В какой военкомат подавать сведения о работниках. Воинский учет в организации. Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Регистрационный N 33255

В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N40, ст. 4941), приказываю :

1. Утвердить:

Перечень транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям (приложение N 1 к настоящему приказу);

Порядок учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям (приложение N 2 к настоящему приказу).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).

Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. Шойгу

Приложение N 1

Перечень транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям

I. Колесные транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования

1. Транспортные средства категории L6.

2. Транспортные средства категории М2 (кроме троллейбусов) и М3.

3. Транспортные средства категории N.

4. Транспортные средства категории О.

5. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G).

6. Специальные и специализированные транспортные средства: автобетононасосы; автобетоносмесители; автогудронаторы; автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами; автолесовозы; автомобили скорой медицинской помощи; автосамосвалы; автоцементовозы; автоэвакуаторы; медицинские комплексы на шасси транспортных средств; пожарные автомобили; транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции; транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог; транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин; транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов; транспортные средства для перевозки детей; транспортные средства для перевозки длинномерных грузов; транспортные средства для перевозки нефтепродуктов; транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей; транспортные средства для перевозки сжиженных углеводородных газов с давлением до 1,8 МПа; транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей; транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами; транспортные средства - фургоны для перевозки пищевых продуктов.

II. Тракторы

7. Колесные сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и мелиоративные тракторы с двигателями мощностью не менее 50 л.с.

8. Гусеничные сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и мелиоративные тракторы с двигателями мощностью не менее 100 л.с.

9. Прицепы (полные, с центральной осью и полуприцепы) тракторные всех видов, типов и предназначений, буксируемые тракторами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего раздела.

III. Дорожно-строительные машины и механизмы

10. Дорожно-строительные машины и механизмы на тракторных шасси: бульдозеры; рыхлители; кирковщики; корчеватели; комбинированные (бульдозерно-рыхлительные, бульдозерно-кирковальные и бульдозерно-корчевальные) машины; кусторезы; газонокосилки; экскаваторы одноковшовые; экскаваторы-погрузчики; гидромолоты; погрузчики фронтальные; экскаваторы многоковшовые (траншеекопатели); экскаваторы траншейные цепные; экскаваторы-грейферы; сваебойные машины (в их числе копры самоходные); установки для завинчивания свай; бурильные и бурильно-крановые машины; сварочные агрегаты; электростанции и агрегаты электропитания; дорожно-уборочные машины; снегоочистители; путеукладчики тракторные; тракторные дозировщики; универсальные путевые машины.

11. Дорожно-строительные машины и механизмы на самостоятельных самоходных шасси: экскаваторы одноковшовые на колесных и гусеничных шасси; экскаваторы многоковшовые (траншеекопатели); экскаваторы траншейные цепные; экскаваторы-погрузчики; гидромолоты; экскаваторы-грейферы; сваебойные машины (в их числе копры самоходные); установки для завинчивания свай; бурильные и бурильно-крановые машины; снегоочистители; автогрейдеры; погрузчики фронтальные; фрезы дорожные; асфальтоукладчики; катки вибрационные, пневмоколесные и комбинированные; скреперы самоходные; мобильные путеукладчики; камнедробильные установки; электростанции и агрегаты электропитания.

12. Прицепные дорожно-строительные машины и механизмы: катки прицепные; скреперы прицепные; грейдеры; грейдеры-элеваторы.

IV. Подъемно-транспортные машины и механизмы

13. Краны подъемные на самостоятельных самоходных пневмоколесных и гусеничных шасси.

14. Подъемники на самостоятельных самоходных колесных и гусеничных шасси.

15. Погрузчики колесные: автопогрузчики; электропогрузчики; погрузчики на самостоятельном самоходном пневмоколесном шасси.

16. Конвейеры самоходные.

V. Другие машины и механизмы

17. Гусеничные тягачи, транспортеры и транспортеры-тягачи.

18. Бронеавтомобили, вездеходы, амфибии на самостоятельных шасси или с оригинальными кузовами (корпусами): бронетранспортеры; бронеавтомобили военного (специального) назначения; бронеавтомобили, предназначенные для использования в экономическом комплексе страны и в личном пользовании граждан; гусеничные, колесные и шнековые снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы; амфибии на самостоятельных шасси или с оригинальными кузовами (корпусами).

19. Снегоходы с лыжами в качестве элемента управления и прицепы к ним.

20. Квадроциклы (в том числе и легкие), мотовездеходы и прицепы к ним.

Приложение N 2

Порядок учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет:

цели, задачи, порядок организации и ведения учета транспортных средств, указанных в Перечне транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям* (далее - Перечень) (приложение N 1 к настоящему приказу), в органах военного управления и военных комиссариатах субъектов Российской Федерации;

порядок взаимодействия органов военного управления и военных комиссариатов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, государственный надзор и контроль за техническим состоянием транспортных средств, а также статистический учет при организации и ведении учета транспортных средств, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам в период мобилизации и в военное время.

2. Учет транспортных средств, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам (далее - транспортные средства), организуется и ведется в целях:

получения сведений о наличии, ведомственной принадлежности и территориальном размещении организаций - владельцев транспортных средств**;

получения сведений о наличии и техническом состоянии транспортных средств организаций-владельцев и граждан-владельцев транспортных средств;

обеспечения органов военного управления и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации исходными данными для планирования комплектования войск, воинских формирований и органов транспортными средствами на период мобилизации и военное время, а также планирования обеспечения работы транспортных средств.

3. Основными задачами учета транспортных средств являются:

сбор информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств (далее - информация);

внесение информации в документы и базы учета транспортных средств, их систематизация и классификация;

обобщение и анализ информации, подготовка и представление (получение) предложений, аналитических и справочных материалов по их результатам;

контроль достоверности предоставленной информации;

поддержание информации в актуальном состоянии.

4. Учет транспортных средств организуется и ведется:

Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - на всей территории Российской Федерации;

ОМУ штабов ОСК военных округов и военными комиссариатами - в границах ответственности, определенных военно-административным делением Российской Федерации***;

отделами (муниципальными) военных комиссариатов - в установленных границах ответственности.

5. Учет транспортных средств ведется на основании предоставленной информации:

подразделениями Госавтоинспекции и органами гостехнадзора путем передачи сведений о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, воинским формированиям и органам по запросам военных комиссариатов (органов военного управления);

территориальными органами Росстата, другими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями-владельцами по запросам военных комиссариатов (органов военного управления)****.

6. Учет транспортных средств ведется по государственным регистрационным знакам, маркам, типам, видам (далее - пономерной учет) и количеству транспортных средств (далее - количественный учет), а также по признакам принадлежности транспортных средств к организациям-владельцам.

Показатели учета транспортных средств формируются на основании информации, полученной от Росстата, его территориальных органов, подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора, других ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций-владельцев, информации, получаемой при проведении мероприятий, связанных с подготовкой транспортных средств, а также при периодическом уточнении предназначения транспортных средств.

Показатели учета транспортных средств формируются в форме документов и электронных баз учета транспортных средств.

7. Постановка транспортных средств на учет в Вооруженных Силах Российской Федерации производится в отделах (муниципальных) военных комиссариатов, которые осуществляют деятельность в местах государственной регистрации транспортных средств.

В случаях временной регистрации транспортных средств, в том числе и за арендаторами (включая лизингополучателей), их постановка на учет производится в отделах (муниципальных) военных комиссариатов, которые осуществляют деятельность в местах временной регистрации транспортных средств.

8. Снятие транспортных средств с учета в отделах (муниципальных) военных комиссариатов производится в случаях:

изменения места государственной регистрации (в том числе временной) транспортных средств;

снятия транспортных средств с регистрационного учета органами, осуществляющими их государственную регистрацию;

внесения изменений в Перечень, направленных на исключение из него определенных транспортных средств.

Снятие с учета транспортных средств заключается в изъятии документов и информации из баз учета транспортных средств и их уничтожении.

II. Учет транспортных средств в отделах (муниципальных) военных комиссариатов

9. В отделах (муниципальных) военных комиссариатов при осуществлении учета транспортных средств производятся сбор, классификация, систематизация, обобщение и анализ данных.

В отделах (муниципальных) военных комиссариатов ведется учет: пономерной и количественный.

От военных комиссариатов в отделы (муниципальные) военных комиссариатов поступает информация о транспортных средствах, а также информация, имеющаяся в базах государственного регистрационного учета транспортных средств, государственного статистического учета.

10. Данные пономерного учета о транспортных средствах отражаются в учетных карточках транспортных средств, которые заводятся на каждую единицу транспортного средства. Рекомендуемый образец учетной карточки транспортного средства приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку (далее - учетная карточка).

Учетные карточки заводятся при постановке транспортных средств на учет в отделах (муниципальных) военных комиссариатов. Постановка транспортных средств на учет в отделах (муниципальных) военных комиссариатов производится при получении информации о транспортных средствах от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора, органов местного самоуправления и от организаций-владельцев.

Из учетных карточек формируются картотеки транспортных средств, предназначенных для поставки в воинские части, и остатков ресурсов транспортных средств.

Картотека остатков ресурсов транспортных средств состоит из частей, которые составляются по принципу отнесения транспортных средств к муниципальному образованию в зависимости от места государственной регистрации транспортных средств.

Каждая часть картотеки остатков ресурсов транспортных средств составляется по разделам, подразделам, группам, а также видам, типам и маркам транспортных средств.

В группах формируются учетные карточки на транспортные средства, принадлежащие одной и той же организации-владельцу, по видам, типам и маркам.

Группы включаются в подразделы по принципу отнесения организаций-владельцев к составу (структуре) ФОИВ.

Из учетных карточек транспортных средств организаций-владельцев, не входящих в состав (структуру) ФОИВ, также формируются группы, которые включаются в разделы без включения в подразделы.

Группы, не включаемые в подразделы, включаются в разделы по принципу отнесения федеральных министерств, иных ФОИВ и организаций-владельцев к виду экономической деятельности.

Построение подразделов и отдельных групп внутри разделов также осуществляется в соответствии с иерархией классификационных группировок экономической деятельности.

Построение разделов внутри каждой части картотеки остатков ресурсов транспортных средств осуществляется в соответствии с видами экономической деятельности организаций-владельцев.

Пример построения части картотеки остатков ресурсов транспортных средств приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Учетные карточки транспортных средств граждан-владельцев формируются в отдельный раздел и размещаются в конце частей картотеки свободных остатков ресурсов транспортных средств.

Раздел учетных карточек транспортных средств граждан-владельцев формируется по видам, типам и маркам транспортных средств, а внутри элементов классификации - в алфавитном порядке исходя из фамилий граждан-владельцев.

Картотека транспортных средств, предназначенных для поставки в воинские части, формируется из учетных карточек транспортных средств, предназначенных для предоставления войскам, воинским формированиям и органам в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Разделы картотеки транспортных средств, предназначенных для поставки в воинские части, формируются из групп по принципу отнесения их к степеням боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В группы включаются учетные карточки транспортных средств, предназначенных в одну партию. Внутри групп учетные карточки размещаются в соответствии с последовательностью перечисления видов, типов и марок транспортных средств, указанной в наряде военного комиссариата на поставку техники и призыв водителей.

Группы размещаются в разделах исходя из номеров партий в логической последовательности по возрастанию их номеров.

Учетные карточки транспортных средств, предназначенных для поставки в воинские части в резерв на браковку, размещаются в конце каждой группы после учетных карточек транспортных средств, предназначенных для основного состава партии, и формируются по организациям в алфавитном порядке исходя из названий организаций-владельцев. При этом в учетных карточках после номера партии проставляется буква "Р".

11. Данные количественного учета отражаются в сводной карточке организации. Рекомендуемый образец сводной карточки организации, которая заводится на каждую организацию-владельца, приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку (далее - сводная карточка).

Сводные карточки заводятся при постановке транспортных средств на учет.

Из сводных карточек формируется картотека организаций-владельцев.

Картотека организаций-владельцев состоит из частей, которые формируются по принципу отнесения организаций-владельцев к муниципальному образованию в зависимости от места их государственной регистрации.

Каждая часть картотеки организаций-владельцев составляется по разделам и группам.

Группы формируются из сводных карточек по принципу отнесения организаций к ФОИВ, в составе (структуре) которых они находятся. Сводные карточки размещаются в группах в алфавитном порядке исходя из названий организаций-владельцев.

Разделы формируются из групп по принципу отнесения ФОИВ и организаций-владельцев к виду экономической деятельности.

Построение разделов внутри частей картотеки организаций-владельцев осуществляется в соответствии с видами экономической деятельности.

12. Сводные и учетные карточки уточняются при:

поступлении информации от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора и территориальных органов Росстата, органов местного самоуправления и организаций-владельцев;

проведении мероприятий подготовки транспортных средств;

изменении объемов мобилизационных заданий по предоставлению транспортных средств;

передаче мобилизационных заданий другим организациям-владельцам;

внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность в области военно-транспортной обязанности.

13. В целях анализа количественных данных о транспортных средствах проводятся их обобщение, классификация и систематизация в ведомостях учета наличия и использования транспортных средств организаций-владельцев (граждан-владельцев) (далее - ведомости).

Принцип формирования иерархической структуры ведомостей аналогичен принципу построения картотеки остатков ресурсов транспортных средств и основывается на отнесении организаций к составу (структуре) ФОИВ, а федеральных служб, федеральных агентств и организаций-владельцев, не входящих в состав (структуру) ФОИВ, - к видам экономической деятельности.

Также ведомости формируются по принципу отнесения к видам, типам и маркам транспортных средств.

Ведомости являются едиными универсальными учетно-отчетными, планирующими документами учета транспортных средств и планирования комплектования войск, формирований и органов транспортными средствами. Они заполняются и ведутся на основании:

учетных карточек транспортных средств;

сводных карточек;

перечня ФОИВ и организаций-владельцев, освобождаемых в период мобилизации от предоставления транспортных средств войскам, формированиям и органам;

процентных норм предоставления транспортных средств в период мобилизации и в военное время;

расчетов распределения лимитов предоставления транспортных средств в период мобилизации и в военное время по муниципальным образованиям и по организациям-владельцам муниципальных образований;

нарядов военного комиссариата на поставку техники и призыв водителей.

Ведомости уточняются:

при внесении изменений и дополнений в документы, указанные в пункте 12 настоящего Порядка;

при проведении мероприятий по уточнению документов мобилизационного планирования;

при изменении объемов мобилизационных заданий по предоставлению транспортных средств;

при передаче мобилизационных заданий другим организациям-владельцам;

непосредственно перед разработкой аналитических и справочных документов.

Из показателей учета, содержащихся в ведомостях, отделами (муниципальными) военных комиссариатов формируется и предоставляется в военные комиссариаты информация о наличии и использовании транспортных средств, которая является исходной для оформления и ведения документов учета транспортных средств в военных комиссариатах.

14. Данные количественного учета по обеспечению работы транспортных средств, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам, отражаются в сводных карточках организаций, обеспечивающих работу транспортных средств. Рекомендуемый образец сводной карточки организации, обеспечивающей работу транспортных средств, приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку.

Сводные карточки организаций, обеспечивающих работу транспортных средств, оформляются при поступлении информации от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора, территориальных органов Росстата, органов местного самоуправления и организаций, обеспечивающих работу транспортных средств.

Из сводных карточек организаций, обеспечивающих работу транспортных средств, формируется картотека организаций, обеспечивающих работу транспортных средств.

Порядок формирования и ведения картотеки организаций, обеспечивающих работу транспортных средств, аналогичен порядку формирования картотеки организаций-владельцев.

15. В целях анализа количественных данных проводятся их обобщение, классификация и систематизация в сводной ведомости учета организаций-владельцев и организаций, обеспечивающих работу транспортных средств (далее - сводная ведомость). Рекомендуемый образец сводной ведомости приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку.

Из показателей учета, содержащихся в сводной ведомости, отделами (муниципальными) военных комиссариатов формируется и предоставляется в военные комиссариаты информация, которая является исходной для оформления и ведения документов учета транспортных средств в военных комиссариатах.

16. Ведение документов учета транспортных средств, предусмотренных пунктами 9-15 настоящего Порядка, осуществляется как в письменной, так и в электронной формах.

Электронные формы учетных документов ведутся в автоматизированной системе управления военного округа (далее - АСУ) с использованием информационных программно-технических комплексов и пакетов прикладных программ, предназначенных решать задачи учета транспортных средств.

III. Учет транспортных средств в военных комиссариатах

17. В военных комиссариатах организуются и ведутся: количественный учет транспортных средств; сбор информации от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора, территориальных органов Росстата и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ее обработка***** и передача в отделы (муниципальные) военных комиссариатов; контроль организации и ведения учета транспортных средств в отделах (муниципальных) военных комиссариатов.

При организации и ведении учета транспортных средств военные комиссариаты осуществляют:

организационно-методическое руководство учетом транспортных средств в отделах (муниципальных) военных комиссариатов;

получение от отделов (муниципальных) военных комиссариатов количественной информации;

разработку и представление в штабы ОСК военных округов аналитических и справочных материалов.

При организации получения информации от Росстата (его территориальных органов), других ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации военные комиссариаты:

организуют взаимодействие с подразделениями Госавтоинспекции, органами гостехнадзора и территориальными органами Росстата;

направляют запросы и получают информацию от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора и территориальных органов Росстата;

назначают ответственных должностных лиц за работу по получению, обработке и передаче данных в отделы (муниципальные) военных комиссариатов;

обрабатывают информацию и передают ее в отделы (муниципальные) военных комиссариатов;

принимают от отделов (муниципальных) военных комиссариатов сведения об ошибках (неточностях) и о недостающей информации.

18. Учет транспортных средств в военных комиссариатах ведется в ведомостях.

Из показателей учета, содержащихся в ведомостях, военными комиссариатами формируется и предоставляется в штабы ОСК военных округов информация о наличии и использовании транспортных средств, которая является исходной для оформления и ведения документов учета транспортных средств в штабах ОСК военных округов.

19. Данные количественного учета, которые формируются на основании данных, представленных отделами (муниципальными) военных комиссариатов, отражаются в сводной ведомости учета организаций-владельцев и организаций, обеспечивающих работу транспортных средств.

Рекомендуемый образец заполнения и ведения сводной ведомости учета организаций-владельцев и организаций, обеспечивающих работу транспортных средств, аналогичен заполнению и ведению сводной ведомости отделов (муниципальных) военных комиссариатов.

Из показателей учета, содержащихся в сводной ведомости, военными комиссариатами формируется и предоставляется в штабы ОСК военных округов информация, которая является исходной для оформления и ведения документов учета транспортных средств в штабах ОСК военных округов.

20. Ведение документов учета транспортных средств, предусмотренных пунктами 18 и 19 настоящего Порядка, осуществляется как в письменной, так и в электронной формах.

IV. Учет транспортных средств в организационно-мобилизационных управлениях штабов объединенных стратегических командований военных округов

21. В ОМУ штабов ОСК военных округов ведется количественный учет транспортных средств.

При организации и ведении учета транспортных средств ОМУ штабов ОСК военных округов осуществляют:

организационно-методическое руководство учетом транспортных средств в военных комиссариатах;

получение от военных комиссариатов информации о количественном учете;

классификацию, систематизацию, обобщение и анализ полученной информации;

разработку и представление в Генеральный штаб аналитических и справочных материалов.

22. Учет транспортных средств в ОМУ штабов ОСК военных округов ведется на основании информации, которая предоставляется военными комиссариатами в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящего Порядка.

23. Ведение документов учета транспортных средств осуществляется как в письменной, так и в электронной формах.

Электронные формы учетных документов ведутся в АСУ с использованием информационных программно-технических комплексов и пакетов прикладных программ, предназначенных решать задачи учета транспортных средств.

V. Учет транспортных средств в главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

24. ГОМУ ГШ осуществляет:

общее руководство учетом транспортных средств в органах военного управления и военных комиссариатах;

организационно-методическое руководство вопросами предоставления информации;

взаимодействие с Росстатом, другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

25. В рамках осуществления учета транспортных средств ГОМУ ГШ обобщает и анализирует информацию, справочные и аналитические материалы, представляемые ОМУ штабов ОСК военных округов; разрабатывает и ведет справочные и аналитические материалы по вопросам учета транспортных средств на территории Российской Федерации. Указанные показатели учета являются частью исходной информации для мобилизационного планирования в Вооруженных Силах Российской Федерации.

26. Ведение документов учета транспортных средств в ГОМУ ГШ осуществляется как в письменной, так и в электронной формах.

Электронные формы учетных документов ведутся в автоматизированной системе управления, предназначенной для решения задач организационного строительства, мобилизационного развертывания и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, с использованием соответствующих информационных программно-технических комплексов и пакетов прикладных программ.

* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также создаваемые на военное время специальные формирования - войсками, воинскими формированиями и органами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - ГОМУ ГШ; организационно-мобилизационные управления штабов объединенных стратегических командований военных округов - ОМУ штабов ОСК военных округов; военные комиссариаты субъектов Российской Федерации - военными комиссариатами; отделы (муниципальные) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации - отделами (муниципальными) военных комиссариатов; подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - подразделениями Госавтоинспекции; органы Государственного надзора за техническим состоянием машин и других видов техники субъектов Российской Федерации - органами гостехнадзора; Федеральная служба государственной статистики - Росстатом.

** Здесь и далее, если не оговорено особо, под организациями - владельцами транспортных средств понимаются указанные в пункте 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175, организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

*** В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 39, ст. 4929).

**** Пункт 26 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.

***** Под обработкой данных, получаемых военными комиссариатами от подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора, территориальных органов Росстата и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в настоящем Порядке понимается их деление на фрагменты по принципу отнесения к муниципальным образованиям, входящим в территориальные границы ответственности каждого отдела (муниципального) военного комиссариата. При обработке данных в зависимости от форматов получаемой информации и алгоритмов работы программных средств военных комиссариатов и отделов (муниципальных) военных комиссариатов могут осуществляться их расшифровка, классификация и систематизация.

Кроме этого, ответственный работник должен информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета сотрудников неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета. Обратите внимание! Формы отчетов, списков, уведомлений и других документов, представляемых в военкоматы, приводятся в Приложениях к Рекомендациям. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка по форме, установленной в Приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций). Сведения для службы занятости населения В целях реализации политики государства в сфере занятости населения работодатели должны систематически осуществлять взаимодействие со службой занятости населения и содействовать в обеспечении занятости населения.

Каким образом нужно уведомлять военкомат о военнообязанных сотрудниках?

Сотрудники, подлежащие воинскому учету К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся: призывники; военнообязанные. Об этом говорится в пункте 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.
№ 719. Сотрудники, не подлежащие воинскому учету Воинскому учету не подлежат сотрудники: — освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.); — проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; — женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; — постоянно проживающие за пределами России; — имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Подача сведений о работниках в военкомат.

Внимание

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки, являются: для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. 23. Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Прием на работу и учет военнообязанных

Руководствуясь п. 4 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99, работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, представляют в органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по форме согласно Приложению 1. Кроме этого, согласно п. 5 данного Положения работодатели не позднее чем за два месяца обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме согласно Приложению 2.
К сведению.

Как подготовить отчет в военкомат о военнообязанных

Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ (далее — Рекомендации)). Какие же обязанности по ведению воинского учета возникают у ответственного за это работника? Прежде всего, конечно, проверить наличие воинской обязанности у поступающих на работу — посмотреть, имеется ли в паспорте отметка об этом, есть ли и подлинные ли документы воинского учета (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных), мобилизационные предписания (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетоны с личными номерами Вооруженных Сил РФ (при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Уведомление в военный комиссариат

Это следует из пунктов 28 и 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719. Организация учета За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п.

Важно

Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Он же определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета.

Для этого руководитель организации издает приказ, форма которого приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Об этом говорится в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета.

Размер штрафов составляет: за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ); за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ); за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. (ст.
Ф).Учет граждан, состоящих на воинском учете Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет. Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г.
№ 31-

Инфо

ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете. Словарик Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

До какого года подают сведения в военкомат о принятом сотруднике

На основании записей в документах воинского учета вносятся записи в личные карточки работников по форме Т-2 в разд. 2 «Сведения о воинском учете» и разъясняется порядок исполнения обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, не реже одного раза в год сверяются со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан.
Помимо перечисленных обязанностей работник, ответственный за ведение воинского учета, обязан передавать сведения в соответствующий военный комиссариат, а если такого нет, то в орган местного самоуправления. Согласно п. 32 Положения это сведения: — о гражданах, принятых на работу. Срок подачи — две недели с момента принятия; — об уволенных с работы.
Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.). В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).
Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе. При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.
В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета. Прием на работу В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред.

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Л юбая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом - в статье.

Какие документы проверяет военкомат

Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Методические рекомендации).

К документам, подлежащим проверке, относятся:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу - как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.

Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.

К сведению

Свернуть Показать

С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

Кроме того, необходимо составить план ведения воинского учета в организации (его форма есть в Методических рекомендациях, см. Пример 2).

Отметим, что проверке подлежит не только воинский учет, но и его организация в компании.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Фрагмент плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования

Свернуть Показать

Проверка организации воинского учета

Ответственный сотрудник, осуществляющий воинский учет, должен выполнять следующие обязанности:

  • а) проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний;
  • б) заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в) разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Лица, подлежащие воинскому учету

Свернуть Показать

После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.

Компания должна подавать:

  1. сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  2. списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре - списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

К сведению

Свернуть Показать

Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Как оценивают качество ведения воинского учета

Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее - Приказ № 500).

Так, проверяющие оценивают:

  • организацию осуществления воинского учета в компаниях;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.

В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.

Порядок представления информации по воинскому учету в военкоматы приведен в рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Кто обязан вести учет

Воинский учет нужно вести в соответствии с Положением , утвержденным (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), и Методическими рекомендациями , утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Ситуация: как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации (п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).*

При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» (п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).

Кто не подлежит учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:*
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами России;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Виды воинского учета

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.*

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете*. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Документы воинского учета

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета (п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если такие документы не предъявлены, организация обязана сама запросить сведения о статусе человека ().*

К документам воинского учета относятся:*
- для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнообязанных мужчин - военный билет , военный билет офицера запаса , временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса .

Принадлежность женщин к категории военнообязанных граждан подтверждает штамп в паспорте.

Ситуация: можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета

Нет, нельзя.*

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

Однако Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Кто отвечает за учет

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ , п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Он может назначить сотрудника, ответственного за военно-учетную работу. Для этого издается приказ в произвольной форме.*

Ситуация: можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера

Да, можно.

Для этого обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ , письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Если обязанности сотрудника не предусматривают ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на бухгалтера, оформив внутреннее совмещение или совместительство .*

Сколько нужно сотрудников для ведения учета

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.*

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:*
- один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;
- один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;
- два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;
- один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Обязанности сотрудника

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:*

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников.

В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников.

В коммерческих организациях

А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки по форме № Т-2 или по самостоятельно разработанной форме. Такой порядок следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету.

В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета.

А именно о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.*

Представлять туда:*
- списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в двухнедельный срок);
- списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);
- списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);
- списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

А именно:
- сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов , и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафа составляет:
- за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, - от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
- за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, - от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
- за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, - от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
- за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, - от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ).

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

С уважением,

Карине Ширинян, старший эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».