Требования техники безопасности ремонте автомобиля. Инструкция по охране труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов. Требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля

Перед установкой на пост ремонта автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. При движении автомобилей в зоне технического обслуживания самоходом воздух сильно загрязняется пылью и отработавшими газами, оказывающими вредное действие на здоровье рабочих. Для создания наиболее благоприятной обстановки используют различные транспортирующие устройства, конвейеры, траверсные и осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль, установленный на напольный пост, необходимо надёжно закрепить, подставив не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозным механизмом; при этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а с дизелями - перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля следует навесить табличку с надписью «Двигатель не пускать: работают люди!».

При техническом обслуживании автомобиля с помощью подъемника на его механизме управления необходимо вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены требования безопасности на основных операциях, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей.

1. Контрольные, крепежные и регулировочные работы ТО-1 и ТО-2. Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла агрегата автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с рабочими, работающими внизу. Поэтому в технологической карте за рабочими следует закреплять определенные участки работ, что повышает и ответственность рабочего за выполняемую работу.

Рациональное распределение работ исключает излишние перемещения рабочего.

На крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными и торцовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообразно пользоваться ключами с трещетками (храповыми механизмами). Трещетка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каждого поворота.

При работе в стесненных и труднодоступных местах особое внимание необходимо обращать на прилаживание инструмента к объекту работ, правильную накладку ключа на гайку или болт, установку зубила, отвертки. Сорвавшийся инструмент или неверный удар может привести к травме. В этих случаях особое значение имеет исправность инструмента. Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы. Нельзя наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании плотно затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале обстучать грани гайки легкими ударами молотка, смочить ее керосином, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачивать. Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубать зубилом и заменять исправными. При рубке зубилом необходимо надевать защитные очки.

При выполнении крепежных работ в труднодоступных местах следует применять специальные отвертки, а чтобы удобней было выполнять эти операции на потоке перед или за автомобилем, необходимо устанавливать передвижные подставки или переходные мостики. Работать сидя на крыле автомобиля, стоя на подножке на ребордах осмотровой канавы опасно. При выполнении крепежных работ под кузовом автомобиля-самосвала необходимо предварительно укрепить поднятый кузов дополнительной упорной штангой, что исключает его самопроизвольное опускание.

При работе надо помнить, что у автомобиля имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент был чистым и незамасленным, в противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой сцепления на автомобилях с карбюраторным двигателем необходимо предварительно установить рычаг переключения передач в нейтральные положения и выключить зажигание, так как при включенном зажигании может произойти вспышка в одном из цилиндров и двигатель может начать работать, что повлечет за собой затягивание руки рабочего в сцепление. Перед регулировкой сцепления на автомобиле с дизелем необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и закрыть воздушную заслонку. В противном случае при провертывании коленчатого вала двигатель может начать работать, а автомобиль двигаться.

Операции по регулировке сцепления на автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки. Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика не разрешается, так как они могут сорваться и нанести рабочему травму. При регулировании узла сцепления автомобиля с дизелем прокладки надо вынимать, используя крючки. При регулировке сцепления следует пользоваться переносной лампой, предварительно укрепив ее в непосредственной близости от объекта работы.

2. Смазывание и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные работы необходимо выполнять только на специально оборудованных постах, оснащенных различными приспособлениями. Такие посты можно располагать на поточной линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные точки на автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами. Применение таких наконечников позволяет смазывать карданный вал без проворачивания. Перед началом смазочных работ необходимо обращать внимание на исправность пресс-масленок. Неисправные пресс-масленки следует заменять. Применение неисправных прессмасленок приводит к выдавливанию смазочного материала мимо, а следовательно, и к загрязнению рабочего места.

При смене, а также при доливке смазочных материалов в отдельные агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать только предназначенными для этой цели ключами. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

Ремонт системы питания двигателей, работающих на топливе с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания.

    Сопутствующий ремонт при выполнении ТО-2. Данную работу недопустимо выполнять в одиночку и на горячем двигателе. Для смазывания болтов крепления фланца приемной трубы глушителя необходимо применять графитную смазку. При проворачивании и снятии карданного вала следует использовать приспособление. На этой операции применяют съемники, гайковерты, а также приспособления для снятия и установки пружин тормозных колодок, стартеров. Для транспортирования колес необходимо применять тележки.

    Проверка автомобиля после технического обслуживания. Проверку следует производить только при остановленном двигателе и заторможенных колесах. Для проверки работы двигателя и тормозных механизмов необходимо использовать диагностическое оборудование. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения.Для их испытания необходима специально выделенная площадка. Действия водителя и слесаря по ремонту автомобилей должны быть согласованными. Недопустима регулировка тормозных механизмов при работающем двигателе. При данной операции под колеса должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка рессор. Во избежание срыва ключа или излома воротка при отворачивании или заворачивании гаек-стремянок рессор необходимо применение гайковертов. На снятие и установку рессор должна быть технологическая карта, указывающая применяемые приспособления, последовательность выполняемых работ, безопасные приемы труда. При подъеме автомобиля подъемными механизмами необходимо применять специальные захваты.

При выпрессовке пальцев рессор следует применять приспособления, а для совмещения отверстий ушка рессоры и серьги - оправки. Недопустимо применение случайных предметов вместо козелков. При вывешивании автомобиля только на домкрате также необходимо установить козелки. Резиновые подушки рессор следует устанавливать с помощью приспособления.

6 . Снятие и установка двигателя. Операция производится при наличии упоров под колесами автомобиля. Следует проверить, чтобы двигатель был полностью освобожден от крепящих его болтов и других деталей. Рабочий не должен находиться в зоне подъема или опускания двигателя. Недопустимо выполнение работ на вывешенном двигателе. Необходимо следить за исправностью подъемного механизма и захватных устройств. Нельзя превышать допустимую грузоподъемность подъемного механизма. Снятый двигатель должен устанавливаться на подготовленное место.

    Снятие и установка коробки передач и сцепления. Операция производится только с помощью приспособлений. Следует убедиться в исправности применяемых лебедок с ручным приводом. Недопустимо обвязывание коробки передач проволокой, тросом. Для крепления коробки передач к крюку лебедки нужно пользоваться только специальными захватами. Необходимо применять приспособления для совмещения шлиц первичного вала коробки передач со шлицами ведущего диска сцепления. Операция должна производиться при достаточном освещении рабочего места.

    Снятие и установка колес с барабаном и ступицей. Эту работу недопустимо выполнять на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одном подъемном механизме (домкрате, тале). Должны быть использованы козелки; предварительно необходимо убедиться в их исправности. Под неснятыми колесами устанавливают упоры. При выполнении работ следует пользоваться торцевыми ключами и гайковертами.

Для снятия полуосей недопустимо применять зубила и молоток вместо болтов-съемников. Для снятия и установки колес надо использовать тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие и установка кабины и платформы. Категорически запрещается производить работу вручную. Необходимо наличие технологии снятия кабины и платформы автомобилей, специального поста и средств механизации. Запрещается обвязывание платформы, кабины тросами, цепями для подъема. Под крюк подъемного механизма следует устанавливать специальные захваты. При подъеме или установке платформы следует убедиться в том, что борта заперты.

    Снятие и установка заднего моста. При операции необходимо использовать гайковерты. Недопустимо наращивание ключей трубами. Для подвески конца карданного вала за раму следует использовать кронштейн. Под колесами переднего моста должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка передней оси. Упоры должны быть установлены под задними колесами автомобиля. Недопустимо производить подъем автомобиля за буксирные крюки. Запрещается производить работу на вывешенном автомобиле без установки подставки под раму. При операции следует пользоваться специальными средствами механизации.

    Снятие и установка главной передачи заднего моста. При работе следует использовать приспособление для подвески конца карданного вала на раме. Недопустимо применение зубила и молотка для снятия полуосей вместо болтов-съемников. На осмотровой канаве и на напольных местах должны быть приспособления для снятия и установки главных передач. Пол осмотровой канавы не должен быть скользким. Следует обращать внимание на правильную установку прокладки между плоскостями сопряжения. Данную операцию не разрешается производить в одиночку.

    Снятие и установка подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала. Недопустимо производить подъем кузова с грузом. Для замены подъемного механизма необходимо наличие специализированного поста. При данной операции обязательно применение исправных основных и дополнительных упоров под кузов. Нельзя снимать и устанавливать подъемный механизм вручную.

14. Снятие и установка, рулевого механизма. На данной операции должны применяться съемники сошки и рулевой колонки. Не разрешается выполнять работу вручную. Действия рабочих должны быть согласованными.

    Замена шкворней передней оси. Для выпрессовки и запрессовки шкворней следует применять специальное приспособление. Необходима выколотка из мягкого металла (меди, бронзы и т. д.). Работу следует производить в защитных очках. Автомобиль должен находиться в заторможенном состоянии.

    Замена трубы полуоси заднего моста. Для выпрессовки и запрессовки трубы полуоси необходимо использовать гидравлический съемник или другое приспособление. Под колесами автомобилей должны быть установлены упоры.

    Текущий ремонт кабин и платформ грузовых автомобилей, кузовов автобусов и легковых автомобилей. Перед работой следует убедиться в исправности запорного механизма, упораограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

Для закрепления стекол и вставки резиновых прокладок и кантов при ремонте кузовов необходимо применять специальный инструмент. Работы с досками платформы следует выполнять в рукавицах. При текущем ремонте расстояния между автомобилями должны соответствовать существующим нормам. Применение на данной операции ручной шлифовальной машинки без защитного кожуха недопустимо.

18 . Погрузка, перемещение и разгрузка агрегатов, узлов, колес и деталей автомобилей. Для перевозки аккумуляторных батарей, рессор, коробок передач, главных передач задних мостов, ступиц колес, двигателей, колес и других габаритных и тяжелых деталей и узлов автомобиля необходимо пользоваться тележками. Не допускается транспортирование агрегатов с помощью консольных и козловых кранов-подъемников. Не разрешается зачаливание груза тросами, цепями, проволокой, веревками вместо специальных захватов, исключающих падение груза.

19 . Текущий ремонт агрегатов, снятых с автомобилей. Не следует допускать скопление агрегатов и узлов у мест их ремонта. Необходимо хранить на стеллажах и с помощью подставок длинные детали (карданные валы, рулевые тяги и т. д.). Недопустимо их хранить навалом, прислоненными к стене, верстаку, стенду. Ремонт агрегатов не должен производиться на весу и в неприспособленных местах.

20. Шиномонтажные работы. Их производят в установленном месте с применением предохранительных ограждений. Не следует исправлять положение шины на диске постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой при накачке. Слесарь должен следить за тем, чтобы были исправными и чистыми диск колеса и замочное кольцо. Нельзя производить подкачку шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 40%. Необходимо пользоваться дозатором давления или манометром, так как без них возможна перекачка шины, что может стать причиной несчастного случая. Недопустимо выбивать диск колеса вручную кувалдой. На данной операции необходимо использовать стенд демонтажа и гайковерт для колес. Под вывешенной частью автомобиля должен быть установлен козелок, а под неснятыми колесами - упоры. Запрещается перемещать колеса и шины вручную. Недопустимо применение отвертки, шила или ножа для удаления предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту автомобилей участвует и в других видах работ.

При участии совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных работах необходимо иметь в виду, что применяемые на этой операции кузнечные клещи должны соответствовать размеру и профилю обрабатываемых заготовок и деталей. Нельзя производить ковку нагретого металла с окалиной, на мокрой или замасленной наковальне, с применением неисправного инструмента. Рихтовка рессор должна производиться на стенде, а не на наковальне. Работы производят только в защитных очках и рукавицах. Ремонт рам, вывешенных на подъемных механизмах или установленных на ребро, следует производить при наличии устойчивых подставок или козелков.

При участии совместно с жестянщиками в медницко-жестяницких работах следует помнить, что переноска, правка или резка листового металла производится только с применением рукавиц. Работа должна проводиться только с зачищенными от острых углов и заусениц заготовками, деталями или заплатами. Во избежание ожогов рук недопустимо придерживать руками вырезаемые газовой сваркой поврежденные места. Ремонт радиаторов и топливных баков необходимо вести на специальных стендах. Пайку следует производить без излишнего припоя на паяльнике.

Слесарь по ремонту автомобилей, участвующий в сварочных работах, должен знать, что выполнение огневых работ на автомобилях при незакрытых топливных баках недопустимо. Нельзя производить газовую сварку при резке вблизи ацетиленовых, кислородных и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим мо применение открытого огня для отогревания замерзших генераторов и трубопроводов. Следует помнить, что при соединении ацетиленовых шлангов медной трубкой возможно образование взрывоопасной ацетиленовой смеси. Сварка производится только очищенных, промытых и пропаренных топливных баков и других резервуаров. При электросварке электросварочная установка, тиски электросварщика, рамы автомобиля и кузова должны быть заземлены.

При аккумуляторных работах совместно с аккумуляторщиками недопустимо переливать кислоту вручную без приспособлений, а также вливание воды в кислоту при приготовлении электролита. Переносить бутыли с кислотой или электролитом можно только с помощью специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные батареи небольшой массы можно переносить вручную, используя специальные приспособления. Ремонт и зарядка аккумуляторных батарей сопровождается выделением водорода, который в смеси с воздухом образует взрывоопасный гремучий газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать искрения контактов при зарядке, применения «закруток», производить проверку аккумуляторных батарей коротким замыканием. Работа производится в спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных работах совместно с вулканизаторщиками перед началом их следует убедиться в исправности вулканизационного аппарата и парогенераторов. Запрещается уходить с рабочего места во время работы аппарата во избежание взрыва.

При использовании спредера все его крюки должны быть установлены на борта осматриваемой шины.

Подавать сжатый воздух в варочный мешок паровой мульбы следует только после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами. Нельзя допускать ослабления струбцин до выпуска воздуха из варочного мешка.

При заточных работах совместно со станочниками недопустимо перемещение предохранительного козырька и перестановка подручника при вращающемся круге. Зазор между краем подручника и рабочей поверхностью круга должен быть не менее 3 мм. Подручник со стороны круга не должен иметь выбоин, сколов и других дефектов.

Работа на станке разрешается только при наличии защитного кожуха. Перед установкой круга на станок необходимо убедиться, что он испытан на прочность. Недопустимо использование кругов с трещинами и другими повреждениями. Нельзя работать боковыми поверхностями кругов, не предназначенных для данного вида работ. Работать на заточном станке следует при наличии защитного экрана, а при его отсутствии - с использованием защитных очков. На станке должно быть устройство «ключ - марка», а также ограждение вращающихся частей.

При токарных, сверлильных и фрезерных работах совместно со станочниками слесарь по ремонту автомобилей должен знать, что недопустимо работать на поврежденных станках, а также при отсутствии ограждений вращающихся частей. Следует следить за наличием ограждений токоведущих частей электродвигателей и пусковых устройств, доступных для прикосновений к ним. Деталь можно измерять только после полной остановки шпинделя. Недопустимо удаление стружки руками, ветошью и сдувание ее сжатым воздухом, а также работа в расстегнутой спецодежде.

В любой сфере деятельности человека безопасные условия труда являются определяющими качествами организации.
В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.

Обеспечение безопасности при проведении работ контролируется прокуратурой, госсанинспекцией, гостехнадзором, пожарной инспекцией и другими службами государственного контроля. Ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора также на главного инженера.
Перед тем как поступить на работу, все лица проходят первый этап обучения технике безопасности на данном предприятии. Этот первый этап представляет собой вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Второй этап обучения включает в себя инструктаж на рабочем месте, который направлен на усвоение рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, на котором он должен работать. При выполнении работниками особо опасных работ необходимо проводить повторный инструктаж по технике безопасности не реже чем раз в три месяца. Кроме того, при нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса или вида работ необходимо проводить дополнительный инструктаж. Все виды инструктажей записываются в специальный журнал, который находится у руководителя предприятия, производственного участка или цеха.
Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении человека током, а также при других несчастных случаях.

Недостатки в организации труда, а также пренебрежение правилами безопасности и отсутствие должного контроля за их выполнением приводит к производственному травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления, поражение электрическим током, профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей. Производственный травматизм может возникнуть в результате различных причин, основными из которых являются:
1) неисправность оборудования, инструмента, приспособлений или несоответствие их условиям выполняемых работ;
2) нарушение технологического процесса;
3) отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего по технике безопасности;
4) несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;
5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих или запрещающих надписей;
6) недостаточное освещение;
7) низкий уровень технической культуры производства.

Предупреждение несчастных случаев

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля необходимо выполнять в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.
Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления.
При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать.

Автомобиль, который устанавливается на место проведения технического осмотра или ремонта, необходимо поставить на стояночный тормоз, а также надежно закрепить при помощи двух упоров, которые ставятся под колеса. При этом рычаг переключения скоростей необходимо установить в положение, которое соответствует низшей передаче. При постановке на автомобилях с карбюраторным двигателем или с газораспределительной установкой необходимо выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем нужно перекрыть подачу топлива. Кроме этого на рулевое колесо следует повесить табличку: «Двигатель не запускать: работают люди!».
Если обслуживание автомобиля осуществляется при помощи механического подъемника^ то на механизме управления следует прикрепить табличку: «Не трогать, работают люди!*. Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.
Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.

Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов массой более 20 кг осуществляется только при помощи подъемно-транспортного механизма, а также специальных приспособлений, которые предусмотрены для определенного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно применять мягкую или жесткую сцепку. В качестве мягкой сцепки применяются трос или цепь. В качестве жесткой сцепки применяют металлическую трубу или штангу с проушинами, При сцепке автомобиля с прицепом, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, после сцепки необходимо закрепить сцепное устройство при помощи предохранительного троса или цепи.
При буксировке на мягкой сцепке необходимо присоединять буксируемый автомобиль к двум буксировочным крюкам. В том случае, если буксировочных крюков нет, то мягкую сцепку необходимо присоединять к раме. Однако нельзя присоединять буксир к переднему мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать только один автомобиль с неисправным управлением, звуковым сигналом или освещением при буксировке в ночное время. Длина троса или цепи мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный трос необходимо освещать в ночное время, а также обозначать в соответствии с «Правилами дорожного движения».
Для буксировки автомобиля на жесткой сцепке у него должны быть исправны рулевое управление, передний мост, а также световые приборы (при буксировке в темное время суток).
Запрещается производить какие-либо ремонтные работы на автомобиле, который приподнят на подъемном механизме и не закреплен специальными подставками.

Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены Жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.
Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.
При ремонте и техническом обслуживании, перед тем как проворачивать коленчатый вал двигателя, нужно убедиться в том, что подача топлива отключена, а также в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

Перед запуском двигателя необходимо заблокировать колеса автомобиля при помощи стояночного тормоза и установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. Если запуск двигателя осуществляется при помощи пусковой рукоятки, то нельзя применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки нужно осуществлять снизу вверх.
Техническое обслуживание и технический ремонт нужно осуществлять при неработающем двигателе, кроме тех случаев, когда работа двигателя необходима для осуществления технического процесса данной операции.

Запуск двигателя и трогание автомобиля с места производят с учетом обеспечения безопасности работающих вблизи автомобиля людей.
Испытание тормозной системы автомобиля необходимо производить на специальном стенде. Кроме того, такое испытание разрешается производить на специальной площадке, если ее размеры позволяют обеспечить безопасность людей и автомобиля в случае неисправности тормозной системы.
Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы, пружины необходимо после разгрузки их от массы автомобиля, для этого под шасси или под кузов автомобиля устанавливают специальные упоры. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала нужно осуществлять после установки под платформу дополнительного упора, который позволит исключить возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.
Такие операции, как выпрессовывание втулок, подшипников, а также снятие других деталей, требующих приложения значительных усилий, необходимо производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать деталь в месте приложения усилий.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, перед прохождением технического осмотра и ремонта необходимо освободить, проветрить, тщательно вымыть и заземлить.

При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.

Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.
Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.
Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.

Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия с автомобиля в том случае, если давление колес снижено на 40% от нормативного значения или если нарушена сборка колеса. Накачивание колес, которые имеют замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, которые позволяют обеспечить безопасность рабочих в случае вылета замочного кольца.
При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.

Производственная санитария

Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников.
Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.
Противопожарные мероприятия

Для помещений автотранспортных мероприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. Для того чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного предприятия, запрещено:
1) подогревать двигатель автомобиля открытым огнем;
2) пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
3) хранить топливо (кроме топлива, которое находится в баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;
4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты автомобиля, а также руки и одежду бензином;
5) держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
6) допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания автомобиля; .
7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля, а также на его двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
8) допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива или моторного масла.

На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Не допускается применение чердаков в качестве производственных помещений.
Курение на территории автотранспортного предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность.
Все помещения автотранспортного предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают пенные огнетушители и ящики с песком. Пенные огнетушители устанавливают из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади помещения, ящики с песком - из расчета на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком должен быть расположен стенд, на котором находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное ведро.
Одним из главных условий успешной борьбы с возникшим пожаром является своевременное обнаружение возгорания и быстрое уведомление пожарной команды, поэтому автотранспортные предприятия должны быть оборудованы противопожарными сигнализациями.

При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.

Поэтому слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах технического обслуживания и ремонта автомобиля , должны быть чистыми и исправными.

Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров; применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей; применение зубил и молотка для отвертывания (завертывания) гаек.

Рукоятки отверток, напильников, ножовок и других инструментов изготовляют из сухой древесины твердых и вязких пород (дуб, бук, ясень), они должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

Паяльные лампы , электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, обученным правилам обращения с ними.

Стенды для ремонта агрегатов автомобиля должны быть надежно установлены на полу помещения и хорошо удерживать ремонтируемые агрегаты.

Устройства, позволяющие поворачивать агрегаты в требуемое положение, снабжаются стопорами, исключающими самопроизвольное поворачивание агрегатов.

Выпрессовывать втулки, подшипники, фланцы и другие трудно-снимаемые детали следует при помощи прессов или съемников. Съемники должны прочно и надежно захватывать детали в месте приложения усилия.

Осмотровые каналы должны иметь направляющие предохранительные борта-реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Для перехода через канаву и для работы спереди автомобиля на канавах должен быть переходной мостик.

Для установки автомобиля на конвейер , не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие реборды, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.

После установки на несущий пластинчатый конвейер автомобиль надо затормозить ручным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке, под колеса положить упоры.

На поточной линии, имеющей тяговый конвейер, автомобиль вначале тоже затормаживают и под колеса подкладывают упоры, а перед перемещением автомобиля - отпускают ручной тормоз и убирают упоры из-под колес. Тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения.

При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устранив им на каждом посту световую или звуковую сигнализацию.

Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ.

При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «стоп».

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта надо обязательно повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать - работают люди!».

Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме управления подъемником укрепить габличку с надписью «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля нужно надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).

Перед началом работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

На автомобилях-самосвалах БелАЗ предусмотрены два специальных упора. Перед длительной работой с поднятым кузовом дополнительно к установленным упорам необходимо подкладывать под платформу кузова клинья пли брусья.

В пневмогидравлической подвеске автомобилей БелАЗ азот в цилиндрах подвески находится под давлением до 100 кГ/см 2 , поэтому при техническом обслуживании необходима особая осторожность.

Перед снятием какого-либо цилиндра подвески следует полностью выпустить газ из обеих полостей цилиндра.

При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надежными (только металлическими).

Электротельферы, лебедки и другое оборудование, применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей, должны отвечать требованиям Госгортехнадзора и иметь яркую окраску (черные полосы на желтом фоне).

При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке. Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).

Для осмотра автомобилей применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 в с предохранительными сетками, а при работе в осмотровых канавках - напряжением 12 в. Ручные электроинструменты (дрели, гайковерты надо присоединять к сети только при помощи штепсельных соединений.

Запрещается держать электроинструменты за провод или касаться рукой вращающихся частей до их остановки.

Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания должен выделяться специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.

Испытывать и опробовать тормоза автомобиля рекомендуется на стендах или находу с применением деселерометров.

Автомобиль на стенде закрепляют цепью или тросом, чтобы исключить его самопроизвольное скатывание с роликов стенда.

Площадка для опробования тормозов на ходу должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов.

Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается после того как водитель увидит, что лица, производящие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.

размер шрифта

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА- ТИ Р М-008-2000 (утв- Минтрудом РФ... Актуально в 2018 году

4. Требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля

4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

Обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;

Заточку инструмента на наждачных точилах;

Работы с применением грузоподъемных машин;

Газоэлектросварочные работы.

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.

4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму должны быть закрыты все бензобаки огнеупорными чехлами.

4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно - транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

4.17. Перед тем, как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

Проверить правильность установки колес по отношению направляющих;

Поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;

Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля - самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

4.21. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обита листовой сталью, не имела заусенцев.

При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

4.22. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

4.23. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин.) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

4.24. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

Добавлен на сайт:

1. Общие требования охраны труда.

1.1 При ремонте автомобилей, автопогрузчиков и тракторной техники в зависимости от условий и характера работ приходится применять в процессе
работы различные инструменты, использовать станочное оборудование для сверлильных, заточных и других работ. Применять различные приспособления, механизмы. Пользоваться грузоподъемными машинами. Указанный характер работы требует от работника дисциплинированности, строгого соблюдения технического режима, правильной эксплуатации инструментов, механизмов. Оборудования во время их пуска, работы и остановки, точного выполнения требований настоящей инструкции. Работник по ремонту должен получать инструктаж по каждому виду работ, связанных с эксплуатацией оборудования, механизмов, инструментов.

1.2 К самостоятельной работе по ремонту автомобилей, автопогрузчиков и другой тракторной техники допускаются водители всех наименований, получившие вводный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, прошедшие стажировку и получившие допуск к самостоятельной работе, имеющие 1 группу электробезопасности.

1.3 Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе. Повторный инструктаж по электробезопасности проходить не реже 1 раза в год, при работе с электроинструментом и другими электроприемниками руководствоваться инструкцией.

1.4 Работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии. Продолжительность рабочего времени работника не должна превышать 40 часов в неделю, регламентируемые перерывы в работе составляют 7% рабочего времени, т.е. 34 мин.

1.5.Опасными и вредными производственными факторами, действующими на работника при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, приспособлений и инструментов, падающие предметы могут привести к травме;

Шероховатость и заусеницы на поверхностях оборудования, инструментов, приспособлений, материалов, заготовок могут привести к травме;

Электрический ток, при повышенном напряжении в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, может привести к электротравме;

Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования,
горячая вода, масло, повышенная или пониженная температура, влажность и
подвижность воздуха могут привести к ожогам, обморожению и к заболеваниям;

Повышенный уровень шума на рабочем месте - может привести к снижению слуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны может привести к заболеваниям органов зрения;

Выхлопные газы, пары бензина при вдыхании могут привести к отравлению;

Расположение рабочего места на значительной высоте может привести к
травме (падению);

Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара
и взрыва;

Транспортное средство, механизм или агрегат, вывешенный только
подъемным механизмом, представляет собой большую опасность - может
упасть и придавить работающего;

Применение неисправного гаражно-ремонтного и технологического оборудования, инструмента, приспособлений приводит к травмированию. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован;

Попадание сжиженного газа на незащищенные поверхности тела вызывает
обморожение;

Повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны
(сжиженные углеводородные газы), что может привести к удушью.

1.6Работник должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты носить на работе чистую, исправную спецодежду и обувь:

Средства индивидуальной защиты

Срок носки,

ботинки кожаные

рукавицы комбинированные

очки защитные

до износа

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепленной прокладке

брюки на утепленной прокладке

1.7 Рабочее место содержать в чистоте и порядке.

1.8 Не допускать на своё рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе.

1.9. Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и по которой получен инструктаж,

1.10. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться от своих прямых обязанностей и не отвлекать других какими-либо делами и разговорами, не имеющими никакого отношения к работе.

1.11. Не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям охраны труда.

1.12 При работе на станке выполнять указания по уходу и обслуживанию
оборудования, изложенные в руководстве к станку, а также требования
предупредительных таблиц, имеющихся на станке.

1.13 При обнаружении каких-либо неисправностей как до начала так и во
время работы заявить мастеру или руководству цеха. Запрещается
самостоятельно устранять какие-либо неисправности, если такая работа не
входит в круг Ваших обязанностей.

1.14 Следить затем, чтобы органы управления оборудованием были
снабжены устройствами, исключающими возможность случайного включения
и выключения его под действием вибрации и сотрясений

1.15 Следить затем, чтобы передвижное оборудование было снабжено
устройством, предотвращающим его самопроизвольное перемещение

1.16. Оборудование для транспортировки грузов должно иметь устройства предохраняющие грузы от самопроизвольного перемещения по поверхности
оборудования при транспортировке.

1.17. Электрическая аппаратура, применяемая в оборудовании для диагностики и регулировки элементов топливной аппаратуры, должна быть

во взрывозащищённом исполнении.

1.19. Не разрешается на рабочем месте курить, принимать пищу. Курить разрешается только в местах, отведенных для этой цели. Необходимо соблюдать правила личной гигиены. Перед приёмом пищи или курением
мыть руки с мылом. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных устройств (сатураторы, питьевые бачки, фонтанчики)

1. 20. Заметив нарушение требований безопасности труда другим работником, нужно предупредить его о необходимости их соблюдения

1.21 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей о
каждом несчастном случае, происшедшим на производстве или о проявлении
признаков острого профессионального заболевания (отравления)

1.22 Работник должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему от несчастного случая на производстве

1.23. За невыполнение требований инструкции работник несёт ответственность согласно действующему .

2. Требовании охраны груда перед началом работы.

2.1 Надеть чистую и исправную, положенную по нормам спецодежду и
спецобувь. Одежду заправить так, чтобы не было свисающих концов,
застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2 Перед употреблением защитные очки должны быть осмотрены на
отсутствие царапин, трещин и других дефектов. При обнаружении их очки
следует заменить на исправные. При загрязнении следует промывать теплым
мыльным раствором, прополаскивать и вытирать мягкой тканью.

2.3 Осмотреть и подготовить своё рабочее место, убрать все лишние
предметы, не загромождая проходы.

2.4 Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, а
именно:

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны. Разводные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях. Класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб или каких-либо других предметов запрещается;

Слесарные молотки и кувалды должны иметь поверхность бойка слегка

выпуклую, гладкую, без заусениц, вмятин и должны быть плотно заклинены мягким стальным заершенным клином на деревянной ручке;

Ручки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть

изготовлены из твердых и вязких пород сухого дерева (клёна, молодого дуба, рябины);

Ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, просечки, бородки, керны и т.п.) не должны имеет скошенных или сбитых затылков с заусеницами, вмятин, выбоин, трещин;

Напильники, стамески, долота, отвертки, шилья и другие ручные инструменты с заострённым нерабочим концом должны быть прочно закреплены в гладко и ровно зачищенной рукоятке, длиной не менее 150 мм и стянуты металлическими кольцами во избежание раскалывания.

2.5.Подготовить рабочее место к безопасной работе. Убедиться в достаточном освещении рабочего места, в нормальной работе вентиляции, Если пол мокрый или скользкий, вытереть его или посыпать опилками.

2..6. Перед пользованием переносным электрическим светильником обязательно проверить, есть ли на нём защитная сетка, убедиться в исправности шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение
переносных электросветильников должно быть не выше 50 вольт.

2..7. Если вблизи Вашего рабочего места проводятся электросварочные работы, потребовать от администрации цеха установки щита (ширмы).

2.8 Подготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).

2.9 Приступая к капитальному или среднему ремонту автотранспортного
средства убедиться, что топливные баки и топливопроводы освобождены от
остатков топлива.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. При выполнении работ работнику необходимо руководствоваться соответствующей инструкцией по эксплуатации техники.

3.2. Во время работы работник должен:

Все виды технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах);

Приступать к техническому осмотру и ремонту только после того, как автомобиль будет очищен от грязи и снега и вымыт;

После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, подложены ли специальные упоры (башмаки) под колёса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать их самому. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

3.3. При снятии и установке агрегатов.(задние и передние мосты, рессоры, колёса и др., установить раму автотранспортного средства на специальные металлические козлы, а под колёса положить клинья. Запрещается подкладывать (кирпичи, обрезки дерева или другие какие-либо случайные
предметы под раму транспортного средства. Пользоваться только
специальными деревянными подкладками.

3.4. При подъёме и установке автомобиля, погрузчика и других транспортных средств на домкрат обращать внимание на грунт. Он должен
быть твердым. При установке домкрата на рыхлой почве обязательно для
устойчивости под домкрат подкладывать специальные доски.

3.5 Не допускается работа и нахождение под транспортным средством, если оно стоит на домкрате без страхующих специальных подставок. Работу
проводить испытанным домкратом

3.6 Влезать под автомобиль и вылезать из-под него необходимо только со стороны противоположной проезду. Работая под автомобилем, располагаться
между колёсами вдоль автомашины.

3.7 При работе под автомобилем лёжа использовать лежаки или решётчатые тележки с подголовниками и обязательно надеть дежурные защитные очки.

3.8 Пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Работая с инструментом, применять его строго по назначению. Следить, чтобы инструмент был всегда сухим и чистым. :

3.9 Использованный обтирочный материал не разбрасывать, а своевременно убирать в специальные металлические ящики с крышками.

3.10 Работая с бензином и дизтопливом, соблюдать правила пожарной безопасности.

3.11 Накачивать шины сжатым воздухом следует только в специальном ограждении (клети). Перед тем, как начать накачку, убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. Запрещается накачивать шины сжатым воздухом вне ограждения. Снимая с погрузчика КОМАТSU колесо с разъёмным ободом, всегда ослабляйте гайки ступицы после сброса давления в шине. Не ослабляйте болт крепления (неправильной формы) разъёмного обода.
Шины погрузчика КОМАТSU накачаны воздухом до очень высокого давления.
Неправильное обращение с шинами может стать причиной их повреждения и
разрушения обода колеса, что может привести к серьёзным травмам. Не
накачивайте шины, снятые с автопогрузчика. Накачку шин транспортных средств
производить до определённого давления, руководствуясь при этом инструкцией по
эксплуатации.

3.12 Для подъёма, снятия и установки тяжёлых агрегатов и узлов (весом более 15 кг) использовать грузоподъёмные механизмы. Грузоподъёмные механизмы должны иметь таблички с указанием грузоподъёмности и даты испытания. Электрические подъёмные механизмы должны быть снабжены приспособлениями, обеспечивающими безопасность их эксплуатации (кольцевой выключатель, автоматический тормоз и упорное устройство).

3.13 Запрещается работать под транспортным средством, если оно находится в подвешенном состоянии,

3.14 Перед ремонтом транспортного средства, установленного на смотровой канаве:

проверить правильность установки колёс по отношению к направляющим;

поставить транспортное средство на тормоза и подложить под колёса стопорные подкладки;

убедиться в наличии и исправности лестницы и напольной решетки в канаве;

надеть защитные очки;

3.15. К работе с электроинструментом (электродрелью и др.) допускаются лица обученные и прошедшие инструктаж.
Пользоваться исправной электроарматурой.

3.16 Замену рессор производить только после их разгрузки и установки
козелков под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры
и серьги производится только с помощью бородков и оправок.

3.17 При разборке и сборке рессор пользоваться специальными слесарными зажимными приспособлениями.

3.18 При снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, применять специальные
приспособления (съёмники), обеспечивающие безопасность работы.

3.19 При работе молотком и кувалдой принимать меры, чтобы не
травмировать себя и окружающий персонал.

3.20 При работе с ручным пневматическим инструментом соблюдать
требования изложенные в инструкции по охране труда.

3.21 Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом
самосвала без специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания.
Запрещается применять вместо специальных подставок какие-либо случайные
предметы (лом, куски металла и т.п.)

3.22 Работая у верстака следить, чтобы поверхность его была гладкой. Верстак должен быть покрыт листовым железом толщиной 0.5-0.7 мм и
снабжён полкой для укладки деталей. При рубке, чеканке и других подобных
работах обязательно пользоваться защитными очками. Для защиты
окружающих от отлетающих частиц металла, на верстаке обязательно
устанавливать предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1м.
Устройство верстаков должно предусматривать надёжное крепление тисков.

3.23 Пыль и стружку с верстака сметать только щёткой, сметкой.

3.25. При ремонте и обслуживании гидросистемы автопогрузчика и другой автотракторной техники не допускать людей и не находиться самому под
поднятой кареткой с вилами или поднятой навесной машиной, рабочим
органом без установки специальных подставок.

3.26. При работе на сверлильных станках обязательно пользоваться защитными очками. Перед работой на сверлильных станках изучить и выполнять требования, изложенные в инструкции.

3.27. При работе на обдирочно-шлифовальном станке следует изучить и выполнять инструкцию, стоять сбоку, а не напротив
вращающегося абразивного круга. Пользоваться защитным экраном или
защитными очками. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и
подручником был меньше половины толщины шлифуемого изделия, но не
более 3 мм, был надёжно закреплен.

3.28. Не ремонтировать какие-либо. находящиеся в движении части
автомобиля, автопогрузчика и другой тракторной техники и не
находиться под транспортным средством при работающем двигателе.

3.29 При работе вблизи крыльчатки вентилятора остановить двигатель.

3.30 Выполняя работу с напарником, согласовывать свои действия.

3.31 При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не
допускать присутствия людей в непосредственной близости от двигателя.

3.32. При запуске двигателя рукояткой держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.

3.33. Не допускать работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении во избежание создания загазованности воздуха и отравления

3.34 При обкатке двигателя на стенде не разрешается устранять
неисправности и касаться вращающихся частей двигателя.

3.36 При ремонте в случае необходимости проворачивания карданного вала, проверить выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя - отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления, приняв меры, исключающие перемещение автомобиля.

3.37 Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.38 При работе на поворотном стенде надёжно закреплять агрегат. При использовании стенда-опрокидывателя надёжно укрепить автомобиль предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.39 Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки
легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также
резервуаров для их хранения, полностью очистить от остатков
вышеуказанных продуктов.

3.40. Производит очистку или ремонт внутри цистерн или резервуара из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой. Вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и надежно закреплен с наветренной стороны. К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная

веревка, свободный конец которой должен быть люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за

работающим, держать за веревку, страхуя, работающего в резервуаре. Работу производить согласно наряда-допуска.

3.41. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

3.42. Вывешивание части автомобиля следует производить подъёмниками, домкратами или другими подъёмными средствами. В случае отсутствия подъёмника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком
разрешается только с использованием специальных грузозахватных
устройств. Запрещается вывешивать часть автомобиля путём зацепления
крюка подъёмного механизма непосредственно за буксирный крюк
автомобиля.

3.43. Перед вывешиванием части автомобиля подъёмным механизмом необходимо:

Выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизелей);

Затормозить стояночным тормозом;

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

Под не поднимаемые колёса подложить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух штук;

Установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого места на транспортном средстве;

При подъёме талью цепь или трос должен быть в вертикальном положении;

Подъём осуществлять плавно, без рывков;

Под вывешенную часть транспортного средств установить козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля и опустить на них вывешенную часть автомобиля, козелки должны иметь бирку и надпись с указанием грузоподъёмности и срока испытания, запрещается подкладывать случайные предметы;

Запрещается производить дополнительный подъём вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению. При необходимости осуществления дополнительного подъёма вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъём;

3.44 Для перегонки автомобиля, автопогрузчика и другой автотракторной техники на стоянку и проверку тормозов на ходу вызвать дежурного или
основного водителя.

3.45 При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автопогрузчика, работающего на газовом топливе,
запрещается:

Подтягивать резьбовые соединения и снимать детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

Выпускать (сливать) газ в неустановленном месте;

Скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

Устанавливать газопроводы кустарного производства;

Применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании вентилей газовых баллонов;

Использовать для крепления шлангов проволоку;

Ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением.

3.46 Регулировку приборов газовой системы автопогрузчика нужно
проводить в отдельном специальном помещении, изолированном от других
помещений. Не герметичность устраняется только па постах ремонта и
регулировки газовой системы.

3.47 Герметичность газовой системы погрузчика и всех соединений
проверяется на слух или мыльной эмульсией. Запрещается проверка открытым
огнём.

3.48 Вентиль газового баллона следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.

3.49 Демонтаж и монтаж газового баллона автопогрузчика проводить в следующей последовательности;

Закрыть вентиль баллона;

Отвернуть гаечным ключом накидную гайку газопровода с баллоном, гайка имеет левую резьбу:

Отвести в сторону от баллона гибкий рукав газопровода и зафиксировать его так, чтобы он не мешал демонтажу баллона;

Отстегнуть замки фиксации баллона в гнезде;

Осторожно вынуть из гнезда баллон и опустить его в вертикальном положении на землю;

Отнести баллон вдвоем, взяв его за ручки, в место хранения пустых баллонов;
- получив полный газовый баллон, осмотреть его на наличие механических повреждений, а если их нет, вдвоем поднести к автопогрузчику;

Проверить в гнезде установки баллона наличие резиновых прокладок, их состояние и фиксацию;

Вдвоем установить баллон в гнездо, зафиксировав его замками;

Осмотреть резьбу, установить в накидную ганку новую фибровую
прокладку, демонтировав старую; Соединить газопровод с баллоном с
помощью гайки, зажав сё ключом с усилием 2-3 кгс/м.

Открыв вентиль баллона, проверить герметичность соединения.

4. Требовании охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправностей оборудования (отказ в работе, постороннем шуме и стуке, возникновении поломок, угрожающих аварией, прекращение подачи электроэнергии, появлении постороннего запаха) необходимо прекратить эксплуатацию оборудования, выключить его. Необходимо оповестить об опасности окружающих людей и непосредственного руководителя работ и до устранения неисправностей к работе не приступать. Запрещается самостоятельно устранять неисправности.

4.2. При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить в пожарную команду по телефону …, сообщить мастеру или вышестоящему руководителю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать городскую пожарную службу по телефону 112, организовать встречу пожарной команды.

4.3. При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону...

4.4 Обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 112.

4.5 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

5. Требования охраны труда по окончании работ.

5.1 Остановить работающее оборудование, выключить электродвигатель,
обесточить оборудование путем отключения вводного выключателя.

5.2 Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное место, убрать отходы производства (ветошь, опилки, просыпавшуюся стружку) в установленную тару согласно маркировки, подмести пол.

5.3 Сдать оборудование мастеру, сообщить обо всех замечаниях и неполадках в работе и о принятых мерах по их устранению.

5.4 Убрать одежду в специальное отведенное место, вымыть руки теплой водой с мылом или принять душ.