Требования по пб. Пожарная безопасность на предприятии. Другие требования ППБ

Пожар - это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

Понятие

Пожарная безопасность (ПБ) - это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) - это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

Система пожарной безопасности

В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

Основополагающие задачи системы пожарной защиты - это:

  • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
  • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
  • создание и организация деятельности пожарной охраны;
  • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
  • научно-техническое и информационное обеспечение;
  • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
  • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
  • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
  • осуществление противопожарного надзора;
  • установление противопожарного режима;
  • учет пожаров;
  • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.


Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

Пожарная охрана - система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

  • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
  • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
  • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
  • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
  • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них - это:

  • ФЗ №69 "О пожарной безопасности".
  • ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
  • ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
  • Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме".
  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
  • Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности" (МЧС РФ).
  • Приказ МЧС РФ №313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

Приказ МЧС РФ №645

12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности", который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

В Приказе МЧС РФ "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

Противопожарный инструктаж

В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

  • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
  • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

Виды противопожарного инструктажа

Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов - раз в полгода.

Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

  • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
  • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
  • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
  • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
  • произошли пожары в аналогичных организациях.

Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

Пожарно-технический минимум

Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, - один раз в год.

Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине "пожарная безопасность", имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

  • сотрудник не работал на своей должности более года;
  • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
  • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
  • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
  • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
  • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

Ответственность за нарушение требований ПБ

Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.

Расстояния между зданиями, сооружениями и строениями (далее – здания) на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности следует принимать не менее указанных в таблице 2.

Таблица 2

Степень
огнестойкости
и класс
конструктивной
пожарной
опасности
Расстояния между зданиями, м
I и II степень
огнестойкости.
III и IV степень
огнестойкости
класса С0
III степень
огнестойкости
класса С1
III степень огнестойкости
классов С2 и С3.
IV степень огнестойкости
классов С1, С2 и С3.
V степень огнестойкости
I и II степень
огнестойкости.
III и IV степень
огнестойкости
класса С0
Не нормируется
для зданий
категорий Г и Д
9 – для зданий
(сооружений)
категорий А, Б и
В (см. прим. 4)
9 12
III степень
огнестойкости
класса С1
9 12 15
III степень
огнестойкости
классов С2 и С3.
IV степень
огнестойкости
классов С1, С2
и С3. V степень
огнестойкости
12 15 18

Примечание – Наименьшим расстоянием между зданиями считается расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями. При наличии конструкций зданий, выступающих более чем на 1 м и выполненных из материалов группы Г1-Г4, наименьшим расстоянием считается расстояние между этими конструкциями.

Расстояние между зданиями не нормируется:

  • а) если сумма площадей полов двух и более зданий III и IV степеней огнестойкости классов С1, С2 и С3 не превышает площадь полов, допускаемую между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасной категории, низшей степени огнестойкости и низшего класса конструктивной пожарной опасности здания;
  • б) если стена более высокого или широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной 1-го типа;
  • в) если здания и сооружения III степени огнестойкости независимо от пожарной опасности размещаемых в них помещений имеют противостоящие противопожарные стены 2-го типа с заполнением проемов 2-го типа.

Указанное расстояние для зданий I, II, а также III и IV степеней огнестойкости класса С0 категорий А, Б и В уменьшается с 9 до 6 м при соблюдении одного из следующих условий:

  • здания оборудуются стационарными автоматическими системами пожаротушения;
  • удельная пожарная нагрузка в зданиях категории В менее или равна 10 кг на 1 кв. м площади этажа.

Расстояния от закрытых складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до других зданий и сооружений следует принимать согласно таблице 2.

Нормативные требования

В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, следует предусматривать тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха по Своду правил «Отопление, вентиляция, кондиционирование. Противопожарные требования. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух помещений и более указанных категорий не допускается» ().

Устройство общих тамбур-шлюзов для двух помещений и более указанных категорий не допускается.

При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или дверей, ворот, люков и клапанов – в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по ограничению распространения пожара и проникания горючих газов, паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пылей, волокон, способных образовывать взрывоопасные концентрации, в смежные этажи и помещения. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована.

В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категорий В, Г и Д допускается предусматривать открытые тамбуры, оборудованные установками автоматического пожаротушения. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

В помещениях класса Ф5.2 категорий А, Б и В1, в которых применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

При проектировании административных и бытовых помещений и зданий высотой до 50 м (включая мансардный этаж) объектов складского назначения следует пользоваться положениями настоящего раздела, представленными ниже.

При проектировании зданий, перестраиваемых в связи с расширением, реконструкцией или техническим перевооружением предприятий, допускаются отступления от требований настоящих норм в части геометрических параметров.

Встроенные помещения следует выполнять, как правило, из легких ограждающих конструкций, в том числе из сборно-разборных, и размещать рассредоточено.

В зданиях IV степени огнестойкости классов С2 и С3 встроенные помещения (за исключением уборных, личной гигиены женщин, ручных ванн, устройств питьевого водоснабжения, умывальных и полудушей) не допускается размещать у наружных стен, на антресолях и технологических площадках.

Высоту встроенных помещений (от пола до потолка) допускается принимать не менее 2,4 м.

Административные и бытовые помещения могут размещаться в пристройках зданий.

Пристройки I и II степеней огнестойкости следует отделять от зданий I и II степеней огнестойкости противопожарными перегородками 1-го типа.

Пристройки ниже II степени огнестойкости, а также пристройки к зданиям ниже II степени огнестойкости и пристройки к помещениям и зданиям категорий А и Б следует отделять противопожарными стенами 1-го типа.

Пристройки IV степени огнестойкости класса С0 допускается отделять от зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 противопожарными стенами 2-го типа.

Административные и бытовые помещения могут размещаться во вставках и встройках зданий категорий В, Г и Д:

  • I, II, и III степеней огнестойкости класса пожарной опасности С0;
  • IV степени огнестойкости всех классов пожарной опасности.

Вставки следует отделять от помещений противопожарными стенами 1-го типа.

Вставки от помещений категорий В, Г, и Д допускается отделять:

  • в зданиях I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1, III степени огнестойкости класса С0 противопожарными перегородками 1-го типа;
  • в зданиях III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости классов С0 и С1 – противопожарными стенами 2-го типа.
  • Встройки следует принимать с числом этажей не более двух и отделять от помещений противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

Встройки от помещений категорий В, Г и Д допускается отделять:

  • в зданиях I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1, III степени огнестойкости класса С0 – противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 2-го типа;
  • в зданиях III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости классов С0 и С1 – противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.

Суммарная площадь вставок, выделяемых противопожарными перегородками 1-го и противопожарными стенами 2-го типов, а также встроек и складских помещений не должна превышать площади пожарного отсека, установленной в Своде правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2012).

Коридоры следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.

В зданиях I и II степеней огнестойкости с числом этажей не более трех главные лестницы допускается проектировать открытыми на всю высоту здания при условии размещения остальных (не менее двух) лестниц в обычных лестничных клетках 1-го типа. При этом вестибюли и поэтажные холлы, в которых размещены открытые лестницы, должны быть отделены от смежных помещений и коридоров противопожарными перегородками 1-го типа.

Облицовку и отделку поверхностей стен, перегородок и потолков залов более чем на 75 мест (кроме залов в зданиях V степени огнестойкости) следует предусматривать из материалов групп горючести не ниже Г2.

Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, высоту зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по , за исключением специально оговоренных случаев.

Многоэтажные складские здания категорий Б и В следует проектировать шириной не более 60 м.

Площадь первого этажа многоэтажного здания допускается принимать по нормам одноэтажного здания, если перекрытие над первым этажом является противопожарным 1-го типа.

Складские помещения категорий В1-В3 производственных зданий следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах – противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа. При этом помещения складов готовой продукции категорий В1-В3, размещаемые в производственных зданиях, необходимо, как правило, располагать у наружных стен.

Площадь зданий зерноскладов между противопожарными стенами следует принимать не более 3000 м 2 .

Склады сырья комбикормовых предприятий следует проектировать одноэтажными. Склады готовой продукции в виде тарных грузов (мешков и пакетов с мукой, комбикормами) допускается проектировать многоэтажными (не более шести этажей).

В здании склада тарных грузов на первом этаже у торца допускается располагать помещения для зарядки аккумуляторных погрузчиков.

Ограждающие конструкции помещения для зарядки аккумуляторов должны иметь предел REI 45 и класс конструктивной пожарной опасности К0.

Помещения для зарядки аккумуляторов должны быть отделены от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа и иметь обособленный выход.

Оконные проемы складов тарных грузов с производством категории В следует заполнять стеклоблоками, устраивая в части проемов открывающиеся оконные фрамуги площадью не менее 1,2 м 2 с механизированным открыванием для дымоудаления. Суммарная площадь проемов принимается не менее 0,3% площади пола склада.

Приемные сооружения для разгрузки сыпучих материалов с железнодорожного и автомобильного транспорта категории Б по взрывопожарной опасности допускается проектировать с бункерами, размещаемыми в заглубленных помещениях с проемами, заполненными легкосбрасываемыми конструкциями площадью не менее 0,03 м 2 на 1 м 3 объема помещения. Площадь указанных помещений не должна превышать 1000 м 2 , а высота – 6 м.

Вспомогательные помещения для обслуживающего персонала следует размещать в отдельно стоящих зданиях.

Допускается располагать вспомогательные помещения в пристройках в торце производственных зданий со стороны размещения помещений категорий В1-В4, Г или Д (за исключением зерноочистительных отделений мельниц).

Наибольшую допустимую площадь этажа между противопожарными стенами складских зданий для удобрений и пестицидов следует принимать по таблице 3.

Таблица 3

Категория
здания склада
Степень
огнестойкости
здани я
Площадь этажа между противопожарными
стенами в зданиях, м 2
одноэтажных двухэтажных многоэтажных
А II 5200
Б II 7800
В II 10500 7800 5200 (6)
III 3500 2500 2200 (3)
IV 2200 1200
V 1200
Д II Не ограничивается
III 5200 3500 3000 (3)
IV 3500 2200
V 2200 1200

При определении площади этажа для хранения аммиачной селитры (за исключением водоустойчивой селитры) следует также учитывать, что между противопожарными стенами допускается хранить не более 5000 т селитры насыпью и не более 2500 т селитры в специальных мешках.

Допускается хранение до 3500 т аммиачной селитры в специальных мешках в отдельно стоящих складских зданиях, разделенных перегородками из материала группы НГ с пределом огнестойкости не менее R 45 на складские помещения для хранения в каждом из них селитры в количестве не более 1750 т.

Перегородки, отделяющие складские помещения для хранения взрывопожароопасных и пожароопасных пестицидов от других помещений, должны иметь предел огнестойкости не менее EI 45 и класс пожарной опасности К0; двери в этих перегородках должны быть с пределом огнестойкости EI 30.

Складские помещения для хранения аммиачной селитры в количестве не более 1500 т допускается отделять от других помещений, в том числе от складских помещений для удобрений и пестицидов, сплошными (без проемов) перегородками из материала группы НГ с пределом огнестойкости не менее EI 45.

Склады табака, как правило, размещаются в отдельно стоящих одно- или многоэтажных зданиях, рассчитанных на хранение полугодового запаса табачного сырья.

Склады табака следует делить противопожарными стенами на отсеки не более 1500 м 2 , для складов готовой продукции – 750 м 2 .

Аэрозольную продукцию 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности следует хранить, как правило, отдельно от других товаров в одноэтажных складских зданиях или противопожарных отсеках таких зданий. Хранение в складах, расположенных в цокольных и подземных этажах, не допускается.

При хранении в складе совместно с другими горючими товарами общее количество аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности не должно превышать:

  • аэрозольных упаковок уровня 2 – 1100 кг;
  • уровня 3 – 450 кг.

Общее количество аэрозольной продукции при хранении в складе совместно с другими горючими товарами допускается увеличить при наличии автоматического водяного пожаротушения и выделения под аэрозольную продукцию отдельных помещений или специально отведенных участков с сетчатым ограждением (из стальной проволоки диаметром не менее 3 мм, размером ячейки не более 50 мм), исключающим разлет баллонов при пожаре.

Общее количество аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности в этом случае не должно превышать:

  • при напольном хранении – 5500 кг;
  • при хранении на стеллажах – 11000 кг.

На открытых площадках или под навесами хранение аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности допускается только в негорючих контейнерах. Расстояние от таких мест хранения до зданий (сооружений) должно составлять не менее 15 м или у противопожарных стен.

К аэрозольной продукции 1-го уровня пожарной опасности требования пожарной безопасности по размещению и хранению должны предъявляться как к горючим товарам.

Здания склада активного вентилирования и половохранилища следует проектировать одноэтажными, без чердаков.

Расположение вспомогательных помещений в здании половохранилища не допускается.

В надсилосных и подсилосных галереях, связывающих рабочие здания элеваторов с силосными корпусами, следует предусматривать легкие ограждающие конструкции (из профилированных стальных оцинкованных или асбестоцементных листов). Допускается применение других конструкций, но в сочетании с участками из легкосбрасываемых конструкций.

Складские здания с высотным стеллажным хранением категории В следует проектировать одноэтажными I-IV степеней огнестойкости класса С0.

Стеллажи должны иметь горизонтальные экраны из материалов группы НГ с шагом по высоте не более 4 м.

Экраны должны перекрывать все горизонтальное сечение стеллажа, в том числе и зазоры между спаренными стеллажами, и не должны препятствовать погрузочно-разгрузочным работам. Экраны и днища тары и поддонов должны иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм.

Конструкции рамп и навесов, примыкающих к зданиям I, II, III и IV степеней огнестойкости, классов пожарной опасности С0 и С1, следует принимать из материалов группы НГ.

Для обеспечения своевременной и беспрепятственной , спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара, а также для защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара, при проектировании и эксплуатации складских зданий необходимо руководствоваться положениями Технического регламента, а также Сводами правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» () и «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» ().

Для определения необходимости защиты складских зданий системами автоматической противопожарной защиты, а также при проектировании необходимых систем на объектах защиты необходимо руководствоваться положениями Технического регламента, а также Сводами правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (), «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (), «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (), «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» ().

Для определения необходимости обеспечения объектов хранения наружным противопожарным водоснабжением, а также при проектировании данных систем, необходимо руководствоваться требованиями Технического регламента и Сводом правил « (Системы противопожарной защиты. . Требования пожарной безопасности).

Также необходимо отметить, что для постоянного обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов рассматриваемой категории, необходимо соблюдать требования

Планы и схемы эвакуации людей при пожаре

В случае чрезвычайной ситуации в организации будет необходимо эвакуировать всех работников. Должны ли мы предусмотреть наличие в организации таких схем (планов) эвакуации людей в случае пожара и инструкции по эвакуации?

В соответствии с требованиями п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (в ред. от 17.02.2014; далее — Правила противопожарного режима), руководитель организации обязан обеспечить наличие схем (планов) эвакуации людей на следующих объектах:

При этом на плане эвакуации людей при пожаре необходимо обозначить места хранения первичных средств пожаротушения (огнетушителей и т. п.).

Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре должны быть на объектах с массовым пребыванием людей. Согласно этой инструкции не реже одного раза в полугодие нужно проводить практические тренировки для персонала, осуществляющего свою деятельность на данном объекте . При разработке инструкции для объектов с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) в ней нужно предусмотреть два варианта действий: в дневное и в ночное время .

При разработке схемы (плана) эвакуации людей в случае пожара, а также инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре необходимо руководствоваться требованиями Правил противопожарного режима.

Планы эвакуации людей при пожаре могут изготавливаться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении. Вместе с тем при изготовлении и применении планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо учитывать требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» . Вид материала для изготовления плана эвакуации собственник объекта защиты вправе определить самостоятельно.

Необходимо учитывать, что для разработки и изготовления планов эвакуации не требуется каких-либо разрешительных документов МЧС России, в том числе их не нужно согласовывать с территориальными органами федерального государственного пожарного надзора (письмо МЧС России от 11.03.2014 № 19-1-13-969).

Требования пожарной безопасности

Инспекцией по пожарному надзору в ближайшее время запланировано посещение нашей организации. Соблюдение каких требований проверяет государственный инспектор по пожарному надзору?

Соблюдение требований пожарной безопасности проверяет государственный инспектор по пожарному надзору.

Требования пожарной безопасности — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 69-ФЗ)). Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.12.2013), федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности .

Основными нормативными актами, содержащими требования пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон № 69-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 123-ФЗ);
  • Правила противопожарного режима.

Обратите внимание!

Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Следует иметь в виду, что ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются для организации документами добровольного применения и не могут применяться сотрудниками надзорных подразделений МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (письмо МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности»).

При проведении в организации, например, плановой проверки, государственный инспектор по пожарному надзору проверяет соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе :

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством РФ. Такой перечень приведен в Приложении № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 12.08.2013);

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению, соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Пункт 43 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2013).

В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Обязательные требования пожарной безопасности.

Все, казалось бы, предельно просто!

Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

— технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

— технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

Теперь по порядку…

Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

— национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

— своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

— правила пожарной безопасности;

— действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

— к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

— как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

— В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

— При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

— положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

— выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

— объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

— методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

— методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

— результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

— необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

— необходимость наружного противопожарного водопровода;

— обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

— обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!

Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия и устанавливает общие требования пожарной безопасности.

Каждый работник должен знать и строго соблюдать данную инструкцию. Он должен быть проинструктирован, с занесением соответствующей записи в журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев данная Инструкция изучается повторно под руководством назначенных приказом ответственных за пожарную безопасность. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Все работники допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа и обучения по вопросам предупреждения и тушения возможных пожаров начальником структурного подразделения при проведении первичного и повторного инструктажей по охране труда. Те работники, которым поручено проведение мероприятий с массовым участием людей, обязаны перед началом тщательно осмотреть помещения и убедиться в полной готовности их в противопожарном отношении. Каждый работник обязан:

Соблюдать требования пожарной безопасности и поддерживать противопожарный режим в здании;

Выполнять меры предосторожности при пользовании предметами бытовой химии, легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами; - знать схему эвакуации, места расположения огнетушителей и пожарных кранов; - знать способы обращения с огнетушителями и другими средствами пожаротушения; - не загромождать проходы посторонними предметами;

При длительных перерывах более 1 часа или при уходе с работы, выключать персональный компьютер и другие электроприборы (кроме факса и холодильника) путем вынимание вилки из розетки;

Перед уходом из служебного помещения закрыть окна, фрамуги и форточки и провести его осмотр. При этом необходимо убедиться в том, что в помещении отсутствуют источники зажигания (тлеющая бумага, окурки, свечи и др.), все электроприемники отключены, освещение выключено. Работнику не разрешается:

Хранить легковоспламеняющиеся, горючие и взрывчатые вещества в комнатах;

Загораживать огнеопасными материалами (тканями, бумагой и т.д.) настольные лампы и обогреватели с открытой спиралью;

Вешать одежду на выключатели или розетки; - курить в комнатах;

Применять в здании открытый огонь;

Оставлять без присмотра электрооборудование (ПК, обогреватель, настольную лампу и т.д.);

Сушить одежду и обувь на нагревательных приборах;

Пользоваться самодельными или неисправными электроприборами и электроинструментом.

На этажах, и в помещениях объекта на видном месте вывешиваются инструкция о мерах пожарной безопасности, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, фамилии и инициалов работника, ответственного за пожарную безопасность.

2. Порядок содержания территории, здания, помещений и эвакуационных путей.

Территория, прилегающая к предприятию должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать для стоянки транспорта.

Территория, прилегающая к предприятию должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать для стоянки транспорта.

Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Временные строения должны располагаться от здания на расстоянии не менее 15 м. Не разрешается курение в помещениях и в не отведенных местах. Разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается ближе 50 м до здания. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и место для курения должно быть обозначено знаками пожарной безопасности. На территории предприятия не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Средства пожаротушения, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Не разрешается проводить работы на оборудовании с неисправностями, которые могут привести к пожару. В помещениях не допускается:

Хранить и применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие взрывопожароопасные вещества и материалы;

Использовать чердак и другие технические помещения для организации мастерских или складов;

Снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,

Загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери переходы в смежные секции и выходы на эвакуационные лестницы;

Проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

Устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; - допускать одновременное пребывание 50 и более человек на этаже с одним открытым эвакуационным выходом.

В помещениях в рабочие дни проводить ежедневную уборку. Использованные горючие материалы выносить в металлические контейнеры, расположенные за пределами здания. На эвакуационных выходах должны быть указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного (запасного) выхода". Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания возможность свободного их открытия изнутри без ключа.

При закрытии запасных эвакуационных выходов на внутренние механические замки на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ на обоих комплектах должен иметь надпись о его принадлежности соответствующему замку.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

Загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц, двери) различными материалами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

Устраивать в тамбурах выходов вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить инвентарь и материалы;

Устраивать на путях эвакуации пороги, а также другие устройства; препятствующие свободной эвакуации людей;

Применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации;

Фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их.

На случай отключения электроэнергии у дежурного по (ПОМЕЩЕНИЯМ) должен быть электрический фонарь.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.