Суть идеи о правовом государстве гроций кратко. Учение Г. Гроция о государстве и праве. Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций (политические взгляды)

Гуго Гроций (политические и правовые взгляды)

Происхождение государства в рамках концепции Гуго Гроция

Догосударственный период жизни людей был охарактеризован Гроцием как «естественное состояние». В данном состоянии не было частной собственности, не было вышестоящих или нижестоящих людей, так как всё было общим. Со временем люди стали заниматься различными ремёслами и искусствами, ведя изысканный образ жизни. Кроме того, вместе с этим появляются многочисленные пороки, происходит переход от первобытной общности к разделению вещей (сначала движимых, а затем и недвижимых). Между людьми портятся отношения, а в обществе всё чаще возникают ссоры. Таким образом, появляется частная собственность.

При этом государство формируется на базе договора жителей. Теория данного договорного происхождения государства была противопоставлена феодальной концепции «божественности» власти. Сначала люди объединялись не по божественной воле, а на добровольных началах, убедившись на собственном опыте в бессилии некоторых отдельных семейств противиться насилию. Отсюда ведёт начало гражданская власть.

Гуго Гроций – основоположник международного права

Главной целью государства является сохранение правопорядка, а также охрана частной собственности, так как, прежде всего общество преследует цель пользования своим достоянием, которое обеспечивается каждому общими силами. Согласно Гроцию, государство – совершенный союз вольных жителей, который заключён ради общей пользы и соблюдения права.

Основной характеристикой успешного государства по Гроцию является суверенная верховная власть, к атрибутам которой прилагается правосудие, издание законов (как в светской, так и в религиозной области), назначение должностных лиц, а также прямое руководство их деятельностью, вопросы мира и войны, взимание налогов и заключение международных договоров.

Государство является общим носителем суверенной верховной власти, а носителями власти в её собственном смысле могут быть несколько (или один) человек – сообразно правам и законам того или иного народа.

Основной причиной создания «Трех книг о праве войны и мира» являлось стремление Гроция доказать, что даже во время военных действий голос закона не может заглушить оружейный грохот.

Учения Гроция о правде мира и войны было направлено на создание нового типа мирового сообщества, которое бы организовывалось по принципу равенства, взаимности и сотрудничества между всеми государствами и народами и их жителями.

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Гроций создал более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции "научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права – божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю". В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности" . Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами.

Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как, – писал он, – соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть".

Проблема соотношения права и силы – это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди объединились в государство", причем "не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как "заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, – это, по оценке Гроция, – не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: "народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей". Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении ",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления". Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия. В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны".

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Обоснование "Славной революции" 1688 г.

в учении Дж. Локка о праве и государстве

Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала

до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика

Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты

были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", закреплявший

государственно-правовые гарантии законности и правопорядка.

Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием

"Славная революция", оформил становление в Англии конституционной

монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили теоретическое

обоснование в трудах Джона Локка (1632-1704).

Джон Локк - английский философ и политический мыслитель.

Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипломатической

службе. В результате королевской опалы Локк был

вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся после

"Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт

о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в

теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных

переводах - "Два трактата о государственном правлении", "Два

трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-

архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного

права. Концепция Локка подводила итог предшествующему

развитию политико-правовой идеологии в области методологии и

его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые

принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил

из представления о "естественном состоянии". Важная особенность

учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и

свобод человека, существующих в догосударственном состоянии.

Естественное состояние, по Локку, - "состояние полной свободы в

отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью",

"состояние равенства, при котором всякая власть и всякое

право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась

широко: как право на собственную личность (индивидуаль-

204 История политических и правовых учений

ность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно

труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности;

собственность - нечто, неразрывно связанное с личностью.

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны,

имеют собственность (с появлением денег она стала неравной);

в основном это - состояние мира и доброжелательности. Закон

природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако

любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий

мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не

обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей.

То же и естественные права людей - каждый обладает властью

охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество".

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк,

обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени,

в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из

важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость

наказания. В естественном состоянии неупорядоченное использование

каждым своей власти наказывать нарушителей закона

природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение

безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и

толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "закон

природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти,

кроме как в умах людей".

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал

Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти

права и законы. В результате общественного соглашения гарантом

естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать

законы, снабженные санкциями, использовать силы общества

для применения этих законов, а также ведать отношениями с

другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных

прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и

безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть

организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Главная опасность для естественных прав и законов проистекает

из привилегий, особенно из привилегий носителей властных

полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правления,

Подчеркивал Локк, - заключается в том, чтобы жить в

соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом

обществе и установленным законодательной властью, созданной в

нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех

случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 205

непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого

человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия - один из случаев

изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия

противоречит общественному договору уже по той причине, что

суть последнего - в установлении людьми равного для всех суда и

закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья

в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному

праву и закону.

Абсолютная монархия - всегда тирания, так как нет никаких

гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то

изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают

думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном

состоянии, поскольку никто кроме них самих не может

защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.

Отсюда - одно из основных положений теории Локка:

"Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе,

не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа

против тиранической власти, посягающей на естественные права и

свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой

власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и

беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок-

ком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей

периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную

(федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный,

незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть

является высшей властью в государстве, она основана на согласии

и доверии подданных. Локк - сторонник принятия законов представительным

учреждением, избираемым народом и ответственным

перед ним. К правам законодательной власти Локк относил

также назначение судей; в этом сказалась особенность английского

права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться

в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти

могут принимать выгодные только для них законы и исполнять

их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами

использовать политические привилегии в своих частных интересах,

к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных

прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не

должен заседать постоянно - слишком велик соблазн для депутатов

узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии,

206 История политических и правовых учений

править тиранически. К тому же принять закон - недолгое дело;

постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности

законов; определенные права депутатов, данные им на время

заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие

их из-под власти законов.

Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной властью

монарха и правительства - их политические привилегии неизбежно

направляются против естественных прав подданных. Законодательная

власть - высшая власть в том отношении, что законы

строго обязательны для правительства, чиновников и судей.

Монарх - глава исполнительной власти - имеет так называемые

прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето,

право законодательной инициативы, даже право в интересах общего

блага совершенствовать избирательную систему для более равного

и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго

подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным

созывам парламента.

Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее

развитие политической идеологии. Особенно широкое

распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав

человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками

американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию

прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на

развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала

также теория разделения властей, которую вслед за Локком

развивал Монтескье и другие теоретики.

Гуго Гроций (1583–1645) – голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, основоположник рационалистической концепции естественного права.

Гуго Гроций (латинизированное имя Hugo Grotius от голландского Huigh de Grool) родился в голландском городе Дельфте. Семья Гроция не являлась коренной в Дельфте, а прибыла сюда в XIV в. из северной Франции.

Необыкновенные способности Г. Гроция проявились уже в детстве: в восемь лет он писал стихи на латыни; в 11 – стал студентом Лейденского университета; в 14 – публично защитил тезисы по философии. В 15 лет ему довелось стать участником посольства во Францию. После непродолжительной беседы Гроция с французским королем Генрихом IV, последний произнес свое знаменитое "Вот чудо Голландии!" В 16 лет Гроцию присвоили степень доктора нрава в Орлеанском университете, но без привычной защиты. Основанием присвоения ученой степени послужило "примерное поведение, глубокое изучение литературы, известное имя и широкий круг знакомств среди ученых" .

На родине Г. Гроций сделал головокружительную карьеру. В 1599 г. ему предложили должность адвоката сначала в Суде Голландии, а затем в Высоком суде Голландии и Фрисландии. В 1603 г. он становится историографом Голландии и Западной Фрисландии. В 1607 г. назначается на должность генерального адвоката и первого государственного инспектора в Суде Голландии, Зеландии и Западной Фрисландии. Это наиболее высокая должность, которую мог занимать юрист.

Через несколько месяцев после назначения Гроций женился на дочери старшины одного из городов Зеландии – Марии ван Рейгерсберг (1590–1653), образованной и отважной женщине, которая в самые трудные минуты жизни всегда оставалась опорой для своего мужа.

Примерно в то же время он пишет и частично издает значительную научную работу, опубликованную в 1609 г. под названием "Свобода морей " (на русский язык работа до сих пор не переведена). В ней Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морем и мореплаванием, на монополию торговли и запрет торговли другим народам, основанных якобы на титулах первооткрывателей, войны, завладении, папского дарения, давности или обычая. Он завершает свои рассуждения выводами, что Нидерланды должны защищать свое право торговли с туземцами индийского океана миром, договорами или войной. Эта книга имела широкий общественный резонанс, особенно у англичан.

В 1613 г. Гроций был назначен на должность ротспенсионария Роттердама, что было значительным шагом вперед в его политической карьере. Затем Гроций получает место в Генеральных штатах. В том же году он принимает участие в англо-нидерладской конференции, состоявшейся при английском дворе и посвященной вопросам незаконного промысла рыбы в британских водах, а так же конкуренции между Ост-Индскими компаниями обеих стран.

По возвращении домой Гроций был вовлечен в политико-религиозную борьбу двух противоборствующих группировок, стоившую ему карьеры и свободы. Оказавшись в стане проигравшей партии в 1618 г., он был приговорен к пожизненному заключению, а его книги было запрещено не только печатать, но даже хранить.

В тюрьме Гроций написал "Введение в голландскую юриспруденцию" (1621), ставшее учебником в университетах. Основное значение этого трактата заключается в попытке систематизировать право Голландии, состоящее из хаотичного смешения римского реципированного права, обычаев и законов Голландии. В Южной Африке в период 1859–1901 гг. данный трактат был признан официальным правом.

В 1621 г. с помощью жены ему удалось совершить побег – охранник вынес его из тюрьмы в сундуке из-под книг. Гроций бежал во Францию, где был радушно принят королем Людовиком XIII, назначившим ему солидную пенсию.

В ответ Гроций посвящает королю Франции свое главное сочинение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625). Данный трактат обессмертил имя Гроция и сделал его фигуру самой значительной в международном нраве.

Несмотря на хороший прием во Франции, Гроций чувствовал себя изгнанником. Это ощущение усиливалось тем, что он не был принят в официальных политических и научных кругах, по-видимому, из-за его кальвинистского вероисповедания. Более того, в 1626 г. Ришелье, с которым у Гроция не сложились отношения, лишил его пенсии, формально мотивируя это скудностью казны.

Гроций в течение 10 лет не оставлял попыток вернуться на родину. Однако разрешения на въезд в страну от голландских властей он так и не получил; ему было возвращено только конфискованное имущество.

В 1634 г. Гроцию предложили представлять интересы шведской королевы при французском дворе. Последующие 10 лет дипломатической службы не принесли Гроцию удовлетворения ввиду постоянных конфликтов в недружественном французском окружении. Он многократно пытался оставить службу, но каждый раз получал отказ. В 1644 г. королева Швеции все же удовлетворила его просьбу об отставке.

Гроций возвратился в 1645 г. в Стокгольм через Голландию, где соотечественники устроили ему теплый прием . В Швеции он отказался от очередного предложения государственной службы и направился на родину. Только теперь, по прошествии многих лет, власти Голландии, наконец-то, не возражали против его приезда. Но судьба распорядилась по-своему: корабль, на котором плыл Гроций, потерпел крушение, а он, простудившись, заболел и вскоре, 28 августа 1645 г. умер. Последними его словами были: "Понимая многие вещи, я ничего не достиг".

Политико-правовые взгляды Гроция основаны на естественно-правовой теории и исходят из природы человека, социальных качеств людей.

Мыслитель различает право естественное и право волеустановленное. Согласно Гроцию "мать естественного права есть сама природа человека" . Естественное право определяется им как "предписание здравого разума". Оно выступает как основание и критерий для различения дозволенного и недозволенного по самой своей природе, а не в силу волеустановленных предписаний или норм. Источником естественного права является именно разумная природа человека, т.е. присущее ему стремление "к спокойному и руководимому собственным разумом общению... с себе подобными" . Правила или требования естественного права включают: воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной выгоды, обязательное выполнение обещания, возмещение причиненного ущерба, воздаяние виновникам заслуженного наказания . Предписания естественного права являются вечными и неизменными. И хотя в трудах ученого нередки ссылки на Бога и Священное Писание, однако Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы: "естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом".

Волеустановленное право должно соответствовать предписаниям естественного права. Источником волеустановленного права является либо воля Бога, либо воля людей, поэтому оно делится на право "божественное" и право "человеческое". Человеческое право в свою очередь состоит из внутригосударственного права и права народов (международного права), получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них" . Таким образом, все виды права являются производными от права естественного и должны исходить из его принципов и соответствовать им.

Причиной возникновения государства Гроций считал общественный договор. Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция, но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства. Возникновение государства и внутригосударственного права он объясняет естественным стремлением людей к общению. В то же время в догосударственном состоянии людям были свойственны общность собственности и чувство взаимной симпатии, однако с появлением частной собственности и неравенства между ними началась вражда. Убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять вражде и насилию, люди сознательно объединились в государство. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Под влиянием идей Аристотеля и Цицерона Гроций определял государство как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" .

Признаком государства является верховная власть. К ее атрибутам Гроций относил: издание законов (как в религиозной, так и в светской сферах), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям власти. Его позиция сводилась к тому, что поскольку с заключением соглашения (договора) о создании государства и учреждения гражданской власти все люди лишаются своих прав и свобод, постольку они лишаются и нрава на сопротивление. Однако в исключительных случаях он считает возможным сопротивление граждан насилию властей, в частности если насилие угрожает чьей-либо жизни. Следовательно, исключительным случаем, оправдывающим организацию сопротивления верховной власти, является нарушение с ее стороны фундаментального естественного права человека – права на жизнь. Примечательно, что Гроций в данном случае имеет в виду жизнь отдельного человеческого индивида .

Г. Гроций считается отцом науки международного права. Именно ему принадлежит идея анализировать вопросы международного права с точки зрения юриспруденции, а не политики, как это было принято раньше. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566-1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.

Биография . Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал студентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе

Логическое основание политико-правового учения: рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного писания.

Основная работа: «О праве войны и мира», “Свободное море”.

Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о природе человека Аристотеля, для которого человек - животное политическое (общественное).

На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства.

Понятие государства. Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.

Суверенитет государства . Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».

Гроций различает общего носителя суверенитета - государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной.


Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству. Народ не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью. Исключения, когда государь:

-> становится «явно враждебным всему народу»;

-> уже отрекся от престола;

-> утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;

-> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление

Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.

Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное).

В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разум. Естественное право - это «предписания здравого разума».

Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.

Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду:

Воздержись от присвоения чужого имущества;

Верни полученную тобой чужую вещь;

Возмести извлеченную из этой вещи выгоду;

Возмести ущерб, причиненный по твоей вине;

Воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);

Договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda). Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может быть изменено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».

Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает защиту в силу права естественного.

Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась.

Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ.

Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политическиймыслитель, один из основателей школы естественного права. Гроцию суждено было ссамого раннего возраста возбуждать всеобщее удивление своими редкими способностями.О нем недаром говорили, что он родился взрослым. Восьми лет он уже сочинял латинскиестихи, двенадцати – вступил в университет, в четырнадцать защищал к общемуизумлению присутствующих ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии.Шестнадцати лет он получил степень доктора в одном из французских университетов, апрежде чем написать что-нибудь крупное, он был уже известен как человек редкихдарований, как «чудо из Голландии», как назвал его однажды французский король ГенрихIV, которому он был представлен. Слава его предупредила славу его сочинений ипредопределила их судьбу.

Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны имира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а такжепринципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находилисистематическое изложение всех основных начал правоведения.

В правовой теории Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелемделения права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденцииследует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источникомволю».

Естественное право при этом определяется как «предписание здравого ума».Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствияили противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным,либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качествеоснования и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного(недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного(людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и являетсяправом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное правоявляется средством реализации требований естественного права вовнутригосударственной жизни и в международном общении. «Право не получает своеговнешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

В трактовке причин возникновения государства Гроций является сторонникомтеории общественного договора. По его мнению, при переходе от «естественногосостояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики кправовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (ицелесообразности).



Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдениюсправедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам,которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами посебе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они,объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, небудучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща».Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение:«право есть воля сильнейшего». По своему социальному смыслу государство в трактовкеГроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых иугнетенных против сильных и могущественных.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как«естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, людипребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайнойвзаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Появление частнойсобственности, необходимость ее защиты привели к тому, что «люди объединились государство». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческимустановлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное длячеловечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенныйради соблюдения права и общей пользы».

Сущность государства состоит в том, что это – власть, действия которой неподчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужойвласти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство вцелом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может бытьодно или несколько лиц.

Форма правления не имеет существенного значения: «народ может избрать любойобраз правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зренияпреимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зренияосуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательноеотношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), таки предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления.

Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности емуверховной власти), однако в своих трудах опровергал, что «верховная власть всюду и безизъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью,следует низлагать и карать».

Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения обучреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных насопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, есливооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинитвеличайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «поприроде каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Незапрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе неозначает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение».