Установленные законодательством льготы педагогических работников. Льготы сельским учителям. Льготы работникам образования по оплате коммунальных услуг

Начиная с 30-х годов XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Несколько десятков лет льготы педагогическим работникам сельской местности предоставлялись в виде освобождения от оплаты жилья и отдельных видов коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, производится в виде денежной компенсации педагогическим работникам. Денежная компенсация является социальной выплатой. Выплата денежной компенсации педагогическим работникам осуществляется уполномоченным муниципальным образованием Иркутской области органом местного самоуправления (его структурным подразделением) по месту жительства педагогического работника (далее — уполномоченный орган), которым в Иркутском районном муниципальным образовании является

К заявлению прилагаются:

Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и физических, и конечно же, моральных.

Компенсация коммунальных услуг работникам образования

Работа учителя является социально важной – именно от этих людей зависит будущее страны. Для того чтобы сохранить в профессии опытных и квалифицированных специалистов, а также привлечь желающую работать молодежь, государство старается поддерживать педагогов не только зарплатой, но и предоставлением различных льгот.

Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

Во-первых, законодательно установлена меньшая норма рабочего времени для одной ставки – не 36 часов в неделю, как для остальных специальностей (имеются в виду женщины), а от 18-и часов. При этом учителям можно работать по совместительству.

Во-вторых, учителя имеют право на удлиненный по сравнению с другими специальностями ежегодный оплачиваемый отпуск – от 42 до 56 дней. Кроме того раз в десять лет педагог, непрерывно осуществляющий свою деятельность, может уйти в отпуск на целый год (это право закреплено статьей 335 Трудового кодекса). В течение такого отпуска сохраняется за педагогом его рабочее место, а вот условия оплаты устанавливаются Уставом учреждения или актами регионального законодательства.

Профессия педагога дает право на досрочное назначение пенсии – после 25 лет педагогической деятельности.

Льготы сельским учителям

Особо выделяются льготы учителям, работающим в сельской местности. Это компенсации за оплату ЖКУ, а именно жилого помещения, отопления и освещения.

Закон «Об образовании» указывает, что регулирование и определение размера компенсации за жилищно-коммунальные услуги для сельских учителей относятся к полномочиям регионов. Однако в большинстве случаев учителям компенсируется:

  • оплата найма жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – в полном объеме;
  • оплата централизованного отопления (или отопления при помощи газа) – в полном объеме согласно показаниям счетчиков или по утвержденной норме потребления;
  • оплата отопления твердыми видами топлива (дрова, уголь) – по нормативам;
  • оплата освещения исходя из норматива, определенного на 1 кв. метр площади в месяц.

Эти льготы учителям предоставляются и после выхода на пенсию, если они имеют стаж работы учителем в сельской местности не менее десяти лет и в момент выхода на пенсию им такие льготы предоставлялись.

Льготы молодым педагогам

Большинство регионов устанавливает выплаты молодым специалистам, которые после окончания высшего учебного заведения решили работать в сельской местности. Это может быть пособие для хозяйственного обзаведения, кратное 5-10 окладам. Также могут выделяться и более существенные суммы для покупки или возведения жилья.

Кроме того, молодым учителям (проживающим в городе или на селе) могут предоставляться субсидии для приобретения жилья в размере до 30 процентов стоимости жилья.

В первые три года работы молодым специалистам могут устанавливаться стимулирующие выплаты, а тарифная сетка для молодых учителей может быть выше на 5-10%.

Выплаты учителям

Помимо собственно зарплаты учителя могут получать следующие выплаты:

  • доплата за работу в специализированных классах (компенсационных) или на дому;
  • учителям химии полагается доплата за работу во вредных условиях;
  • за сложность и напряженность, а также за особый режим работы;
  • за классное руководство;
  • компенсация на приобретение книгоиздательской продукции (учебных пособий);
  • материальная помощь.

Каждый регион или населенный пункт, а также каждое учебное заведение могут устанавливать дополнительные льготы учителям. Главное, чтобы они были прописаны в документах и имели ссылку на источник финансирования.

Социальная поддержка педагогов сельской местности. Натуральных льгот больше не будет?

Начиная с 30-х годов XX в.

Социальная поддержка педагогических работников в сельской местности

государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Несколько десятков лет льготы педагогическим работникам сельской местности предоставлялись в виде освобождения от оплаты жилья и отдельных видов коммунальных услуг.

Переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению компенсаций и принимаемые субъектами Российской Федерации соответствующие нормативно-правовые акты вызвали волну судебных исков по вопросам возмещения затрат на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Частью 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ -1 «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона Иркутской области от 01.01.2001 N 73-оз "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях возмещению подлежат следующие виды расходов:

1) плата за жилое помещение, включая:

а) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

б) плату за содержание и ремонт жилого помещения;

2) плата за отдельные виды коммунальных услуг:

а) электроснабжение в части освещения;

б) отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления.

Законом Иркутской области от 01.01.2001 №56/22-ОЗ внесены изменения в Закон Иркутской области от 01.01.01 года N 73-оз «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях». На основании ст.4 указанного закона, возмещение расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки осуществляется при условии подтверждения их предоставления.

04.12.2009 во исполнение данного закона, принято Постановление Правительства Иркутской области N 349/128-пп"О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, производится в виде денежной компенсации педагогическим работникам.

Денежная компенсация является социальной выплатой. Выплата денежной компенсации педагогическим работникам осуществляется уполномоченным муниципальным образованием Иркутской области органом местного самоуправления (его структурным подразделением) по месту жительства педагогического работника (далее — уполномоченный орган), которым в Иркутском районном муниципальным образовании является Управление образования Иркутского районного муниципального образования (Распоряжение Мэра Иркутского района).

Постановлением (пункты 5,8,9) установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее — ЖКУ) указанной выше категории граждан.

Для назначения денежной компенсации педагогические работники обращаются в уполномоченный орган с заявлением о назначении денежной компенсации по установленной форме согласно приложению к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность педагогического работника;

2) копия трудовой книжки педагогического работника;

3) справка о составе семьи педагогического работника с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения и наличии либо отсутствии центрального отопления;

4) копия договора найма жилого помещения (договора социального найма или иного найма государственного или муниципального жилищного фонда) для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

5) копия договора найма жилого помещения или договора поднайма жилого помещения частного жилищного фонда для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения;

6) копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (для педагогических работников, имеющих жилое помещение в собственности);

7) справка, подтверждающая предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ ко дню выхода на трудовую пенсию (для педагогических работников, вышедших на пенсию), выдаваемая соответствующим образовательным учреждением;

8) документы, содержащие сведения о размере платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуга за месяц, предшествующий обращению за назначением денежной компенсации (платежные документы, документы, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, гражданско-правовые договоры).

Заявление и прилагаемые документы рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней со дня обращения за назначением денежной компенсации.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых документов уполномоченный орган принимает решение о назначении денежной компенсации либо об отказе в ее назначении.

Назначение денежной компенсации осуществляется со дня обращения за назначением денежной компенсации.

Денежная компенсация выплачивается ежемесячно в качестве авансового платежа до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены жилищно-коммунальные услуги, путем зачисления денежных средств на счета педагогических работников, открытые в банке или иной кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи или иные организации, осуществляющие доставку денежной компенсации, по выбору педагогических работников.

Установление нового порядка предоставления льгот педагогическим работникам породило судебные споры между организациями, предоставляющими коммунальные услуги и льготниками, полагающими, что коммунальные услуги подлежат оплате не в полном объеме, а с учетом имеющихся льгот.

.» обратилось в суд с иском к педагогическому работнику «Л.» о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.04.2010. Не согласившись с требованиями истца, гражданин «Л.» указал, что он как педагогический работник, работающий в сельской местности, пользуется гарантированными законом «Об образовании» льготами по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, оплату за пользование коммунальными услугами должен вносить за вычетом, причитающихся ему льгот. Решением мирового судьи исковые требования.» удовлетворены в полном объеме.

Судебный акт мотивирован тем, что коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, а льготы педагогическим работникам предоставляются в виде выплаты денежной компенсации.

Таким образом, с введением нового порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг за педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, сохранилось. Изменился только порядок их предоставления. Все потребители коммунальных услуг, в том числе и лица, имеющие льготы, оплачивают потребленные услуги в полном объеме, при этом в установленном порядке получают компенсацию своих затрат.

Юридический отдел администрации Иркутского района


2.

Перечень льгот для учителей в сельской местности

Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.









Классное руководство;



Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.

С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.

Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.

Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?

1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.

Допускается работа по совместительству.
3.

Меры социальной поддержки работников педагогической сферы

Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.

Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!

Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей. При этом действуют обязательные льготы специалистам, работающим в деревнях и селах.

В частности им компенсируется:

В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления;
В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц;
Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.

Предусмотрена компенсация в полном объеме;

В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.

Какие преимущества имеются у молодых специалистов?

Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.

Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?

Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.

Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?

Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия;
Классное руководство;
Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички);
Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому;
Напряженность и особый рабочий режим;
Другие виды материальной помощи.

Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.

Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.

С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.

Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.

Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?

1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.

Допускается работа по совместительству.
2. Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.
3. Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.

Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!

Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей. При этом действуют обязательные льготы специалистам, работающим в деревнях и селах.

В частности им компенсируется:

В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления;
В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц;
Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.

Предусмотрена компенсация в полном объеме;

В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.

Какие преимущества имеются у молодых специалистов?

Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.

Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?

Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.

Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г.

Социальная поддержка педагогов сельской местности

(в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?

Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия;
Классное руководство;
Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички);
Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому;
Напряженность и особый рабочий режим;
Другие виды материальной помощи.

Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.

Законодательная база есть!

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

Каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

Поддержка незащищенных

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в статьях 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Студентам дадут больше денег

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

Студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

Студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

Студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

Студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд.руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Прочее: проездные, учебники, пособия

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Внимание, учителя!

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

Ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст.28);

К компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст.32);

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст.51);

Педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст.55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст.55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Вузовские вести

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

Научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст.20);

Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст.21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст.24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

За что бороться

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

С 1 января 2006 года вводится в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уже сейчас необходимо внести уточнения в этот закон, чтобы он имел прямое действие. Имеется в виду финансовое обеспечение не только общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня, но и социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений. С использованием для этого системы трансфертов и создаваемых субъектами РФ фондов муниципального развития.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Льготы учителям – это мера социальной поддержки, оказываемая педагогическим работникам. Она направлена на повышение качества труда и престижа образовательной профессии.

Педагоги имеют право не только на получение стимулирующих выплат, но и на ряд других привилегий, предоставляемых государством.

Нормативная база

Регулирование области образования осуществляется в рамках трудового, конституционного (право на обучение) и административного законодательства.

Основные нормативные акты, регламентирующие получение льгот педагогическими работниками:

Общие

На получение общих льгот имеют право все учителя независимо от стажа и места проживания (город или село). Но есть условие: свою деятельность они должны осуществлять именно в государственных школах. Сотрудникам частных образовательных учреждений льготы не предоставляются.

Отпуск

Ежегодный отпуск для педагогов является удлиненным. Его длительность выше стандартных 28 дней и зависит от фактически отработанного времени.
Преимущества:

  1. Высокая продолжительность. Учителя отдыхают дольше, чем остальные профессии. Длительность педагогического отпуска – от 42 до 56 дней.
  2. Летний период. Из-за специфики работы образовательных учреждений оплачиваемые дни отдыха попадают на теплое время года. Но сотруднику не запрещается взять отпуск и в другие дни. Например, во время осенних каникул.

Преподавателям положен и иной вид отпуска, продолжительность которого составляет один календарный год. Условия получения:

  • непрерывный стаж работы не менее 10 лет;
  • трудоустройство в государственном образовательном учреждении.

При этом за сотрудником остается его рабочее место. Эта возможность законодательно закреплена в .

Рабочая неделя

Ставка устанавливается за 18 часов работы в неделю. Это вдвое меньше по сравнению с другими профессиями.

Но при этом у учителей ненормированный рабочий день. Это значит, что верхняя граница его продолжительности не установлена. Педагог может отработать ставку 18 часов как за 2-3 дня, так и за всю неделю.

Работа сверх ставки оплачивается дополнительно. К полученной сумме могут быть начислены надбавки за следующие виды нагрузки:

  • классное руководство;
  • проверку тетрадей;
  • работу в две смены;
  • нагрузку в нерабочие дни;
  • работу учителем химии (учитывается вредный фактор при взаимодействии с химическими веществами).

Наряду с этим учителям в городе, так же как и сельским работникам, доплачивают за выполнение поручений руководства.

Пенсия

Работа учителя является социально значимой и сложной. Из-за стрессового характера труда сотрудник образовательной сферы может выйти на пенсию до достижения установленного законом возраста (55 для женщин и 60 для мужчин).

Для педагогических работников предусмотрен сокращенный период. Его длительность – 25 лет. Отработав указанное время, учитель имеет право на досрочное получение пенсионных выплат. При этом по желанию сотрудника он может продолжить трудовую деятельность и после указанного срока – в этом случае размер выплат после выхода на пенсию будет выше, чем изначальный.

Совместительство

Учитель может работать по совместительству в рамках одного образовательного учреждения, совмещая несколько должностей. При этом их количество не ограничено. Это значит, что преподаватель может вести сразу несколько предметов.

За каждую дополнительную работу полагается доплата. Ее размер устанавливается трудовым договором и обговаривается при его подписании.

Призыв в армию

Военнообязанные учителя имеют льготу, заключающуюся в сокращенном сроке призыва. Для педагогических сотрудников он установлен в период с 1 мая по 15 июля. Осенний призыв для них не предусмотрен.

Жилье

Взять ипотеку воспитателям и учителям проще, чем работникам других профессий. Государство активно содействует сотрудникам образовательной сферы в приобретении жилья. Они имеют право на сниженную ставку при оформлении кредита в размере 8,5 % годовых вместо стандартных 12-14 %.

Ипотечное кредитование на льготных условиях предоставляется учителям при соблюдении следующих условий:

  1. возраст сотрудника до 35 лет;
  2. наличие первоначального взноса (минимум 10 %);
  3. трудоустройство в государственном учреждении;
  4. стаж педагогической работы не менее трех лет;
  5. трудовой договор, заключенный на строк от трех лет;
  6. достаточный для погашения ипотеки уровень дохода.

Специальные

На специальные льготы может претендовать не каждый сотрудник образовательного учреждения. К педагогам, имеющим дополнительные привилегии, относятся:

  • молодые специалисты;
  • работники сельской местности.

Размер и условия предоставления специальных льгот для учителей устанавливаются региональным законодательством. Для получения информации необходимо обратиться в администрацию города или изучить посвященный льготам нормативный акт субъекта РФ.

Привилегии для молодых специалистов

Статус молодого специалиста присваивается лицам, приступившим к педагогической деятельности не позже, чем через год после получения диплома. После этого он действителен в течение трех лет.

Льготы для учителей, недавно закончивших образовательное учреждение, заключаются в предоставлении стимулирующих выплат.

Таблица 1. Денежные льготы молодым специалистам.

Условия получения для обеих выплат:

  • трудоустройство в государственной школе;
  • действующий статус молодого специалиста.

Получение подъемных стоит оформлять только в том случае, если молодой учитель собирается непрерывно проработать в школе в течение минимум трех лет. Иначе социальную выплату придется вернуть.

Какие льготы предоставляются сельским учителям

Сельские работники в сфере образования имеют право на получение всех привилегий, предусмотренных для педагогов. Дополнительно им предоставляются льготы по коммунальным услугам.


Таблица 2. Компенсация сельским специалистам.

Компенсация коммунальных услуг работникам образования может быть предоставлена и в городе, если учитель живет в неблагоприятных и непригодных для проживания условиях.

Итак, льготы для педагогов предусмотрены законодательно. Основные из них заключаются в сокращенной рабочей недели, длительном отпуске и возможности получения стимулирующих выплат.

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Многих учителей интересует вопрос предоставления льгот при работе в сельской местности.

В государстве школьные преподаватели обязательно будут пользоваться специальными привилегиями в каждом регионе. Законодательством нашей страны обеспечиваются определенные льготы преподавателям, работающим в сельской местности.

Законодательная база

В соответствии с новым разработанным законопроектом, за педагогами сохраняются все ранее предусмотренные льготы. Описание существующих льгот и приобретение жилплощади приводится в ФЗ № 273 в ст. 47 закона «Об образовании».

Порядок, предусмотренные условия и объем стандартной компенсации денежных средств , потраченных на вышеуказанные меры поддержки граждан, определяются и выполняются в соответствии с возможностями регионального бюджета.

Педагогическим работникам, которые выполняют свои непосредственные обязанности в государственных учреждениях, предоставляются компенсации при помощи так называемых бюджетных ассигнований из денежных средств, находящихся в бюджете конкретного субъекта.

В предыдущем ФЗ №3266 указаны аналогичные действующему законодательству положения с единственным отличием, которое заключается в отсутствии зависимости при определении размера предоставляемых льгот от разновидности учебного заведения, в котором работает педагогический сотрудник.

Законодательная база приходит на помощь педагогам в ситуациях, когда возникают некоторые трения и несогласованность работы органов местного самоуправления. В зависимости от субъективизма принятых решений в региональной администрации, педагогам может быть предоставлен замечательный список льгот или официально зафиксированных выплат.

Государственная поддержка педагогов, связанная с трудовой деятельностью

Одновременно с окладом каждый педагог может рассчитывать на получение дополнительных выплат :

  • Классное руководство;
  • Преподавательская деятельность в компенсационных классах с принятием во внимание домашнего обучения;
  • Ведение химии. Работа с вредоносными химическими реагентами оплачивается дополнительно;
  • Покупка профильной продукции;
  • Другие разновидности материальных выплат.

Дополнительные выплаты могут начисляться преподавателям в зависимости от конкретного региона проживания.

Подходы к данному вопросу в различных органах индивидуальные, но существует определенный перечень правил, одинаковый для всех.

Теперь назовем льготы, относящиеся только к преподавателям, работающим в сельской местности :

  1. Как только педагог приезжает на место выполнения своих служебных обязанностей, ему предоставляется . Такое пособие предоставляется только с целью первоначальной материальной поддержки учителя, а также с целью повышения стимула к работе;
  2. К основному окладу предусмотрены определенные надбавки. Ставка при этом увеличивается, и процесс повышения уровня доходов может соответствовать одному году и более. Условия повышения зависят исключительно от конкретных положений законодательной базы в регионе;
  3. Преподаватель получает премию, если работает на протяжении более трех лет;
  4. Предусматривается возможность льготного проезда междугородними рейсами. Однако в зависимости от конкретных регионов могут быть внедрены определенные ограничения;
  5. Дотации, которые необходимы исключительно для оплаты коммуналки.

Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательством РФ.

Компенсационные выплаты

Следует также отметить особенности выделения компенсационных льгот преподавателям, работающим в сельской местности. Закон «Об образовании» определяет, что корректирование и назначение объемов материальной компенсации за оплаченные жилищно-коммунальные услуги для сельских преподавателей имеют непосредственное отношение к полномочиям конкретных регионов.

В большинстве вариантов преподавателям компенсируют такие затраты :

Такие льготы могут быть предоставлены преподавателям даже после выхода на пенсию, если они уже успели отработать минимум 10 лет.

Льготы для молодых преподавателей

Поскольку молодые граждане нечасто выражают желание трудиться именно в сельской местности, органы государственной власти занимаются разработкой как можно более обширного перечня льгот для таких преподавателей.

Прежде всего, следует отметить возможность получения повышенного оклада при работе в сельской местности. Также предоставляются определенные компенсационные выплаты при оплате жилья, коммунальных услуг, перечень которых приведен выше.

Для стимуляции роста количества молодых преподавателей в различных регионах предусмотрены такие виды поощрений :

Если молодой преподаватель начинает работать в другой местности после проведенного распределения, в соответствии с действующими положениями ТК РФ, ему будет обязательно предоставлено жилье вне очереди.

Скидка на оплату ЖКУ

Оформление коммунальных льгот преподавателям, работающим в сельской местности, происходит по максимально упрощенной схеме. Эта процедура немного сложнее, если оформляется учитель, работающий в городе. Если преподаватель живет в частном доме, но в черте города, он может рассчитывать только на компенсацию 2-х предоставленных коммунальных услуг: электроэнергия и отопление. Для преподавателей, проживающих в многоквартирном доме, актуальны общие условия.

Первоначально законодательством предусматривается только поддержка преподавателей, работающих в сельской местности. Поэтому скидка на оплату электроэнергии и отопления далеко не единственная привилегия. Для учителя в сельской местности предусмотрены льготы на коммуналку в объеме до 60% от затраченной суммы. Указанное процентное соотношение в зависимости от конкретного региона проживания может регулироваться. Такая льгота распространяется не только на одних учителей, но и на всех членов семьи, проживающих с ним в одном доме или квартире.

Последние законопроекты, вступившие в действие, подразумевают предоставление 100%-й льготы на оплату коммуналки учителям. Такая скидка остается у педагогов, которые уже вышли на заслуженный отдых. На объем предоставляемых выплат никак не может повлиять стаж работы или, непосредственно, выход на пенсию.

Помощь учителям-пенсионерам

Одной из привилегий для педагогов, работающих в сельской местности, является возможность после полных 25 лет отработки.

Таким преподавателям обеспечиваются следующие виды льгот :

Следует обратить внимание на то, что предоставление льгот осуществляется на общепринятых условиях, подразумевающих обратную выплату. Т.е. преподаватель-пенсионер сначала должен внести необходимую оплату по всем счетам за предоставление коммунальных услуг. Только после получения всех квитанций об оплате государство может компенсировать расходы .

Также следует принимать во внимание тот факт, что установленные нормативы использования природного газа, различных видов твердого топлива, электроэнергии фиксируются региональными центрами управления на достаточно низком уровне.

Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) утверждены Постановлением Правительства РФ № 963 в октябре 2013 года. Эти правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Процедура оформления льгот для педагогов-пенсионеров не представляет собой ничего сложного. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в образовательное учреждение, в котором они выполняли свои служебные обязанности на протяжении 25 лет. В рамках пенсионной реформы с 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается на 6 месяцев.

О государственном поощрении молодых преподавателей смотрите в следующем видеосюжете: