Власть по конституции рф. Раздел II. Конституция российской федерации и ее развитие

Понятие и сущность конституции.

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

  • особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

    учредительный, первичный характер конституционных установлений;

    всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

    особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Рассмотрим эти черты.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

    Юридические свойства конституции.

    Конституцию отличают и особые юридические свойства.

    Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

    В верховенстве конституции;

    В ее высшей юридической силе;

    В ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

    В особой охране конституции;

    В особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

    Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

    В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

    Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

    Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

    В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

    Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

    Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

    Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

    Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

    Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

    В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

    К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

    Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

    Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

    Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

    Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

    Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    Структура Конституции Российской Федерации.

    Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

    В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

    Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России. Действующая Конституция РФ 1993 г. сохранила подход к преамбуле как небольшому лаконичному тексту. Она гласит: "Мы, многонациональный народ РФ,соединенные общей судьбой на своей земле,» Несмотря на то, что текст компактен, он также имеет концептуально-идеологическую нагрузку. Так, преамбула содержит идею приоритета прав и свобод человека. Она настраивает общество на внутренний (гражданский) мир, как бы призывая людей не строить отношения на антагонистической основе. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнута направленность усилий народа на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества. Наличие такого емкого содержания при небольшом тексте - удача составителей Конституции .По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются: 1) Основы конституционного строя;

    2) Права и свободы человека и гражданина;

    3) Федеративное устройство;

    4) Президент Российской Федерации;

    5) Федеральное Собрание;

    6) Правительство Российской Федерации;

    • Судебная власть;

      Местное самоуправление;

      Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

    В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

    • первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);

      зафиксирован переход на парламентскую систему

    ) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

    • последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган государственной власти);

      закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий

    7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы

    Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.

    В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

    Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65

    Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также

    обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят)

    Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей

    Порядок принятия и вступления в силу пооравок к Консти­туции Российской Федерации.

    По запросу Государственной Думы Конституционный Суд в своем Постановлении по делу о толковании ст. 136 Конституции от 31 октября 1995 года определил, что положения этой статьи могут быть реализованы в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

    Формой такого акта является Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

    Свою правовую позицию Конституционный Суд обосновал следующими доводами. Федеральный закон не может быть формой принятия поправки, т.к. 1) для внесения поправки требуется более сложная процедура, чем для принятия федерального закона; 2) в отношении федерального закона Президент наделен правом его отклонения, что исключается при порядке принятия федерального конституционного закона.

    Федеральный конституционный закон также не может быть правовым актом, оформляющим поправку, т.к. 1) круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции (ст. 134), не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы (ст. 104); 2) ст. 136 предусматривает необходимость одобрения поправки 2/3 законодательных органов субъектов РФ, что не предусмотрено ст. 108 применительно к федеральным конституционным законам; 3) федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 108 принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (таких статей в Конституции 13). Поэтому использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесение поправок в статьи глав 3-8 Конституции, не относящиеся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральным конституционным законом; 4) в отличие от правового акта о поправках, который принимается во изменение Конституции, федеральный конституционный закон по своей юридической природе не может изменять ее положения, а также не может стать ее составной частью.

    Под поправкой понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. В случае исключения статьи, нумерация статей не меняется, а указываются слова "исключена". Текст проекта закона о поправке вносится в Государственную Думу, где с соблюдением правил, установленных Конституцией, данным федеральным законом и Регламентом Думы, обсуждается в трех чтениях. Одобренный проект закона в течение 5 дней направляется в Совет Федерации, в котором он подлежит обязательному рассмотрению. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. Повторным голосованием Государственная Дума не может преодолеть несогласие Совета Федерации.

    После одобрения Советом Федерации его Председатель опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания. Не позднее 5 дней со дня принятия Закон РФ о поправке направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъекта РФ, которые рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия. Свое постановление об одобрении законодательный орган субъекта РФ направляет в Совет Федерации. Последний ведет учет и устанавливает общие результаты одобрения закона законодательными органами субъектов в своем постановлении. Президент РФ, законодательный орган субъекта РФ в течение 7 дней со дня принятия указанного постановления вправе обжаловать его в Верховном Суде, немедленно известив об этом Совет Федерации, а законодательный орган субъекта и Президента. В случае решения Верховного Суда о пересмотре результатов рассмотрения законодательными органами субъектов вопроса об одобрении закона Совет Федерации повторно рассматривает вопрос.

    Одобренный в установленном порядке законодательными органами субъектов РФ закон РФ о поправке Конституции РФ направляется Президенту РФ, который его подписывает и осуществляет официальное опубликование. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

    Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.

    В месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

    В случае, если поправка не получит одобрения установленным числом законодательных органов субъектов, то повторное внесение данной поправки допускается не ранее, чем через один год. Вопросы о порядке одобрения законов РФ о поправках устанавливаются в регламентах палат Федерального Собрания.

Деловая игра ко Дню Конституции

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов

Деловая игра проводится между командами учащихся старших классов, уже знакомых с Основным Законом РФ.

Цели игры : воспитание чувства гражданственности, осознание ребятами своей роли в политической жизни, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, формирование умения навыка командной работы.

Возможен вариант сопровождения мероприятия показом слайдов, комментирующих тему, а также совершение небольшого экскурса в историю становления конституционного строя в нашей стране.

Разминка

Командам необходимо за ограниченное время выполнить тестовые задания, выбрав один верный ответ из четырех предложенных.

№ задания

правильного ответа

1. Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны.

2.Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что
1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

3. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность

4. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения.

5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
2) закрепляется многообразие форм собственности
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности.

6. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) прямое действие
2) общеобязательный характер
3) обеспеченность силой государства
4) нормативно-правовой характер.

7. Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ

8. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

9. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны.

10. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения.

Главы и статьи Основного Закона

Командам предлагается сопоставить столбики, подобрав к главе Конституции соответствующую ее содержанию статью.

главы Основного Закона

статьи Основного Закона

А. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Б. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Д. Границы между субъектами РФ могут быть изменены c их взаимного согласия.

Е. Правосудие в РФ осуществляется только судом

З. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

И. Все равны перед законом и судом.

Ключи: 1 Б, 2 И, 3 Д, 4 З, 5 А, 6 Г,7 Е, 8 В, 9 Ж.

Основы конституционного строя

Ребятам предлагается вставить пропущенные в статьях главы 1 Конституции РФ слова (каждое верно названное слово оценивается одним баллом).

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с _____ формой правления (республиканской).

Российская Федерация - ______ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______ и свободные выборы (референдум).

Российская Федерация - _____ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____ на законодательную, исполнительную и судебную (разделения).

Российская Федерация - ______ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (светское).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____ или права изменить его (гражданства).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой ______ (равноправны).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ______ государства (обязанность).

Народ осуществляет свою власть ______ , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (непосредственно).

Право или обязанность?

Ведущий зачитывает положения Конституции, отражающие права и обязанности человека и гражданина. Командам необходимо определить, чем является озвученное положение (правом или обязанностью) и дать соответствующий ответ.

Указание свей национальной принадлежности (право).

Участие в управлении делами государства (право).

Забота родителей о детях (обязанность).

Получение основного общего образования (обязанность).

Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (право).

Забота о сохранении исторического и культурного наследия (обязанность).

Уплата законно установленных налогов и сборов (обязанность).

Сохранение природы и окружающей среды (обязанность).

Защита Отечества (обязанность).

Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях (обязанность).

Основной Закон в цифрах

Ведущий зачитывает определенные статьи Конституции, задача команд - озвучить соответствующее содержанию статьи количественное или возрастное ограничение (недосказанное ведущим).

Сколько глав в Конституции РФ (9 глав).

Сколько статей в Конституции РФ (137 статей).

С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (с 18 лет).

Каков срок полномочий Президента РФ (6 лет).

С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ (не моложе 35 лет).

Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ (постоянное проживание в РФ не менее 10 лет).

Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков подряд).

Сколько палат в Федеральном Собрании РФ (две палаты).

Сколько депутатов в Государственной Думе (450 депутатов).

Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший … (21 года).

С какого возраста граждане РФ могут быть судьями (с 25 лет).

Какие требования предъявляются к стажу работы для кандидата на должность судьи (не менее пяти лет работы по юридической профессии).

Сколько судей в Конституционном Суде РФ (19 судей).

Сколько лет исполнилось Конституции РФ в 2013 году (20 лет).

Органы государственной власти и их представители

Перемещаясь вниз и вправо , командам необходимо отыскать в представленной «абракадабре»

названия органов государственной власти и их представителей.

Таблица-задание

Таблица-ответ

Ключи: президент, парламент, правительство, суд, судья, министр, депутат.

Задачи (по материалам заданий ЕГЭ)

На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание - 3 балла), публично представляя их аргументированное решение.

Задание № 1 . В ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ утвер-жда-ет-ся: «В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми дан-ное кон-сти-ту-ци-он-ное по-ло-же-ние.

Возможные ответы :

1. в вы-бо-рах в Го-су-дар-ствен-ную Думу между собой бо-рют-ся пар-тии раз-лич-ной идео-ло-ги-че-ской на-прав-лен-но-сти: ли-бе-раль-ной (ЛДПР), ком-му-ни-сти-че-ской (КПРФ), со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ("Спра-вед-ли-вая Рос-сия") и т.д.

2. в Рос-сии граж-да-не имеют право со-зда-вать раз-лич-ные об-ще-ствен-ные объ-еди-не-ния, союзы, сов-мест-но до-би-ва-ясь своих целей, на-при-мер, за-щи-щать при-ро-ду, се-мей-ные цен-но-сти, ре-ли-ги-оз-ные цен-но-сти и пр.

3. для со-вре-мен-ной рос-сий-ской дей-стви-тель-но-сти ха-рак-тер-но од-но-вре-мен-ное су-ще-ство-ва-ние раз-лич-ных на-уч-ных школ: в ис-то-ри-че-ской науке, на-при-мер, одни уче-ные при-дер-жи-ва-ют-ся марк-сист-ско-го по-ни-ма-ния ис-то-ри-че-ско-го про-цес-са, дру-гие - ци-ви-ли-за-ци-он-но-го (Тойн-би и др.)

Задание № 2 . На-зо-ви-те три формы соб-ствен-но-сти, ко-то-рые за-креп-ле-ны дей-ству-ю-щим за-ко-но-да-тель-ством. С чем свя-за-ны про-изо-шед-шие в за-ко-но-да-тель-стве из-ме-не-ния?

Возможные ответы :

1. формы соб-ствен-но-сти: част-ная, го-су-дар-ствен-ная, му-ни-ци-паль-ная;

2. при-чи-на про-изо-шед-ших из-ме-не-ний - пе-ре-ход к ры-ноч-ной эко-но-ми-ке.

Задание № 3 . Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы :

Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);

в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);

в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 4 . Ста-тья 7 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «Рос-сия - со-ци-аль-ное го-су-дар-ство». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми со-ци-аль-ные права граж-дан РФ.

Возможные ответы :

1. право на ми-ни-маль-ный раз-мер опла-ты труда (при тру-до-устрой-стве на ра-бо-ту ра-бот-ни-ку не может быть уста-нов-ле-на опла-та труда ниже уста-нов-лен-но-го ми-ни-маль-но-го раз-ме-ра опла-ты труда);

2. право на го-су-дар-ствен-ную пен-сию (жен-щи-ны, до-стиг-шие 55-лет-не-го воз-рас-та, имеют право на по-лу-че-ние пен-сии);

3. право на со-ци-аль-ную за-щи-ту в слу-чае по-те-ри ра-бо-ты, ин-ва-лид-но-сти и др. (вслу-чае по-те-ри ра-бо-ты не-об-хо-ди-мо за-ре-ги-стри-ро-вать-ся на бирже труда, что поз-во-лит по-лу-чать по-со-бие по без-ра-бо-ти-це).

Задание № 5 . Ста-тья 21 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «До-сто-ин-ство лич-но-сти охра-ня-ет-ся го-су-дар-ством». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми ре-а-ли-за-цию дан-но-го права в Рос-сии.

Возможные ответы :

1) при до-про-се че-ло-ве-ка, по-до-зре-ва-е-мо-го в со-вер-ше-нии правонаруше-ния, за-пре-ще-ны пытки, из-де-ва-тель-ства и дру-гие спо-со-бы, уни-жа-ю-щие лич-ность че-ло-ве-ка;

2) граж-да-нин впра-ве тре-бо-вать опро-вер-же-ния све-де-ний, рас-про-стра-нен-ных СМИ, по-ро-ча-щих его честь и до-сто-ин-ство и не со-от-вет-ству-ю-щих дей-стви-тель-но-сти;

3) со-труд-ник по-ли-ции обя-зан пре-се-кать дей-ствия, ко-то-ры-ми граж-да-ни-ну при-чи-ня-ет-ся боль, фи-зи-че-ские или нрав-ствен-ные стра-да-ния.

Задание № 6 . За-ко-но-да-тель-ное со-бра-ние одной из рес-пуб-лик РФ утвер-ди-ло за-ко-но-про-ект, пред-ло-жен-ный пра-ви-тель-ством рес-пуб-ли-ки. Со-глас-но этому за-ко-ну в целях борь-бы с утеч-кой ка-пи-та-ла в рес-пуб-ли-ке вво-ди-лась своя де-неж-ная еди-ни-ца. Имеет ли право за-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки утвер-дить дан-ный за-ко-но-про-ект? При-ве-ди-те два ар-гу-мен-та в обос-но-ва-ние своей по-зи-ции.

Возможные ответы :

За-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки не имеет права утвер-ждать за-ко-но-про-ект, ка-са-ю-щий-ся вве-де-ния соб-ствен-ной ва-лю-ты:

1) в целях со-хра-не-ния го-су-дар-ствен-ной це-лост-но-сти Кон-сти-ту-ция РФ право на уста-нов-ле-ние ва-лют-но-го ре-гу-ли-ро-ва-ния остав-ля-ет за го-су-дар-ством;

2) Кон-сти-ту-ция РФ га-ран-ти-ру-ет един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств .

Задание № 7 . Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Возможные ответы :

в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

могли быть введены избирательные цензы;

могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.

Задание № 8 . Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Возможные ответы :

наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);

существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);

свободная конкуренция этих политических организаций.

Задание № 9 . Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

Возможные ответы :

взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);

равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);

запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).

Задание № 10 . Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.

Возможные ответы :

1) две особенности Конституции РФ:

Имеет высшую юридическую силу;

Является законом прямого действия.

2) пояснения, например:

Высшая юридическая сила - законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;

Прямое действие - в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.

Задание № 11 . На-зо-ви-те три ор-га-на выс-шей го-су-дар-ствен-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции и ука-жи-те одно из пол-но-мо-чий каж-до-го ор-га-на.

Возможные ответы :

1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);

2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ (при-ня-тие за-ко-нов, на-зна-че-ние вы-бо-ров Пре-зи-ден-та РФ, утвер-жде-ние из-ме-не-ния гра-ниц между субъ-ек-та-ми РФ);

3) Пра-ви-тель-ство РФ (раз-ра-бот-ка бюд-же-та, управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью);

4) Вер-хов-ный Суд РФ (осу-ществ-ле-ние над-зо-ра над де-я-тель-но-стью судов общей юрис-дик-ции; в пре-де-лах своей ком-пе-тен-ции рас-смот-ре-ние дел в ка-че-стве суда вто-рой (кас-са-ци-он-ной) ин-стан-ции).

Мысли мудрых

На этом этапе командам предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:

Аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,

Привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).

Возможные высказывания для обсуждения:

«"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)

«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)

«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).

«Не будет сво-бо-ды в том слу-чае, если су-деб-ная власть не от-де-ле-на от вла-сти за-ко-но-да-тель-ной и ис-пол-ни-тель-ной» (Ш. Мон-те-с-кье)

«Наи-луч-шая кон-сти-ту-ция для на-ро-да есть та, к ко-то-рой он при-вык» (И.Бен-там).

«Чтобы сде-лать из людей хо-ро-ших граж-дан, им сле-ду-ет дать воз-мож-ность про-явить свои права граж-дан и ис-пол-нять свои обя-зан-но-сти граж-дан». (С. Смай-ле)

«Луч-шее го-су-дар-ствен-ное устрой-ство для лю-бо-го на-ро-да - это то, ко-то-рое со-хра-ни-ло его как целое». (М. Мон-тень)

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

республики,

города федерального значения,

автономная область

автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФзакрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, гос-ное устройство, избирательную систему, систему органов гос. власти субъектаРФ, порядок изменения конституций (уставов);

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границРФ Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос. власть субъекта распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов гос.власти. Система органов гос власти субъектаРФ, согласно ст. 77 РФ, уст. самим субъектом самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос.власти, установленными фз. Такой фз еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее вр. должны руководствоваться основами конституционного строяРФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов гос. власти, как разделение властей, отделение мсо от гос. власти, светский характер органов гос. власти;

4) каждый субъект праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта. Конституционно-правовой статус субъекта, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с фкз(такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои гос. языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.


2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ.Статус Москвы опр. Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов гос. власти, представительств субъектовРФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы гос. власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осущ. функций столицыРФ, полностью компенсируются за счет субвенций(целевое) из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, гос. языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят фз об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) явл. вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов гос. власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами гос. власти.

В статье будет рассмотрен вопрос: сколько глав в Конституции РФ - главном законе страны? В данном нормативном документе закреплены основы политики, экономики и социальных аспектов Конституция, действующая в настоящее время, была принята народным голосованием граждан - референдумом.

Понятие слова "конституция"

В общем понятии термин "конституция" можно обозначить как договор населения (граждан) с государством. Это главный закон страны, в котором отражены принципы образования государственного устройства и прав и обязанностей сторон.

Этот нормативный документ среди прочих законов - например федеральных или законов субъектов - имеет свойство высшей юридической силы. Это означает, что Конституция имеет прямое значение и распространяется по всей территории государства.

История

В России конституционный или государственный строй был основан в начале XX века, когда страна еще была Российской империей. Так, в 1906 году был принят свод законодательных актов - Основные государственные законы.

Далее, в 1918 году, основана I Конституция России как Советского государства. Позже также было принято несколько редакций главного закона России как союзной республики. До 93-го года в России действовала Конституция РСФСР от 1978 года, с множеством принятых поправок и редакций.

Конституция РФ последней редакции была принята 12 декабря 93-го года на всенародном собрании. В голосовании приняли участие более 58 миллионов избирателей, что составляло около 55 % от общего числа граждан согласно переписи населения в тот период.

Какие базовые основы государства закреплены в Конституции РФ?

Положения данного закона определяют территориальное разделение государства, которые описаны в статье 5. Россия состоит из субъектов с различными формами государственной организации - республики, области, города федерального значения и прочие. Согласно Конституции, все они равноправны.

Кстати, перечень всех субъектов также указывается в основном законе. Сейчас в России 85 территориальных единиц. Наиболее многочисленными являются области - всего в составе государства 46 единиц.

Сколько глав в Конституции РФ закрепляют основы государственной власти? Всего их три. В главе 5, 6 и 7 закрепляются основные полномочия административных органов, таких как:

  • Федеральное собрание - орган, утверждающий законодательные акты (глава 5). Здесь определяется, например, численность депутатов Государственной Думу (450) и на сколько.
  • Глава Конституции РФ № 6 "Правительство Российской Федерации" регламентирует деятельность исполнительных органов государственной власти.
  • Судебная власть (глава 7) - органы, осуществляющие правосудие в государстве.

Глава 8 определяет полномочия местного самоуправления - самостоятельного элемента власти по вопросам относительно муниципальных образований.

В заключительной, девятой главе перечисляются основные поправки и пересмотры Конституции.