Татаро монгольское иго золотая орда. Установление монголо-татарского ига на руси

История России всегда была немного грустной и бурной из-за войн, борьбы за власть и резких реформ. Эти реформы часто сваливали на Россию разом, насильственно, вместо того, чтобы вводить их постепенно, размеренно, как чаще всего это бывало в истории. Со времен первых упоминаний князья разных городов - Владимира, Пскова, Суздаля и Киева - постоянно сражались и спорили за власть и контроль над небольшим полуобъединенным государством. Под властью святого Владимира (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Киевское государство было на вершине процветания и добилось относительного мира в отличие от прошлых лет. Однако, время шло, мудрые правители умерли, и снова началась борьба за власть и вспыхнули войны.

Перед смертью, в 1054 году, Ярослав Мудрый решил разделить княжества между сыновьями, и это решение определило будущее Киевской Руси на ближайшие двести лет. Гражданские войны между братьями разорили большую часть Киевского содружества городов, лишив ее необходимых ресурсов, которые ей в дальнейшем очень бы пригодились. Когда князья непрерывно сражались друг с другом, бывшее Киевское государство медленно разлагалось, уменьшалось и теряло прежнюю славу. Одновременно его ослабляли вторжения степных племен - половцев (они же куманы или кипчаки), а до этого печенегов, и в конце концов Киевское государство стало легкой добычей для более могущественных захватчиков из далеких земель.

Был у Руси шанс изменить свою судьбу. Около 1219 года монголы впервые вошли в районы близ Киевской Руси, направляясь на , и те попросили помощи русских князей. В Киеве собрался совет князей, чтобы рассмотреть просьбу, что очень обеспокоило монголов. Согласно историческим источникам, монголы заявили, что не собираются нападать на русские города и земли. Монгольские посланники требовали мира с русскими князьями. Однако князья не доверяли монголам, подозревая, те не остановятся и пойдут на Русь. Монгольские послы были убиты, и таким образом шанс на мир был уничтожен руками князей разобщенного Киевского государства.

В течение двадцати лет Батый-хан с армией в 200 тысяч человек совершал набеги. Один за другим русские княжества - Рязань, Москва, Владимир, Суздаль и Ростов - попадали в кабалу к Батыю и его армии. Монголы разграбили и уничтожили города, жителей убили или увели в плен. В конце концов монголы захватили, разграбили и сравняли с землей Киев, центр и символ Киевской Руси. Только отдаленные северо-западные княжества, такие как Новгород, Псков и Смоленск, пережили натиск, хотя эти города будут терпеть непрямое подчинение и станут придатками Золотой Орды. Возможно, заключением мира русские князья могли бы предотвратить это. Однако, нельзя назвать это просчетом, ведь тогда Руси навсегда пришлось бы изменить религию, искусство, язык, систему правления и геополитику.

Православная церковь во времена татаро-монгольского ига

Первыми монгольскими набегами были разграблены и уничтожены многие церкви и монастыри, и бесчисленное количество священников и монахов было убито. Те, кто выжил, часто попадали в плен и отправлялись в рабство. Размеры и мощь монгольской армии были шокирующими. Пострадали не только экономика и политическое устройство страны, но и социальные и духовные институты. Монголы утверждали, что они - кара Божья, и русские верили, что все это послано им Богом как наказание за их грехи.

Православная церковь станет мощным маяком в «темные годы» монгольского засилья. Русский народ, в конце концов, обратился к православной церкви, ища утешения в своей вере и руководство и поддержку в священнослужителях. Набеги степного народа вызвали потрясение, бросив семена на благодатную почву для развития русского монашества, что в свою очередь сыграло важную роль в становлении мировоззрения соседних племен финно-угров и зырян, а также привело к колонизации северных регионов России.

Унижение, которому подверглись князья и городские власти, подорвало их политический авторитет. Это позволило церкви выступить воплощением религиозной и национальной идентичности, заполнив собой утраченную идентичность политическую. Также способствовала укреплению церкви уникальная юридическая концепция ярлыка, или хартия иммунитета. В царствование Менгу-Тимура в 1267 году ярлык был выдан митрополиту Киевскому Кириллу для православной церкви.

Хотя церковь де-факто перешла под защиту монголов десятью годами ранее (из переписи 1257 года, проведенной ханом Берке), это ярлык официально зафиксировал неприкосновенность православной церкви. Что еще более важно, он официально освобождал церковь от любых форм налогообложения монголами или русскими. Священники имели право не регистрироваться во время переписей и освобождались от принудительного труда и военной службы.

Как и ожидалось, ярлык, выданный православной церкви, возымел большое значение. Впервые церковь становится менее зависимой от княжеской воли, чем в любой другой период российской истории. Православная церковь смогла приобрести и закрепить за собой значительные участки земли, что дало ей чрезвычайно сильное положение, продолжавшееся в течение столетий после монгольского захвата. Устав строго запрещал как монгольским, так и российским налоговым агентам захватывать церковные земли или требовать чего-либо от православной церкви. Это гарантировалось простым наказанием - смертью.

Другая важная причина возвышения церкви лежала в ее миссии - распространять христианство и обращать в свою веру деревенских язычников. Митрополиты много путешествовали по всей стране, чтобы укрепить внутреннюю структуру церкви и чтобы решать административные проблемы и контролировать деятельность епископов и священников. Более того, относительная безопасность скитов (экономическая, военная и духовная) притягивала крестьян. Поскольку быстро растущие города мешали атмосфере благости, которую давала церковь, монахи стали уходить в пустынь и там заново строить монастыри и скиты. Религиозные поселения продолжали строиться и тем самым укрепляли авторитет православной церкви.

Последним значительным изменением стал переезд центра православной церкви. До того, как монголы вторглись в русские земли, церковным центром был Киев. После разрушения Киева в 1299 году Святейший Престол переехал во Владимир, а потом, в 1322 году в Москву, чем значительно повысил значимость Москвы.

Изобразительное искусство во времена татаро-монгольского ига

В то время как на Руси начались массовые депортации художников, монашеское возрождение и внимание к православной церкви привело к художественному возрождению. То, что сплотило русских в то тяжелое время, когда они оказались без государства, - это их вера и способность выражать свои религиозные убеждения. В это тяжелое время творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Именно во второй половине монгольского правления в середине четырнадцатого века русская иконография и фресковая живопись снова начали процветать. Феофан Грек прибыл на Русь в конце 1300-х годов. Он расписывал церкви во многих городах, особенно в Новгороде и Нижнем Новгороде. В Москве он написал иконостас для Благовещенской церкви, а также работал над церковью Архангела Михаила. Спустя несколько десятилетий после прибытия Феофана одним из его самых лучших учеников стал начинающий Андрей Рублев. Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке, но монгольское нашествие в XIII веке отрезало Русь от Византии.

Как изменился язык после ига

Нам может показаться несущественным такой аспект как влияние одного языка на другой, но эти сведения помогают нам понять, в какой степени одна народность влияла на другую или на группы народностей - на государственное управление, на военное дело, на торговлю, а также как географически распространялось это влияние. Действительно, языковые и даже социолингвистические воздействия были велики, поскольку русские заимствовали тысячи слов, фраз, другие значимые лингвистические конструкции от монгольского и тюркского языков, объединенных в Монгольскую империю. Ниже перечислены несколько примеров слов, которые используются и поныне. Все заимствования пришли из разных частей Орды:

  • амбар
  • базар
  • деньги
  • лошадь
  • сундук
  • таможня

Одной из очень важных разговорных черт русского языка тюркского происхождения является использование слова «давай». Ниже перечислены несколько распространенных примеров, которые все еще встречаются на русском языке.

  • Давай чай попьем.
  • Давай выпьем!
  • Давай пойдём!

Кроме того, на юге России имеются десятки местных названий татарского/тюркского происхождения земель вдоль Волги, которые выделяются на картах этих районов. Примеры таких названий: Пенза, Алатырь, Казань, названия регионов: Чувашия и Башкортостан.

Киевская Русь была демократическим государство. Основным управляющим органом было вече - собрание всех свободных граждан мужского пола, собиравшихся для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, приглашение или изгнание князей в соответствующий город; все города в Киевской Руси имели вече. Это был, по сути, форум для гражданских дел, для обсуждения и решения проблем. Однако этот демократический институт подвергся серьезному сокращению под властью монголов.

Безусловно, самые влиятельные собрания были в Новгороде и Киеве. В Новгороде особый вечевый колокол (в других городах для этого обычно использовали церковные колокола) служил для того, чтобы созывать горожан, и, теоретически, любой мог позвонить в него. Когда монголы завоевали большую часть Киевской Руси, вече перестало существовать во всех городах, кроме Новгорода, Пскова и нескольких других городов на северо-западе. Вече в этих городах продолжало работать и развиваться, пока Москва не подчинила их в конце XV века. Однако сегодня дух вече как общественного форума возрожден в нескольких городах России, в том числе в Новгороде.

Большое значение для монгольских властителей имели переписи населения, которые позволяли собирать дань. Для поддержки переписей монголы ввели специальную двойную систему региональной администрации, возглавляемую военными губернаторами, баскаками и/или гражданскими губернаторами, даругачами. По сути, баскаки были ответственны за руководство деятельностью правителей в районах, которые сопротивлялись или не принимали монгольскую власть. Даругачи были гражданскими губернаторами, которые контролировали те районы империи, которые сдались без боя или которые считались уже подчинившимися монгольским войскам и спокойными. Тем не менее, баскаки и даругачи иногда исполняли обязанности властей, но не дублировали ее.

Как известно из истории, правящие князья Киевской Руси не доверяли монгольским послам, которые пришли заключить мир с ними в начале 1200-х годов; князья, как ни прискорбно, предали послов Чингисхана мечу и вскоре дорого заплатили. Таким образом, в XIII веке на завоеванных землях были поставлены баскаки, чтобы подчинять народ и контролировать даже повседневную деятельность князей. Кроме того, помимо проведения переписи, баскаки обеспечивали рекрутские наборы местного населения.

Существующие источники и исследования показывают, что баскаки в значительной степени исчезли с русских земель к середине XIV века, поскольку Русь более или менее признала власть монгольских ханов. Когда баскаки ушли, власть перешла к даругачам. Однако, в отличие от баскаков, ​​даругачи не жили на территории Руси. Фактически онинаходились в Сарае, старой столице Золотой Орды, расположенной недалеко от современного Волгограда. Даругачи служили на землях Руси в основном как советники и консультировали хана. Хотя ответственность за сбор и доставку дани и призывников принадлежала баскакам, ​​с переходом от баскаков к даругачам эти обязанности фактически были переданы самим князьям, когда хан увидел, что князья вполне с этим справляются.

Первая перепись, проведенная монголами, произошла в 1257 году, всего через 17 лет после завоевания русских земель. Население было разделено на десятки - такая система была у китайцев, ее переняли монголы, использовав ее во всей своей империи. Основной целью переписи был призыв, а также налогообложение. Москва сохранила эту практику и после того, как она прекратила признавать Орду в 1480 году. Практика заинтересовала иностранных гостей в России, для которых широкомасштабные переписи все еще были неизвестны. Один из таких посетителей, Сигизмунд фон Герберштейн из Габсбурга, отметил, что каждые два или три года князь проводил перепись по всей земле. Перепись населения не получала широкого распространения в Европе вплоть до начала 19 века. Одно существенное замечание, которое мы должны сделать: той тщательности, с которой русские проводили перепись, еще около 120 лет не могли достичь в других частях Европы в эпоху абсолютизма. Влияние Монгольской империи, по крайней мере, в этой области, очевидно, было глубоким и эффективным и помогло создать сильное централизованное правительство для Руси.

Одним из важных нововведений, которое баскаки курировали и поддерживали, были ямы (система постов), которые были построены для обеспечения путников едой, ночлегом, лошадьми, а также повозками или санями, в зависимости от времени года. Изначально построенный монголами ям обеспечивал относительно быстрое движение важных депеш между ханами и их наместниками, а также быструю отправку посланников, местных или иностранных, между различными княжествами по всей обширной империи. На каждом посту были лошади, чтобы везти уполномоченных лиц, а также для замены уставших лошадей в особо длительных поездках. Каждый пост, как правило, находился примерно в дне езды от ближайшего поста. Местные жители были обязаны поддерживать смотрителей, кормить лошадей и удовлетворять потребности чиновников, путешествующих по служебным делам.

Система была достаточно эффективной. В другом докладе Сигизмунда фон Герберштейна из Габсбурга говорилось, что система ямов позволила ему проехать 500 километров (от Новгорода до Москвы) в течение 72 часов - намного быстрее, чем где бы то ни было в Европе. Система ямов помогала монголам поддерживать жесткий контроль над своей империей. В течение мрачных лет пребывания монголов на Руси в конце XV века князь Иван III решил продолжить использование идеи системы ямов, чтобы сохранить сложившуюся систему связи и разведки. Однако идея почтовой системы, как мы ее знаем сегодня, не возникнет до самой смерти Петра Великого в начале 1700-х годов.

Некоторые из нововведений, привезенных на Русь монголами, долгое время удовлетворяли потребности государства и продолжались много веков после Золотой Орды. Это значительно расширило развитие и расширение сложной бюрократии более поздней, имперской России.

Основанная в 1147 году, Москва оставалась незначимым городом более ста лет. В то время это место лежало на перекрестке трех основных дорог, одна из которых соединяла Москву с Киевом. Географическое расположение Москвы заслуживает внимания, поскольку оно находится на изгибе реки Москвы, которая сливается с Окой и Волгой. Через Волгу, которая позволяет добраться до Днепра и Донских рек, а также Черного и Каспийского морей, всегда существовали огромные возможности для торговли с ближними с отдаленными землями. С наступлением монголов из опустошенной южной части Руси начали прибывать толпы беженцев, в основном из Киева. Более того, действия московских князей в пользу монголов способствовали подъему Москвы как центра власти.

Еще до того, как монголы предоставили Москве ярлык, Тверь и Москва постоянно боролись за власть. Главный поворотный момент произошел в 1327 году, когда население Твери начало бунтовать. Увидев в этом возможность угодить хану своих монгольских повелителей, князь Московский Иван I с огромным татарским войском подавил восстание в Твери, восстановив порядок в этом городе и завоевав благосклонность хана. Чтобы продемонстрировать лояльность, Ивану I также был предоставлен ярлык, и таким образом Москва еще на шаг приблизилась к известности и власти. Вскоре князья Москвы взяли на себя обязанности по сбору налогов по всей земле (в том числе и с себя самих), и в конечном итоге монголы возложили эту задачу исключительно на Москву и прекратили практику отправки своих сборщиков налогов. Тем не менее, Иван I был более чем проницательным политиком и образцом здравомыслия: он, возможно, был первым князем, заменившим традиционную горизонтальную схему преемственности на вертикаль (хотя полностью она была достигнута только ко второму царствованию князя Василия в середине 1400-го года). Это изменение привело к большей стабильности в Москве и, таким образом, укрепило ее положение. По мере того, как Москва росла благодаря тому, что собирала дань, ее власть над другими княжествами все более и более утверждалась. Москва получала земли, а значит, она собирала больше дани и получала больший доступ к ресурсам, а следовательно, к большей власти.

В то время, когда Москва становилась все более и более могущественной, Золотая Орда находилась в состоянии общего распада, вызванного бунтами и переворотами. Князь Дмитрий решил напасть на в 1376 году и преуспел. Вскоре после этого один из монгольских генералов Мамай попытался создать свою собственную орду в степях к западу от Волги, и он решил бросить вызов власти князя Дмитрия на берегах реки Вожи. Дмитрий победил Мамая, чем восхитил москвичей и конечно разозлил монголов. Однако и собрал войско в 150 тысяч человек. Дмитрий собрал войско, сопоставимое по размеру, и две этих армии встретились у реки Дон на Куликовом поле в начале сентября 1380 года. Русичи Дмитрия, хотя и потеряли около 100 000 человек, победили. Тохтамыш, один из генералов Тамерлана, вскоре захватил и казнил генерала Мамая. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской. Однако Москва вскоре была разграблена Тохтамышем и снова должна была платить дань монголам.

Но великая битва на Куликовом поле в 1380 году стала символическим поворотным моментом. Несмотря на то, что монголы жестоко отомстили Москве за непокорность, мощь, которую Москва показала, росла, и ее влияние на другие российские княжества расширялось. В 1478 году Новгород, наконец, подчинился будущей столице, и Москва вскоре сбросила покорность монгольским и татарским ханам, таким образом покончив с более чем 250-летним монгольским владычеством.

Итоги периода татаро-монгольского ига

Доказательства свидетельствуют, что многочисленные последствия монгольского нашествия распространялись на политические, социальные и религиозные аспекты Руси. Некоторые из них, например, рост православной церкви, оказали относительно положительное влияние на русские земли, другие же, например, потеря вече и централизация власти, способствовали прекращению распространения традиционной демократии и самоуправления для различных княжеств. Из-за влияния на язык и форму правления воздействие монгольского нашествия проявляется и сегодня. Возможно, благодаря шансу испытать Возрождение, как и в других западноевропейских культурах, политическая, религиозная и социальная мысль России будет сильно отличаться от политической реальности сегодняшнего дня. Под контролем монголов, которые приняли многие идеи правительства и экономики у китайцев, русские стали, пожалуй, более азиатской страной с точки зрения административного устройства, а глубокие христианские корни россиян установили и помогли поддерживать связь с Европой. Монгольское вторжение, возможно, больше, чем любое другое историческое событие, определило ход развития русского государства - его культуры, политической географии, истории и национальной идентичности.

Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?

Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» Киевской Руси. Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели...

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

1. Чингисхан

Раньше на Руси за управление государством отвечали 2 человека: Князь и Хан . Князь отвечал за управление государством в мирное время. Хан или «военный князь» брал бразды управления на себя во время войны, в мирное время на его плечах лежала ответственность за формирование орды (армии) и поддержание её в боевой готовности.

Чингис Хан – это не имя, а титул «военного князя», который, в современном мире, близок к должности Главнокомандующего армией. И людей, которые носили такой титул, было несколько. Самым выдающимся из них был Тимур, именно о нём обычно и идёт речь, когда говорят о Чингис Хане.

В сохранившихся исторических документах этот человек описан, как воин высокого роста с синими глазами, очень белой кожей, мощной рыжеватой шевелюрой и густой бородой. Что явно не соответствует приметам представителя монголоидной расы, но полностью подходит под описание славянской внешности (Л.Н. Гумилёв – «Древняя Русь и Великая степь».).

Французская гравюра Пьера Дюфло (Pierre Duflos) (1742-1816)

В современной «Монголии» нет ни одной народной былины, в которой бы говорилось, что эта страна когда-то в древности покорила почти всю Евразию, ровно, как и нет ничего и о великом завоевателе Чингис Хане… (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

Реконструкция трона Чингисхана с родовой тамгой со свастикой.

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они – потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков – славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного, который был убит на Легницком поле.

Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении – «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык – это якобы и есть Пекин).

Что здесь «монгольского» и что – «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами – люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева – практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).

5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов – колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики – этo как бы два разных мира…» (oagb.ru).

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская! ..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, христианство на Руси называлось «правоверным». Православным оно стало называться только после этой реформы... Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет...

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину.

Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя (см. карту).

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…» (см. сайт «Пища РА»)…

Откуда пошло название Тартария

Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.

То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.

У наших предков были покровители – Бог Тарх, его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра – Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.

Поэтому, ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам «Мы дети Тарха и Тары…». Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии Тарху и Таре. И жители других стран называли наших предков «Тархтарами», а в дальнейшем, из-за сложности в произношении – «Тартарами». Отсюда и произошло название страны – Тартария…

Крещение Руси

Причём здесь крещение Руси? – могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская культура старше европейской»). Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же «Берестяные грамоты» – письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.

У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что – плохо.

Люди видели, что происходило после «крещения» в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все...

Все прекрасно понимали, что в себе несёт «Греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего Киевского княжества (провинции, отколовшейся от Великой Тартарии) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.

В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население Киевской Руси. Потому что навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую «веру» – убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. Если до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! (Дий Владимир, «Русь православная до принятия христианства и после»).

Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях Киевской Руси установилось, так называемое, двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.

Но ведическая Славяно-Арийская Империя (Великая Тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения Киевского Княжества. Только её ответные действия не могли быть мгновенными, в силу того, что армия Великой Тартарии была занята конфликтами на своих дальневосточных границах. Но эти ответные действия ведической империи были осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде, под названием монголо-татарского нашествия орд хана Батыя на Киевскую Русь.

Только к лету 1223 года на реке Калке появились войска Ведической Империи. И объединённое войско половцев и русских князей было полностью разбито. Так нам вбивали на уроках истории, и никто не мог объяснить толком, почему русские князья дрались с «врагами» так вяло, а многие из них переходили даже на сторону «монголов»?

Причина такой несуразицы была в том, что русские князья, принявшие чуждую религию, прекрасно знали, кто и почему пришёл…

Так вот, не было никакого монголо-татарского нашествия и ига, а было возвращение взбунтовавшихся провинций под крыло метрополии, восстановление целостности государства. У хана Батыя была задача возвратить под крыло ведической империи западноевропейские провинции-государства, и остановить нашествие христиан на Русь. Но сильное сопротивление некоторых князей, почувствовавших вкус ещё ограниченной, но очень большой власти княжеств Киевской Руси, и новые беспорядки на дальневосточной границе не позволили довести эти планы до завершения (Н.В. Левашов «Россия в кривых зеркалах» , Том 2.).

Выводы

По сути, после крещения в Киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла Греческую религию – 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано «татаро-монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем – Христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на «диких кочевников»…

Известное высказывание президента В.В. Путина о Куликовской Битве, в которой русские якобы воевали против татар с монголами…

Татаро-монгольское иго – самый большой миф истории.

Хронология

  • 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка
  • 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами
  • 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва)
  • 1242 г. Разгром князем Александром Ярославовичем Невским крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище)
  • 1380 г. Куликовская битва

Начало монгольских завоеваний русских княжеств

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с татаро-монгольскими завоевателями , которые владычествовали в русских землях до XV в. (последнее столетие в более мягкой форме). Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского периода и росту абсолютизма.

В XII в. в Монголии не существовало централизованного государства, соединение племен было достигнуто в конце XII в. Темучином, вождем одного из родов. На общем собрании (“курултае”) представителей всех родов в 1206 г. он был провозглашен великим ханом с именем Чингис (“беспредельная сила”).

Как только империя была создана, она начала свое расширение. Организация монгольского войска была основана на десятичном принципе — 10, 100, 1000 и т.д. Была создана императорская гвардия, которая контролировала всю армию. До появления огнестрельного оружия монгольская конница брала вверх в степных войнах. Она была лучше организована и обучена , чем какая-либо армия кочевников прошлого. Причиной успехов становилось не только совершенство военной организации монголов, но и неподготовленность соперников.

В начале XIII в., завоевав часть Сибири, монголы приступили в 1215 г. к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть. Из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов. Кроме того, из числа китайцев они получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран , после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. С юга они пришли в половецкие степи и разгромили половцев.

Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска. Битва закончились поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли.

В 1227 г. умер Чингисхан. Великим ханом был избран Угедей, его третий сын. В 1235 г. в монгольской столице Кара-корум собрался Курултай, где было решено начать завоевание западных земель. Это намерение представляло страшную угрозу для русских земель. Во главе нового похода стал племянник Угедея — Бату (Батый).

В 1236 г. войска Батыя начали поход на Русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись к Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег его. Монголы остановились лишь перед Новгородом, из-за распутицы повернув на юг.

В 1240 г. монгольское наступление возобновляется. Захвачены и разрушены Чернигов и Киев. Отсюда монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Волынский, Галич в 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а затем в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу монгольские войска вступили значительно ослабленными мощным сопротивлением, встреченным ими на Руси. Этим объясняется во многом то, что если на Руси монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие и то в меньших масштабах. В этом историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию монголов.

Результатом грандиозного похода Батыя было завоевание громадной территории — южнорусские степи и леса Северной Руси, регион Нижнего Дуная (Болгария и Молдавия). Монгольская империя включала теперь целый Евразийский континент от Тихого океана до Балкан.

После смерти Угедея в 1241 г. большинство поддержало кандидатуру сына Угедея Гаюка. Батый же стал главой сильнейшего регионального ханства. Он основал свою столицу в Сарае (к северу от Астрахани). Его власть распространялась на Казахстан, Хорезм, Западную Сибирь, Волгу, Северный Кавказ, Русь. Постепенно западная часть этого улуса стала известна как Золотая Орда .

Борьба русского народа с западной агрессией

Когда монголы занимали русские города, шведы, угрожая Новгороду, появились в устье Невы. Они были разгромлены в июле 1240 г. молодым князем Александром, который получил за свою победу имя Невский.

В это же время Римская церковь делала приобретения в странах Балтийского моря. Еще в XII веке немецкое рыцарство начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы. Наступление на русские земли было частью доктрины “Drang nach Osten” (натиск на восток).

Прибалтика в XIII в.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: “Побеждая везде, а не победим николи же”. Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей “свиньей” (в виде трапеции с острым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, острием упиравшимся в берег. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую “свинью”. Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Русские преследовали противника, “секли, несяся за ним, как по воздуху”,- записал летописец. По данным Новгородской летописи, в битве “немец 400 и 50 взято в плен”

Настойчиво сопротивляясь врагам западным Александр был крайне терпелив в отношении восточного натиска. Признание суверенитета хана освобождало руки для отражения тевтонского крестового похода.

Татаро-монгольское иго

Настойчиво сопротивляясь врагам западным, Александр был крайне терпелив в отношении восточного натиска. Монголы не вмешивались в религиозные дела своих подданных, в то время как немцы старались навязать завоеванным народам свою веру. Они вели захватническую политику под лозунгом "Кто не желает креститься, тот должен умереть!". Признание суверенитета хана освобождало силы для отражения тевтонского крестового похода. Но оказалось, что от “монгольского потопа” не легко избавиться. Р азоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды.

В первый период монгольского правления сбор налогов и мобилизация русских в монгольские войска проводилась по приказам великого хана. И деньги, и рекруты отправлялись в столицу. При Гауке русские князья ездили в Монголию получать ярлык на княжение. Позже достаточно было поездки в Сарай.

Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков — руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения — “запись в число”. В города посылали бесерменов (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани (“выхода”) был очень велик, одна только “царева дань”, т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась “запросами” — единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для “кормления” ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига стало углубление разобщенности Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

Переломным моментом стал 1380 г., когда многотысячная армия Мамая была разгромлена на Куликовом поле.

Куликовская битва 1380 г.

Русь начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более слабела. Окончательное же освобождение произошло в 1480 г. при государе Иване III. К этому времени период закончился, заканчивалось собирание русских земель вокруг Москвы и .

Татаро-монгольское иго - это период времени, когда Древняя Русь находилась в зависимости от Золотой Орды. Молодое государство за счет своего кочевого образа жизни завоевало много европейских территорий. Казалось, что оно будет держать в напряжении еще долгое время население разных стран, но разногласия внутри Орды привели к ее полному распаду.

Татаро-монгольское иго: причины

Феодальная раздробленность и постоянные княжеские междоусобицы превратили страну в незащищенное государство. Ослабление обороноспособности, открытость и непостоянство границ - все это способствовало частым набегам кочевников. Непрочные связи между районами Древней Руси и напряженные отношения князей позволяли татарам разрушать русские города. Вот первые набеги, которые «разнесли» северо-восточные земли Руси и погрузили страну во власть монголов.

Татаро-монгольское иго: развитие событий

Конечно, сразу вести открытую борьбу против захватчиков Русь была не в состоянии: не было регулярной армии, не было поддержки князей, была явная отсталость в техническом вооружении, отсутствовал практический опыт. Именно поэтому сопротивляться Золотой Орде Русь не могла вплоть до 14 века. Этот век стал переломным: происходит возвышение Москвы, начинает складываться единое государство, русское войско одерживает первую победу в сложной Куликовской битве. Как известно, чтобы княжить, нужно было заполучить ярлык у хана Орды. Именно поэтому татары и проводили политику стравливания: они ссорили князей, которые спорили за этот ярлык. Татаро-монгольское иго на Руси привело и к тому, что некоторые князья специально выступали на стороне монголов, чтобы добиться возвышения именно своей территории. Например, восстание в Твери, когда Иван Калита помог разгромить своего соперника. Таким образом Иван Калита добился не только ярлыка, но и права сбора дани со всех своих земель. Активно продолжает бороться с захватчиками и Дмитрий Донской. Именно с его именем связано первая победа русских на Куликовом поле. Как известно, благословление дал Сергий Радонежский. Бой начался с поединка двух богатырей и закончился гибелью обоих. Новая тактика помогла разгромить истощенное междоусобицами войско татар, однако полностью от их влияния не избавило. А вот освободил государство, причем уже единое и централизованное, Иван 3. Случилось это в 1480 году. Вот так, с разницей в сто лет, произошли два самых знаменательных события военной истории. Стояние на реке Угре помогло избавиться от захватчиков и освободило страну от их влияния. После чего Орда перестала существовать.

Уроки и последствия

Экономическая разруха, отсталость во всех сферах жизни, тяжелое состояние населения - это все последствия татаро-монгольского ига. Этот тяжелый период в истории России показал, что страна тормозит в своем развитии, особенно в военном. Татаро-монгольское иго научило наших князей в первую очередь тактическому ведению боя, а также политике компромиссов и уступок.

Изучая труды летописцев, свидетельства европейских путешественников, посетивших Русь и Монгольскую империю, далеко не однозначное трактование событий X–XV веков академиком Н. В. Левашовым, Л. Н. Гумилевым, нельзя не задаться целым рядом вопросов : было татаро-монгольское иго или его придумали специально, с определенной целью, это исторический факт или преднамеренный вымысел.

Вконтакте

Русские и монголы

Умерший в 978 году киевский князь Ярослав Мудрый должен был поступить так, как делают англичане , у которых все наследство отдается старшему сыну, а остальные становятся либо священниками, либо морскими офицерами, тогда у нас не образовалось бы нескольких отдельных областей, отданных наследникам Ярослава.

Удельная разобщенность Руси

Каждый князь, получивший землю, делил ее между своими сыновьями, что способствовало еще большему , ослаблению Киевской Руси, хотя она расширила владения за счет переноса столицы в лесной Владимир.

Наше государство, не будь удельной разобщенности , не позволило бы поработить себя татаро-монголам.

Кочевники у стен русских городов

В конце IX века Киев окружали венгры, которые были вытеснены к западу печенегами. Вслед за ними к середине XI века последовали торки, за ними - половцы; затем началось нашествие монгольской империи.

Подступы к русским княжествам неоднократно осаждали мощные войска степняков, через некоторое время прежние кочевники сменялись другими, поработившими их большей удалью, лучшим оружием.

Как складывалась империя Чингисхана

Период конца XII - начала XIII века ознаменовался единением нескольких монгольских родов, направляемых неординарным Тэмуджином , взявшим в 1206 году звание Чингисхана.

Пресеклись нескончаемые распри воевод-нойонов, обычные кочевники были обложены непомерными оброками, обязательствами. Для упрочения положения простого населения и аристократии Чингисхан двинул свое огромное войско сперва в зажиточную Поднебесную империю, позже на исламские земли.

Государство Чингисхана носило организованное военное администрирование, правительственный персонал служащих, имело почтовую коммуникацию, постоянное обложение пошлинами. Кодекс канонов «Яса» уравновешивал полномочия приверженцев любых верований.

Фундаментом империи служило войско, основанное на принципах всеобщего армейского долга, военного уклада, суровой выдержанности. Квартирмейстеры-юртжи намечали маршруты, привалы, запасали продовольствие. Сведения о будущих пунктах нападения приносили торговцы , главы обозов, особые представительства.

Внимание! Следствием захватнических кампаний Чингисхана с его приверженцами стала исполинская сверхдержава, охватывавшая Поднебесную, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию, степи Восточной Европы, Казахстана.

Успехи монголов

С юго-востока имперские войска выгружались на Японских островах, островах Малайского архипелага; дотянулись до Египта на Синайском полуострове, севернее подошли к Европейским рубежам Австрии. 1219 год - армия Чингисхана покорила величайшее среднеазиатское государство - Хорезм, который вошел затем в состав Золотой Орды. К 1220 году Чингисхан основал Каракорум - столицу Монгольской империи.

Обогнув с юга Каспийское море, конные войска вторглись в Закавказье, через Дербентское ущелье вышли к Северному Кавказу, где встретились с половцами и аланами, разгромив которых, овладели Крымским Судаком.

Гонимые монголами степные кочевники попросили защиты у русичей . Русские князья приняли предложение сразиться с неизвестным войском за границами своей земли. В 1223 году хитрой уловкой монголы завлекли русских и половцев к берегам . Дружины наших воевод сопротивлялись разрозненно и были совершенно опрокинуты.

1235 год - собрание монгольской аристократии утвердило решение о кампании по захвату Руси, отрядив большую часть имперских воинов, около 70 тысяч боевых единиц под управлением внука Чингисхана Бату.

Эта рать определялась символически как «татаро-монгольская». «Татарами» именовали персы, китайцы, арабы степняков, живущих по северной границе с ними .

К середине XIII века в могучем государстве Чингизидов монгольскими были начальники военных округов и отборные привилегированные бойцы, прочие войска оставались характерной имперской армией, представлявшей собой воинов поверженных территорий - китайцев, аланов, иранцев, бесчисленных тюркских племен. Захватив Серебряную Булгарию, мордвин и кипчаков, эта туча по холодам 1237 года придвинулась к рубежам Руси , накрыла Рязань, потом Владимир.

Важно! Исторический отсчет татаро-монгольское иго начинает с 1237 года, со взятия Рязани.

Русские защищаются

С этого времени Русь стала платить дань завоевателям, очень часто подвергаясь жесточайшим набегам татаро-монгольских войск. Русичи геройски отвечали захватчикам. В историю вошел маленький Козельск, который монголы назвали злым городом за то, что он дал отпор и сражался до последнего; бились защитники: женщины, старики, дети - все, кто мог держать оружие или лить расплавленную смолу со стен города. Ни единого человека в Козельске не осталось в живых, одни погибли в бою, остальных добили, когда вражеское войско прорвало оборону.

Хорошо известно имя рязанского боярина Евпатия Коловрата, который, возвратившись в родную Рязань и увидев, что натворили там захватчики, с маленьким войском кинулся вслед Батыевым отрядам, бился с ними смертно.

1242 год - хан Бату на приволжских равнинах основал новейшее селение империи Чингизидов - Золотую Орду . Русичи исподволь догадались, с кем предстоит вступить в конфликт. С 1252 по 1263 год высочайшим владыкой Владимира являлся Александр Невский, собственно тогда утвердилось татарское иго как концепция правовой подчиненности Орде.

Наконец-то, русичи вняли, что надо объединиться против страшного врага. 1378 год - русские дружины на реке Воже разгромили огромные татаро-монгольские полчища под руководством опытного мурзы Бегича. Оскорбленный этим поражением, темник Мамай сколотил несметную армию и двинулся к Московии . По призыву князя Дмитрия спасать родную землю поднялась вся Русь.

1380 год - на реке Дон темник Мамай был окончательно разгромлен. После той великой сечи Дмитрий стал называться Донским, саму битву по названию исторического местечка Куликово поле между реками Дон и Непрядва, где происходило побоище, нарекли .

Но Русь из кабалы не вышла. Сколько лет еще не могла она обрести окончательную независимость. Через два года Тохтамыш-хан сжег Москву, потому что князь Дмитрий Донской уехал собирать войско, не смог вовремя дать достойного отпора нападавшим . Еще сто лет русские князья продолжали подчиняться Орде, а та становилась все слабее из-за раздоров Чингизидов - кровников Чингиса.

1472 год - Иван III, Великий князь Московский, разгромил монголов, отказался уплачивать им дань. Через несколько лет Орда решила восстановить свои права и двинулась с очередным походом.

1480 год - русские войска расположились с одного берега реки Угры, монгольские - с другого. «Стояние» на Угре длилось 100 дней.

Наконец русичи отодвинулись от берегов, чтобы освободить место для будущей битвы, но у татар духу не хватило переправиться, ушли прочь. Русская рать вернулась в Москву, а противники - в Орду. Вопрос, кто победил — славяне или страх их врагов.

Внимание! В 1480 году наступил конец ига на Руси, ее севере и северо-востоке. Однако ряд исследователей полагает, что зависимость Москвы от Орды продолжалась вплоть до правления .

Итоги нашествия

Некоторые ученые полагают, что иго способствовало регрессу Руси , но это меньшее зло сравнительно с западными российскими недругами, отбиравшими наши наделы, требовавшими перехода православных в католичество. Позитивно мыслящие верят, что Монгольская империя помогла Московии возвыситься. Усобицы прекратились, разобщенные русские княжества объединились против совместного врага.

После установления стабильных связей с Русью богатые татарские мурзы с обозами дружно потянулись к Московии. Прибывшие принимали православие, женились на славянках, рожали детей с нерусскими фамилиями: Юсупов, Ханов, Мамаев, Мурзин.

Классическую историю России опровергают

Среди некоторых историков бытует другое мнение о татаро-монгольском иге и о тех, кто его придумал. Приведем интересные факты:

  1. Генофонд монголов отличается от генофонда татар, поэтому их нельзя объединять в общий этнос.
  2. Чингисхан имел европеоидную внешность.
  3. Отсутствие письменности у монголов и татар XII–XIII века , как следствие этого - недостаток увековеченных свидетельств их победоносных набегов.
  4. Наших летописей, подтверждающих кабалу русичей почти триста лет, не обнаружено. Появляются кое-какие псевдоисторические документы, описывающие монголо-татарское иго только со времен начала правления .
  5. Смущение вызывает отсутствие археологических артефактов с места знаменитых сражений, например, с Куликова поля,
  6. Вся территория, по которой кочевала Орда, не выдали археологам ни множества оружия того времени, ни захоронений убитых, ни курганов с телами умерших на становищах степных кочевников.
  7. У древних русских племен было язычество с ведическим мировоззрением. Их покровителями были Бог Тарх и его сестра - Богиня Тара. Отсюда пошло название народа «тархтары», позднее просто «тартары». Население Тартарии составляли русские, дальше к востоку Евразии разбавлялись разрозненными разноязыкими племенами, кочующими в поисках пропитания. Все они назывались тартарами, по-нынешнему - татарами .
  8. Поздние летописцы прикрыли нашествием Орды факт насильственного, кровавого навязывания греко-кафолической веры на Руси, выполняли заказ Византийской церкви и господствующей верхушки государства. Новое христианское учение, получившее после реформы патриарха Никона название православное христианство, привело народные массы к расколу: некоторые принимали православие, несогласных истребляли или высылали в северо-восточные провинции, в Тартарию.
  9. Тартары не простили уничтожения населения, разорения Киевского княжества, но армия ее не сумела молниеносно ответить, отвлеченная неурядицами на дальневосточных рубежах страны. Когда ведическая империя набрала силу, она дала отпор насаждавшим греческую религию, началась настоящая гражданская война: русичи с русскими, так называемые язычники (староверы) с православными. Длившуюся почти 300 лет конфронтацию своих против наших современные историки подали как «монголо-татарское нашествие».
  10. После насильственного крещения Владимиром Красное Солнышко Киевское княжество было разрушено, населенные пункты разорены, сожжены, большая часть жителей уничтожена. Не смогли объяснить происходящее, так что прикрыли татаро-монгольским игом, чтобы замаскировать жестокость перехода в новую веру (недаром Владимир после этого стал называться Кровавым) было призвано нашествие «диких кочевников».

Татары на Руси

Прошлое Казани

Крепость Казань исхода XII века становится престольным градом государства волжско-камских булгар. Спустя некоторое время, страна покоряется монголам, три века подчиняется Золотой Орде, булгарские правители, сродни московским князьям, вносят оброк, исправляют подчиненные функции.

К пятидесятым годам XV века, следом за очевидным разделением Монгольской империи , прежний ее правитель Уду-Мухаммед, оказавшийся без собственности, вторгся в булгарскую столицу, казнил наместника Али-Бека, захватил его трон.

1552 год - в Казань прибыл царевич Едигер - наследник хана Астраханского. Едигер нагрянул c 10 тыс. чужеземцев, кочевников своевольных, шляющихся по степи.

Иван IV Васильевич, царь всея Руси, покоряет столицу Булгарии

Сражение за Казань разыгрывалось не с урожденными обитателями государства, а с ратными массами Едигера, нагнанными им из Астрахани. Многотысячной армии Ивана Грозного противоборствовала стая чингизида, состоявшая из народностей Среднего Поволжья, Тюркских племен, ногайцев, марийцев.

15 октября 1552 года, спустя 41 день отважной защиты, во время остервенелого штурма сдался славный благодатный город Казан. После обороны столицы полегли практически все ее защитники. Город подвергся тотальному расхищению. Уцелевших жителей ожидала беспощадная кара: раненых мужчин, стариков, детей - всех добили триумфаторы по велению московского царя; молодиц с крошечными младенцами услали в невольничество. Если бы царь всея Руси, разделавшийся с Казанью и Астраханью , замыслил совершить обряд крещения против воли всех татар, то, безусловно, учинил бы очередной беспредел.

Еще Петр I ратовал о создании моноконфессионального христианского государства, но при его правлении до всеобщего крещения народов Руси не дошло.

Крещение татар на Руси происходило с первой половины 18 века. 1740 год - императрица Анна Иоанновна издала указ, по которому все иноверческие народы России должны были принять православие. По предписаниям новообращенным не подобало жить вместе с иноверцами; нехристей надлежало переселять в отдельные местности. Среди признавших православие татар-мусульман была малая доля , гораздо меньше, в сравнении с язычниками. Положение порождало неудовольствие короны и администрации, принявших на вооружение практику последней четверти XVI в. Власть имущие инициировали кардинальные санкции.

Радикальные меры

Провести крещение татар на Руси не удалось несколько веков назад и остается проблематичным в наше время. Собственно уклонение татар принять православие, а также сопротивление курсу на христианизацию правоверного священства, привели к осуществлению намерения уничтожить мусульманские храмы.

Исламский народ не только устремлялся с прошениями к власти, но и крайне неодобрительно реагировал на широчайшее разорение мечетей. Это породило обеспокоенность господствующей державы .

Православные батюшки русской армии становились проповедниками посреди служивых-нехристей. Узнав об этом, некоторые из иноверных новобранцев отдавали предпочтение принять крещение еще до мобилизации. Для склонения к принятию христианства предприимчиво употреблялись налоговые скидки крещеным, дополнительные взносы должны были платить не православные.

Документальный фильм о монголо-татарском иге

Альтернативная история, татаро-монгольское иго

Выводы

Как вы поняли, сегодня предлагается множество мнений об особенностях монгольского нашествия. Может, в будущем, ученые смогут найти веские доказательства факта его существования или вымысла, что прикрыли татаро -монгольским игом политики и правители и с какой целью это делалось. Возможно, истинная правда о монголах («великих» — так называли чингизидов другие племена) раскроется. История — такая наука, где не может быть однозначного взгляда на то или иное событие, так как оно всегда рассматривается с разных точек зрения. Ученые собирают факты, а выводы будут делать потомки.