Внутренняя политика александра i 1815 1825 гг. Направления внутренней политики Николая I

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.



В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем.

Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Задание № 1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Задание № 2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа

«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич

«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению — это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции

Задание № 3. Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Задание № 4. Объясните значение понятий

Конституция — основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему

Гражданские свободы (права) — права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.

«Уставная грамота Российской империи» — проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819

Мистицизм — в широком смысле — признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы

Орден иезуитов — мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством

Задание № 5. Укажите правильный ответ

Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король

б) русский царь

в) российский генерал-губернатор

г) наместник русского царя

Задание № 6. Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи»

Прогрессивные черты Консервативные черты

Принцип разделения власти

Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах

Утверждение сеймом бюджета и законов

Выборность представительской и судебной властей

Предоставление избирательного права

Предоставление гражданских свобод

Свобода печати

Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

Суверенитет императорской власти

Исключительное право законодательной инициативы и право вето у императора

Вся полнота исполнительной власти в руках императора

Имущественный избирательный ценз, что предопределяло состав сейма

Предоставление избирательных прав и гражданских свобод только представителям свободных сословий

Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание № 7. Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I»

Задание № 8. Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада

План доклада:

1) Обстоятельства прихода к власти

2) Характеристика

3) Характеристика царствования

4) Заключение

Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера

По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству

Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия

Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра»

Дата____________

Урок 6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Цель: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса

Александра I в послевоенные годы.

Основные понятия: конституция; неприкосновенность личности; гражданские

свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм; иезуиты.

Основные даты: 1815 г. - принятие польской конституции; 1820 г. - проект

«Уставной грамоты» Новосильцева; 1822 г. - запрет деятельности тайных

организаций.

Персоналии: Александр I; .

Оборудование: учебник: , Косулина России. XIX

век. - М., 2000; , Косулина тетрадь к учебнику

«История России. XIX век».

План

1. Перемены во внутренней политике.

2. Польская конституция.

3. Реформаторский проект.

4. Отказ от проведения реформ

в начале 20-х гг. XIX в.

5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение новой темы

IV. Закрепление изученного материала

V. Подведение итогов

III. Изучение новой темы

Вводное слово.

Вопрос: Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после Отечественной войны 1812 г.?

Общее для всех слоев настроение может быть передано словами: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»

1. Перемены во внутренней политике

«Перемены в войне с Наполеоном открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожидание перемен во всех слоях населения. Дворянство говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом надеялись на отмену крепостного права.

Но он должен был, и учитывать другое: консервативные слои восприняли победу дворянства над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских

порядков над 3ападноевропейскими" ненужности вредности реформ.

С учетом этого Александр 1, не отказываясь от идеи реформ. был вынужден вести

разработку в строжайшем секрете, если о предложениях негласного комитета и Сперанского постоянного говорили, то новые реформы готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

2. Польская конституция

Первой задачей, которую пытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше.

Вопрос: Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи?

Ответ: по результатам Венского конгресса.

Запишем: 1815 г. – Александр I дарует Конституцию Царству Польскому.

Разработанная конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда и т. д.

Главой польского государства объявлялся российский император. Законодательная власть принадлежала СЕЙМУ (сословно представительное учреждение) и царю. Избирательное право ограничивалось имущественным ЦЕНЗОМ. Сейм собирается два раза в год и работает не больше месяца.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Для принятия Конституции – Александр I лично приехал в Варшаву в 1815 году.

Отношение:

1. Поляки – принятие конституции начало пути к полной самостоятельности;

2. Александр I – самый крупный шаг в сторону Польши, считал, что уже сделал для Польши слишком много.

Польская конституция стала самым крупным шагом – Александр I на пути реформ за все его царствование. Рассматривал «польский эксперимент». как начало пути для всей России.

Работа с документом: «Из речи Александра

«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений (…….)

Вы мне подарили средство явить моему отечеству, то, что я уже с давних лет ему приуготавливал и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости . (…..) Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры».

Вопрос к документу:

- Каковы были дальнейшие намерения Александр I относительно конституционного устройства?

Ответ: о последующем введении конституции по все территории России – Александр I говорил крайне осторожно и в общей форме. Но слова о возможности и желательности конституции для России были произнесены. Её введение зависело от успешности польского опыта и достижения Росси определенного уровня развития.

- Как воспринимало общество речь Александр I?

Ответ: одни ожидали скорейшего введения конституции на все территории России. Другие же видели опасность. Полагали, что конституция невозможна без освобождения крестьян, которое в итоге приведет к революции и неповиновению народа властям.

2. Реформаторский проект

В 1818 году – Александр I дал министру юстиции секретное поручение подготовить «государственную уставную грамоту» (проект конституции) для России. К 1820 году текст документа был готов и одобрен.

Запишем: Проект Конституции.

Беседа с учащимся по прочитанному:

Как назывался проект конституции?

(«Уставная грамота Российской империи»)

- Какие гражданские свободы даровались по «Уставной грамота Российской империи» населению?

Ответ: (Свобода слова, вероисповеданий , равенство всех перед законом, неприкосновенности личности)

- Если бы проект конституции был принят, можно напомнить ли говорить об ограничемнии самодержавия? (учащимся можно напомнить, что самодержавие – это неограниченная, абсолютная власть монарха в России)

Ответ: (Однако законодательная инициатива – права внесения проектов законов для их обсуждения в парламенте – принадлежало императору. Поэтому последний мог не предлагать парламенту не устраивавшие его законопроекты. Законодательная власть делилась между представительным учреждением и императором)

3. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

«К концу царствования император столкнулся с тем, что реформаторские проекты активное противодействие большинства дворян. По всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, испытывая, с одной стороны давление дворян, а с другой страх перед народными выступлениями, император начал сворачивать свои реформаторские планы.

Началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь, усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг и т. п.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались на личные переживания Александра, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру – царь видел Божью кару. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. В интересах Русской православной церкви запретил деятельность иезуитов, увеличил количество часов отводимых в учебных заведениях на религиозное обучение и переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения».

Вывод: ни один из вопросов, на решение которых надеялось российское общество, не был решен. Наступает разочарование в способности что-либо изменить. Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил в своем стихотворении «Сказка»:

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

«Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?

А мать ему:

«Бай-бай! Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Причины отказа Александра I от намеченных реформ:

1. Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен;

2. Революции ряде стран Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России;

3. Кроме того, сам император считал, что крестьянство не готово к свободе.

IV. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы учебника №2, №3,№5. с.45.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. отмечена осторожностью и медлительностью. Казалось бы, Российская империя после Отечественной войны 1812 г. была готова к реформам и изменениям, но Александр колебался. И если сначала он ввел Конституцию в царстве Польском в 1815 г., а потом и поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской Конституции, то потом, увидев, что высшие круги России относятся к таким реформам с недовольством, и опасаясь за свою жизнь, он не стал вводить ее в стране. Кроме того, Александр I в 1820-е гг. уничтожил многие реформы начала своего правления. К концу жизни личность императора полностью изменилась от либерала-новатора, стремившегося сделать Россию свободной страной, к духовному человеку, которому безразличны были государственные дела России. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Александр I , глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию , которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.

Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву (рис. 2). Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».

Рис. 2. Н.Н. Новосильцев - создатель конституционного проекта «Уставная грамота Российской империи» ()

Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России - вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь - все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно - он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.

Рис. 3. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге ()

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815-1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

  1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. - СПб.: «Вита Нова», 2011.
  2. Кодан С.В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - М.: МГИУ, 2006, Вып. 6.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990.
  1. Pereplet.ru ().
  2. Constitution.garant.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Какие основные положения содержались в Польской Конституции 1815 г.?
  2. Кем и когда был разработан проект «Уставная грамота Российской империи»? Какое государственное устройство России предлагалось по этому проекту?
  3. В чем проявлялась странность внутренней политики Александра I в 1820-х гг.? Какие изменения произошли с его личностью в это время?

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. отмечена осторожностью и медлительностью. Казалось бы, Российская империя после Отечественной войны 1812 г. была готова к реформам и изменениям, но Александр колебался. И если сначала он ввел Конституцию в царстве Польском в 1815 г., а потом и поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской Конституции, то потом, увидев, что высшие круги России относятся к таким реформам с недовольством, и опасаясь за свою жизнь, он не стал вводить ее в стране. Кроме того, Александр I в 1820-е гг. уничтожил многие реформы начала своего правления. К концу жизни личность императора полностью изменилась от либерала-новатора, стремившегося сделать Россию свободной страной, к духовному человеку, которому безразличны были государственные дела России. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Александр I , глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию , которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.

Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву (рис. 2). Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».

Рис. 2. Н.Н. Новосильцев - создатель конституционного проекта «Уставная грамота Российской империи» ()

Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России - вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь - все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно - он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.

Рис. 3. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге ()

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815-1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

  1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. - СПб.: «Вита Нова», 2011.
  2. Кодан С.В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - М.: МГИУ, 2006, Вып. 6.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990.
  1. Pereplet.ru ().
  2. Constitution.garant.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Какие основные положения содержались в Польской Конституции 1815 г.?
  2. Кем и когда был разработан проект «Уставная грамота Российской империи»? Какое государственное устройство России предлагалось по этому проекту?
  3. В чем проявлялась странность внутренней политики Александра I в 1820-х гг.? Какие изменения произошли с его личностью в это время?