Старая конституция латвии 1922 г. Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики. Основные права человека

Принятая в пленарном заседании
Латвийского Учредительного Собрания
15-го февраля 1922 года и вступившая
в силу 7-го ноября 1922 года

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(С изменениями, внесенными по состоянию на 4 декабря 1997 года)
Латвийский народ, в своем свободно избранном
Учредительном Собрании, установил для себя
следующую конституцию:

I. ОТДЕЛ.
Общие постановления.

1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II. ОТДЕЛ.
Сейм.

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим на день выборов восемнадцатилетнего возраста.
(В редакции Закона от 27 января 1994 года, вступающим в силу 26.02.96)
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если в случае роспуска Сейма выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания и его полномочия прекращаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сеймов.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. Против члена Сейма не может быть начато уголовное преследование или наложено на него административное взыскание без согласия Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаемым быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III. ОТДЕЛ.
Президент республики.

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.
(В редакции закона от 4 декабря 1997 года)
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
38. Должность Президента республики несовместима с другою должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма, Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяется особым законом. Амнистию дарует Сейм.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смешенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президенты республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно также председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV. ОТДЕЛ.
Кабинет министров.

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

56. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V. ОТДЕЛ.
Законодательство.

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также в случаях и в порядке, предусмотренных настоящею конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится кабинетом министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечению бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
60. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: (текст закона)".
71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В период между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если того требует неотложная необходимость, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма, равным образом они не могут распространяться на амнистию, государственные налоги, таможенные сборы и займы, и они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)

VI. ОТДЕЛ.
Суд.

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом, и они являются несменяемыми. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности Сеймом исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, при достижении которого судьи оставляют свою должность.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
(В редакции Закона от 5 июня 1996 года, вступающим в силу 26.06.96)
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII. ОТДЕЛ.
Государственный контроль.

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

Президент Учредительного Собрания
И.ЧАКСТЕ
Секретарь Учредительного Собрания
Р.ИВАНОВ

О внесении изменений в Конституцию Латвийской Республики

Закон, принятый Сеймом 4 декабря 1997 года
и обнародованный Президентом государства 17 декабря 1997 года
(Извлечение)

Переходные положения

1. Статья 1 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий 6-го Сейма.
2. Статьи 5 и 7 настоящего Закона вступают в силу с момента избрания следующего Президента государства.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

КОНСТИТУЦИИ СТРАН БАЛТИИ

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года и вступившая в силу 7 ноября 1922 года
Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:
I ОТДЕЛ
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II ОТДЕЛ СЕЙМ

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии обоего пола, коим к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на три года.
11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.
22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядка за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет:
1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семей ной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если от четы эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Ill
ОТДЕЛ ПРЕЗИДЕНТ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.
38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. По рядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочии смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV
ОТДЕЛ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V
ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а так же, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом Министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечении бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона".
71. Президент республики может требовать в течение се ми дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит. Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и де мобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голо сов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона;
такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить Конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы пол учить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все Латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI
ОТДЕЛ СУД В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
85. В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона.
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII
ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.
//Конституции и декларации о государственном суверенитете государств - участников СНГ и стран Балтии. Материалы участника международной конференции. 26-27 апреля 1994 г., Москва

Проект поправок к Конституции, предусматривающий выборы президента Латвии открытым голосованием, юридическая комиссия передаст в парламент еще до выборов, если это позволят процедуры и поддержат депутаты, сказал агентству ЛЕТА председатель комиссии Гайдис Берзиньш.

Суд проверит школьную реформу Шадурскиса на соответствие Конституции 27.07.2018

Конституционный суд (КС) возбудил дело о соответствии Конституции Латвии поправок к закону об образовании, предусматривающих полный перевод обучения на государственный язык, сообщила представитель КС Лина Ковалевска.

В Сейме предложили доверить избрание президента народу 01.05.2017

Сейму необходимо разработать новый порядок избрания президента, расширив круг его избирателей, считает рабочая группа парламента, анализировавшая расширение полномочий главы государства и изменение порядка его избрания.

В некоторых самоуправлениях перестали следить за подъёмом государственного флага 13.07.2015

День памяти жертв геноцида еврейского народа, 4 июля, стал первой по календарю календарной датой после постановления Конституционного суда (КС), признавшего, что государственный флаг в праздничные и траурные дни поднимать нужно, но запретившего штрафовать тех, кто этого не делает. В муниципалитетах этот день прошел по-разному: в одних полиция больше не обращала внимания на флаги, в других же - продолжала предупреждать жителей о необходимости поднять флаг в траурном оформлении. Эксперты отмечают, что хотя штрафы и отменили, самоуправлениям и в дальнейшем нужно контролировать подъем государственных флагов.

Профессор: преамбула к Конституции лишена смысла 20.06.2014

Никакого здравого юридического значения преамбула к Конституции не имеет, однако опасность ее заключается в том, кто и как будет ее интерпретировать, заявил порталу Ves.lv профессор Рижского университета им. П.Страдыня Сергей Крук.

"Центр согласия": Сатверсме не нуждается в преамбуле 19.06.2014

Сегодня депутаты политического объединения «Центр согласия» в 11-м Сейме проголосовали против дополнения Сатверсме так называемой преамбулой, в которой понятие «народ Латвии» фактически сужается до понятия исключительно «латышской нации».

Сейм окончательно утвердил спорную преамбулу Сатверсме 19.06.2014

В четверг депутаты Сейма в окончательном чтении утвердили преамбулу Сатверсме, где сказано, что Латвия была основана, чтобы гарантировать существование латышского народа и обеспечивать свободу и благополучие каждого жителя страны.

Публицист: преамбула к Конституции - оружие против "Центра согласия" 06.11.2013

Публицист Александр Гильман считает, что латышские партии пытаются принять преамбулу к Конституции, чтобы отпугнуть латышей от "Центра согласия". Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Вике-Фрейберга: преамбула поможет уточнить очевидное 05.11.2013

Латвия юридически корректно жила и без преамбулы к конституции, однако политические тенденции последнего времени оправдывают желание зафиксировать в виде текста те ценности, которые при принятии Сатверсме казались очевидными. Об этом в интервью газете Diena заявила экс-президент страны Вайра Вике-Фрейберга.

Запрет на русские "раковые" письма оценят на соответствие Конституции 22.10.2013

Исследователь ЛУ Ольга Процевска обратилась с заявлением к омбудсмену Юрису Янсонсу и руководителю Латвийского представительства Еврокомиссии Ине Штейнбуке с просьбой оценить на соответствие Конституции Латвии запрет Центра госязыка рассылать письма, приглашающие женщин провериться на рак шейки матки и рак груди, на русском языке.

Винкеле подозревают в желании изменить Конституцию 03.01.2013

Министр благосостояния Илзе Винкеле заинтересована в том, чтобы в Сатверсме исчезла строка о том, что брак - это союз между мужчиной и женщиной, заявила в интервью программе "Утро на Балткоме" на радио "Балтком" председатель правления ассоциации "Семья" Илона Бремзе.

Глава КС: создавать "неприкасаемые" статьи Конституции – опасно 26.09.2012

Конституция уже содержит в себе ядро. Однако создавать статьи, которые нельзя менять, опасно, потому что могут возникнуть тупиковые ситуации. Об этом в интервью в программе "Утро на Балткоме" на радиостанции Baltkom заявил председатель Конституционного суда Гунар Кутрис.

Портал: Репше готовит реформу Сатверсме и спецслужб 25.09.2012

Общество "Для развития Латвии" под руководством экс-премьер Эйнара Репше готовит программу, которая предусматривает в том числе реформу Сатверсме и серьезные изменения в работе спецслужб и правоохранительных органов, сообщает портал pietiek.com.

Чепане поддерживает разработку преамбулы Конституции 18.09.2012

Разработка преамбулы Конституции Латвии может помочь применяющим правовые нормы, считает председатель юридической комиссии сейма Илма Чепане, комментируя призыв Комиссии по конституционному праву начать дискуссию о разработке этого документа.

Президент: с референдумом ничего не заканчивается 19.02.2012

После прошедшего в субботу референдума в Латвии следует начать серьезную дискуссию об укреплении Сатверсме и изменении модели власти, прокомментировал результаты референдума о присвоении русскому языку статуса государственно президент страны Андрис Берзиньш.

Аболтиня: новая Сатверсме - нехороший сигнал для общества 09.02.2012

Спикер Сейма Солвита Аболтиня ("Единство") скептически оценивает идею президента Андриса Берзиньша о разработке новой Сатверсме. "Это не слишком хороший сигнал — писать новую Сатверсме в тот момент, когда надо решать действительно важные вопросы развития страны, — заявила она изданию Diena.

В Конституции обнаружено отсутствие важного символа Латвии 03.02.2012

Возможность изменения герба Латвии никак не оговорена в Конституции. К такому выводу пришли ведущие программы "Разворот" на радиостанции Baltkom 93,9 вместе с членом Геральдической комиссии при президенте Латвии Армандсом Виюпсом.

Чепане: право народа не является абсолютным 26.01.2012

"Ни права человека, ни права народов не являются абсолютными. Эти права могут быть ограничены в установленном законом порядке — чтобы защитить права других людей, демократическое устройство государства, безопасность общества, его благополучие и нравственность.

Депутат: ядро Конституции - это что-то эзотерическое 20.01.2012

Депутат Сейма, юрист Андрей Элксниньш считает, что придуманный правящими партиями термин "ядро Конституции" относится не к юриспруденции, а к эзотерике. Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Эксперт: некоторые статьи Сатверсме можно сделать неизменными 20.12.2011

Возможности прописать в Сатверсме пункты, не подлежащие изменению, имеются, так как в латвийскую Конституцию уже при ее создании была вписана неизменная основа. Такое мнение после встречи с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем высказала судья Европейского суда по правам человека и член Комиссии по конституционному праву Инета Зиемеле.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.