В каких случаях проводится местная эвакуация. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях. Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных дан­ных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю-дей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне дейст­вия поражающих факторов ЧС. Осношыкмжяттнятия решения о проведении эва­куации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, но­сящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руко­водителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповеще­ния и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией_занимаются эвакуационньіе органы соответствую­щих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных меро­приятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, орга­низациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному прин­ципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студен­тов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предпри­ятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального на­селения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения

на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию опе­ративности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально воз­можного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом осталь­ной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства использу­ются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршру­тов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и авто­матизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостан­ций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны

общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из ко­торого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

Оповещение и сбор населения;

Регистрация и подготовка людей к отправке;

Формирование пеших колонн;

Организация посадки на транспорт;

Организация оказания медицинской помощи заболевшим;

Укрытие людей, прибывших на СЭП;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адре­сом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные напи­сать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки мо­гут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза забо­левшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается воз­можность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуаци­онные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители пред­приятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуют­ся промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоя­тельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим

движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обо­значенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обо­чинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загород­ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредст­венно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места разме­щения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колон­ны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движе­ния предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пе­шего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пе­ший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного разме­щения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреж­дений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого насе­ления в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на пред­приятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в рай­оны временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с за­благовременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистра­цию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуж­дающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей авто­транспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атом­ной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладаю­щего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облу­чению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредствен­но в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов

в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наимень­шими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговремен­ной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эва­куированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. При возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности этот способ является наиболее эффективным.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет выведено в безопасные районы за границы зоны действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

1 По видам опасности:

эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.

2 По способам эвакуации:

  • пешим порядком;
  • различными видами транспорта;
  • комбинированный способ.

3 По удаленности:

  • локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
  • местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • региональная (в границах федерального округа);
  • государственная (в пределах Российской Федерации).

4 По длительности проведения:

  • временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
  • среднесрочная – до 1 месяца;
  • продолжительная – более месяца.

5 По времени начала проведения:

  • упреждающая (заблаговременная);
  • экстренная (безотлагательная).

I. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения :

  • технологической аварии на потенциально опасных объектах;
  • стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

Основанием для проведения эвакуации населения является прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

II. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими последствиями. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации осуществляется при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Варианты проведения эвакуации населения:

  • Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
  • Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор вариантов проведения эвакуации зависит от масштабов бедствия и характера опасности, достоверности прогноза опасности, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне ЧС. Основание для принятия решения об эвакуации - наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Основы подготовки эвакуации:

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

1. Разработка планов эвакуации, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:

  • маршрут движения;
  • места малых и больших привалов;
  • график вывоза из зон поражения;
  • районы эвакуации;
  • транспортные средства эвакуации;
  • порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и водой;
  • перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию;
  • другая информация.

2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.

3. Подготовка транспорта.

4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.

5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Общие обязанности эвакуируемых.

Для оповещения населения вначале включаются сирены, подаются прерывистые гудки на предприятиях. Они означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо включить телевизор, радиоприемник или подключиться к новостям интернета, чтобы узнать о сообщениях городских властей или управления МЧС.

В МЧС на каждую наиболее опасную ситуацию заготовлено специальное сообщение, например:

«Внимание всем! Говорит Управление МЧС по городу…. Граждане! В связи с сильным ветром и ливневыми дождями в городе в ближайшие часы возможны нарушения энергоснабжения, обрывы проводов, падения деревьев, затопление улиц и подвалов. Применяйте все необходимые меры предосторожности. Дополнительную информацию слушайте через 30 минут».

Таким образом, оповещение – это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном бедствии или ином бедствии.

Услышав сообщение МЧС, надо передать его тем людям, которые об оповещении не слышали; если необходимо, следует собрать самые нужные вещи: документы, одежду, продукты и быть в готовности к выполнению последующих указаний управления МЧС и местных властей.

I. При объявлении эвакуации:

1. Подготовить личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении – для детей).

2. Уложить все вещи в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепить ярлык с указанием ФИО, постоянного адреса и места эвакуации.

3. Детям на одежду пришить метки из белой ткани с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания родителей и конечного пункта эвакуации.

4. Взять с собой дополнительную одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трёхсуточный запас продуктов питания.



5. В квартире отключить газ, электроприборы, снять занавески с окон, закрыть форточки. Легковоспламеняющиеся вещи поставить в простенки квартиры.

6. Закрыть квартиру.

7. Прибыть к назначенному сроку на эвакуационный пункт.

II. При прибытии на сборный эвакуационный пункт:

  1. Пройти регистрацию.
  2. Поддерживать дисциплину и порядок.
  3. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.


Эвакуация. Определения. Классификация эвакомероприятий.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организо¬ванному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенно¬го характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безо¬пасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) райо¬нах (далее – безопасные районы). Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведе¬но) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Локальная эвакуация

проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограниче¬на пределами отдельных городских микрорайонов или сельских насе¬ленных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия пора¬жающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация

проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может сос¬тавлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация

осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При про-ведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация

предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населе¬ния, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Вернуться в начало

Организация эвакуации.


Основанием для принятия решения на проведение эвакуа¬ции является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принад¬лежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности про¬ведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерс¬кой службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредс¬твенная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъек¬тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно про¬думанного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится на¬чальниками гражданской обороны – руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объекто¬вом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соот¬ветствующими постоянно действующими органами управления, специ¬ально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой го¬сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си¬туаций» и другими соответствующими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осу¬ществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, сту¬дентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профес¬сионально-технических училищ организуется по предприятиям, орга¬низациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания – по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по террито¬риальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения насе¬ления на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуиру-ется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как пра¬вило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере от¬вечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных ра¬йонах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки. Взаимодействие между федеральными органами исполнитель¬ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведе¬нии эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техноген¬ного характера», Постановлением правительства РФ от 5 но¬ября 1995 г., №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаи-модействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий¬ных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово¬ренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь, территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотруд¬ничающих государств основывается при этом на нормах международно¬го права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударс-твенных договоренностей, законодательств РФ и других стран.

Вернуться в начало

Эвакуационные органы. Назначение, состав, размещение.


Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями Начальников гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны. Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) городские и объектовые;

эвакоприемные комиссии при органах местного самоуправления;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Руководством, нормативными актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗВЕНА.

1. Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.

2. Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.

3. Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.

4. Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам. 5. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ.

1. Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.

2. Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).

3. Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).

4. Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).

5. Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.

6. Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЭП.

1. Регистрацию прибывшего на СЭП населения, распределяет его по видам транспорта и отправляет на пункты посадки.

2. Ведение учета эваконаселения, вывозимого в безопасные районы всеми видами транспорта и представляет об этом сведения в вышестоящую эвакуационную комиссию.

3. Организация оказания медицинской помощи, заболевшим во время нахождения на СЭП.

4. Обеспечение поддержание общественного порядка и укрытие населения, находящегося на СЭП, по установленным сигналам.

5. В отдельных случаях СЭП может не разворачиваться. При этом из личного состава СЭП формируются оперативные группы, усиленные сотрудниками МВД для организованного вывоза (вывода) из зоны ЧС эваконаселения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЭП.

1. Встреча прибывших поездов (судов), автомобильных пеших колонн и обеспечение, совместно с администрацией пункта высадки (начальника станции, пристани), высадку эвакуируемого населения. При необходимости организует временное размещение прибывшего населения в ближайшем к пункту высадки населенном пункте.

2. Организация взаимодействия с автотранспортными органами с целью отправки населения в пункты его размещения в безопасных районах.

3. Доклад эвакоприемной комиссии о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в пункт размещения.

4. Организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего населения.

5. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки.

Вернуться в начало

Сборный эвакуационный пункт. Назначение, состав, основные задачи.


Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения. организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000 - 5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения.

Примерная структура рабочего аппарата СЭП(состав):

Начальник и его заместитель;

Группа регистрации и учета;

Группа формирования эвакуационных эшелонов (пеших колонн);

Комната матери и ребенка;

Стол справок;

Медицинский пункт;

Пост (группа) охраны общественного порядка;

Группа связи;

Комендантская служба.

На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссии объектов, приписанные к данному пункту.

Основные задачи СЭП:

Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону;

Контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эваконаселения в загородную зону;

Ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке и сроки донесений в эвакокомиссию города (района);

Оказание необходимой медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

Обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Сборные эвакуационные пункты в ЧС мирного времени

Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5 - 6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

В состав группы управления входят:

звено связи (3 - 4 чел.);

посты регулирования движения (5 - 8 чел.);

отделение обеспечения движения (8 - 10 чел.);

медицинский пост (3 чел).

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организованная отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является его эвакуация и рассредоточение.

Эвакуации — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, не занятого в производстве, в том числе и учащихся, из городов в загородную зону.

Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Рассредоточение — организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов народного хозяйства из городов и их размещение в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

Рассредоточенные рабочие и служащие продолжают трудовую деятельность. Организованная доставка рабочих смен на предприятия в город и обратно должна производиться за время, не превышающее 4 ч. По решению начальника ГО — руководителя территориального органа власти разрешается размещать их в зоне возможных слабых разрушений.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, медицинской профилактики, а также с проведением противорадиационных и инженерных работ.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, ), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимою) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприягий.

Виды эвакуации населения

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС производится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т. с. из мест проживания или нахождения людей.

В зависимости от процесса развития ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют па общую (эвакуация всех категорий людей, за исключением граждан, подлежащих призыву на военную службу но мобилизации) и частичную (эвакуация женщин и детей, учащихся и студентов совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).

При долговременном радиоактивном загрязнении и значениях плотности загрязнения выше 40 К и/км- производится плановое отселение людей.

Порядок эвакуации населения

эвакуационные комиссии.

(СЭП). Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах, расположенных в этом районе (не более 4000-5000 человек).

Население, получив извещение на эвакуацию, должно взять с собой документы и деньги, СИЗ, медицинские средства, необходимые вещи (до 50 кг) по сезону, запас продуктов на 3 суток, упакованные вещи сложить в сумку и указать на бирке адрес и фамилию владельца, выключить в квартире газ, воду, освещение и прибыть к указанному сроку на СЭП, пройти регистрацию. Команду на эвакуацию дают штабы ГОЧС города.

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта, а также индивидуальный транспорт.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами (500- 1000 человек каждая) по дорогам, не занятым другими перевозками, или по обозначенным маршрутам и колонным путям обычно на расстоянии одного суточного перехода за 10-12 часов.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему маршрута движения, на которой указывается: состав колонны, маршрут движения, исходный пункт движения и время прибытия в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

Скорость движения пеших колонн составляет 4-5 км/ч. Через каждый 1-1,5 ч движения назначается малый привал (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч). На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организовывается прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности.

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного отдыха эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами ГО сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, ППЭ оборудуются простейшие укрытия и предусматривается использование имеющихся защитных сооружений.

Порядок организации эвакуации городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения — один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать различными видами транспорта в конечные пункты назначения. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным.

Эвакуационная комиссия

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии. В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные комиссии возглавляют заместители начальников ГО — руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии — заместители начальников ГО — руководителей объектов экономики.

В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.

Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.

Эвакуационные комиссии разрабатывают планы эвакуации, в которых обычно указывается:

  • порядок приведения эвакоорганов в готовность;
  • порядок оповещения населения о начале эвакуации и сроках выполнения эвакомероприятий;
  • численность эвакуируемых (по группам), районы расселения;
  • порядок вывоза (вывода) людей из города, организация инструктирования эвакуируемых;
  • порядок использования транспорта, пункты посадки и высадки, маршруты эвакуации;
  • порядок подготовки минимально необходимых грузов и документов, их погрузки, разгрузки и хранения;
  • начальники эшелонов, автоколонн, пеших колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) людей;
  • организация охраны общественного порядка на маршрутах движения;
  • организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения в загородной зоне;
  • организация зашиты людей на маршрутах движения и в загородной зоне;
  • организация и порядок управления и связи в ходе эвакуации.

К планам прилагаются карты, схемы, графики и расчеты (расчет эвакуируемого населения; схема дислокации исходных пунктов, пунктов посадки и высадки граждан; карты (планы) населенных пунктов с маршрутами эвакуации и справочные данные; состав эвакоорганов и сроки приведения их в готовность; схема оповещения и организации связи и управления; карта (план) размещения людей в загородной зоне и др.).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Сборные эвакуационные пункты

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах. Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. В состав СЭП, как правило, входят начальник и его заместитель, группа регистрации и учета, группа формирования эшелонов и колонн, группа охраны общественного порядка, группа связи, медицинский пункт, комендантская служба. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

Основные задачи СЭП:

  • поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанных к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации;
  • информирование о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону;
  • контроль за своевременным прибытием на СЭП транспорта;
  • организация отправки населения на пункты посадки на транспорт и исходные пункты маршрутов пешей эвакуации;
  • ведение учета вывозимого транспортом и выводимого пешим порядком населения;
  • представление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района);
  • оказание необходимой медицинской помощи нуждающимся на СЭП;
  • обеспечение общественного порядка на СЭП и укрытие эвакуируемого населения на СЭП в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Эвакуация и рассредоточение городского населения организуется и проводится после получения соответствующих распоряжений. С получением распоряжений на проведение эвакомероприятий эвакуационные комиссии уточняют численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организацию медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся веши и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой помимо вещей и документов необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации в пути следования и по прибытии на сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.

Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны — 3-4 км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами — до 500 м. Через каждый 1 — 1,5 ч движения назначаются малые привады (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привадах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (биологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен — преодолеваются в средствах зашиты и ускоренным темпом.

Промежуточные пункты эвакуации

За пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрическою и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты-встречи.

Эвакоприемные комиссии организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения городов. В задачи эвакоприемной комиссии входит уточнение количества прибывших, оценка санитарно-эпилемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых, сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. В состав ПЭП, как правило, входят: группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения; группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых; группа охраны общественного порядка; медицинский пункт; комендантская служба. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях.

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство.

Местное население готовит жилье для эвакуируемых и рассредоточиваемых, оборудует под противорадиационные укрытия имеющиеся заглубленные помещения (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим и такими предметами, как посуда, постельные принадлежности. Они должны проявлять к прибывшим максимум теплоты и заботы, особенно к пожилым людям и детям.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов. ПЭП оборудуются простейшие укрытия, и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Запомните!
    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

слева - школьники в ватно-марлевых повязках выходят по запасному выходу из «задымленной» школы; справа - учащиеся спецкласса кадетов-спасателей школы № 55 (Владивосток) отрабатывают действия в условиях чрезвычайной ситуации

Трагедия Беслана. Бойцы спецназа оказывают помощь заложникам, эвакуированным из-под обстрела террористов. 3 сентября 2004 г.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учетом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями:

  • укрытием людей в защитных сооружениях;
  • использованием средств индивидуальной защиты;
  • медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности организации и проведения эвакуации определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий.

Поэтому виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:

  • по видам опасности;
  • по способам эвакуации;
  • по удаленности безопасного района;
  • по длительности проведения;
  • по времени начала проведения.

По видам опасности эвакуация может проводиться:

  • из зон химического и радиоактивного заражения (загрязнения);
  • из зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления.

По способам эвакуации она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При этом комбинированный способ позволяет осуществить эвакуацию из зон чрезвычайных ситуаций в более сжатые сроки. При комбинированном способе максимально возможное количество населения выводится пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства при комбинированном способе эвакуации используются прежде всего для вывоза детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, людей, проживающих в домах престарелых.

По удаленности безопасного района эвакуация может быть:

  • локальной (в пределах города, населенного пункта, района);
  • местной (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • региональной (в границах федерального округа, который объединяет несколько субъектов Российской Федерации);
  • государственной (в пределах Российской Федерации).

По длительности проведения эвакуация может быть:

  • временной, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток;
  • среднесрочной - до одного месяца;
  • продолжительной - более одного месяца.

Повремени начала проведения эвакуация может быть:

  • упреждающей (заблаговременной);
  • экстренной.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.

Экстренная эвакуация населения также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени, необходимого для восстановления нормальных условий жизнеобеспечения людей, над временем, которое население может прожить при отсутствии этих условий без ущерба для жизни и здоровья.

В зависимости от масштабов распространения чрезвычайной ситуации и характера опасности ее последствий может проводиться общая эвакуация или частичная.

Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и образовательных учреждений начального профессионального образования.

    Внимание!
    Эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации техногенного характера и его временное размещение в безопасных районах остаются одним из основных способов снижения масштабов людских потерь и размеров ущерба экономике страны.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности населения, оставшегося в опасной зоне, наличия транспорта и других местных условий.

Решение о необходимости проведения эвакуации населения, а также ответственность за реальность ее планирования, качество организации и осуществления эвакуационных мероприятий лежат на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

Размещение эвакуированного населения: вверху - в палаточном городке; в центре - на турбазе; внизу - в пансионате

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.

По данным МЧС России в настоящее время усилия должностных лиц и органов управления РСЧС направлены на дальнейшее совершенствование качества планирования эвакомероприятий и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов эвакоорганов. Решаются проблемы обеспечения эвакомероприятий транспортными средствами, осуществляются меры совершенствования системы жизнеобеспечения населения, эвакуированного из прогнозируемых зон поражения. Решаются вопросы, связанные с определением мест размещения эвакуируемых, обеспечением их продовольствием, водой, предметами первой необходимости, медикаментами.

По утверждению МЧС России, минимально необходимые запасы средств, требуемые для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых, повсеместно созданы и спланирован порядок по их восполнению и освежению.

Отметим, что, несмотря на все мероприятия, которые проводятся в стране по обеспечению эвакомероприятий, каждый человек в определенной степени должен быть готов к этому и в личном плане. К проведению эвакуации необходимо готовиться заблаговременно, причем, лучше быть готовым к самому сложному ее варианту - экстренной эвакуации. В условиях экстренной эвакуации времени для сборов будет очень мало, что может привести у неподготовленного человека к возникновению спешки и паники. Специалисты советуют заранее подготовиться и хранить в определенном месте все необходимое, что потребуется при эвакуации.

Документы, деньги, ценности должны храниться в определенном постоянном месте, чтобы их было можно быстро забрать с собой. Личные вещи, средства индивидуальной защиты, одежду и белье для длительного пребывания в безопасной зоне желательно хранить в рюкзаке, вес его должен быть не более того, что может унести человек при пешем передвижении. Необходимо всегда иметь готовый пакет с продуктами на 2-3 суток. Все вещи, продукты и средства индивидуальной защиты должны размещаться так, чтобы вам не потребовалось много времени взять их и подготовиться к экстренной эвакуации.

Вопросы

  1. Когда и для каких целей проводится эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации?
  2. Какие существуют виды эвакуации?
  3. В каких случаях проводится экстренная эвакуация? Перечислите ее особенности.
  4. Кто принимает решение на проведение эвакуации населения из района чрезвычайной ситуации?
  5. Как подготовиться на случай возникновения необходимости эвакуироваться из района проживания?

Задание

Продумайте и вместе с родителями определите перечень необходимых документов и вещей на случай экстренной эвакуации, распределите их между членами семьи и определите место их хранения. Сделайте соответствующие пометки в дневнике безопасности.