Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим. Порядок и сроки проведения инвентаризации. Анализ финансового состояния должника

Проведение инвентаризации в организации. Нормативные документы, определяющие порядок проведения инвентаризации в организации. Обязанности арбитражного управляющего по проведению инвентаризации

Правила проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете определяются следующими нормативными документами:
— Законом «О бухгалтерском учете»;
— Положением по ведению бухгалтерского учета;
— Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации и указания по их заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ № 88.
Согласно ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Таким образом, инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности. Основу любой инвентаризации составляет проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную и документальную.
Инвентаризация материальных ценностей осуществляется посредством натуральной (вещественной) проверки, которая состоит в непосредственном наблюдении объектов и определения их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.
При документальной проверке наличие в организации имущественных прав и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.
Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перечень таких случаев установлен Законом «О бухгалтерском учете», в соответствии со ст.12 (п.2) которого проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.
Помимо указанных случаев инвентаризация может проводиться по распоряжению руководителя организации с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества.
Арбитражный управляющий, в зависимости от применяемой процедуры банкротства, может:
— использовать результаты инвентаризации имущества должника при их наличии (ст.70 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
— принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником (ст.83ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
— принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию (ст.99 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
— принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию (ст.129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (10) 2. Предпринимательство и налоги (405) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (35) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (7) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (85) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании конкурсного управляющего предпринимателя Курносова Р.Н. (ИНН 613300562986, ОГРНИП 307613308000019) Бахвалова С.В., открытого акционерного общества Коммерческий банк "Центр-Инвест", иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Бахвалова С.В. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года (судьи Щербакова И.Л., Хворых Л.В., Латышева К.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года (судьи Стрекачёв А.Н., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-31357/2009, установил следующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предпринимателя Курносова Р.Н. (далее - должник) в суд обратился ОАО КБ "Центр-Инвест" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Бахвалова С.В. (далее - конкурсный управляющий).

Определением суда от 11 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 ноября 2015 года, заявление удовлетворено в части. Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении инвентаризации имущества должника, признано незаконным.

В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты в части удовлетворенных требований мотивированы следующим. Бахвалов С.В. не провел инвентаризацию имущества должника в течение трех месяцев с момента назначения его конкурсным управляющим. Проведение инвентаризации предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В. не имеет правового значения и не освобождает нового конкурсного управляющего от названной обязанности.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новое решение в данной части.

По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусматривает прямо того, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материального ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие. Должником является предприниматель, который теряет свой статус с момента объявления его банкротом, а гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имуществом гражданина. Конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего. Результаты инвентаризации, проведенные предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В., являются обязательными для Бахвалова С.В. Закон о банкротстве не содержит нормы, регламентирующей сроки проведения инвентаризации имущества должника.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Определением суда от 1 марта 2013 года Мелешко В.Н. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден Передереев С.В.

Определением суда от 30 декабря 2014 года Передереев С.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением суда от 10 марта 2015 года (резолютивная часть от 24 февраля 2015 года) конкурсным управляющим утвержден Бахвалов С.В.

Податель кассационной жалобы не согласен с выводам судов о том, что вновь утвержденный конкурсный управляющий обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника (инвентаризация имущества проведена и у Бахвалова С.В. нет оснований ей не доверять).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно абзацу 4 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являющихся приложением к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Суды правильно истолковали положения статьи 129 Закона о банкротстве как обязывающие вновь назначенного конкурсного управляющего провести инвентаризацию имущества должника (в том числе и когда она уже проводилась, когда должник являлся предпринимателем). Названное соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Кроме того, в ходе банкротства установлено, что у должника имеются доли в ООО "Подсолнух", ООО "Курант" и ООО "Гранит". Данное имущество было выявлено ранее конкурсными управляющими, однако не включено им в отчет ввиду не проведения инвентаризации.

Суды отметили, что конкурсный управляющий три месяца не проводил инвентаризацию. Из позиции управляющего по делу следует, что у него отсутствовало намерение проводить инвентаризацию.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года по делу N А53-31357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Обзор документа

Кредитор должника-ИП обратился в суд с жалобой на бездействие вновь назначенного конкурсного управляющего.

Как указал заявитель, управляющий после его назначения на должность не провел инвентаризацию имущества должника.

Возражая, управляющий сослался на то, что данную инвентаризацию ранее уже проводил прежний конкурсный управляющий.

Закон о банкротстве напрямую не предусматривает, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материально ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие.

В данном деле должником является ИП, который теряет такой статус с момента объявления его банкротом. Гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имущество гражданина. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего.

Поэтому конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию.

Суд округа не согласился с такой позицией и указал следующее.

По Закону о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию.

Согласно требованиям Положения по ведению бухучета и бухотчетности проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Аналогичное правило предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Таким образом, вновь назначенный конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника в т. ч. в случае, если она уже имела место (когда должник еще являлся ИП).

Выполнение такой обязанности соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности хозяйствующего субъекта

Порядок проведения инвентаризации ¾ одного из обязательных приемов бухгалтерского учета ¾ регламентируется в РФ Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Кроме того, на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О возникновении инвентаризации как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами О.О. Бауэра: «…инвентаризация составляет часть бухгалтерии и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии…» . Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета.

Слово «инвентарь» (от латинского inventar или inventarium - опись) на современном этапе означает «совокупность предметов». Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Первоначально инвентаризация носила информационный характер, собственник просто хотел узнать, что у него есть. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет всех поступлений и выдач. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии. Исторически сложившаяся в статической практике роль инвентаризации заключалась в выявлении имущественного положения собственников и построении баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Основоположником статической практики следует признать Ж.П. Савари (1675 г.), которым обоснована теория многообразия балансов. Информационную базу системы балансов Ж.П. Савари составляли данные физической инвентаризации в конце отчетного периода и построенный по ним баланс фиктивной ликвидации ¾ проверки на банкротство.

Идеи Жака Савари об обязательности проведения инвентаризации сохранили свою актуальность и в рыночных условиях хозяйствования. На современном этапе проведение инвентаризации заключается в сопоставлении данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В некоторых случаях данные, полученные в ходе проведения инвентаризации, не только выступают базой сравнения с учетными данными, но и при отсутствии последних служат основой последующего построения системы бухгалтерского учета организации-должника.


Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и в п. 2 ст. 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» . Начиная с процедуры внешнего управления (п. 2 ст. 99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п.4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в Законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов - документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

Основу любой инвентаризации составляет полная или частичная проверка фактического наличия всех категорий материальных ценностей, имущественных прав и обязательств с привлечением специально созданной комиссии. Инвентаризация проводится в несколько последовательных взаимодополняющих этапов.

Первый этап, называемый подготовительным , заключается в передаче инвентаризационной комиссии всей необходимой документации, способствующей установлению наличия остатков на счетах бухгалтерского учета.

Второй этап условно можно назвать арифметическим , т.е. основанным на установлении натуральных показателей (фактического наличия имущества и обязательств).

Третий этап - оценочный , он предусматривает стоимостную оценку полученных фактических данных.

Четвертый этап ¾ аналитический , он включает анализ и сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Пятый этап ¾ заключительный , состоит в оформлении результатов инвентаризации и отражении выявленных расхождений в учете и отчетности.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Законодательными и нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Ввиду реабилитационного характера процедуры внешнего управления инвентаризация на данном этапе скорее играет второстепенную роль, чем при ликвидации организации-банкрота на этапе конкурсного управления. По существу, когда цель внешнего управления заключается в смене собственника на имущественный комплекс должника, разница между внешним управлением и конкурсным производством становится условной, ибо результат в обоих случаях один. Существенной особенностью внешнего управления становится только представление внешнему управляющему большей свободы в части распоряжения имуществом должника. При этом внешнее управление становится лишь промежуточной процедурой, в течение которой внешним управляющим отчуждается в интересах определенных лиц «полезное» имущество должника. В этой связи возникает необходимость исследования роли инвентаризации в ликвидационных процедурах.

В ходе проведения процедур конкурсного управления организацией-банкротом арбитражный управляющий часто получает в ведение разоренное и разворованное предприятие с «заброшенными» документами, не подготовленными и не сданными отчетами в налоговые органы, не говоря уже об открытом или скрытом противодействии персонала должника деятельности управляющего, хотя действующее законодательство (п. 2 ст. 126 Закона ) обязывает их в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечить передачу в его ведение бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Кроме того, конкурсному управляющему в большинстве случаев приходится оспаривать в судебном порядке (ст. 103 Закона ) договора по отчуждению имущества и погашению обязательств путем признания их недействительными или ничтожными, в связи с чем появляется необходимость в первичных документах и иной информации, сбор которой начинается в ходе инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации утверждаются ликвидационной комиссией, назначаемой общим собранием учредителей.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления (рис. 5.2) проводится до составления промежуточного баланса. Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступает «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 . При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых кроме работников должника должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация при ликвидации организации ничем не



отличается от инвентаризации в обычных условиях хозяйствования. При этом проверке подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, имущество, не принадлежащее ей на правах собственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Арбитражный управляющий может потребовать от своего имени признания недействительной сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.

На протяжении длительного времени проблема опровержения сделок была одной из наиболее спорных и сложных в конкурсном праве, так как всегда затрагивала интересы контрагентов должника, которые, вступая в сделку, могли не знать о финансовых сложностях должника и соответственно быть заинтересованы в сохранении силы сделки.

Конкурсное право выработало две теории, лежащие в основе опровержения сделок, ¾ субъективную и объективную . Суть субъективной теории состоит в том, что недействительными признаются лишь те сделки, в которых действия кредитора были направлены на причинение вреда должнику. Объективная теория делает упор на признании сделок недействительными с некими объективными факторами, например, с периодом, в течение которого заключена сделка, с видом сделки и т.п. Действующее законодательство исходит только из объективной теории, что рассматривается как один из существенных недостатков.

При отсутствии в организации финансовой службы работникам бухгалтерии совместно с членами ликвидационной комиссии необходимо наряду с инвентаризацией провести анализ некоторых показателей:

¾ активов организации, чтобы определить их характеристики, состояние, степень ликвидности, возможную цену продажи;

¾ дебиторской задолженности для оценки возможности ее взыскания, ликвидности долга при его продаже, уточнения сроков получения долгов;

¾ кредиторской задолженности для выяснения структуры и реального объема обязательств.

Нельзя не согласится с мнением М.В. Зотовой , что для выявления имущества, обязательств и их движения конкурсному управляющему необходима помощь различных государственных органов и организаций-контрагентов. Документом, обязывающим запрашиваемые структуры предоставлять сведения о должнике, выступает решение арбитражного суда о признании организации банкротом, поскольку с этого момента согласно законодательству все сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер и не рассматриваются как коммерческая тайна.

Одним из основных источников информации об организации-банкроте выступают сведения, имеющиеся в территориальной инспекции Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам, а именно:

¾ устав и иные учредительные документы, которые содержат сведения о полномочиях должностных лиц, структуре организации, наличии обособленных подразделений, зависимых и дочерних обществ;

¾ данные бухгалтерской и налоговой отчетности, представленные в налоговую инспекцию до признания организации банкротом; указанные формы отчетности позволяют сделать вывод о наличии имущества организации, исходя из того, какие налоги уплачивались;

¾ сведения о банковских счетах должника в кредитных организациях, необходимые для закрытия счетов в соответствии со ст. 133 Закона о несостоятельности*;

¾ расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности используется при инвентаризации расчетов, направлении претензий к дебиторам и проверке обоснованности претензий кредиторов;

¾ сведения о руководителе и главном бухгалтере.

Если руководитель организации-должника или его местонахождение неизвестны, то на основании решения суда о признании должника банкротом и назначении конкурсного управляющего можно получить исполнительный лист и наряду с обращением в правоохранительные органы возбудить исполнительное производство для принудительного исполнения решения арбитражного суда, что может способствовать поиску руководителей должника.

Инвентаризация в ходе конкурсного производства ¾ это не только сличение фактических остатков материальных ценностей с учетными данными, но и комплексная процедура анализа и аудита сделок с имуществом и обязательствами, позволяющая расторгнуть сделки, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. В юридических документах содержится информация о выплате вознаграждений, подписании договоров, приобретении собственности, слиянии или предоставлении долгосрочных займов, обеспечении гарантий, определении круга лиц, имеющих право подписи. Необходимо собрать сведения о видах деятельности, организационной структуре, партнерах, долгосрочных планах, наличии филиалов или зависимых хозяйствующих единиц, истории развития организации, степени ответственности и правах руководителей разных уровней. Эта информация позволит определить возможные пути вывода активов из-под контроля организации, отследить использованные схемы и принять наиболее рациональные меры по возврату имущества.

Один из актуальных вопросов, который нужно выяснить в ходе инвентаризации, ¾ определение взаимоотношений должника с дочерними и зависимыми организациями, вида и объемов хозяйственных операций между ними, а также сведений о передаче имущества между филиалами и головным предприятием, займах и финансовой помощи, оформлении взаимной задолженности. При этом выясняется, не проводились ли сделки в пользу зависимых организаций в ущерб другим кредиторам в период признания предприятия несостоятельным. Филиалы как структурные подразделения организации могут выделяться либо не выделяться на отдельный баланс.

В условиях, когда филиал выделен на отдельный баланс, расчеты с ним головное предприятие отражает на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79/2 «Расчеты по текущим операциям».

При этом в учете головного предприятия должно быть дебетовое сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а в учете филиала ¾ кредитовое. Если же филиал на отдельный баланс не выделен, операции, которые он осуществляет, отражаются на отдельных субсчетах счетов учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Поскольку филиал не выступает в качестве юридического лица, то ответственность по его обязательствам несет головное предприятие, следовательно, требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, не действуют в процессе ликвидации филиала. Поскольку филиал не обладает правом собственности на переданное ему имущество и действует по доверенности головного предприятия, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головного предприятия. Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации не обязательно.

Для повышения эффективности процедур поиска и возврата имущества, обоснованного его списания с учета необходимо уделять значительное внимание структуре бухгалтерского баланса как основного источника информации для участников судебных разбирательств в процедурах несостоятельности. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

¾ имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (инструмент, инвентарь, оборудование, созданное силами работников и не принятое к учету, неоприходованные запасные части и материалы, полученные от демонтажа основных средств, используемые объекты с истекшим сроком полезного использования).

В инвентаризационных описях должно быть отражено фактическое наличие имущества по этим трем группам, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Для инвентаризации в условиях конкурсного производства характерно то, что проводящие ее лица (ликвидационная комиссия) не заинтересованы в корректировке фактических данных под цифры учета, что может иметь место на действующем предприятии. Если имущество отражено в балансе, а фактически его нет, то следует проводить мероприятия по розыску. Данные действия необходимы в любом случае, поскольку не исключены бухгалтерские ошибки или умышленное невключение активов в показатели баланса. По мнению В.В. Панкова , дополнительными источниками получения достоверной информации об имуществе организации-должника на данном этапе служат сведения из комитета по управлению имуществом, ФНС РФ, регистрационной палаты, ГИБДД, территориального земельного комитета и т.д. Обращение в указанные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства выступает организация-банкрот.

Одновременно следует направлять запросы бывшим должностным лицам с требованием предоставить документацию по интересующим вопросам и составлять акты в случае отказа. Если искомое имущество находится в незаконном пользовании у третьих лиц, то оно должно быть изъято добровольно или в судебном порядке через возбуждение исполнительного производства.

Кроме того, значительный объем информации можно получить из первичных документов и регистров бухгалтерского учета, находящихся в архиве организации. К таким документам относятся:

¾ инвентаризационные описи предыдущих лет;

¾ документы о выбытии имущества, договора аренды, купли-продажи, дарения, поставки, безвозмездной передачи;

¾ акты описи арестованного и опечатанного имущества;

¾ схемы, чертежи, фотографии инвентарных объектов основных средств и незавершенного строительства;

¾ технические паспорта или другая техническая документация;

¾ различные регистры бухгалтерского учета, акты списания, выбраковки, приказы, распоряжения руководства и т.д.

В инвентаризационных описях следует обособленно отражать имущество, которое не включается в конкурсную массу, а именно: социально значимые объекты (дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения), объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. И жилищный фонд, и непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления при принятии такого решения собранием кредиторов, при этом конкурсный управляющий обязан уведомить названные органы. Цель данной нормы Закона ¾ сохранение социально-коммунальных объектов, их материальной базы и кадрового потенциала и обеспечение интересов населения. Это способствует решению важнейшей экономической проблемы ¾ освобождению производства от несвойственных ему функций, повышению инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, ускорению процесса его продажи.

Из конкурсной массы исключаются имущественные права, связанные с личностью должника, к числу которых относят лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Следовательно, стоимость подобных объектов подлежит списанию с отнесением на финансовые результаты.

Если на имущество или его часть был наложен арест или обращено взыскание по исковым заявлениям налоговых органов, поставщиков или по фактам проверки федеральной налоговой службой в качестве обеспечения уплаты налогов или выполнения обязательств по договорам, то ограничения распоряжаться этим имуществом снимаются с момента открытия конкурсного производства и оно инвентаризируется в общем порядке.

В отношении имущества, непригодного для продажи, комиссия принимает решение о его списании и утилизации, руководствуясь положениями по бухгалтерскому учету соответствующего вида имущества. При списании объектов, подлежащих государственной регистрации, следует оформить необходимые документы в регистрирующих органах.

Целесообразно проверить списание дебиторской задолженности организацией-банкротом за некоторый период на основании бухгалтерских документов, переписки. Даже если организацией-банкротом задолженность была списана, конкурсный управляющий должен принимать меры к ее взысканию до истечения срока исковой давности. Следует направить уведомления о ликвидации и акты сверки задолженности всем дебиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета.

Согласно п. 77 Положения истребованная, но не полученная дебиторская задолженность делится на два вида:

1) задолженность, по которой срок исковой давности истек;

2) другие долги, нереальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, необходимо иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности по дебиторской задолженности в три года, если участниками договора не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства организации-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица.

Основания для списания дебиторской задолженности должны быть существенными - конкурсный управляющий должен располагать документами, доказывающими, что предприняты исчерпывающие меры для взыскания задолженности и использованы все способы для получения или восстановления документов, т.е. исполнен досудебный и судебный порядок. В бухгалтерском учете истечение срока исковой давности выступает основанием для списания задолженности. Суд не может отказать в принятии иска на основании истечения срока исковой давности.

Обязательное условие для списания дебиторской задолженности ¾ отсутствие обеспечения или гарантий. Важное значение имеют записи по внесистемным (забалансовым) счетам, поскольку там отражаются полученные гарантии и обеспечение обязательств, что при наличии первичных документов может помочь при взыскании долгов. На практике имеют место случаи, когда в арбитражный суд подаются иски только для того, чтобы отказ в их удовлетворении использовать для списания нереальной дебиторской задолженности. Наиболее распространенная причина списания задолженности ¾ утрата оригиналов документов, в таком случае необходимо располагать свидетельствами предпринятых мер к восстановлению документов (запросы, переписка). Причем утрата оригиналов договоров купли-продажи, плана приватизации вызывает сложности при продаже объектов, подлежащих государственной регистрации. В таком случае право собственности может быть подтверждено судом.

Сложившаяся практика списания имущества как непосредственно по результатам инвентаризации до составления промежуточного ликвидационного баланса, так и после его составления состоит в том, что акт на списание утверждается решением собрания кредиторов, которое должно быть зафиксировано в протоколе. В отношении дебиторской задолженности решение принимается, если невозможность взыскания подтверждают:

1) документы о признании дебитора банкротом при отсутствии реальных перспектив погашения задолженности;

2) отказ в иске с указанием причин отказа;

3) документы о прекращении обязательства по причине невозможности его исполнения как по юридическим, так и по фактическим обстоятельствам (ст.416-418 ГК РФ), судебные решения и акты судебных приставов исполнителей о невозможности взыскания*;

4) документы о смерти или ликвидации должника;

5) документы об отсутствии архива или документов в архиве.

Списание имущества основывается на результатах деятельности по его продаже, для подтверждения которых используются следующие документы:

¾ акты по неоднократному проведению торгов;

¾ объявления в средствах массовой информации;

¾ переписка, свидетельствующая о дополнительной работе с участниками торгов в части коммерческих предложений по неликвидным активам;

¾ письменные предложения бывшим контрагентам должника, профильным предприятиям, торговым организациям;

¾ документы по принятию мер к поиску имущества, числящегося на учете, но фактически отсутствующего.

Если работа по выявлению имущества и взысканию дебиторской задолженности должным образом не проведена или не оформлена документально, кредиторы могут подать жалобы на действия или бездействие конкурсного управляющего. Наличие нерассмотренных жалоб служит основанием для продления судом процедуры конкурсного производства. До тех пор пока организация не исключена из государственного реестра юридических лиц, обязанности конкурсного управляющего считаются неисполненными.

После завершения инвентаризации и отражения ее результатов на счетах, в бухгалтерском учете отражаются результаты оценки имущества на основании акта оценки, представленного независимым оценщиком или составленного конкурсным управляющим, и приказа конкурсного управляющего и оформляются бухгалтерской справкой.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы уценки активов (за исключением внеоборотных) входят в состав внереализационных расходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков за исключением случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

После составления учетных записей остатки на счетах и в бухгалтерском балансе будут отражать сумму средств, которую предполагается получить в результате продажи или взыскания имущества в течение ограниченного периода, интересующую основных пользователей отчетности ¾ кредиторов и арбитражного управляющего.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.