В каком году правил царь хаммурапи. Краткая биография хаммурапи. Кто такой Хаммурапи

Правовая система Древнего мира - достаточно сложная и многогранная тема. С одной стороны, казнить тогда могли «без суда и следствия», а вот с другой - немало законов, существовавших в ту пору, были не в пример справедливее тех, которые действовали и действуют на территориях многих современных государств. Царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в незапамятные времена, - хороший пример этой многогранности. Точнее, не он сам, а те законы, которые были приняты во времена его правления.

Когда они были найдены?

В 1901-1902 годах французская научная экспедиция проводила раскопки в Сузах. В ходе этих работ учеными был найден загадочный черный барельеф, поверхность которого покрывали клинописные символы. Вероятно, столб этот появился в городе после 1160 г. до н. э., когда эламы (народ, населявший Сузы) завоевали и разграбили многие территории, ранее принадлежавшие вавилонянам. Ныне этот бесценный памятник древности хранится во французском Лувре. На нем увековечены вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Краткая предыстория

Вавилон - одно из наиболее древних государств в истории нашего мира. Когда-то на его территории действовали законы, принятые еще древними шумерами, но в какой-то период стало очевидно, что они уже сильно устарели и не отражают существующих реалий. И неудивительно, так как это законодательство было принято еще во времена третьей династии Ура!

Сумулаилу, который был вторым царем первой династии Вавилона, начал вносить изменения в правовые нормы своего государства. Царь Хаммурапи продолжил дело своего предшественника. Править ему пришлось с 1792 по 1750 гг. до н. э.

В каких условиях новый правитель принимал новый

Как и многие правители его времени, он пытался закрепить тот общественный строй, который уже существовал в стране. Точнее, власть средних и крупных рабовладельцев. Очевидно, что новый царь придавал своему законотворчеству огромное значение, так как приступил к этой работе в первые же дни своего правления. К сожалению, мы не знаем точно, что же писал царь Хаммурапи в самом начале: все своды изданных им законов относятся к позднейшему периоду его правления. Все ранние версии были утеряны.

Право, дарованное богами

Законы были высечены на огромном столбе из черного базальта. На самой верхней его части изображен профиль царя, стоявшего пред богом Солнца Шамашем, который в верованиях вавилонян являлся покровителем суда. Под этим барельефом высечен текст самих законов. Весь текст разбит на три логические части.

Сам царь Хаммурапи считал, что его законы справедливы и сильны, что престол ему был дан богами для справедливого правления, дабы при нем и при его потомках сильные не смели притеснять более слабых. К слову говоря, эти условия государь действительно старался исполнять в полной мере.

После этого следует достаточно подробный перечень тех благодеяний, которыми царь удостоил города своей страны. Кстати, кого защищали законы царя Хаммурапи? Ответ на этот вопрос может быть дан только после изучения свода этих правил и норм. В этой статье описаны все наиболее важные аспекты.

Упомянутые города

Среди городов особенно выделена Ларса, а также Мари, Ашшур, Ниневия. Таким образом, историки полностью уверены в том, что сам столб был воздвигнут уже после блестящей победы над Римсином. В этот период влиянию Вавилона как раз таки и были подчинены многие из тех городов, упоминания о которых можно отыскать в тексте свода законов. Скорее всего, «миниатюрные» копии этого документа были изготовлены для всех более-менее крупных городов царства, но об этом мы уже никогда не узнаем.

Дело в том, что история царя Хаммурапи рассказывает о наиболее богатых и спокойных для его страны годах, когда внешние враги были намного слабее. Впоследствии, когда началась эпоха упадка, они смогли захватить и разграбить Вавилон. Нет ничего удивительного в том, что завоеватели не слишком-то церемонились со старыми памятниками, оставшимися от прошлого правителя.

Отсутствующая часть

После введения на камне высечены многочисленные законы, а заканчивается "документ" довольно обширным и подробным заключением. Вообще, сам памятник сохранился очень даже неплохо, но на лицевой стороне имеются участки, текст на которых уничтожен. Скорее всего, это было сделано по повелению царя эламов, который, завоевав территорию нынешнего Вавилона, перевез свод законов в свои Сузы. Какие же законы описывал царь Хаммурапи на месте уничтоженных статей?

Археологи и инженеры, проведя многоступенчатые исследования, выяснили, что всего было соскоблено 35 статей (при общем количестве 282). Впрочем, не стоит тревожиться: на сегодняшний день мы владеем информацией из множества древних библиотек, так что более-менее точно можем установить, о чем же говорилось в стертых законах.

Краткий перечень законов

Итак, в первых пяти статьях царь устанавливает общие правила всего вавилонского судопроизводства. В документах с номерами с 6 по 25 рассматриваются следующие моменты:

  • Статьи 6-13 указывают читающему, как можно определить вора, и как должна наказываться кража. Законы эти достаточно суровы: каждая покупка требовала наличия свидетелей. Если таковых не было, то покупатель мог быть признан вором и казнен.
  • В документах с 14 по 20 рассматриваются случаи кражи детей и укрывательства беглых рабов. Законы предусматривают как наказание за эти проступки, так и награду за самостоятельную выдачу или поимку сбежавшего от хозяина невольника.
  • Статьи 21-25 снова подробно акцентируют внимание на различных типах грабежа и прочих вариантах самовольного присвоения чужого имущества.

Вопросы землевладения

В другой части своего свода законов вавилонский царь Хаммурапи чрезвычайно подробно разбирает многие вопросы землепользования. Вот о чем там говорится:


Регуляция социальной сферы

Все остальные законы можно назвать более «социальными», так как вопросы землепользования в них практически не рассматриваются, зато затронуты проблемы социума, причем из текста законов мы можем немало узнать о нравах того времени. Итак, вот они:

  • Статьи 100-107 рассказывают о правах и обязанностях купцов (тамкаров), а также упоминают таковые для их помощников.
  • В документах под номерами 108-111 строго регламентируется деятельность корчем (трактиров), которые одновременно являлись публичными домами.
  • Сразу 14 статей (№№ 112-126) отведены для рассмотрения долгового права, в том числе обсуждаются условия содержания семьи должника и хранение принадлежащего ему имущества, которое было взято в залог.
  • Не стоит считать, что власть царя Хаммурапи распространялась исключительно на деловые аспекты деятельности социума. Так, в законах под номерами от 127 до 195 очень подробно описывается семейное право.
  • В статьях 196-225 правитель устанавливает размер штрафов и описывает иные виды наказаний, которые должны были применяться по отношению к лицам, самовольно нанесшим побои другому человеку.
  • В документах 226 и 227 описываются запреты на умышленное уничтожение клейма на рабах.
  • Архитекторы, судостроители и инженеры удостоились отдельных законов под номерами с 228 по 235.
  • Остальные законы частично рассматривают вопросы найма, попутно касаясь также рабов. Для правового регулирования труда наемных рабочих использованы статьи с 236 по 277. Так, на страницах свода законов указаны конкретные размеры минимальной оплаты труда при приеме на работу мастеровых людей. В статьях с 278 по 282 обсуждаются непосредственно аспекты рабовладения. В них говорится о том, что раба нельзя просто так убить, что смерть чужого невольника должен компенсировать тот человек, по вине которого это случилось.

Некоторые выводы

Итак, кого защищали законы царя Хаммурапи? Если посмотреть на краткий их перечень, то картина вырисовывается вполне нормальная: наблюдается много мер и правил, которые защищают не только частную собственность, но также жизнь и здоровье человека; законодательно установлены нормы деятельности для ростовщиков, преступать которые те не имели права под страхом если уж не смертной казни, то больших штрафов точно.

Для Древнего мира действительно уникальной была ситуация, когда взять девушку в жены можно было только после получения ее согласия, а также закрепления «брачного договора» в присутствии свидетелей, в письменной форме. В ином случае брак признавался незаконным. Кроме того, законы предусматривали обязанность человека, взявшего в жены вдову с детьми, этих детей воспитывать, кормить, одевать и обувать. Еще раз повторимся, что столь качественно и полно прописанные нормативы далеко не везде существовали и в Средние века, не говоря уже о более древних временах.

Значение законов

Царь Хаммурапи считал, что его законы принесут мир и процветание государству, и был прав. Например, строго запрещалась необоснованная клевета и доносы: если человек говорил, что кто-то виновен в преступлении, то обязан был доказать это фактами. В противном случае его могли казнить. Нельзя было завладеть чужим имуществом, просто так убить раба, испортить вещь, принадлежащую другому человеку. Многие из положений законов того времена так или иначе вошли в состав Римского права, на котором базируется правовая норма практически всех западных государств и нашей страны.

Так что правитель этот поистине увековечил свое имя в веках, так как был едва ли не первым законодателем, который действительно заботился о благосостоянии всего своего народа, о справедливости и ответственности для каждого из членов общества, будь то свободный человек или раб. Словом, история вавилонского царя Хаммурапи доказывает, что даже в Древнем мире были государства, в которых на самом деле соблюдались права человека, и где закон не был пустым звуком.

Закон - залог государственности

Кроме того, законодательные нормы этого правителя защищали не только крупных рабовладельцев и землевладельцев, но и простых граждан. Их не могли ограбить, убить, их вещи нельзя было испортить, а жен забрать себе. Люди чувствовали себя защищенными, а потому авторитет царя был очень высок. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы доказали, что регуляцией правовых аспектов можно упрочить государственный фундамент и сделать его действительно незыблемым.

Вывод

Неудивительно, что Вавилон в пору своего расцвета был богатым и могущественным государством. Враги смогли одолеть его только путем интриг и заключения множественных военных союзов. Хаммурапи действительно многое сделал для своей страны, способствовал её процветанию и постоянному развитию. На его пример и в дальнейшем ориентировались многие передовые правители, ратующие за усиление своей державы. Этот царь впервые доказал, что государственность может базироваться не только на насилии, но и на жестком соблюдении законов, которые были едины для всех.

Хаммурапи был царём Вавилона, который прославился как искусный правитель, политик, полководец и всесторонне развитая личность, принесшая своей стране возвышение и славу. Недаром его имя буквально переводится как «целитель» и «дарующий жизнь». Хаммурапи был шестым царём первой Вавилонской династии и правил с 1793 по 1750 год до н.э. Сначала своего правления он зарекомендовал себя как добропорядочный человек, отменяя долги, прощая подданных и увеличивая страну благодаря градостроительству. Спустя несколько лет, царю Хаммурапи захотелось немного расширить границы своего могущества, и он начал захватывать близлежащие селения. Всё оставшееся время правления прошло в войнах, первые 20 лет они были более-менее мирными, без особых столкновений с главными правительствами Месопотамии, а вот последние 14 лет - кровавыми, с историческими врагами Вавилона.

За всю историю правления Хаммурапи показал себя как гениальный и справедливый полководец, но прославился он не только войнами, но и своей хозяйственной деятельностью. Царь строго упорядочил и централизовал административную систему, и, исходя из этого, малейшие хозяйственные вопросы государства решались исключительно правителем Вавилона, и он, в свою очередь, с удовольствием и вниманием их решал. Он вёл активную переписку с чиновниками, вводил новшества в правление, которые давали всегда положительные результаты, вёл активную просветительскую деятельность среди разных слоёв населения государства. При правлении именно этого царя произошел чрезвычайный рост товарно-денежных отношений и усиление торговли. Особое внимание Хаммурапи уделял орошению земли и постройке новых водных каналов, что, безусловно, принесло свои плоды. Современниками был оценён вклад Хаммурапи в историю, его масштабная законодательная и реформаторская деятельность. Умер царь Хаммурапи в старости от множества болезней, атаковавших его организм.

Законы Хаммурапи

В конце своего правления царь Хаммурапи приказал высечь на чёрном столбе из базальта свод законов. Этот «сборник» является одним из древнейших сокровищ за всю историю существования человечества. Законы были выбиты клинописью, древнейшим способом письма, на классическом диалекте в Вавилоне, употребляемом в те времена. На вершине легендарного столба изображен сам царь Вавилонии - Хаммурапи, которому бог солнца вручает законы. Обе стороны столба полностью покрыты надписями законов с общим количеством 282 постановлений. Все законы вытекают из шумерских традиций и являются основными по всей Месопотамии тех времён. Большая часть законов обращена на регулирование хозяйственных, административных, экономических и семейных отношений. Несмотря на суровость законов, общие их черты до сих пор и сегодня применимы и применяемы.

Более 600 лет столб с высеченными на нём законами стоял неподвижным, и только по истечению этого времени его забрали в качестве трофея эламиты, напавшие на Вавилон. Вскоре столб затерялся, и был найден археологами лишь в 1901-1902 годах с недостающими отбитыми 36 законами. На данный момент свод законов Хаммурапи является древнейшим первоисточником права, найденным до сих пор. Столб законов со дня находки и по сей день занимает почётное место в музее Лувра, а его точная копия хранится в Москве в музее слепков им. И.В.Цветаева.

Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до него, он начал свое царствование с традиционного мероприятия - установления справедливости, то есть отмены долгов и прощения недоимок. Следующие шесть лет он посвятил храмовому строительству. Все это время Хаммурапи, видимо, тайно подготавливал войну против Ларсы, царь которой Рим-Син был в то время самым могущественным государем Месопотамии. В 1787 г. до Р. Х. вавилоняне, внезапно напав, захватили Иссин и Урук. Но в следующие годы Рим-Сину удалось вернуть утерянные города, после чего между двумя государствами на четверть века установился мир. Для Вавилонии это были годы бурного расцвета.

Под управлением Хаммурапи страна быстро крепла и богатела. В 1768 г. до Р. Х. он провел важную административную реформу, в результате которой было урезано самоуправление местных общин и значительно укрепилась царская власть. Все храмы в административном и хозяйственном отношении оказались подчинены царю, а страна была разделена на области, управляемые царскими чиновниками. Хаммурапи упорядочил сбор налогов, запретил продажу земли и ограничил частную торговлю. Очень много сил отдал Хаммурапи совершенствованию законодательства. Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, который составлялся и редактировался до самой его смерти. Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

В 1764 г. до Р. Х. Хаммурапи возобновил войны с соседями и сокрушил их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего он разбил соединенную армию Эшнуны, Малгиума и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он утвердил основание царства Шумера и Аккада. Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до Р. Х. подошли к стенам Ларсы. Через несколько месяцев столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна присоединена к Вавилонии. В 1762 г. до Р. Х. Хаммурапи вновь выступил против северян. В 1761 г. до Р. Х. были захвачены Малгиум и царство Мари. В 1757 г. до Р. Х. вавилоняне взяли ассирийские города на Тигре - Ашшур и Ниневию. В 1756 г. до Р. Х. власть Хаммурапи признала Эшнуна. Таким образом, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Расширение границ

В 1782 году дон.э. он разорил город Малгиум близ устья реки Диялы. Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I. тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу. он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1781 году дон.э. Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству.

Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны» . то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор. Около 1768 до н.э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно.

Источники: 900igr.net, dic.academic.ru, razuznai.ru, interpretive.ru, ancient-east.do.am

Лунный заговор

В процессе освоения нашего естественного спутника, на него было отправлено множество автоматических аппаратов, однако кульминационным моментом, конечно, считается...

Александр Невский

Сын князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо. Правил в Переяславле, а...

Простые эмоции - залог счастья

Зачастую люди думают, что при приобретении того, что многие считают источником счастья жизнь, станет гораздо лучше, а...

Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему. Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков. Этими мерами, как и "указами о справедливости", о которых говорилось выше, государство стремилось предотвратить разорение и обезземеливание населения. Важнейшим деянием царствования Хаммурапи кроме проведения отдельных реформ было составление свода законов (далее сокращенно ЗХ).

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков. Однако эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути своей были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества: характер производства и уровень развития производительных сил в старовавилонской Месопотамии оставались в принципе теми же, что и в Шумере.

Хаммурапи был, несомненно, одним из самых выдающихся деятелей в истории древней Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении им долгое время своей власти над значительной частью Двуречья. Однако те же силы, которые подточили государство III династии Ура и привели его к упадку, продолжали действовать в Месопотамии и после образования Вавилонского государства. Экономические интересы разных частей Вавилонии были различны, и только ценой больших усилий Хаммурапи и его преемникам удавалось некоторое время удерживать всю завоеванную территорию в своих руках. Выше уже говорилось о деятельности Хаммурапи по созданию единой экономической системы, эффективного административного аппарата. Все эти меры, однако, не имели долговременного успеха. В историческом плане главным итогом правления Хаммурапи было то, что основная сцена действия месопотамской истории, располагавшаяся с начала III тысячелетия до н.э. на юге, была перенесена на север, где она и оставалась затем более 1000 лет.

Законы Хаммурапи - крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до нас не дошло (их, как и в других науках, видимо, не было), ЗХ представляют собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывавшими сомнений, в ЗХ вообще не упоминаются, например наказание за умышленное убийство или за чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулировке важнейших общих принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели.

Царь Хаммурапи и его законы

Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата бога», «Баб-или» называли его жители на своём языке. Греки переделали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия города прозвали и всю страну Вавилонией.

В течение долгого времени Вавилон был маленьким, незаметным поселением. Мы читаем в древних документах о царях из городов Ура и Урука, мы знаем историю Лагаша и Уммы, знаем о знаменитом царе Саргоне из города Аккада и о многих других царях и городах. А Вавилон упомянут только один раз, в надписи, где Саргон Аккадский рассказывает о том, как он подавил восстание во многих подвластных ему городах; самым незначительным из них был Вавилон.

С тех пор прошло около шести столетий. За это время Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии.

Через Вавилон постоянно проезжали суда, гружённые зерном. Они отправлялись вверх по Евфрату. Отсюда хлеб везли в богатые города Финикии, где можно было продать и купить самые разнообразные товары, Купцы возвращались с грузами меди и строевого леса, пригоняли партии рабов. Приходили в Вавилон и купцы с севера. Они останавливались в Вавилоне, перегружали здесь товары на лодки и отправлялись с ними во все области Шумера и Аккада.

С течением времени вся торговля сосредоточилась в Вавилоне, и он стал самым крупным торговым центром Месопотамии. Правители Вавилона стали завоёвывать соседние города сначала в Аккаде, а потом и в Шумере. Постепенно они захватили власть над всеми городами.

Самым знаменитым из всех вавилонских царей был Хаммурапи… Он царствовал 42 года, с 1792 до 1750 г. до н. э.

Он покорил страну Мари, лежащую по Евфрату к северу от Вавилонии, цари Ашшура признавали его власть, финикийские купцы посылали ему богатые подарки, на юге в Шумере в городе Исине были поселения вавилонских воинов.

Только город Ларса не подчинялся Вавилону. Там правил эламитянин Римсин. Его владения были тоже обширны; много шумерских городов находилось под его властью. Когда в Вавилоне правил ещё отец Хаммурапи, эламские воины вторглись в пределы Вавилона, разгромили его и заставили царя заплатить богатую дань.

И вот теперь Хаммурапи решил покончить с эламитянами, изгнать их из пределов Месопотамии и подчинить своей власти шумерские города, принадлежащие Эламу. Целых тридцать лет шла борьба между Хаммурапи и Римсином, и, наконец, в 1762 г. до н. э. Ларса пала, Римсин был окончательно изгнан из пределов Шумера. Тогда Хаммурапи стал царём всего Шумера и Аккада и принял старый титул древних аккадских царей - «царь четырёх стран света».

Многие города превратил Хаммурапи в крепости, приказав обнести их высокой стеной для защиты от нападения врагов. Но больше всего заботился он о постройке каналов, так как без них невозможно было орошать поля в период засухи. А земледелие по-прежнему оставалось самым важным занятием жителей, и зерно было главным богатством Вавилона. Его продавали в соседние страны, отправляли караваны с зерном в финикийские города и в обмен на него привозили строительный, лес, медь, камень. Вот почему все вавилонские цари так старательно охраняли оросительную систему во всей стране и строили новые каналы. Самый большой канал Хаммурапи, по традиции вавилонских царей, назвал своим именем: «Хаммурапи - благословение народов». Из этого канала вода распределялась по многочисленным маленьким каналам и давала орошение сотням гектаров земли. В те времена такой большой и красивый канал казался чудом, и ещё много лет спустя после смерти Хаммурапи на него не могли надивиться чужеземцы.

Способ письма на глиняной табличке.

Клинописная табличка.

В Уруке, Лагаше, Уре, Ларсе и многих других городах Хаммурапи приказал выстроить новые каналы, очистить старые от ила и песка и строго следил за тем, чтобы его чиновники и наместники поддерживали в порядке всю оросительную систему Вавилонии.

«Так говорил Хаммурапи. Ты должен созвать людей, которые владеют, землями вдоль канала Думманум, чтобы они вычистили Думманум. В течение настоящего месяца они должны исполнить работу по очищению канала». Это письмо Хаммурапи продиктовал писцу, который был специально приставлен к нему и писал под его диктовку распоряжения наместникам царя. Писец острой деревянной палочкой начертил на влажной глиняной табличке клинописные знаки. Когда «письмо» высохло, писец обернул его в тонкий слой глины - своеобразный «конверт», который должен был предохранить глиняное письмо. Письмо было адресовано Синидиннаму, правителю Ларсы, так как канал Думманум был в его области.

Когда, гонец прибыл в Ларсу с царским письмом, Синидиннам осторожно разбил «конверт» и вынул письмо. Напоминание царя было равносильно приказу, и Синидиннам очень строго следил за порядком в своей области.

Между царём и наместником шла оживлённая переписка; большое количество писем Хаммурапи к Синядиннаму дошло до нас, и мы узнали из них много интересного. Вот перед нами письмо с царским приказом, который не сразу можно понять. Оно, на первый взгляд, кажется несколько странным и загадочным.

«Так говорит Хаммурапи. Так как год имеет недостачу, то пусть месяц, который теперь начинается, называется вторым Элулом. И вместо податей, поступающих в Вавилон на 25-й день месяца Тишри, пусть поступает подать на 25-й день второго Элула».

Всё непонятно в этом письме. Что это за недостача в году? Как можно вставить дополнительный месяц между шестым месяцем вавилонского календаря - Элулом и седьмым месяцем Тишри? Откуда взялся «второй» Элул?

Чтобы разобраться в этом письме, надо хорошо знать вавилонский календарь. Оказывается, что в Вавилонии началом месяца считался день новолуния, и так как месяц продолжался от новолуния до новолуния, то в нём было только 28–29 дней. Однако в году было 365 дней. Ежегодно между солнечным годом и двенадцатью лунными месяцами получалась небольшая разница, не хватало нескольких дней в году, «год имел недостачу», как говорил Хаммурапи. В течение нескольких лет «недостача» уже равнялась целому месяцу, и тогда устанавливался високосный год, и в календарь вставляли добавочный месяц, который помещали либо в конце года, либо в середине, т. е. после месяца Элула, как указано в нашем письме. Дополнительный месяц не имел собственного названия и назывался по предыдущему месяцу. Вот почему в письме Хаммурапи появилось название «второй Элул». Хаммурапи очень беспокоился о том, как бы Синидиннам не позабыл, что во второй Элул-месяц (хоть он и дополнительный) тоже должна быть своевременно внесена подать в царскую казну. В високосном году царь Хаммурапи получал со своих подданных подати не двенадцать раз за год, а - тринадцать. Этот год был выгодным для казны.

Главные доходы государство получало от податей. По всей стране наместники собирали подати, разными продуктами и серебром. Земледельцы давали зерно и масло, вино и полотна, пастухи отдавали дорогую овечью шерсть, которая шла на изготовление тканей для царя и знати, ремесленники поставляли свои изделия. Эти ценности грузили ни суда и отправляли по рекам и каналам в столицу. Там царские писцы учитывали все полученные товары, записывали их на особые таблички и складывали в амбары, где стояла день и ночь надёжная охрана. Земледельцы и ремесленники платили подати натурой - продуктами. Купцы посылали в Вавилон подати товарами или серебром в виде слитков или колец. Денежных знаков (монет) в те времена ещё не было, и серебро считали по весу. Талант, мина, сикль - это были вавилонские меры веса, в этих мерах проходили все денежные расчёты, в сиклях и, минах оценивали стоимость товаров.

Даже часть доходов от храма поступала в царскую казну. Но в этом случае подать доставлялась царю не наместником, а самими храмовыми служителями, и наместник должен был только следить за своевременной отправкой людей и подати. «Так говорит Хаммурапи, - снова писал царь в Ларсу. - Когда ты рассмотришь эту табличку, ты велишь прибыть к тебе всем надсмотрщикам за скотом, приписанным к храмам богов, и пастуху, вместе со всеми их доходами. И ты отправь их в Вавилон, чтобы они отдали их доходы. Смотри, чтобы они ехали ночью и днём и достигли. Вавилона в течение двух дней».

Ежедневно отправлялись из Вавилона гонцы с письмами Хаммурапи. Во всех музеях хранится огромное количество всевозможных глиняных табличек. Большое собрание вавилонских клинописных табличек есть у нас, в СССР, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Мы можем там увидеть различные деловые документы, хозяйственные отчёты, письма.

От царя Хаммурапи до нас дошло много различных документов и много писем, главным образом к Синидиннаму. Может быть, эти письма случайно сохранились лучше других, а может быть, царь именно Синидиннаму посылал наибольшее количество указов и распоряжений, так как Ларса, - а вместе с ней и вся южная часть Шумера, была присоединена к Вавилону совсем недавно.

Во всех областях Вавилона Хаммурапи уничтожил власть патеси - прежних царей и правителей. Вместо них он назначил в каждом городе чиновника - царского наместника, который должен был управлять всей областью, следить за сельским хозяйством и ремесленным производством, регулировать торговлю и собирать в царскую казну подати.

Особенно важно было для Хаммурапи иметь сильное войско на юге, в Шумере, который только при нём был присоединён к Вавилону. Чтобы укрепить там свою власть, Хаммурапи расселил во всех областях Шумера своих воинов. Для воинов отводились большие участки земли, где были поле, дом и сад. «Реду» - были тяжело вооружённые воины, у них было длинное копьё, щит и шлем. Они получали не только землю с угодьями, но и скот: волов, овец. А «баиру» - легко вооружённые стрелки - пользовались только домом и угодьями. Земля и скот - это была плата воину за его службу. Никто не имел права - лишить война его имущества. Никто не мог заставить воина работать на себя - ни богатый купец, ни даже военачальник. Войн был слугой царя и служил только ему. Когда бедный воин попадал в плен, за него платили выкуп из царской казны.

Войско было опорой царской власти, и Хаммурапи прекрасно понимал, что, если у него не будет сильных и дисциплинированных воинов, его могуществу скоро придёт конец. Поэтому он охранял своих воинов от произвола начальников, давал им землю и богатые подарки… Но за это войны должны были верой и правдой служить своему царю и беспрекословно выступать в поход по первому требованию. Горе было тому воину, который осмеливался ослушаться царского приказа и нанимал вместо себя какого-нибудь бедного человека. Такого воина предавали смерти, а его поле, сад и дом отдавали тому, кто шёл вместо него на войну. Это был закон, записанный в Судебнике царя Хаммурапи.

Столб с законами царя Хаммурапи.

Вот эта 26-я статья Судебника: «Если реду или баиру, получив приказ выступить в поход, не пойдёт, или, наняв наёмника, выставит его своим заместителем, то этого реду или баиру должно предать смерти, а его заместитель получает его дом».

Судебник Хаммурапи сохранился почти полностью. Bet статьи свода законов были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты Вверху изображён царь Хаммурапи перед богом солнца Шамашем. А дальше идёт надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон.

Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притесняв слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

За этим введением следуют статьи законов. Всего их было написано 282, но часть статей внизу была стёрта и не дошла до нас.

Вся жизнь вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаём, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей - ремесленников, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обременённых долгами арендаторов и замученных тяжёлым подневольным трудом - бесправных рабов.

Среди статей Судебника Хаммурапи больше всего таких, где говорится о богатых - купцах и рабовладельцах. Закон защищал их собственность: за кражу имущества полагалась смерть; если новый корабль давал течь, то корабельный мастер должен был на свой счёт выстроить новый корабль.

Суровое наказание ожидало тех, кто небрежно относился к укреплению дамб и каналов. Земледелец, по чьей вине происходил прорыв плотины и заливались чужие поля, должен был возместить убытки всем соседям. Если у него не было средств на это, то продавали всё его имущество и даже его самого, а полученные деньги раздавали пострадавшим. Закон следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга. Если человек не мог вернуть взятого взаймы, то он на три года становился рабом заимодавца. Раньше, при других царях, до Хаммурапи, человек, обращённый в рабство за долги, становился вечным рабом. Законы Хаммурапи немного облегчили положение раба-должника - он стал временным рабом. Однако эти изменения остались только в законах, а в действительности всё оставалось по-прежнему, и жизнь бедняка нисколько не улучшилась. Три года раб работал на своего заимодавца и ничего не получал для себя, кроме жалких лохмотьев, едва прикрывавших тело, и скудной пищи, хватавшей только, чтобы не умереть от, голода. Через три года ему возвращали желанную свободу. Но что он мог делать, не имея ни земли, чтобы снова заниматься земледелием, ни денег, чтобы завести торговлю? Такому бедняку оставалось два пути: либо наняться в батраки к богатому рабовладельцу, либо снова обратиться за ссудой к богатому рабовладельцу или торговцу и через короткое время стать снова рабом-должником.

Только в одном отношении положение раба-должника отличалось от положения других рабов, купленных или обращённых в рабство пленников: за смерть раба-должника хозяин отвечал перед законом.

Рабов-военнопленных даже и людьми не считали. Вот, например, в 199-й статье сказано, что если кто-нибудь повредит рабу глаз, то он заплатит половину его стоимости хозяину раба. А в статье 247-й почти теми же словами говорится о быке: «Если кто-нибудь, взяв в наём вола, повредит ему глаз, то он должен уплатить хозяину вола половину его стоимости». Нет никакой разницы между рабом и скотом. Рабов клеймили; их могли продавать, как скот. Хозяин мог искалечить раба и замучить его на работе, и за это он не отвечал перед законом. Зато раба за малейшую провинность подвергали болезненной и мучительной казни - ему отрезали ухо. Законы охраняли раба как собственность хозяина: за кражу раба или за укрывательство беглого виновных наказывали смертью. А «если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля серебра». Награда была большой, раб сам стоил в среднем двадцать сиклей.

Суровые наказания полагались виновным, нарушившим законы. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломает другому человеку кость, или выбьет зуб, или повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду и, если он выплывал, его оправдывали.

Когда-то в городах Шумера и Аккада судили старейшины. У них не было записанных законов, и они решали бее дела, сообразуясь со старыми обычаями.

При Хаммурапи граждан судили чиновники-судьи, которые были поставлены царём в каждом городе. Все дела решались в судах по законам, записанным на глиняных табличках в строго определённом порядке. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царём.

Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб и бедняк не находили в законах защиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

После смерти Хаммурапи вавилонские цари правили ещё полтораста лет. Около 1600 г. до н. э. царь хеттов Мурсиль напал на Вавилон. Он ворвался в столицу, разгромил её, захватил несметные сокровища и увёл с собой множество пленных. Так пала могущественная держава царя Хаммурапи, который много лет держал в страхе соседние страны.

Из книги Царь славян. автора

4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Законы Хаммурапи и вавилонское общество Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею находились в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с государственным. Законы действовали на всей территории страны. Первостепенное

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

автора Бадак Александр Николаевич

Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Законы Хаммурапи. Законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи возникло не на пустом месте, фундаментом для него послужило древнее право Шумера, восходящее еще ко временам III династии Ура, к первому закрепленному на письме

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на

автора

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи) Законы древневавилонского правителя Хаммурапи (см. § 4.1) считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права,

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Законы Хаммурапи: система и принципы Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя -

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Законы Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний.

Существовало положение и касающееся судей, которые, к сожалению, и тогда не действовали бескорыстно. Если их ловили на мздоимстве, или если судья менял свое решение, то он уплачивал большой штраф и больше не имел права судить.

Для примера несколько первых параграфов законов принятых Хаммурапи в вольном переводе:

  1. Тот кто обвинил человека в убийстве, но не смог это убийство доказать карается смертью
  2. Если один человек обвинил другого в колдовстве и не смог этого доказать, тогда обвиняемый должен погрузиться в реку - если утонет, значит виновен и обвинитель может забрать дом обвиняемого, если нет - обвинитель должен быть убит, а обвиняемый может забрать дом обвинителя.
  3. За лжесвидетельство в суде в деле касающегося жизни человека - наказание смерть
  4. За лжесвидетельство в деле не касающегося жизни человека - наказание в соответствии с тяжестью рассматриваемого дела
  5. Если судья вынес окончательное решение по делу и оформил это документально, а потом изменил решение, то этот судья должен быть навсегда уволен и оштрафован на сумму двенадцати кратную исковой сумме
  6. За кражу и скупку краденного имущества из дворца или храма - наказание смерть
  7. Если человек купил что-либо или взял на хранение без свидетелей или договора, то этот человек вор и наказывается смертью
  8. Если человек своровал вола, овцу, осла, свинью или же лодку, то, если это имущество принадлежит храму или дворцу, он обязан возместить в тридцати кратном размере, если же это имущество - собственность мушкенуму, он должен возместить ущерб в десятикратном размере. Если же этот человек не способен платить, он карается смертью.
  9. Если человек увидел свою пропавшую вещь у другого человека, и тот, у кого была обнаружена пропавшая вещь приобрел ее при свидетелях или с договором, а хозяин может доказать что эта вещь принадлежит ему, то продавший эту вещь – вор, он должен быть убит. Хозяин может забрать свою вещь, а покупатель - взять из дома продавца потраченные средства.
  10. Если покупатель не может доказать законность своей покупки, а хозяин пропавшей вещи может доказать что эта вещь его, то покупатель – вор, он карается смертью, а хозяин пропавшей вещи может ее забрать.
  11. Если хозяин пропавшей вещи не может доказать что эта вещь его, то он – лжец и должен быть убит.
  12. Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска в пятикратном размере.
  13. Если свидетели в данный момент отсутствуют и не могут быть допрошены, то судьи назначают срок до шести месяцев, в течение которого необходимо обеспечить явку свидетелей, если этого не происходит, то этот человек – лжец и должен понести наказание.
  14. За кражу малолетнего сына другого человека - наказание смерть
  15. Если человек вывел за городские ворота дворцового раба, рабыню, либо раба или рабыню мушкенума,то он должен быть убит.
  16. За укрывательство беглых рабов - наказание смерть
  17. Если человек поймал беглого раба и вернул его хозяину, то хозяин должен дать вознаграждение - два сикля серебра.
  18. В случае, если этот раб не назвал хозяина, то поймавший его человек обязан привести его во дворец
  19. Если поймавший этого раба человек задержал его в своем доме, после чего раб был в этом доме схвачен, то этот человек должен быть убит
  20. Если человек сделал пролом в доме другого - его следует казнить.
  21. Ограбление карается смертью
  22. Если грабитель не был пойман, то ограбленный может описать все свое пропавшее имущество, а община и староста, на земле которых произошло ограбление, должны ему все возместить
  23. Если при этом ограблении были жертвы, то община и староста должны возместить 1 мину серебра родственникам погибшего.
  24. За мародерство наказание - смерть
  25. Если человек уклоняется от воинской службы, он должен быть наказан смертью.
  26. Если десятник или сотник взял человека, не подлежащего призыву, или принял для царского похода наемника в качестве замены - этот сотник или десятник должен быть казнен.
В общем этот свод законов регулирует все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу). Полный перечень законов Хаммурапи можно посмотреть в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Свод_законов_Хаммурапи

Торговля и ремесло при Хаммурапи

В Вавилон в те времена переселяли многих. Царю нужны были специалисты в самых разных областях. Испытывали они потребность и в различных ресурсах. Своих ресурсов не было, поэтому сокровища привозили. Хотя торговцев в Вавилоне было немного, ведь она требовала наличия определенных знаний, как минимум: письменности и математики. Каждая торговая сделка должна была подтверждаться письменным договором. Касалась ли продажа человека или обычного сосуда. Иначе считалось, что человек украл имущество. Торговлей могли заниматься как мужчины, так и женщины. Причем женщина могла торговать от собственного имени. Купцы продавали камни (лазурь, сердолик), золото, предметы роскоши, и получали за это огромнейшие прибыли.

Процветали и ремесленники. Текстильщики одевали горожан в лен и шерсть. Кожевенники в шапки и сапоги. Ювелиры изготавливали самые разные украшения для женщин и для мужчин. Плотники изготавливали для повседневных прогулок красивые резные посохи, а каменщики подрабатывали на изготовлении печатей. Строители возводили храмы, дамбы и каналы, бассейны, сады и ванны. В это же время появляются халдеи, которые славятся своими умениями в колдовском ремесле.

Кстати, некоторые считают, что Вавилонская башня была построена именно в эту эпоху. Другие считают, что она была разрушена задолго до его воцарения.

В целом правление Хаммурапи и его свод законов - это значимая эпоха в истории древнего Шумера.