Внутренняя и внешняя речь. Тема: Виды речи: внешняя и внутренняя

Названные четыре вида речевой деятельности - говорение, слушание, письмо и чтение - относятся к внешней речи.

Внешняя речь предполагает, как минимум, двух участников коммуникативного акта: того, кто порождает речь (в устной или письменной форме), и того, кто ее воспринимает. С помощью внешней речи язык выполняет свою коммуникативную функцию, а с помощью внутренней речи - функцию мышления.

В психологии и психолингвистике понятие внутренняя речь имеет несколько значений. В широком смысле внутренняя речь - это механизм мышления, это речь «про себя», возникающая в процессе абстрактного мышления, так называемая скрытая вербализация. Она синтаксически короче, чем внешняя речь, и механизм ее формируется у ребенка значительно позже, чем механизм внешней речи, - примерно к пяти годам. По предположению замечательного отечественного психолога Л. С. Выготского, внутренняя речь возникает из так называемой эгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во время игры. Постепенно эгоцентрическая речь обеззвучивается и укорачивается, т.е. синтаксически сокращается, и превращается во внутреннюю речь - «речь про себя и для себя».

В момент мыслительных затруднений внутренняя речь становится более развернутой и даже может переходить во внешнюю речь, шепотную или громкую. При внутренней речи (в процессе мыслительной деятельности) отмечена скрытая артикуляция, т.е. работа, движение речевых органов, которая при трудных мыслительных задачах усиливается, а при многократном повторении умственных операций - уменьшается и даже полностью прекращается.

В узком смысле внутренняя речь - это один из этапов речевого акта, его начальный этап (этап внутреннего программирования).

Рассмотрим каждый вид речевой деятельности подробнее.

Говорение - это порождение, отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. При говорении мысль говорящего, облеченная в словесную форму, кодируется с помощью акустических (звуковых) комплексов, т.е. звучащих слов, словосочетаний, предложений. При этом соблюдаются законы фонетики языка, интонация, правила орфоэпии. Строго говоря, мы мыслим синтагмами - не словами, а «порциями смысла», которые затем облекаются в словесную форму, «зашифровываются» с помощью звуковых сигналов и передаются на расстояние.

Слушание (аудирование) - это восприятие акустических речевых сигналов и их понимание. При слушании происходит обратный говорению процесс: воспринятые собеседником акустические сигналы (звуковые комплексы) декодируются, «расшифровываются» по известным ему правилам, переводятся в смысловые единицы (слова, или «порции смысла»), между ними обнаруживаются связи и происходит понимание воспринятой речи.

Письмо - это «зашифровка», кодирование речевых сигналов с помощью графических знаков (письма). Письменная речь оформляется по законам графики, орфографии, пунктуации данного языка. Этот процесс несколько сложнее, чем процесс говорения. Мысль оформляется с помощью звуковых комплексов во внутренней речи, а затем «шифруется», кодируется с помощью графических знаков во внешней речи. Таким образом, и здесь присутствует звуковая, акустическая стадия, когда мысль кодируется, переводится сначала в звуковые комплексы. Однако эта стадия протекает во внутренней речи, без проговаривания. У людей с достаточно развитой речью она отсутствует, однако у детей в случае затруднений проявляется.

Чтение - это «расшифровка» графических комплексов, перевод их в слова и понимание воспринятой речи. У взрослых людей графические комплексы сразу, без прослушивания, переводятся в смысловые комплексы (слова), и таким образом обеспечивается их понимание. Однако если у взрослых эта акустическая стадия является не обязательной и пропускается, то для ребенка подчас необходимо проговорить прочитанное слово вслух, чтобы понять его.

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи..

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму , когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или предикативный характер речи, которая является короткой и целенаправленной. Здесь нет рассуждений. Человек просто принимает короткие решения и побуждения к действию.

Характеристики внутренней речи:

  1. Обобщенность.
  2. Беззвучность.
  3. Вторичность (образованность от внешней коммуникации).
  4. Обрывочность.
  5. Большая скорость произношения.
  6. Отсутствие строгого грамматического оформления.

Чтобы что-то сказать вслух, человек сначала обдумывает и подбирает слова, составляет фразы и предложения. При внутренней речи такого не происходит. Зачастую предложения вовсе отсутствуют. Имеются короткие фразы, даже просто слова.

Таким образом, внутренняя речь подготавливает внешнюю, которая в свою очередь делится на устную и письменную.

  • Устная речь включает в себя произношение слов и их слушание. Она бывает разговорной (обиходной) и публичной.
  • Письменная речь имеет строгие правила передачи мыслей при помощи слов.

Внутренняя речь по Выготскому

Выготский и многие другие эксперты психологии изучали внутреннюю речь. По Выготскому внутренняя речь является следствием эгоцентрической речи или коммуникации для себя. Она формируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно начинает пользоваться внешними формами речи.

Внутренняя речь отмечается у младших дошкольников, которые пока пользуются непонятными для взрослого понимания формулировками.

Эгоцентрическая речь является основной, на которой и развивается внутренняя речь. Сначала она понятна только ребенку, затем трансформируется, становясь все более похожей на осмысленный мыслительный процесс.

Формирование внешней и внутренней речи у малышей отличается. Внешняя речь формируется от простого к сложному: от слова к фразам, от фраз к предложениям и т. д. Внутренняя речь формируется от сложного к простому: от целого предложения к осмыслению каждой ее отдельной части – фразы или слова.

Проблема внутренней речи

Достаточно трудно изучать внутреннюю речь, которая лишь на первый взгляд отличается от внешней отсутствием звукового сопровождения, что и создает проблему. На самом деле внутренняя речь не похожа на внешнюю по своей структуре. Здесь уже возникает много различий, не только отсутствие произнесенных вслух слов.

Внутренняя речь является свернутой и обрывочной. Она по своей структуре абсолютно отличается от внешней. Если внешняя речь имеет четкую структуру, где есть подлежащее и сказуемое, дополнительные слова, то внутренняя речь часто отмечается в действиях. Здесь отсутствует предмет, который рассматривается, обозначается лишь действие, каким предмет должен быть, что носит побудительный характер.

Во внутренней речи участвуют не только слова, но и прочие формы, понятные для человека. Это могут быть схемы, детали, картинки, образы. Человеку не нужно выражать словами все, что он себе представляет. Достаточно лишь вспомнить увиденную картину, чтобы далее приступить к размышлению, где также могут быть использованы образы, виденные из жизни.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Человеческая речь бывает не только внешней, но и внутренней. Под внутренним разговором понимают общение индивида с самим собой, которое может происходить как осознанно, так и бессознательно. Полноценно ответить на вопрос о том, что такое внутренняя речь, довольно сложно, как и разобраться с ее природой. Тем не менее психологам удалось сформулировать основные аспекты этого явления.

Каждый индивид общается сам с собой. Происходит это, как правило, на уровне мыслей. Поэтому, если губы человека не двигаются и не произносят звуки, это не значит, что он не формулирует слова и предложения. Внутренняя речь считается своеобразной формой мышления, при которой человек думает, анализирует, спорит с собой и так далее. От внешней она отличается разве что формой проявления и функциями. Из этой статьи вы узнаете ответ на вопрос: «Внутренняя речь - это какая речь?» Кроме того, вы познакомитесь с ее ролью в жизни человека.

Определение

Внутренняя речь является сложным мыслительным функционированием, которое состоит из операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия и сознания. Общение происходит в мыслях человека, не использующего для выражения слов свой голосовой аппарат. Мысли помогают индивиду обдумывать, осознавать, рассуждать, взвешивать и принимать решения.

Мысленная речь

Внутреннюю речь можно назвать мысленной, так как для нее совсем не всегда нужны слова. Иногда для мыслительной деятельности человеку достаточно представлять образы и картинки. При этом он может не замечать, как начинается или заканчивается процесс мышления. Он проходит самостоятельно, автоматически. Мыслительная речь является своеобразной связующей нитью между человеком и окружающим миром, из которого он черпает информацию. Кроме того, внутренний разговор может выступать подготовкой к внешнему, ведь человек сначала думает, а потом уже говорит или действует.

Связь с мышлением

Психологам трудно провести грань между внутренней речью и мышлением, поэтому эти два понятия довольно часто совмещаются воедино. Тем не менее большинство экспертов склоняются к тому, что мышление и внутренняя речь являются компонентами, которые не могу замещать друг друга.

Происхождение

Насчет происхождения внутренней речи мнения психологов расходятся. Одни предполагают, что она появляется, когда человек уходит в себя. В этот момент он начинает мыслить, размышлять, беседовать сам с собой и так далее. Другие же считают, что внутренняя речь всегда сопутствует внешней. То есть в процессе общения человек общается параллельно с самим собой и собеседником. Прежде чем что-то сказать вслух, он подбирает доказательства своих слов или взвешивает слова противника.

Исследование

Так или иначе, внутренняя речь является скрытой частью нашего мышления, поэтому ее довольно трудно изучать. Она исследуется с помощью самонаблюдения и всяческих инструментов, воспринимающих сигналы. Самыми доступными являются методы самоанализа процессов, происходящих внутри человеческого сознания.

внутренняя и внешняя

Давайте разберемся, как классифицируется речь. Итак, существуют такие виды речи: устная, письменная и внутренняя. Первые два типа объединяются в такое понятие, как внешняя речь. Теперь подробнее о каждом из них.

Внешней устной речью человек пользуется тогда, когда ему нужно воспроизвести вслух собственные мысли, то есть информацию, сформулированную в его голове. Осуществляется такая речь с помощью голосовых связок, языка, губ и других органов Она всегда направлена на окружающий мир.

Когда человек пользуется внутренней речью, он всегда обращается к самому себе. Голосовой аппарат при этом не используется. Посредством этого коммуникативного процесса индивид общается с самим собой, рассуждает, анализирует и принимает решения. Психологи выяснили, что прибегать к внутренней речи человек начинает в среднем с семи лет. До этого все обращения ребенка направлены сугубо на внешний мир. Кроме того, в семь лет он начинает понимать, что не каждое слово стоит воспроизводить вслух.

Внутренняя речь отличается краткостью, обрывочностью, беззвучностью, вторичностью (образуется от внешней коммуникации) и фрагментарностью. Если бы человек мог ее записать на диктофон, то запись получилась бы бессвязной, обрывочной и попросту непонятной. Такая речь произноситься очень быстро и не имеет строгого грамматического оформления.

Во внешней речи человек пользуется теми структурами и фразами, которые понятны его собеседнику. На помощь приходит зрительный контакт, язык жестов и смена интонации. Все это помогает сделать посыл максимально точным.

В зависимости от степени вовлеченности человека, внутренний разговор бывает разным. Если индивид действительно ведет беседу сам с собой, то он использует ту речь, которая имеет внешний характер. Когда разговор ведется неосознанно, тогда он имеет предикативный или директивный характер. Такая речь, как правило, короткая и нецеленаправленная. Рассуждений в таком случае не происходит - человек просто принимает решение и побуждает себя к действию.

Прежде чем сказать что-то вслух, человек обдумывает и подбирает выражения, составляет предложения и фразы. При внутренней речи такого не происходит - вместо четких предложений используются короткие фразы или просто слова. Недостаток слов в разговоре с самим собой может компенсироваться представляемыми образами.

Отвечая на вопрос «Что такое внутренняя речь?», стоит отметить, что она является не только способом принятия решений или осмысления прошедших событий, но и подготовкой для внешней речи, которая подразделяется на устную и письменную.

Обычно, говоря о внешней речи, подразумевают именно ее устный тип. Он включает в себя произношение и слушание слов. Устная речь бывает обиходной (разговорной) и публичной.

Письменной называют графически оформленную внешнюю речь, построенную на основе буквенных и прочих изображений. Несмотря на письменную форму, она обладает большинством характеристик устного выражения мыслей, с точки зрения структуры и лексики. Вместе с тем письменная речь имеет более строгие правила передачи мыслей посредством слов, нежели устная. Сложность переписки, по сравнению с живым разговором, заключается в том, что ее нельзя приукрасить жестами и мимикой. Таким образом, внутренняя речь и внешняя (письменная или устная) являются совершенно разными понятиями.

Взгляд Выготского

Психологи со всего мира довольно много внимания уделяли вопросу «Что такое внутренняя речь?» Немалых успехов в этом направлении достиг советский ученый Лев Николаевич Выгодский. По его мнению, внутренняя речь человека является следствием «коммуникации для себя» или эгоцентрической речи, которая формируется в детстве, когда ребенок начинает осваивать внешние формы речи. Дети дошкольного возраста пользуются формулировками, которые не всегда понятны взрослому человеку. служит фундаментом для развития внутренней речи. Изначально ее понимает только ребенок, но со временем, после ряда трансформаций, она обретает признаки все более осмысленного мыслительного процесса.

Формирование у малышей внешней и внутренней речи отличается. Формирование внешней речи происходит по принципу «от простого к сложному». Из слов появляется фраза, а из фраз - предложение. С внутренней речью все наоборот: целое предложение разбирается на фразы и слова, осмысление которых происходит отдельно.

Проблема

Изучать внутреннюю речь довольно сложно, ведь она лишь на первый взгляд отличается от внешней только отсутствием звукового сопровождения. На самом же деле разговор человека с самим собой совсем не похож на беседу с другим человеком.

Внутренняя речь человека всегда обрывочная и свернутая. Разговор с собеседником всегда имеет более или менее четкую структуру. Предложения строятся логично и понятно. Внутренняя же речь может отмечаться в действиях. В ней совсем не обязательно обозначать рассматриваемый предмет. Достаточно лишь рассмотреть его свойства, обладающие побудительным характером.

Язык внутренней речи состоит не только из слов, но и из других форм, понятных для человека: это картинки, схемы, образы, детали и прочее. У человека нет необходимости в словесном выражении всего, что он представляет в своей голове. Чтобы приступить к размышлению, достаточно лишь вспомнить увиденную картинку или просто свои впечатления от нее.

Особенность

Особенность внутренней речи заключается в том, что ее тяжело разграничивать, так как в процессе мышления индивид может использовать все известные и понятные лично для него формы представления того, о чем он размышляет. В разговоре с самим собой нет необходимости в сложных предложениях, так как понять себя можно и без слов. Гораздо удобнее представить некий образ, наиболее полно передающий смысл размышления, чем подобрать слова для его описания.

Внутренняя речь порождает мысли, а не является их следствием. Часто она служит для генерации мыслей и является связующим элементом между мыслью и внешней речью, используемой для передачи своих идей другим людям.

Внутренняя речь зарождается в детском возрасте, поэтому она полна причудливых и фантастических образов, воображаемых ребенком. По мере взросления человека он, в разговоре с самим собой, все чаще прибегает к словесным формам выражения мысли и использует не придуманные картинки, а увиденные в реальной жизни.

Внутренний голос

Рассматривая вопрос о том, что такое внутренняя речь, стоит сделать акцент на таком феномене, как внутренний голос. Внутренним голосом называют некую скрытую силу, которая в сложной ситуации помогает человеку принять верное решение. Иногда его также называют интуицией. Внутренний диалог, с точки зрения психологии, является результатом взаимодействия трех человеческих эго-состояний: «ребенок», «взрослый» и «родитель». Несмотря на возраст индивида, в его мышлении всегда есть эти состояния, и в сложной ситуации они вступают в конфликт. В результате внутренний голос может давать советы, критиковать нас, апеллировать к здравому смыслу и так далее. Исследования показали, что внутренняя речь и внутренний голос являются внутримозговыми импульсами, и когда человеку кажется, что голоса звучат извне, они на самом деле идут изнутри.

В заключение

Сегодня мы с вами узнали, что такое внутренняя речь. В русском языке это понятие тесно переплетается с мышлением и используется для описания диалога с самим собой. Каждый человек склонен к такому диалогу. Это здоровый процесс, который позволяет успокоиться, проанализировать свою жизнь, обдумать ту или иную ситуацию и спланировать дальнейшие действия. В общении с самим собой человек приходит к внутреннему балансу, договаривается с собой настоящим и находит нужные компромиссы. Таким образом, главным результатом диалога с самим собой является ощущение душевного равновесия.

Нет ни одного человека на планете Земля, который не вел бы внутренний диалог. Часто люди не осознают этого процесса, так как он происходит автоматически. И это нормально, ведь осознанно участвовать во внутреннем диалоге вовсе не обязательно. Мысли генерируются в голове в свободном режиме, часто даже не зависящем от человека. Отсюда вытекает неосознанность произнесенных слов или проделанных поступков. Бывают случаи, когда человек не принимает участия в генерации идей, а формирует их автоматически. Лишь через время индивид начинает анализировать, насколько правильным было его поведение в той или иной ситуации. Если человек с чем-то не согласен, он ощущает сожаление о том, что не принял активного участия в процессе мышления.

Внешняя и внутренняя речь - два основных вида речи, которые различают психологи. С первой все в целом понятно: это то, что мы и привыкли понимать под речью. Например, слова, которые вы сейчас читаете, - внешняя речь автора текста.

Если вы выскажете мнение о прочитанном другу, это уже будет ваша внешняя речь. Проще говоря, это слова, произнесенные и услышанные, записанные и прочитанные.

Внутренняя речь - это специфическая форма речевой деятельности, которая активно изучается главным образом в психологии и литературоведении. Подобно внутренним монологам героя в художественном произведении, которые помогают читателям понять характер персонажа, внутренняя речь человека дает богатейший материал для психологов.

Две стороны речи: обращенная к другим и обращенная к себе

Внутреннее проговаривание - это спутник мышления, приспособленный для выполнения мыслительных операций. Какие это могут быть операции? Самые разные: запоминание, внимательное слушание других, сосредоточенное чтение про себя, решение задач в уме…

Речь такого типа не предполагает устного или письменного оформления: она нужна самому говорящему, а не собеседнику. Если рассматривать термин в более узком смысле, то можно сказать, что это этап планирования внешней речи, первая стадия высказывания до его реализации для слушателя.

Составленный в голове план или конспект высказывания, за которым потом следует его звуковое оформление, - это только одно проявление того, как связаны внутренняя и внешняя речь. Подобный процесс предшествует и записи того или иного текста: перед ней мы мысленно перебираем фразы, слова, предложения, определяя наиболее подходящие.

Кроме того, например, в результате психофизиологических исследований было доказано, что внутреннему говорению, как и внешнему, сопутствует артикуляция (движения губ и языка), только скрытая. Кстати, эксперименты с артикуляцией показали, что механизм внутренней речи в самом деле во многом завязан на ней. Наблюдается обоюдная зависимость.

К примеру, мысль о том, что нужно произнести определенный звук, запускает микродвижения языка и губ, в то же время их колебания воспринимаются мозгом, в результате чего мысль течет в нужном направлении.

Одна форма речевой деятельности может переходить в другую. Когда внешняя становится внутренней, говорят о процессе интериоризации (от interior, что по-латыни значит «внутренний»), а когда наоборот - процесс называется экстериоризацией (от латинского exterior - «наружный», «внешний»).

Интериоризация всегда связана с сокращением речевой структуры, экстериоризация – напротив, заставляет делать высказывания более развернутыми, строить их в соответствии с правилами грамматики. Несоблюдение строгих речевых норм - одна из главных характерных черт внутренней речи. В целом ее особенности кратко можно представить в виде следующего списка.

  • Отрывочность, фрагментарность.
  • Обобщенность.
  • Ситуативность (смысл высказывания обусловлен ситуацией и меняется в зависимости от нее).
  • Вторичность (строится на основе внешней речи).
  • Большая скорость (если сопоставлять с внешней речью).
  • Формальные элементы диалога (например, вопросительные предложения), которые, однако, не должны вводить в заблуждение: внутренняя речь - это монологическое по природе образование.

Все эти особенности обусловлены тем, что говорим мы в данном случае для себя, а значит, нам не требуются ни языковые нормы, ни средства выразительности, ни дополнительные разъяснения - все, что делает сообщение понятным не только говорящему, но и слушающему.

Общение детей: сначала для других, потом для себя

Как происходит формирование внутренней речи? Этот вопрос занимал не одно поколение исследователей. Его рассматривали, например, психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист Соломон Давидович Кацнельсон, психолог .

Выготский образно говорил, что внутренняя речь - это превращение слова в мысль, тогда как внешняя представляет собой прямо противоположный процесс. Ученый считал, что есть связь между такими феноменами, как внутренняя речь и эгоцентрическая речь.

Напомним, что последний термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже для характеристики особого мышления, присущего детям примерно до 10-11 лет. Какое же это мышление? То, которое концентрируется вокруг одной-единственной личности - самого ребенка. Соответственно, и точка зрения на все происходящее тоже существует одна, принадлежащая ему же.

Дети даже не допускают, что возможны другие, может статься, противоречащие их собственным, суждения. Ребенок бы не смог этого представить, даже если бы захотел. Ярче всего эта особенность личности видна как раз в речи. Ребенок говорит для других так же, как для себя, не старается сделать свою мысль более ясной или преобразовать ее для собеседника. Ему даже не приходит в голову, что это может быть необходимо.

И правда, зачем? Ведь другие, думает маленький человек, понимают его без усилий, так же, как сам он понимает себя. В периоде, по Пиаже, эгоцентрическое мышление преодолевается и уступает место более взрослому мировоззрению.

По мнению Выготского, эгоцентрический способ излагать свои мысли не отмирает: внутренняя речь формируется как раз из эгоцентрической. И эгоцентрическая, таким образом, становится переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Действительно, с возрастом ребенок все больше взаимодействует с окружающими, учится смотреть на мир с других точек зрения, да и скидок ему делают уже меньше и ждут, что он будет доносить свои мысли и желания так, чтобы собеседник понимал его легко, а не разгадывал загадки. И эгоцентрическая речь обращается извне вовнутрь: как средство коммуникации она теперь неэффективна, но с успехом может использоваться как инструмент управления поведением, планирования высказываний.

Кстати, вспомним про микроартикуляцию при внутренней речи. Александр Николаевич Соколов, еще один видный отечественный психолог, предполагал, что у ребенка закрепляется связь между звуком и движением мышц, которое он ощущает, когда его произносит.

Примерно до трех лет ребенок не может эти движения задержать, поэтому не способен ни шептать, ни тем более говорить «про себя». Здесь любопытно отметить, что и дети, и даже взрослые при усложнении производимых в уме операций, как правило, переходят от внутреннего проговаривания к внешнему – сначала тихому, а потом все более громкому. Автор: Евгения Бессонова

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. В психологии различают два вида речи: внешняя; внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической - это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи.Она не требует развёрнутого выражения речи , поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

- персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

- спонтанность и непринуждённость - собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

- ситуативность речевого поведения - непосредственный контакт говорящих;

- эмоциональность - ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.



По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

- информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

- убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

- побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

2. монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и монологическая речь могут быть активной или пассивной. Активная форма речи - это речь говорящего человека, а пассивная - это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь . Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь . Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно).

2. Внутренняя речь -это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность . С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации . Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической . Она формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь , прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления .

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

Понятность речи зависит:

- от её смыслового содержания;

- от её языковых особенностей;

- от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой стороны.

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Домашнее задание: написать какой вид речи наиболее сложный (лично для вас) и почему, то есть докажите что именно этот вид речи является наиболее сложным. Выполнить в тетради.