Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского. Дивеевские святые источники

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02"24.2"N 43°14"44.0"E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом .

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых .

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь - в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму . Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой . Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Четвёртым Уделом Богородицы считается на Земле Дивеевская обитель – один из известнейших монастырей России. Именно поэтому село Дивеево , что в Нижегородской области, называют «дивным»; монастырь был основан в XVIII веке, и за свою историю пережил немало сложных и даже трагических периодов, но стоит и действует до сих пор. Говорят, что после тяжких испытаний Дивеевская обитель возродилась и обновилась, стала ещё более почитаемой верующими православной святыней. Сегодня сюда едут десятки тысяч туристов и паломников, из России и из-за рубежа: Дивеево считается «местом силы» , и это во многом соответствует истине.


Во времена СССР монастырю «здорово досталось»: он был превращён в трудовую артель, а потом вообще закрыт, вместе со всеми храмами и святынями.

Но в 80-е годы, во времена «перестройки», Серафимо-Дивеевский монастырь – так он называется благодаря Серафиму Саровскому , его покровителю и одному из основателей – стал понемногу оживать. Сооружения восстанавливались, храмы и церкви монастырю возвращались, а несколько лет назад началось строительство ещё одного собора – Благовещенского; крест нового храма был освящён Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в 2013 году.

Имеют свой характер и уникальную историю: так или иначе, но все они прошли через период упадка и возродились к жизни. Сейчас в ведении Серафимо-Дивеевского монастыря в общей сложности 10 разных храмов и церквей – о некоторых здесь будет сказано подробнее, - а также 14 скитов и подворий. Монастырским подворьем называют удалённую от монастыря общину, или представительство, обычно с домовой церковью.

Троицкий собор: по велению Богородицы

Основной архитектурно-художественной ценностью Дивеевской обители считается Свято-Троицкий храм , величественный и огромный, но одновременно светлый и радостный. Этот собор не просто великолепно гармонирует с окружающим миром – он сам делает мир чище и прекраснее. Главная религиозная святыня Дивеево хранится именно в этом соборе – мощи преподобного Серафима Саровского и других старцев, живших в разное время в Саровской пустоши. Потому и говорится, что вокруг Троицкого храма строится вся духовная жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря.


Место для строительства было указано преподобным, а ему его указала сама Богоматерь. Вскоре Серафим купил землю – на свои средства, но строить храм начали только через 32 года после его смерти, в 1865 году. Проект создавался знаменитым русским зодчим А.И. Резановым, профессором и академиком архитектуры. Главный собор Дивеево – пятиглавый, и по внешнему виду напоминает храм Христа Спасителя в Москве, что неудивительно: над первым храмом, по образу которого построен современный, тоже работал Резанов.

Преподобный, завещая строительство сёстрам Дивеевской обители, утверждал, что собор будет величественно прекрасным, и превзойдёт Саровскую пустынь – монастырь, считавшийся в то время одним из важнейших в России. Построили его быстро, примерно за 10 лет; живопись внутри собора считается уникальной для нашей страны: в русских православных храмах обычно расписываются стены, а здесь изображения нанесены на огромные холсты.


Весьма знаменита одна из икон Троицкого собора – «Умиление». Серафим Саровский молился перед ней всю жизнь, а после его ухода образ Богоматери перевезли в Дивеево. Николай II, проезжавший здесь в начале прошлого века, подарил монастырю драгоценный оклад для этой иконы - из золота, с инкрустацией из драгоценных камней.

Спасо-Преображенский собор – контраст с земными печалями

Происхождение Спасо-Преображенского собора объясняют разными легендами. Архитектурный стиль храма – неорусский: о нём говорят, как о необыкновенно лёгком и воздушном – небесном, устремлённом вверх, и как бы контрастирующем с тяготами и трудами земного мира. Преподобный Серафим всегда призывал ближних к смирению и духовному совершенствованию; считается, что Преображенский храм завещал построить он же, недалеко от Троицкого – там, где заканчивается Канавка Богородицы – одна из важнейших дивеевских святынь. Но на том месте возвели деревянную церковь; в конце 20-х годов она сгорела. А Преображенский собор к тому времени уже построили поблизости, но чуть в стороне, южнее.

Говорят также, что, когда собор уже строился, блаженная Прасковья Ивановна, жившая тогда в Дивеево, вдруг заявила, что у него «по углам черёмуха выросла». В советское время храм пришёл в запустение - был превращён в гараж, и деревца действительно появились, хотя не по углам, а на кровле.


Казанский храм – начало истории обители

Нельзя не сказать о Казанской церкви, с которой и началась история Дивеевского монастыря. Строилась она под руководством самой матушки Александры – первой настоятельницы и основательницы обители, Агафьи Семёновны Мельгуновой, и была освящена в 1780 году, ещё до Серафима Саровского. Именно тогда, во время строительства, матушка и выкопала своими руками для рабочих источник, названный её именем: он стал началом чудотворных, святых . Архитектурный стиль церкви – так называемое русское барокко, отличающееся простотой форм. Впоследствии преподобный, взявший на себя управление общиной – тоже называвшейся Казанской, говорил, что церковь эта станет «ядрышком» обители, и будет «взята целиком неразрушенной на небо».

С приходом Советов храму пришлось тяжко: в конце 20-х сбросили кресты, убрали и купола, и колокольню – получилось здание с обычной крышей, в котором устроили общежитие, затем – мастерские и склад.


Монастырю церковь вернули в начале 90-х, но настоящий ремонт и восстановление начались только в 2003 году: вновь построили колокольню, торжественно увенчали крестами её и главный купол. Сохранившиеся фрески отреставрировали, создали новые росписи: новое освящение состоялось перед празднованием дня рождения Серафима Саровского, в 2004-м, а ещё через несколько лет, когда добавились новые приделы, Казанскую церковь стали называть собором.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы: можно помочь в строительстве

История Благовещенского собора сильно «растянулась во времени»: по легенде, преподобный говорил, что новый собор появится в будущем, на одной оси с Троицким храмом. Но на том месте была построена Тихвинская церковь (та, которая потом сгорела), и выполнить буквально наказ Серафима – то есть, Богородицы, исполнителем воли которой он являлся, - было невозможно. Новый храм всё же появился – Преображенский, но не на указанном месте, а немного в стороне. Когда церковь сгорела, место освободилось, однако в советское время строительство новых храмов было невозможно.

Территория, на которой было завещано возвести храм, перешла к монастырю только в 2011 году, и строительство началось через год. Продолжается оно и сейчас; каждый желающий может принять в нём участие, сделав вклад на счёт монастыря. Интересно, что предлагается приобретать кирпичи по определённой цене, а затем эти кирпичи, с написанными на них именами вкладчиков, закладываются в стены строящегося храма, так что своё имя можно освятить - в буквальном смысле.


Россия на протяжении веков была центром православия, и даже в годы богоборчества в нашей стране удалось сохранить значительную часть церковных святынь. Кроме того, за последнюю четверть века было сделано многое для возрождения монастырей. К числу таких обителей относится и Серафимо-Дивеевский монастырь, куда каждый год приезжают тысячи туристов со всех уголков России.

Село Дивеево

Поселение Дивеево предположительно было основано в середине 17-го века, во время похода войска Ивана Грозного на Казань. По легенде, свое название населенный пункт получил в честь татарского мурзы Дивея, который вместе со своим отрядом примкнул к войскам русского царя. Сегодня в Дивеево постоянно проживают около 9 тыс. человек, и действуют несколько промышленных предприятий. Кроме того, за последние десять лет там были построены несколько небольших гостиниц и гостевых домов для паломников. Развивается туристическая инфраструктура.

Где находится обитель и как туда добраться

В Серафимо-Дивеевский монастырь (адрес которого - село района) легче всего добраться из города Арзамаса, откуда почти каждый час до интересующего нас пункта отправляются пассажирские автобусы. Если же добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому, возможно, придется сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше выехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Сам же Серафимо-Дивеевский монастырь находится на берегу реки Вичкинзы, и найти его можно, следуя указателям или расспросив жителей Дивеево. Что касается вариантов размещения, то необходимую информацию можно получить в паломническом центре, размещенном в желтом здании у Казанского собора.

История

Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 18-м веке. У его истоков стояла молодая вдова Агафия Мельгунова, которая, став насельницей Флоровской обители, начала странствовать по России и в 1760 году поселилась недалеко от Дивеева. После смерти малолетней дочери матушка Александра, которой было видение, на свои средства построила в Дивеево каменный храм Казанской Божией Матери. Спустя некоторое время вокруг церкви сформировалась Казанская община, а в 1788 году нижегородская помещица Жданова пожертвовала сестрам участок своей земли рядом с храмом, где был построен дом для матушки Александры и четырех послушниц. В 1789 году попечение над общиной монахинь взял на себя иеродиакон Серафим, который ныне известен как преподобный Серафим Саровский, а почти через 10 лет после его преставления был основан сам Серафимо-Дивеевский монастырь.

На всем протяжение второй половины 19-го века монастырь обустраивался, и там возводились новые постройки и храмы. Таким образом, к 1917 году в обители проживало около 300 монахинь и 1500 послушниц, тогда как в селе Дивеево по переписи числилось 520 жителей. В 1927 году монастырь закрыли, и лишь через 6 десятилетий началось его возрождение. А самое значимое событие в истории обители произошло в 1991 году, когда туда перенесли мощи Серафима Саровского, которые с тех пор находятся в Троицком соборе.

Серафимо-Дивеевский монастырь: описание

Архитектурный комплекс монастыря состоит более чем из двух десятков объектов, большинство из которых являются значимыми памятниками религиозной архитектуры.

Троицкий собор

Храм был заложен в 1848 году на месте, указанном святым Серафимом, и возведен в русско-византийском стиле под руководством архитектора А. И. Резанова. В период, когда монастырь был закрыт, в храме был устроен склад. Возрождение собора началось осенью 1989 года, а с 1991 года там совершаются ежедневные службы. Фото этого сооружения часто являются украшением альбомов и книг, посвященных красивейшим церквям России.

Преображенский собор

На территории обители службы проходят в нескольких храмах. Вторым по значимости из них в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре является Преображенский собор, заложенный в 1907 году. Интересно, что внутренняя отделка храма и иконы были написаны самими сестрами, однако до событий 1917 года храм не успели освятить, и это таинство состоялось лишь в 1998 году. Так как изначальная отделка интерьеров не сохранилась, собор заново расписали художники супруги Беляевы.

Благовещенский собор

Серафимо-Дивеевский монастырь, фото которого поражают совершенством изображенных на них архитектурных памятников, продолжает приукрашаться и сегодня. В частности, в 2012 году там было начато строительство стиле, близком к русскому барокко, характерному для начала 18-го века.

Казанский собор

Это старейшая постройка обители, заложенная в 1773 году, строительство которой велось под неусыпным наблюдением основательницы монастыря матушки Александры. Кроме того, в Серафимо-Дивеевском монастыре можно увидеть Трапезный и больничный храмы, храм в богадельне, часовню преподобного Серафима, домик, в котором жила блаженная Параскева, колокольню, Казанскую церковь на источнике, старинные корпуса и другие постройки 18-20-го веков.

Реликвии обители

Если туристы приезжают в Дивеевский монастырь, чтобы увидеть его и сделать несколько удачных снимков на их фоне, то паломники посещают его с целью поклониться таким святыням, как мощи и преподобных матушек Александры, Елены и Марфы, блаженных жен дивеевских Параскевы, Пелагии и Марии, а также преподобноисповедницы Матроны.

Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря

Сегодня дивеевские сестры живут и несут службу и вне обители. Так, в Москве, Арзамасе и находятся монастырские подворья. Они выполняют представительские функции и занимаются приемом поминовения для обители. Адрес Московского подворья: проспект Мира, 22-24.

Россия. Дивеево. Женский Дивеевский монастырь.




Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России - в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери - невидимая граница монастыря.


Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.


Спасо-Преображенский собор монастыря.

Преображенский собор был заложен в 1907 году. В годы советской власти в нем был гараж, затем тир. В 1991 собор был передан возрожденному монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. В соборе покоятся мощи дивеевских святых.


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Альпинарий.







Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь основан около 1780 г. В 1927 году закрыт, возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. В обители около 400 насельниц. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.


Троицкий собор был построен в 1848-1865 годах. Первоначально предполагалось назвать собор в честь иконы Божьей матери "Умиление". Но при воздвижении Креста в 1874 году в небе над собором вились три голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Это было изволение Божие, и собор назвали во славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
В соборе пребывают святые мощи Серафима Саровского. а также некоторые его вещи: нательный железный крест, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и епитрахиль.


Троицкий собор.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо- Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.


Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён.





В Преображенском соборе.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.


В Троицком соборе.



Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена главная святыня Дивеевской обители - рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни.


Рака со святыми мощами преподобного Серафима.



Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.


Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года


Фото Б.Поварова

И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева.
Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

Фото Б.Поварова









Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.

В Троицком соборе, заложенном в 1848 году хранятся мощи Преподобного Серафима. Они были возвращены туда в 1991 году.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».


Старинные корпуса монастыря.
Дом Галактионовых. Построен на рубеже 19-20веков. В нем проживали благотворители монастыря.
Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.


Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге.Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевс кого монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
Сейчас здесь монастырские кельи и сад с теплицами.



Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.




Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.



В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.








Колокольня Свято-Троицкого собора с флигелями, построена в 1893 году. Проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Высота с кровлей и крестом - 70,3 метра.


Троицкий собор, колокольня и Храм иконы Казанской Божьей матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря


Храм иконы Казанской Божьей матери (1779 г.) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, заложен в честь иконы Казанской Божией Матери в 1773 году на месте деревянной церкви. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник.



В церкви Казанской иконы Божией Матери покоятся мощи блаженных матушек.


Фрески трапезного храма.



Святой источник во имя иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери) расположен в Голубином овраге на берегу маленького ручья, носящего название - река Лубинка.На источнике установлена часовня и просторные купальни. Рядом с ними установлен поклонный камень.


Дивеево, Нижегородской области.

Святой источник посвящён одной из самых почитаемых Серафимом Саровским икон, в молении перед которой старец проводил долгие часы, и в конце своей земной жизни коленопреклоненн


Источник преп.Серафима вблизи Цыгановки, температура воды круглогодично +4, надо погрузиться с головой три раза...Купаются даже малые дети! Тут же колодец со святой водой.




Источник преподобной Александры.


Источник Святого Пантелеймона Целителя

Источник Святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем» - расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше, чем купальня Казанского источника.Источник этот существовал всегда. Но из-за крутого берега и топкой поймы речки доступ к нему был ограничен. В Православной церкви св. Пантелеимон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».



Вид на Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны пруда.