Веселый флаг пиратов. Пиратские «символы. «Веселый Роджер» или «красивый красный»

Весёлый Роджер (Jolly Roger) - знаменитый пиратский чёрный флаг с человеческим черепом и перекрещенными костями. Это устрашающее знамя, наряду с десятками других, использовалось корсарами в XVII-XVIII веках. И хотя единого пиратского флага никогда не существовало, именно Весёлый Роджер стал самым узнаваемым и чаще всего ассоциировался в мировой культуре с пиратством.

Первая корабельная символика

На протяжении долгих столетий для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную задачу определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов. С началом интенсивного развития корабельной артиллерии в XVI веке необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые находились на службе у какой-либо страны, обычно использовали общепринятые государственные символы. Но тем морякам, которые разбойничали в море сами по себе, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Чёрный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший намерение взять корабль на абордаж и невозможность проявления милосердия. Но затем эти флаги начали усложняться и приобретать индивидуальность…

Споры о терминологии

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Возможно, впоследствии англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы могли трансформироваться в скрещённые кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly», или же оскал зубов черепа воспринимался как зловещая улыбка.

Согласно пятой версии, это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (1095-1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Знаменитые флаги

Так или иначе первое упоминание, связанное со знаменитым изображением, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал флаг в виде черепа с перекрещёнными под ним костями на чёрном фоне. Его знамя также включало в себя изображение песочных часов, что означало «ваше время истекает».

Английский корсар Стид Боннет, также известный под псевдонимом «джентльмен пиратов», использовал модификацию этого флага: в его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал. Примерно так же выглядел флаг и мятежного авантюриста Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. Аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом – враждебности к противнику.

В случае встречи с более сильным или многочисленным противником пираты не использовали Весёлого Роджера. Они просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца», пираты могли поднять морской флаг Англии. А чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов, можно было поднять флаг Голландии, которая была лояльна к британской короне.

Весёлый Роджер в ХХ веке

Весной 1907 года адмиралом британского флота стал Сэр Артур Вильсон – заносчивый и, как впоследствии выяснилось, некомпетентный аристократ. Он пробыл на этом посту всего четыре года, однако успел «отличиться» забавными высказываниями. Например, что субмарины (которые только начинали использоваться) - это жульничество и не достойно англичан, и что пленников с вражеских подлодок нужно вешать как пиратов.

Помня эти слова, командир английской субмарины E9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой Мировой войне поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» и вошёл в порт. Эту традицию подхватили другие командиры - в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Весёлого Роджера.

В наше время Весёлый Роджер по-прежнему популярен - такие флаги используют современные пираты в Карибском море, у берегов Сомали, в Индийском океане и акватории Индонезии. Несмотря на то, что морские территориальные воды каждой страны тщательно охраняются, ситуация на море с каждым годом становится все более напряжённой и опасной, а разбойники – всё лучше вооружёнными и подготовленными.

А самый старый пиратский флаг, сохранившийся до наших дней, хранится в британском национальном музее военно-морского флота, расположенного в Портсмуте. Этот Весёлый Роджер был захвачен в 1780 году у берегов Африки. На нём хорошо сохранились следы пороха и маленькие пулевые отверстия, обугленные по краям. Благодаря Винчестерскому текстильному центру сохранения предметов искусства в 2007 году этот редкий экземпляр был восстановлен, и сейчас этот флаг выглядит точно так же, как он выглядел 300 лет тому назад.

Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о "мертвой голове" как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы!

"Адамова голова" — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

"Адамова голова" как элемент военной формы

Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

"Баклановский значок"

Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".

"Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

"Адамова голова" от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. Убайкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

«Почему наш флаг черный? Черный — оттенок отрицания. Черный флаг — отрицание всех флагов. Это — отрицание статуса государственности, который помещает человеческое состояние против себя и отвергает единицу всего человечества. Черный цвет — настроение гнева и произвола во всех отвратительных преступлениях против гуманности, совершенного от имени преданности одному государству или другому».

Howard J. Ehrlich (ed.)-Reinventing Anarchy, Again.

Точная дата появления пиратского флага неизвестна, хотя его история и может быть прослежена с некоторой долей уверенности. Определение возможного проявления враждебности встречных кораблей на протяжении долгих веков было сложной проблемой. В 16 столетии с развитием корабельной артиллерии необходимость идентификации судов стала особенно актуальна. Исторически первыми кораблями, несущими символы их национальной принадлежности, стали крупные военные суда, входящие в состав королевских флотов . Англичане стали использовать паруса с розой — эмблемой королевского дома Тюдор, испанцы — красный католический крест. Вместе с тем для торговых и одиночных кораблей никакая символика не применялась. Позднее, когда национальные флаги и гербы стали общеприняты, специальная раскраска парусов стала использоваться на всех судах. Но в дальних плаваниях нередко оснастка приходила в негодность, а гербовые паруса были недешевы, и для обозначения принадлежности кораблей все чаще стали использоваться кормовые флаги, которые могли иметь огромные размеры. Это было обусловлено не только необходимостью обеспечить высокую дальность определения принадлежности корабля, но и в связи с общепринятым в то время явлением с подменой флага на вражеский. Лучшая стратегия тогда должна была предполагать, что все встречные суда были враждебными.

Появившиеся в то время корсары не имели права использовать национальные флаги, и поэтому они стали применять специальные символы совместно с государственными вымпелами . Так, в 1694 году английское адмиралтейство ввело обязательный знак для обозначения английских корсарских кораблей — красный флаг, названный по аналогии с государственным флагом Великобритании «Красный Джек». В то время по морской терминологии красный вымпел означал предупреждение об опасности, и в данном случае сигнализировал встречному кораблю о бесполезности сопротивления. Но вместе с тем пираты, не находящиеся на службе какого либо государства, стали также использовать сигнальные вымпелы в качестве меры устрашения противника. Поднятый ими черный флаг означал приказ немедленно остановиться и немедленно капитулировать. Значительно реже использовались флаги желтого цвета, которые символизировали смертельное заболевание или безумие экипажа . После окончания испанской экспансии на море многие корсары, покинувшие государственную службу, просто сохранили свои флаги, продолжая заниматься морским разбоем. Как ни удивительно, но согласно некоторым сведениям, темы американского красно-белого флага и красного флага революций 20 века были заимствованы именно у корсарских вымпелов.

Согласно действующей в то время морской системы обозначений черный вымпел означал, что атакуемое судно должно прекратить сопротивление и немедленно остановиться. Если жертва продолжала движение, поднимался красный флаг, символизирующий невозможность проявления милосердия . Примерно тогда же появилось и название пиратского флага. Предположительно оно пошло от французского словосочетания «Jolie Rouge» — » Красный знак», что в английской транскрипции превратилось в Веселого Роджера — «Jolly Roger». Кроме того, действовавший в Англии того времени закон о бродяжничестве назывался Rouge, а самих бродяг и жуликов на жаргоне звали Роджерами. В Голландии корсаров, действовавших в районе Ла-Манша называли privateers, или морские нищие, что также могло оказать влияние на появление самого слова «пираты» и название их флага. Другое возможное толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминался как «Старый Роджер», и таким образом флаг символизировал гнев дьявола.

Согласно общепринятому мнению, на пиратском флаге должны быть изображены череп и перекрещенные кости либо мечи. В действительности каждый корабль имел свой уникальный знак и эти знаки были весьма разнообразны . Первое упоминание «классического» пиратского флага связано с французским пиратом Emmanuelle Wynne в 1700 году, который использовал изображение черепа с пересеченными под ним костями с песочными часами на красном или черном фоне. Примерно таким же был флаг пирата Henry Every, но череп на нем был обращен в профиль. Это означало, что хозяин данного флага больше не являлся наемным корсаром, а стал вольным пиратом. Аналогичные по смыслу эмблемы на черном или красном фоне вскоре стали появляться у многих пиратов, причем наиболее распространенной символикой стало изображение черепов, костей и скелетов как символов смерти. Эти изображения должны были оказать дополнительно психологическое давление на противника, вызывать ощущение неминуемой смертельной опасности и бессмысленности сопротивления, к тому же на надгробных плитах того времени нередко присутствовали аналогичные знаки. Кроме того, использовались приметы неумолимо утекающего времени, силы, безумства и отваги.

Все эти изображения песочных часов, сабель, крыльев в самых различных сочетаниях встречались на пиратских флагах. Так, знаки на флаге Bartholomew Roberts («Black Bart») символизировало презрение к смерти («пьющий за смерть»), беспощадность и силу (скелет с копьем), да и все пиратские флаги как правило несли оттенок фатализма. Кроме того, пираты, активно поддерживающие контакты с различными государствами, нередко использовали сразу два флага — как, например, Charles Vane, который в своих плаваниях 1718 года поднимал красный пиратский флаг на фок-мачте, черный на гроте, а английский крест на кормовом флагштоке. Изображения на пиратских флагах были весьма грубыми, так как их изготовлением обычно занимались простые члены команды, владеющие иглой и ниткой. Нередко флаги можно было просто купить в портовой таверне за бутылку бренди, так что большинство корабельных символов не отличалось большим изяществом и выдумкой . Так, на одном из флагов все то же «Черного Барта», когда тот плавал в районе островом Мартиника и Барбадос, был изображен пират, стоящий на головах барбадосца (АВН — «A Barbadian’s Head»), и мартиниканца (АМН — «A Martiniquan’s Head»). Угроза была ясна — моряки этих колоний не могут ожидать никакого милосердия, если они попытаются оказать малейшее сопротивление. Если пират мог запугать врага, чтобы победить без оказания сопротивления, то опасность для пиратского экипажа была бы устранена, и корабль жертвы захватывался неповрежденным, таким образом сохраняя свою ценность. Изображения на флаге часто связывалась с известным пиратом и, следовательно с его репутацией, что вызывало более явную угрозу.

Весёлый Роджер (Jolly Roger) - знаменитый пиратский чёрный флаг с человеческим черепом и перекрещенными костями. Это устрашающее знамя, наряду с десятками других, использовалось корсарами в XVII—XVIII веках. И хотя единого пиратского флага никогда не существовало, именно Весёлый Роджер стал самым узнаваемым и чаще всего ассоциировался в мировой культуре с пиратством.

Первая корабельная символика

На протяжении долгих столетий для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную задачу определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов. С началом интенсивного развития корабельной артиллерии в XVI веке необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые находились на службе у какой-либо страны, обычно использовали общепринятые государственные символы. Но тем морякам, которые разбойничали в море сами по себе, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Чёрный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший намерение взять корабль на абордаж и невозможность проявления милосердия. Но затем эти флаги начали усложняться и приобретать индивидуальность…

Споры о терминологии

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Возможно, впоследствии англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы могли трансформироваться в скрещённые кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly», или же оскал зубов черепа воспринимался как зловещая улыбка.

Согласно пятой версии, это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (1095-1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Знаменитые флаги

Так или иначе первое упоминание, связанное со знаменитым изображением, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал флаг в виде черепа с перекрещёнными под ним костями на чёрном фоне. Его знамя также включало в себя изображение песочных часов, что означало «ваше время истекает».

Английский корсар Стид Боннет, также известный под псевдонимом «джентльмен пиратов», использовал модификацию этого флага: в его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал. Примерно так же выглядел флаг и мятежного авантюриста Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. Аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом - враждебности к противнику.

В случае встречи с более сильным или многочисленным противником пираты не использовали Весёлого Роджера. Они просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца», пираты могли поднять морской флаг Англии. А чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов, можно было поднять флаг Голландии, которая была лояльна к британской короне.

Весёлый Роджер в ХХ веке

Весной 1907 года адмиралом британского флота стал Сэр Артур Вильсон - заносчивый и, как впоследствии выяснилось, некомпетентный аристократ. Он пробыл на этом посту всего четыре года, однако успел «отличиться» забавными высказываниями. Например, что субмарины (которые только начинали использоваться) - это жульничество и не достойно англичан, и что пленников с вражеских подлодок нужно вешать как пиратов.

Помня эти слова, командир английской субмарины E9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой Мировой войне поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» и вошёл в порт. Эту традицию подхватили другие командиры - в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Весёлого Роджера.

В наше время Весёлый Роджер по-прежнему популярен - такие флаги используют современные пираты в Карибском море, у берегов Сомали, в Индийском океане и акватории Индонезии. Несмотря на то, что морские территориальные воды каждой страны тщательно охраняются, ситуация на море с каждым годом становится все более напряжённой и опасной, а разбойники - всё лучше вооружёнными и подготовленными.

А самый старый пиратский флаг, сохранившийся до наших дней, хранится в британском национальном музее военно-морского флота, расположенного в Портсмуте. Этот Весёлый Роджер был захвачен в 1780 году у берегов Африки. На нём хорошо сохранились следы пороха и маленькие пулевые отверстия, обугленные по краям. Благодаря Винчестерскому текстильному центру сохранения предметов искусства в 2007 году этот редкий экземпляр был восстановлен, и сейчас этот флаг выглядит точно так же, как он выглядел 300 лет тому назад.

Золотая эпоха морского разбоя Копелев Дмитрий Николаевич
Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Корабельные кладбища, пиратские сокровища, плавучие гробы Братское кладбище на глубине 3720 метров В ночь с 14 на 15 апреля каждого года, попеременно, то в Европе, то в Америке, в зале одного из отелей собирается на своеобразную вечеринку компания, состоящая преимущественно

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.1.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» .На рис. 1.3 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7.14.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» , с.258...259.На рис.7.97 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Знаки и символы Можно составить перечень многочисленных знаков (некоторые напоминают упрощенные египетские иероглифы), использовавшихся средневековыми алхимиками для обозначения применявшихся субстанций, а также для сообщения друг другу сведений о реализуемых

Из книги Военные загадки Третьего рейха автора Непомнящий Николай Николаевич

11 Зловещие символы Берлин, 1945 год. Война уже практически закончена. Только безумная сила «железной воли» Гитлера продолжает сопротивляться наступлению союзников. Но даже это сопротивление представляет собой лишь жалкий осколок того, чем оно было раньше. Могущественная

Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7. Пиратские будни 19 мая 1772 г. Россия и Турция заключили перемирие, которое действовало в Архипелаге с 20 июля. В это время дипломаты попытались заключить мир, но условия сторон были явно несовместимы. Согласно условиям перемирия, турецкие военные корабли формально

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Символы Церковь, гласит сирийский гимн VII в., это отражение божественных таинств. Параллелепипед с куполом на вершине - это Космос, три одинаковых фасада символизируют Троицу, как и свет трех окон, а многочисленные проемы, пронизывающие три стены - это апостолы, пророки и

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Символы На гербе Соединённого Королевства красуются три растения. Каждому - своё: Англии - бело-алую розу Тюдоров, Шотландии - чертополох, Ирландии - трилистник, а Уэльсу - порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого - своя

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

МИСТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ СС Сам Гиммлер твердо веровал в созданную им теорию «арийской расы господ». Одновременно он был занят строительством империи и поэтому был готов при необходимости слегка поступиться принципами, лишь бы только добиться усиления власти ивлияния.

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке LV , с. 258–259.На рис. 2.4 зодиак LV разбит на четыре полосы.

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

Глава третья. ПИРАТСКИЕ СОКРОВИЩА «ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР» РЕЕТ НАД МОРЯМИ Историки считают, что пираты появились одновременно с морским торговым судоходством. Еще до нашей эры легендарный Одиссей сталкивался в ними во время своих странствий. Настоящий «золотой век»

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Символы На гербе Соединенного королевства красуются три растения. Каждому, как говорится, свое; Англии – бело-алую розу Тюдоров, Шотландии – чертополох, Ирландии – трилистник, а Уэльсу – порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого,

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Символы евреев Не так давно египетский историк Абдель-Рахман Рейхан заявил, что археологические находки доказывают, что шестиконечная звезда является мусульманским символом, а семисвечник, менора, позаимствован у римлян. Израильский историк и археолог Михаил Шенкарь

Из книги Из глубины веков и вод автора Бреттшнейдер Э

ПИРАТСКИЕ КЛАДЫ И СУДОВЫЕ СЕЙФЫ Остров погибших кораблейНа одной из самых оживленных трасс Атлантики, на пути из Гамбурга в Нью-Йорк, в 250 километрах к востоку от канадского порта Галифакс корабли подстерегает опасная ловушка: огромная, скрытая обычно в густом тумане