Влияние григория распутина на судьбу россии. Царская семья и Г.Е. Распутин

Григорий Распутин — один из самых удивительных людей, рождённых на русской земле. Ни один царь, полководец, учёный, государственный муж на Руси не имел такой популярности, славы и влияния, какие обрёл этот полуграмотный мужик с Урала. Его талант прорицателя и загадочная смерть до сих пор остаются предметом споров для историков. Одни считали его порочным, другие видели в нём святого. Кем же был Распутин на самом деле?…

Говорящая фамилия

Григорию Ефимовичу Распутину действительно выпало жить на распутье исторических дорог и суждено было стать свидетелем и участником того трагического выбора, который был сделан в это время.

Григорий Распутин родился 9 (по новому стилю — 21) января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Предки Григория Ефимовича пришли в Сибирь в числе первых пионеров. Долгое время они носили фамилию Изосимовы по имени того самого Изосима, что переселился из Вологодской земли за Урал. Распутиными же стали называться два сына Насона Изосимова — и соответственно их потомки.

Вот как пишет о семье Григория Распутина исследователь А. Варламов: "Дети Анны и Ефима Распутиных умирали один за другим. Сначала в 1863 году, прожив несколько месяцев, умерла дочь Евдокия, год спустя ещё одна девочка, тоже названная Евдокией.

Третью дочку назвали Гликерией, но прожила она всего несколько месяцев. 17 августа 1867 года родился сын Андрей, оказавшийся, как и его сёстры, не жильцом. Наконец в 1869-м родился пятый ребёнок — Григорий. Имя дали по святцам в честь святителя Григория Нисского, известного своими проповедями против любодеяния".

С мечтой о Боге

Распутина часто изображают чуть ли не великаном, монстром, обладавшим железным здоровьем и способным есть стёкла и гвозди. На самом деле Григорий рос слабым и болезненным ребёнком.

Позднее он писал о своём детстве в автобиографическом сочинении, названном им "Житие опытного странника": "Вся жизнь моя была болезни. Медицина мне не помогала. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытьё, так и проводил всё время".

При этом уже в детском возрасте помышления Григория отличались от хода мыслей простого обывателя. Сам Григорий Ефимович об этом пишет так: "В 15 лет в моём селе, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине её... Я мечтал о Боге... Душа моя рвалась вдаль... Не раз, мечтая так, я плакал и не знал, откуда слёзы и зачем они. Я верил в хорошее, доброе и часто сиживал я со стариками, слушая их рассказы о житии святых, великих подвигах, больших делах".

Сила молитвы

Григорий рано осознал силу своей молитвы, проявившуюся в отношении как животных, так и людей. Вот как пишет об этом его дочь Матрёна: "От деда я знаю о необыкновенной способности отца обращаться с домашними животными. Стоя рядом с норовистым конём, он мог, положив ему на шею ладонь, тихо произнести несколько слов, и животное тут же успокаивалось. А когда он смотрел, как доят, корова становилась совершенно смирной.

Как-то за обедом дед сказал, что захромала лошадь. Услыхав это, отец молча встал из-за стола и отправился на конюшню. Дед пошёл следом и увидел, как сын несколько секунд постоял возле лошади в сосредоточении, потом подошёл к задней ноге и положил ладонь на подколенное сухожилие. Он стоял, слегка откинув назад голову, потом, словно решив, что исцеление совершилось, отступил на шаг, погладил лошадь и сказал: "Теперь тебе лучше".

После того случая отец стал вроде ветеринара-чудотворца. Потом он начал лечить и людей. "Бог помогал".

Без вины виноватый

Что касается беспутной и греховной юности Григория, сопровождавшейся конокрадством и оргиями, то это не более чем позднейшие измышления газетчиков. Матрёна Распутина в своей книге утверждает, что отец её с младых лет был настолько прозорлив, что несколько раз "прозревал" чужие кражи и потому лично для себя саму возможность воровства исключал: ему казалось, что другие так же это "видят", как и он.

Я просмотрел все показания о Распутине, которые давались во время расследования в Тобольской консистории. Ни один, даже самый враждебно настроенный к Распутину свидетель (а их было немало) не обвинил его в воровстве или конокрадстве.

Тем не менее Григорий всё же испытал несправедливость и людскую жестокость. Однажды его несправедливо обвинили в воровстве лошадей и сильно побили, но в скором времени следствие нашло виновных, которые были высланы в Восточную Сибирь. С Григория все обвинения были сняты.

Семейная жизнь

Сколько бы амурных историй ни приписывали Распутину, тем не менее, как справедливо замечает Варламов, у него была возлюбленная жена: "Об этой женщине все, кто её знал, отзывались хорошо. Распутин женился восемнадцати лет. Жена была старше его на три года, работяща, терпелива. Она родила семерых детей, из которых трое первых умерли".

Григорий Ефимович встретил свою суженую на плясках, которые так любил. Вот как об этом пишет его дочь Матрёна: "Мама была высокой и статной, любила плясать не меньше, чем он. Её звали Прасковья Фёдоровна Дубровина, Параша...

Распутин с детьми (слева направо): Матрена, Варя, Митя.

Начало их семейной жизни было счастливым. Но потом пришла беда — первенец прожил всего несколько месяцев. Смерть мальчика подействовала на отца даже сильнее, чем на мать. Он воспринял потерю сына как знак, которого ждал, но не мог и предположить, что этот знак будет таким страшным.

Его преследовала одна мысль: смерть ребёнка — это наказание за то, что он так мало думал о Боге. Отец молился. И молитвы утешали боль. Через год родился второй сын, Дмитрий, потом — с промежутком в два года — дочери Матрёна и Варя. Отец затеял строительство нового дома — двухэтажного, самого большого в Покровском..."

Дом Распутина в Покровском

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения — он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе.

Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) — и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи... и последовательницы.

Это продолжалось около десяти лет. Распутин узнал о хлыстах (сектантах, которые били себя хлыстами и подавляли похоть с помощью группового секса), а также отделившихся от них скопцах (проповедников кастрации). Предполагается, что он перенял часть их учений и не раз самолично «избавлял» паломниц от греха в бане.

В «божественном» возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия — будущего сталинского патриарха. Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Распутин со своими поклонниками (преимущественно — поклонницами).

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Аве, цезарь!

Последний правитель дома Романовых отличался безволием и суеверностью: он считал себя Иовом, обреченным на испытания, и вел бессодержательные дневники, где обливался виртуальными слезами, глядя на то, как его страна катится под откос.

Царица также жила в отрыве от реального мира и верила в сверхъестественную силу «народных старцев». Зная об этом, ее подруга — черногорская княгиня Милица — водила во дворец откровенных мерзавцев. Монархи внимали бредням жуликов и шизофреников с детским восторгом. Война с Японией, революция и болезнь царевича окончательно разбалансировали маятник слабой царской психики. Все было готово для появления Распутина.

В семье Романовых долгое время рождались лишь дочери. Чтобы зачать сына, царица прибегала к помощи французского мага Филиппа. Именно он, а не Распутин, первым смог воспользоваться духовной наивностью царской семьи. О масштабах бардака, царившего в головах последних русских монархов (одних из самых образованных людей того времени), можно судить хотя бы по тому, что царица чувствовала себя в безопасности благодаря волшебной иконе с колокольчиком, который якобы звонил при приближении злых людей.

Никки и Аликс в период их помолвки (конец 1890-х)

Первая встреча царя и царицы с Распутиным произошла 1 ноября 1905 года во дворце за чаем. Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло.

В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами. Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы.

Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе — боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы — по слухам даже слишком близкую, спавшую с ней в одной кровати). Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию.


Обратите внимание — на всех фотографиях Распутин обязательно держит одну руку приподнятой.

При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах. Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой. Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия».

Растущая власть Распутина не устраивала двор. Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове. За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти.

Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор

Тайные агенты наблюдали в окна самые пикантные сцены из жизни человека, которого вскоре назовут «святой черт». Некогда замятые, слухи о сексуальных похождениях Гришки стали раздуваться с новой силой. Полиция фиксировала посещение Распутиным бань в компании с проститутками и женами влиятельнейших лиц.

По Питеру ходили копии нежного письма царицы к Распутину, из которых можно было заключить, что они были любовниками. Эти истории подхватили газеты — и слово «Rasputin» стало известным всей Европе.

Народное здравоохранение

Люди, верившие в чудеса Распутина, считают, что он сам, а также его смерть упомянута в самой Библии: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк, 16-18).

Сегодня никто не сомневается в том, что Распутин действительно благоприятно действовал на физическое состояние царевича и психическую стабильность его матери. Как ему это удавалось?

Царица у постели больного наследника

Современники отмечали, что речь Распутина всегда отличалась бессвязностью, следить за его мыслями было очень тяжело. Огромный, с длинными руками, прической трактирного полового и бородой «лопатой» он часто говорил сам с собой и хлопал себя по бедрам.

Все без исключения собеседники Распутина признавали его необычный взгляд — глубоко запавшие серые глаза, будто светившиеся изнутри и сковывающие вашу волю. Столыпин вспоминал, что при встрече с Распутиным ощутил, что его пытаются загипнотизировать.

Распутин и царица пьют чай

Это, безусловно, влияло на царя и царицу. Однако неоднократное избавление царских детей от болей объяснить трудно. Главным целительным оружием Распутина была молитва — а молиться он мог целыми ночами.

Однажды в Беловежской пуще у наследника начались сильные внутренние кровотечения. Врачи сообщили родителям, что он не выживет. Распутину была отправлена телеграмма с просьбой исцелить Алексея на расстоянии. Тот быстро выздоровел, чем немало удивил придворных эскулапов.

Убить дракона

Человек, называвший себя «маленькой мушкой» и назначавший чиновников по телефонному звонку, был неграмотен. Читать и писать он научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями.

До конца жизни Распутин выглядел, как бродяга, что неоднократно мешало ему «снимать» проституток для ежедневных оргий. О здоровом образе жизни странник быстро забыл — он пил, и пьяным звонил министрам с различными «прошениями», неисполнение которых было карьерным самоубийством.

Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы — опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, — свиньи).

Факсимиле письма Распутина с прошением о каком-то своем протеже

Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве. В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями.

Политики активно критиковали царицу — «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине. Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II — на половой орган Распутина. Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки — благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Свидетели говорили, что от удара «у Гришки вылезли кишки». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился — стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Князь Феликс Юсупов, убийца Распутина

Смерть Распутина еще более таинственна, чем его жизнь. Декорации этой драмы хорошо известны: ночью 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов (по слухам — любовник Юсупова) и депутат Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. На Распутина это якобы не подействовало.

В ход пошел «план Б»: Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся — тремя выстрелами окончательно свалил «старца», после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел.

Для верности его еще раз избили, обвязали шторой и бросили в прорубь Невы. Вода, погубившая старшего брата и сестру Распутина, забрала и жизнь рокового мужика — но не сразу. Исследование тела, выловленного три дня спустя, показало наличие воды в легких (протокол вскрытия не сохранился). Это говорило о том, что Гришка был жив и попросту захлебнулся.

Труп Распутина

Царица была в ярости, но по настоянию Николая II убийцы избежали наказания. Народ славил их как избавителей от «темных сил». Распутина называли по-всякому: демоном, немецким шпионом или любовником императрицы, но Романовы были верны ему до конца: самую одиозную фигуру России похоронили в Царском Селе.

Через два месяца грянула февральская революция. Предсказание Распутина о падении монархии сбылось. 4 марта 1917 года Керенский приказал выкопать и сжечь тело. Эксгумация прошла ночью, причем по показаниям эксгуматоров горящий труп пытался подняться. Это стало последним штрихом к легенде о сверхсиле Распутина (считается, что кремируемый может шевелиться за счет сокращения в огне сухожилий, в связи с чем последние следует перерезать).


Акт о сожжении тела Распутина

«Кто вы, мистер Распутин?» — такой вопрос могли бы задать ему английская и немецкая разведка в начале 20 века. Ловкий оборотень или бесхитростный мужик? Мятежный святой или половой психопат? Чтобы бросить тень на человека, достаточно лишь правильно осветить его жизнь.

Разумно предположить, что истинный облик царского фаворита был до неузнаваемости искажен «черным пиаром». А за вычетом компромата перед нами предстает обычный мужик — неграмотный, но очень хитрый шизофреник, добившийся славы лишь благодаря удачному стечению обстоятельств и одержимости глав дома Романовых религиозной метафизикой.

Попытки канонизации

Радикально-монархические православные круги ещё с 1990-х годов не раз предлагали канонизировать Распутина как святого мученика.

Идеи были отвергнуты Синодальной комиссией Русской православной церкви и подвергнуты критике Патриархом Алексием II: "Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на августейшую фамилию царя Николая II и его семейство".

Несмотря на это, в течение последних десяти лет религиозными почитателями Григория Распутина выпущены не менее двух акафистов ему, а также написано около десятка икон.

Любопытные факты

У Распутина предположительно был старший брат Дмитрий (простудился во время купания и умер от пневмонии) и сестра Мария (страдавшая от эпилепсии и утонувшая в реке). Своих детей он назвал в честь них. Третью дочь Гришка назвал Варварой.
Распутина хорошо знал Бонч-Бруевич.

Род Юсуповых ведет начало от племянника пророка Магомета. Ирония судьбы: дальний родственник основателя ислама убил человека, называвшегося православным святым.

После свержения Романовых деятельность Распутина расследовала специальная комиссия, членом которой был поэт Блок. Следствие так и не было закончено.
Дочь Распутина Матрена успела эмигрировать во Францию, а затем в США. Там она работала танцовщицей и дрессировщицей тигров. Умерла в 1977 году.

Остальные члены семьи были раскулачены и сосланы в лагеря, где их след затерялся.
Сегодня церковь не признает святость Распутина, указывая на его сомнительную нравственность.

Юсупов успешно судился с MGM из-за фильма о Распутине. После этого случая в кино стали ставить предупреждение о вымысле «все совпадения случайны».

Распутиниана: Петренко, Депардьё, Машков, Ди Каприо

С 1917 года о тобольском старце было снято более 30 фильмов! Самые известные российские ленты — "Агония" (1974 г., Распутин — Алексей Петренко) и "Заговор" (2007 г., Распутин — Иван Охлобыстин).

Сейчас на экраны вышел франко-российский фильм "Распутин", старца в котором играет Жерар Депардьё. Критика приняла картину неважно, однако, говорят, именно эта киноработа помогла французскому актёру получить российское гражданство.

Наконец, в 2013 году закончена работа над новым российским сериалом "Распутин" (режиссёр — Андрей Малюков, сценарий — Эдуард Володарский и Илья Тилькин), в котором тобольского старца сыграл Владимир Машков...

А на днях в Петербурге начинаются съёмки голливудского фильма о Распутине; на главную роль кинокомпания Warner Bros. пригласила Леонардо Ди Каприо. Чем же так привлекает режиссёров и сценаристов история жизни Григория Распутина?

Русская версия

— Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. А вот Распутин — реальная историческая фигура, — говорит режиссёр сериала "Распутин" Андрей Малюков. — При этом вроде о нём известно всё: и где родился, и как прожил, и как убили. Но в то же время... ничего не известно! Знаете, сколько о Распутине написано? Тонны! Всего не перечитать! И каждый пишет про какого-то другого человека. Он загадка, и поэтому к нему такой интерес. Спроси кого-нибудь за пределами России: "Кто такой Распутин?" — "Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!" Очень популярная фигура.

— С каким сердцем вы брались за съёмки сериала?

— Хотелось посмотреть на этого человека с точки зрения правды. Ведь при жизни про него чего только не сочиняли! Если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны, считая, что в России всего достаточно, что это великая и могучая страна. Вот его посыл. А тем, кому хотелось войны, тем, кто ненавидел Россию, он казался исчадием ада. А в сухом остатке это был человек с большим знаком плюс. И с такой трагической судьбой...

— Значит, в своей картине вы хотите развенчать все мифы, существующие о Распутине?

— Мифов было безумное количество. Чтобы развенчать всё, наших восьми серий не хватит. Наша история распадается на две параллельные линии: на Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и найти доказательства всех его "грехов". Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Григорию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь убийц к суду...

Владимир Машков о своём герое

В российско-французской картине "Распутин", где Распутина играл Депардьё, Владимир Машков снялся в роли Николая II. Тогда он входил в образ так основательно, что даже учился расписываться как император.

— В новом российском фильме "Распутин" моё перевоплощение ещё глубже. Во мне живёт подселенец, — признаётся актёр. — Роль потрясающая! Ведь Григорий Ефимыч лечил молитвой. Он любил в этот момент человека, брал на себя всю его боль. Почти умирал, когда лечил людей, и этот процесс невероятный, божественный...

Заявить, что Распутин — это святой или дьявол, мне кажется, самая страшная, отвратительная ошибка. Это очень искренний человек, любивший Россию, любивший царя, любивший свой народ.

История с бородой

Создатели картины говорят, что на главную роль не рассматривали никого, кроме Машкова, который для съёмок специально прилетел из Америки. Он настолько вошёл в образ, что иногда шокировал съёмочную группу: изменялась даже походка, появлялась распутинская сутулость...

У Владимира Машкова с его героем отнюдь не портретно-фотографическое сходство. Гримёры по историческим снимкам даже бороду с точностью до последнего волоска скопировали! Визажисты перепробовали несколько бород, накладок из волос, но в результате Машкову пришлось отрастить волосы и вживить себе по одному волоску натуральную бороду. Каждый день на его грим тратилось примерно два часа.

— Боковые щёчки мы вживляли Машкову буквально по волосику, чтобы даже камера никогда не увидела вклеенной бороды, — рассказывала художник по гриму Евгения Малинковская.

В зеркальной ловушке

Съёмки фильма "Распутин" начались в апреле 2013 года. Часть эпизодов снимали в Петербурге, под Петербургом, а также в Новгороде. При этом съёмочная команда столкнулась с множеством трудностей.

Когда священники узнавали, о ком будет кинолента, они закрывали двери церквей и запрещали съёмку. (Кстати, с такой же проблемой столкнулась команда Жерара Депардьё: Патриарх Кирилл не дал им благословения, и снимать в церквях они так же не могли.)

Единственным храмом, который открыл двери для съёмок российского сериала о Распутине, был Сампсониевский собор. В Новгороде решили снимать в Антониевом монастыре — и всего за два дня художники-постановщики возвели вокруг монастырской стены декорацию строительных лесов.

Пришлось строить и дворцовые покои. На "Ленфильме" была воссоздана знаменитая зеркальная ловушка Юсуповского дворца, куда Феликс Юсупов с заговорщиками заманили Распутина. Это восьмиугольная комната из зеркал, попав в которую, не знаешь, куда идти. Для неё заказывали специальные зеркала, которые обычно производят для спецподразделений, охраняющих консульства, чтобы оператор мог снимать через стекло и не отражаться.

Трюки, эффекты, костюмы

Партнёршей Владимира Машкова по фильму стала Ингеборга Дапкунайте (императрица Александра Фёдоровна). Все платья для неё и Екатерины Климовой, сыгравшей фрейлину императрицы Анну Вырубову, разрабатывали с нуля и шили в строгом соответствии с модой начала XX века. По историческим образцам изготовили французские кружева. В Англии заказали жёсткие воротнички, купили цилиндры, канотье. Для Машкова нашли антикварные пиджак и пальто, сшили коллекцию косовороток.

В картине множество сложнейших трюков, большинство из которых Владимир Машков выполнял сам. Например, в одной из сцен, когда односельчане посчитали, что Распутин присвоил деньги от продажи чужого коня, актёра избивали дубинами и топтали лошадьми. Актёр работал настолько честно и подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлёкся, и лошадь задела его руку.

Вторая не менее сложная сцена — убийство старца. Машкова снова избивали, причём ногами. Конечно, на актёра надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги, но синяки остались.

Машков всегда рвался в бой, однако в некоторых эпизодах режиссёр трюков был категоричен: "Володя, не надо, это лишний риск!" А потому порой актёра всё же заменял дублёр Сергей Трепесов, который работал с Владимиром Машковым ещё в картине "Край".

компиляция материала - Fox http://www.softmixer.com/2014/10/blog-post_59.html#more

Историю жизни Распутина невозможно понять без знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему.

Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Царь, по своему положению являвшийся верховным хранителем народных основ, традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки ему духовно. В этом и заключалась главная причина сближения царской четы и Григория Распутина. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с этим они видели в нем настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», - говорила царица, а царь считал, что Григорий - «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах (Наумов, 1995, с. 244).

Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш друг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и мамой», вкладывая в этот смысл «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

В жизни царской семьи Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. Они часто обращались к нему с просьбой помолиться. Распутин обладал необъяснимой властью над Царевичем Алексеем. При малейшем его недомогании призывали старца. Иногда хватало даже одного короткого телефонного разговора, чтобы добиться устранения того или иного недуга.

«Наследник жив, покуда жив я!» - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы подстраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему, на немилость. (Сборник исторических материалов, т.1, с. 263).

Вполне естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца». Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина: «Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш друг поможет нести твой тяжелый крест и великую ответственность» (Покровский, 1923, т.4, с. 52).

Безусловно, царь прислушивался к советам Григория Распутина. Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов.

При безграничном доверии царя, мнение Распутина по тем или иным политическим и государственным вопросам учитывалось практически безоговорочно. Например, одного его слова было достаточно, чтобы кабинет министров пополнился доселе никому неизвестным человеком.

Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата…» (Симанович А.).

В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человека на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, они не просто попадут под волну недоверия и будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.

Е.Д. Черменский считал иначе. Он находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть в политике ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности» (Черменский, 1986, с.91).

Но вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лицо господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.

У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, не смотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.

Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.

То же касается и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. По его мнению, после проведенной в 1861 году реформы, крестьянам стало жить еще хуже чем при помещиках, так как земли у них стало меньше и отошло то, пусть даже скудное, но обеспечение, которое у них было во времена крепостничества. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь снова не согласился с ним.

В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.

В итоге этой встречи великий князь Николай Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.

Отсутствие единого мнения в научной литературе обусловлено разнообразием взглядов на одну и ту же проблему, присутствующую в исторических источниках, которыми располагают ученые на сегодняшний день. Это чаще всего свидетельства близких царю людей, занимавших государственные и придворные должности при нем, а также дневники и переписка.

Приведем здесь некоторые мнения о посредничестве императрицы между государем и Распутиным. Так, решающим считал влияние императрицы адмирал Бубнов. Того же мнения придерживался и Врангель (отец белого генерала П.Н. Врангеля): «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался». Подтверждением схемы, предложенной Аврехом, является также реплика известного либерального историка и кадетского политика А. Кизеветтера: «…в полной мере … подтверждают (письма), что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений» .

Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу дворцовый комендант Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим».

Встают на защиту царя другие его приближенные. Флигель-адъютант царя Мордвинов пишет: «Он (царь) соглашался только с теми мнениями, которые не противоречили его собственным». Правда, мнения часто совпадали, но это были именно совпадения, а не подчиненность.

Есть также мнение Гурко: «Расстаться с ней [императрицей Александрой Федоровной -- А.Д.] он и мысли не допускал, а потому молча, порой стиснув зубы, выносил ее гнет, выйти из-под которого он, однако, неоднократно стремился».

О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит следующее: «Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей? Нет, и разница ощутительна», особенно тогда, когда «старец» вмешивается в политику. Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум часто одерживает верх».

В своих исследованиях историки опираются не только на свидетельства современников и анализ известных фактов. Решающую роль играют материалы переписки Николая II и его жены. Приведем здесь некоторые письма императрицы своему супругу.

«Держи эту бумагу перед собой… Вели ему [Протопопову -- А.Д.] больше слушаться нашего Друга».

«Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе».

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин -- А.Д.] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…»

На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на императрицу, а через нее -- на царя.

Сохранились также некоторые письма Распутина к самому Николаю II: «Твердость стопа Божия против немцев не наступайте держись румынского фронта оттуда слава воссияет Господь укрепит оружие молюсь горячо Григорий» и «Очень коротко и ласково беседовал с Калининым умоляет чтоб ему никто не мешал также контрразведка пущай ведет свое дело ласково беседовали об узнике по христиански… дай власть одному чтобы работал разумом Григорий».

Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать. Да, влияние его на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники с 1902 года по 1916, но слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.

По приказу царской семьи за Распутиным было установлено наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из Петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что «чудотворец» брал у него уроки гипноза.

Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили неизгладимое впечатление. Елена Джанумова так писала о нем в своем дневнике: «Ну и глаза у него! Долго выдерживать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, но какими жестокими они могут иногда быть и как страшны в гневе…»

О другом же способе его влияния на царя высказывает свое предположение Владимир Митрофанович Пуришкевич в своем дневнике: «Зачем ты, Феликс, - сказал Распутин Юсупову - не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек… Даст он тебе махонькую рюмочку настоечки, попьешь ты этой настоечки в час, когда на душе у тебя смутно, и сразу тебе все пустяком покажется, и сам сделаешься такой добренький, такой глупенький и будет тебе все равным-равно» Есть все основания полагать, что именно этой «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил великий князь Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры, своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своем видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.

Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям «старца» и Александры Федоровны.

Григорий Ефимович Распутин - выдающаяся личность в истории. Его образ достаточно неоднозначный и загадочный. Споры об этом человеке ведутся практически столетие.

Рождение Распутина

Многие до сих пор не смогли определиться с тем, кто такой Распутин и чем он, на самом деле, прославился в истории России. Родился он в 1869 году в селе Покровском. Официальные данные о дате его рождения достаточно противоречивы. Некоторые историки считают, что у Григория Распутина годы жизни - 1864-1917. Сам же он в зрелые годы не вносил ясность, сообщая различные неправдивые данные о дате своего рождения. Историки считают, что Распутин любил преувеличить свой возраст, чтобы соответствовать созданному им самим образу старца.

Кроме того, многие объясняли такое сильное влияние на царскую семью именно наличием гипнотических способностей. Слухи о целительных возможностях Распутина распространялись еще с его юности, однако даже родители в это не верили. Отец считал, что он стал паломником только потому, что был очень ленивым.

Покушение на Распутина

Было несколько покушений на жизнь Григория Распутина. В 1914 году его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, которая приехала из Царицына. Она в то время находилась под влиянием иеромонаха Илиодора, который был противником Распутина, так как видел в нем своего главного конкурента. Гусеву поместили в психиатрическую лечебницу, посчитав душевнобольной, а через некоторое время ее выпустили.

Илиодор сам не один раз гонялся с топором за Распутиным, угрожая его убить, а также для этой цели заготовил 120 бомб. Кроме того, было также еще несколько покушений на «святого старца», однако все они были неудачными.

Предсказание собственной смерти

Был у Распутина поразительный дар провидения, поэтому он не только предсказал свою собственную смерть, но также и погибель царской семьи, и много других событий. Духовник императрицы епископ Феофан вспоминал, что у Распутина как-то раз спросили, каким будет исход встречи с японцами. Он ответил, что эскадра адмирала Рождественского утонет, что и случилось в бою при Цусиме.

Однажды, находясь вместе с императорской семьей в Царском Селе, Распутин не позволил им обедать в столовой, сказав, что может упасть люстра. Его послушались, а буквально через 2 дня люстра действительно упала.

Говорят, что он оставил после себя еще 11 пророчеств, которые постепенно сбываются. Предсказал он и собственную смерть. Незадолго до убийства Распутин написал завещание со страшными пророчествами. Он говорил о том, что если его убьют крестьяне или наемные убийцы, то императорской семье ничего не угрожает и Романовы будут оставаться при власти много лет. А если же его убьют дворяне и бояре, то это принесет погибель дому Романовых и в России дворянства не будет еще 25 лет.

История убийства Распутина

Многих интересует, кто такой Распутин и чем он знаменит в истории. Кроме того, необычной и удивительной была его смерть. Группа заговорщиков была из состоятельных семей, под руководством князя Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича решили положить конец безграничной власти Распутина.

В декабре 1916 года они заманили его на поздний ужин, где попытались отравить, подмешав цианистый калий в пирожные и вино. Однако цианистый калий не подействовал. Юсупов устал дожидаться и выстрелил Распутину в спину, однако выстрел только больше раззадорил старца, и он бросился на князя, пытаясь его задушить. На помощь Юсупову пришли его друзья, которые еще несколько раз выстрелили в Распутина и сильно избили. После этого они связали ему руки, завернули в ткань и бросили в прорубь.

Согласно некоторым данным, Распутин попал в воду еще живым, однако не смог выбраться, переохладился и захлебнулся, от чего и умер. Однако существуют записи и того, что смертельные ранения он получил еще при жизни и в воду Невы попал уже мертвым.

Сведения об так же как и показания его убийц, достаточно противоречивые, поэтому точно неизвестно, как именно это произошло.

Сериал «Григорий Распутин» не совсем соответствует действительности, так как в фильме его сделали высоким и мощным человеком, хотя, на самом деле, он был невысокого роста и болезненным в молодости. Согласно историческим фактам это был бледный, тщедушный человек с измученным видом и впалыми глазами. Это подтверждают и записи полицейских документов.

Существуют достаточно противоречивые и интересные факты биографии Григория Распутина, согласно которым он не обладал никакими незаурядными способностями. Распутин - ненастоящая фамилия старца, это только лишь его псевдоним. Настоящая фамилия - Вилкин. Многие считали, что он был ловеласом, постоянно меняющим женщин, однако современники отмечали, что Распутин искренне любил свою жену и постоянно о ней вспоминал.

Существует мнение, что «святой старец» был сказочно богатым. Так как он имел влияние при дворе, то к нему часто обращались с просьбами за большое вознаграждение. Часть денег Распутин тратил на себя, так как построил 2-этажный дом в своем родном селе и приобрел дорогую шубу. Большую часть денежных средств он тратил на благотворительность, строил церкви. После его смерти спецслужбы проверили счета, но денег на них не обнаружили.

Многие говорили, что Распутин был фактически правителем России, однако это совершенно не так, ведь Николай II имел собственное мнение на все, а старцу разрешалось только иногда советовать. Эти и многие другие интересные факты о Григории Распутине говорят, что он был совершенно не тем, кем его считали.

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного... Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят... к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях : «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом... Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее...

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.