Справка о дтп бланк. Как получить справку о ДТП. Подробная инструкция по получению справки, сроке выдачи и обжалованию. Если не указан виновник

Справка о ДТП – обязательный документ при обращении в страховую компанию для получения компенсации по страховому договору. Как выглядит подобный документ, что указывается в справке, как получить ее, и в какие органы необходимо обращаться автомобилисту, который стал участником ДТП, попадающее под указанные в полисе страховые случаи?

Согласно действующему законодательству и официального объявления Центрального Банка России, справка по форме №154 не может быть затребована страховой компанией с участника ДТП. С 20 октября 2017 года, для получения выплат по ОСАГО, в страховую необходимо предоставить :

  1. (заполняется участниками ДТП на месте);
  2. копия постановления по делу об административном правонарушении (выдается на месте аварии сотрудником ГИБДД виновнику ДТП);
  3. копия определения о прекращении производства по делу об административном правонарушении (при прекращении дела или отсутствии штрафа за нарушение);
  4. копия протокола, а так же постановления (при направлении в группу разбора).

Справка о дорожно транспортном происшествии выдается в виде специального бланка по форме 154, до этого она оформлялась в виде справки 748, но с 20 октября 2017 документ претерпел некоторые изменения, которые являются действительными и сейчас. Наличие ее необходимо собственнику транспортного средства или лицу, имеющему доверенность на управление ТС, который попадает в ДТП. Возможные варианты ее применения следующие:

  • Предъявление в страховую компанию. При наличии полиса ОСАГО владелец транспортного средства, который попал в аварию, имеет право компенсировать причиненный имуществу, здоровью или жизни других лиц ущерб. Обязательным моментом выдачи такой компенсации является предоставление сведений об аварии;
  • Защиты своих интересов в суде. Она может быть необходима в том случае, если страховая компания отказывает в начислении выплаты или направлении автомобиля на ремонт. В связи с таким фактором лицо, имеющее на руках страховой полис, может обратиться для защиты своих прав в суде. Также она может понадобиться, если причиной аварии стало состояние дорог или наличие факторов, в которых присутствует вина властей населенного пункта или коммунальных служб;
  • Для предъявления в организацию, в чьей собственности находится поврежденное транспортное средство. Такое действие необходимо, если автомобиль, который попал в аварию, был предоставлен лицу в качестве служебного транспортного средства.

Сроки получения

При получении компенсации по аварии действуют сроки обращения в компанию, страховой полис которой есть у участника происшествия. В связи с этим многих автомобилистов интересует, какие сроки получения такой справки об аварии? В соответствии с действующим постановлением о ДТП подобную справку можно получить от сотрудников автоинспекции сразу после оформления протокола – в день случившегося.

При отсутствии возможности выдать документ непосредственно на месте происшествия (если инспектор по долгу службы вынужден отлучиться) сроки выдачи справки составляют 24 часа.

Как получить форму 154 в том случае, если вам ее не предоставили сразу, буквально на том месте, где произошла авария? Для этого потребуется обратиться в автоинспекцию, предъявив документы, подтверждающие право собственности или управления ТС.

Ситуации, когда в подобном документе нет необходимости

Всегда ли необходима форма 154, нужно ли извещение о ДТП, если есть справка – такие вопросы часто беспокоят автомобилистов, поскольку они не обладают полной информацией о требуемых документах, которые могут понадобиться после попадания в аварию. Такой документ не понадобится в следующих ситуациях:

  • Если ДТП зафиксировано (оформлено) посредством Европротокола;
  • Если у всех участников аварии или происшествия имеется полис ОСАГО;
  • Если между участниками ДТП отсутствует спор по поводу того, кто является виновным в аварии.

Большинство специалистов советует оформлять документ в любом случае – так вы подстрахуете себя при наличии каких-либо взаимных претензий и разбирательств, связанных с фактом аварии.

Заполнение такого документа является обязанностью сотрудников ГИБДД, но автомобилист должен обладать информацией о том, какие данные в ней должны содержаться.

Так, перечень сведений и обязательных составляющих следующий:

  • Точное указание места произошедшего и времени. При этом отражаются точные координаты – широта и долгота места;
  • Обстоятельства, которые привели к возникновению аварии;
  • Количество участников ДТП. Указываются все лица, которые имеют причастность к аварии или являются пострадавшими;
  • Личные данные каждого автомобилиста, который находился за рулем транспортного средства, ставшего участником происшествия;
  • Данные об автомобилях, которые принимали участие в аварии. Указывается год их выпуска, марка и прочие данные, которые могут иметь значение;
  • Приводятся сведения, полученные в результате мед. освидетельствования участников;
  • Данные о том, имеется ли состав преступления;
  • Полный перечень повреждений или неисправностей, которые имеются у автомобиля;
  • Печать организации, которая выдала документ и подпись уполномоченного лица.

Образец заполненной формы 154 можно посмотреть как непосредственном отделении ГИБДД так и на официальном сайте гос. организации.

Итак, после ДТП выдали определение и справку – что делать дальше? Механизм действий участника происшествия в таком случае следующий:

  • Обращение в страховую компанию для получения компенсации за причиненный ущерб;
  • Предоставление необходимого перечня документации. Сюда относится личный паспорт клиента страховой организации, страховой полис, мед. справка, справка об аварии и т.д.;
  • Направление ТС на ремонт или выплата компенсации потерпевшим.

В каких случаях оспаривают документ

Необходимо понимать, что при наличии неточностей, не всех необходимых данных и прочих факторах потребуется обжаловать выданную форму 154 для получения новой, которую примет страховая служба.

Обжалование выполняют в следующем случае:

  • Если не указан виновник ДТП;
  • Если указаны не все повреждения у ТС;
  • Если присутствуют исправления или зачеркивания;

Если документ содержит не все данные, которые необходимы по существующему порядку.

Изложенные на сайте сайт материалы являются авторским и не публиковались ранее в свободном доступе. Специалисты-правозащитники с многолетним опытом, многие в прошлом – сотрудники ГАИ, рассказывает о «лже-автоюристах», хитростях страховых компаний, уловках недобросовестных сотрудников ГАИ и «справедливости» суда.

Данная информация представляется крайне важной для любого автомобилиста, поэтому она и была вынесена на главную странцу сайта, рекомендуем прочитать ее полностью, а затем обязательно сохранить в закладки вашей социальной сети (ссылка для этого имеется в начале страницы).

В каких случаях действительно требуется помощь автоюриста

Разумеется, любой участник дорожного движения рассчитывает проездить безаварийно и беспроблемно до глубокой старости. Но, к сожалению, так случается не всегда (наглядное подтверждение этим словам смотрите на фотографиях ниже).

Поэтому первое, что нужно знать каждому автомобилисту: самое главное при расследовании ДТП - качество составленного первоначального материала.

Небрежность и поверхностный подход при оформлении дорожного происшествия, являются основными причинами последующих бед (читайте реальные ситуации в комментариях посетителей на нашем сайте).

Редко, когда у сторон происшествия имеется возможность получить квалифицированную консультацию или привлечь адвоката к моменту осмотра и составления схемы места происшествия.

Поэтому в данной ситуации приходится действовать самостоятельно, на сайте имеются памятки, распечатайте их и держите под рукой, либо поместите в закладки/избранное:

Способ решения проблемы: самостоятельно.

Преимущества:

    Отсутствие материальных затрат, связанных с оплатой юридических услуг.

    Самообразование.

    Получение личностного опыта.

Недостатки:

    Изучение законов и составление заявлений и ходатайств требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий.

    Гарантированная неизбежность допущения ошибок, как юридического, так и тактического характера.

    Неравенство возможностей при участии в споре с профессиональными юристами, участвующими в деле (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты).

    Непредсказуемость в достижении поставленной цели.

Способ решения проблемы: с помощью «бывалых» советчиков.

Преимущества:

    Бесплатно

Недостатки:

    Ситуация на форуме и у соседа может отличаться от вашей.

    Законы за это время могли поменяться.

Очень хорошо, если «бывалый советчик» - юрист или просто очень грамотный человек, который докопался до всех нюансов, в противном случае проблема может появиться там, где ее не ждали.

Способ решения проблемы: с помощью профессионального адвоката.

Преимущества:

    Профессиональный юрист знает не только законы, но и практику их применения, что позволяет избежать «черных дыр» - уловок от юристов -оппонентов (судей, следователей, сотрудников страховых компаний и пр.).

    Реальная экономия нервов и времени.

    Предсказуемость в достижении намеченной цели.

    Избежание или минимизация негативных последствий, порожденных проблемой.

    Возмещение всех расходов, связанных с рассмотрением дела (расходы на адвоката, экспертизы и пр.) за счет средств виновного лица или страховой компании.

Недостатки:

    Профессиональному юристу нужно оплатить его услуги.

    На поиск хорошего квалифицированного юриста может потребоваться время.

Рекомендуется в сложных ситуациях. Нередко, самая простая и безобидная ситуация, перестает быть таковой, когда виновная сторона пытается избежать ответственности, а сотрудники страховых компаний и правоохранительных органов, действуя из заинтересованности, идут на прямое нарушение закона.

Для тех читателей, которые решили заниматься проблемой самостоятельно, мы подготовили соответствующие статьи (все они основаны на актуальном, на данный момент, законодательстве), пожалуйста, обратите внимание на меню сайта или воспользуйтесь поиском.

«Тайны мадридского двора» страховых компаний, адвокатов, экспертов и судей

Такое название выбрано не случайно, неискушенного автолюбителя, свято верящего в личную невиновность, а также на компетентность и справедливость правоохранительных органов и суда, порой поджидают приключения, достойные остросюжетного романа.

Судите сами, ниже приведены ситуации, в которые попали наши читатели, а также предложенные нами способы выхода из них (плюс ссылки на соответствующие статьи, если вы решите заняться решением проблемы самостоятельно).

Ситуация:

Водителя автомобиля Тойота Камри остановил сотрудник ДПС и указал, что им был нарушен пункт 6.2 ПДД РФ, при проезде регулируемого перекрестка, расположенного в зоне видимости инспектора ГИБДД.

Водитель отрицал необоснованные обвинения и предложил сотруднику полиции представить объективные доказательства его вины.

Сотрудник, нарушая требования закона, не представив доказательств, в некорректной форме, предложил водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Водитель сказал, что обжалует постановление и докажет свою невиновность, так как проезд светофора зафиксирован на записи видеорегистратора, установленного на его автомобиле.

В административном протоколе сотрудник ГИБДД указал «карманных» свидетелей нарушения и вынес постановление о штрафе.

Предложенный способ решения:

После составления протокола, водитель в графе «Объяснения нарушителя» описал ситуацию, указал, что имеет видеозапись, подтверждающую его невиновность, сослался на нежелание сотрудника полиции приобщить данное доказательство к материалам дела, пояснил о том, что свидетели нарушения фиктивные.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд принял во внимание доводы заявителя и отменил незаконное постановление.

Если вы не согласны с протоколом о нарушении ПДД при ДТП, то читайте .

Как обжаловать постановление ГИБДД в суде смотрите .

Ситуация:

Потерпевший водитель К., обратился в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения материального ущерба, от ДТП, в порядке, предусмотренном законом.

Страховщик отказал в выплате с формулировкой о несоответствии повреждений автомобиля, принадлежащего К., обстоятельствам и механизму дорожно-транспортного происшествия.

Предложенный способ решения:

В порядке досудебного решения спора, в соответствии со статьей 16.1ФЗ РФ «Об ОСАГО» потерпевшим была направлена претензия с приложением заключения независимой технической экспертизы обстоятельств дорожного происшествия (трасологичекая экспертиза).

Страховщик по результатам рассмотрения претензии произвел страховую выплату и компенсировал расходы потерпевшего К., на проведение экспертизы.

О трасологической экспертиза при ДТП мы рассказывали в этой статье .

Ситуация:

В результате попадания камня был пробит радиатор кондиционера автомобиля VW Тигуан, имелась соответствующая справка о ДТП.

Страховая отказала в выплате, мотивируя тем, что имеется экспертное заключение, согласно которому данный радиатор пробит пчелами и жуками.

Предложенный способ решения:

Эксперт был вызван в суд и допрошен адвокатом потерпевшей стороны. В ходе допроса удалось установить, что выводы эксперта основаны на предположениях и не имеют научного обоснования.

По материалам дела была назначена повторная судебная экспертиза.

Выводы эксперта: «повреждение радиаторной трубки причинены в результате механического воздействия при соударении с предметом, имеющим большую прочность, чем материал, из которого изготовлен радиатор, вполне возможно гравием используемом при укладке дорожного асфальтобетонного покрытия».

Суд удовлетворил требования потерпевшей стороны и взыскал со страховой компании в пользу собственника автомобиля VW Тигуан, страховую выплату, компенсацию морального вреда,штраф и неустойку.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП мы рассказали .

Ситуация:

Основной функция суда является осуществление правосудия по делам различных категорий в соответствии с компетенцией, определенной законом.

Но надо понимать, что под черной мантией судьи находится все тот же обыкновенный человек, с присущими ему чертами характера, отношением к работе, уровнем квалификации и прочее.

Даже если исключить фактор заинтересованности судьи в итогах рассмотрения дела, то, принимая во внимание высочайший уровень загрузки делами и материалами, по которым имеются строго очерченные законом сроки принятия решений, каждый судья нацелен на то, чтобы побыстрее завершить производство по делу.

На практике для того, чтобы разобраться с проблемами, которые привели человека в суд, ему требуется обосновать доказательствами свою позицию: вызвать и допросить свидетелей, истребовать материалы из ГИБДД, лечебных учреждений, дорожно-эксплуатационных организаций, назначить и провести экспертизы, допросить экспертов и прочее. На все нужно время, а у суда его нет.

Поэтому любые ходатайства стороны, требующие временных затрат для их реализации, при малейшей возможности будут отклоняться судьей, особенно это касается рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления ГИБДД.

Предложенный способ решения:

Дисциплинировать суд и направить рассмотрение дела в законном порядке без оглядки на сроки может только квалифицированный юрист или хорошо подготовленный и юридически образованный человек.

Или изучайте законы и практику их применения, или наймите адвоката и доверьте дело профессионалу.

Ситуация:

Поспрашивайте бывалых автолюбителей, которым уже довелось пользоваться юридической помощью адвоката: «Хороший у тебя был адвокат?», и вы услышите только два варианта ответа.

Хороший адвокат – тот, который решил проблему, плохой – тот, который не смог этого сделать.

В действительности все не так однозначно. Можно взяться за заведомо выигрышное дело и без каких –либо препятствий одержать предсказуемую победу, но при этом оставаться серой посредственностью.

Гораздо сложнее принять поручение от клиента и вступить в безнадежное, с точки зрения перспективы на успех, дело и, отработав на все сто процентов, добиться даже не победы (чудеса бывают только в сказках), а реально возможного, в сложившихся обстоятельствах, положительного результата.

Такое по силам только настоящему профессионалу.

Какой из адвокатов лучше? Каждый сам ответит на этот вопрос.

Наряду с теми, кто дорожит своей репутацией и честно выполняет профессиональный долг, есть и другие.

Одни, уже при первой встрече с клиентом, не вникнув должным образом в суть дела, гарантируют успех и победу. С удовольствием берут задаток за любое, даже самое безнадежное дело, а потом забывают ходить в суд и не отвечают на телефонные звонки.

Другие, при спорах со страховыми компаниями, предлагают потерпевшему за «шапку сухарей» купить у последнего право требования долга.

При этом эти чудо-автоюристы забывают разъяснить, что высуживают для себя, причитающуюся по закону только потерпевшему,значительную долю выплаты по ущербу, компенсацию морального вреда, штраф и неустойку.

И все бы ничего, только налог с полученных мошенником- юристом выплат, платить придется лицу, продавшему право требования автовладельцу.

Предложенный способ решения:

Основным критерием при выборе адвоката (автоюриста), является наличие у кандидата продолжительного опыта работы по специализации, помноженного на рекомендации положительные его бывших клиентов.

Способ борьбы с недобросовестными адвокатами мы рассмотрим ниже.

Как не ошибиться в выборе адвоката

Не первый год интернет пестрит объявлениями, предлагающими «консультацию опытного (профессионального, с большим стажем – нужное подчеркнуть) автоюриста».

На поверку, таковых профессионалов найдется совсем немного. Как же не ошибиться в данной ситуации и не попасть в лапы мошенников, либо просто недалекого «специалиста», пусть даже с так модным в последнее время, удостоверением адвоката?

Ведь по сути, основным мотивом любого мошенника, а мошенники «от юриспруденции» не являются исключением, всегда является корысть.

К сожалению, в погоне за платными клиентами, даже у юристов - профессионалов, возникает соблазн взяться за решение дела, не имея должного опыта и навыков по отстаиванию законных прав и интересов доверителей, попавших в сложную ситуацию на дороге.

Именно такие «мастера» зачастую и поджидают потенциальных клиентов около дверей ГАИ и страховых компаний.

Почему так получилось? В конце 90-х – начале 2000-х годов профессия адвоката являлась весьма высокооплачиваемой, а самих адвокатов было не так уж и много.

Но «свято место пусто не бывает», узнав об этом, в адвокатскую деятельность хлынули в большом количестве не только бывшие следователи, дознаватели и прокуроры, но выпускники юридических факультетов ВУЗов без практического опыта работы.

В последнее время распространенной практикой стало оказание адвокатом бесплатных консультаций, эта тенденция перекочевала из других сфер деятельности, например, совершенно нормальным и уже привычным считается бесплатная пробная тренировка в фитнес-клубе или бесплатный тест-драйв приглянувшегося автомобиля.

Ваш покорный слуга, имея многолетний опыт работы и уже наработанную клиентуру, тем не менее, регулярно проводит бесплатные консультации, что позволяет мне, помимо всего прочего, поддерживать в тонусе свой профессиональный уровень.

Наработанные материалы я публикую в виде статей, в том числе и для того, чтобы читатели смогли сравнить «как должно быть» и как делает выбранный ими «автоюрист».

Если вы подозреваете какие-либо корыстные мотивы участия в проекте сайт, то да, они есть, мне, практикующему адвокату, также, как и автомобилистам, невыгодны «дельцы» и «мошенники», я заинтересован в борьбе с ними, т.к. они портят и мою личную репутацию и репутацию моих честных коллег в том числе.

Мы надеемся, что подготовленная статья будет вам полезной, как всегда, пишите, что вас интересует, а мы постараемся обязательно ответить вам на сайте.

Если вы попали в ДТП, то на любом этапе можете бесплатно проконсультироваться с автором данной статьи и его коллегами по имеющимся на сайте телефонам, а также через форму онлайн-консультанта (в нижнем правом углу сайта – появляется автоматически для тех регионов России, где есть наши коллеги, которые готовы принять участие в проекте «Бесплатная помощь автомобилистам»).

С каждым годом на дорогах машин становится все больше, вместе с ними растет и количество дорожно-транспортных происшествий. От них не застрахован никто, даже самые примерные водители, ведь в ДТП всегда, как минимум, 2 участника, вот почему так важно каждому, не просто знать, как вести себя в таких ситуациях, но и какие документы в какие сроки должны оформляться, т. к. от этого напрямую зависит возможность получения страховых выплат. Одним из важнейших документов в этом плане является справка о дорожно-транспортном происшествии, ей и будет посвящена данная статья.

Что такое справка о ДТП?

Это официальный документ, имеющий строго конкретную форму и заполняющийся по четко установленным правилам. Для страховых компаний она – неоспоримое доказательство наступления страхового случая, поэтому автомобилисты нередко называют ее справкой о повреждении транспортного средства.

Заполняет названную бумагу – инспектор ГИБДД, прибывший на место происшествия, но вся вносимая информация не является секретной, поэтому любой из участников аварии может наблюдать за ее составлением и заполнением в целях недопущения искажения информации.

Как выглядит бланк справки?

На сегодняшний день справка о ДТП заполняется по форме 154 – на специальном бланке, утвержденном приказом МВД РФ №154 (отсюда и название) 1 апреля 2011 года.

В перечень обязательных для заполнения реквизитов в этом бланке входят:

  • точное время и координаты места происшествия (заполняется в правом верхнем углу согласно данным, полученным с навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);
  • контактные данные каждой стороны – Ф.И.О водителей, их телефоны, адреса проживания и номера водительских удостоверений;
  • сведения о попавших в ДТП транспортных средствах: их государственные номера, детальное описание всех повреждений, наименование страховых организаций, в которых они были застрахованы;
  • информация о потерпевших, если таковые имеются, их медицинском обследовании и госпитализации;
  • перечень того, что входит в приложение.

К слову, о приложении. Оно выдается/заполняется одновременно с основным документом и включает в себя информацию о пострадавших, медицинских работниках, прибывших на место аварии, и данные, полученные от этих работников: характер повреждений, причину летального исхода, – и прочие детали.

Что такое бланк по форме 748?

В некоторых источниках помимо формы 154 можно встретить упоминание о форме 748. Чтобы не вызывать путаницу, поясняем: форма 748 – это устаревший бланк, который применялся сотрудниками ГИБДД для фиксации страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) до 2012 года, т.е. до внедрения в практику формы 154.

Она так же, как и 154-я, содержала в себе данные об участниках аварии, их ТС и характере полученных повреждений/увечий, но была менее информативна, т.к. не включала в себя точные координаты места ДТП, номера автомобилей бригад скорой помощи, вызванных на него, и еще некоторые нюансы, вроде дополнительной категории в разделе видов транспорта и более детального описания раненых и погибших, включая их статус – водитель, пешеход или пассажир.

Как получить справку о ДТП в ГИБДД?

На самом деле названный документ должен выдаваться инспектором на месте происшествия сразу после оформления протокола. Правда, возможны исключения, например, инспектора срочно вызывают на место другой аварии/преступления, или в ДТП есть пострадавшие, которые были госпитализированы, – здесь, пока не будет определена степень повреждений, вам никто ничего не даст.

Что делать в таких ситуациях? – Не паниковать и действовать строго описанной ниже инструкции.

  1. Уточните у инспектора ГИБДД прежде, чем покидать место аварии, где и когда вы сможете забрать интересующую вас бумагу. Помните, предоставить вам ее должны в течении суток. Это регламентировано информационным письмом управления ГИБДД РФ №45-1468.
  2. Приедьте в назначенное время в назначенное место с паспортом, устно заявите о цели своего визита, получите документ на руки и сразу проверьте правильность его заполнения:
  • бланк должен быть заполнен только синими, черными или фиолетовыми чернилами (допускается печать на принтере);
  • во всех пустых графах (где нечего написать) должны стоять прочерки или слово «отсутсвуют»;
  • в списке повреждений прописываются только названия элементов/деталей, без описания повреждений (для этого страховщик будет проводить специальную экспертизу);
  • количество приложений соответствует числу, указанному на основном бланке;
  • если в бланке присутствуют исправления, они обязательно заверяются подписью инспектора, датой внесения изменений и печатью.
  1. Если все в порядке, незамедлительно передайте заполненный бланк №154 вместе со всем пакетом документов, необходимых для получения страховых выплат, своему агенту.

Обращаем ваше внимание: срок действия самой справки неограничен, но это не значит, что можно тянуть с ее подачей страховщику, ведь сроки подачи заявления на компенсацию ограничены: по КАСКО 5 рабочими днями, по ОСАГО – 15.

  • Если вы заметили присутствие неточностей в отраженных в документе обстоятельствах совершенного ДТП, вы можете требовать у сотрудника ГИБДД, чтобы тот все переписал. В случае отказа вы имеете законное право обратиться к вышестоящему руководству или в суд.
  • Если инспектор ГИБДД отказывает вам в выдаче справки о ДТП на месте без уважительной причины, в том числе ссылаясь на отсутствие таковой «на руках», вы можете смело жаловаться на него его начальству или в прокуратуру, так как это незаконно.
  • В случае утери справки о повреждении транспортного средства в течении 3 месяцев с момента его совершения вы легко можете получить ее заверенную копию, просто обратившись с советующим заявлением и документом, удостоверяющим личность, в ГИБДД.

Видео.

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное - вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», - и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», - именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств - например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) - самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость - не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

Дате ДТП;

Транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

ФИО водителей - участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

Страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

Нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

Направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное - проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений - по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», - советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность - примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней - и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности - главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится - не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско - добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами - нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес - то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»