Василий Алексеевич Пашкевич: биография. Биография пашкевич василий алексеевич Василий алексеевич пашкевич произведения

Василий Пашкевич поступил на придворную службу в 1756 г., и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» (второй придворный оркестр Екатерины II).

В 1783 г., после успеха трёх опер подряд Пашкевичу присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин).

Кроме придворной службы, Василий Пашкевич руководил музыкальной частью «Вольного театра» К.Книппера (1779-1783 гг.), занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин).

Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы. Оставшись без работы и средств к существованию, Василий Пашкевич скончался 9 марта (20 марта) 1797 г., оставив вдову с годовалой дочерью.

Основные произведения

Оперы

  • «Несчастье от кареты», либретто Я.Княжнина (1779)
  • «Скупой», либретто Я.Княжнина (1782)
  • «Тунисский паша», либретто Михаила Матинского (1783), опера не сохранилась
  • «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др.(1786)
  • «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В.Мартин-и-Солер)
  • «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»), либретто М.Матинского (1792)
  • «Несчастный в любви подьячий» (1795)

Другое

  • «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф.Торелли и Камаскино)
  • «Начальное управление Олега», драматическое представление (1790, совместно с К.Каноббио и Дж. Сарти)
  • 4-голосные духовные концерты «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
  • Хор «Амур и Психея» на стихи Г.Державина (1793)
  • В фильме режиссёра Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007) актёры в театре исполняют оперу Пашкевича «Скупой».

Музыкальные фрагменты

  • Ария из оперы "Скупой", midi
  • Терцет из оперы "Скупой", midi

ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич

(ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург)

Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.

Драмматический словарь 1787 года

XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном "бальном" оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: ..."г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих"... Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр.

В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с "Вольным российским театром", К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем "капельмейстером бальной музыки", скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.

Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра ("Февей" - 1786, "Федул с детьми" - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению "Начальное управление Олега" - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере "Февей: Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж". Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - "Несчастье от кареты" (1779, либр. Я. Княжнина), "Скупой" (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), "Тунисский паша" (муз. не сохр., либр. М. Матинского), "Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор" (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:

Представь бездушного подьячего в приказе,

Судью, что не поймет, что писано в указе,

Представь мне щеголя, кто там вздымает нос,

Что мыслит целый век о красоте волос.

Представь мне гордого, раздута как лягушку,

Скупого, что готов в удавку за полушку.

Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.

Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич" в других словарях:

    - (ок. 1742 97) российский композитор, скрипач, дирижер. Один из создателей русской национальной оперы: Несчастье от кареты (1779), Скупой (ок. 1782), сказочная опера Февей (1786); 2 я редакция оперы Санкт Петербургский гостиный двор (1792;… … Большой Энциклопедический словарь

    - [около 1742≈9(20).3.1797], русский композитор, один из создателей русской национальной оперы. В 1763≈89 скрипач, с 1789 дирижёр придворного бального оркестра в Петербурге. Преподавал также игру на скрипке. В сочинениях П. сложились характерные… … Большая советская энциклопедия

    Пашкевич, Василий Алексеевич - ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич (около 1742 1797), композитор, скрипач, дирижер. Один из создателей русской комической оперы: “Несчастье от кареты” (1779), “Скупой” (около 1782), “Санкт Петербургский гостиный двор” (сохранилась 2 я редакция, 1792). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пашкевич. Василий Алексеевич Пашкевич Полное имя Василий Алексеевич Пашкевич Дата рождения 1742 год(1742) Место рождения … Википедия

Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.
Драмматический словарь 1787 года

XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном «бальном» оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: «...г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих...» Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр.

В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с «Вольным российским театром», К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем «капельмейстером бальной музыки», скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.

Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра («Февей» - 1786, «Федул с детьми» - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению «Начальное управление Олега» - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере «Февей»: «Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж». Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - «Несчастье от кареты» (1779, либр. Я. Княжнина), «Скупой» (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), «Тунисский паша» (муз. не сохр., либр. М. Матинского), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор» (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:

Представь бездушного
подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что
писано в указе,
Представь мне щеголя,
кто там вздымает нос,
Что мыслит целый век о
красоте волос.
Представь мне гордого,
раздута как лягушку,
Скупого, что готов в удавку
за полушку.

Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.

Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.

Н. Заболотная

Василий Алексеевич Пашкевич (1742? - 9 марта 1797, Санкт-Петербург) - русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.

Биография

О его жизни известно мало и многие факты являются либо гипотетическими, либо опираются на утраченные документы; также не сохранилось портрета, который можно было бы считать достоверным.

Точное время и место рождения композитора остаются неизвестными. В 1756 г. он поступил на придворную службу, и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» в качестве скрипача (второй придворный оркестр Екатерины II).

С 14 августа 1773 по 15 октября 1774 года Пашкевич был приглашён преподавать пение в Академию художеств, однако музыка в этом учебном заведении не была приоритетным направлением, поэтому Пашкевич скоро отказался от этой работы.

Композиторскую известность Пашкевич приобрёл после премьеры оперы «Несчастье от кареты». Первый спектакль прошёл 7 ноября 1779 года в одном из залов Эрмитажа и вызвал широкий резонанс. Поэт М. Н. Муравьёв делился своими впечатлениями от премьеры в одном из писем:

С 1779 по 1783 год композитор работал в «Вольном театре» К. Книппера. Эта работа позволила ему сотрудничать с выдающимися русскими драматургами Я. Б. Княжниным и М. А. Матинским. Четыре лучшие оперы Пашкевича были связаны с работой в этом театре. Опера «Несчастье от кареты» сразу после премьеры в Эрмитаже была включена в репертуар этого театра, кроме того в нём прошли премьеры опер «Скупой» на либретто Княжнина (1780), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, 1782) «Тунисский паша» (дата премьеры не известна, музыка не сохранилась). Все эти сочинения относятся к жанру комической оперы.

К концу 1780-х годов Пашкевич приобретает значительную известность в придворных кругах. Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, совместно с Мартин-и-Солером). Музыка к представлению «Начальное управление Олега» (1790, совместно с К.Каноббио и Дж.Сарти) была даже издана в виде партитуры. В начале 1790-х годов на придворной сцене была также поставлена опера «Санктпетербургский гостиный двор» во второй редакции.

За десять лет (с 1780 года) в жизни Пашкевича происходит огромный карьерный рост. 23 августа 1783 г. из второго «бального» оркестра его переводят в первый и присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. он возвращается во второй оркестр, но уже как руководитель - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин). Кроме придворной и театральной службы, Василий Пашкевич занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин). До смерти императрицы Екатерины II он продолжал сочинять музыку к придворным увеселениям, но в 1797 году Павел I его уволил с единовременным вознаграждением, то есть без назначения пенсии. 9 марта (20 марта) 1797 г. композитор скончался, оставив вдову с годовалой дочерью.

Основные произведения

Оперы

  • «Несчастье от кареты», либретто Я. Княжнина (1779)
  • «Скупой», либретто Я. Княжнина (1782)
  • «Тунисский паша», либретто М. Матинского (1783), опера не сохранилась
  • «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др. (1786)
  • «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В. Мартин-и-Солером)
  • «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»), либретто М. Матинского (1-я редакция 1782 - не сохранилась, 2-я редакция 1792).
  • «Несчастный в любви подьячий» (1795)

Театральная музыка

  • «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф. Торелли и Камаскино)
  • «Начальное управление Олега», драматическое представление (1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти)
  • «Лжец» Музыка к комедии Я. Б. Княжнина.

Хоровая музыка

  • Обедня (не сохранилась)
  • Пять 4-голосных духовных концерта «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
  • Хор «Амур и Психея» на стихи Г. Державина (1793)
  • В фильме режиссёра Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007) актёры в театре исполняют оперу Пашкевича «Скупой».

Музыкальные фрагменты

  • Ария из оперы "Скупой", midi (инф.)
  • Терцет из оперы "Скупой", midi (инф.)

(род. ок. 1742, ум. 20.III.1797 в Петербурге) – рус. композитор, скрипач, дирижер.
Обучался музыке в Италии.
С 1763 скрипач, с 1783 дирижерконцертмейстер придворного бального орк. В 1779-83 дирижер орк. “Вольного театра” Книпера.
Работал также в придворной Певческой капелле.
П. один из основоположников рус. национальной оперы. Творчество его характеризуется демократической направленностью (сочувственные образы людей из народа, антикрепостнич. тенденции), стремлением к реалистической передаче содержания, композиционным мастерством (в частности, ансамблевой техникой, гибкостью речитатива), разнообразием оперных жанров; напр., Монолог Скупого в одноим. опере – первый в истории рус. оперы образец драматич. сцены, построен. на свободном чере – довании речитатива и мелодич. пения. Соч.: оперы “Несчастье от кареты” (1779), “Скупой” (1782), “Февей” (1786), “Федул с детьми” (соавтор В. Мартин-и-Солер, 1791), часть музыки к “Начальному управлению Олега” (1790), перераб. оп. И. Матинского “Санктпетербургский Гостиный двор” под назв. “Как поживешь, так и прослывешь” (1792) и др.



Биография Пашкевич Василий Алексеевич

Ещё биографии:

  1. (или Паскевич) – композитор и скрипач оркестра императорских театров; 23-го августа 1783 г. “за недостатком хороших скрипачей” был переведен камер-музыкантом в первый оркестр, а 1-го марта 1789 г. назначен был......
  2. (1856-1939) – сов. ученый, специалист в области плодоводства, действит. чл. ВАСХНИЛ (с 1935). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1935). В 1882 окончил Петербург. ун-т. С 1894 работал в департаменте......
  3. Род. в 1878 в м. Большой Токмак Таврической губ., ум. (дата неизв.). Композитор. В 1902-1908 обучался в Петерб. конс. по кл. дирижирования Н. Н. Черепнина, по кл. спец. инструментовки и......
  4. – композитор. Род. в 1858 г. Учился в Императорской певческой капелле и СПб. консерватории. Состоит хормейстером СПб. Императорской оперы. В качестве капельмейстера К. выступал в симфонических и общедоступных концертах Императорского......
  5. Род. 16 ноября 1861 в Кладно, близ Праги, ум. 12 янв. 1933 в Москве. Композитор. Нар. арт. Республики (1925). В 1879 окончил Пражскую конс. по кл. скр. А. Бенневица; по......
  6. – генерал-поручик; воронежский, харьковский и саратовский генерал-губернатор; св. Александра Невского и св. Анны кавалер; сын флота капитана 1-го ранга Алексея Никитича Черткова, принадлежал к древнему дворянскому роду и родился в......
  7. – арт. оперы (бас) и конц. певец. Род. в семье хориста. С 12 до 20 лет работал на чаеразвесочной фабрике Губкина и Кузнецова. Пению обучался в Моск. конс. (кл. У.......
  8. Аранжировщик, исполнитель авторской песни; родился 7 марта 1957 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский физико-механический техникум (ЛФМТ) (1976) по специальности техник-оптик, два г. отслужил в армии, после возвращения работал на ЛОМО,......
  9. – профессор Императорской Медико-Хиругической Академии, ветеринар, член Вольно-Экономического Общества, умер в 1871 г. в Петербурге; специальное образование он получил в ветеринарном отделении Медико-Хирургической Академии, где был казеннокоштным воспитанником и окончил......
  10. – арт. оперы (бас) и педагог. Нар. арт. АзССР (1934). Род. в семье чиновника. Окончив гор. уч-ще, с 16......

Биография Пашкевич Василий Алексеевич