Справка для приставов об удержаниях. Увольнение алиментщика и письмо судебным приставам. Удержание алиментов - до или после удержания ндфл

Справка об алиментах может потребоваться для отчетности в налоговую службу, центр занятости населения, банки и другие учреждения. Этот документ женщины предоставляют при оформлении пособий на ребенка, социальных льгот. Если гражданин уже является плательщиком денег на иждивенцев, бумагу могут затребовать судебные приставы отделения в другом районе или регионе России. Как написать справку об удержании средств на содержание несовершеннолетних детей и как она выглядит, вы можете узнать из этой публикации.

Справка об удержании алиментов и их размере: форма

Документ оформляется произвольно с учетом требований, изложенных в законодательстве. Вид его утверждается бухгалтерией каждого предприятия самостоятельно. Обязательно включение следующих реквизитов:

  • данные о плательщике;
  • сведения о получателе средств;
  • компания или индивидуальное предприятие, осуществляющие ;
  • ФИО и должность ответственных за переводы сотрудников;
  • периоды выплат;
  • срок годности документа;
  • перечисленные суммы с разбивкой по месяцам, кварталам, полугодиям или годам при необходимости.

На бланке указывается дата выдачи и проставляется круглая печать предприятия.

Место получения справки - это финансовая служба, производящая отчисление средств на основании:

  • нотариального соглашения сторон;
  • исполнительного листа, выданного согласно судебного акта.

Такими организациями являются:

  • бухгалтерия по месту заключения трудового контракта;
  • служба судебных приставов;
  • банковские структуры и др.

Заявление на выдачу бумаги подается как в устной, так и письменной форме. Обязательная форма для этих случаев не установлена.

Справку об удержании алиментов по получают по месту открытия производства. Если часть средств переводится в добровольном порядке, то эти сведения подтверждаются формально и могут включаться в общую сумму выплаченных средств.


Кто вправе получить справку об алиментах

Запросить сведения могут:

  • плательщики алиментов;
  • получатели средств;
  • налоговая инспекция;
  • судебные инстанции;
  • служба занятости;
  • приставы-исполнители другого территориального отделения службы.

В частности, справка может потребоваться в случаях:

  • исчисления налоговой базы для выплаты налога;
  • закрытия исполнительного производства в связи с перечислением полной суммы долга;
  • прекращения судебного производства из-за по алиментам;
  • для расчета суммы детского пособия при подтверждении суммы средств, отчисляемых на содержание несовершеннолетнего;
  • в целях исчисления суммы, направляемой на счета иждивенцев со средств, перечисляемых центрами занятости для безработных.

Если деньги передаются лично по нотариальному соглашению, то справку заменяют расписки, подписанные собственноручно получателем средств. При предоставлении подобных документов в государственные органы передается договор с приложением дубликатов бумаг. Оригиналы рекомендуется показать должностным лицам для заверения дубликатов. Их плательщику лучше оставить у себя для предъявления в суд для подтверждения выплат при возникновении спора о возникновении задолженности или допущенных просрочках.

Справка носит юридическую силу. В случае указания недостоверных сведений оформившие ее лица могут привлекаться к административной и уголовной ответственности.
В некоторых случаях требуется справка приставам об для сверки задолженности или закрытия исполнительного производства.

В бухгалтерию поступают постановления судебных приставов-исполнителей, где в одном из пунктов каждого постановления указано следующее требование:

«обязать лицо, производящее удержания, предоставлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении ПАО «С» должника (Ф.И.О.) в пользу взыскателя (Ф.И.О. или название организации взыскателя) с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление. Информацию направлять в письменном виде (далее следует название отдела судебных приставов и адрес)».

Вопрос:

Обоснованны ли требования судебных приставов-исполнителей?

Ответ:

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве ) на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных органов, в том числе по постановлениям судебных приставов - исполнителей.

Постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются самостоятельными исполнительными документами, которые исполняются в порядке, предусмотренном указанным законом (из Определения ВАС РФ от 15.03.2010 № ВАС-2352/10 по делу № А63-15938/2008-С6-39).

В п.1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрен перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, в том числе: запрашивать необходимые сведения у организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки (подп. 2); проводить проверку, в том числе проверку документов, по исполнению исполнительных документов (подп. 3); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию (подп. 11); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (подп. 17). Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию , в том числе персональные данные, объяснения и справки, а также давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по совершения конкретных исполнительных действий .

Таким образом, перечень действий судебных приставов-исполнителей не является закрытым, поэтому судебные приставы-исполнители могут применять самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для исполнения требования исполнительного документа. Это, по нашему мнению, означает, что, несмотря на то, что законодательством прямо не право судебного пристава-исполнителя требовать от организаций, выплачивающих должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, предоставления информации о произведенных удержаниях, но такое требование не противоречит вышеназванным нормам законов об исполнительном производстве и о судебных приставах.

Кроме того, в п. 8 Приложения № 108 «Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника» к приказу Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" обязанность организации предоставлять отчет прямо предусмотрена:

Некоторые региональные ФССП России (например, по и по областям) разработали «Памятку для и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий», в которых требование о предоставлении отчета также прямо закреплено:

«О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу - исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату».

Согласно п. 4. ст. 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении , и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. То есть, в том случае, если организация полагает, что требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета нарушает ее права, она вправе обратиться в суд с заявлением о признании его незаконным. К сожалению, нам не удалось найти ни одного судебного акта, в котором бы анализировалась законность рассматриваемого требования судебного пристава-исполнителя.

Мы думаем, что в данном случае при подаче такого заявления перспектива судебного решения в пользу организации крайне мала, так как истребуемый отчет необходим судебному приставу-исполнителю для контроля исполнения требований исполнительных документов, а аргументировать, в чем заключается нарушение прав и законных интересов организации, у которой затребован отчет, практически невозможно.

В свою очередь, н арушение законодательства об исполнительном производстве является административным правонарушением, предусмотренным статьей 17.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с п. 1 которой:

«нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей».

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Таким образом, по нашему мнению, требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета о произведенных удержаниях следует исполнять в сроки и в порядке, предусмотренном в соответствующем постановлении.

Органы соцзащиты, когда к ним обращаются с заявлением о материальной помощи, учитывают все финансовые средства, поступающие семье, и требуют их документального подтверждения. Справка об алиментах относится к таким документам.

Где получить справку – по месту работы или в центре занятости?

Справка об алиментах с места работы необходима, чтобы узнать общий доход семьи и рассчитать среднемесячный на каждого из членов. При официальном трудоустройстве алиментоплательщика и регулярных выплатах обратиться за справкой о начислении алиментов можно на работу мужа. Служба приставов тоже может ее выдать, ведь она фиксирует выплаты. В других случаях документ о выплатах можно получить:

  • если отец пенсионер – в ПФ;
  • алиментоплательщик учится и получает стипендию – по месту учебы;
  • если плательщик трудится у предпринимателя – выдается форма 2НДФЛ;
  • безработный – в центре занятости.

Невозможно взять справку, если отец безработный, но не учтен биржей, и нет его добровольного соглашения о помощи несовершеннолетним детям.

Обращение в бухгалтерию – образец справки

За справкой об алиментах, которые выплачивает официально трудоустроенный муж, следует обращаться в бухгалтерию предприятия, организации. Такая бумага содержит сведения о заработной плате, удержанных алиментах за каждый месяц и общей сумме. Данные требуются за определенный период: от трех до шести месяцев. Существует специально разработанный образец, которым пользуются бухгалтеры.

Иногда сотрудники отказывают в выдаче, ссылаясь на то, что информация конфиденциальная. Тогда вы подаете письменный запрос. После такого заявления получение ответа по закону обязательно. Чтобы запрос не отказались принять, используйте услуги почты: отправляйте заказное письмо с уведомлением. Почтой удобно пользоваться, если бывшие супруги проживают в разных местах.

Когда и на письменное обращение не приходит ответ, есть выход – служба судебных приставов. К ней обращаются и в том случае, если бывший муж нигде не работает, скрывается, уклоняется от уплаты. Служба имеет право обратиться в любую организацию с запросом о доходах и о том, какую финансовую помощь предоставляет конкретный человек семье. Обращаться к судебному приставу следует письменно, тогда он тоже обязан ответить в письменном виде.

Запрос службе приставов – документы о выплатах и задолженности

Если муж не работает, скрывается, и образовался долг по алиментам, обращайтесь с письменным заявлением к приставам. Письменное обращение следует использовать всегда, если вы не уверены, что ответят вовремя или ответят ли вообще. Служба приставов обязана выдать справку, в которой указываются требуемые сведения: о выплатах, отсутствии задолженности или о ее остатке. Вот форма такого документа:

.

Справка имеет определенный срок действия, хотя нигде в служебных инструкциях или законах он не определен. Исходят из обычной логики: выдали бумагу со сведениями о задолженности, а должник ее погасил. Поэтому в соцзащите обычно принимают справки о долге, выданные не более месяца назад. Если в них содержатся только сведения о выплатах, их размере, их годность не ограничена.

Не все приставы откликаются на заявления. При откровенном саботаже, если ответа нет более двух недель, следует написать жалобу начальству, в прокуратуру.

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. ; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

  • закон " " ( (далее - Закон № 229-ФЗ));
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов ( (далее - Методические рекомендации)).

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей ().

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление () с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме ().

ВАЖНО

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России ( к ) (далее - Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате "чужого" исполнительного листа не установлено, предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника ().

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно ().

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций ().

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в (далее - Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно ()). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. ).

Заполнить и направить судебному приставу-исполнителю, указанному в Постановлении, отрывной корешок (уведомление к исполнительному производству), подтвердив таким образом, что исполнительный лист получен и принят к исполнению. Обратите внимание, срок возврата уведомления законодательно не установлен. В то же время в Памятке указано, что оно должно быть возвращено в день вручения. В уведомлении делают отметку о получении исполнительного листа (входящий номер и дата), указывают телефон. Также свою подпись ставит главный бухгалтер. Документ заверяют печатью организации.

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись ( ; ).

Передать под подпись зарегистрированное Постановление бухгалтеру, ответственному за расчет заработной платы.

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) ().

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует "незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях" ().

Понятие "незамедлительно" не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) ( , ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные ():

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления ().

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру - до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

ПРИМЕР

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ - постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.


Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов ().

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм ( ; ; ).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов ( ; ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ ().

При исчислении НДФЛ нужно учитывать, что работник, уплачивающий алименты на ребенка, имеет право на предоставление ему стандартного налогового вычета ( ; ).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

ПРИМЕР

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое - о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе - о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% - 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 - 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.


Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. ).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ();
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей );
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) ().

ВАЖНО

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника ( ; ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.


Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей ():

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую - требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам ().

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию ().

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме ( ; ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением ().

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ ().

ВАЖНО

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя ( ; ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

ПРИМЕР

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
- первый - на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
- второй - на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. - 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

По первому исполнительному листу:

(5220: 15 182 х 10 440) = 3589,57 руб.,

по второму:

(9962: 15 182 х 10 440) = 6850,43 руб.

Ольга Ткач , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В любой момент приставы могут затребовать у вас отчет по алиментам. Составьте отчет, если приставы прислали официальный запрос. Если бумагу потребовали по телефону, вы вправе не отвечать.

Особенно приставов интересуют работники, у которых долги по алиментам. Периодичность, в течение которой надо отчитываться, приставы устанавливают разную. Одним компаниям предлагают сдавать отчет ежемесячно, другим — ежеквартально.

Что делать, если потребовали отчет по алиментам

Безопаснее ответить на запрос приставов. Они вправе проверять, правильно ли компания удерживает алименты. А организация должна выполнять требования приставов (ст. 12, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, подп. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Если ответ не дать, то компанию могут оштрафовать на сумму до 100 000 руб., директора — до 20 000 руб. (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ). Кроме того, есть риск, что приставы нагрянут в компанию с внеплановой проверкой. Во время ревизии они могут обнаружить, что вы нарушаете трудовое или налоговое законодательство. К примеру, платите зарплату ниже МРОТ. О нарушениях они скорее всего сообщат в трудовую или налоговую инспекцию (раздел VII Методических рекомендаций, утв. ФССП России 19 июня 2012 г. № 01-16).

Специального бланка, на котором надо составить отчет по алиментам для приставов, нет. Составляйте его в произвольной форме на бланке организации. За основу можете взять наш образец. Если к запросу приставы приложили свой бланк отчета, то используйте его.

Отвечайте только на официальный запрос приставов. Иногда они озвучивают свои требования по телефону. Телефонный разговор вас ни к чему не обязывает. Без бумажного запроса вы вправе не отчитываться перед приставами. Штрафовать компанию за это не будут — не за что. Предупредите приставов, что если им действительно нужен отчет по алиментам, то пусть сначала пришлют официальный запрос.

Некоторые приставы требуют отчитываться по факсу — так им удобнее. Доходит до того, что компанию устно принуждают купить аппарат, если в офисе его нет. Эти требования также незаконны. Предложите приставу взаимодействовать через электронную почту. Коллеги рассказывают, что приставы охотно соглашаются на такой вариант. Если этой возможности нет, то направляйте бумажные документы по почте или передавайте приставу лично.