В вк существуют следующие условия отбывания наказания. Отбывание ЛС в тюрьмах. Отбывание наказания в воспитательных колониях

Условия отбывания наказания в воспитательных колониях (ВК):

  1. обычные - отбывают наказание ранее не судимые и не совершившие умышленного преступления осужденные, либо переведенные из облегченных, льготных или строгих условий;
  2. облегченные - отбывают наказание осужденные, добросовестно относящиеся к труду и учебе и не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка;
  3. льготные - отбывают наказания осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях перед освобождением;
  4. строгие - отбывают наказание ранее судимые за совершенные преступления осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка, переведенные из обычных и облегченных условий.
По истечении 6 месяцев отбывания наказания в строгих условиях при добросовестном отношении к труду и учебе и отсутствии взысканий осужденные переводятся в обычные условия. В облегченные условия переводятся:
  1. ранее не судимые мужчины и все женщины по отбытии 3 месяцев наказания в обычных условиях;
  2. ранее судимые мужчины по отбытии 6 месяцев в обычных условиях.

Лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка, переводятся в более строгие условия отбывания наказания. Перевод производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Решение о переводе в строгие условия может быть обжаловано в установленном порядке.

В обычных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 5 минимальных размеров оплаты труда ;
  2. иметь в течение года 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания.

В облегченных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 7минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 12 краткосрочных свиданий и 4длительных свидания, а по решению администрации - за пределами воспитательной колонии.

В льготных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства без ограничения;
  2. иметь в течение года краткосрочные свидания без ограничения и 6 длительных с проживанием за пределами воспитательных колоний.
В льготных условиях разрешено проживание за пределами воспитательных колоний без охраны под надзором администрации, при этом разрешено:
  1. пользоваться деньгами;
  2. носить гражданскую одежду.

В строгих условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 3 минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 6 краткосрочных свиданий.

Для завершения среднего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательные колонии до достижения 21 года. На них распространяются все условия отбывания наказания, установленные для

Воспитательная колония является исправительным учреждением, предназначенным для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.

Согласно (ст.88 УК РФ, ст.74 УИК РФ) лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10-ти лет.

В воспитательной колонии могут отбывать наказания осужденные, оставленные в колонии до достижения ими возраста двадцати одного года. В соответствии со ст.132 УИК РФ - условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные, и строгие. Вновь поступающие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях.

Осужденные мужского пола, впервые отбывающие наказание лишения свободы, с а также все осужденные женского пола содержатся в обычных условиях не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, не менее шести месяцев. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания.

В случаях признания злостными нарушителями установленного порядка отбывание наказания, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях переводятся в обычные или строгие условия.

В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательные колонии осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период, отбывания лишения свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий. В строгих условиях осужденные содержатся не менее 6-ти месяцев. В обычных условиях осужденные воспитательной колонии могут: -ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, средства имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; -иметь шесть краткосрочных свиданий и два длительных свидания в течение года;

В облегченных условиях осужденные могут;

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, средства имеющиеся на их лицевых счетах в размере семи минимальных размеров оплаты труда; -иметь 12- краткосрочных и четыре длительных свидания в год. Длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях проживают в общежитиях за пределами воспитательной колонии. Им разрешается: - расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года.

Осужденные отбывающие наказания в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитие за пределами ВК без охраны, но под надзором и им в этом случае разрешается пользоваться деньгами, носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказания в строгих условиях проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах в размере трех минимальных размеров оплаты труда; - иметь четыре краткосрочных свидания в течение года. Согласно ст.103 УИК РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде ст. 43 КЗОТ для работников моложе 18-ти лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

В соответствии со ст.107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетним, содержащихся в воспитательной колонии, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им зарплаты или иных доходов. Удержания на возмещение стоимости питания, одежды не производится. В соответствии со ст.104 УИК РФ, для отбывающих наказания в ВК работающих осужденных ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью восемнадцать рабочих дней, а для перевыполняющих нормы выработки на предприятиях в районах Крайнего Севера -до двадцати четырех рабочих дней.

Еще по теме Порядок и условия исполнения наказания в ВК.:

  1. Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний
  2. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
  3. § 5. Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
  4. § 6. Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
  5. § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности. Изменение сроков исполнения налогового обязательства и способы обеспечения уплаты налогов
  6. § 7. Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний
  7. § 3. ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ
  8. Общие правила назначения административных наказаний и особые условия их применения
  9. 23.4. Процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора
  10. 2. Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора
  11. Проблемы и пути совершенствования исполнения бюджетов в современных условиях
  12. 1. Общие условия признания и приведения в исполнение судебных актов
  13. 23.3. Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора, и порядок их рассмотрения и разрешения
  14. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

1. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

2. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

3. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

4. Перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные особенности личности воспитанников, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроится, создать семью.

Принимая во внимание динамику изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с несовершеннолетними осужденными, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

Для закрепления положительного опыта, полученного в местах лишения свободы, необходимо дальнейшее постпенитенциарное сопровождение воспитанника органами исполнительной власти и общественными объединениями по оказанию помощи в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве.

Необходимо также отметить, что в современных условиях развития нашего общества все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы. Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Но в судебной практике эти наказания применяются неравномерно, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним. Прежде всего, уместно привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где "в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)...". Также можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних осужденных к исправительным работам.

Вид альтернативного наказания для осужденных за нетяжкие преступления - пассивный электронный мониторинг. Он заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Браслеты смогут стать мерой наказания только для тех, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести. Это несовершеннолетние, а также лица, осужденные за кражи, угон транспорта без цели хищения, превышение самообороны и другие преступления, предусматривающие наказание на сроки не более пяти лет. Кроме того, браслеты могут надевать и на подследственных, избегая тем самым помещения подозреваемых в СИЗО. Ограничивать свободу будут по решению суда. Браслет с датчиком предлагается надевать на осужденных на срок от двух месяцев до четырех лет.

В США электронный мониторинг существует уже более 20 лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.

А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.

Несомненно, одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

8. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

9. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.

  • 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль
  • 19.Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса рф.
  • 21.Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  • 22. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
  • 23. Порядок и условия исполнение наказания в виде штрафа.
  • 24. Порядок и условия исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
  • 25.Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ
  • 26.Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
  • 27. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • 28.Смертная казнь и проблемы ее исполнения.
  • 29.Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 30. Виды и характеристики исправительных учреждений для исполнения наказаний в виде лишения свободы.
  • 31. Порядок предоставления свиданий осужденным в иу.
  • 32.Телефонные разговоры осужденных в иу и порядок их предоставления.
  • 33.Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.
  • 34.Порядок переписки лиц, лишенных свободы.
  • 35. Понятие и основные функции режима в исправительном учреждении.
  • 36. Порядок и условия изменения вида исправительного учреждения.
  • 37. Меры поощрения и взыскания, применяемые к лицам, осужденным к лишению свободы.
  • 38. Характеристика условий содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах
  • 39.Порядок и условия отбывания наказания в тюрьмах.
  • 40. Порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях.
  • 41.Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима.
  • 42.Порядок и условия отбывания наказания в колониях строгого режима.
  • 43.Порядок и условия отбывания наказания в колониях особого режима.
  • 44. Порядок и условия отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в колониях особого режима.
  • 45.Особенности исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 47. Структура исправительной колонии.
  • 48. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы
  • 49. Воспитательная работа в местах лишения свободы
  • 50. Применение к осужденным мер медицинского характера
  • 51.Общая характеристика исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • 52. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания
  • 53. Особенности досрочного освобождения отдельных категорий осужденных.
  • 54.Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных или отбывших наказание
  • 55. Понятие и порядок принудительного взыскания суммы штрафа
  • 56.Порядок направления и приема осужденных в исправительные учреждения
  • 57. Порядок и условия амнистии и помилования лиц, отбывающих наказание.
  • 58. Предложения, заявления и жалобы осужденных, порядок их подачи и рассмотрения. (ст.15)
  • 59. Система и виды уголовных наказаний.
  • 60. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 61. Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 62. Отсрочка отбывания наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей.
  • 63. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с судом, правоохранительными органами, сми, религиозными конфессиями и общественными объединениями.
  • 64. Трёхступенчатая и четырёхступенчатая системы отбывания наказания в местах лишения свободы.
  • 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль

    Статья 21. Ведомственный контроль

    За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

    Дополнение:

    1. Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются министерствами внутренних дел, юстиции, обороны Российской Федерации исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ.

    2. Цель ведомственного контроля - изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Ведомственный контроль необходим для оказания своевременной помощи нуждающимся в ней подразделениям этих учреждений и органов. Повышение эффективности их деятельности, укрепление организованности и дисциплины в работе во многом достигаются путем преодоления обнаруженных в ходе ведомственного контроля недостатков.

    3. Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными, поскольку зависят от целей и условий его проведения. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям. Большое значение имеют личная проверка и контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня. К формам ведомственного контроля относится также проверка плановой и отчетной документации, различных донесений, обзоров, информационных справок, актов и т.п.

    Ведомственный контроль является мощным организационно - правовым средством обеспечения и укрепления законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.

    Статья 20. Судебный контроль

    1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

    3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.

    дополнение:

    1. Судебный контроль - очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права.

    2. В комментируемой статье (ч. 1) отмечается контроль, осуществляемый судами при рассмотрении дел об условно - досрочном освобождении от наказания или его замене, а также об изменении осужденному вида исправительного учреждения.

    Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки отбывания наказания или изменения осужденному вида исправительного учреждения, суд, учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного учреждения.

    При этом суд может с позиций требований закона объективно оценить состояние процессов исполнения и отбывания наказания в данном учреждении.

    3. В комментируемой статье (ч. 2) предусматривается право суда рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Располагая гарантированными правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами во все властные, управленческие, судебные, общественные и иные структурные подразделения государства, в том числе с жалобами на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание, так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону. В то же время администрация исправительных учреждений обязана проводить разъяснительную работу среди осужденных. Им разъясняется, что учреждения и вышестоящие органы управления уголовно - исполнительной системы располагают всеми возможностями и условиями для соблюдения порядка исполнения наказания в точном соответствии с требованиями законов и любое отклонение от этих требований может быть решено по месту отбывания наказания или вышестоящими органами управления. 4. Согласно положениям комментируемой статьи (ч. 3) учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания осужденными. Уведомление направляется за подписью начальника (должностного лица) того учреждения или органа, на которое возложено исполнение наказания. Такие уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни.