Теоретические основы мотивации и стимулирования труда. Потребности и мотивы: определение и основы психологии

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей должна быть сведено к двум основным классам˸ биологические,информационные (лежащие в базе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение кот. происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Мотив – это побуждение к действию. Иначе говоря, мотив понимается как желаемое целевое состояние в рамках отношения ʼʼиндивид – средаʼʼ.

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы – стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В корне внутренних мотивов лежат потребности человека, ᴇᴦο эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу Личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу Личности – отношения иерархии мотивов.

Потребности и мотивы личности

Потребность – это нужда человека в чем-либо.

В научной литературе понятие потребность используется в 3 основных значениях :

1. Потребность – объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

2. Потребность – состояние психики, отражающее нужду в чем-то или нехватку чего-либо.

3. Потребность – фундаментальное свойство личности, отражающее ее отношение к внешнему миру.

В психологии потребность определяется как:

ü осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для нормального существования и развития;

ü состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

Понятие мотива – одно из наиболее словных понятий в психологии. Уже в 1924 г. западный психолог Бернер насчитал более 14 тыс. определений исходного понятия.

Мотив – субъективная форма отражения и переживания потребностей. Мотив может рассматриваться как внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное наличием или актуализацией какой-либо потребности.

В западной психологии мотив рассматривается как устойчивая, обобщенная, личностная диспозиция. Диспозиция – это внутренние психологические факторы, обуславливающие поведение человека. К диспозиции относятся потребности, мотивы, цели, намерения, желания, интересы.

Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности.

Соотношение исходных понятий

Потребности и мотивы

Соотнесение нужды (потребности) с ее объектом или предметом (опредмечивание) превращает потребность в мотив, поэтому мотив – это опредмеченная потребность. Опредмечивание и осознание потребности (осознание мотива) является основой для постановки сознательных целей и организации деятельности по ее достижению.

Мотивы и цели

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

Потребности, мотивы и цели нельзя отождествлять, т.к. одна и та же потребность может приводить к возникновению разных мотивов. При этом один и тот же мотив может служить средством реализации разных потребностей. Один и тот же мотив будет реализовываться при достижении различных целей.

Далеко не все психологи придерживаются таких взглядом на содержание исходных понятий и их соотношение. В некоторых работах встречается отождествление понятия потребности и мотива (например, Маслоу). Некоторые авторы наделяют потребности побудительной силой. В работах некоторых авторов сам мотив рассматривается как одно из побуждений наряду с потребностями, целями, эмоциями и установками личности.

Потребности

Потребности – это источник активности человека.

По мнению Обуховского («Психология влечений», 1972) существует более 100 классификация потребности и классификация потребностей – задача невозможная.

1. По происхождению потребностей выделяют:

1.1. Естественные потребности отражают зависимость от таких условий, которые необходимы для сохранения и поддержаний жизни самого человека и его потомства. Это биологические потребности.

1.2. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Это приобретенные потребности.

2. По предмету потребности выделяют:

2.1. Материальные потребности выражают зависимость человека от продуктов материальной культуры. Естественные потребности всегда материальны по своему предмету.

2.2. Духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания: познавательные, моральные, эстетические потребности. Культурные потребности могут быть как материальными, так и культурными.

3. По степени устойчивости потребностей выделяют:

3.1. Ситуативные потребности – потребности данного момента времени.

3.2. Устойчивые потребности сопровождают нас в течение всей жизни. Они ненасыщаемы.

4. Классификация Ковалева :

4.1. Естественные .

4.2. Духовные .

4.3. Социальные .

5. Классификация Немова :

5.1. Органические .

5.2. Материальные .

5.3. Духовные .

5.4. Социальные .

Мотивы

Классификации мотивов также различны.

Все мотивы можно разделить на:

1. Осознаваемые мотивы:

1.1. Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

1.1.2. Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость).

1.1.3. Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы.

1.1.4. Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы

1.2. Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения:

ü Знание как основа принятия решения.

ü Позитивное личное отношение к этому знанию.

ü Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием.

Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

1.3. Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.

2. Неосознаваемые мотивы:

2.1. Влечения – побуждение к деятельности, в основе которого лежит недифференцированная (недостаточно осознаваемая) потребность. По мере осознания потребности влечение превращается в один из осознаваемых мотивов.

2.2. Установка – устойчивая предрасположенность человека к определенным формам реагирования или неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, формам поведения.

3. Социальные мотивы (могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми).

Это такие мотивы, которые могут быть удовлетворены только в процессе взаимодействия с другими людьми, поэтому их цели могут быть реализованы только в процессе взаимодействия; они имеют социальную природу. Понятие «социальный мотив» их классификацию предложил Мюррей. Первоначально он выбелил 20 мотивов, но изучены только 5:



3.1. Мотив достижения – устойчивое стремление человека к достижению высокого результата в любой, но, прежде всего, значимой для него деятельности. В отечественной психологии этот мотив является синонимом уровня притязаний личности. Виды мотива достижения:

· Мотив стремления к успеху (надежда на успех).

· Мотив избегания неудачи (боязнь, страх неудачи).

Мотив стремления к успеху проявляется в инициативном поведении, стремлении к соревновательности и разумному риску. Мотив избегания неудачи проявляется в уклонении от участия в деятельности, связанной с риском или с ответственностью, необходимостью проявлять инициативу.

Структура мотива достижения:

1. Стремление к достижениям в значимой деятельности – стремление к мастерству.

2. Стремление к известности, признанию, престижу.

3. Стремление к соперничеству, т.е. к соревновательности и лидерству.

Специфика деятельности Лица, побуждающиеся стремлением к успеху Лица, боящиеся неудачи
Ожидание успеха Настроены на успех, поиск деятельности, которая обеспечивает успех. Выполнение деятельности сопровождается позитивными эмоциями Настроены на неудачу, боятся ее, стараются избегать деятельности, которая может быть неудачной, негативные эмоции при выполнении деятельности
Степень адекватности уровня притязаний и самооценки личности Адекватный уровень, реальные цели Неадекватный уровень, чрезмерно завышенная или чрезмерно заниженная самооценка, легкие или заведомо нереалистичные цели
Реакция на неудачу Неудача вызывает усиление мотивации, повышение интереса к деятельности При неудаче снижается интерес к деятельности вплоть до полного отказа от ее выполнения
Атрибуция (причины) достигнутых результатов При объяснении неудач прибегают к ситуативной атрибуции, при объяснении успехов – к личностной При объяснении неудач прибегают к личностной атрибуции, при объяснении неудач – к ситуативной

3.2. Мотив аффилиации (от франц. контакт в общении). Основа мотива - потребность в общении с другими людьми и положительное отношение к другим людям. Мотив проявляется в стремлении к сотрудничеству, к дружескому доверительному общению. Виды мотива аффилиации:

· Надежда на аффилиацию или стремление к принятию.

· Боязнь отвержения .

Эти виды мотива порождают стиль общения. Стремление к принятию отличается уверенностью, непринужденностью, открытостью, социальной смелости в контактах. Боязнь отвержения характеризуется скованностью, стеснительностью, робостью, неловкостью и дискомфортом в процессе общения. При этом лица, стремящиеся к принятию, отличаются высокой инициативностью и активностью в общении. Они выбирают такие виды деятельности, которые требуют активного общения с другими людьми, и они лучше выполняют другую деятельность в присутствии других. Они лучше относятся к другим людям. Лица, боящиеся отвержения, отличаются противоположными качествами.

3.3. Мотив альтруизма – мотив помощи, стремление оказывать помощь, заботиться о людях. Альтруизм – бескорыстная забота о других. Это стремление не к любой помощи, а к бескорыстной.

В основе мотива лежит положительное отношение к другим людям. Предпосылкой могут быть определенные личностные качества: склонность к эмпатии, интернальность личности. Альтруистическое (просоциальное) поведение осуществляется ради блага других людей без надежды на вознаграждение и по собственному убеждению, а не под давлением со стороны.

3.4. Мотив агрессии – это антисоциальный мотив. Под агрессией понимается намеренное причинение вреда другому человеку (морального, физического, материального). Виды мотива агрессии:

· Тенденция к агрессии – склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция проявляется в открытых формах агрессивного поведения.

· Тенденция к подавлению агрессии – предрасположенность человека оценивать свои собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаления и угрызения совести. На поведенческом уровне тенденция проявляется в подавлении агрессивных намерений и в осуждении агрессивных действий.

В основе обеих тенденций лежит желание агрессивных действий.

Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)

Природа мотива агрессии: негативное отношение к другим людям, отсутствие способности к эмпатии, сочувствию.

1. Инстинктивная теория агрессии (биологическая теория) З. Фрейда, Мюррея и Макдаугала. Агрессия рассматривается как проявление инстинктов.

2. Теория социального научения Бандуры. Агрессия – форма приобретенного поведения, своеобразный результат социального научения, т.е. подражания другим, усвоения норм поведения определенных социальных групп.

3. Фрустрационная теория Долларда. Агрессия – следствие фрустрации.

4. Теория Э. Фромма. Агрессия – особенность самосознания или самооценки личности, способ самоутверждения. Деструктивизм характерен для лиц с низкой самооценкой.

3.5. Мотив власти проявляется в стремени человека подчинить другого своей воле: командовать, управлять, властвовать над другими людьми.

Страница 1

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Потребности человека субъективно переживаются им как желание, влечение или стремление. Сигнализируя о возникновении потребностей и об их удовлетворения, эти переживания регулируют деятельность человека, стимулируя или ослабляя ее. Наличие потребности и ее непосредственного, чувственного выражения (желание, поезда и т.д.) еще не является достаточным условием для того, чтобы деятельность по ее удовлетворения (или направлена на другой предмет) могла осуществиться. Для этого необходимо объект, который, отвечая потребности по содержанию, стал бы возбудителем деятельности, предоставил бы ей конкретной направленности. Человеку присущи высшие формы отражения действительности, а потому объекты, которые возбуждают деятельность, могут возникать в форме идеи или нравственного идеала. Именно этот осознаваемый образ, который возбуждает деятельность, ориентирует ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом деятельности, реализуется.

Мотивы деятельности человека могут возникать в его сознании как конкретные чувственные или мыслительные образы рядом с ассоциированными с данным образами представлениями (например, для путешественника образ очага ассоциируется с теплом, светом, отдыхом и т.д.). Мотив может возбуждать частичную, конкретное действие и прямо совпадать с целью данного действия (или конкретного действия), с тем, что достигается в результате выполнения действия. В сложных случаях мотивы могут не совпадать с целью отдельного действия непосредственно, а потребует многих действий, достижения многочисленных частных целей. Иногда деятельность, соответствующую такому мотиву, может происходить в течение значительного периода времени - месяцы, даже годы. Однако мотивы и цели действий человека не совпадают по своему существенным определением; так, в зависимости от жизненных обстоятельств один и тот же мотив может реализоваться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы.

Понимание мотивов деятельности и представления о механизмах их образования имеют очень важное значение и для личности как субъекта деятельности, и для научного понимания психологического содержания данных процессов. Именно от мотива зависит, что (в психологическом смысле) представляет собой то или иное действие, который субъективный смысл она имеет для данного человека, как воспроизводит ее внутренний мир, "картину ее" Я ". Мотивы деятельности человека отражают характерные для нее способы реагирования на те или иные элементы окружающей (внешней) и скрытой (внутренней) сферы существования человека. Уровень осознание мотивов собственной деятельности освещает присущ человеку способ реагирования на отдельные явления: спонтанные действия, направлены организованы действия и т. Содержательный "масштаб" мотивировки человеком своих действий характеризует как содержательный пространство ЕЕ реального и духовного существования, так и личностную "зрелость" в овладении предметным миром и собственными переживаниями взаимодействий с этим миром. Вообще мотивационная сфера личности формируется, развивается и реализуется в соответствии с формирования, развития и последовательного выявления «Я» конкретной личности.

Теории мотивации.

Соотношение между действиями человека и причинами, которые обусловливают и объясняют эти действия, описывает понятие мотивации. Это определенная совокупность факторов (мотивов, эмоциональных переживаний, ожиданий, попыток и т.д. личности), которые вызывают ту или иную форму активности личности, направленную на внешний мир, явления индивидуального «Я» или другие уровни существования сущего. Можно говорить об универсальной структуре мотивации личности, однако содержание мотивации действий и поведения человека всегда будет оставаться сугубо индивидуальным, неповторимым. Прежде чем рассмотреть психологические механизмы возникновения и развертывания указанных явлений, обратимся к истории психологических взглядов на природу мотивации человека.

Изучение мотивации имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывается объективно причинной подход к объяснению природы мотивации. Шире ее исследование начинается в XV в., В период господства идей гедонизма, согласно которым удовольствие, наслаждение считались высшим благом и целью жизни, а детерминантами поведения признавались лишь стремление к удовлетворению и избежания недовольства как первичные, заложенные в природе человека. К вопросам мотивации обращались философы XVII в. - Спиноза, Гоббс, Декарт. Спиноза считал, что аффективность, страстная мотивационная направленность должны рассматриваться с объективной точки зрения. Он писал, что человек свои действия осознает, но причин, по которым они определяются, не знает. Механизмы "осознание" скрытых возбудителей поведения и действия и постепенное подчинение энергии этих возбудителей сознанием - один из психологических механизмов "этического" действия и поведения человека в обществе.

Английский философ-материалист Гоббс, который создал первую завершенную систему механистического материализма, исходя из неизменной "чувственной" природы человека, считал основными моральными побуждениями человека стремление к самосохранению и собственной целостности. Предметом поездов и желаний он считал "благо", а "зло" рассматривал как предмет отвращения и ненависти. Гоббс, как и Спиноза, в отличие от декартовского "бесплотного" понимание природы человеческих поездов рассматривал их как телесно локализованы чувственные стремления, определяющие поведение. Спиноза, указывая на иллюзорность декартовской "свободы воли", спонтанности волевого импульса, считал важнейшим толчком действия и поведения человека поезд, который при осознании его становится желанием, что имеет отношение уже не только к телу, но и душе.

В конце XVII в. в рамках "асоцианистського толкование" природы мотивации человека цель поведения рассматривается как стремление к поддержанию баланса, своеобразной равновесия между удовольствием и неудовольствием.

С выделением психологии как самостоятельной науки начинают складываться различные направления и школы толкования психологической природы явлений жизни человека, в том числе разрабатываются теории мотивации.

Так создаются концептуальные модели мотивации в пределах интроспективной психологии (У.Джеймс), бихевиоризма (Дж.Уотсон, Е.Тол-мен, К.Халл и др.), Гештальт (Клевин), психоанализа (3. Фрейд,

К. Юнг и др.). В целом можно выделить два основных направления понимание мотивации. Психологические теории первого направления (необихе-виоризм, психоанализ) при решении проблемы движущих сил поведения человека развивают гомеостатические модель функционирования психического. Согласно этой модели личность стремится к снижению напряжения (редукция напряжения), уравновешивания своего взаимодействия с социальной средой, к смягчению "извечного конфликта" между индивидом и обществом. При этом естественное в человеке понимается как сосредоточено на личном "Я", эгоцентричным, не подвластны сознанием социализированной личности. Устранение этого напряжения, воспроизведение уравновешенного состояния - цель поведения человека, по взглядам представителей данного направления.

Теории другого направления (Неофрейдизм, экзистенциальная психология) утверждают модель непрерывного становления, развития и совершенствования личности, и является основой побудительных причин его поведения. Основными потребностями (мотивами) считаются физиологические побуждения, потребности в безопасности и защите, любви, уважении, самоактуали-зации и самореализации. В отличие от теорий гомеостаза и универсального механизма редукции напряжения обосновывается тезис о том, что характерной чертой поведения и действия личности является поиск постоянного напряжения - не физиологично, а морального, ценностного и т.д. характера. Раскроем подробнее содержание отдельных теорий мотивации, принадлежащих к тому или иному из названных направлений.

Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон выделял две формы поведения человека - внешнюю и внутреннюю, связанные между собой стимулом и ответом на данный стимул. Известная формула "стимул - реакция", по мнению бихевиористов, объясняет все формы действия и поведения человека в окружающей среде. Стимул как внешний раздражитель активизирует внутреннюю энергию организма и вызывает тем самым соответствующую его реакцию на данный раздражитель. В не-хевиористських концепциях возникновения новых побуждений - драйвов рассматривается как результат сочетания стимула с удовольствием органических потребностей человека. При этом вторичные побуждения выступают как внешняя оболочка первичных, органических. У.Мак-Даугалла, обосновывая положение о врожденном характере мотивации человека, опирался на учение о врожденных инстинкты. По его мнению, в основе мотивов поведения составляют "основные инстинкты" (всего их 18), которые одинаково свойственны как животным, так и человеку. Главными характеристиками инстинкта является импульсивность и врожденность, а понятие о "энергию инстинкта" является базовым в понимании механизмов развертывания целевой действия.

В основу теории биологических побуждений положено, хотя и в интерпретированном виде, Поведенческая формулу "стимул - реакция". Многие исследователи проблем мотивации деятельности человека отдают предпочтение именно этой теории, поэтому трудно определить какое ее персональное авторство. Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности человека, удовлетворение которых является жизненно важным для всех живых организмов. Нарушение баланса любого компонента организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который бы "подталкивает" индивида к удовлетворению потребности, которая возникла. Таким образом формируется "первичная побуждение", что вызывает серию координированных действий, направленных на воссоздание равновесия (рис.б).

Рис. 6. Схема теории импульсов биологических побуждений

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация, тем сильнее активируется организм, равновесие же устанавливается только после удовлетворения данной потребности, вслед за этим исчезают и побуждение, и активация. Поддержание равновесия, при которой организм не чувствует потребности и активации, называется гомеостазом. Отсюда происходит термин "гомеостатическая поведение" - поведение, направленное на устранение мотивации через удовлетворение потребности, ее вызвала.

Теория биологических побуждений позволяет выяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности организма человека, однако она не объясняет всех видов мотивации человека.

Теория оптимальной активации (Е.Даффи, Д.Хебб) была создана в 50-х годах XX в. и базируется в значительной степени на законе Йеркса - Додеона. Согласно этой теории, организм человека пытается поддержать "оптимальный уровень активации", который дает ему возможность функционировать эффективно (рис.7) Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как утверждается в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент: Ведь отдельные люди нуждаются сильного притока стимулов, чем другие, которые способны выдерживать их только в ограниченном количестве. Потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека.

Уровень активации во время сна или в состоянии творческого подъема, конечно, отличается от уровня, оптимального для данного человека.

Теория оптимальной активации в целом механистической по своей сути, поскольку не в состоянии объяснить путей развертывания поведения и действия человека в той или иной ситуации, выявить факторы воздействия, отдельного акта деяния человека.

Рис. 7. Схема теории оптимальной активации

Когнитивные теории мотивации базируются на утверждении о том, что все действия человека всегда так или иначе мотивированы. Таким образом, не существует никакой особой силы, которая "вмешивается" в процесс действия человека только в критические моменты, когда нарушено равновесие. Человек всегда находится в состоянии "когнитивного выбора", следовательно, обращается к удовлетворению той или иной потребности (даже собственно биологической), анализируя состояние, возникающее. Достаточно редко процесс удовлетворения потребности происходит как неотложный, спешный.

Р.Боллес рассматривает мотивацию скорее как "механизм выбора" определенной формы поведения. Этот механизм проявляется в реакциях на внешние раздражители и направлен на актуализацию возможности организма, которая в данный момент лучше соответствует его физиологическом, эмоциональном или когнитивном состояния и тому подобное. Выбор может быть обусловлено также присутствием вблизи другого субъекта или объекта. Ньюттен считает, что выбор ближайших действий индивида определяют его цели и планы на будущее. Чем важнее для него эти цели, тем с большей силой они ориентируют его выбор. Стимулом для действий индивида могут выступать не только же цели, но и намерения достичь их.

Е.Деси утверждает, что все поступки индивида мотивируются "внутренне", в соответствии с его врожденными особенностями. По мнению автора, человека больше привлекает деятельность, развивает в нем чувство "компетентности", при этом внешнее поощрение часто может приводить к ослаблению такой внутренней мотивации. По исследованиям К.Фишера, усиление внутренней мотивации может осуществляться через активацию ответственных, самостоятельных, инициативных действий индивида относительно предмета его действий.

Л.Фестингер является автором теориикогнитивного диссонанса, которая объясняет процессы мотивации поведения индивида. Человек в каждый момент своего действия или поведения рассматривается как индивид, имеющий относительно устойчивое опыт реагирования, взаимодействия или противостояния явлениям окружающей среды, то есть имеет некоторую "исходную информацию". "Новая информация", которая выступает возбудителем активности данного индивида, может вызвать у него "согласие" или "несогласие", что с эмоциональной и активационной точки зрения определяет процесс познания как таковой. В случае "несогласия" возникает "когнитивный диссонанс", который побуждает человека к его преодолению. Выход из состояния, состоящий, может осуществляться индивидом двумя путями: либо через изменение, переоценку "исходной информации", или из-за изменения собственного поведения. В любом случае когнитивный диссонанс должен быть снят.

В целом когнитивные теории мотивации дают возможность не только объяснить механизм возникновения, активации мотивов деяния и поведения человека, но и прогнозировать их развитие, развертывание в процессе "возбужденных" действий.

Попыткой совместить существующие подходы к определению природы мотивации человека является теория мотивации Маслоу. В основу данной теории положено представление о "иерархию потребностей", которые в течение жизни человека так или иначе обусловливают ее поведение. Данная иерархия сочетает самые элементарные потребности и изощренные побуждения деяния человека (рис.8). Согласно данной теории, любое существо стремится своего расцвета, действуя в самой соответствия своим возможностям и попыткой. Как подчеркивает Маслоу, каждая новая потребность возникает, становится возможной только при удовлетворении потребностей более низкого порядка. Самая высокая же потребность - в самореализации - "выступает как актуальный автор и побуждение действий и поведения человека только при условии полного удовлетворения тех потребностей, предшествующих ей. При этом способность к самореализации рассматривается автором как естественная, всегда присуща человеческому существу, а возможность удовлетворить данную потребность имеет самое "благополучная", "развитая" личность.

В отечественной психологии сущность мотивации рассматривалась в рамках "деятельным подхода". Исходя из положения об общественном характере деятельности человека и его потребности, соответственно объяснялся и содержание мотивов и целей данной деятельности. СЛ.Рубинштейн указывал, что мотив как осознанная побуждение конкретного действия проистекает из от-

Рис. 8. Иерархическая пирамида потребностей Маслоу

ления человека к ситуации, обстоятельств, условий и т.д., в которых протекает действие. Выбор способа действия происходит через сознательное сопоставление условий, задач, целей, перспектив и т.д. деятельности, протекает. Мотив невозможен вне отношения к "логики задач" деятельности. Характер мотивации деятельности зависит от уровня притязаний и уровня достижений индивида в соответствии с предметом и целями осуществляемой им деятельности. Ожидание успеха, предсказания перспективы в осуществляемом процессе - одна из важнейших составляющих мотивации деятельности индивида. Содержание мотивации всегда напрямую связан с предметом деятельности и сути осуществляемых преобразований по этому предмету в процессе деятельности: мотивация всегда конкретный предмет, поэтому должна рассматриваться в соответствии с конкретным тыла (вида) деятельности человека.

А.Н. Леонтьев определяет мотив как "опредметнена" потребность. Мотивировка деятельности человека обусловлено диалектикой необходимости и собственно мотива: до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть определен. Только после обнаружения предмета потребность приобретает свою конкретности, а ее предмет, воспринимается, представляется, мыслится человеком, - своей возбуждающей, побудительной, направляющей функции, то есть становится мотивом. Именно предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринят или данный только в воображении, в помисленому плане - может быть назван мотивом деятельности. В свою очередь, мотив вызывает и направляет деятельность субъекта, являясь в целях, задачах и других составляющих процесса действия. Мотивы, по мнению А.Н.-Леонтьева, могут быть осознанными и не осознанными. С этим тезисом согласны А.В.Петровський и ряд других авторов. В то же время СЛ.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и другие ученые подчеркивают именно "сознательную природу" мотивации, отличает мотив от других возбудителей и побуждений деятельности и поведения (потребностей, установок, поездов и т.д.).

Д.Н.Узнадзе определяет мотив как некое рассуждение индивида, непосредственно стимулирует его к конкретному акта действия или поведения. В центре этого рассуждения - потребность, для удовлетворения которой осуществлена конкретное поведение или действие признана целесообразной. Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности.

Изложенные подходы к определению сущности мотивации человека в процессе действия, а также те, что остались без нашего внимания, демонстрируют достижение психологической науки в исследовании и обосновании природы данного психологического явления. Возможно, именно в "содержательном пересечении» этих подходов, концепций, теорий освещается истинная сущность достаточно сложного, синтезированного, многообразного в своих конкретных проявлениях феномена.

Потребности и мотивы - это главные которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность - которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила - это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность - это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание - те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость - сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Виды потребностей по Ломову

Потребности и мотивы - это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:

  • базовые - это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
  • производные - это потребность в эстетике и образовании;
  • группа высших потребностей - это творчество и самореализация.

Иерархия потребностей Маслоу

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация - это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Ключевые особенности потребностей

Потребность, мотив, действие... Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:

  • возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
  • сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
  • целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
  • после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
  • каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
  • воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
  • в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
  • по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
  • потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.

Что такое мотив?

Потребность, мотив, цель - эти категории можно смело назвать движущей силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Говоря о втором из перечисленных понятий, можно сказать, что это стремление к действиям, которые призваны удовлетворить жизненно важные нужды. Мотив характеризуется такой структурой:

  • потребность (определенная нужда, которую нужно удовлетворить);
  • эмоциональное побуждение (внутренний импульс, который толкает человека на выполнение определенных действий);
  • предмет (категория, за счет которой происходит удовлетворение потребности);
  • способы достижения целей.

Основные функции мотивов

Потребность, мотив, цель - все это влияет на образ жизни и способ деятельности человека. Вторая категория выполняет такие основные функции:

  • побуждение - человеческий мозг получает определенный импульс, побуждающий его к определенным действиям;
  • направление - мотив определяет способ и сферу деятельности человека;
  • смыслообразование - мотив наделяет человеческую деятельность значимостью, наделяет ее определенной идеей.

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок - это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Распространенные мотивы

Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:

  • убеждение - система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
  • достижение - стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
  • успех - мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
  • власть - способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
  • аффилиация - подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
  • манипуляция - управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
  • помощь - самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
  • эмпатия - мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.

Ключевые особенности мотивов

Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:

  • в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
  • при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
  • мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
  • мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
  • по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
  • разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
  • мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
  • мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
  • в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.

Основные концепции мотивации

Потребности, мотивы и мотивация - это звенья одной цепи, которые во многом определяют деятельность человека. В соответствии с этим разработано множество концепций, которые были объединены в три основные группы. Так, могут быть следующими:

  • Биологические побуждения. Если в организме присутствует какой-либо дисбаланс или недостаток чего-либо, он немедленно реагирует появлением биологического импульса. Как результат, человек получает импульс к действию.
  • Оптимальная активация. Организм любого человека стремится поддерживать нормальный уровень активности. Это позволяет непрерывно и продуктивно работать над удовлетворением основных потребностей.
  • Когнитивная концепция. В рамках подобных теорий мотивация рассматривается, как выбор формы поведения. В данном процессе активно участвует мыслительный аппарат.

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт - это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами

Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено. С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.

Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н. Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот. Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.