Статья о приватизации квартиры. О приватизации жилищного фонда в российской федерации. Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Каждый человек, проживающий на территории муниципального помещения, со временем может получить право оформить это жилье в частную собственность.

При этом многие люди, радуясь подобному событию, совершенно не знают о том, как проводится приватизация по Жилищному кодексу в 2019 году и какие изменения в действующем законодательстве могут произойти в ближайшем будущем, а ведь от правильности оформления всех документов будет зависеть не только результат проведения всей процедуры, но еще и дальнейшее пользование этим жильем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше заранее понять, как должна проводиться приватизация по Жилищному кодексу РФ и какие особенности нужно учитывать при проведении этой процедуры.

Общие положения

Приватизировать жилье в России имеет право только человек, который является гражданином РФ, что указано в Федеральном законе №54-ФЗ. Таким образом, оформить какой-нибудь дом или квартиру в частную собственность может только тот человек, который находится в этом жилье в соответствии с договором социального найма, а также является гражданином РФ.

Стоит отметить, что изначально до выхода этого закона проведение процедуры приватизации никоим образом не относилось к наличию гражданства на территории России, но в соответствии с указанным законом был введен запрет на оформление жилья для иностранцев.

Приватизировать при этом можно исключительно ту недвижимость, которая находится в распоряжении государственных и муниципальных органов. В зависимости от того, какой вид собственности распространяется на определенную компанию, заведение или жилищный фонд, жилье, принадлежащее данной организации, входит в число государственной или муниципальной собственности.

Если осуществляется приватизация компании, имеющей в своем распоряжении полноценный жилищный фонд, который не был включен в уставной капитал и должен быть передан муниципальным учреждениям, до этого времени он рассматривается в качестве федеральной собственности или субъекта России, и все здесь зависит от того, как именно функционировала компания до проведения ее приватизации.

На сегодняшний день закон никоим образом не затрагивает предоставление физическим лицам жилья, которое предоставляется им от различных хозяйственных обществ, потому что предоставление какого-либо жилья в собственность физического лица безвозмездно не представляет собой сделку приватизации, а является полноценной процедурой дарения, нормы проведения которой устанавливаются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса.

Если предприятия, финансируемые за счет государства, переходят в другую форму собственности или проходят процедуру ликвидации, то жилищный фонд, находящийся в их распоряжении, должен в обязательном порядке передаваться в оперативное управление или хозяйственное ведение тем лицам, которые становятся правопреемниками руководства.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что приватизировать жилье можно исключительно в том случае, если ранее оно занималось человеком в соответствии с договором социального найма. При этом незаселенные помещения можно приватизировать, используя способ безвозмездной передачи. Для того, чтобы человек приобрел права на приватизацию определенного жилья, он должен письменно подтвердить свое волеизъявление.

Другими словами, оформить приватизацию того или иного имущества можно только при наличии добровольного согласия на это со стороны лица, а также всех проживающих вместе с ним членов семьи. Таким образом, при проведении приватизации участие в данной процедуре должен принимать каждый человек, который проживает на территории указанного имущества.

В частности, нужно учитывать жилищные права тех лиц, которые на момент приватизации не находятся в квартире, но при этом не потеряли свое законное право на проживание в ней. В соответствии со статьей 71 действующего Жилищного кодекса в случае временного отсутствия одного из жильцов муниципального помещения, предоставленного по договору социального найма, права и обязанности сторон по договору социального найма никоим образом не меняются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 СК РФ несовершеннолетние дети, в отношении которых родители теряют родительские права, сохраняют свое право собственности на жилье или же возможность его использования на законных основаниях. Также у ребенка полностью сохраняются его имущественные права, если они основываются на факте родства с родителями или какими-либо другими родственниками. Помимо этого, право на оформление приватизации закрепляется за несовершеннолетними детьми, которые снимаются с регистрационного учета по тем или иным причинам.

Также стоит сказать, что если жилье приобретается одним из супругов, оно не будет относиться к их общей собственности, так как если недвижимость приобретается супругом на безвозмездной основе, она является его личной собственностью

Стоит отметить, что в большинстве субъектов РФ для того, чтобы предотвратить какие-либо злоупотребления процедурой приватизации, ввели специальное правило, в соответствии с которым в случае смены места жительства граждане, желающие приватизировать жилье, должны приложить документ о том, что все занимаемые ими ранее помещения не были оформлены ими как частная собственность.

Сама процедура приватизации при этом является абсолютно бесплатной. Начиная с 1992 года из законодательства полностью убрали слово «Продажа» во всех нормах, которые относятся к этому вопросу, вследствие чего процедура приватизации по сегодняшний день рассматривается как абсолютно бесплатная передача недвижимости в личную собственность гражданина.

Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что каждый человек имеет право только один раз в своей жизни получить в собственность жилое помещение, которое находится в домах муниципального или государственного фонда.

При этом данное правило не распространяется на несовершеннолетних лиц, которые становятся собственниками занимаемого жилья в порядке приватизации. Таким образом, даже имея определенную часть недвижимости, они не теряют своего права на бесплатную приватизацию после достижения совершеннолетнего возраста.

Главные моменты

Главные моменты, которые нужно учитывать в процессе приватизации муниципального или государственного жилья, заключаются в том, что сама по себе процедура является:

Добровольная Оформление приватизации осуществляется только в том случае, если согласие на это дают все проживающие в ней лица, и принудительной приватизации на сегодняшний день не предусмотрено. Единственным исключением из этого правила являются органы опеки и попечительства, которые должны оформить жилое помещение, где после смерти родителей проживают только несовершеннолетние дети.
Однократная Каждый человек имеет право за всю свою жизнь только один раз получить какое-либо жилье в частную собственность от государства. При этом, если в дальнейшем человек решит передать обратно данное имущество в собственность государства, это не вернет ему право на то, чтобы в дальнейшем приватизировать это или какое-либо другое жилье.
Безвозмездная Человек, в частную собственность которого переходит указанное жилье, полностью освобождается от необходимости оплачивать рыночную стоимость этого жилища, но при этом от него может потребоваться оплата оформления документов и других расходов, которые сопутствуют процедуре приватизации.

Юридическая сторона вопроса

Таким образом, можно сказать, что приватизация представляет собой достаточно ответственную и сложную процедуру, которую каждый человек может провести только один раз в своей жизни, а потому должен сделать все правильно.

Упоминания в статьях закона

На сегодняшний день приватизация имущества осуществляется в соответствии со специальным Законом «О приватизации жилищного фонда».

При этом стоит отметить, что некоторые статьи данного закона с течением времени потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день уже не используются:

Статья 4 Не предусматривается возможность приватизации какого-либо жилья, которое находится в аварийном состоянии, а также оформлять в частную собственность какие-либо служебные жилые помещения, если они не входят в жилищный фонд совхозов или каких-либо других сельскохозяйственных предприятий, имеющих аналогичные права и располагающихся в сельской местности. При этом собственники жилищного фонда или органы, имеющие соответствующие полномочия, имеют право с согласия собственников самостоятельно принимать решения о том, чтобы приватизировать служебное имущество, расположенное в сельской местности.
Статья 6 В ней говорится о том, что передавать в частную собственность государственное имущество должны соответствующие органы власти или местного самоуправления. Также данное право распространяется на муниципальные и государственные унитарные предприятия, за которыми жилищный фонд закрепляется на правах хозяйственного ведения.
Статья 11 Говорит о том, что у каждого гражданина есть право на то, чтобы оформить на себя государственное или муниципальное жилье, но сделать он это может только один раз. При этом, если собственниками жилого помещения в процессе приватизации становятся несовершеннолетние граждане, то в таком случае они не теряют своего права на дальнейшее оформление государственного жилья в частную собственность.
Статья 16 Регулирует проведение приватизации в тех жилых домах, которым требуется проведение капитального ремонта. В данной ситуации процедура должна проводиться в полном соответствии с указанным законом, но при этом бывший наймодатель сохранят за собой обязанность регулярно проводить капитальный ремонт здания для того, чтобы оно соответствовало нормам содержания и эксплуатации.
Статья 17 Органы государственной власти и местного самоуправления сохраняют за собой право осуществлять выкуп жилых помещений, которые находятся у них на правах собственности, для дальнейшего их перераспределения в более рациональном ключе.
Статья 18 Говорит о том, что если муниципальные или государственные предприятия меняют свою основную форму собственности или ликвидируются, то в таком случае весь жилищный фонд, который находился в их хозяйственном ведении, должен передаваться правопреемникам с сохранением жилищных прав за каждым гражданином.

Все остальные статьи этого закона полностью утратили свою силу, начиная с 2019 года.

Последняя редакция

В 2019 году предусматривается внесение некоторых изменений в действующее законодательство, которые, в частности, затронут также процедуру приватизации жилья. В частности, последняя редакция с комментариями говорит о том, что теперь будет предусматриваться обеспечение условий для доступа к использованию общего имущества в многоквартирных домах для людей, имеющих разную степень инвалидности. Также с 1 января предусматривается ограничение увеличения размеров сумм, которые должны вноситься гражданами в качестве оплаты предоставляемых им коммунальных услуг.

Статья 12 действующего закона была дополнена правилами того, в каком порядке должны обеспечиваться условия доступа к жилью тем людям, которые имеют разные степени инвалидности. В частности, приведены основания и порядок того, как должно предоставляться жилье в соответствии с договором найма, а также определен порядок, в котором оформляются ссуды, кредиты или займы со стороны совета собственников многоквартирного жилья, если это потребуется для проведения капитального ремонта.

Помимо всего прочего, установлен также порядок, в соответствии с которым определяется и рассчитывается доход каждого гражданина и всех членов семьи, которые проживают вместе с ним на территории указанного жилья. Это сделано для того, чтобы определить, каким семьям обеспечение жилплощади наиболее необходимо.

Правила приватизации помещения по Жилищному кодексу

В соответствии с правовыми нормами сделки по приватизации какой-либо публичной собственности подчиняются специальному законодательству, которым регулируется также порядок проведения данной процедуры. При этом к любым таким сделкам с ограничениями используются принципа свободы договора и автономии воли, так как государственный или муниципальный орган, который действует в качестве публичного собственника, не имеет права самостоятельно отчуждать имущество как частный владелец.

Сама же процедура регистрации в соответствии с правилами должна осуществляться следующими органами:

  • органы государственной власти, имеющие право на передачу жилых помещений;
  • государственные или муниципальные предприятия, в хозяйственном ведении которых закреплен отдельный жилищный фонд;
  • казенными предприятиями, имеющими собственный жилищный фонд на правах оперативного управления.

Стоит отметить, что при проведении приватизации уполномоченные лица обязательно должны проверить соответствие вышеуказанных условий, а также то, что желающие приватизировать жилье находятся в нем по договору социального найма, и для приватизации жилья обратились все лица, которые зарегистрированы по указанному адресу

Вариации оформления

В зависимости от того, какое жилье и кем приватизируется, могут изменяться и особенности проведения данной процедуры.

В частности, многие люди стараются понять, в чем заключается отличие приватизации квартиры от какого-нибудь служебного помещения:

Условия для квартиры
  • Наиболее важным условием оформления квартиры является то, что все люди, которые совместно проживают вместе с нанимателем данного жилья, должны оформить письменный отказ от участия в процедуре приватизации, причем все эти документы должны быть заверены у нотариуса. При этом стоит отметить тот факт, что за всеми лицами, которые согласились на приватизацию в пользу других людей, поживающих вместе с ними, сохраняется в дальнейшем право бессрочного использования этого жилья.
  • Действующий порядок приватизации предусматривает оформление права собственности на жилые помещения для ответственного нанимателя, а также всех членов его семьи, которые живут на территории жилого помещения в соответствии с договором социального найма. К членам семьи в данном случае относятся дети нанимателя, а также его родители и супруги.
  • Все остальные родственники могут быть признаны членами семьи только в том случае, если они вселены вместе с ним на соответствующих правах, а также ведут с ним общее хозяйство. В остальных ситуациях в качестве членов семьи людей могут признать также в судебном порядке.
Служебное жилье Приватизация служебных квартир представляет собой достаточно сложную процедуру, так как в соответствии с действующим законодательством такое жилье не может переводиться в частную собственность на общих основаниях. На практике же можно оформить подобную недвижимость в частную собственность, но только в том случае, если на это оформит письменное согласие работодатель.

Сама процедура приватизации в данном случае осуществляется следующим образом:

  1. Жилье переводится из статуса служебного жилого фонда. Для этого компания, имеющая данную недвижимость на своем балансе, должна передать ее в распоряжение местному муниципалитету.
  2. Наниматель подает заявление в муниципальное учреждение с целью приватизировать жилье, предоставляя вместе с ним также нужные документы.
  3. Заявление рассматривается в установленные законами сроки.
  4. Администрация выносит решение о приватизации имущества или отказе в проведении этой процедуры (отказ чаще всего выносится только в том случае, если документы, предоставленные заинтересованным лицом, содержат в себе недостоверную информацию).

Если администрация принимает положительное решение, то в таком случае жилищный отдел администрации и наниматель составляют между собой письменное соглашение, которое регистрируется в Росреестре.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом приватизации является то, что человек получает право на свободное распоряжение указанным жильем, то есть он может его продавать, дарить, передавать по наследству или выполнять какие-либо другие процедуры или заключать сделки на его основе.

Если супруги, проживающие вместе в государственном жилье, разводятся, за ними сохраняется идентичное право на использование жилого помещения, но если один из них провел процедуру приватизации этого имущества, оно остается закрепленным за ним на правах единственного собственника.

При этом приватизация может иметь и минусы. В частности, это касается ситуации со сносом дома, когда каждому жильцу предоставляется новое жилое помещение в соответствии с его предыдущим жильем. При этом, если имущество у семьи превышает установленные государством жилищные нормы, то в процессе переселения они получат аналогичную недвижимость, если квартира была приватизирована.

Если жилищные нормы, наоборот, не достигались, то в случае приватизации жилья семья не сможет их улучшить, в то время как при отсутствии регистрации могла бы рассчитывать на получение более объемной квартиры.

Может происходить в том случае, если прописанный уже был участников приватизации иного муниципального жилья в прошлом.

Детально о возможности продления приватизации до 2019 года можно прочитать .

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу

Статья 3.1

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Закон о бесплатной приватизации жилья опубликован в 1991 году, а с 1992 года начался процесс передачи государственной и муниципальной собственности гражданам. Программа осуществляется на протяжении многих лет, постоянно дополняется и редактируется. Федеральный закон о приватизации жилья №1541 регламентирует сроки, условия и порядок перевода жилья в частную собственность. В настоящее время сроки проведения приватизации перенесены до 2018 года, поскольку правительство лояльно относится к тем гражданам, которые не успели осуществить государственную привилегию.

Стать собственниками жилья, имеющего статус государственного или муниципального, могут все зарегистрированные на площади граждане. Такое же право имеют временно отсутствующие, но включенные в договор найма или ордер жильцы. Например, бронь сохраняется за военнослужащими, командировочными, отбывающими срок или находящимися на длительном лечении. Существуют определенные ограничения на вид жилья, подлежащего бесплатной передаче.

Нельзя , служебное жилье, квартиры в закрытых военных городках, общежития. Ведомственный фонд может быть передан гражданам только после перевода его в муниципальное жилье, о чем должна быть сделана запись в государственном реестре недвижимости. Квартиры в коммунальных квартирах могут стать собственностью жильцов, для чего не требуется согласия соседей.

Стать бесплатно владельцем занимаемой площади разрешается один раз. Исключение существует для несовершеннолетних, которые после 18 лет имеют право на повторную бесплатную приватизацию. Особая программа существует для сирот, которым предоставляется специализированное жилье, не допускаемое к переводу в течение 5 лет, затем ограничение автоматически снимается.

Несогласие жильца в участии оформляется стандартным заявлением нотариально. Отказная доля делится поровну между оставшимися, желание гражданина передать свою часть кому-либо из участников не учитывается. Долевое распределение предусматривает равенство между претендентами, доля несовершеннолетнего обязательна. Дети старше 14 лет обязаны лично участвовать в процессе, за соблюдением прав ребенка наблюдает отдел опеки и попечительства.

Закон о приватизации жилья в РФ обуславливает возможность обратного перевода собственности в статус муниципального объекта недвижимости. Делается такой возврат по добровольному желанию собственника. Чаще всего подобный шаг обусловлен потерей льгот, получаемых при пользовании социальным жильем, и более высокой оплатой коммунальных услуг.

Существуют установленные законодательством сроки рассмотрения заявлений, они ограничены 60 днями. Занимается переводом в собственность занимаемой площади отдел по приватизации городской администрации. При обращении заявителю объясняют порядок проведения процедуры, выдают памятку о требуемых устанавливающих право документах и проверяют статус жилья на предмет допустимой приватизации.

В некоторых случаях приватизации предшествует судебное разбирательство, должное установить действительное право гражданина или разрешить спор с государственным владельцем недвижимости. Полученное положительное решение служит основанием для обращения в отдел по приватизации. Довольно часто жильцам приходится отстаивать свое право в споре с ведомством, являющимся собственником квартиры, или муниципалитетом, отказывающимся принять помещение на городской баланс.

Пакет документов, требуемых для прохождения процедуры, всегда разный и зависит от особенностей объекта. Если жильцы меняли место жительства с 1991 года, то потребуется справка из каждого пункта об отсутствии приватизации. При смене фамилии после заключения договора социального найма, следует приложить подтверждающий документ. При длительном отсутствии одного из проживающих и невозможности личного участия в программе, потребуется генеральная доверенность от его лица.

После проверки данных заключается договор о приватизации со всеми участниками, который служит основанием для регистрации объекта на новых владельцев в государственном регистрирующем органе. После получения свидетельства на право собственности, граждане становятся владельцами недвижимости.

Правительством принято постановление о продлении программы бесплатной приватизации, что обуславливается ФЗ №122 “О госрегистрации прав на недвижимое имущество”. Стать владельцем жилплощади можно до 1.03.2018 года, таким образом программа продлена в четвертый раз. Основное положение, относительно единственного раза бесплатного получения жилья, осталось прежним. Внесены некоторые коррективы относительно предыдущего варианта закона.

Например, несовершеннолетние не только включаются в список жильцов на приватизацию, но им выделяется обязательная доля, не меньше установленной правилами. При этом сохраняется право детей на повторную бесплатную приватизацию после 18 лет. Если права лица были нарушены при оформлении жилого помещения, то ему разрешается повторная процедура.

При наличии судебного решения, гражданин имеет право снова пройти процедуру. Получение дарственного или наследного объекта недвижимости не препятствует праву на участие в программе. Стать собственником части коммунальной квартиры теперь можно без разрешения жильцов, для этого не требуется судебное постановление.

Упрощен порядок раздела совместной собственности в части выделения долей. Обратная процедура отмены прав на собственность и перевода жилья в муниципальный фонд регламентирована, установлен порядок взыскания государственной пошлины в различных случаях, связанных с программой. Все сделки, которые были совершены с недвижимостью, в том числе приватизация, после 1998 года регистрируются в едином государственном реестре (ЕГРП).

Начало 2019 года ознаменовалось радостным событием для всех нанимателей социального жилья – был принят закон о бессрочной приватизации жилья (). Жилищная приватизация теперь не только бесплатная, но и бессрочная.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это означает, что каждый житель страны, постоянно проживающий на государственных или муниципальных квадратных метрах, имеет возможность в установленном законом порядке инициировать переход прав собственности.

В этой статье рассмотрим, действительно ли принят такой закон, будет ли он выгоден простым гражданам, сделали ли его бессрочным навсегда или только хотят сделать.

Что значит

Приватизация жилья – уникальное явление, определяющее добровольную передачу государственного или муниципального имущества в руки частных лиц.

Основными принципами разгосударствления жилищного фонда страны являются:

  • безвозмездность – приватизация квартир, домов и иных жилых помещений происходит бесплатно, то есть не нужно выплачивать государству стоимость преданной в собственность недвижимости;
  • добровольность – у каждого россиянина есть право самостоятельно решать хочет ли он стать собственником жилья или же остаться нанимателем;
  • единократность – только один раз в жизни можно использовать право на бесплатную приватизацию, во всех остальных случаях придется выкупать недвижимость за деньги.

Законодательство

Основу жилищной приватизации в Российской Федерации теперь составляют:

  • Жилищный Кодекс РФ ();
  • Гражданский Кодекс РФ;

Именно последняя законодательная норма в этом списке сделала возможным то, о чем раньше невозможно было и мечтать – бессрочная, бесплатная жилищная приватизация.

Кому пойдет на пользу

Свежие новости о принятии законопроекта о бессрочной приватизации порадовали в первую очередь простых россиян, которые:

  • проживают в ветхих и аварийных жилых помещениях;

    Для тех, кто ожидает переселения в новое, отвечающее всем санитарным нормам и требованиям безопасности жилье, бессрочная приватизация стала отличной возможностью получить собственное жилье, не ущемляя свои гражданские и конституционные права ().

  • недавно стали полноправными россиянами;

    Жители полуострова Крым имеют право воспользоваться процессом разгосударствления жилищного фонда Российской Федерации так же как и все остальные жители Российской Федерации.

  • проживают в общежитиях.

    Приватизация такого вида жилья в основном происходит в судебном порядке и тянется длительное время, бессрочная приватизация позволяет им спокойное довести начатое до конца.

Очевидно, что решение о бессрочной приватизации жилья для всех после 1 марта 2019 года в первую очередь будет выгодно тем, кто не по своей вине не смог или не успел приватизировать недвижимость в период действия в его предпоследней редакции.

Видео: последние новости

Плюсы и минусы для государства

С точки зрения государства, приватизация всегда была спорным мероприятием.

Количество плюсов зачастую перевешивала отрицательные моменты и наоборот, много раз рассматривался вопрос о прекращении и о продлении приватизации.

Рассмотрим, что означает жилищное разгосударствление для страны:

1. Положительные моменты. Основными преимуществами приватизации для государств являются:

  • увеличение налоговой базы;

    Чем больше объектов недвижимости переходит в частные руки, тем выше процент собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета.

  • отсутствие расходов на капитальный ремонт;

    Приняв в собственность жилье, граждане обязаны самостоятельно нести бремя капитального ремонта всего здания в целом.

  • сокращение расходов на содержание муниципального жилья.

    Отсутствие на балансе муниципалитета большого количества социального жилья, высвобождает большие денежные потоки, которые могут быть использованы на другие нужды субъекта Федерации.

2. Недостатки. К основным недостаткам разгосударствления жилищного фонда можно отнести:

  • сокращение социального жилья;

    Итоги приватизации за прошедшие годы показали, что уже более 80% муниципального и государственного жилья переведено в частную собственность, это существенно нарушает права тех, кто действительно нуждается в получении социального жилья.

  • тенденцию к деприватизации;

    Возвращение недвижимости обратно в государственную или муниципальную собственность символизирует о том, что институт приватизации уже исчерпал себя.

  • замедление развития рынка арендного жилья и некоммерческого найма.

    Предоставляя жилье гражданам, муниципалитет постоянно оказывается в ситуации, когда «из-под носа уходят» квадратные метры и невозможно наладить сферу арендного жилья в нужных пропорциях.

Когда началась и когда закончится

Возможность получить от государства жилье в частную собственность россияне получили еще в далеком 1991 году и уже 25 лет граждане Российской Федерации бесплатно получают от государства жилые квадратные метры (). За эти годы бесплатная приватизация неоднократно продлевалась, чтобы все желающие могли успеть воспользоваться своим правом.

Именно в этот день жилищная приватизация должна была стать платной. То есть для того, чтобы получить от государства жилье, необходимо было бы за это заплатить.

Но с принятием закона за номером все изменилось. Теперь крайнего срока не существует. Хотя многие политологи считают, что после очередных президентских выборов в 2018 году можно ждать других решений, касательно бесплатной и бессрочной приватизации.

Порядок

Порядок оформления государственной или муниципальной квартиры представляет собой несколько этапов, основными из которых являются:

  • сбор необходимых документов;
  • посещение различных государственных учреждений (БТИ, Жилищная инспекция, местная администрация и т.д.) с целью написания заявлений на приватизацию и получения справок, выписок и т.д.;
  • подача документов;
  • подписание договора о приватизации;
  • регистрация права собственности в органах Росреестра.

Сбор документов

Для того чтобы стать полноправным владельцем квартиры, понадобиться собрать немалое количество документов:

  • ордер или договор социального найма на жилое помещение, в котором вы проживаете (можно получить в местной администрации);
  • кадастровый паспорт (получают в БТИ);
  • справка о неучастии в приватизации ранее;
  • справка о составе семьи (в местной администрации или МФЦ);
  • выписка из ЕГРП о недвижимости, подлежащей приватизации;
  • согласие всех жильцов, проживающих в квартире (или нотариальный отказ в пользу кого-либо);
  • выписка с лицевого счета.

За что придется заплатить

Сама жилищная приватизация проводиться совершенно бесплатно, то есть вам не придется компенсировать государству потерю им жилого помещения. Но вот получение каких-либо отсутствующих у вас документов, обойдется «в копеечку».

Как понять, за что надо платить, а за что нет:

  • кадастровый паспорт – госпошлина за получение этого документа составляет 200 рублей для физических лиц и 600 рублей для юридических ();
  • выписка из ЕГРП – обойдется гражданам в 200 рублей , а учреждениям и организациям – 600 ;
  • судебные расходы – в случае приватизации квартиры через суд (), для получения судебного решения придется пройти долгий путь, который сопряжен с финансовыми тратами (от 500 до 5000 рублей );
  • нотариальный отказ жильцов – в зависимости от количества человек, отказывающихся от приватизации стоимость подобной услуги может выйти в очень приличную сумму (средняя стоимость одного отказа составляет 950 рублей ).

Куда стоит обратиться

При проведении приватизации невозможно обойтись без визита в следующие организации и государственные учреждения:

  • администрация населенного пункта – написание заявления на приватизацию, получение ордера или договора социального займа;
  • Жилищная инспекция — заключение договора на приватизацию;
  • Бюро технической инвентаризации – обследование квартиры, получение технического паспорта (при необходимости);
  • Росреестр – получение кадастрового паспорта, выписки из ЕГРП;
  • МФЦ – выписка из домовой книги или справка о составе семьи.

Вопросы

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 1541-1

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 28.03.98 № 50-ФЗ, от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 26.11.2002 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 11.06.2008 № 84-ФЗ, от 16.10.2012 № 170-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 . Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федерального закона от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 2 . Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 16.10.2012 № 170-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(в ред. Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 28.03.98 № 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(в ред. Федерального закона от 28.03.98 № 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(в ред. Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 28.03.98 № 50-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3 - Утратила силу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2002 № 153-ФЗ)

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 11.06.2008 № 84-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 5 - Утратила силу.

Статья 6 . Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 7 . Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 № 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Статья 8 . Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 9 - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ)

Статья 9.1 . Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 10 - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ)

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 11 . Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.