Учение т. гоббса о праве и государстве. Правовые взгляды Т. Гоббса Гоббс определение права


Содержание
1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды. 2
2.Соотношение экономики, политики, права. 3
3.О каком юридическом правиле писал Т. Гоббс: «Действие не становится 10 преступлением, если закон издан после его совершения. Закон, изданный после совершения действия, не делает это действие преступным»?
4.Решите задачи. 11
5.Литература. 13

1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств, применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4)создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
1)по предмету правового регулирования – конституционный, административный, земельный и т.д.;
2)по их юридической природе – материальный и процессуальный;
3)по содержанию – валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
4)по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;
5)по функциям права – режим особого регулирования и особой охраны;
6)по формам выражения – законный и договорной;
7)по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный;
8)по сфере использования – внутри государственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и прочее).
2.Соотношение экономики, политики, права.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Археологи установили, что примерно в VII-IIIвв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений – экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.
Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально- политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это не что внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. права.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.
Право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIXв. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.
Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая, политическая и духовная свобода. В странах с неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т.е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.
Политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Содержание политики, т.е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т.д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Основные теории возникновения права:
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу пр
и т.д.................

В середине XVII в. произошла революция в Англии.

Для идеологии различных политических группировок, выступавших в годы революции (1642–1649 гг.), характерно использование религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним из требований революции была “чистка” англиканской церкви от остатков католицизма; поэтому противники короля назывались пуританами (от английского pure или от латинского purus – чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи революции использовали положения теории естественного права, ссылались на прирожденные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

В процессе развития революции выявились различия интересов участвующих в ней классов, их разные представления о целях и задачах общей борьбы против сословно-феодального строя, государства и права. Этим обусловлены различия основных направлений политико-правовой идеологии, выразившиеся преимущественно в программных требованиях и наложившие отпечаток на способы их обоснования.

Теория естественного права в целом отвергалась сторонниками короля, которые ссылались на священное писание (“нет власти, кроме как от бога”).

Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них – “Левиафан, или материя, форма и власть государства” (1651 г.).

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая “является матерью всех естественных наук”. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены). Однако намерение Гоббса создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось несбыточным; при всей абстрактности исходных позиций его учения и логичности выводов из этих позиций и выводы, и сами исходные позиции несли на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи.

Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку – волк” (homo homini lupus est ). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех” (bellum omnia contra omnes ).

Определенное влияние на учение Гоббса оказали и острые классовые столкновения в гражданской войне: “Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти, – писал Гоббс, – приводит к распрям, вражде и войне, ибо один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого”.

Пагубность “состояния войны всех против всех” понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право – свобода делать все для самосохранения; естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни).

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные ими соглашения”.

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты” 2 .

Государство – это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть – душа государства, судьи и чиновники – суставы, советники – память; законы – разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим – к ушам подданных; награды и 1 наказания – нервы, благосостояние граждан – сила, безопасность народа – занятие, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть.

Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

Гоббс, подобно Бодену, признает только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.).

В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего теологической идеологии абсолютизма. Не менее важно, что консервативная политическая программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права.

То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложения на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену – только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий.

Отсутствие у подданных каких-либо прав по отношению к суверену толкуется Гоббсом как правовое равенство лиц в их взаимных отношениях. Гоббс отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость (“принцип которой гласит, что нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит”), незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равные налоги. Одна из задач государственной власти – обеспечение той собственности, “которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права”. Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития, “необходимым средством к миру” 3 . Собственность, не забывает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.

Неограниченность власти и прав правителя государства не означает в концепции Гоббса апологии абсолютизма континентального образца с его сословным неравенством, всеобщей опекой и тотальной регламентацией. Гоббс призывал суверена поощрять всякого рода промыслы и все отрасли промышленности, но предлагавшиеся им методы далеки от политики протекционизма.

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: “Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению”. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; таковы “свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т.д.”. Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.

Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли остается дискуссионной. Некоторые исследователи усматривают в учении Гоббса различные противоречия. Либеральные демократы считают ошибкой Гоббса 1 отрицание политических прав и свобод; сторонники тоталитаризма, напротив, видят противоречия в допущении Гоббсом прав и свобод подданных в области частного права. Между тем доктрина Гоббса противоречива не более чем обоснованный им политико-правовой идеал – гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма:

“Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение.., – писал Гоббс. – Граждане цепенеют, если не делают ничего без прямого предписания закона... Законы установлены не для устрашения, а для направления человеческих действий, подобно тому как природа поставила берега не для задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его”. Представления о возможности и необходимости сочетания неограниченной власти суверена и гражданских прав подданных были присущи не только Гоббсу. Даже в обращении к подданным с эшафота Карл I заявил толпе собравшихся англичан: “Ваши вольности и свобода заключаются в наличии правительства, в тех законах, которые наилучше обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь – это совершенно различные понятия”. В последующие века не было недостатка в предположениях, что основой гражданского общества (или его учредителем) может и должна быть авторитарная власть.

Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния “войны всех против всех”. Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту “королевского всемогущества”. Что касается пессимистических взглядов Гоббса на “природу человека” (люди злы) и основанных на этом выводов о необходимости государства, то аналогичные взгляды и выводы были свойственны ряду его современников, в том числе М. Лютеру, которого, насколько известно, никто не упрекал в “реакционности политических взглядов”.

Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии: “Там, где известная форма правления уже установилась, – писал он, – не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является 1 наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать наилучшей существующую”. Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протектората Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля: “Солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому господину”.

Реакционные феодалы Англии отрицательно относились к теории Гоббса. После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были запрещены.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА (англ. reverse force of law) - распространение действия закона на отношения, возникшие до его вступления в силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, но в ряде случаев допускается придание закону обратной силы. В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь. Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования» (ст. 60). Из общего правила, установленного ст. 60 Основных законов, в качестве исключений предусматривались случаи: «когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего; когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию» (ст. 61). В соответствии со ст. 54 Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие. Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т. ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом. Из этих же принципов исходит законодательство РФ об административных правонарушениях (ст. 9 КоАП*). Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ*). Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом). Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

Безопасность как главная политическая ценность

Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который, основываясь на началах естественного права, создал полное и систематическое учение о государстве . Будучи свидетелем револю

ционных потрясений середины XVII в. в Англии, он выступил как яростный противник революции. В своей политической теории он исходил из представлений о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство, как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых устоях естественного закона.

Томас Гоббс родился в Мамзбери в семье викария, однако уже в раннем детстве остался без попечения родителей, и все заботы о воспитании молодого человека легли на плечи его дяди. В возрасте 14 лет

Гоббс поехал учиться в Оксфорд, где изучал схоластическую философию, неприязнь к которой сохранил на всю жизнь. Сам Гоббс увлекся эмпирической философией, а также интересовался математическими методами познания, что роднит его с такими учеными и философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, П. Гассенди и Г. Галилей. С ними он лично познакомился при многочисленных поездках на континент, куда он приезжал в качестве гувернера- воспитателя, сопровождая своих богатых и знатных учеников. По возвращении в Англию 50-летний Гоббс начал разрабатывать основы политической теории. Его взгляды

на верховную власть не понравились ни одной из борющихся политических партий - ни роялистам, ни республиканцам, и Гоббс, будучи осторожным человеком, уехал на десять лет во Францию. Опубликовав в 1651 г. свое главное политическое произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Гоббс поссорился также и с французским духовенством, недовольным его антикатолицизмом, и вынужден был бежать обратно в Англию. Там он отошел от политической жизни, отказался от предложенного ему видного государственного поста, подчинившись диктатуре Кромвеля. После Реставрации Гоббс снова приобрел расположение короля, однако его произведение «Левиафан» после большого пожара и чумы в Лондоне стало объектом особенно недоброжелательной критики, было причислено к чему-то злостно-атеистическому, якобы ответственному некоторым образом за столь жуткие события. В это время популярность Гоббса за границей была выше, чем у него на родине.

Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится в таких его сочинениях, как «Элементы законов, естественных и политических», в третьей части философской трилогии «Основы философии» - «О гражданине» (первые две части озаглавлены «О теле» и «О человеке») и в упомянутом выше сочинении «Левиафан». Через несколько лет после смерти Гоббса его политические произведения были включены в индекс запрещенных книг, составленный Оксфордским университетом, и сожжены.

Основные положения политико-правовой теории Гоббса. Основные положения, которые защищает Гоббс в «Левиафане», можно свести к следующему. Гоббс разработал новое политическое понятие - «естественное состояние», охарактеризовав его как состояние, где нет власти, держащей людей в страхе, как «состояние войны всех против всех». Пагубность такой ситуации побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния, взаимному отказу от права на все. Люди отказываются от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения и безопасности) и переносят их на государство, власть суверена в котором абсолютна. Подданные не имеют никаких прав в области политики, а поддержание справедливости в области частноправовых отношений, в том числе сохранение каждым того, что ему принадлежит, соблюдение незыблемости договоров, беспристрастная защита каждого в суде и т.п. также вменены в обязанности суверену. Возможность поступать по своему усмотрению подданные имеют лишь в том, в чем суверен не предписал никаких правил.

О методе получения новых политических знаний. Искусство строительства и сохранения государства, писал Гоббс, подобно арифметике и геометрии, основано на определенных правилах, а не только на практике. Для того чтобы найти эти правила, нужны досуг, любознательность и метод. Аристотель и Цицерон получали политические знания, анализируя политическую практику собственных государств, и не пользовались таким методом, как выведение знаний из принципов природы. Сам Гоббс в своей теории государства и права воспользовался именно последним методом.

О естественном состоянии как состоянии «войны всех против всех». В естественном состоянии все люди равны и между ними возникает вражда. Причины этой вражды лежат в природе человека, и основных причин три: соперничество, недоверие, жажда славы. Соперничество равных по природе людей протекает с использованием насилия, оно возникает по поводу их притязаний на объекты собственности, будь то имущество другого человека или он сам, его жена, дети, скот и проч. Недоверие между людьми ведет к тому, что люди употребляют насилие в целях самозащиты. Жажда славы приводит людей к использованию насилия с целью добиться от других почестей, признания своего превосходства, большего уважения и проч.

Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли тезисом Аристотеля о том, что человек есть общественное животное и не может жить вне общения. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить их жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении. Гоббс убежден, что «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» .

В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы - одним словом, нет общества. Зато у людей, живущих в естественном состоянии, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, а жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Мерой добра и зла для человека, находящегося в естественном состоянии, являются лишь его личные влечения. Там, где нет верховной власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости.

В естественном состоянии отсутствуют собственность, владения, точное разграничение «моего» и «твоего», человек находится в плохом положении, и выйти из этого состояния он может отчасти благодаря своим страстям, а отчасти благодаря разуму.

Страсти, делающие людей склонными к миру, - это страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Эти условия суть то, что называется естественными законами.

Определение естественного права и естественного закона. Естественное право есть «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого» .

Свобода - это отсутствие внешних препятствий, которые лишают человека возможности делать то, что он хотел бы. Естественный закон есть «предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» . Право и закон необходимо различать, хотя обычно эти понятия смешиваются. Между тем право состоит в свободе делать или не делать что-то определенное, а закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы.

Формулировки основных естественных законов. Первый и самый главный естественный закон гласит: следует искать мира и следовать ему. Если у человека не будет надежды достигнуть мира, то за ним остается естественное право защищать себя всеми возможными средствами.

Второй естественный закон утверждает: в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права делать все, что он хочет, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у них по отношению к себе. Мотивом и целью при отречении от права является гарантия безопасности человеческой личности. Безопасность Гоббс понимает как сохранение жизни при условии, что жизнь не стала бы тяжелой . Взаимное перенесение права или обмен прав есть то, что люди называют договором.

Гражданское состояние связывается Гоббсом с понятием государства, которое определяется как организация принудительной власти. Гоббс объяснял, что если естественное состояние есть состояние войны всех против всех, то в гражданском состоянии имеется власть, установленная для оказания принудительного воздействия на тех, кто без этого воздействия нарушил бы свое слово.

Третий естественный закон есть закон справедливости, в соответствии с которым люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Природа справедливости состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но сама обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений, с чем совпадает также начало собственности.

Четвертый естественный закон Гоббс формулировал так: человек, получивший благодеяние от другого человека по его милости, а не по принуждению, должен вести себя так, чтобы человек, оказавший благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте.

Пятый естественный закон есть закон любезности: каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным.

Шестой естественный закон есть закон прошения: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого.

Седьмой закон гласит, что при отмщении (воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Этим законом людям запрещается налагать наказание с какой-либо иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других.

Восьмой закон устанавливает следующее правило: ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому.

Рассуждая по поводу девятого закона, Гоббс пишет, что в естественном состоянии все люди равны, а существующее в настоящее время неравенство было введено гражданскими законами. Он замечает, что знаком с доктриной Аристотеля о природном неравенстве людей, являющейся основой его «Политики». По Аристотелю, есть люди, предназначенные самой природой к управлению как наиболее мудрые, другие же, обладающие сильным телом, - к службе, как будто разделение на хозяев и слуг было установлено не соглашением людей, а различием ума. Но против этого говорит не только разум, но и опыт. Ведь, не без юмора заключает Гоббс, мало найдется дураков, которые не предпочитали бы сами управлять собой. Формулируя девятый закон, Гоббс пишет, что если природа сделала людей равными, то это равенство должно быть признано; если же природа сделала людей неравными, то равенство все же должно быть допущено, так как люди считают себя равными и вступают в договор не иначе, как на равных условиях. Сам же закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость. Таким образом, Гоббс не настаивает на равенстве людей как на эмпирическом факте, а признает равенство в качестве политического требования.

Из этого закона вытекает следующий: при вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-либо права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то следующий естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Следующий закон гласит, что неделимые веши должны быть, если возможно, использованы сообща, причем, если количество вещей позволяет, без ограничения, в противном случае - пропорционально числу тех, кто имеет право. То, что всем людям, которые являются посредниками мира, должна быть предоставлена гарантия неприкосновенности, - это тоже естественный закон. Другой естественный закон - в случае спора стороны должны подчинить свое право решению третьего лица - арбитра.

«Таковы естественные законы, предписывающие мир как средство сохранения людей в массе и относящиеся лишь к учению о гражданском обществе», - резюмирует Гоббс 1 . Конечно, рассуждает он, большинству простых людей, заботящихся лишь о пропитании, некогда заниматься дедукцией и выводить самим эти естественные законы из собственного разума. Но чтобы никто из людей не мог оправдываться незнанием этих законов, они были резюмированы в одном легком правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека. Это правило гласит: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано тебе.

Наука о естественных законах есть моральная философия. Естественные законы неизменны и вечны. Ибо несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными. Наука об этих естественных законах есть моральная философия. Таким образом, Гоббс, исходя из единого начала - сохранения мира и безопасности сообщества как главной ценности человеческого общежития, выводил как юридические, так и нравственные законы, которые сливались воедино.

Гоббс считал, что в естественном состоянии то, что он формулирует в качестве естественных законов, существует как известного рода определенная природная предрасположенность людей, о которой с помощью разума можно сделать умозаключение. Эти предписания разума обычно называют законами, что, однако, не соответствует их сущности. Ибо эти предписания лишь определенные умозаключения, а законом в собственном юридическом смысле является только то, что издано верховной властью и опирается на меч государства. Исходя из этого, можно понять, почему для Гоббса не существовало более высокой инстанции в вопросах права и морали, чем государство, которое с помощью законов регулировало, как бы мы сейчас сказали, политическое поведение людей (внешнюю сторону поведения). Поэтому, как пишет К. Хюбнер, в противоположность Бодену Гоббс «отбрасывает естественное право, признавая значение лишь издаваемого сувереном гражданского государственного права. Естественно-правовые законы (как, например, запрет краж или смертоубийства) суть лишь пустые формулы, которые практически бесполезны. То, является ли нечто кражей и в каких случаях это является кражей, или является ли нечто убийством и в каких случаях это является убийством в уголовно-правовом смысле, - все это подлежит определению исключительно в рамках законов, которые устанавливают, что вообще следует понимать под моим и твоим, под правом на жизнь и так далее» .

Государство как искусственный человек. Во второй части «Левиафана» Гоббс рассматривает вопрос о государстве. Для достижения мира и безопасности люди создали искусственного человека, называемого Гоббсом государством.

Он дал следующее определение сущности государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» . Государство Гоббс сравнивает с образом мифического Левиафана. Мысль Гоббса была хорошо проиллюстрирована на титульном листе его сочинения, увидевшего свет в 1651 г. На нем изображен по пояс огромный человек, состоящий из множества отдельных лиц, со знаками власти в обеих руках, возвышающийся над гористой местностью с очерченными границами государства.

Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному соглашению. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим. Термин «политическое государство» впоследствии получил широкое распространение. Разговор о правах, образующих сущность верховной власти и одновременно являющихся ее признаками, Гоббс начинает с этого типа государства.

Признаки политического государства. Подданные в нем не имеют права свергнуть власть суверена и вернуться к хаосу разобщенной толпы. Люди заключают договор друг с другом, а не с сувереном, поэтому невозможно нарушение соглашения со стороны суверена и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо свои обязательства. Ведь очевидно, что тот, кто стал сувереном, не заключал предварительного соглашения со всеми своими подданными. Если большинство подданных своим голосованием объявят кого-то сувереном, то несогласный вынужден будет подчиниться воле большинства. Так как в таком государстве каждый подданный является ответственным за все действия суверена, то, что бы ни делал суверен, это не может рассматриваться как неправомерное и несправедливое действие по отношению к подданному. Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Поскольку в компетенции суверена находится обеспечение мира и безопасности и он вправе делать все, чтобы предупредить внутренние раздоры и угрозу извне, то в компетенцию верховной власти входит и судейство по поводу того, какие мнения и учения препятствуют или содействуют миру и безопасности. Она должна определить, «кто должен расследовать доктрины всех книг, прежде чем они будут опубликованы». Как говорит Гоббс, «действия людей обусловлены их мнениями, и в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями с целью водворения среди них мира и согласия» 1 .

В политическом государстве к компетенции верховной власти относится право учреждать гражданские законы, особенные законы каждого отдельного государства, в первую очередь законы о собственности. Составной частью компетенции верховной власти является право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущих возникнуть относительно закона, как гражданского, так и естественного, или относительно того или иного факта, а также право объявления войны и заключения мира с другими государствами. Это право судить о том, что требуется в данный момент в интересах общего блага и какие силы должны быть для данной цели собраны, вооружены и оплачены, какая сумма должна быть собрана с подданных для покрытия расходов. Верховная власть имеет право распоряжаться войсками государства. Суверен всегда является верховным главнокомандующим. Он вправе как награждать и поощрять людей к служению государству, так и накладывать наказания и предавать бесчестью тех, кто наносит ему вред. Суверену принадлежит право раздавать почетные титулы, устанавливать градацию ценности людей, оказавших или способных оказать услугу государству.

Таковы признаки верховной власти. Ее права непередаваемы и неделимы. Это доказывается следующим образом. Есть такие права (не вошедшие в вышеперечисленные), которые могут быть переадресованы сувереном кому-то другому. Но если он перенесет на кого-то другого право распоряжаться войсками, то сохранение за собой права судебной власти будет бесполезно, так как у него не будет силы привести законы в исполнение. Если он уступит кому-либо право взимать налоги, то пустым остается его право распоряжаться военными силами; если он откажется от права цензуры тех или иных доктрин, то люди могут восстать.

Гоббс убежден, что причиной недавней гражданской войны в Англии послужило неправильное мнение, распространенное среди большинства населения, что указанные права должны быть разделены между королем, лордами и палатой общин. Он уверен, что в ближайшем будущем страна вернется к его идее неделимости верховной власти. Здесь, как известно из последующих событий, Гоббс ошибался.

Гоббс понимал, что положение подданных, вынужденных безропотно подчиняться прихотям и порочным страстям того или тех, кто имеет в своих руках столь неограниченную власть, весьма прискорбно. Но он знал, что есть еще более страшное положение - гражданская война или разнузданное состояние безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежа. Он справедливо замечал, что все люди от природы как бы снабжены замечательными увеличительными стеклами, каковыми являются их страсти и себялюбие и сквозь которые каждый маленький платеж их в пользу государства представляется им великой обидой. И одновременно они лишены тех подзорных труб, а именно морали и гражданской науки, которые бы позволяли видеть издали грозящие бедствия, которых нельзя избежать без таких платежей.

О видах политического государства. Видов государства, основанного на установлении, может быть только три: монархия (верховная власть принадлежит одному человеку), демократия, или народоправство (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих всех, кто хочет участвовать в выборах), и аристократия (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих лишь часть граждан). Других видов правления быть не может, ведь вряд ли кто-нибудь назовет анархию новой формой власти. Что же касается встречающихся терминов «тирания» и «олигархия», то это не названия других форм правления. Те, кто недоволен монархией, называют ее тиранией, а недовольные аристократией называют этот вид власти олигархией. Но не следует думать, что правление имеет одну форму, когда оно нам нравится, и другую, когда оно нам не нравится, справедливо указывает Гоббс.

Монархия лучше других форм государства обеспечивает мир и безопасность. Ход рассуждений Гоббса по этому поводу таков. Всякий человек, облеченный властью, несет в себе два начала: как политик он должен заботиться об общем благе, как частное лицо он имеет в виду свои собственные интересы, интересы своей семьи, родственников и друзей. Если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, человек чаще всего отдает предпочтение своим интересам, ибо страсти сильнее разума. Общие интересы поэтому более всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. В монархии есть один властитель, который легко может удовлетворить себя и своих приближенных, в то время как у членов собрания фаворитов и родственников гораздо больше. Монарх может советоваться с тем, чье мнение сочтет нужным. В демократиях советы дают люди, имеющие на это права, а это чаще всего люди, сведущие больше в вопросах приобретения богатства, чем в знаниях, демагоги и ораторы, стремящиеся разжечь страсти, играющие на публику в ущерб интересам дела. Такое положение дурно еще и потому, что тайное ведение дел, часто необходимое в государстве, становится невозможным.

Об отеческом и деспотическом государствах. Для государства, основанного на приобретении (силе), используются такие понятия, как отеческая и деспотическая власть. В обоих случаях - как при договорном происхождении государства, так и при силовом - побудительным мотивом его образования, согласно Гоббсу, является страх. Но если в первом случае страх друг перед другом (а не перед сувереном) заставляет человека договариваться и выбирать верховную власть, то в государствах, основанных на силе, страх перед сувереном отдает людей ему в подданство. Это единственный критерий, по которому эти два разных типа государства различаются между собой.

Понятие «господство» Гоббс использует для государств, основанных на приобретении. В них господство может быть приобретено двояким путем: путем рождения и путем завоевания. Право господства на основе рождения есть право родителя господствовать над своими детьми, а такая власть называется отеческой. Право господства на основе завоевания есть право хозяина господствовать над слугой, и такая власть называется деспотической. Гоббс специально подчеркивает, что право господства как в первом, так и во втором случае основано на согласии подчиняться как отеческой власти, так и власти завоевателя, и объясняет, почему дело обстоит именно так.

О группах людей и их роли в государстве. Группы людей Гоббс сопоставил с мускулами естественного человеческого тела. Под группой имеется в виду известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. Одни из этих групп являются упорядоченными, другие - неупорядоченными. Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие называются неупорядоченными. Само государство, рассматриваемое через теорию групп, является упорядоченной группой, причем абсолютной и независимой. Все другие упорядоченные группы зависимы, т.е. подвластны верховной власти. Из подвластных групп некоторые являются политическими (иначе их можно назвать политическими телами или юридическими лицами), другие - частными. Политическими являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными. Из них одни законны, другие противозаконны.

Служителями верховной власти являются те, кому суверен поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства. Некоторым из государственных служащих поручается общее управление или всем государством (протекторы, регенты), или частью его (губернаторы, наместники, префекты). Их функции соответствуют функциям нервов и сухожилий, приводящим в движение различные члены человеческого тела. Другие чиновники ведают специальными отраслями управления внутри страны или за границей. Из специальных отраслей управления внутри страны на первом месте стоит управление государственным хозяйством. Государственными чиновниками являются те, кто имеет полномочия в отношении казны, кому поручены сбор налогов, пошлин, земельных податей и других государственных доходов, а также отчетность по этим статьям. Далее, служат государству те, кто имеет полномочия в отношении войска. Не меньшее значение для государства в глазах Гоббса имеют те его служители, которые имеют полномочия учить людей их обязанностям в отношении к верховной власти и наставлять в том, что справедливо и несправедливо, дабы сделать их склонными жить в благочестии и мире между собой и противостоять врагам государства. Служителями являются также те, кому поручено судопроизводство, те, кто имеет полномочия от суверена заботиться о приведении в исполнение судебных решений, обнародовать его повеления, подавлять беспорядки, арестовывать и заключать в тюрьму преступников, а также совершать другие акты, имеющие целью сохранение мира. Их функции соответствуют функциям рук в человеческом теле. Государственными служащими за границей являются те, кто представляет своего суверена в иностранных государствах (послы, курьеры, агенты).

Качества , отличающие хорошего судью. Для наилучшего отправления своих функций государственные служащие должны обладать определенными качествами. Так, например, хорошего судью отличают следующие четыре качества. Это ясное понимание основного естественного закона, называемого справедливостью, что зависит не от чтения книг, а от собственного естественного разума человека и от его умения размышлять. Это качество предполагается у людей, имеющих наибольший досуг и склонность к размышлению о принципе справедливости. Вторым качеством является презрение к излишнему богатству и к чинам. Третьим - способность отвлечься в своем суждении от всякой боязни, гнева, ненависти, любви и сострадания. Четвертым - способность терпеливо и внимательно выслушивать и запоминать, обдумывать и применять слышанное.

Рассуждая о государстве, Гоббс отводит целую главу тематике преступления, оправдания и смягчающих вину обстоятельств. Источником преступления может быть незнание, ошибка в рассуждении, а также сила страстей. Незнание касается в первую очередь незнания самого закона. Незнание естественного закона ни для кого не может служить оправданием, так как само собой разумеется, что человек со зрелым умом знает, что он не должен делать другим того, чего не желал бы по отношению к себе.

О безопасности народа и государства. Обязанности суверена определяются той целью, ради которой он был наделен верховной властью - обеспечением безопасности народа. Гоббс неоднократно подчеркивал, что под обеспечением безопасности он понимает не одно лишь обеспечение существования, но также обеспечение за каждым человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства. Выполнение этой задачи подразумевает ожидание от суверенной власти как общих мер, состоящих в просвещении народа и издании и применении хороших законов, так и заботу и защиту отдельных индивидуумов. Что касается просвещения народа, то оно, согласно Гоббсу, в первую очередь, должно заключаться в том, чтобы народ не увлекся формами правления соседних народов и не стремился к изменению своей собственной формы правления под предлогом того, что другие народы под иным управлением живут в благополучии и благоденствии. Ведь благоденствие народа обусловлено не формой правления, а внутренним согласием, выраженным в послушании. Устраните согласие в народе, замечает Гоббс, и народ в короткое время погибнет.

Те, кто своим неповиновением думает реформировать государство, пишет Гоббс, найдут, что они его этим разрушили. Они очутятся в положении глупых дочерей Пелея, которые, желая омолодить своего дряхлеющего отца, разрубили его по совету Медеи на куски и сварили вместе с какими-то дикими травами, но этим не сделали из него нового человека. Просвещение народа также должно включать в себя знание того, что дурной отзыв о верховной власти является преступлением, поскольку приводит к разрушению повиновения народа, и, как следствие, к разрушению государства. В целях просвещения следует специально выделить время, когда народ мог бы собираться и слушать поучения о своих обязанностях, а также время на чтение и толкование положительных законов, поскольку они касаются всех подданных. Каждый суверен обязан, кроме того, заботиться о том, чтобы народ учили справедливости, т.е. тому, что ни у кого нельзя отнимать ничего, что ему принадлежит. Также людям следует показать пагубные последствия несправедливого суда вследствие продажности судей или свидетелей, когда теряется всякое понятие о собственности и правосудие перестает оказывать какое бы то ни было действие. Что же касается средств и путей доведения этих принципов до сознания людей, то лучшим из них является правильная постановка обучения юношества в университетах.

Далее, безопасность народа требует от того или тех, кто имеет верховную власть, чтобы справедливость была в одинаковой мере соблюдена по отношению к людям всех состояний. К равной справедливости относится и равномерное налогообложение. Если многие люди будут не способны поддержать себя своим трудом, то в целях безопасности самое необходимое для них должно быть предоставлено верховной властью, а не списано на частную благотворительность. Для физически сильных людей государство-суверен должно предоставить работу, для чего необходимо поощрять развитие всякого рода промыслов, таких как судоходство, земледелие, рыболовство и всех отраслей промышленности, требующих рабочих рук. При переизбытке населения суверену следует позаботиться о переселении части его в слабозаселенные страны. Гоббс надеялся, что когда-нибудь его краткий и ясный труд попадет в руки суверена, который самостоятельно его изучит и превратит гоббсовские умозрительные истины в полезную практику.

  • См.: Чичерин Б.Н. Указ. соч. С. 165.
  • Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 87.
  • Там же. С. 89.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 89.
  • Там же. С. 92.
  • Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001. С. 84.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 119.

Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной по­литической власти." В начале революции он выступил защитни-

1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской

ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку?

Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство спо­собностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обурева­емое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находят­ся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоя­нии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии.

Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества?

Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе чело­века: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разу­ме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами».

Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определя­ет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В есте­ственном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, есте­ ственные законы. Следовательно, право и закон различаются меж-

работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посе­тив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трак­тат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромве­лем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гоне­ниям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиа­фан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещен­ных книг.

ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стре­миться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.

Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасно­сти личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они - начало и источник справедливости. Справедливость и собствен­ность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он назы­вает еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая уг­розой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобре­тают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государ­ ства, а сила - с появлением гражданских законов.

Цель государства - главным образом обеспечение безопасно­сти, поскольку естественными законами она не гарантируется. Со­глашения без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс.

Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, еди­ное лицо - государство. «Государство, - дает определение мысли­тель, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сде­лало себя путем взаимного договора между собой огромное множе­ство людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним челове­ком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верхов­ной властью - суверен. Всякий другой - его подданный.

Таким образом, абсолютная власть государства - вот, по мне­нию Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движе­ние всему телу» - душа; должностные лица исполнительной и су-

дебной власти - искусственные суставы; награды и наказания - нервы; благосостояние и богатство граждан - сила; безопасность народа - занятие; его советники - память; справедливость и зако­ны - разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - бо­лезнь; гражданская война - смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель.

Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограни­ченная власть над жизнью и смертью подданных не может считать­ся несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый под­данный является виновником каждого акта, совершаемого сувере­ном», - считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла - гражданс­кий закон, единственный судья - законодатель.

Предполагая возражения против безропотного подчинения при­хотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограни­ченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение челове­ка всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравне­нию с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть - гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав от­дельного индивида, правовой организации самого государства.

В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена - только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государ­стве. Однако правовая организация самого государства у него вклю­чает права и свободы подданных, обязанности суверена.

Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограничен­ной властью суверена?

Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыс­литель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. граждан­ ские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю-

чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы остав­ляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразуме­вается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсо­лютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим под­данным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоход­ство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветитель­ной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гу­манный социальный смысл.

Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обя­зан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п.

В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе пересту­пать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязы­вает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запреща­ет защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возмож­ность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему.

Иное дело - гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами.

По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью пред­писаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека мо­жет быть урезана и ограничена, что «является естественной целью

издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон - установление разума и приказа­ ние государства. Следовательно, толкование закона зависит от вер­ховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен.

Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (опреде­ляющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом.

Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа - высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью - изданием и применением хороших законов, воспитанием рав­ной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходи­мым средством к миру», условием общежития в трактате называ­ется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанно­стям суверена он относит также правильное применение вознаг­раждений и наказаний.

Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как послед­ний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, уста­новленные для подданных, на него не распространяются. В его кон­цепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшеству­ющих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях.

Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государ­ ства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суве­рен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста-

9 Г. Г. Демиденко

точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту под­данным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпа­тии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на сто­роне монархии, потом - на стороне сильной власти лорда-протек­тора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реали­зуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными.

Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права - идея всеобщего естественного равен­ства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и пока­зал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса - гражданское общество, охраня­емое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть

суверена и права подданных. Его возвеличивание государства

Левиафана, правопорядка - не гимн тоталитаризму, а правовая аль­тернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним.