской общественный, автомобильный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

31. Аварийный, железнодорожный, водный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

32. Требования безопасности при перевозке учащихся на автомобильном транспорте.

33. Классификация ЧС природного характера. Землетрясения: причины, основные критерии, защита от землетрясений. Рекомендации населению.

34. Сели и оползни, обвалы, снежные лавины: причины образования, признаки, проведение защитных работ, правила безопасного поведения.

35. Наводнения: причины, виды, поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях наводнения и рекомендации населению, проживающему в зонах возможных наводнений.

36. Цунами: классификация, поражающие факторы. Правила поведения.

37. Бури, ураганы, смерчи (торнадо): определения. Меры по обеспечению безопасности и действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов и смерчей.

38. Понятие биологической чрезвычайной ситуации. Эпидемический процесс и формы интенсивности его развития.

39. Режим карантина и обсервации. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация и их виды.

40. Особенности организации противоэпидемических мер в различных эпидемических очагов.

41. Особо опасные инфекции: сибирская язва, холера. Этиология, клинические проявления и профилактика.

42. Клещевой энцефалит и болезнь Лайма (системный клещевой боррелиоз): этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

43. Социальные опасности. Классификация.

44. Социально опасные инфекционные заболевания: туберкулёз, СПИД, гепатиты с гемоконтактным механизмом передачи.

45. Терроризм. Понятие и классификация. Чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

47. Организация антитеррористической защиты учащихся и сотрудников образовательных учреждений.

48. Ядерный терроризм. Биологический терроризм.

49. Экстремальные ситуации криминального характера: кража, мошенничество, грабёж, разбой.

50. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье: нападение на улице, в автомобиле.

51. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

52. Самооборона: правовые основы самообороны, основные правила, средства самозащиты.

53. Современные средства поражения: виды, поражающие факторы.

54. Обычные средства поражения: виды, поражающие факторы.

55. Оружие массового поражения: ядерное оружие, поражающие факторы. Дезактивация.

56. Оружие массового поражения: химическое оружие, поражающие факторы. Дегазация.

57. Оружие массового поражения: биологическое оружие, виды биологических средств, воздействие на организм человека. Дезинфекция.

58. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года.

59. Национальная безопасность. Угрозы национальной безопасности.

60. Система обеспечения национальной безопасности: силы и средства обеспечения национальной безопасности.


Похожая информация.