Усадьба васильчиковой фон мекк. Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Марки и значки из коллекции А.Е. Карпова

В воскресенье, 18 августа, в 17-30 приглашаем посетить необыкновенный дом, у которого не только много владельцев в названии, но и история более чем богатая. Ещё в начале 19 века участок, который сейчас занимает городская усадьба, принадлежал Екатерине Васильчиковой, построившей здесь сразу после пожара 1812 года два особняка. Свой современный вид здание приобрело уже позже, после того как в конце 1830-х гг. владение выкупила семья Зубовых-Оболенских. В 1860-х годах два дома соединяются в один и строится огромный бальный зал. В 1865 году Оболенские продают дом семье купцов Алексеевых. Но на этом история не закончилась, после смерти Александра Алексеева в 1884 году его вдова делит владение на две части, строит себе вместо сада особняк, а старый дом продаёт Владимиру Карловичу фон Мекку. После его смерти усадьбу покупает А.Э. Фальц-Фейн. Фальц-Фейны проводят водяное отопление, вентиляцию и электричество и уже через три года, в 1898 году продают Любови Зиминой, которая и владела домом до самой революции. А после продолжала проживать в национализированном особняке, где ей выделили небольшую квартирку.

Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь часто бывали на светских приёмах композиторы С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский.

После революции здание тоже сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора. Усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «лучший проект реставрации».

Бурные 90-е прошлого века породили новый архетип гуманитария. Он интересовался не только ранее запрещенными авторами, но и жаждал вскрывать всё новые и новые пласты наследия мыслителей всех времен и народов. Имена рождались и, даже не успев загореться на писательском небосклоне, исчезали в небытие. Писали все и вся, о чем нужно и о чем не можно. Так было принято.

Как грибы после дождя по всей Москве появлялись небольшие книжные магазинчики гуманитарной направленности. Часть их репертуара вполне можно было купить на книжных развалах в переходах. Другие книги, более узкие, прятались по подвалам. Магазины занимали порой самые неожиданные места: закуток под лестницей, досчатый сарайчик, пристроенный к стене древних построек района Китай-города , холлы библиотек и конференц-залов. Так возникли Сытинская книжная лавка, «Вильям Шекспир», «Графоман» и «Летний сад». В 90-х годах XX века последний располагался в особняке по адресу: Большая Никитская, дом 46/17, где занимал часть левого флигеля.

Москва. Большая Никитская 46. Усадьба Бибиковых. Восточный флигель усадьбы. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Несколько помещений, отведенных под магазин, были соединены коридором. В здании старой постройки с проваливающимися полами, в которых дыры были закрыты деревянными щитами и просто слоями картона, стояли столы и стулья, заваленные книгами и журналами. В некоторых местах на пол было страшно ступить без опасения провалиться в подпол. Но жажда знаний превалировала. Букинистический — не букинистический, книжный или нотный — не разобрать. Чего там только не было: полудранки без обложек, но с форзацами, испещренными дарственными надписями, брошюры самой разной направленности, как будто спешно покинувшие архивные полки, много музыки, преимущественно на виниле, от полного собрания сочинений Иоганна Себастьяна Баха до редких в советское время записей Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, и, конечно, свежие малотиражные издания современных, порой подпольных, гуманитарных издательств. Все это лежало с разной степенью порядка и систематизированности.

В «Летний сад» меня заманил одногруппник, который просто-таки горел Фолкнером и всеми возможными способами собирал собрание его сочинений. Мы рылись в залежах, как книжные черви. Ассортимент был чрезвычайно разнообразен и регулярно обновлялся, поэтому и бывали мы там довольно часто, — вспоминает один из постоянных посетителей книжного.

Надо сказать, в старые времена всю Большую Никитскую улицу называли «улицей аристократов». Здесь что ни здание, то история. Ни дать ни взять музей под открытым небом. Дом 46 — не исключение. На самом деле он представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик — курденер (фр. cour d’honneur ) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным.

Большая Никитская. Фото: Архив ЦИГИ

Почему-то так сложилось, что подавляющее число раз мы бывали в доме 46 по Большой Никитской зимой или в межсезонье. Снег в те годы в Москве чистили плохо, а дворы, тем более внутри исторической застройки, не чистили совсем. Мы выносили из «Летнего сада» сумки с книгами и перед рывком в направлении метро останавливались подышать свежим воздухом. Бывало, сумки с книгами рвались и все «награбленное» оказывалось в снегу. Почему-то запомнились пара старых, с порванной обивкой стульев, торчащих из снежных куч, и желто-красные разводы на нечищеных сугробах, в которые из драных сумок и вываливалась наша добыча. С трудом волоча ношу, меся прохудившимися сапогами нечищенный снег в направлении Баррикадной, мы иной раз уносили с собой что-то не очень нужное, но на фоне гуманитарного голода советских времен и скудного ассортимента уличных развалов в доме 46 был просто-таки рай, и не было силы, которая могла бы нас удержать от жажды книжного приобретательства.

Первым владельцем и основателем усадьбы был подполковник Петр Иванович Бибиков. Именно Домом Бибиковых называют комплекс зданий и по сей день. В соответствии с правилами Петр Иванович подал челобитную в каменный приказ на имя императрицы Екатерины II. Разрешение на постройку на месте своего старого дома каменных палат в три этажа было получено. Интересно, что челобитная сопровождалась планом участка, где был изображен не только сам главный дом, но и флигель, расположенный к Большой Никитской улице торцом. Разрешение было получено, дом в 1782 году заложен. По окончании строительства усадьба включила в свой состав двухэтажное жилое здание с каменным первым и деревянным вторым этажом, расположенное на западной границе владения.

Интересно, но, казалось бы, одностилевые флигели, составляющие с главным зданием одно целое, были сооружены в разное время. Одновременно с постройкой основного корпуса в 1780-х годах был построен восточный флигель, западный — позже, но по оценке историков, не позднее 1804 года.

Однако уже в 1800 году сын первого владельца усадьбы, Петр Петрович Бибиков, получив ее по наследству, продает все здание князю Б.М. Черкасскому, которым тот владел до 1859 года. Но не все было так гладко в судьбе усадьбы. В 1812 году случился пожар, чему поспособствовал деревянный второй этаж, и при восстановлении и второй этаж, и мезонин были выложены из кирпича. Тогда же были обработаны фасады флигелей, выходящие на красную линию Большой Никитской.

Спустя пару десятилетий, в 1834 году, были построены двухэтажные полукруглые галереи с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Их нарядные фасады завершили ансамбль двора, соединив главный дом усадьбы с флигелями, сформировав границы парадного двора владения, ограничив его в площади, и поставив точку в облике всего комплекса. Нижний этаж галерей украсили аркады, верхний же сохранил классический облик с трехсекционными венецианскими (еще называемыми «палладианскими») окнами над проездом на задний двор, ставшими одной из визитных карточек дома в целом. Задний двор примыкал к Малой Никитской улице (собственно, поэтому дом пронумерован через дробь 46/17). Туда же в те годы выходили каретные сараи и конюшни.

Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ

В 1845–1855 годах дом снимала семья князей Васильчиковых. И как раз в это десятилетие стены дома повидали немало известных и даже великих людей. Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб.

Борис, Одьга и Евгения Васильчиковы, дети А. И. Васильчикова и Е. И. Сенявиной. Фото: culture.pskov.ru

«У Васильчиковых по средам большие вечера», — писал Алексей Феофилактович Писемский. На эти вечера приходили Гоголь, Щепкин, Грановский, Тютчев, Айвазовский... Несмотря на зачастую кардинально отличающиеся взгляды, посетителей салона объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу. В те времена важным и даже обязательным условием была творческая сопричастность хозяина салона к пропагандировавшемуся и развивавшемуся в его стенах виду или видам искусства.

Известен интересный исторический факт: несмотря на просвещенность рода Васильчиковых, именно один из его представителей, князь Илларион Васильевич, убедил Николая I стрелять по восставшим 25 декабря 1825 года картечью:

_«- Вы хотите, чтобы я пролил кровь своих подданных в первый же день царствования? — спросил обескураженный царь.
- Да, чтобы спасти вашу империю, — ответил князь».

Тем не менее саму усадьбу иногда называют не по имени построившего ее офицера Бибикова, а по наиболее прославившей ее семьи — хозяев творческого салона Васильчиковых.

Следующее десятилетие стало для дома годами серьезной перестройки. В 1860–70-х годах было существенно перестроено арочное окно мезонина и сооружен массивный чугунный балкон с симпатичным кружевным узором ограждения, который своей изящной чернотой особенно выразителен на бело-желтой плоскости фасада здания. Балкон фактически стал лицом и еще одной визитной карточкой усадьбы. В то же время строгий декор классического образца главного фасада на уровне второго парадного этажа по центру был украшен плоскими каннелированными пилястрами ионического ордера.

Тем не менее в результате реконструкции внутренние планировка и архитектура остались практически без изменений: парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами, выступающий в центре садового фасада сохранились в том виде, в каком были созданы в первой четверти XIX века.

За годы своего существования усадьба сменила не одного хозяина. С 1881 года комплекс зданий стал собственностью банкира и промышленника Л. Полякова, который не нашел ничего лучше, как использовать его в качестве доходного дома.

А с 1903 года главное здание занимала женская гимназия Кириены К. Алелековой, после революции преобразованная в школу № 48, которая просуществовала здесь аж до 1976 года. Интересно, что в 1920-х годах директором школы был некая Надежда Афанасьевна Земская, больше известная благодаря своему брату — писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Летом 1924 года Земская приютила в стенах школы брата и его вторую супругу, которая позже в своих воспоминаниях написала: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского».

Сохранились записки Михаила Булгакова, имеющие отношение к этому дому: «Буду крестить. Приду к 12-ти» — это по поводу крещения племянницы Леночки. «Собираемся танцевать у Нади» — это про Надежду Афанасьевну и те же времена — медовые месяцы с супругой Любовью Белозерской, любившей шумные компании, танцы, веселье. У Нади не только танцевали — играли в карты и винт.

С конца XIX века и до наших дней облик здания остается практически неизменным. Даже за годы советской власти комплекс зданий по адресу улица Большая Никитская, дом 46, практически не претерпел никаких изменений. Вот только глухая кирпичная ограда, отделявшая парадный двор от улицы, снесена в 1950-х годах. Ее заменил низкий сплошной забор с полупрозрачным решетчатым верхом.

В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.

Усадьба Бибиковых. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Только много лет спустя, когда я узнал, что в доме 46 обитал и по сей день обитает Московский союз музыкантов, становится понятным происхождение нот и винила, — вспоминает мой собеседник. — Очевидно, в тяжелые годы МСМ распродавал ставшие обузой архивы. Хочется надеяться, что отчасти и наш скромный финансовый вклад позволил Союзу выжить.

Сейчас здание усадьбы находится в ужасном состоянии. Если не знать, что в нем числятся несколько организаций-обитателей, можно было бы с легкостью предположить, что усадьба заброшена. Разве что старый дуб — свидетель истории — вполне себе процветает, скрывая под тенью своей кроны рассыпающиеся стены и выпадающие оконные рамы. Что с усадьбой будет в дальнейшем, не хочется даже думать. Понятно, что бизнес и рачительное хозяйствование в городских условиях превыше всего, но грустно становится от того, что такое здание с уникальной архитектурой и не менее замечательной историей фактически заброшено. А между прочим, дом Бибиковых (Васильчиковых) носит статус объекта культурного наследия федерального значения.

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Настало время для нового поста с шикарными интерьерами! На Гоголевском бульваре находится усадьба, которая в наше время больше известна как Центральный дом шахматистов. В 2015-2016 годах в особняке были проведены реставрационные работы. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора. Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

И вот 11 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия состоялась экскурсия для архитекторов, художников-реставраторов и экскурсоводов по городской усадьбе Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк, расположенной на Гоголевском бульваре, 14. Одним из участников этой экскурсии стал я. Итогом моего знакомства с особняком стал эксклюзивный фотоотчет, который вы найдете ниже.

Хотели бы вы поиграть в шахматы в интерьерах главного дома?

2. Гоголевский бульвар.

Экскурсию по усадьбе провела Ирина Владимировна Краусова, известный московский экскурсовод. Ирина Владимировна поведала посетителям об уникальной истории особняка и его владельцах за более чем двести лет.

3.

Российская шахматная федерация как преемник Шахматной федерации СССР начала функционировать с 15 февраля 1992 года.
4.

5. Парадный вестибюль.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.

6. Парадная лестница.

В марте 1822 года имение полковницы А.Ф. Турчаниновой на углу Гоголевского (тогда - Пречистенского) бульвара и Колымажного переулка купила представительница старомосковского дворянского рода Екатерина Ивановна Васильчикова. Она построила вдоль линии бульвара два особняка - в русском и классическом стиле.

7. Кариатиды над парадной лестницой.

8. Большой зал.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов.Южная стена большого зала на 2-м этаже. Паркет был утрачен в конце 1970-х годов и воссоздан по старым чертежам и фото в 2015 году.

9. Плафон Большого зала.

От Васильчиковых усадьба переходит к графине Екатерине Александровне Зубовой, чей муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Позже владельцем особняка стал родственник Зубовых, Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий.

10. Плафон Большого зала.

11. Мавританская комната.

12. Мавританская комната.

Именно при Зубовых-Оболенских усадебный комплекс приобрел свой современный вид. Два здания были соединены воедино, а между ними выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных.

13. Анфилада.

14. Камин в Красном кабинете.

15. Красный кабинет.

В 1865 году особняк приобрел влиятельный купец Александр Владимирович Алексеев, который сильно перестроил усадьбу, но и на этом ее изменения не завершились.

16. Красный кабинет.

17. Шкаф в приемной.

18. Деталь шкафа в приемной.

19. Шахматы в Красном кабинете.

В 1895 года владельцами усадьбы становятся супруги Фальц-Фейны. Они за неполных три года перестраивают деревянные сени со двора в каменные, проводит в особняке современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение.

20. Детали оформления интерьеров Красного кабинета.


1977 год. Архив ЦНРПМ. Автор фото: С. Гаврилов. Большой зал.

21. Лепнина потолков Красного кабинета.

22. Приемная.

Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой, бывшая замужем за оперным певцом Н.Г.Капитоновым.

23. Приемная.

24. Люстра в приемной.

25. Камин в Приемной.

Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно - со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля - три легковых и один грузовой, которые стояли в гараже на территории усадебного комплекса.

26. Потолок в Приемной.

27. Малый зал.

28. В Малом зале экспозиция полностью пронизана шахматами.

31. Потолок в Аванзале.

Любовь Ивановна Зимина владела домом вплоть до революции, а после национализации жила там в небольшой выделенной для нее квартире.

32. Портретная галерея.

33. Анатолий Евгеньевич Карпов.

34. Старые книги про шахматы.

35. Бюст Карпова.

36. Справочник шахматиста.

37. Шахматы из коллекции Карпова.

38. Марки и значки из коллекции А.Е. Карпова.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов особняк стал жилым домом для политических эмигрантов. После 1945 года в здании располагалась строительная организация. С 1956 года усадьба с богатой историей стала Центральным шахматным клубом СССР.

39.

43. Знак Мальтийского ордена, подарок потомков русских эмигрантов в 1981 году. Из коллекции А.Е. Карпова.

44. Значки чемпионов СССР.

45. Значки за заслуги в игре в шахматы.

В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы в особняке. Восстановлены исторические виды парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссозданы первоначальные цвета интерьеров и элементы декора.

46. Шахматы "Петровская эпоха". Из коллекции А.Е. Карпова.


1949 год.

Раскрыты исторические ниши и дверные проемы, более поздние — заложены. Усадьба стала победителем конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "Лучший проект реставрации/приспособления".

50.

Сегодня в отреставрированной усадьбе на Гоголевском бульваре располагается Российская шахматная федерация и Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника. Многие отметили, с каким большим вкусом и вниманием к деталям воссоздана обстановка в усадьбе. Это является заслугой Российской шахматной федерации, руководство которой бережно относится к особняку и его длинной истории.

Экскурсии по усадьбам на сайте

Где жил Булгаков после "Нехорошей квартиры" или Усадьба Васильчиковых на Большой Никитской улице December 14th, 2016

Сначала жизнь в Москве для Булгакова была тяжелой, как вспоминала одна его знакомая, - «Было видно, что жилось ему плохо, я не представляла, чтобы у него были близкие. Он производил впечатление ужасно одинокого человека. Он обогревался в нашем доме, хотя мы сами жили тогда бедно. Он был голоден, я поила его чаем с сахарином, с черным хлебом»…
02.


Михаил Афанасьевич Булгаков

В 1921 году он поступил на работу в Лито Главполитпросвета, работал в газетах в качестве хроникера, а впоследствии - фельетониста в ряде газет, начал печатать в газетах и журналах первые маленькие рассказы, числе которых «Записка на манжетах». Здесь он познакомился и работал в «Гудке» вместе с Ю. Олешей, В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым. Сначала его произведения шли с трудом, он продавал их в берлинское издательство «Накануне», там их охотно печатали. Произведения Булгакова, в основном фельетоны, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей и издателей. Его стали приглашать в другие издания. Так он постепенно становился известен.
03.

Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова

В начале 1924 года дела у Булгакова пошли хорошо, а вместе с деньгами появились и женщины...

…На вечере, устроенном в Москве редакцией «Накануне», Любовь Белозерская, будущая вторая жена Булгакова, познакомилась с Мастером. Она обратила внимание на его ярко желтые ботинки и сразу вслух назвала их «цыплячьими». Сначала Булгаков обиделся, но потом их сблизили задушевные, откровенные беседы…

…Михаил Афанасьевич в это время писал«Белую гвардию». Однажды он прочел Татьяне отрывок: это была молитва Елены, возвращающая к жизни умирающего Алексея. - Ну, зачем ты это пишешь? Ведь, Турбины, они же образованные люди! - Ты просто дура, Тася!… А «Белую гвардию» Булгаков посвятил не Татьяне, а его новой пассии - Любови Белозерской, хотя все тяготы этого периода ее написания, как всегда, взяла на себя Татьяна. Когда он пришел к ней с этой только изданной книгой, что подарить, Татьяна увидев посвящение Белозерской, сказала - Мог бы и мне первую книжку посвятить!?. - Ну, ты знаешь, она попросила - я отказать не смог, - ответил Булгаков. И его книга оказалась брошена к ногам писателя… Булгаковы скоро развелись… Мастер оставил ей тогда квартиру на Большой Садовой…

После революции и до 1976 года в главном доме усадьбы Васильчиковых располагалась школа № 48, директором которой в 1920-х годах была Надежда Земская, сестра Булгакова. Она же летом 1924 года и приютила брата и его вторую супругу Любовь Белозерскую после отъезда автора «Мастера и Маргариты» из «нехорошей квартиры». Жил Булгаков в мезонине. Прописан он на этой площади не был.
05.


Чем хороши зимние фото - зелени нет и можно рассмотреть некототорые детали зданий, летом утопающих в густой зеленой листве. В частности, здесь можно угадать, где жил Булгаков - в этом мезонине главного здания усадьбы, в то время, школы.
06.

Сейчас здание на реконструкции/реставрации. Ниже будут летние фото 2015 года и некоторые старые, - там будет лучше все видно)
07.

Белозерская в своих воспоминаниях написала о переезде сюда: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского»...
08.


09.

10.

После развода Татьяна съехала с квартиры на Садовой, прервала отношения со всеми старыми знакомыми. Вышла замуж за врача Александра Крешкова и уехала с ним в Сибирь… Впоследствии Крешков то и дело получал нарекания по службе, раздражение срывал на жене. Он ревновал её к первому мужу. Уничтожил все рукописи, документы, фотографии, которые остались у неё от Булгакова... Началась война, Крешков ушел на фронт. Вернулся он уже с другой женщиной…
11.

Вскоре после войны Татьяну Николаевну разыскал Давид Кисельгоф. Ещё тридцать лет назад, будучи студентом медицинского факультета, по случаю вхожим в литературные дома, он с нежностью и восхищением смотрел на жену Булгакова, чем страшно раздражал неверного, но ревнивого Михаила Афанасьевича. Оказывается, он помнил её и любил. Пожилая женщина третий раз вышла замуж и уехала в Туапсе.
12.


Восточный флигель

В 1970 году её отыскали исследователи творчества Булгакова. Татьяна Николаевна давала интервью 15 дней подряд, запись длилась 31 час. Она рассказала свой сон - покойный Миша пришел к ней и сказал:

Моя Маргарита - это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви...
13.

Татьяна Николаевна Лаппа-Кисельгоф
14.



Большая Никитская улица
15.

Главное здание усадьбы возведено в конце XVIII - начале XIX века. В его основе лежит сгоревший во время Московского пожара 1812 года дом, созданный в 1781 году подполковником Петром Ивановичем Бибиковым.
16.

Первую реконструкцию особняк претерпевает в 1860-1870-х годах, во время которой было изменено арочное окно мезонина, выстроен чугунный балкон, главный фасад украшен скупым рельефом. В неизменном виде со времён строительства здания сохранились парадный вестибюль и овальный зал с хорами.

На самом деле дом 46 представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик - курденер (фр. cour d’honneur) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным...
17.

Боковые флигели были построены в разное время: восточный - приблизительно в 80-х годах XVIII века, западный - в самом начале 19-го. Облик фасадов относится ко времени первой реконструкции усадьбы.
18.


Восточный флигель

Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб...
19.


Западный флигель
20.


Западный флигель

Двухэтажные галереи, имеющие каменный нижний и деревянный верхний этажи, были возведены в 1834 году. Интересны их фасады с полуколоннами дорического ордера. В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.
21.

Вот как они выглядели в оригинале.
22.

В 1800-1859 годы владельцем этого архитектурного сооружения был князь Б.М. Черкасский, сдававший дом в аренду в 1845-1855 годах князьям Васильчиковым, гостями которых были знаменитые личности Москвы того времени... В 1881 году усадьба перешла во владение банкира, коммерции советника, еврейского общественного деятеля Лазаря Соломоновича Полякова. Он также использовал здание в качестве доходного дома. В главном доме усадьбы начиная с 1903 года располагалась женская гимназия Кириены Алелековой.
23.


Главный дом усадьбы Васильчиковых

На старом фото ниже хорошо виден тот самый мезонин, где приютили Булгакова.
24.


Центральная часть фасада главного дома усадьбы Васильчиковых.
25.


Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ


В настоящее время здесь находится Московский Союза музыкантов, а также другие многочисленные организации. Усадьба Васильчиковых является одним из объектов культурного наследия федерального значения.
26.

В 1924 году Булгаков вместе с Любовью Белозерской переезжает , как они сами говорили, - в «голубятню»…

Источники:

Известия. Российскому союзу правообладателей отдадут усадьбу, где жил Булгаков. 2015.

Елена Пугачёва. Трижды три судьбы о женах Михаила Булгакова. 2006. Проза.ру.

Наталия Судец. О бедной усадьбе замолвите слово. Портал Страна.ру.

Домашняя страница В.В. Губанова. Московские адреса Булгакова.
Википедия