«Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание

Занятие 32. Слово о Ф.М.Достоевском. Этапы биографии и творчества

Занятие 33. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Ф.М.Достоевского

1. Соберите материал о Петербурге, изображенном в романе. Используйте следующие подсказки:

  • пейзажи: ч.1 гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч.2 гл.1 (повторение предыдущей картины), ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»), ч.2 гл.6 (вечерний Петербург), ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова);
  • сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми), ч.2 гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны);
  • интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – проходной угол Мармеладовых), ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони).

1. Проанализируйте следующие сцены:

· Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1 гл.2).

· Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7).

· Встреча с пьяной девушкой (ч.2 гл.4).

· Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.2 гл. 5).

· Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4).

· Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.4 гл.2,3).

· Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.7).

2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем вас убеждает история семьи Мармеладовых?

Занятие 35. Теория Раскольникова и истоки его бунта

1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? В чем заключается идея (теория) Раскольникова о двух разрядах людей? Сам ли герой ее выдумал?

Занятие 36. «Двойники» Раскольникова

1. Соберите материал об одном из героев: Лужине или Свидригайлове. Используйте следующие подсказки:

О Лужине: ч.1 гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери), ч.2 гл.5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым), ч.4 гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч.5 гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках)

О Свидригайлове: ч.1 гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове), ч.4 гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым).

2. Можно ли этих героев назвать «двойниками» Раскольникова? Что его роднит с ними, а что отличает от них? В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Занятие 37. «Правда» Сони Мармеладовой

1. Расскажите о Соне Мармеладовой.

2. Проанализируйте две сцены встреч Раскольникова с Соней: ч.4 гл.4 и ч.5 гл.4. В чем состоит правда Сони? Докажите, что в романе автор утверждает именно правду Сони.

Работа в парах. Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина: «… И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старухапроцентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались, - могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…» ?

На чьей стороне симпатии Ф. М. Достоевского в романе? Кропоткин в своей статье очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведён до совершения преступления, как Раскольников. Но дело в том, что такие люди не убивают» . В финале происходит возрождение героя. От такого нового героя писатель не отрекается, он это приветствует. Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой всегда оставалось стремление помочь «девяти десятым» человечества, угнетённым и обездоленным в его эпоху в России и во всём мире, обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света» .

Причины, побудившие Раскольникова к убийству: Внешние – 1. Идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; 2. Идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); 3. Тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; 4. Тесная комната, похожая на шкаф; 5. Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

Внутренние – 1. Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); 2. Характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. Развитие идеи Первая встреча с Алёной Ивановной Разговор студента и офицера в трактире Месяц мучительных раздумий в тесной комнатёнке, похожей на гроб Детальный анализ, проба, новая стреча со старухой, её описание Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже Состояние Раскольникова

Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. Развитие идеи Сон, в котором сконцентрировалось всё Сила идеи. Случайная встреча с Лизаветой Состояние Раскольникова

Рефлексия: ♦ Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих» ? Убедительны ли его идеи? ♦ Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? ♦ В чём состоит «наполеонство» Раскольникова? ♦ Через что переступает Раскольников, совершая преступление? ♦ В чём суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления? ♦ Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то в чём смысл этого преступления?

Вывод: -подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью; -страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему всё дозволено; -право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми; -бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие; -преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего»

Домашнее задание: 1. Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5), эпизод из 2 встречи Сонечки с Раскольниковым со слов: «Ты был голоден!. . (ч. 5, гл. 4) 2. Ответить на вопросы: -В чем гл причина преступления Раскольникова? -Какой мотив убийства, которые Раскольников называет Соне, является основным?

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни.

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского - Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой - воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, - идею всеискупающего страдания.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и опыт и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета - порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».

Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» - говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир «униженных и оскорбленных» - это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста - в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители - это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать - продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир «униженных и оскорбленных» - это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности - это Сонечка Мармеладова. Ее образ - воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.

Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова - это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны - это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» - перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления - вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее - венец творения. «Это человек-то вошь?» - потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Раскольников среди униженных и оскорбленных Цель: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки. Ход урока I. Вступительное слово. В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, приходим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен. Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его душевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Анализ приводит к выводам 1. Герой не принимает лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. 2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. 3. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно? Вопросы и задания - Зачем Раскольников вышел из своей каморки? - Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя? - В чем же сомневался герой? Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. - Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого? - Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал? Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается. История преступления и наказания Родиона Раскольникова: Первый день: ч. 1, гл. 1-2; Второй день: ч. 1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч. 2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. III. Вывод по теме урока. - Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? - Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление? Домашнее задание. 1. Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки со слов: «Ты был голоден!.. - убивать, убивать-то право имеете?» (ч. 5, гл. 4). 2. Ответить на вопросы: - в чем главная причина преступления Раскольникова - какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? 3. Пересказ тезисов учебника. Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы1 Карточка № 1 «Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов» М. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973 1. В чем состояли ваши трудности во время чтения романа? 2. В чем отличие романа Достоевского от других известных вам романов? 3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского? 1 Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001. Карточка № 2 Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философский роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определении сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой - человек идеи. «...идея - сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это - человек идеи, - говорил о них Достоевский. - Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни». Записные тетради Ф. М. Достоевского. 1. Кого из известных на героев русской литературы можно назвать человеком идеи? 2. В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Преступление и наказание»? 3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа. Карточка № 3 «Вдохновение Достоевского начинало работать, тогда, сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...» когда оно В. Я. Кирпотин 1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? 2. Можно ли происходящее в романе назвать взрывом событий»? Почему? Карточка № 4 На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куданибудь можно было пойти». 1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом? 2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем? 3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?