Условия для очереди на улучшение жилищных условий. Очередь на жилищную субсидию. Федеральные программы по улучшению жилья

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

Квартирный вопрос всегда беспокоил граждан нашей страны. Образовываются новые семьи, дети рождаются на свет. Всем хочется жить в комфорте и уюте. Законодательство нашей страны позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий. Конечно, все не так просто. Одного желания человека расширить свою жилплощадь недостаточно.

Кто может встать на очередь на улучшение жилищных условий

Число граждан, которые с помощью государства могут решить свои квартирные проблемы, не так велико. После принятия поправок к жилищному кодексу воспользоваться поддержкой от государства могут лишь те семьи, которые являются малоимущими.

Этот статус после предоставления необходимого пакета документов присваивается местными органами административного управления или Управлением соцзащиты населения.

Еще один критерий, которому обязаны соответствовать граждане - ценз оседлости. Претендент должен проживать на одном месте не менее десяти лет. При этом в течение пяти последних он не должен был преднамеренно создавать условия, не пригодные для проживания.

Итак, на помощь от государства могут рассчитывать:

  • граждане, проживающие в неприватизированной квартире или не являющиеся владельцами жилого помещения;
  • арендаторы или владельцы жилья, метраж которого на одного человека меньше общепринятой нормы;
  • граждане, чье проживание в жилом помещении невозможно из-за несоответствия жилья установленным требованиям;
  • семьи, проживающие в одной квартире, между которыми отсутствуют кровные узы.

Большое внимание государство уделяет семьям многодетным. для данной категории возможно как на федеральном, так и на местном уровне.

Очередь на улучшение жилья как формируется?

  • дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • сироты;
  • жильцы аварийных, признанных непригодными для проживания помещений;
  • семьи, в составе которых есть человек с болезнью, при которой необходимо отдельное помещение;
  • ветераны ВОВ.

Способы решения жилищных проблем с государственной помощью

Решить жилищные проблемы можно двумя способами: на возмездной и безвозмездной основе. Первый вариант подразумевает под собой приобретение квартиры по льготной программе или с использованием жилищного сертификата. К нему относятся:

  • социальная ипотека;
  • приобретение жилья по программе рассрочки платежа;
  • приобретение жилья, как наличными, так и в кредит, с использованием субсидии из госбюджета;
  • предоставление квартиры по договору найма на условии вступления в накопительную систему;
  • приобретение квартиры с использованием жилищного сертификата.

Социальная поддержка многодетных семей может быть представлена как списание почти 1/3 части стоимости жилья при приобретении квартиры из жилищного фонда города.

При втором способе граждане бесплатно получают жилье в пользование, но при этом оно остается в собственности муниципалитета.

На что можно претендовать

По договору на право пользования муниципальным жильем семья взамен неподходящего для нормального существования жилья обеспечивается помещением, соответствующим жилищному законодательству. То есть норма на человека жилой площади должна быть не меньше 18 кв.м. Следовательно, муж и жена могут рассчитывать на небольшую квартиру площадью не более 44 кв.м., неполная семья из двух человек - на двухкомнатную квартиру общей площадью до 50 кв.м., супружеская пара с ребенком могут претендовать на двухкомнатную квартиру не более 62 кв.м.

Если один из членов семьи имеет хроническое заболевание, входящее в федеральный список болезней, при расчете нормы жилья будет учитываться то, что больному полагается отдельное изолированное помещение в квартире.

В случае если малоимущий претендент является собственником какого-либо жилья, он имеет право получить государственную субсидию на покупку жилья. При этом оно должно соответствовать требованиям жилищного законодательства: по площади быть не менее полагаемых на всех членов семьи кв. метров.

Социальная поддержка многодетных семей - это обязательство отдельного региона. Поэтому как именно муниципалитет готов помочь и на какую помощь может претендовать самая незащищенная ячейка общества, необходимо уточнять в жилищном управлении и органе соцзащиты по месту регистрации.

Куда обращаться

Гражданам, желающим решить свои квартирные проблемы, в первую очередь нужно добиться признания того, что они на самом деле являются нуждающимися в помощи государства. Для этого необходимо обратиться в жилищные отделы администрации по месту прописки. Также встать на очередь на улучшение жилищных условий можно по месту работы. При этом имеется возможность состоять на учете в двух местах одновременно.

Если гражданин официально признан недееспособным, подачей документов может заняться его законный представитель. В любом случае пакет документов должен содержать как оригиналы, так и копии всех бумаг.

Какие документы, справки и бумаги необходимо предоставить

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий необходимо написать соответствующее заявление и предоставить его со всеми необходимыми документами в районную управу. Заявление должно иметь подписи всех заинтересованных членов семьи.

Для подтверждения права на улучшение жилищных условий нужно предоставить:

  • паспорт;
  • данные ;
  • технический план квартиры БТИ;
  • справку о составе семьи;
  • справку БТИ о наличии или отсутствии в собственности жилого помещения;
  • справку из медицинского учреждения (при необходимости).

Как происходит постановка на учет

После того как заявление претендента будет зарегистрировано в журнале входящих документов, будет произведено обследование жилищных условий. Относительно его результатов составляют акт, согласно которому заявление принимается на рассмотрение общественной жилищной комиссией. Она принимает предварительное решение о принятии или не принятии на учет. Окончательное решение принимает глава районной управы. Ответ дается претенденту в течение месяца со дня подачи заявления в письменном виде. В случае положительного решения заводится учетное дело, а человеку присваивается номер в очереди. В случае отказа - дается объяснение, по каким причинам невозможна постановка на улучшение жилищных условий.

Стоит обратить внимание, что чиновники тщательно проверяют все данные, предоставленные претендентом на помощь от государства. Если жилищная комиссия выявит, что у гражданина все-таки имеется жилье, которое соответствует нормам законодательства, пусть и находящееся в другом регионе, шанс получить жилье равен нулю.

Что делать после признания нуждающимся в новом жилье?

После того как претендент получит извещение о признании его нуждающимся, ему нужно будет в течение одного года сделать выбор в пользу одной из действующих жилищных программ и подать соответствующее заявление. Если гражданин не успеет сделать это в положенный срок, запись признания его нуждающимся будет аннулирована.

В случае подачи всех необходимых документов и регистрации в выбранной программе государственными органами срок действия признания в потребности улучшения жилищных условий будет ограничиваться сроком действия этой жилищной программы.

Коротко обо всех возможностях улучшения жилищных условиях. Что выбрать?

Социальная ипотека представляет собой покупку жилья по льготной стоимости за счет кредитных средств. В этом случае ее цена будет в 3-5 раза ниже рыночной.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны подать заявление с просьбой поставить их на квартирный учет в администрацию своего города. Увы, не все банки готовы выдать социальную ипотеку. Список участвующих в данной банков можно на сайте АИЖК. При этом также стоит иметь в виду, что у каждого банка свои требования к заемщику. Они могут затрагивать гражданство, место прописки, трудовой стаж, страхование имущества, предмет обеспечения кредита.

Возможность приобретения квартиры с использованием жилищного сертификата подразумевает под собой оплату государством некоей части от стоимости жилья. Эта сумма будет зависеть от количества человек в семье и нормы кв. метров жилья им полагающейся. Также субсидия может быть выделена под строительство частного дома.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, имеют право на приобретения жилья с рассрочкой платежа.

Для предоставления гражданам жилья по договору найма им необходимо вступить в накопительную систему и заключить договор аренды квартиры. По этому договору семье будет предоставлена квартира на пользование сроком до 5 лет. В течение этих лет участники программы ежемесячно вносят плату за аренду и эксплуатацию жилого помещения и взнос по накопительной системе.

После истечения срока договора участнику программы нужно будет приобрести собственное жилье в любом регионе страны с использованием предоставленной от государства субсидии, внесенных денежных средств в накопительную систему и, при необходимости, взятых в кредит.

Для получения льготного жилья нужно встать в очередь нуждающихся в муниципальном органе власти – или в реестре Минобороны, если речь идет о военнослужащих. Из-за обилия госпрограмм поддержки граждан, четкого перечня необходимых для этого документов не существует. Однако примерный список един для всех – на него можно ориентироваться при предварительной подготовке заявки. Сегодня рассмотрим, какие документы нужны для улучшения жилищных условий и где их получить.

Единого перечня документов, необходимых для постановки на учет, закон не устанавливает. Списки определяются при разработке программ госпомощи и принятии административных регламентов на местах. Это связано с тем, что соцподдержка обеспечивается средствами не только федеральных, но и региональных бюджетов. Учесть интересы всех органов власти по регионам в едином федеральном стандарте невозможно, поскольку в каждом крае, области, округе сложилась своя практика помощи нуждающимся.

Поэтому для того, чтобы определить, какие документы нужны в конкретном случае, нужно:

  • ознакомиться с положением о выбранной программе поддержки;
  • посмотреть местный административный регламент по данной услуге;
  • подойти на очную консультацию со специалистом местной администрации, жилищного отдела или МФЦ.

Важно! В некоторых регионах посещение предварительной консультации по улучшению жилищных условий обязательно – на ней формируют индивидуальный перечень документов для конкретного заявителя. На консультацию нужно взять паспорта всех членов семейства, справку о его составе и имеющиеся документы на жилье.

Условно все документы по нуждаемости можно разделить по целям на несколько видов:

  • подтверждение статуса заявителя;
  • состав и члены семьи;
  • состояние имеющегося жилья;
  • имеющиеся доходы;
  • дополнительные документы;
  • само заявление о принятии в очередь.

Рассмотрим их подробнее ниже.

Подтверждение статуса заявителя

Чтобы встать на учет для улучшения жилищных условий, заявителю нужно принадлежать к одной из льготных категорий, которых поддерживает государство. Среди данных граждан:

  • малоимущие, многодетные и молодые семьи;
  • инвалиды;
  • военные и ветераны боевых действий;
  • ряд социально приоритетных граждан в связи с их профессией – педагоги, медработники, спасатели, работники социальных служб и другие.

Имеющийся статус нужно подтверждать – и вид подтверждения зависит от данного статуса. Например, малоимущие предоставляют справочный лист из соцзащиты:

Многодетные – соответствующее удостоверение:

Инвалиды – справку об инвалидности:

Остальные категории также подтверждают свой статус определенными документами. Молодым семьям же заранее получать подобную справку не нужно – их статус для улучшения жилищных условий будет установлен из других бумаг.

Состав и члены семьи

Задача данного блока документов в рамках улучшения жилищных условий – подтвердить размер и состав семьи, родство граждан между собой. Для этого нужны:


Внимание! Дополнительно на каждого члена семьи могут попросить СНИЛС и ИНН.

Состояние имеющегося жилья

Улучшение жилищных условий предполагает, что текущие условия не отвечают требованиям закона. Это могут быть недостатки по метражу (например, меньше 10 квадратов на человека), по строительным или гигиеническим нормам. Жилье может и вовсе отсутствовать, а семья – проживать на съемной квартире.

Чтобы подтвердить неудовлетворительное состояние имеющейся жилплощади, нужны:


В отдельных случаях для улучшения нужен акт осмотра квартиры районной (городской) комиссией – например, если .

Размеры доходов семьи

Доход семейства имеет большое значение для установления факта нуждаемости. Малоимущие предоставляют справку о среднем доходе на члена семейства, поскольку соцзащита заранее подсчитала эту величину за последние три месяца.


Если у граждан есть кредиты – специалисты администрации могут попросить справки из банка о состоянии задолженности, кредитный договор и график погашения займа.

Дополнительные документы

Специалисты жилищного отдела администрации могут попросить ряд дополнительных документов, чтобы подтвердить имеющие значение обстоятельства.

Например, если заявитель – военнослужащий, для улучшения жилищных условий ему нужно предоставить также:

  • справка о прохождении военной службы;
  • контракт о военной службе;
  • отдельно заполненный документ со сведениями обо всей недвижимости, которая принадлежит гражданам.

Подробнее о военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, .

В законе есть обстоятельство, по которому граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий – проживание с тяжелобольным человеком. Для подтверждения данного факта нужны медицинские заключения, выписки и врачебные справки, которые бы описывали состояние больного.

Наконец, для участия в программе «Молодая семья» нужно подтвердить достаточность доходов для оплаты займа в банке, сумма которого превышает размер субсидии. То есть на покупку жилья выдается 30% от его стоимости, а остальное пара должна погасить за счет собственных или кредитных средств. В этом случае заявителю нужна документация об имеющихся вкладах и счетах – или о других активах, которые пара собирается продать для улучшения жилищных условий.

Заявление о принятии на учет

После того, как документы собрали, можно заполнять заявление о принятии в очередь на улучшение жилищных условий. Формы в каждом случае разные, но в целом в заявлении нужно прописать:

  • наименование ведомства;
  • ФИО заявителя;
  • состав семьи и текущие жилищные условия;
  • просьба принять в очередь для улучшения жилищных условий.

Дополнительно можно указать, что в течение последних 5 лет не предпринимались меры по .

Приведенный выше перечень документов – базовый, на него нужно ориентироваться в самом начале сбора. Уточнить индивидуальный список можно на предварительном приеме в жилищном отделе администрации населенного пункта.

Если у вас остались вопросы по теме статьи – задайте их нашему юристу в поле чата, либо оставьте комментарий под статьей.

Чтобы получить жилье от государства, требуется простоять какое-то время в очереди нуждающихся. Каждый регион России разрабатывает свои правила постановки граждан на учет и ведения очереди, однако общие моменты характеры для всех. Сегодня рассмотрим, какие нужны документы и куда обращаться, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий.

Чтобы встать на учет в очередь, нужно иметь право на улучшение жилищных условий. Для этого должно одновременно соблюдаться два условия:

  1. Человек входит в определенную категорию граждан, которой государство оказывает соответствующую поддержку: малоимущие, многодетные, молодые супружеские пары, инвалиды, ветераны, военнослужащие, педагоги и другие, перечень данных лиц широкий.
  2. Граждане объективно нуждаются в улучшении жилищных условий. Например, у них вообще нет своего жилья, данное жилье не проходит по квадратуре, не отвечает техническим или санитарным нормам, или в квартире опасно проживать из-за наличия тяжелого больного.

Эти факты должны быть подтверждены документально до подачи заявления о постановке на учет. Если хотя бы один фактор не соблюден (например, многодетное семейство проживает в просторном доме и имеет хороший, достаточный для жизни доход) – в постановке в очередь откажут. На учет попасть не получится и если человек .

Подробнее о праве на улучшение жилищных условий .

Куда обращаться

Постановкой граждан на жилищный учет занимается местный орган власти по месту проживания заявителя. Конкретное наименование зависит от административного деления данного муниципалитета.

Куда обратиться с документами по улучшению жилищных условий:

  • администрация города, городского округа;
  • администрация сельского поселения, поселка, деревни;
  • если город делится на районы – районная администрация, управа;
  • если администрация внутренне делится по вопросам деятельности, то это может быть департамент, управление, комитет или комиссия по жилищным вопросам.

Важно! Узнать наименование органа, куда именно обращаться в вашем случае, можно по телефону местного муниципалитета. У специалиста нужно уточнить, какой именно орган занимается ведением жилищного учета по улучшение условий проживания.

Порядок действий

Чтобы администрация поставила семейство на учет, необходимо:

  1. Подтвердить статус малоимущих (многодетных или любой другой статус, необходимый для получения жилья).
  2. Собрать документацию на нуждаемость.
  3. Подать заявление с просьбой встать на учет.
  4. Дождаться решения о постановке на учет или об отказе.
  5. Далее в зависимости от темпа продвижения очереди – дождаться получения жилья или другой льготы.

Поскольку большая часть населения принимается на учет как малоимущие, разберем этот вопрос подробнее.

Шаг 1. Получить статус малоимущих

Статус малоимущих присваивается соответствующей администрацией города, поселка, сельского поселения, в котором проживает семейство. Можно получить статус малоимущего как на отдельного человека (если он проживает один), так и на все семейство – при этом расчет дохода ведется на всех поименованных в заявлении лиц.

Что оценивают при получении статуса малоимущих:

  • доход на одного члена семьи – он должен быть меньше прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • совокупную стоимость имущества, принадлежащего семье – она также должна быть меньше установленной в регионе.

Семьей в данном случае будут считаться люди, проживающие совместно в одном помещении и ведущие совместное хозяйство. Иными словами, если с вами проживает бабушка, которая получает пенсию и участвует в общем хозяйстве, исключать ее из состава семьи нельзя.

Чтобы получить статус малоимущих, нужно написать заявление, приложить к нему документацию по списку ниже и подать пакет в местный отдел соцзащиты. Передать бумаги можно и через МФЦ, если такая возможность имеется.

Шаг 3. Подать документы на нуждаемость и получить решение

Затягивать с подачей заявки об улучшении жилищных условий не стоит. Рекомендуется подать пакет в течение 10 дней с момента получения самой ранней справки, т.к. ряд документов имеют срок действия. Например, справка о составе семьи на практике теряет силу спустя 10 дней с момента выдачи – с просроченными документами встать на учет нельзя.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней. По итогам администрация примет решение о постановке на учет или об отказе. Решение об отказе можно обжаловать в суде, если есть основания полагать, что оно было вынесено незаконно.

Положительное решение означает, что семья встала в очередь. Она движется достаточно медленно – недвижимости гораздо меньше, чем граждан, желающих ее получить. Ожидание может растянуться на годы, поэтому встать в нее – только начало пути.

Как ускорить движение очередников

В очереди на жилье постоянно происходят изменения. Одни граждане получают преимущества, другие – теряют право на улучшение жилищных условий. Подаются новые заявление с просьбой встать на жилищный учет по улучшению условий – ожидание растягивается.

Встать на учет в приоритетном порядке для получения жилья имеют:

  • многодетные – если рождается третий ребенок, то позиция в очереди меняется;
  • инвалиды и тяжелобольные.

Итак, чтобы встать на учет для улучшения жилищных условий, нужно подготовить ряд документов и дождаться решения администрации. Процесс длительный, но с точки зрения расходов практически бесплатный. Чтобы не ждать продвижения в очереди, а получить свою недвижимость, можно рассмотреть варианты и другие варианты .

Будем благодарны за лайк и репост статьи в любой соцсети!

Если остались вопросы о том, как встать на жилищный учет и добиться улучшения условий – задайте их нашему дежурному юристу в чат в правом нижнем углу экрана.

Добрый день!
По порядку:

  1. Порядок оказания помощи жителям города Москвы, в том числе многодетным семьям, в улучшении жилищных условий установлен Законом города Москвы от 14.06.2006 №29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 №454-ПП “Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018) “Жилище” утверждена программа обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете в городе Москве по м/ж.
  2. Согласно Закону города Москвы жилые помещения из жилищного фонда города или помощь города в приобретении жилых помещений в собственность предоставляется жителям города Москвы, состоявшим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.
  3. Льготы для семей с тремя и более детей: списание 30% от выкупной стоимости приобретаемой у города квартиры. (купли-продажа с рассрочкой или рассрочка и использованием соц ипотечного кредитования; списание стоимости 30% площади жилого помещения за приобретаемое у города жилое помещение при рождении (усыновлении) детей в период действия договора купли-продажи с рассрочкой платежа; использование материнского капитала для погашения задолженности при приобретении жилого помещения из жилищного фонда; предоставление субсидии для строительства или приобретения жилого помещения в размере нормативной стоимости жилого помещения. (Размер субсидии для многодетных семей, равен 100% нормативной стоимости помещения).
  4. На данный момент около 6-7 тысяч заявлений от граждан на предоставление субсидии из бюджета города Москвы (около 2 тысяч от многодетных семей), среди которых такие категории как: инвалиды 1 и 2 групп, одинокие матери, семьи имеющие детей инвалидов.
  5. Согласно ст.57 ЖК РФ и ст.17 Закона города Москвы, обеспечение жилыми помещениями граждан строго в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
  6. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРАВО МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НА УЛУЧШЕНИЕ СВОИХ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ВО ВНЕОЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ, В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО ЭТО УЩЕМЛЯЕТ ПРАВА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ.
  7. Чтобы ознакомится с порядковым номером в очереди на обеспечение Ж/П посетите http://dgi.mos.ru Жилищный фонд Москвы.
  8. Номер очереди и дела очередников на предоставление субсидии, можно узнать, подав заявление в ДГИ г.Москвы.

Ухудшение жилищный условий.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся :
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; (прописка выписка)
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов) ;
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Здоровья Вашей большой семье!