Внешнее управление как процедура несостоятельности. Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен
не более чем на 6 месяцев.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Полномочия внешнего управляющего

С даты введения внешнего управления:

  • прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
  • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только
    с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику.

Обратите внимание

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий
в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных
и иных ценностей внешнему управляющему.

Требования кредиторов

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов.

Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора.

Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение
о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.

План внешнего управления

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов
для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы
на их реализацию и иные расходы должника.

План внешнего управления должен:

  • предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;
  • содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника
    в установленный срок.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится
к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

  • об утверждении плана внешнего управления;
  • об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца
    с даты принятия указанного решения;
  • об отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего, с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего или саморегулируемой организации.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется
в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • продажа предприятия должника;
  • замещение активов должника;
  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Расчеты с кредиторами

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов.

Если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются внешним управляющим реестродержателю.

Прекращение процедуры внешнего управления

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения
о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности
в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется

Процесс банкротства длителен и проводится поэтапно. Для открытия дела понадобится заявление о признании банкротства от должника, кредиторов или других уполномоченных органов.

Поскольку несостоятельность часто используется руководителями компаний с преступными целями, задача судебных инстанций – выяснить, каков на самом деле финансовый статус компании.

Специальные представители суда тщательно расследуют обстоятельства банкротства и фиксируют все признаки разорения.

После предварительной оценки назначается одна из процедур банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедуры (или этапы) не всегда идут в указанном порядке. Иногда после наблюдения и финансового оздоровления сразу переходят к конкурсному производству или уже на первой стадии стороны заключают мировое соглашение. В таких случаях другие этапы уже не нужны.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление при банкротстве – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  1. Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  2. Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  3. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 ст. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юр. лица.

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников. В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

внешнее управление при банкротстве юридического лица имеет место, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению. В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления. По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании. В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется. В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке. После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (ст. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Цель проведения процедуры внешнего управления

Внешнее управление проводится при подаче заявления в суд с целью признания юридического лица финансово несостоятельным. Эта стадия процедуры банкротства направлена на улучшение финансового положения компании. В результате предприятие не только сможет отдать все имеющиеся у него долги, но также продолжить свою работу, то есть избежать ликвидации.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов. Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Этапы процедуры внешнего управления

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

О сроках

Внешнее управление силами арбитражного исполнителя может осуществляться в течение не более 18 месяцев и продлеваться по решению собрания кредиторов на срок не более 6 месяцев. Спустя месяц после назначения процедуры внешнего управления управляющий должен предоставить собранию план действий на время своей работы. Учитывая, что после вступления в силу решения суда прошлое руководство компании отстраняется от своих обязательств, оповещение об этом должно прийти в тот же или на следующий день после назначения процедуры.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

О плане

План внешнего управляющего – это один из основных документов, на основании которого собрание кредиторов принимает решение о целесообразности таких мер. Отметим, что собрание может как утвердить, так и отклонить предоставленный управляющим план. Во втором случае даётся 2 недели до следующего собрания, на котором исполнитель должен предоставить вторую версию. Если и эта попытка окажется неудачной, потерпевшая сторона имеет право сменить арбитражного управляющего, выбрав нового из числа утверждённых ранее кандидатур. План управляющего состоит из нескольких обязательных пунктов:

  1. Перечень мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности юридического лица с целью погашения задолженностей.
  2. Финансовое обоснование и подкрепление каждого из вышеуказанных мероприятий (перечисление источников финансирования).
  3. Сроки проведения каждого из мероприятий.
  4. Ожидаемые положительные итоги от проделанной работы, которые рассчитываются при помощи вычисления разницы предположительных доходов и расходов.

К оздоровительным мероприятиям относится целый ряд таковых, главным признаком которых является получение выгоды со стороны должника и постепенного прироста доходов. Это может быть перепрофилирование отдельных подразделений или всей организации, продажа или закрытие нерентабельных филиалов, центров реализации, производственных мощностей, увольнение работников и т.д. К дополнительным мерам можно отнести повышение уровня квалификации исполнителей, покупку новой недвижимости, открытие новых производственных мощностей, модернизацию оборудования в рамках бюджета и т.д.

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 ст. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Положительные и отрицательные стороны для кредиторов

Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.

Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.

Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Права внешнего управляющего

Внешний управляющий при банкротстве - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в законе о банкротстве (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) :

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

Закон определяет конкретные обязанности внешних управляющих:

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

Согласно ст. 97 закона о банкротстве внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

  • по заявлению внешнего управляющего;
  • по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;
  • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юридического лица осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юридических лиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

На видео о работе внешнего управляющего:

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего.

Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенными рисками. Один из них – банкротство. Это ситуация, в которой организация не в состоянии выполнить свои финансовые обещания перед кредиторами. Факт банкротства устанавливает арбитражный суд, он же имеет право запустить процедуру внешнего управления предприятием-должником.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление – это процедура передачи основных полномочий руководства компании внешнему управляющему . Он становится ключевой фигурой предприятия, его генеральным директором. Деятельность управляющего контролируется арбитражным судом и советом кредиторов.

В деле о банкротстве поэтапно применяются пять процедур по отношению должника:

  • Наблюдение . Проводится полный анализ финансовых операций без изъятия имущества;
  • Финансовое оздоровление . Составляется план для выплаты задолженностей;
  • Руководство компании лишается своих основных полномочий, на его место назначают внешнего управляющего;
  • Конкурсное производство . Имущество должника отчуждается путем продажи, полученные средства должны покрыть долги перед кредиторами;
  • Мировое соглашение . Договор, по которому стороны прекращают спор или идут на уступки. Может быть заключен на любом этапе разбирательств.

Внешнее управление может быть внедрено вместе с привлечением новых средств в капитал. Главная цель управляющего – реабилитировать предприятие и по возможности предотвратить ликвидацию компании.

Таким образом, он преследует цели каждой из сторон : должник стремится вернуть себе стабильное положение на рынке, а кредиторы – получить вложенные средства назад.

Назначение управляющего

Согласно российскому законодательству несостоятельность юридического лица определяется по финансовому и временному критериям . В первом случае долги организации превышают отметку в 300 тыс. рублей . Второй критерий справедлив, когда взятые кредиты не возвращаются в течении 90 дне й после срока погашения.

После признания банкротства арбитражный суд составляет акт по итогам собрания кредиторов и наблюдения за финансовой деятельностью компании. Руководство предприятия уведомляется о назначении управляющего, и в короткие сроки обязано передать ему весь необходимый пакет документов. За установленный срок уже новый руководитель должен выработать план и предпринять меры для полного погашения долгов предприятия .

Мораторий на удовлетворение требований

Этап Наблюдения считается успешным, если после всех действий управляющего предприятие не только выплатило долг, но и получило достаточно средств для продолжения нормального функционирования. Чтобы облегчить финансовое оздоровление, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это предписание аннулирует большинство денежных задолженностей, срок которых истёк еще до начала исполнения процедуры.

Ввод моратория позволяет удержать шаткое положение должника на рынке и не допускает его полного разорения.

Однако, интересы кредиторов тоже учитываются. На замороженные суммы по предыдущим долгам начисляются проценты, которые определяются ставкой рефинансирования. Кроме этого, мораторий не распространяется на некоторые другие требования кредиторов:

  • Выплата должником в связи с причинением морального вреда;
  • Погашение долгов по заработной плате;
  • Возмещение вреда жизни или здоровью субъекта.

Главная цель моратория – дать управляющему время на постепенную реализацию собственного плана. Ограничения защищает компанию от попыток уничтожить её активы за короткий период времени.

Полномочия внешнего управления

Новый руководитель предприятия должен сделать всё для восстановления финансовой стабильности юридического лица. Во время действия своих полномочий он имеет право:

  • Распоряжаться имуществом предприятия в рамках закона;
  • Осуществлять хозяйственную деятельность;
  • От имени должника заключать мировой договор с советом кредиторов;
  • Требовать признать недействительными сделки, которые были проведены еще до начала процедуры внешнего управления;

Хотя он и имеет большинство прав генерального директора, практически все сделки должны быть согласованы с советом кредиторов. Продажа имущества, крупные сделки, получение или выдача займов – всё это требует подтверждение другой стороны внешнего управления.

В течении месяца после своего утверждения на посту внешний управляющий обязан разработать план , по которому будут осуществляться все дальнейшие меры погашения задолженности. Готовый план рассматривается советом кредиторов.

Планирование внешнего управления предполагает полную выплату всех долгов. При этом предприятие должно остаться в стабильном финансовом положении на рынке. Отсутствие признаков банкротства может быть зафиксировано, если компания удовлетворит еще и требования, срок исполнения которых заканчивается после завершения внешнего управления.

План управляющего должен учитывать несколько параметров:

  • Подробный порядок и меры по реализации действий, направленных на погашение долгов;
  • Условия финансирования компании-должника;
  • Расходы предприятия связанные и не связанные с процедурой внешнего управления;
  • Сроки восстановления стабильного финансового положения (не должны превышать сроков завершения процедуры);
  • Аргументы в пользу выбранного пути реабилитации на рынке;
  • Разграничение прав кредиторов и комитетов.

Все эти параметры прописаны в законе «О несостоятельности (банкротстве)». Список не является исчерпывающим, сюда могут быть добавлены дополнительные меры, которые учитывают конкретные особенности предприятия.

Необходимые меры

Утверждённый план даёт право управляющему предпринимать меры по погашению задолженности . В их число входят:

  • Смена профиля производства с учётом экономической ситуации на рынке;
  • Закрытие убыточных филиалов и подразделений предприятия;
  • Требование дебиторской задолженности от всех возможных должников юридического лица;
  • Отчуждение определенного объема имущества с целью продажи;
  • Привлечение финансовых средств от третьих лиц для расширения производства и поднятия дохода предприятия;
  • Замещение активов юридического лица.

Продажа имущества компании осуществляется только после проведения инвентаризации и независимой оценки . Оно выставляется на открытых торгах в форме аукциона, весь процесс контролируется кредиторами. Если общая рыночная стоимость всего имущество превышает отметку в 200 млн. рублей торги организовывает государство или организация, уполномоченная Правительством РФ. Продажа имущества не должна повредить хозяйственной деятельности предприятия в ходе внешнего управления.

Меры могут быть приняты как комплексно, так и по отдельности. Все действия управляющего не должны выходить за рамки действующего законодательства.

Изначально внешнее управление не должно длится дольше 18 месяц е в , но его можно продлить еще на 6 месяцев . Руководство компании уведомляется о своем отстранении в течении одного дня с момента назначения управляющего. Еще через два дня вся необходимая документация должна быть передана новому генеральному директору.

В срок до десяти дней после назначения подается публикация о смене руководства компании. Через месяц происходит первое собрание кредиторов, где управляющий предоставляет разработанный за этот срок план. В течении пяти дней он подается в арбитражный суд. Если суд всё-таки признает предприятие банкротом, стадия конкурсного производства должна начаться не позднее 122 дней с момента назначения управляющего .

Погашение задолженностей может произойти и до завершения процедуры. В таком случае управляющий остается на своем посту до избрания нового руководства.

Завершение процедуры

По завершению своей деятельности управляющий предоставляет отчёт совету кредиторов . Исходя их успешности процедуры существует два исхода:

  1. Платежеспособность восстановлена и проведен расчёт с кредиторами. В этом случае вносится предложение о прекращении процедуры. Ходатайство направляется в суд, который составляет акт прекращения дела о банкротстве.
  2. Предприятие всё еще остается должником . Арбитражный суд не утверждает отчет управляющего и выносит вердикт о начале конкурсного производства, что влечёт за собой ликвидацию предприятия.

Как показывает практика, внешнее управление не всегда оказывается удачным решением для компании. Негативные последствия напрямую связаны с квалификацией управляющего. Отсутствие профессионализма третьего лица может привести к полному краху предприятия-должника.

Экономическая и политическая обстановка в стране также значительно влияет на процедуру. Инфляция или внезапный финансовый кризис могут поставить под угрозу любой успешный план реализации внешнего управления. Иногда недобросовестные кредиторы умышленно пытаются разорить компанию с целью получения её имущества и активов.

Всё же данная процедура является «спасательным кругом» для большинства юридических лиц, которые оказались в яме кабальных долгов. При продуманном руководстве можно решить проблему банкротства и даже вывести компанию на новый уровень производства.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ , это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления - сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства - это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий - права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа - конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.

Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.

Процедура назначения внешнего управляющего

Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.

Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.

Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.

Кого могут назначить управляющим?

Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.

Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:

  • окончание внешнего управления в результате восстановления платёжеспособности должника;
  • ходатайство о продлении периода внешнего управления;
  • ходатайство о признания предприятия банкротом;
  • заключение и .

Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.