Старая конституция латвии 1922 г. Латвийская конституция в стиле "наци". Конституционный закон латвийской республики «права и обязанности человека и гражданина»

РИГА, 7 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала законопроект, предусматривающий введение автономии школ нацменьшинств не полностью разработанным и в проведении референдума. Что теперь будут делать защитники русских школ.

Партия "Русский союз Латвии" (РСЛ) 22 января передала в ЦИК законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", который на основании закона, действующего во время Первой республики, был призван защищать школы нацменьшинств и позволял обучать детей на родном для них языке.

По нынешнему законодательству ЦИК должен был в течение 45 дней организовать оценку этого законопроекта и проголосовать о его передаче на сбор подписей. Но, опираясь на полученные отрицательные заключения от Бюро омбудсмена, Юридического бюро Сейма, а также министерств юстиции и образования, ЦИК пришел к выводу, что законопроект противоречит нормам Конституции и не может быть вынесен на референдум.

Однако, по мнению заявителей, возражения, по сути, были не юридические, а политические, что прямо говорит о явной ангажированности всех вышеперечисленных инстанций.

В рамках закона

В первые годы с момента образования Латвии было принято несколько документов, в соответствии с которыми, проживающие в стране нацменьшинства могли обучаться в школах на своих языках. Но после восстановления независимости Латвии действие закона об устройстве школ национальных меньшинств не было возобновлено.

Авторы законопроекта о защите русских школ в Латвии считают, что нынешние нормативные документы более не гарантируют существования школ нацменьшинств и использования их языков в учебном процессе, и поэтому необходимо принятие нового закона, обеспечивающего их защиту.

"Латвийская Республика с момента ее основания признавала право людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой язык в качестве языка обучения в учебных заведениях", — говорится в законопроекте защитников русских школ, который предполагает, что языки преподавания в школах нацменьшинств будет определять совет каждой конкретной школы.

Также документ предлагает создать школы нацменьшинств, потоки или отдельные классы, если собраны подписи определенного количества родителей учащихся. Кроме того, согласно законопроекту, при министерстве образования должен быть создан департамент по делам нацменьшинств, в обязанности которого будет входить работа с нелатышскими учебными заведениями.

Согласно аннотации к законопроекту, он "реализует права человека, закрепленные в статье 114 Конституции Латвийской Республики". Кроме того, документ соответствует и международным обязательствам, поскольку Латвия присоединилась к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, 14-я статья которой прямо предусматривает обязанность использования языка нацменьшинства в учебном процессе.

Ценности Конституции

В то же время различные учреждения отметили, что законопроект противоречит ценностям, принципам и нормам Конституции. Так, Бюро омбудсмена указало, что он не направлен на продвижение латышского языка, как общего языка для всего общества, о чем говорится в преамбуле к Конституции.

"Латышский язык в преамбуле к Конституции называется основой демократического участия и сплочения общества, под чем понимается, что именно он является объединяющим для людей разного происхождения в Латвии", — сказано в письме омбудсмена.

Похожих взглядов придерживается и министерство юстиции, указавшее, что законопроект противоречит не только преамбуле, но и статье 4 Конституции, по которой единственный государственный язык — латышский. Также министерство указывает, что латышский язык до сих пор находится под угрозой и обязанность Латвии — это обеспечить его эффективное изучение.

Сотрудники Юридического бюро Сейма также отметили, что определенные нормы законопроекта не соответствуют некоторым статьям Конституции Латвии.

По их мнению, статья 9 законопроекта, предусматривающая, что директора департамента должны избрать депутаты Сейма, у которых в личных данных указана национальность иная, чем "латыш", противоречит статье 24 Конституции, где сказано, что Сейм "выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов". Также эта статья не соответствует статьям 1 и 58 Конституции.

Юристы Сейма считают, что у парламента нет права назначать на руководящие посты в учреждения, которые находятся в подчинении кабмина.

ЦИК заявил, что вышеупомянутых противоречий вполне достаточно для того, чтобы признать законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии" не соответствующим Конституции и отказать в его дальнейшем продвижении. Решение членов ЦИК было принято единогласно, однако оно еще может быть обжаловано в суде, чего не исключают активисты Русского союза Латвии, не согласные с действиями ЦИК.

Политический отказ

Ссылка омбудсмена на преамбулу к Конституции совершенно не обоснована, так как она не является правовой нормой. Как считают многие юристы, правовые нормы Конституции — это только ее статьи. Преамбула показывает, каким будет развитие государства, однако она не меняет правовых норм и их интерпретацию. То есть через преамбулу нельзя изменить содержание статей Конституции.

Юрист Александр Кузьмин, являющийся одним из подателей законопроекта, подчеркнул, что аргументы о несоответствии конкретных статей также не выдерживают критики.

"Выбор директора департамента отдельными депутатами Сейма — это совсем не то же самое, что постановление Сейма, так что здесь нет противоречия статье 24 Конституции. Также у нас имеются многие государственные учреждения, например, тот же ЦИК, который не подчиняется кабинету министров, а создан специальным законом", — сказал юрист.

Кроме этого, Кузьмин заметил, что аналогичный закон о школьной автономии действовал в Латвии с 1919 по 1934 год, когда латышский язык тоже был единственным государственным языком, как и сейчас. Поэтому и ссылка на противоречие статье 4 латвийской Конституции не имеет под собой оснований.

"Возражения против нашего законопроекта, по сути, не юридические, а политические", — подчеркнул Кузьмин.

Как заявить о себе

Как считает, европарламентарий Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), подобные действия не случайны, а являются продолжением линии, направленной на развал демократических институтов, в отношении прав меньшинств.

"Латвия полностью отказалась от диалога в юридической плоскости, запретив сбор подписей под петицией на Manabalss.lv, отклонив петицию о сохранении билингвального образования и не дав дальнейшего хода нашему законопроекту", — отметил он.

У несогласных с такой политикой остался лишь один способ напомнить о своих правах — это принимать участие в различных митингах и шествиях.

"Раз государство не хочет нас слышать, то мы должны заявить о себе", — сказал Митрофанов и призвал всех прийти в ближайшую субботу в 12 часов к французскому посольству на бульвар Райниса.

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (стати 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

  • Краткая преамбула: «Латвийский народ, в своём свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:».
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Сейм
  • Глава 3. Президент государства
  • Глава 4. Кабинет министров
  • Глава 5. Законодательство
  • Глава 6. Суд
  • Глава 7. Государственный контроль
  • Глава 8. Основные права человека

Поправки

Процедура внесения

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.

Значимые непринятые поправки

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ. ) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.

В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей. В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум .

Текущие события

В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).

В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности» .

Примечания

См. также

Литература

  • Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. Komentārs Latvijas Republikas Satversmes IV nodaļai "Ministru kabinets". Rīga: Tiesiskās informācijas centrs, 1998
  • Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības. Zin. vad. R. Balodis Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. ISBN 978-9984-840-19-2

Ссылки

  • Текст Конституции Латвийской Республики на сайте Конституционного суда Латвийской Республики
  • Изначальный текст Конституции (латыш.)
  • Комиссия по конституционному праву при президенте (латыш.)

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.

В Латвии законодательными властями утверждена преамбула Сатверсме (Конституции), которая лежит на столе президента Берзиньша, готовящегося к её подписанию. Преамбула Сатверсме – это специфический вариант вступительной части Конституции Латвии, который закладывает в основной государственный закон страны важнейшие основополагающие принципы. Чтобы иметь возможность судить о специфическом ключе этой самой преамбулы, с ней нужно познакомиться. Вот её текст, переведённый на русский язык порталом :

Латвия, провозглашенная 18 ноября 1918 года, была создана за счёт объединения латышских исторических земель на основании непреклонной государственной воли латышской нации и её неотъемлемого права на самоопределение, чтобы гарантировать существование и вековое развитие латышской нации, её языка и культуры, обеспечить свободу и поддержать благосостояния каждого человека и всего народа.


Идентичность Латвии в европейском культурном пространстве формируют латышские и ливские традиции и жизненная мудрость, общечеловеческие и христианские ценности. Латышский язык, как единственный государственный язык, свобода, честность, справедливость, солидарность, равноправие, семья, труд и верность Латвии - это основа сплочённого общества.

Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относится к другим людям, следующим поколениям, окружающей среде и природе. Осознавая себя как полноценную часть международного сообщества, Латвия защищает свои интересы и способствует долгосрочности и демократическому развитию Европы и мира. Боже, благослови Латвию!

Да уж, благослови...

Для сравнения текст из преамбулы Конституции Российской Федерации:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Как видно, преамбула Конституции одного государства в корне отличается от преамбулы Конституции другого государства. Латвийские вариант, по сути, не оставляет никаких шансов ни одной из национальностей, проживающих на территории Латвии, кроме латышей. «Развитие латышской нации», «латышские традиции», «латышский язык» - национализм, который явно отдаёт крайностью, учитывая то, что на территории самой Латвии проживают почти 27% этнических русских, около 3,5% белорусов, 2,2% украинцев, столько же поляков. На территории юго-восточных районов Латвии число русских оценивается в 50-60%! Но преамбула, а точнее те, кто её создавал, в упор не видят эти сотни тысяч людей (при общем населении Латвии около 2 млн. человек). О многонациональности в документе (если преамбулу можно называть отдельным документом) нет ни слова, зато есть более чем странный текст об объединении латышских исторических земель. Господа авторы преамбулы Сатверсме, «латышские исторические земли» - это вообще где?

Депутаты Сейма проголосовали за утверждение преамбулы большинством голосов: 69 – за и 28 – против. То есть всё-таки нашлись в латвийском Сейме адекватные законодатели, которые понимают, что такой вариант преамбулы основного государственного документа – это окончательный уход в сторону радикального национализма на государственном уровне.

На фоне существования в Латвии столь уникальной категории населения как «неграждане» (а их почти 15% от общего числа жителей) новая преамбула выглядит как «окончательное решение» их вопроса. Негражданам Латвии «не светит развитие», которое обещано латышам. Оно вообще никому в Латвии не светит, кроме латышской нации, собравшей «исторические латышские земли». Ведь так теперь будет говорить Конституция.

Президент Берзиньш, по сообщениям его пресс-службы, намерен подписать документ, в очередной раз доказывая, что Латвия – это достигшее демократического Олимпа государство, являющееся примером для общеевропейского подражания… Греция – для греков, Польша – для поляков, Лихтенштейн – для лихтеншейнцев... Остальные, вроде как, ни на что не надейтесь, а проще говоря, «пошли вон!» Евроинтеграция...

После украинского варианта, озвученного Яценюком – «subhumans», который затем пытались поменять на нечто более политкорректное, Латвия держит марку…

На решения латвийских парламентариев отреагировал российский посол в Латвии Александр Вешняков, негативно отозвавшийся о тексте преамбулы:

Зачем нужно было делать это в таком виде? Ведь можно же было провести референдум, спросить у народа. Эта версия преамбулы приведёт к конфронтации. Будет очень жаль, если это произойдёт.

Реакция пришла и от уполномоченного МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константина Долгова:

Очевидно, что данный политически ангажированный документ преследует цель юридического закрепления преимущественного положения в государстве титульной нации над нацменьшинствами и будет способствовать дальнейшему межэтническому расколу в обществе.

В ответ на это латвийские власти посоветовали послу РФ и представителям МИД РФ следить за принимаемыми законами в России.

А что если преамбула Сатверсме не понравится не только послу Вешнякову, но 27% русских Латвии? А что если эти 27% русских Латвии «положат» на эту преамбулу свой референдум?.. С каким визгом после этого Сейм будет искать на берегах Балтики «исторические латышские земли»?

Принятая в пленарном заседании
Латвийского Учредительного Собрания
15-го февраля 1922 года и вступившая
в силу 7-го ноября 1922 года

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(С изменениями, внесенными по состоянию на 4 декабря 1997 года)
Латвийский народ, в своем свободно избранном
Учредительном Собрании, установил для себя
следующую конституцию:

I. ОТДЕЛ.
Общие постановления.

1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II. ОТДЕЛ.
Сейм.

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим на день выборов восемнадцатилетнего возраста.
(В редакции Закона от 27 января 1994 года, вступающим в силу 26.02.96)
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если в случае роспуска Сейма выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания и его полномочия прекращаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сеймов.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. Против члена Сейма не может быть начато уголовное преследование или наложено на него административное взыскание без согласия Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаемым быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III. ОТДЕЛ.
Президент республики.

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.
(В редакции закона от 4 декабря 1997 года)
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
38. Должность Президента республики несовместима с другою должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма, Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяется особым законом. Амнистию дарует Сейм.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смешенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президенты республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно также председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV. ОТДЕЛ.
Кабинет министров.

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

56. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V. ОТДЕЛ.
Законодательство.

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также в случаях и в порядке, предусмотренных настоящею конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится кабинетом министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечению бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
60. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: (текст закона)".
71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В период между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если того требует неотложная необходимость, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма, равным образом они не могут распространяться на амнистию, государственные налоги, таможенные сборы и займы, и они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)

VI. ОТДЕЛ.
Суд.

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом, и они являются несменяемыми. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности Сеймом исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, при достижении которого судьи оставляют свою должность.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
(В редакции Закона от 5 июня 1996 года, вступающим в силу 26.06.96)
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII. ОТДЕЛ.
Государственный контроль.

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

Президент Учредительного Собрания
И.ЧАКСТЕ
Секретарь Учредительного Собрания
Р.ИВАНОВ

О внесении изменений в Конституцию Латвийской Республики

Закон, принятый Сеймом 4 декабря 1997 года
и обнародованный Президентом государства 17 декабря 1997 года
(Извлечение)

Переходные положения

1. Статья 1 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий 6-го Сейма.
2. Статьи 5 и 7 настоящего Закона вступают в силу с момента избрания следующего Президента государства.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).