Судебная власть в италии. Судебная власть италии. Областная автономия Италии и местное самоуправление

Конституция 1947 г. содержит лишь общие положения о судоустройстве страны. Детальное регулирование осуществляется Кодексом о судоустройстве 1941 г., а также процессуальными кодексами.

Судебная система Италии является децентрализованной, и включает в себя три ветви правосудия:

Суды

Общие суды

Административные суды

Военные суды

Высший Кассационный Суд

Государственный совет

Военные трибуналы

Апеляционый Суд

Административные трибуналы

Трибуналы

Консилиаторы

Консилиаторы (мировые судьи) – нижнее звено судебной системы. Действуют вкоммунах (нижнее звено местного самоуправления, это не административно-территориальная единица!).

Не являются государственными служащими, на должность могут назначаться любые добропорядочные граждане достигшие возраста 25 лет. Юридического образования не требуется, обязанности судьи исполняются на общественных началах (не оплачивается). Действуют только единолично.

Рассматривают только малозначительные гражданские, семейные и административные споры. Уголовные дела им не подсудны.

Трибуналы – основное звено судебной системы. Рассматривают гражданские и уголовные дела неподсудные нижестоящим судам (основной объем дел). Действуют коллегиально (3 судьи), в составе судов – отделения уголовного, гражданского и трудового судопроизводства.

Апелляционный суд – апелляционная инстанция для нижестоящих судов. Действует в коллегиальном составе (3 судьи). В структуре апелляционного суда имеется три отделения: погражданским, уголовным и трудовым делам.

При апелляционных судах находятся и суды по делам несовершеннолетних (состав – судья + два «достойных гражданина», не юристы).

Апелляционный суд действует в пределах судебного округа (не совпадающего с территориальным делением страны). В пределах округа функционируют исуды ассизов (т.е.суды присяжных ) – рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях.

Высший Кассационный Суд – возглавляет систему судов общей юрисдикции. Состоит из трех палат по гражданским делам, и трех палат – по уголовным.

Действует только коллегиально, коллегии состоят из профессиональных судей (7 судей, по сложным делам -15).

Судьи за исключением мировых – профессиональные (высшее юридическое образование обязательно). Все назначаются президентом, по представлению министра юстиции. Назначенные судьи находятся на должностибессрочно .

Все назначения, отстранения и перемещения судей по должности осуществляются по согласованию с органом самоуправления судей – Высшим советом магистратуры .

Областная автономия Италии и местное самоуправление

Среди унитарных государств Европы, Италия занимает особое место. Характерными чертами территориального устройства страны являются:

В этом смысле, административно-территориальные единицы страны по своему статусу напоминают субъекты федерации федеративного государства.

В связи с этим Италию часто называют региональным государством (унитарное государство, все территориальные единицы которого обладают автономией). Такую форму государственного устройства можно рассматривать как промежуточную между унитарными государствами и федерациями (см. тему «Великобритания» - еще один пример такого государства ).

Территориальное устройство Италии регулируется следующими основными актами:

    Конституция 1948 г. (Разд. V, ст. 114 – 133, «Области, провинции, коммуны »);

    Закон «Об устройстве местной автономии», 1990 г.;

    Закон «О компетенции коммун и провинций»;

Территориальная организация страны включает следующие административно-территориальные единицы:

Помимо этого, предусмотрены особые территориальные образования :

Области _

Административно-территориальные единицы высшего уровня. Ст. 114 содержит такое определение: «области являются автономными образованиями с собственным статутом, полномочиями и функциями в соответствии с принципами, установленными Конституцией »

Области Италии, в наибольшей степени напоминают субъекты федерации, поскольку обладают следующими чертами:

    Каждая область имеет свой устав (конституцию );

    В Конституции Италии 1947 г. перечислен перечень областей (ст.131, это характерно только для конституций федеративных государств );

    Конституция разграничивает компетенцию центра и областей (это тоже черта федераций );

Областной совет

Джунта

Председатель джунты

Законодательный орган области.

Обладает правом законодательной инициативы в парламенте Италии.

Избирается путем прямых выборов, населением области.

Исполнительный орган совета (правительство).

Состоит из председателя и членов джунты (асессоров).

Избирается советом из его состава

Должностное лицо, возглавляющее область («президент »).

Представляет область, осуществляет исполнительные функции.

Ответственность – перед советом (как и самой джунты).

Провинции и коммуны _

Административно-территориальные единицы среднего (провинции ) и нижнего (коммуны ) уровня. К этому же уровню относятся иметрополитенские зоны .

Органы власти в провинциях и коммунах унифицированы, поэтому имеет смысл рассматривать их вместе.

Как и области, провинции и коммуны Италии обладают местной автономией . Органы власти на этом уровне выглядят так:

Провинции и коммуны

Метрополитенские зоны

    Провинциальный (коммунальный) совет;

    Джунта провинции (коммуны);

    Председатель джунты (мэр коммуны);

    Метрополитенский совет;

    Метрополитенская джунта;

    Метрополитенский синдик;

Судебная власть и конституционный контроль. К судебным органам в Италии относятся Конституционный суд, магистратуры (судебные органы общей юрисдикции), специальные суды, военные трибуналы. Вместе с тем, действуют еще и органы административной юстиции (квазисудебные органы).

Для Италии характерны общедемократические принципы правосудия: самостоятельность и независимость судей (обеспечивается их несменяемостью), подчинœение их только закону; осуществление судебных функций только ординарными судьями, должности которых учреждены законом; запрет создания чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; запрет обратной силы закона и др. (ст. 101-103 Конституции).

Конституционный суд Италии - ϶ᴛᴏ орган конституционного контроля.

Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых на девять лет (без права переизбрания). Судьи Конституционного суда назначаются следующим образом . По пять судей назначаются Президентом, парламентом (на совместном заседании палат) и высшими инстанциями юстиции (Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой).

В последнем случае три судьи назначаются Кассационным судом, один – Государственным советом и еще один – Счетной палатой.

Судьей Конституционного суда должна быть гражданин Италии, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет. Как правило, судьи назначаются из числа судей, в т.ч. находящихся в отставке, а также ординарных профессоров права и адвокатов. Должность судьи несовместима с какой-либо иной, даже преподавательской, работой. Председатель суда избирается из числа его членов на три года. По традиции им становится судья, чьи полномочия заканчиваются через три года.

В ведении Конституционного суда находятся: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства; споры о компетенции между различными ветвями власти государства, между центром и областями, между областями; решение вопроса о виновности Президента Республики. В случае принятия Конституционным судом решения о неконституционности какого-либо закона или акта͵ имеющего силу закона, они утрачивают силу. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции образуют в Италии многоступенчатую систему. Низовым звеном являются мировые суды, создаваемые в каждой коммуне и рассматривающие в основном гражданско-правовые споры.

Вышестоящим звеном после упразднения в 1999 ᴦ. преторских судов являются трибуналы, создаваемые в территориальных судебных округах, границы которых совпадают с границами провинций. Трибуналы рассматривают в единоличном или коллегиальном порядке уголовные, гражданские дела, торговые и трудовые споры и являются апелляционной инстанцией по жалобам на решения мирового судьи. Отдельно от суда общей юрисдикции в каждом судебном округе действуют еще трибуналы по делам несовершеннолетних.

Следующим звеном являются апелляционные суды, создаваемые в каждом из 23 апелляционных округов и рассматривающие апелляционные жалобы на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный кассационный суд, обеспечивающий точное и единообразное применение законов в судебной практике и разрешающий коллизии между судами различных юрисдикции. Верховный кассационный суд состоит из шести палат по уголовным делам, трех палат по гражданским делам и одной палаты по трудовым делам. Каждая из палат действует в составе пяти членов.

При Верховном кассационном суде, апелляционных судах и трибуналах общей юрисдикции действуют прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, скорым и точным отправлением правосудия и защиту прав государства.

Наряду с судами общей юрисдикции в Италии действуют военные трибуналы, рассматривающие в мирное время дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также суды административной юстиции, высшим звеном которых является Государственный совет. Нельзя не отметить сложную ситуацию, сложившуюся в сфере юстиции, которая, видимо, не свободна от политического влияния. Об этом свидетельствует и конфликт, возникший между правительством С. Берлускони и судейским корпусом. Так, 5 декабря 2001 ᴦ. девять итальянских судей (члены высших судейских сообществ) ушли в отставку в знак протеста против обвинœения их правительством в политической предвзятости. Οʜᴎ якобы поддерживали партии, находившиеся в оппозиции к правительству.

Судебная власть в Италии и конституционный контроль. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Судебная власть в Италии и конституционный контроль." 2017, 2018.

Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура — суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трёх лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и тому подобное.

Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооружённых сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трёх судей, Государственный совет и Счётная палата — по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчётности.

Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и так далее) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть — парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры — своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией главным образом за счёт сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счетный суд осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпораций.

В послевоенный период после длительных дискуссий был создан Конституционный суд, который рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона.

Он выносит решения по следующим делам: -

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; -

споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; -

обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.

Последним наиболее известным делом, рассматриваемым в Конституционном суде в конце 2003 г., были разбирательства по поводу соответствия Конституции закона Республики об иммунитете, обеспечивающего неприкосновенность от судебного преследования в период действия мандатов пяти наиболее высокопоставленным руководителям государства, включая премьер - министра.

Кроме того, Конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов. В случае неясности, про- бельности оспариваемых законодательных актов Конституционный суд вправе включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

Конституционный суд состоит из 15 судей, причем одну треть назначает Президент, одну треть - парламент на совместном заседании палат, одну треть - магистратуры. Срок судейских полномочий - девять лет без права повторного переизбрания. Члены Конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью парламентария или члена областного совета, министра, с занятием предпринимательской деятельностью.

16.8. Политико-территориальное устройство Италии

В соответствии с Конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «областное государство» или «государство областных автономий». Более того, Конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип автономии территориальных коллективов в рамках единого государства (ст. 5). На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям и коммунам.

Самыми крупными административно-территориальными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии, перечисленных в ст. Конституции

же, Валле-д"Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния), они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов-уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции (разд. V) и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего, это законодательные полномочия (ст. Конституции). Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального правопорядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей. В соответствии со ст. 127 Конституции областной закон подлежит обязательному визированию (удостоверению) у правительственного комиссара области. Вместе с тем правительство и Парламент страны не могут отменять подобные законы или вносить в них изменения, они правомочны лишь оспаривать их в Конституционном суде.

В предметы ведения области входит широкий круг вопросов, включающий организацию административных учреждений, находящихся в подчинении у областных властей, собственное территориальное устройство, полиция, больничные службы, музеи, градостроительство, сельское и лесное хозяйство, дорожное сообщение и т. д. В случае необходимости центральные органы могут делегировать областям и иные полномочия. В распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, которая определяется в зависимости от численности населения и социально-экономического потенциала региона.

В соответствии с Конституцией (ч.

3 ст. 118) области вправе на основе закона делегировать административные полномочия провинциям, коммунам либо использовать их соответствующие службы. Делегирование предполагает передачу финансовых средств, в необходимых случаях - персонала или имущества всем территориальным учреждениям данного уровня или их ассоциациям. Делегирование осуществляется на определенный срок и может быть прекращено досрочно в случае серьезных отклонений от направлений деятельности, установленных областью. В рамках областной реформы в г. некоторые административные полномочия были переданы государством непосредственно коммунам, однако область сохраняла за собой право осуществлять отдельные контрольные полномочия в данной сфере. В соответствии с законом № 142 1990 г. области могут в своих законодательных актах предписывать обязательное заключение соглашений между местными органами для совместного осущест- вления их деятельности, но только государство правомочно требовать создания местными учреждениями консорциумов.

Провинции в соответствии с законодательством Италии являются территориальными единицами как так и областного деления. Статус провинций регулируется законом Италии об устройстве автономий 1990 г. Нижняя планка по численности населения провинций устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующих программ провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы, спорта и культуры.

Коммуны - низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не может быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социально - го обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон, землепользования.

В качестве самостоятельных политико-административных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990 г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Венеция, Генуя, Болонья, Флоренция, Рим, Бари, Неаполь.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

Система органов управления области, состоящая из областного совета, джунты (правительства) и ее председателя, закрепляется на конституционном уровне (ст. 121). Областной совет осуществляет законодательные функции и административные полномочия в соответствии с Конституцией и Статутом области. Совет обладает правом выходить с законодательными предложениями в палаты итальянского Парламента. Джунта является исполнительным органом Совета. Члены джунты и ее председатель избираются тайным голосованием на первом заседании областного Совета из числа членов Совета. Джунта представляет на рассмотрение Совета проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, а также курирует их осуществление. Данный орган управляет областным имуществом, заключает сделки и договоры от имени области, координирует деятельность предприятий и служб областного подчинения. Во всех областях предусматривается периодическая отчетность джунты перед Советом.

Подобная система органов управления действует на коммунальном уровне: выборный коммунальный совет, джунта, глава джунты и выборный мэр в коммуне.

Провинции и коммуны обладают правом проводить консультативные референдумы по вопросам местного значения.

Литература

Автономов А. С., Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. С. 323-336.

И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 17.

Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов // Право и политика. 2000. № 1.

Ковачев Д. А. Конституции Республики Италия - 50 лет // Право и экономика. 1997. № 1.

Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 2. С. 97-132.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 180-212.

Политические институты на рубеже тысячелетий / Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна, 2001. С. 330-357.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ 0 0 1 FОсобое место среди высших государственных учреждений в Италии зани мает

Конституционный суд. Согласно конституции 1947 0 0 1 F г., он вправе прини мать решения о 0 0 1 Fнеконституционности законодательных норм и тем самым от менять их. С 1956 г., когда

он был создан. Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в

0 0 1 Fжизнь наиболее де мократических положений итальянской конституции. Он 0 0 1 Fрассматривает так же споры о компетенции между различными органами власти, между

0 0 1 F 0 0 1 Fгосу дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине ния в 0 0 1 Fнарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес публики и

министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять - парламентом на совместном заседании палат и пять - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Председатель избирается

0 0 1 Fсамими членами Конститу ционного суда. 0 0 1 FОбщую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд (обыч ное название -

Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное 0 4 4 20 4 3 E0 4 3 B0 4 3 A0 4 3 E0 4 3 20 4 3 00 4 3 D0 4 3 80 4 3 5 0 4 3 70 4 3 0 кона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции

0 0 1 Fсудов. В нем имеются три па латы по гражданским делам и три - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного

0 0 1 Fзаседа ния суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами. В функции 23 0 0 1 F апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб ных округов,

0 0 1 Fвходит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей. Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - 0 0 1 F апелляционные жалобы на выне сенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе трех профессиональных судей. Дела о наиболее се 0 0 1 Fрьезных уголовных преступлениях входят в компетен цию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и ше 0 0 1 Fсть заседателей, называемых «народны ми судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апел ляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

0 0 1 FДела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий - один претор, в других - несколько (до 50). 0 0 1 F Дела, по которым вы носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В

0 0 1 Fпреториях расс матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым 0 0 1 Fпревышает ком петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями

0 0 1 Fреше ния. Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают ве 0 0 1 Fсьма ограни ченной

0 0 1 Fкомпетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность. В 1988 0 0 1 F г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет них. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам не

0 0 1 Fсовершеннолетних, который состоит из двух профессио нальных судей и двух экспертов

0 0 1 F(мужчины и женщины). Трибунал расс матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из

0 0 1 Fпалат апелляцион ного суда с участием двух таких же экспертов. 0 0 1 FУчреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя тельную систему

0 0 1 Fво главе с Государственным советом, одновременно и кон сультативным и судебным 0 0 1 Fорганом. Он контролирует законность актов прави тельства и министерств и

0 0 1 Fрассматривает жалобы на решения областных адми нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной

0 0 1 Fюстиции первой инстанции, расс матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей. Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как

0 0 1 Fправило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова ние, окончивших курсы 0 0 1 Fминистерства юстиции и после конкурсного отбора за численных на должность

судейского аудитора (стаже 0 0 1 Fра). Основную роль в на значении и перемещении судей, не сменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3- парламентом из университетских профессоров и адвокатов. Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами

0 0 1 F(впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс ледованное им же 0 0 1 Fдело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст венными судьями, состоящими

при трибуналах и назначае 0 0 1 Fмыми из числа чле нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).

0 0 1 FОбвинение по уголовным де лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции). Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, ре 0 0 1 Fс публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых

0 0 1 Fгражданских дел (например, при любом раз бирательстве в Кассационном суде, при 0 0 1 Fспорах о детях, о признании недееспо собности и др.).

0 0 1 FЗащиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви няемого, либо 0 0 1 Fназначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу чение которой

0 0 1 Fобставлено многочисленными формальностями. Согласно за кону, обвиняемый может 0 0 1 Fиметь не более двух защитников. При судебном раз бирательстве гражданских дел

0 0 1 Fстороны, как правило, должны быть представ лены адвокатами. К выступлениям по 0 0 1 Fгражданским и уголовным делам в Кас сационном суде и других высших судах

допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г. Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия Судьи назначаются по третям - парламентом на совместном

0 0 1 Fзаседании палат, Президентом республики и высшей магист ратурой, общей и 0 0 1 Fадминистративной. В парламенте для назначе ния требуется две трети голосов списочного

состава в первых трех турах, и три пятых - 0 0 1 F в последующих турах. Такое квалифи цированное большинство установлено для того, чтобы партии имеющие большинство мест в парламенте и

0 0 1 Fобразующие прави тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом:

0 0 1 Fтри судьи выбираются Кас сационным судом, один - Государственным советом, один - Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако,

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных 0 0 1 Fорганов, даже находящих ся в отставке, штатных профессоров права университетов и

0 0 1 Fад вокатов - все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться 0 0 1 Fповторно. Председатель Суда изби рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции

председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост. Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. - он составляет девять. Мандат

0 0 1 Fсудьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес сиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с

0 0 1 Fпарламентским. Разре шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от 0 0 1 Fдолжности может быть дано только самим Судом. В отноше нии судей не существует каких-

либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд - автономный орган в 0 0 1 Fадминист ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он

действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются

0 0 1 Fбольшинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере вес. Важнейшее полномочие Суда - 0 0 1 F контроль за конституцион ностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый

0 0 1 Fосу ществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар

0 0 1 F 0 0 1 Fправи тельства в области посчитает, что область превысила свою ком петенцию, или если ее решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если

0 0 1 F 0 0 1 Fобластной со вет подтверждает свой закон абсолютным большинством голо сов, то 0 0 1 Fпредседатель Совета министров может запросить Кон ституционный суд в 15-дневный срок,

считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. 0 0 1 FРешение главы правительства приостанавливает вступление в си пу акта областного совета.

0 0 1 FСуд, не имеющий срока для вынесе ния решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

0 0 1 FПоследующий контроль может быть абстрактным или кон кретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

0 0 1 FПредметом контроля могут быть все законы или акты, имею щие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела.

0 0 1 FВопрос о конституционности может быть поставлен и са мим Судом, рассматривающим дело. 0 0 1 FЕсли признается обосно ванным требование о признании неконституционным закона или акта,

0 0 1 Fимеющего силу закона, то Суд объявляет недействитель ными законодательные положения в 0 0 1 Fпределах обращенного к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положе ния,

незаконность которых следует из принятого им решения. Кроме того, Конституционный суд рассматривает споры о компетенции в соответствии со статьей 134 основного закона, т.е. могущие возникнуть споры между парламентом и

0 0 1 Fправительством, главой государства и парламентом, органами судеб ной власти и правительства. При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи

0 0 1 Fэтого органа. Избрание производится по заранее состав ленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не

0 0 1 Fвключаются. Что же касается преступлений, совершенных пред седателем Совета министров и министрами, то после поправки в конституцию, внесенной в январе 1989 г., их дела

0 0 1 Fрассматрива ются в порядке обычного судопроизводства по разрешению даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом. Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето, о котором уже

0 0 1 Fговорилось. Он изучает требо вание об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки 0 0 1 Fзрения их конституционности. Суд рассматривает воп рос, какие из требований допустимы и

0 0 1 Fкакие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может прово диться. 0 0 1 FКонституционный суд играет заметную роль в государствен ной системе Италии, часто выступая

0 0 1 Fкак «созаконодатель» и да же как законодатель при вынесении решений. Такое случается

0 0 1 Fтогда, когда сами законы страдают пробельностью. Суд вклю чает в них «дополнительные» или «заменяющие» положения. Судебная система Согласно статье 104 0 0 1 F конституции магистратура образует авто номное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом

0 0 1 Fв судебной иерархии является Высший совет магистратуры, дея тельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 г., также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из коих трое входят в него по должности - Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены Совета избираются: 14 -

0 0 1 Fмагистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категори ям магистратуры, 7 - парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права

0 0 1 Fуниверситетов и адвока тов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое - из которых должны занимать руководящие посты, 4 -

0 0 1 Fиз числа магистратов апелляци онных судов и 4 из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет. В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: прием в состав магистратуры, переводы,

0 0 1повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почет ных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов» представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставлен, в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидии магистратам или их семьям, и некоторые другие функции. Судебная система Италии делится на две ветви - общие суды (гражданские и уголовные дела) и специальные суды (административная юстиция). В основе системы общих судов лежит судебный округ, который, как правило, не совпадает с существующими административно- территориальными единицами. Основанием системы являются консилиаторы (мировые судьи), правомочные усматривать малозначительные гражданские дела. Их должность неоплачиваема и не требует юридического образования. На каждую коммуну обычно приходится один

0 0 1 Fконсилиатор, на значаемый из числа жителей, имеющих образование. Преторы рассматривают апелляции на решения консилиаторов и решают гражданские дела в качестве первой инстанции с определенной суммой иска (750 тыс. лир). Они также рассматривают 0 4 4 30 4 3 30 4 3 E0 4 3 B0 4 3 E0 4 3 2ные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы. В претурах могут образовываться

0 0 1 Fотделения, рассмат ривающие гражданские и уголовные дела, дела, подлежащие рассмотрению 0 0 1 Fпо второй инстанции или те и другие одновремен но, а также отделение по трудовым спорам.

Всего в стране около 1 тыс. преторов. 0 0 1 FАпелляции на решения преторов рассматриваются в трибуна лах. Последние, кроме того,

являются судами первой инстанции по широкому кругу уголовных и гражданских дел (в стране всего около 150 трибуналов). Каждый трибунал включает трех судей. В его состав входят суды присяжных, рассматривающие серьезные уголовные преступления. Решение в таких судах

0 0 1 F 0 0 1 Fвы носится двумя профессиональными и шестью непрофессиональ ными («народными») судьями. Приговор выносится простым большинством голосов. Подбор «народных» судей

0 0 1 Fпроизводит ся председателем суда по жребию из числа кандидатов коммун, практически включающих все взрослое население. Двадцать три апелляционных суда занимаются рассмотрением гражданских и уголовных дел, поступающих из трибуналов; по первой инстанции они слушают незначительное число дел. Каждый такой суд заседает в составе 5 0 4 4 70 4 3 50 4 3 B0 4 3 E0 4 3 20 4 3 50 4 3 A 0 4 1 2 0 4 3 A0 4 3 00 4 4 70 4 3 50 4 4 10 4 4 20 4 3 20 4 3 5 0 4 4 10 4 3 F0 4 3 50 4 4 60 4 3 8 . ал изированной секции в каждом апелляционном суде работает суд присяжных, рассматривающий в апелляционном порядке решения судов присяжных; такие секции включают двух профессиональных и шесть «народных» судей. Специальные трибуналы при Апелляционных судах рассматривают дела о несовершеннолетних по первой инстанции. Высшим судом в системе общих судов является Кассационный суд. В его функции входит обеспечение единства судебной практики, рассмотрение споров о компетенции между судами. Этот орган является кассационной инстанцией по делам, рас. смотренным апелляционными судами. Суд включает 6 палат -- по три по уголовным и гражданским делам. По каждому делу принимает решение жюри из 7 судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей.

0 0 1 FСпециальная (административная) юстиция представляет само стоятельную ветвь. Она распадается на две подсистемы - 0 0 1 F об щие административные суды во главе с Государственным

0 0 1 Fсове том, и специальные - возглавляемые Счетной палатой.