Статистика природных чрезвычайных ситуаций. Статистика стихийных бедствий. Ч резвычайные ситуации по происхождению классифицируются на

Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгие годы. Стресс может вызвать также как неожиданное приятное событие или новость так и очень ожидаемое, например запланированная свадьба дочери.

Все стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

1. Острые
В основном это короткие эпизодические события, которые могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

2. Эпизодические
Достаточно кратковременные мини стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда опаздываем на работу.

3. Хронические
Вяло текущие стрессы, например, связанные с болезнью или разводом.

Основные факторы стресса, которые вызывают у нас больше всего переживаний

Первый и очень весомый фактор, вызывающий стресс и напряжение практически у каждого человека касается его внешности. Кто из нас никогда не испытывал переживаний из-за появления морщин, лишнего веса или непривлекательной фигуры?

Психолог Аллен Каннер и его коллеги разработали шкалу «взлетов и падений», в которой стрессы различаются по их влиянию на жизнь человека. Больше половины респондентов данного опроса поставили этот фактор стресса и обеспокоенность своей внешностью на первое место.

Работа как стрессовый фактор
Профессиональные срывы случаются с каждым вторым работником в мире. Замечено, что многие отпуска по болезни связаны именно с производственным фактором стресса.

Социальные стрессовые факторы
К ним относятся: стремление во что бы то ни стало быть популярным, преуспевающим, достичь физического совершенства. В группе риска также социальные меньшинства, часто подвергающиеся предвзятому отношению: исключение из общества, травля, дискриминация. Йен Мейер из Калифорнийского университета установил, что такие факторы стрессы могут привести к проблемам с психическим здоровьем.

Стрессовые факторы, касающиеся здоровья
Страх за здоровье близких, опыт собственной болезни и потери контроля над происходящим может стать источником постоянного беспокойства и хронического стресса.

Любые крупные перемены в жизни могут выступить как фактор эмоционального стресса
Адаптация к новым обстоятельствам – еще один стрессовый фактор. Причем неважно, какие это перемены, к лучшему или к худшему.

Американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рейх разработали оценочную шкалу трудности приспособления к социальным изменениям. Согласно ей, наиболее стрессовые факторы – смерть близкого или развод, в шкале они занимают первое место. А переезд оказался на 28-м месте.

Финансовые факторы, вызывающие стресс
На появление стресса, напряжения, тревоги влияют всевозможные долги, счета, кредиты, также необходимость материально поддерживать других людей, отсутствие возможности жить в достатке и спокойно уйти на пенсию – все эти факторы приводят к чувству финансовой незащищенности, провоцирующему стресс.

Взаимоотношения как стрессовый фактор
Даже самые счастливые отношения могут быть источником стресса для обоих партнеров. Когда люди начинают жить вместе, им нужно приспосабливаться к привычкам друг друга, привыкать ко вторжению в личное пространство.

Также люди сталкиваются с бытовыми проблемами, которые как ни странно виноваты в большинстве разрывов и разводов, что само собой вызывает стресс. Однако хорошие отношения с близкими и друзьями – два наиболее существенных фактора (по шкале Каннера), которые улучшают наше эмоциональное состояние и помогают бороться со стрессами.

Потеря близкого человека как фактор стресса
Психологическая травма от потери, душевная боль или страх потери близкого человека – очевидный стрессовый фактор. Забота об умирающем, организация похорон и другие ситуации, связанные с этим печальным событием, безусловно усиливают стресс.

И еще один значительный стрессовый фактор — это травмирующие события в прошлом. Травма, вызванная событиями в прошлом, может сказываться долгие годы. Примерно у трети людей, попавших в травматическую ситуацию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство.


Введение

Факторы, вызывающие стресс

2Отражение стрессоров в деятельности

2.1 Физиологический метод исследования

Заключение

Список литературы


Введение


Стресс - данный термин используется для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Впервые это понятие ввел психолог Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Позже оно стало использоваться в психологии для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида воздействий и характера их влияний, стресс в психологии классифицируется на несколько видов: стресс физиологический и стресс психологический. Причем, последний делится на: стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с какой-либо задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за принимаемые решения, их последствия.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды... При этом происходят изменения в эмоциональных состояниях (часто возникают истерики), в речевом и двигательном поведении ("теряет дар речи", "встал как вкопанный").

Однако стресс может оказывать и положительное, мобилизующее влияние на деятельность - дистресс.

В этом случае человек способен за мгновение решить многое задачи, связанные с безопасностью, находить нестандартные подходы. В такие минуты ощущается прилив сил и энергии неизвестно откуда взявшейся. И хотя длительное пребывание в таком состоянии крайне нежелательно и опасно для организма, но для многих это прекрасная возможность находиться в тонусе.


Факторы, вызывающие стресс


1Понятие и сущность стресса, виды стрессоров


Если верить Википедии - свободной энциклопедии, то стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, - постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс - состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры - любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности .

Итак определим, что стресс - это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

Стрессор (от англ. stress - давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) - фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

Условно стрессоры можно разделить на:

)управляемые (зависят от нас);

)неуправляемые (неподвластны нам);

)те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время .

Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

Наиболее общие формы стрессоров:

)физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов);

)психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

Типы стрессоров:

)страх;

)голод;

)жажда;

)боль;

)усталость;

)изоляция.

Факторы вызывающие стресс - это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные .

Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

Рассмотрим примеры организационных факторов:

)недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

)недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе, такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

)необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных, эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

)неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности, такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи - увеличение прибыли владельца этой фирмы.

Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

)отсутствием работы или длительным ее поиском;

)конкуренции на рынке труда;

)кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

)семейных трудностей.

Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства .


2 Отражение стрессоров в деятельности

стресс психологический

Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор - лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол силы, удовлетворительная отметка - норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Стрессоры, которые нам неподвластны-это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь .

Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).

Стрессоры, на которые мы можем не посредственно влиять -это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации - это такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты .

В повседневной жизни мы называем стрессами различные события, влияющие на нас негативно. Но знаем ли мы, насколько много стрессов в жизни современного человека?

Итак, какие же бывают стрессы:

)информационный стресс. В нашем современном обществе количество обрушивающейся на нас информации уже давно перешло все разумные пределы. Телевидение, интернет - эти средства сделали доступными такие объемы информации, что это вызывает перегрузку;

)информационная агрессия. Те же СМИ, как правило, спекулируют в погоне за рейтингом, выливая на нас огромные объемы информации, пробуждающей негативные эмоции (страх, тревогу и пр.). Это и понятно - им так проще нас приковать к экранам. А мы покупаемся;

)стресс переработки мозгом информации. Информации много, мозг активно работает, стараясь ее "разложить по полочкам". При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, и нарушается межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса.

Из-за этого дефицита и возникает так называемая троица Франкла (известный австрийский психотерапевт):

)депрессия;

)агрессия;

)наркомания;

Двигательный стресс. Считается, что в норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Подумаем, сколько проходим мы?? Ответ ясен. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе!

Стресс скорости и расстояния. Так уж мы устроены, что для нас неестественно перемещение со скоростью большей, чем мы можем развить сами. И расстояния для нас физиологичны только те, которые мы могли бы пройти пешком. Сюда же отнесем и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз. Происходит сбой всех физиологических ритмов!

Стресс жителя мегаполиса. Здесь имеется в виду вот что. Вся среда большого города для человека, в общем-то, неестественна. Искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня - раньше люди ложились спать с закатом. Пребывание на высоте более третьего этажа тоже стресс - ведь в дикой природе на таких высотах человек не жил. Смотрел человек, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас - постоянный зрительный стресс. В городе постоянно шум, чего не было в естественной среде человеческого обитания.

Эмоциональные стрессы. Приходится признать, что в современном обществе даром, что люди живут скученно. А вот теплого, душевного контакта не хватает. Общение между людьми чаще поверхностное, формальное.

Стресс постоянных изменений. Все меняется стремительно в теперешнем мире. То, что раньше казалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться! Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров.

Рабочий стресс - важная проблема современного рабочего места. Ему подвержены около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни . Три четверти работников считают, что раньше (то есть поколение назад) работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров.

Причиной рабочего стресса являются условия труда. Вопрос о том, что оказывает большее влияние - условия работы или личные характеристики работника, является спорным. Различные ответы на этот вопрос порождают различные способы решения проблемы. Если считать, что персональные особенности важнее, то на первый план выходят приспособляемость и навыки общения. Предполагается, что эти навыки помогут работнику приспособиться даже к не очень хорошим условиям труда. Такая точка зрения подчёркивает важность стратегий помощи работнику в приспособлении к изменениям условий труда.

Можно еще долго перечислять всевозможные источники стрессов - основные я назвала. Важно понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно. Стресс склонен накапливаться.

Стресс - это ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело реагирует физически, эмоционально и психически на любое изменение в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс.

Важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!


2.Методические аспекты изучения стресса


1 Физиологический метод исследования


Стресс - один из механизмов адаптации в организме человека в ответ на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической. Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокринной и висцеральной систем (сердечно - сосудистая, кожа и т.д.)

По мнению В.Д. Небылицина, устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный характер:

) состояние внутренних органов и, прежде всего сердечно - сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реакция;

) динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность;

) собственно психологические факторы - характерологические особенности личности.

Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т.к. необходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.

Коэффициент здоровья (КЗ), или индекс функциональных изменений (ИФИ) предназначен для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения адаптационного потенциала последней. Он был предложен А. П. Берсеневой и Р. М. Баевским, авторы предлагают рассматривать изменения сердечного ритма в связи с адаптационной реакцией целостного организма как проявление различных стадий общего адаптационного синдрома.

ИФИ (КЗ) определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ (КЗ) требуются данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления (АДс - систолическое, АДд - диастолическое), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В).

Вычисляется по формуле 1.

Формула 1

На основании полученного значения индекса Баевского каждый обследуемый может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации: удовлетворительная адаптация (ИФИ менее 2,59), напряжение механизмов адаптации (ИФИ от 2,6 до 3,09), неудовлетворительная адаптация (ИФИ 3,1 до 3,49) и срыв адаптации (ИФИ более 3,5). Чем выше значение ИФИ, тем выше вероятность наличия напряжения адаптационных механизмов .

Рассчитаем по формуле личные данные: ЧП - 76 ударов/мин., АДс - 110 мм. рт.ст., АДд - 80 мм.рт.ст., Р - 172м, МТ - 85 кг, В - 24 года.

ИФИ =0,011*76+0,014*110+0,008*80+0,014*24+0,009*85-0,009*172-0,27

ИФИ=2,229, следовательно удовлетворительная адаптация организма.


2 Шкала стрессогенных жизненных событий


Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е. глобальной массы событий и степени их тяжести, а не отдельных событий, как было раньше; 2) учет повседневных, часто встречающихся факторов, а не катастроф и других из ряда вон выходящих событий; 3) исследование человека в повседневной жизни, а не в лаборатории 4) представление об изменении социальной ситуации данного человека, а не социальной ситуации как таковой 5) исследование воздействия близко отстоящих по времени событий, а не детских психогений.

Воспользовавшись приведенной ниже шкалой (рисунок 1), постарайтесь вспомнить все события, происшедшие вами в течение последнего года и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Возможно, вам пришли в голову другие события, не включенные в эту шкалу (например, наводнение, ремонт дома, ограбление). Сколько баллов вы приписали бы этим событиям и приплюсуйте их к баллам, полученным по шкале .

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50 % вероятности возникновения соматического заболевания из - за стресса, при 300 баллах она увеличивается до 90%.


Рисунок 1 - Шкала стрессогенных жизненных событий


Сделаем шкалу стресогенных жизненных событий на личном примере.

Оформим результат в таблице 1.


Таблица 1 - Шкала стресогенных жизненных событий Зайковой О.П.

Жизненные событияЗначение события в баллахСмерть близкого члена семьи100Появление нового члена семьи56Изменение финансового положения42Изменение должности18Начало обучения в учебном заведении23Перемена места жительства9Кредит для покупки вещей13Отпуск11Новый год12

Итого получаем результат - 289 балов. Делаем вывод, что вероятность возникновения соматического заболевания в результате стресса очень велика.


Заключение


В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации. Среди их множества особо выделяются те, которые мы обозначаем как стрессогенные ситуации.

Стрессу одинаково подвержены все живые организмы, способные взаимодействовать с окружающей средой. Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально. Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а также это и нервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.

К последствиям стресса относятся эмоциональные реакции, например, неадекватное, завышенное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.


Список литературы


1.Персональная страничка практического психолога Коваль Е.П. - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Гречихин А.А. Социология и психология чтения: учебное пособие для вузов/ А.А.Гречихин - М: МГУП, 2007 - 383 с.

.Свободная энциклопедия Википедия - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Панченко Л. Л. Диагностика стресса: учебное пособие/Л.Л. Панченко - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005 - 35с.

.Чиксентмихайи М. Социология и психология управления/ М. Чиксентмихайи, Елена Перова. - М: Альпина нон-фикшн, 2011 - 555с.

.Страничка практикующего психотерапевта Еремеев - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.BrainTools.ru - Электрон. дан. - Режим доступа:://www.braintools.ru/article/9548


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

Определение стресса

Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

Селье выделил три стадии напряжения:

  1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.

В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

Зарождение и природа стресса

Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение вилочковой железы;
  • прилив крови к слизистой ЖКТ.

Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

Причины возникновения стресса

У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  1. Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  2. Регулярная нехватка времени.
  3. Проблемы со сном.
  4. Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  5. Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  6. Комплексы неполноценности.
  7. Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  8. Нет самоподдержки и уважения к своей личности.

Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

  • рабочие ситуации;
  • личная жизнь;
  • семья, дети;
  • денежные проблемы;
  • загруженность.

Внутренние причины:

  • пессимизм;
  • отсутствие настойчивости;
  • повышенные требования к себе и жизни;
  • отсутствие мотивации.

Современная классификация видов

Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

  1. Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
  2. Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
  3. Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
  4. Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
  5. Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
  6. Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
  7. Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
  8. Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.

Регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

Факторы влияния на развитие стресса

Выделяют несколько основных факторов:

  • интенсивность;
  • продолжительность;
  • восприимчивость.

Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

  1. Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
  2. Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
  3. Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
  4. Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
  5. Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.

Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

Итог

Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

Что такое стресс? Стресс — сложная нейрогуморальная реакция, которая приводит к развитию гемодинамических и метаболических изменений в организме человека и возникает в ответ на воздействие любого тревожного фактора в различных жизненных ситуациях. Нашу жизнь вообще невозможно себе представить без стресса. Действительно, практически вся она состоит из череды стрессовых ситуаций, более или менее значимых. Стресс — неизбежный спутник нашей жизни.

Важным в понимании стресса является тот факт, что его причины не только многочисленны и разнообразны, и по-разному воспринимаются каждым из нас. Следовательно, реакция на один и тот же стрессовый фактор в одной и той же ситуации у разных людей может быть разной. Поэтому, оценивая стрессовую реакцию человека, важно определять фактор, степень (соотношение «фактор — реакция») и продолжительность стресса (острый или хронический).

Факторы, вызывающие стресс

После того, как мы разобрались, что такое стресс , давайте перейдем к факторам, которые могут его вызвать. Информация, связанная с любыми факторами окружающей среды, в основном психосоциальными и социально-экономическими, через телерецепторы (зрение, слух, обоняние) поступает в мозг, что решает, нужно реагировать в данной ситуации, а если да, то как. Из большого количества возможных в данной ситуации эмоциональных реакций центральная нервная система (ЦНС) выбирает наиболее адекватную. Эта реакция имеет нейроэндокринный механизм.

Механизмы развития стресса

Стресс — это активация симпатической нервной системы (СНС) и / или системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники (ГГН) в ответ на воздействие какого-либо фактора окружающей среды.

Симпатическая нервная система

Реакция СНС на раздражитель идентична таковой, возникающая при физической нагрузке: симпатоадреналовая активация в сочетании с угнетением вагусной активности. Значительно повышается артериальное давление (АД), частота сокращений сердца (ЧСС), объем сердечного выброса, кровоснабжение скелетных мышц, миокардиальный и церебральный кровоток (за счет уменьшения кровоснабжения пищеварительного тракта и почек), метаболизм с повышением уровня глюкозы и свободных жирных кислот в крови вследствие их мобилизации из печени и жировых депо. При этом происходит задержка соли и к увеличение объема циркулирующей крови и увеличение венозного притока крови к сердцу. Кроме того, повышается свертываемость крови. Следовательно, в случае стресса происходит мобилизация всех ресурсов организма.

Система гипоталамус — гипофиз – надпочечники

Индуцированная ЦНС активация ГГН приводит к значительному выделения адренокортикотропного гормона (АКТГ), глюкокортикоидов (кортизола) и подавление продукции половых гормонов и гормона роста. Возникает смешанная активация симпатико-адреналовой и парасимпатической нервной систем, что приводит к вазоконстрикции и повышению АД в сочетании с вагусной брадикардией и такими признаками вагусной активации пищеварительного тракта, как повышение желудочной секреции, часто в сочетании с повреждением слизистой оболочки желудка и кишечника и нарушениями их моторики. При достаточной длительности поражения происходит угнетение иммунной системы и повышение восприимчивости к инфекциям.

От чего зависят степень и продолжительность стрессовой реакции?

То, как человек переживает стресс, зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: как он оценивает сиуацию, сопоставляет свои силы и особенности с тем, что требуется, и др. . Причиной стресса может стать любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом содержание самой ситуаци не столь важно. Важно именно субъективное отношение к ней.

Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса. Выделяют физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры – слишком большая физическая нагрузка, изменения температуры, боль и др.

Психологические стрессоры делят на информационные и эмоциональные. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, гнева, обиды и др.

Среди событий, которые поражают эмоциональную сферу по степени их воздействия можно выделить:

— смерть близкого человека — 100 очков,
— развод — 63,
— тюремное заключение — 63,
— смерть близкого члена семьи — 63.

Приятные события тоже вызывают состояние стресса:

— замужество или женитьба — 50 очков,
— беременность — 40,
— переход в новую школу — 20.

Исследования свидетельствуют о том, что среди людей, которые в результате стресса заболели, подавляющее большинство набрали 300 очков за один год.

Учитывая сказанное выше, нельзя связывать стресс исключительно с негативными событиями. Напряжение может возникать и в случае положительны, но резких, неожиданных изменений.

Также, как отмечают психологи, большинство больших проблем мы переживаем достаточно хорошо, а внимание следует обращать на менее драматические стрессоры. Дневная суета, мелочные житейские неприятности (плохая погода, рассеянный сосед, потерянные ключи, ежедневные поездки на работу в троллейбусе или трамвае, повышение цен) вызывают хронический стресс.

Люди чаще способны противостоять резкому и кратковременному стрессу. Проблемы возникают, когда стресс продолжительный: нелюбимая работа, жизнь с родителями — тиранами, постоянные мелочные конфликты в семье и т.д. .

Американский ученый Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:

  1. необходимость ускоренной переработки информации
  2. вредное окружение
  3. осознанная угроза
  4. нарушение физиологических функций (возможно, как результат болезни, бессонницы),
  5. изоляция
  6. заключение в тюрьме
  7. остракизм (изгнание и преследования)
  8. групповое давление.

К ним мы можем еще добавить бессилие, невозможность изменить ситуацию, необходимость быстрой смены стратегии поведения, принятие особо ответственных решений, отсутствие контроля за событиями,

К факторам, которые определяют физиологическую восприимчивость к стрессу, можно отнести генетическую (семейную) склонность, возраст, опыт, образование, социально-экономические факторы и психологические особенности личности. Существенную роль в развитии стрессовых реакций играет снижение уровня γ -аминомасляной кислоты (ГАМК) — одного из тормозных медиаторов головного мозга.

Кроме того, индивидуальная реакция на стресс может быть усилена такими дезадаптационными факторами, которые применяются для снижения внутреннего напряжения, как алкоголь, наркотики и никотин. Можно также добавить связанное со стрессом переедание и уменьшение физических нагрузок.

Последствия стресса могут быть очень разными. Спектр стрессовых реакций очень широк — от отсутствия реакции до снижения качества жизни (психологический дискомфорт, острая стрессовая реакция, посттравматическое стрессовое расстройство, развитие фобий, тревожное состояние и панические расстройства) к развитию тяжелой патологии и смерти.

Основные виды реакции на стресс

Чаще ответом на воздействие факторов окружающей среды у человека становятся реакция защиты и реакция поражения. Реакция защиты возникает тогда, когда человек насторожен или чем-то занят. Характеризуется периодом борьбы, приводит к успешному результату. Реакция поражения возникает у человека в связи с такими эмоциональными состояниями, как крах планов или ожиданий, горе, печаль, отчаяние, пережитый шок (война, терроризм и т.д.), когда преобладает чувство страха, опасения, тревоги и отсутствие надежды на успешное решение проблемы. Реакцию поражения называют также депрессивной или реакцией беспомощности. Возможно также сочетание реакции защиты и реакции поражения.

Стресс и функциональные расстройства

Стресс существенно ухудшает качество жизни. Возможны сердцебиение, ощущение «комка» в горле, нехватка воздуха, боль в области сердца, дрожь в теле, потливость, приливы жара, тошнота или желудочно-кишечный дискомфорт, беспокойство, раздражительность, нарушение сна, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и т. др., что приводит к проблемам в социальной интеграции, общении, к депрессивному эффекту, раздражению, заниженной самооценке и плохому качеству жизни.

Возможна суицидальная реакция у тех, у кого симптомы раздражения и тревоги на фоне длительных психосоциальних проблем трансформируются в депрессию. Другим важным социальным аспектом является рост риска использования алкоголя, бензодиазепинов и наркотиков с целью коррекции этих нарушений.

Нейроэндокринная стимуляция может влиять на все ткани и органы. Поэтому неудивительно, что у большинства больных «слабые места» — нарушение функции мочевого пузыря, желудка или сердца, синдром раздраженного толстого кишечника, боль в спине. В стрессовых ситуациях, с возникновением реакции защиты или поражения, повышается активность этих органов, через афферентные волокна вероятнее посылают сигналы в мозг «о том, что что-то неладно». Поэтому возникновение данных симптомов больные редко связывают со своим психическим состоянием.

Стресс и болезнь

Помимо ухудшения качества жизни, стресс может быть фактором риска развития органической патологии. Сердечно-сосудистая система особенно чувствительна к стрессу и к воздействию факторов окружающей среды. Стресс приводит к возникновению классического комплекса основных факторов риска атеросклероза и его осложнений. Наиболее распространенными последствиями стресса является артериальная гипертензия (АГ) и метаболический синдром.

Проблемы профилактики и лечения стресса

Адекватная профилактика и лечение нарушений, связанных со стрессом, учитывая их серьезные последствия, имеют большое социальное значение. Однако борьба с ними сложная в основном по двум причинам.

Во-первых, у больного возникает очень много ощущений и жалоб. Пациент может не связывать их со стрессом или сознательно, по разным причинам, скрывать такого рода информацию. Кроме того, иногда пациент просто не в состоянии передать свои ощущения словами. Основными жалобами при этом могут быть: частая беспричинная усталость, сердцебиение (особенно перед сном), тахикардия при эмоциональных нагрузках (бизнес-встреча, выступление, дискуссия и т.п.), одышка при небольшой физической нагрузке (ходьба по лестнице или в гору), а также частое ощущение замирание сердца. Могут беспокоить различные болевые ощущения в области сердца и спине, нарушения сна (трудно заснуть, поверхностный сон, частые или ранние пробуждения), снижение либидо, нервозность, раздражительность. Результатом является то, что больной начинает употреблять алкоголь, курить, снижает уровень физической активности. Находясь в раздраженном состоянии много лет, больные начинают считать, что так и должно быть, что такова жизнь. Мучительная реальность у некоторых из них может быть подавлена ​​отрицанием. Защита отрицанием — средство борьбы со страхом, своеобразная форма адаптации — «если о чем-то не говорить, то этого нет, или не будет».

Во-вторых, почти у каждого пациента могут быть психологические проблемы, требующие коррекции. Однако недостаточная продолжительность общения с больным не позволяет подробно изучить анамнез. Больной, жалобы у которого не проходят во время лечения, как правило, получает ярлык «невротика», а борьбу со стрессом ограничивают рекомендациями такого типа, как «соблюдение режима труда и отдыха». Врач должен найти возможность проводить достаточно времени с пациентом, способствовать появлению доверия, достижению целостного понимания того, что происходит с больным.

Что делать? Большинство представителей современной популяции, даже материально обеспеченных, в повседневной жизни нуждаются в психологической поддержке. У любого могут быть психологические проблемы или, другими словами, острый или хронический стресс. Многим помощь не нужна — они научились бороться со стрессом сами, иногда весьма необычными средствами. Но это не всегда возможно, часто не помогает, да и не все это умеют.

В чем же задача врача? Необходимо помочь больному разобраться в своих проблемах. Поэтому очень большое значение имеет идентификация факторов стресса. Это позволит рекомендовать специфический образ жизни и медикаментозные препараты. Очень важно дать больному «выговориться», что уже является первым шагом в лечении. Для этого необходимо время. Больной или сам расскажет о своих проблемах, или, при условии налаженного контакта с больным, врач сможет выявить факты, которые помогут в лечении.

Больному нужно посоветовать научиться отвлекаться от проблем, лучше с помощью хобби, разговора с приятелем, прогулок, физических упражнений, чтения, музыки. Важно выиграть время, чтобы в состоянии плохого контроля над своим поведением больной не поступил какой-либо ошибки. За это время подсознание может подсказать выход из сложного положения. Если привыкнуть отвлекаться и «брать себя в руки», кризисные ситуации не будут иметь такой разрушительной силы. В данном случае это иллюстрация известного принципа «время лечит».

И больной и его врач должны помнить, что любые события в жизни — это еще не стресс, стресс — это степень реакции на эти события. Вообще стресс — это потеря контроля над своими реакциями. Если это так, то есть повод задуматься о том, правильный ли образ жизни ведет больной. Часто раздражительность — следствие заниженной или, наоборот, завышенной самооценки. Универсальный совет — не воспринимать происходящее как нечто фатальное и неизменное. Ключ к избавлению от стресса — это научиться контролировать раздражители, которые можно изменить, и спокойно воспринимать те, с которыми нельзя справиться. Конечно, если постоянно убеждать себя, что жизнь — это бесконечная цепь неприятностей, то можно дойти до состояния постоянной грусти, что существенно ухудшает качество жизни не только собственной, но и тех, кто рядом, и повышает риск развития связанных со стрессом болезненных состояний.

Нефармакологическое лечение — следующий этап лечения. Ононаправлено на снижение степени ответной реакции на стресс. Применяют рациональную и когнитивную терапию, релаксацию, медитацию, средства обратной связи, психосемантической коррекции. Модификация образа жизни, изменение своих привычек — тяжелый процесс, но без этого, увы, со стрессом не справиться.

Медикаментозное лечение. Часто применяют такую ​​эффективную группу препаратов, как производные бензодиазепина. Механизм их действия заключается в связывании со специфическими рецепторами мозга, что приводит к потенцированию тормозного эффекта ГАМК, вследствие чего блокируется возникновение страха и физиологическая реакция на стресс. Эффект от лечения наступает в течение 1-й недели.

Однако этот способ лечения имеет существенные недостатки. Учитывая большое количество ГАМК-рецепторов в мозге, бензодиазепины могут приводить к седативному эффекту, сонливости, мышечной релаксации, снижению концентрации внимания, нарушению координации, атаксии и амнезии. На ГАМК-рецепторы также влияют барбитураты, алкоголь, ингаляционные анестетики, пенициллин и нейроактивных стероиды. С увеличением срока использования и дозы бензодиазепинив повышается риск возникновения побочных эффектов этих препаратов.

Недостатки лечения производными бензодиазепина:

  1. Развитие толерантности
  2. Зависимость (после приема в течение 1 — 2 мес)
  3. Синдром отмены (страх, бессонница, вегетативная гиперактивность, повышение ЧСС и АД)
  4. Синергизм со средствами, угнетающими ЦНС (антидепрессанты, алкоголь, антиконвульсанты, антигистаминные препараты)
  5. Психомоторная заторможенность, особенно у пожилых людей (сонливость, снижение концентрации внимания, атаксия, дизартрия, нарушение координации, диплопия, мышечная слабость, головокружение)
  6. Повышение риска автомобильных аварий (увеличение времени реакции и нарушение навыков вождения)
  7. Ухудшение памяти (антероградная амнезия, эпизодическая, краткосрочная память)
  8. Парадоксальные реакции (усиление раздражительности, агрессивность, импульсивность), особенно у больных пожилого возраста или у тех, кто злоупотребляет алкоголем
  9. Депрессия
  10. Тератогенный эффект при использовании в I триместре беременности, возможно развитие привыкания и синдрома отмены у плода

Учитывая тот факт, что психологические проблемы развиваются преимущественно у работающих, негативное влияние указанной терапии на работоспособность очевидно. Часто снижение работоспособности, которое развивается под влиянием бензодиазепинов, может приводить к социальной дезадаптации. Кроме того, следствием длительного применения этих препаратов может быть развитие зависимости. А этот факт очень важен, поскольку часто такие лица склонны к формированию лекарственной, алкогольной и наркотической зависимости.

Итак, все эти факты не позволяют признать удовлетворительным способ лечения психологических проблем препаратами группы бензодиазепина и заставляют врачей искать альтернативные медикаментозные средства лечения указанных расстройств.

Блокаторы β-адренорецепторов. Очень часто проявлением стресса является тахикардия, а основными жалобами — сердцебиение, тремор, мышечное напряжение. В этой ситуации, особенно при наличии ССЗ, могут быть эффективными блокаторы β-адренорецепторов, которые блокируют периферические (соматические) проявления стресса. При этом эффект от лечения наступает в течение ближайших 1-3 дней. При наличии тахикардии или жалоб на сердцебиение и перебои следует подумать о назначении блокаторов β-адренорецепторов.

Однако, применение бензодиазепинов часто приводит к развитию побочных эффектов, а блокаторы β-адренорецепторов устраняют в основном соматические проявления стресса, не влияя на его центральные механизмы. Это привело к необходимости поиска альтернативных средств борьбы со стрессом. Среди них — экстракт лекарственной — эффективное и при этом безопасное средство.

Лечебный эффект обусловлен комплексом содержащихся в них веществ. Препараты валерианы понижают возбудимость центральной нервной системы, усиливают корковые тормозные процессы, понижают артериальное давление, расширяют сосуды, оказывают противосудорожное действие, стимулируют желчеотделение и секрецию пищеварительных желез,

Особенно широко применяют валериану при вегетоневрозах, лег­ких формах неврастении, климактерических расстройствах, неврозах сердечно-со­судистой системы, для профилактики и лече­ния гипертонической бо­лезни, стенокардии, при заболеваниях, сопровождающихся спазмами желудка и кишечника с нарушением секре­ции, при ряде болезней печени и желче­выводящих путей. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС, причем их успокаивающее действие проявляет­ся медленно, но стабильно. У пациентов уходит чувство напряженности, раздра­жительность, улучшается сон.

Не следует забывать, что валериана лекар­ственная оказывает лечебное действие при длительном и система­тическом и курсовом лечении. При этом терапевтическая доза экстракта валерианы должны быть не менее 300 мг на 1 прием. Дозы менее 100 мг оказывают эффект плацебо.

В Украине в необходимой дозировке выпускается препарат «ВалериаНОВнА» . 1 капсула препарата содержит 300 мг экстракта валерианы лекарственной. Lля снятия последствий серьезной стрессовой ситуации рекомендуется принять 2 капсулы препарата. Для улучшения общего состояния и устранения расстройств сна следует пропить курс препарата в течение пары недель. Схема приема – 2 капсулы «ВалериаНОВны » в течение вечера (1-ю капсулу принять после ужина, 2-ю – за полчаса до сна). Курс приема должен составлять не менее 2-3 недель.

Итак, кроме правильного понимания понятия «стресс», нужно четко представлять его последствия и знать, что с ним можно и нужно бороться. В первую очередь, следует разобраться в причинах стресса, устранять их или хотя бы изменять отношение к ним. Ну а в качестве медикаментозных средств лучше остановить выбор на безопасных растительных препаратах, которые помогут побороть стресс и вернут гармонию в вашу жизнь.

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда (таблица 5.1). Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях.

Понятие стресса (от англ. stress – давление, напряжение) ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936г. Стресс – это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакции стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адаптацию к ним.

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Стрессоры – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят сильные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфекции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасность, обидой. В трудовой деятельности, согласно данным, приводимым М.А. Котиком, наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения [Котик, 1981]. К психологическим стрессорам относятся также такие факторы, как неуважение к личности исполнителя, отсутствие возможности действовать в свойственном ему стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

Информационный стресс возникает в ситуации информационной перегрузки, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Рисунок 5.2 –Виды стресса

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Формы его проявления, как и формы проявления психического напряжения, – различны. Это может быть активная форма (так называемый «стресс льва» – характеризует наиболее эффективную, конструктивную линию поведения), либо пассивная реакция (так называемый «стресс кролика»).

Известна точка зрения, [Бодров, 1998], согласно которой любая разновидность стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной . Источником его служит сообщение, информация о текущем (реальном) и предполагаемом (вероятностном) воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситуациях или их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций . В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом , определяющем угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность и т.д.

В зависимости от степени развития (в динамике) выделяют следующие фазы стресса :

1) Реакция тревоги – характеризует процесс мобилизации защитных свойств организма, повышение защитных свойств по отношению к травмирующему воздействию. Организм функционирует с большой нагрузкой. К концу первой фазы у большинства людей повышается работоспособность.

2) Фаза сопротивляемости (или резистивная фаза) – характеризуется сбалансированным расходом адаптационных ресурсов организма.

3) Фаза истощения адаптационных ресурсов организма.

Таким образом, в зависимости от фазы стресса и «полярности» его проявления, можно говорить о стрессах «хороших» и «плохих».

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные, а порой даже противоположные результаты. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Эта реакция проявляется в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиения, росте систолического давления крови, расширения кровеносных сосудов, увеличения содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложной деятельности. Поэтому, как подчеркивает М.А. Котик, «сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, способствующем успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасности» [Котик, 1981].

Однако зависимость между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервнойсистемы(НС), с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой, является нелинейной. На это обратили внимание еще в начале XX века английские психологи Р. Йеркс и Дж. Додсон. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда, как с дальнейшим ростом активации она начинает падать.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует энергетические резервы организма и способствует преодолению возникающих в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. Такой стресс, который повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, называют эустрессом. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Стресс, превышающий критический уровень, который в крайнем своем выражении может привести к болезни и гибели человека называют дистрессом.

Состояние психологического стресса (как и состояния психического напряжения) развивается в неблагоприятных условиях деятельности и экстремальных ситуациях. Для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивности работы и жесткие ограничения во времени вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. При этом экстремальность такого труда зачастую может повышаться вследствие негативного действия сильных внешних факторов - стрессоров (шум, вибрация и т.д.).

Второй тип экстремальной ситуации возникает, наоборот, из-за недостатка или неоднородности поступающей информации, недостатков межличностных контактов, а также низкой двигательной активности. В подобных условиях у человека развивается состояние монотонии. Необходимый уровень бодрствования, внимания в таких условиях человеку приходится поддерживать за счет волевых усилий.

Таким образом, для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта - появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностями. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляемых к человеку. Во втором - из-за снижения возможностей человека по выполнению требований.

Способы снятия стресса:

Переложите ответственность

Чрезмерный груз ответственности является постоянным источником стресса, что в конечном счете может привести к тяжелой депрессии. И пока это бремя не уменьшится, снять стресс почти невозможно. Постарайтесь часть ответственности переложить на плечи другого человека. Ведь это вовсе не означает, что Вы безответственный человек или плохой работник. Слишком большая нагрузка в конечном счете отрицательно сказывается не только на Вашем психическом и физическом здоровье, но и на качестве работы. Если это невозможно, то надо откровенно поговорить с начальником, который нередко даже и не представляет нагрузку подчиненных (потому что еще никто не жаловался). То, что человек не берется за больший объем работы, чем может выполнить, означает, что к своим обязанностям он относится ответственно.

Старайтесь не переутомляться на работе, не берите на себя слишком большую ответственность и нагрузку. Кроме того, каждому человеку необходим регулярный и полноценный отдых.

Успокойтесь

Во многих сатирических произведениях изображен типичный чиновник, который пьет одну за другой успокоительные таблетки, и у него постоянно случаются приступы злобы. Если человек действительно стал таким, то он находится в постоянном состоянии стресса и уже не способен справляться со своими профессиональными обязанностями. Для того, чтобы хорошо выполнять свою работу, прежде всего необходимо успокоиться и сосредоточиться. Кроме того, желательно включить в свой рацион питания продукты с высоким содержанием магния (например, овощи, орехи, семечки). Улучшить настроение может кусочек шоколада или порция макарон. Регулярно позволяйте себе отдохнуть и восстановить силы, для этого смените обстановку. Можно съездить к морю или отдохнуть на природе у озера. Очень полезно отдохнуть в санатории или доме отдыха.

Обращайтесь за помощью для снятия стресса

Человек, постоянно страдающий от сильных стрессов, очень редко сам может решить все свои проблемы. Поэтому рекомендуется обратиться за помощью к опытному и квалифицированному психологу или психотерапевту и поговорить с ним о своих проблемах. Специалист вместе с пациентом попытается найти способ, как вырваться из заколдованного круга проблем и постоянных стрессов.

Витаминотерапия . Стрессовое состояние заставляет человеческий организм включать все внутренние резервы, чтобы поддержать его работоспособность употребляйте в пищу полезные продукты, насыщенные витаминами С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба и т.д.).

Ароматерапия. Еще с древних времен известно благоприятное воздействие ароматных эфирных масел. Успокаивающе действуют эфирные масла розы, лаванды, жасмина и кипариса.

Задушевная беседа , как способ снятия стресса очень эффективна. Иногда человеку в состоянии эмоционального напряжения просто необходимо выговориться, часто чтобы увидеть проблему под другим углом достаточно просто озвучить ее. В наших условиях помогут справиться со стрессом, заменив дорогие лекарственные препараты, близкие люди, лучшая подруга или друг.

Экстрим в борьбе с плохим настроением . Еще один из эффективных способов снятия стресса – подвергнуть организм новому виду стресса. Примите холодный душ, пройдите процедуру иглоукалывания, запишитесь на занятия экстремальными видами спорта, например, дампингом или прыжками с парашютом.

Займитесь спортом . Бороться со стрессовыми ситуациями помогают занятия спортом, а также они делают организм более устойчивым к эмоциональным воздействиям. Это прекрасный выход для многих - заняться физическими упражнениями. Причем, совсем не важно, какими. Возможно, это будет бег, отжимания, велосипед, силовые тренировки. Попробуйте и вы убедитесь, что это реально действует! Наибольший эффект будет от упражнений, где нужны регулярные повторения (например, бег) заставляет организм расслабляться. А это, в свою очередь, заставляет Ваше тело и мозг реагировать на стресс адекватно. Проще говоря, уменьшается частота сердечных сокращений, понижается кровяное давление, уменьшается напряжение в мышцах. Достаточно тридцати минут занятий на тренажере, чтобы снизить на 25% эмоциональное напряжение вызванное стрессом.

Древнейшая система – йога. При помощи йоги можно расслабиться, разобраться в себе, а также укрепить мышцы. Попробуйте медитировать. Закрыв глаза, дышите глубоко и медленно. На каждом вдохе и выдохе повторяйте какую-нибудь приятную фразу или слово. Это простое упражнение способно привести организм в равновесие, помочь расслабиться и снять стресс.

Будьте осторожны . Избегайте ситуаций, которые могут привести к эмоциональному расстройству.

Почаще улыбайтесь . Если улыбаться чаще, то можно вызвать хорошее настроение на подсознательном уровне. Хвалите себя. Это вроде бы просто, но многие из нас только усугубляют стрессовое состояние, заглушая внутренний голос. А вот исследования показывают, что положительные отзывы в свой адрес стимулируют выработку гормона кортизола, отвечающего за нейтрализацию стресса. В следующий раз, поймав себя на самоунижении, проговорите вслух, а еще лучше напишите о себе что-нибудь хорошее.

Состояние монотонии

Состояние монотонии возникает в том случае, когда человеку представлены только средства деятельности в виде исходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы. Однако чрезмерное упрощение операций, (либо, наоборот, чрезмерная сложность процесса или производимой продукции) зачастую приводит к тому, что работник отделен от действительной цели и не видит и не знает результатов своих трудовых затрат, степень их вклада в достижение общей (также неизвестной ему) цели. Как итог – отсутствие удовлетворения от воплощенных усилий.

Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным или кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием монотоннности действий (и в результате возникновения монотонии как психологического состояния) человек становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонии также отрицательно действует и на организм человека, приводя к преждевременному утомлению. На физиологическом уровне это проявляется в снижении частоты сердцебиения, частоты дыхания, скорости реакции.

Если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, человек с более высоким уровнем интеллекта, переживает чувство монотонности (состояние монотонии) в меньшей степени. Это связано с тем, что он, обладая более широким кругозором и способностью к анализу, лучше понимает необходимость этих действий для достижения общей цели. А это значит, что он может лучше активизировать свою работоспособность, усматривая в однообразном – многообразие. Возможность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный работник не может уловить изменений кажущегося для него «однообразия» и становится жертвой безстимуловьного безразличия, проявляющегося порой в самых жестоких формах монотонии и на психологическом, и на физиологическом уровне.

Состояние тревожности

Тревожность – это многозначный психологический термин, описывающий как определенное состояние индивида в ограниченный промежуток времени, так и устойчивое свойство человека.

Состояние тревожности связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние на успешность профессиональной деятельности. Ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс в целом, в такой степени, чтобы полностью исключить неопределенность. Работника зачастую преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения в сложившейся ситуации и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения.

Под тревожностью понимается индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и таких, объективные характеристики которых к этому не располагают. Тревожность - это свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживании реальных и предполагаемых «упущений» в совершаемых действиях или поступках, волнениях по поводу имевших место или возможных событий и т.д.

Различают личностную тревожность (РТ) и ситуативную, или реактивную (ЛТ) тревожность.

Личностная тревожность характеризует готовность человека к переживанию страха и волнения по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность может рассматриваться, с одной стороны, как достаточно устойчивое свойство личности, а с другой стороны, как один из результатов «накопленного» личностью состояния «хронического» психического напряжения, возникающего в процессе взаимодействия личности и ее окружения.

Ситуативная (или реактивная) тревожность – это временное, преходящее состояние, являющееся формой эмоциональной реакции индивида на ситуацию, содержащую для него реальную или воображаемую опасность. Состояние реактивной тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Переживаемая тревожность в различной степени определяет эффективность различных видов профессиональной деятельности, успешность социальной и профессиональной адаптации. Следует понимать, что тревожность как таковая сама по себе не является негативным состоянием или чертой личности. Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. При этом для каждого человека существует свой оптимальный уровень «полезной тревоги». Нормальный уровень тревожности необходим для эффективного и координированного поведения. Человек, у которого отмечается значительное отклонение величины показателей РТ и ЛТ от среднего, или умеренного уровня тревожности требует специального внимания.

Высокая тревожность, в частности, предполагает тенденцию к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его профессиональной компетентности. В этом случае руководителю необходимо несколько сместить акцент с внешней требовательности к работнику, категоричности в постановке профессиональных задач – на содержательное осмысление исполнителем предстоящей деятельности и конкретное планирование ее по подзадачам, а также помочь сформировать у исполнителя чувство уверенности в успехе. Чрезмерно завышенное, гипертрофированное развитие тревожности (как хронического, «накопленного» состояния психического напряжения и как свойство личности) может перейти в клиническую форму невроза.

Низкая тревожность, наоборот, требует от руководителя усилий по побуждению активности личности, большего внимания к мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности исполнителя, акцентирования перед работником общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.