Статуя моисея. Откуда у Моисея рога

- (משֶׁה Моше) скульптура Микеланджело Еврейский законодатель, сплотивший … Википедия

Со скрижалями Завета. Картина 15 в. (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза завета Бога с Израилем, заключенного… … Энциклопедия Кольера

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в … Энциклопедия Кольера

Моисей - Моисей. Скульптура Микеланджело. Капитолийский музей. Рим. МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического … Большой Энциклопедический словарь

Моисей - высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождём этих племён Библия связывает их исход из … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид… аудиокнига
  • Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве , Зигмунд Фрейд. В сборник произведений всемирно известного австрийского врача и мыслителя Зигмунда Фрейда включены работы, связанные общей темой - психоанализом художественноготворчества. Фрейд дает…

Прогуливаясь по Риму, интеллигентный самостоятельный турист непременно выделит время взглянуть на "Моисея" Микеланджело. Сделал это в свое время и известный русский философ и, конечно, записал свои впечатления. Итак, Василий Розанов о "Моисее" Микеланджело.
К образу Моисея В.Розанов в своих размышлениях возвращается очень часто, но вот он встретился с интерпретацией этого образа великим Микеланджело. И - восстал.
Знаменитый "Моисей" - мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 2,35 м, - занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, что значит «св. Петр в веригах»). Над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы работал Микеланджело Буонарроти. Вернее, заканчивал, потому что в общей сложности к этой работе он периодически возвращался в течение 40 лет.

Находится в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.

1. Сборник "Эмбрионы"
В сборнике афоризмов "Эмбрионы", записанных в конце 90-х и начале 900-х, обращенном, по выражению самого автора, "к читателю" (в отличие от "Уединенного" - без читателя) В. Розанов пишет об ошибочном преувеличении скульптора.
"Нет более обманывающей фигуры, чем "Моисей" Микель-Анджело: этого Моисея не было - фантазия художника, его априорная мысль ошиблись.
Моисей был косноязычен: написатель книг, равных которым не знает мир, вовсе не мог говорить. Не поразительно ли? Вся мощь слова сосредоточилась в духе, и для телесного языка, для этого болтающегося куска мяса, - ничего не осталось.
Но он еще вывел израильский народ из Египта; он провел его через пустыни; довел до "земли Обетованной". Удивительный человек; как верны, проникновенны слова Гейне: "Как мал Синай - когда на нем стоит Моисей". Это величайшее слово удивления к Моисею, какое мы знаем, вырвавшееся у язычника - писателя, в языческую эпоху.
Я думаю - он был мал и тщедушен; быть может - без бороды или с немногими редкими волосами на подбородке. Я думаю, он также был в теле своем нем по отношению к делам, им совершенным, как был нем в языке по отношению к написанным им книгам.
Он весь был внутри, сосредоточен. Без сомнения, он был прекрасен, как никто из людей - никто до Христа: но это красота неуловимая, непередаваемая, и во всяком случае непереданная.
Микель-Анджело обманулся и обманул."
2. Сборник "Итальянские впечатления"
А в "Итальянских впечатлениях" Розанов оценивает эту скульптуру Микеланджело еще строже - идолом.
"Гладиатор умирает, Моисей живет. Вот уж кому жить! Мне почему-то "Гладиатор" дороже статуи Микель-Анджело, хотя оно в другой линии направления такле же совершенство. "Гладиатор" подходит к христианству, "Моисей" опять уходит назад, в древность, в язычество. Конечно, к историческому Моисею, о котором в "Книге Чисел" замечено, что он был "кротчайшим из людей", она не имеет никакого отношения.
"Господи, доколь я буду выносить ропот этого народа: он был для меня - как ребенок для матери в ея утробе", - говорит законодатель о себе в другом месте. Евреи, ропщущие на Моисея, бежали вместе с тем за ним, как овцы за пастухом; и воистину, пастушеский лик есть подлинный образ его. Никогда он до конца не гневался, а было за что; и угроза заканчивалась милостью.
"Господи, если Ты решил изгладить из книги живота народ этот (за золотого тельца), изгладь и меня из книги жизни", - говорит он еще. Читать о любви Моисея к народу нельзя без слез, и тысячекратно понятно, почему этот единственный в истории пример любви человека к своему племени вызвал ответно в последнем такую безмерную любовь и преданность к нему. Мертвый и живые - они обнимаются, как "Медный змий", кольцами одного тела, несокрушимого, вечного.
Микель-Анджело изваял около гробницы Юлия II "океан" - эмблему. Да, это не лицо и не портрет, а эмблема. Творение Фидия в храме Зевса Олимпийца не было совершеннее; вот ум, "помавающий бровями", как определил старца-бога Гомер, и эту строчку его взял за тему Фидий и как будто взял Микель-Анджело. Фигура - отвлеченна. Ни одного знакомого из Библии выражения нельзя представить звучащего с языка статуи. Она молчалива. Это бог, на которого можно молиться, а не вождь, не "пастух", за которым можно или особенно хочется следовать. Сила этого отвлеченного изображения, одного, чрезмерна, и мысль об эмблеме океана приходит на ум, и именно - о прибое океана, о его ночном реве. "Вот встанет и хатопит", "встанет на выю народа, и от народа останется только мокрое место". Если бы римлянам не пришло на ум поставить эмблемой себя довольно безвкусное изображение волчицы, они могли бы взять Моисея Микель-Анджело: "Вот прообраз и эмблема моих Марцеллов, сципионов, Фабиев; всего меня - Рима настоящего и будущего".
Но добрый Янкель из "Тараса Бульбы" восклицает: "Пхей! Это - идол".

Это был Розанов.
При всей нежной любви к этому философу, не могу я с ним согласиться: как можно выразить мощь духа, силу, энергию и власть пластическими средствами, иначе, чем изображая персонаж сильным и мощным телом? Во-вторых, мне кажется, что Розанов недооценивает как аллегоричность искусства в целом, так и того, которое мы, по-старинке, считаем реалистическим. Да не было никогда реалистического искусства, заблуждение это!
Искусство - всегда не о том. Оно всегда о символе.
Если бы Микеланджело , следуя условному "Розанову ", изобразил Моисея тщедушным, то это был бы уже не Моисей. Но раб, умирающий или восставший. А это - разные вещи.
А вы за кого - за Микеланджело или Розанова, друзья?

Почему Моисей изображался с рогами

Обратите внимание, что на рис. 103 (взято из , т. 3) Моисей изображён с рогами. А вот ещё скульптура Микеланджело, где он тоже изображён с рогами (см. рис. 104, взято там же). Сейчас вы поймёте, почему наши предки имели обыкновение изображать Моисея именно таким образом. Обратите внимание также на то, что внутри тернового куста изображён Иисус Христос.

Рис. 103. Моисей и неопалимая купина, миниатюра

Рис. 104. Скульптура Микеланджело Моисей

Рис. 105. Большая Троица

Взгляните на рис. 105. Перед нами Большая Троица, которую мы с вами обсуждали в , т. 2: Мать-Пустота - Человек - Сила Жизни или Великая Матерь - Человек - Велес/Великий Змей. Она полная, потому что включает в себя мужское и женское начала. Напомню, что строение нашего мира выглядит так, как на рис. 102. Оно пятеричное, и внутри этой схемы содержатся две Троицы: Большая и Малая. Как они меняются местами, «дышат», так сказать, мы тоже подробно с вами рассматривали.

Теперь, держа перед глазами Большую Троицу, взгляните на рис. 103. Что мы видим? Тоже Троицу: Моисей - Иисус (человек и Бог) - Богородица, которую олицетворяет терновый куст/неопалимая купина. Если эти два рисунка, изображающих Троицы, наложить друг на друга, то Богородица, как и должно быть, олицетворяет Великую Матерь, Иисус - это человек, который стал Богом, а вот Моисей, получается, олицетворяет собой Велеса/Вельзевула - Силу Жизни и Вилу. Вот почему у Моисея рога.

Два рога - дева - божество. Рога - месяц - 12 Сил Года/Гада Великого Змея Велеса. То есть рога и месяц указывают на то, что мы имеем дело с Великим Змеем и Силой Жизни (увидеть, как предки изображали Волоса/Велеса/ Вельзевула, вы можете на фото 4).

Фото 4. Волос, Велес, Вельзевул. Камень найден в окрестностях Санкт-Петербурга, недалеко от Петродворца

Моисей вёл свой народ в новые земли? Это Сила Жизни ведёт в новые земли, а Богородица - Великая Матерь - охраняет.

И нам говорят, что Моисей вывел народ израильский из Египта, подразумевая под ним евреев. Но это мы, русские, клялись Велесом, мы всегда полагались на Силу Жизни и спускались к Велесу за Силами, Мудростью, сокровищами (см. )! Спускаясь к Велесу в царство мёртвых, мы умирали в его подземном и подводном царстве (наше «я» умирало), а потом возвращались к жизни как дваждырождённые. Велес, то есть Сила Жизни, вёл нас, русских, по жизни. И Богородица всегда была заступницей нашей, РУССКОЙ ЗЕМЛИ.

Вывод? Я думаю, в данном случае мы имеем дело не с реальной историей еврейского народа, а с пророчеством относительно будущего России, скорого будущего.

В разум. Моисей олицетворяет низ и Велеса/Силу Жизни. Но раз он встретился с Богом на горе Хорив, а на горе Синай Бог явился ему в виде горящего и несгорающего тернового венца, то Моисей, кроме Велеса/Силы Жизни, также олицетворяет верх и Волоса/Волю. Значит, Моисей соединил в себе (в середине) верх и низ.

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Моисей Значение и происхождение имени: взятый (спасенный) из воды (егип.).Энергетика и Карма имени: Моисей - имя гордое и сильное, вместе с тем в нем совершенно не ощущается никакой агрессивности. Быть может, оно только чересчур серьезно, что мешает Моисею преодолеть

Из книги Воители трех миров автора Фёдоров Владимир Николаевич

ПОЛЕТ НА БЕЛОМ ЖУРАВЛЕ, ИЛИ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ С РОГАМИ Начиная разговор о шаманизме эвенов, для начала надо сообщить, что представители этого северного народа относятся, как и только что оставленные нами эвенки, к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Так что речь идет о

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

5. МОИСЕЙ И ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ Первое путешествие во Времени описано не в наше время и не в научно-фантастическом рассказе. Мы находим его в сборнике еврейских сказаний Хаггада, являющемся частью талмуда.Этот текст, который мы цитируем, взят из «Еврейской Антологии»

Из книги Эгрегоры автора Некрасов Анатолий Александрович

Моисей До Моисея на Земле уже сложилась определённая структура эгрегоров. Одним из мощнейших был эгрегор Древнего Египта. Египетские жрецы обладали оккультными знаниями и с их помощью творили тот мир, ту жизнь, которая им была нужна.Фараоны воспитывались жрецами и были

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Моисей-законодатель Наша задача заключалась в том, чтобы шаг за шагом продвигаться вперед и следить за тем, каким образом масонская церемония могла дойти от Египта эпохи Нового царства до времен Иисуса. Задача была трудная, потому что опереться мы могли только на Ветхий

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Моисей Евреи времен Ветхого Завета были пионерами не только в том, что признали потусторонний мир и описали его, но также и в том, что открыли единого Бога.Согласно легенде, Бог евреев Яхве избрал в 1230 г. до н. э. Моисея своим посредником с людьми и открыл ему свое

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Ману - Манес - Минос - Моисей Картина может проясниться, если мы обратимся к самым ярким, репрезентативным личностям основных культурных направлений стран Востока. Индологи XIX в. изучили данный вопрос достаточно подробно и глубоко. Известно, что политические и

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Кем был Моисей? Этимология имени Моисей до сих пор остается спорной. По одной версии, на египетском языке слово «мос» означает просто «ребенок» или «родившийся». В соответствии с другой интерпретацией, опирающейся на древнееврейский язык, имя происходит от слияния двух

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

Иудаизм. Моисей и его миссия. 26.05.34 1. Не думаете ли Вы отметить, что идея Единоначалия, или единства, в Космосе была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, Символах и

Из книги 33 предмета, которые принесут в дом деньги, здоровье, лад в семье и защиту от любой беды автора Зайцев Виктор Борисович

VI. Моисей, Законодатель

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Вверх рогами или вниз? Опять же, все знают, что подкову нужно вешать над дверью. Но вот насчет того, каким именно образом – тут мнения расходятся.Одни считают, что подкова должна висеть рогами вниз. В таком положении подкова напоминает радугу и как бы осеняет дом

Из книги "Зависшие" между мирами: cамоубийство, эвтаназия, кровная месть автора Медведьев Потап Потапович

Первые Романовы и Моисей Обратите внимание, что первые Романовы провели реформу нашей религии ровно через сорок лет после того, как пришли на престол в 1613 году: реформа православия была проведена Алексеем Михайловичем в 1653–1656 годы. Они, видимо, сравнивали себя с

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Украинцы Карпат отдавали священнику барана с вызолоченными рогами во время похорон хозяина. Кроме этого, особенно важным считается послать ему вместе с 11-м шариком «пинды» корову. Ибо корова, в силу своей особой природы, способна помочь человеку переправиться через реку,

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

14. Моисей / Моше Моше – одна из ключевых фигур Торы. Действуя от имени Б-га, он выводит евреев из рабства, насылает на Египет десять казней, возглавляет в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, приносит им закон с горы Синай и готовит их к вступлению в страну

Из книги автора

Моисей Следующий этап развития этой науки был ознаменован каббалистическим трудом Моисея, который написал на так называемом языке ветвей книгу аллегорий, где широко используются образы нашего мира. Он изложил ее содержание так, что каждый человек мог при желании сквозь

Всем доброго дня!
Хотела бы Арассказать об интересном факте, который, возможно и не напрямую касается\ тем, заявленных в сообществе, но к истории живописи и скульптуры уж точно имеет непосредственное отношение.
Вдруг кто думает, что неспроста Моисея всегда изображают с двумя лучами из головы или с двумя "рогами" - как у Моисея Микеланджело - не инопланетянин ли водил народ 40 лет по песку?. Микеланджело действительно изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии.

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея - это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода - Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате?

Вот что:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"
По-русски “рогато было лицо его”
Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:
כי קרן אור פניו
Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите
ky qrn ‘wr pnw
Нас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

Таким образом перевод должен быть таким:
Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Но, вот беда,из того же корня образуется слово «кэрэн», обозначающее «рог». Вот из этой лингвистической ошибки и "вытекли" рога Моисея.

А в В Египте, откуда вышел Моисей сохранялось древнее представление о рогах: “Я, (бог) Тот, писец отменный, с чистыми руками, обладатель двух рогов, прогоняющий зло, писец истины, ненавидящий грех, хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, творящий слово и письмо…”

Рога на древних фресках и монетах, как правило, означают астрономический (астрологический) аспект, поэтому ничего удивительного в их наличии нет - на древнеегипетских изображениях почти все персонажи встречаются с рогами.

Однако надо учитывать, что анимализм (антропоанимализм) был характерной чертой древнего искусства - своеобразный язык письма понятный людям той эпохи, - поэтому все анималистические детали требуют расшифровки, поскольку то или иное животное означало тот или иной контекст. Как впрочем и сейчас: свинья - это одна тема, а лев - другая.

Поэтому ничего удивительного, что клоны Осириса имели рога. Надо, правда, уточнить - ранние клоны, к которым относятся Александр Македонский и Моисей. Более поздние клоны - Юлий Цезарь, Артаксеркс (I,II), Иисус - без рогов. Хотя допускаю, что в каких-то эпизодах рога всё-таки появляются.

Это - Осирис. Такое изображение довольно редкое, обычно антропоморфному Осирису просто пририсовывают бараньи рога. Бараньи рога Осириса означают "возрождение в созведии Овна". Речь, очевидно, идёт о весенннем равноденствии, приходившимся на период гелиактического восхода созвездия Овна.

Бараньи рога мы видим и у Александра Македонского:

что характеризует его относительную древность. Тем более бараньи рога наблюдались у Бахуса и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.п. Да и в древности в иудейских храмах вроде по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Император Фуси тоже изображается в китайском искусстве с рогами

Кстати, некоторые исследователи, вообще предполагают, что Моисей и Фуси - один и тот же человек.

Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева). Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.), т.е. до гиксосско-семитского завоевания Египта. Также мы видим изображение ещё-какого-то неидентифицированного чуда-юда в верхнем правом углу.

Из рогатых образов хараппской цивилизации сразу приходит на ум известный «рогатый Шива».

Обратимся к семитским богиням плодородия, носящим разные названия карфагенской Танит, она же ассирийская Астарта (Иштар), шумерская Инанна.

Танит - богиня неба, богиня войны, богиня-мать, менее выражен символ плодородия. Упоминается в клятве Ганнибала. Русская википедия также дает такое пояснение: «По-видимому, была лунным божеством, из-за чего носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца». По английской википедии, (оспариваемые данные) ей приносились кровавые жертвы, по некоторым данным даже детей. Об Астарте Википедия дает пространную статью:

«На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Любопытное изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.

Фигурка рогатой Астарты:

Это изображение шумерской Инанны:

А вот Ииусу не довелось походить с рогами - Солнце ушло в созвездие Рыб, которые и стали его символическим фетишем

Интересно, что верными традиции изображать Моисея рогатым остались и художники, знавшие о неправильности в великой скульптуре). Даже впоследствии узнав, что на самом деле лицо должно "сиять", они продолжали пририсовывать Моисею рожки, но теперь уже в виде двух лучей, бьющих из его головы.

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera

Джентиле да Фабриано, фрагмент картины "Поклонение волхвов" 1423 год):

Витраж "Моисей перед фараоном" Кафедральный собор Кёльна:

Берн, Швейцария, Мюнстерплатц:

Кафедральной собор в Зальцбурге

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

Моисей из Рослинской часовни., Шотландия

Рембрант Ван Рейн (1659):


Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Моисей, рассекающий скалу:: Валерио Кастелло

Моисей, добывающий воду из скалы:: Ассерето Джиочино

И мы, и мы!!!:

Даже у православных приверженность европейской традиции оказалась сильнее здравого смысла. На Руси, как известно, Кирилл и Мефодий не ошибались в переводе текста, поэтому на большинстве православных икон рогатого Моисея Вы не встретите.
Но яркие примеры следования Микеланджело и прочим налицо.

В живописном квартале Монти в Риме (Roma), в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, спрятан один из величайших шедевров итальянского искусства - «Моисей» Микеланджело, образец великого мастерства и несравненной красоты.
Где находится: район Монти
Монти Monti - один из самых популярных и красивых районов Рима. Его пересекает улица Виа Кавур (Via Cavour), которая отходит от Виа-деи-Фори-Империали и достигает Эсквилинского холма.
Ближе к середине Виа Кавур, справа вы увидите крутую лестницу Виа Сан-Франческо-ди-Паола. Поднявшись по узким ступеням, вы выйдете на площадь Сан-Пьетро-ин-Винколи (piazza di San Pietro in Vincoli), над которой возвышается фасад одноименной церкви, отстроенный в шестнадцатом веке.

Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli)
Сан-Пьетро-ин-Винколи была основана в пятом веке императрицей Евдоксией для хранения драгоценной реликвии: вериг, которыми был скован святой Петр во время заключения в Иерусалиме, и поныне находящихся под главным алтарем и выставляющихся для поклонения верующих ежегодно первого августа.
Церковь была перестроена в VIII веке, позже, в шестнадцатом веке, был возведен новый фасад и портик, а в восемнадцатом столетии был изменен и интерьер.
Портик на фасаде храма прорезан пятью арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами, в капителях которых виден герб папы Юлия II. Внутреннее пространство церкви сохраняет базиликальную планировку, оно разбито на три нефа, разделенные двадцатью дорическими колоннами из греческого мрамора.

Скульптура
С 1545 года в правом трансепте церкви выставлен один из шедевров искусства шестнадцатого века - «Моисей» Микеланджело.
Колоссальная статуя, созданная в 1513 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Работа над монументом была завершен уже после смерти Папы, который похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане (basilica di San Pietro in Vaticano).
Статуя, для создания которой Микельанжело обратился к образам, созданным Рафаэлем и Донателло, изображает величественного Моисея, опирающегося одной рукой на Скрижали завета, в то время как другая рука прикасается к длинной бороде, высеченной, по словам Вазари, с таким совершенством, что казалась «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора».
Микеланджело изображает момент после получения Моисеем заповедей на горе Синай, когда пророк обнаруживает израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, знаку других богов. Моисей разгневан, он, кажется, намеревается встать и уничтожить все вокруг. Ярость находит выражение во вздувшихся венах и напряженных мускулах, оживляющих мрамор.

Любопытные факты
Из-за разногласий между Папой и Микеланджело скульптура, предназначавшаяся для собора святого Петра, была помещена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Юлий II был полностью поглощен работами по реконструкции собора и отложил идею создания своего мавзолея.
Рожки на голове Моисея являются следствием неправильного перевода книги Исхода, где рассказывается о двух лучах, исходящих от головы пророка, спускающегося с горы Синай. Еврейское слово «karan» или «karnaim», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren», то есть «рога».

По мнению многих критиков, это была одна из любимых работ Микеланджело, считавшего, что Моисей получился, как живой. Хроники рассказывают, что, закончив работу, художник ударил ее и воскликнул: «Но почему ты не говоришь!»

Недавно группа ученых из Римского университета «Ла Сапиенца», исследовавших, насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает красота вообще, и в частности красота художественного произведения, производили измерения мозговой активности посетителей, любовавшихся «Моисеем» Микеланджело.