Списание ос в некоммерческих организациях проводки. Учет основных средств. Распоряжение имуществом и его списание

Любое имущество со временем приходит в негодность, и тогда наступает необходимость списать не пригодные к использованию основные средства. В данной статье мы подробно обсудим этот вопрос и постараемся дать развернутый и понятный ответ, как именно происходит списание и что для этого требуется.

Списывается с баланса предприятия следующее:

  • Недвижимость.
  • Промышленные здания.
  • Автомобили и прочий транспорт.
  • Оборудование.
  • Инвентарь.

Часто списание используется в незаконных целях. Например, ответственное лицо списывает с баланса организации пригодный к эксплуатации транспорт, после чего использует его в личных целях. Чтобы списание не вызвало вопросов, для него должны быть объективные причины:

  • Имущество пришло в негодность в результате износа, неправильного обращения, стихийных явлений и прочего.
  • Оно устарело, и его использование непродуктивно.
  • Переоборудование производства, обновление материально-технической базы.

Только эти причины вызваны необходимостью и направлены на улучшение работы предприятия.

Причины списания должны быть вызваны необходимостью и направлены на улучшение работы предприятия.

Правила

Если речь идет о предприятиях, которые состоят на государственном бюджете, для них действуют свои правила списания имущества. Если его цена не превышает двух тысяч рублей, процедуру осуществляет сама организация. Если сумма больше, потребуется разрешительный документ от высших инстанций (министерств, местных отделений муниципальной власти, госкорпораций).

Проведение процедуры

Назначается специальная комиссия, в которую входят бухгалтер, руководитель и несколько сотрудников. Они визуально осматривают имущество и делают заключение, что оно подлежит списанию. Далее составляется акт списания, образец которого можно увидеть . Решение о списании принимается исходя из следующих принципов:

  1. Сведения, на основании которых принималось решения, должны быть достоверными и прозрачными.
  2. Следует рассматривать все возможности, чтобы оставить имущество и осуществлять списание только при крайней необходимости.
  3. Максимальная выгода и польза от списания для предприятия.

Приказ о списании должен написать сам руководитель. Для этого используется форма акта № ОС-4 , которая заполняется в двух экземплярах. Члены комиссии ее подписывают, а директор в конце утверждает. Один экземпляр отдается главному бухгалтеру предприятия, а второй – человеку, назначенному ответственным за сохранность имущества.

Списание имущества с баланса предприятия должно происходить только в крайнем случае, как вынужденная мера. При этом нужно создать компетентную комиссию, которая сможет засвидетельствовать непригодность материального средства к эксплуатации и составить законный акт списания, на основании которого и осуществляется данная процедура.

Уточняющий вопрос к предыдущему ответу: в данном случае амортизация не начисляется, а начисляет износ. Вопрос: куда списать покупку основного средства,если износ считается на забалансовом счете? И как поступить с основными средствами, если износ не начислялся?

Отвечает Анна Зайкина, эксперт

Да, по основным средствам некоммерческой организации необходимо основных средств, который расходом не признается. И неважно, за счет какого источника приобрели объект ( пункта 17 ПБУ 6/01, письма Минфина России , ). При выбытии основного средства, приобретенного за счет целевого источника, его стоимость списывается со счета 83 проводкой:

Дебет 83 Кредит 01

— списано основное средство, приобретенное за счет целевых поступлений или полученное безвозмездно;

Кредит 010

— списан износ.

Если износ по объектам основных средств не был начислен, то достаточно сделать проводку на основании бухгалтерской справки на сумму всего доначисленного износа:

Дебет 010

— начислен инос.

Обоснование

Павла Гамольского , президента Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»

Как некоммерческой организации учитывать основные средства

Объект основных средств приобретен за счет целевых поступлений

Содержание операции Дебет Кредит Сумма Первичный документ Оплачено за основное средство60-25141 300платежное поручение, выписка банкаПолучены компьютеры0860-141 300накладная, счет-фактураЗачтен аванс, уплаченный поставщику60-160-241 300счетКомпьютер принят к учету в качестве объекта основных средств010841 300акт приемки-передачи объекта основных средствОтражен источник финансирования по приобретенному ОС86-1 и др.83-141 300бухгалтерская справка, смета доходов и расходов*

<…>

Отражен источник финансирования по приобретенному ОС86-1 и др.83-146 500бухгалтерская справка, смета доходов и расходовНадо ли в бухучете НКО начислять амортизацию

По основным средствам НКО амортизацию в бухучете не начисляют. И неважно, за счет какого источника приобрели объект. Вместо амортизации в НКО основных средств, который расходом не признается. Об этом сказано в пункта 17 ПБУ 6/01, письмах Минфина России , .*

<…>

Какими проводками списать основные средства

Какие проводки делают некоммерческие организации (НКО) при списании основных средств

Минфин России рекомендует списывать в учете НКО основные средства, которые уже невозможно использовать, следующим образом. Уменьшите показатели по группам статей «Основные средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Одновременно уменьшите сумму износа.

Такой порядок прописан в информации Минфина России ПЗ-1/2015.*

Какие проводки делают при продаже основных средств

Какие проводки делают некоммерческие организации (НКО) при продаже основных средств

Бухгалтерские записи при продаже основного средства зависят от системы налогообложения НКО. Набор проводок для общей и упрощенной системы – в таблицах ниже.

Проводки при продаже основных средств в НКО на общем режиме налогообложения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма Первичный документ Перечислено за объект ОС605160 000платежное поручение, выписка банкаАкцептован счет поставщика086050 847,46накладнаяОтражена сумма НДС по приобретенному объекту ОС19609152,54счет-фактураСумма НДС включена в стоимость объекта08199152,54бухгалтерская справкаОбъект зачислен в состав основных средств010860 000акт приемки-передачи объекта основных средствОтражен источник финансирования по приобретенному объекту ОС86-28360 000бухгалтерская справка, смета доходов и расходов……………Начислен износ за время эксплуатации объекта ОС 01021 000бухгалтерская справка-расчетОтражена задолженность покупателя за реализуемый объект ОС7691-164 900договор, накладнаяНачислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет [(64 900 – 60 000) ? 18/118]91-368748счет-фактура, расчетСписана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС830160 000акт приемки-передачи объекта основных средствПолучены денежные средства от покупателя ОС517664 900выписка банка

Выявлен финансовый результат от реализации объекта ОС (без учета других операций)

91-99964 152бухгалтерская справка-расчет

"Главбух", N 18, 2003

Одна из главных трудностей, которую приходится преодолевать бухгалтеру некоммерческой организации, - учет основных средств, вернее, погашение их стоимости. Дело в том, что у таких предприятий особые отношения с амортизацией. Ведь в бухучете они начисляют лишь износ. А в налоговом учете амортизируют только имущество, используемое в предпринимательской деятельности.

Как видите, главбуху некоммерческого предприятия, учитывая основные средства, нужно быть внимательнее, чем бухгалтеру обычной фирмы. Чтобы не допустить ошибки, конечно, можно обратиться к нормативным актам. Однако формулировки бухгалтерского законодательства и Налогового кодекса РФ столь нечетки, что только порождают новые проблемы. Разобраться с ними и поможет наша статья.

Износ в бухгалтерском учете

Чаще всего основные средства некоммерческие организации покупают за счет целевых поступлений. Что к ним относится? Разумеется, это вступительные и членские взносы, различные пожертвования юридических лиц и граждан, средства из бюджета и, наконец, гранты (деньги, полученные от иностранных благотворительных организаций).

Иногда сами основные средства поступают в рамках этих целевых поступлений, то есть вместо денег некоммерческие организации получают, скажем, компьютеры, автомобили, мебель и т.д. Все указанные поступления учитывают на счете 86 "Целевое финансирование". К нему можно открыть следующие субсчета: "Членские взносы", "Пожертвования", "Гранты" и т.д.

Разумеется, некоммерческая организация может приобретать основные средства и за счет доходов от коммерции. Например , за счет прибыли от продажи товаров (работ, услуг) или от использования принадлежащего ей имущества.

Обратите внимание: бюджетные учреждения могут заниматься только той предпринимательской деятельностью, которая разрешена им вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Что касается других организаций, то эту функцию выполняют их учредители. Кстати, такие некоммерческие организации, как союзы и ассоциации юридических лиц, вообще не вправе заниматься каким-либо предпринимательством. Если же участники ассоциации (союза) все же решат зарабатывать деньги, то такая ассоциация (союз) должна преобразоваться в хозяйственное общество. Впрочем, некоммерческая организация для того, чтобы осуществлять коммерческую деятельность, может создать хозяйственное общество или участвовать в нем. На этом настаивает ст.121 Гражданского кодекса РФ.

Как мы уже отмечали, в бухгалтерском учете основные средства, которые принадлежат некоммерческим организациям, не амортизируются. Правда, прямо об этом в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) не сказано. В п.17 этого документа говорится лишь, что некоммерческие организации по основным средствам считают износ. Но Минфин России настаивает на том, что амортизацию в данном случае начислять нельзя. Причем это касается не только основных средств, которые были куплены за счет целевых средств, но и тех, что были приобретены за счет доходов от продажи товаров (работ, услуг) или использования имущества организации. Такое разъяснение приведено в недавно опубликованном Письме Минфина России от 31 июля 2003 г. N 16-00-14/243.

В финансовом ведомстве рассуждают так. Некоммерческие организации создаются не для того, чтобы получить прибыль. А если они и занимаются предпринимательством, то все заработанные деньги тратят на цели, ради которых организации были созданы. Другими словами, прибыль, которая останется после уплаты налога, некоммерческие организации учитывают в доходной части смет доходов и расходов и направляют на финансирование расходов, которые предусмотрены этой сметой. В том числе и на покупку основных средств, если это запланировано. Обратите внимание: Минфин России в своем Письме разъясняет, что в учете это должно быть отражено проводкой:

Дебет 84 Кредит 86 субсчет "Прибыль от предпринимательской деятельности"

  • направлена на уставные цели общественной организации прибыль от предпринимательской деятельности.

Однако некоторые специалисты придерживаются другой точки зрения. Они указывают, что данные записи противоречат требованиям Инструкции по применению Плана счетов. Ведь счет 86 "Целевое финансирование" используют для учета целевых средств. Полученная же от коммерческой деятельности прибыль к таковым не относится. Поэтому если основное средство было приобретено за счет доходов от предпринимательства, то в учете нужно будет сделать такую запись:

  • израсходована прибыль на покупку основных средств, предусмотренную сметой доходов и расходов.

А если основное средство куплено за счет целевых средств, в учете нужно сделать следующую проводку:

Дебет 86 субсчет "Пожертвования" ("Членские взносы") Кредит 83

  • приобретено основное средство за счет целевых поступлений.

Как поступить бухгалтеру? В принципе вы можете использовать как тот, так и другой вариант. То есть вправе поступать так, как советуют некоторые аудиторы, или применять порядок, за который ратует Минфин России.

Итак, вместо амортизации некоммерческие организации по своим основным средствам считают износ. Начисляют его в конце каждого года (в декабре). Сумма износа отражается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств". Как рассчитать эту сумму?

Налоговики и специалисты Минфина России в своих разъяснениях указывают, что сумму износа нужно определять исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов народного хозяйства СССР. Они утверждены Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072. А аргументы здесь следующие. Во-первых, в п.17 ПБУ 6/01 прямо сказано: износ начисляют по установленным нормам амортизационных отчислений. Во-вторых, так требует поступать пп."а" п.4 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Ведь некоммерческие организации облагают налогом на имущество первоначальную стоимость основных средств за минусом износа. Кроме того, подобная позиция высказана, в частности, в Письме Минфина России от 22 мая 2002 г. N 04-05-06/16 и в Письме Управления МНС России по г. Москве от 29 января 2003 г. N 23-10/2/05727.

Пример 1 . Общественная организация "Центр содействия развитию страхования" - некоммерческая организация. Помимо реализации социальных программ она оказывает еще и посреднические услуги. В сентябре 2003 г. согласно утвержденной смете организация приобрела лазерный принтер за 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.), и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Принтер предполагается использовать для тиражирования материалов, предназначенных для уставной деятельности организации, которая НДС не облагается. Техника была куплена за счет доходов, полученных от посредничества.

В сентябре 2003 г. в бухгалтерском учете общественной организации "Центр содействия развитию страхования" сделаны следующие записи:

Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 60

  • 5000 руб. (6000 - 1000) - отражена стоимость лазерного принтера;

Дебет 19 Кредит 60

  • 1000 руб. - учтен НДС;

Дебет 84 субсчет "Прибыль от предпринимательской деятельности" Кредит 84 субсчет "Прибыль, направленная на покупку основных средств"

  • 6000 руб. - направлена на покупку принтера прибыль от предпринимательской деятельности общественной организации;

Дебет 60 Кредит 51

  • 6000 руб. - оплачен принтер;

Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 19

  • 1000 руб. - включен в стоимость принтера НДС, уплаченный при его покупке;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"

  • 6000 руб. - учтен принтер в составе основных средств.

Годовая норма амортизации принтера установлена в размере 11,1 процента (код 48003 - устройства периферийные вычислительных комплексов и электронных машин).

Получается, что сумма ежемесячного износа по принтеру будет равна:

6000 руб. x 11,1% : 12 мес. = 55,5 руб.

Износ начали начислять с октября 2003 г. А в декабре 2003 г. бухгалтер сделал такую проводку:

  • 166,5 руб. (55,5 руб. x 3 мес.) - начислен износ принтера за 2003 г.

В балансе основные средства некоммерческих организаций отражаются по первоначальной стоимости. А при расчете налога на имущество, как мы уже сказали, нужно будет взять остаточную стоимость основных средств, то есть первоначальную, уменьшенную на сумму износа. Но ведь налог на имущество считается каждый квартал нарастающим итогом, тогда как износ начисляют лишь в конце года. Поэтому у бухгалтера закономерно возникает вопрос: а как рассчитывать налог в течение года? Чтобы не искажать промежуточный налог на имущество, вы можете начислять износ ежеквартально. Так же, кстати, советует поступать и Минфин России. В частности, в своем Письме от 11 мая 2001 г. N 04-05-06/30.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете некоммерческие организации не должны начислять амортизацию, если одновременно выполняется два условия: основные средства куплены за счет целевых поступлений (или получены в качестве таковых) и используются в некоммерческой деятельности. Так сказано в пп.2 п.2 ст.256 Налогового кодекса РФ.

Резонно возникает вопрос: можно ли начислять амортизацию, если основное средство приобретено за счет доходов от предпринимательства и используется в коммерческой или уставной деятельности? Как быть в том случае, когда имущество получено в качестве целевых средств (или приобретено за их счет), но используется в коммерческой деятельности? Давайте рассмотрим эти ситуации подробнее.

Основное средство куплено за счет доходов от предпринимательства

Некоммерческие организации вправе начислять амортизацию по основным средствам, которые куплены за счет доходов от предпринимательства и используются в коммерческой деятельности. Такой вывод можно сделать из ст.256 Налогового кодекса РФ.

Начислять амортизацию в налоговом учете можно двумя методами: линейным и нелинейным. Это установлено п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ. Какой метод предпочесть - решать вам. Причем вовсе не обязательно использовать один и тот же метод для всех основных средств. По некоторым объектам вы можете начислять амортизацию линейным методом, а по другим - нелинейным.

Напомним, в чем суть каждого метода. Итак, линейный. Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений, надо первоначальную стоимость объекта основных средств умножить на норму амортизационных отчислений. В свою очередь эта норма рассчитывается так:

K = (1: n) x 100%,

где K - месячная норма амортизации в процентах; n - срок полезного использования основного средства в месяцах.

Теперь расскажем о нелинейном методе. Чтобы получить сумму амортизации основного средства, нужно умножить первоначальную стоимость на амортизационную норму. Так поступают в первый месяц начисления амортизации. Начиная со второго месяца в расчет берут уже остаточную стоимость основного средства. То есть сумма амортизации каждый месяц будет различной. Причем норма амортизации при нелинейном методе определяется так:

K = (2: n) x 100%,

где K - норма амортизации в процентах; n - срок полезного использования основного средства в месяцах.

Особенность нелинейного метода в том, что, когда остаточная стоимость основного средства станет равной 20 процентам от его первоначальной стоимости, порядок расчета амортизации меняется. В том месяце, когда остаточная стоимость станет меньше установленного минимума, она принимается за базовую сумму. Амортизация будет начисляться исходя из зафиксированной суммы уже равными долями (как при линейном методе). Такое правило прописано в п.5 ст.259 Налогового кодекса РФ.

А как определяют срок полезного использования основного средства в налоговом учете? Он зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств (утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Всего их десять. И для каждой группы установлен свой интервал срока полезного использования. Ну а конкретный срок службы в пределах этого интервала некоммерческая организация выбирает самостоятельно.

Пример 2 . В сентябре 2003 г. фонд "Земли Нечерноземья" купил за счет прибыли, полученной от предпринимательства, кассовый аппарат. Его будут использовать при продаже товаров. В октябре кассу установили и ввели в эксплуатацию. То есть с ноября по кассовому аппарату в целях налогового учета будут начислять амортизацию. Первоначальная стоимость техники - 6100 руб. (без учета НДС).

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 кассовые аппараты (код 14 3010020) - это средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда. А такие средства попадают в четвертую амортизационную группу. То есть срок полезного использования кассовой машины составляет от 5 лет и 1 месяца до 7 лет включительно. Фонд установил, что срок полезного использования ККТ будет равен 5 годам и 1 месяцу (61 месяц). А амортизацию решили начислять линейным методом.

То есть ежемесячная норма амортизации будет равна 100 руб. (6100 руб. / 61 мес.). Эту сумму начиная с ноября 2003 г. (п.2 ст.259 Налогового кодекса РФ) нужно будет включать в состав расходов по предпринимательской деятельности при расчете налога на прибыль.

Если основное средство применяют только в коммерческой деятельности, тогда все понятно. Бухгалтер точно знает, что нужно начислять амортизацию в налоговом учете.

Но ведь нередко бывает, что имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Как же в этом случае поступить бухгалтеру? Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс РФ не дает. С одной стороны, в пп.2 п.2 ст.256 говорится, что амортизация не начисляется по имуществу некоммерческих организаций, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже говорили, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается (как в нашем случае), то запрет налогового законодательства "не работает". Получается, что основные средства, купленные на заработанные некоммерческой организацией деньги, амортизировать в налоговом учете разрешено.

Правда, налоговики вряд ли согласятся с такой точкой зрения. В лучшем случае вам позволят учесть при налогообложении лишь ту часть начисленной амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности. А как рассчитать эту часть? Об этом Налоговый кодекс РФ снова умалчивает. Налоговые органы предлагают это делать следующим образом. Сначала к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств (взносы, пожертвования, бюджетные деньги и т.д.). Потом величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат. Тем самым вы узнаете, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений. И наконец, умножьте этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях. В итоге вы рассчитаете ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.

Но еще раз скажем: налоговое законодательство распределять ничего не требует. Некоммерческие организации лишь должны организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности. Поэтому вы можете исключать из налогооблагаемых доходов полную сумму амортизации. Но тогда вам наверняка придется отстаивать свою точку зрения в суде.

Теперь давайте посмотрим, как быть, если основное средство куплено за счет прибыли, но используется исключительно в уставных целях. По идее, есть все основания начислять по нему амортизацию. Аргументы здесь такие же, что и были приведены чуть выше. Однако тут свои сложности. Дело в том, что п.1 ст.256 Налогового кодекса РФ считает амортизируемым только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. Согласитесь, что в данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем. Другими словами, в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.

Основное средство получено в качестве целевых поступлений или куплено за их счет, но используется в коммерческой деятельности

Итак, некоммерческая организация приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях. Или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует для предпринимательства. Другими словами - организация использовала целевые средства не по назначению. В этом случае стоимость такого имущества включается в доход некоммерческой организации (п.14 ст.250 Налогового кодекса РФ). Зато по таким объектам можно начислять амортизацию. Ведь раз основные средства используются для того, чтобы получить доход, то они считаются амортизируемым имуществом (п.1. ст.256 Налогового кодекса РФ).

Пример 3 . В сентябре 2003 г. ДЮСШ "Резерв" получила пожертвование от юридических лиц в размере 60 000 руб. Эти деньги предназначались для покупки спортивных тренажеров, на которых должны заниматься дети, посещающие спортивные секции школы.

В этом же месяце были куплены и приняты к учету 3 тренажера. Их общая стоимость составила 57 000 руб. (в том числе НДС - 9500 руб.). Спортивная школа установила их в спортивном зале, который арендуют различные фирмы для своих сотрудников.

Другими словами, стала использовать тренажеры в коммерческой деятельности.

Следовательно, в налоговом учете по спортоборудованию можно начислять амортизацию начиная с октября 2003 г.

Срок полезного использования спортивного инвентаря установили равным 4 годам (48 месяцам). Способ начисления амортизации выбрали линейный.

Так как тренажеры используются в деятельности, облагаемой НДС, то по ним можно возместить "входной" НДС. То есть сумма ежемесячных амортизационных начислений будет равна:

(57 000 руб. - 9500 руб.) : 48 мес. = 989,58 руб.

Сумма амортизации в налоговом учете за 3 месяца 2003 г. (с октября по декабрь включительно) составит 2968,74 руб. (989,58 руб. x 3 мес.).

Кроме того, бухгалтер спортивной школы должен включить сумму пожертвований, которые использованы не по назначению, - 57 000 руб. в состав сентябрьских внереализационных доходов.

В рассмотренном выше примере купленные основные средства сразу же стали использовать в коммерческой деятельности. Но бывает и по-другому. Сначала за счет целевых поступлений приобретается какое-то имущество. А спустя некоторое время его начинают использовать, чтобы получить прибыль. Как же быть бухгалтеру в этой ситуации? По нашему мнению, амортизацию для целей налогообложения надо начислять с месяца, который следует за месяцем, в котором имущество стали применять не по целевому назначению (в предпринимательстве).

А можно ли уменьшить рассчитанный по Классификации срок службы основного средства на то время, что оно фактически прослужило? И опять же Налоговый кодекс РФ здесь нам установок не дает. Там такая ситуация не предусмотрена. Поэтому мы считаем, что вы вправе так поступить. Ведь п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ указывает, что все неясности и противоречия налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.

Как учитывать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом?

Итак, мы выяснили, когда основные средства некоммерческих организаций амортизируются в налоговом учете. В бухгалтерском же учете амортизация по основным средствам не начисляется ни при каких условиях.

В итоге получается, что в налоговом учете некоммерческая организация несет расходы (начисляет амортизацию), а в бухучете их нет.

Как видим, расходы бухгалтерского и налогового учета не совпадают. Возникшие разницы необходимо показать на счетах бухучета. Таково требование Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.

Обратите внимание: в ПБУ 18/02 не описан случай, когда "налоговые" расходы не учитываются в бухучете. И тут вы можете задать вопрос: зачем вообще учитывать эти разницы, если о них нет ни слова в ПБУ?

Ответим: если вы этого не сделаете, то, применяя ПБУ 18/02, на счете 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" в результате у вас не получится сумма, которая отражается в декларации. Значит, и делать другие корректировки, предусмотренные ПБУ 18/02, не имеет смысла.

Между тем выполнять требования Положений по бухучету вы обязаны. Иначе организацию и ее руководителей могут привлечь к административной ответственности (ст.18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ).

Но вернемся к разницам. По своей сути они являются постоянными. И вот почему. В бухгалтерском учете вы ни в отчетном периоде, ни в будущем не покажете расходы (в нашем случае амортизацию), которые учли, рассчитывая налог на прибыль. То есть разница с течением времени не меняется. Поэтому налог на прибыль, рассчитанный по правилам бухгалтерского учета, надо уменьшить.

Как мы сказали выше, ПБУ 18/02 не предусматривает случая, когда "налоговые" расходы не учитываются в бухучете. Но справиться с этой проблемой несложно. Такая постоянная разница в отличие от описанных в Положении по бухгалтерскому учету приводит к появлению постоянного налогового актива, а не обязательства.

Полученный результат отразите такой проводкой:

  • отражен постоянный налоговый актив.

Такую проводку нужно делать ежемесячно до тех пор, пока в налоговом учете вы полностью не самортизируете основное средство.

Пример 4 . Воспользуемся условиями примера 3.

ДЮСШ "Резерв" доходы и расходы по предпринимательской деятельности рассчитывает методом начисления.

А отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Амортизацию по купленным тренажерам - 989,58 руб. - бухгалтер школы включил в состав расходов при расчете налога на прибыль за октябрь 2003 г.

Основные средства некоммерческих организаций в бухгалтерском учете не амортизируются.

Поэтому в бухучете амортизацию по спортивным тренажерам (989,59 руб.) бухгалтер ДЮСШ "Резерв" не сможет списать на расходы ни в октябре 2003 г., ни в другие месяцы.

Таким образом, сумма амортизации - это постоянная разница. Она уменьшает "бухгалтерскую" прибыль и приводит к образованию постоянного налогового актива.

В течение 48 месяцев (начиная с октября 2003 г.) каждый месяц в бухгалтерском учете школы нужно делать запись:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99 субсчет "Постоянный налоговый актив"

  • 237,5 руб. (989,58 руб. x 24%) - начислен постоянный налоговый актив.

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации - это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Это важно

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

Это важно

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр.).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Это важно

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Пример 1

Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

Первоначальная стоимость автомобиля – 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) – 100 000 руб.

Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149, подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (см. письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243).

НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 «Износ основных средств» отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в пункте 19 ПБУ 6/01.

Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

При выбытии автомобиля сумма начисленного износа списывается с забалансового счета 010. Сумма добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, списывается со счета 83 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (абз. 4 п. 6 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Сумма НДС, начисленная при передаче автомобиля, относится в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Имущество, приобретенное фондом за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации в налоговом учете (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы, связанные с передачей имущества в благотворительных целях, включая сумму начисленного НДС, помещения, транспорта, канцелярская и печатная продукция) составили 50 000 руб. Акция проводится сила-ми добровольцев.

Бухгалтерский учет

Затраты НКО на проведение целевого мероприятия накапливаются на счете 20 «Основное производство». При проведении благотворительного мероприятия расходы списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, п. 29 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03-03-06/4/9).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (см. письмо Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-83).

Бухгалтерские проводки

Списана стоимость автомобиля, преданного в благотворительных целях:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 354 000 руб.

Списана сумма износа, начисленного по переданному автомобилю:

КРЕДИТ 010

– 354 000 руб.

Списан добавочный капитал, сформированный при приобретении автомобиля:

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

– 354 000 руб.

Пример 2

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– 200 000 руб.

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 118 000 руб.

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

– 168 000 руб.

Г. Джамалова, редактор-эксперт

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения. Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

- Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Постановление N 834);

- Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество - комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации .

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения , пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества , за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно ;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: - главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

- руководители структурных подразделений учреждения;

- материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

- специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты . Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков - член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, - в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением - за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями - за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии .

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых : - физический и (или) моральный износ;

- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

- длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н , решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: - Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003 );

- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004 );

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033 );

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);

- Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144 ).

Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Однако составление акта комиссии - не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!

1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно , а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы :

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;

— наименование объекта федерального имущества;

— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений ;

— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации );

— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834 .

3. Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания .

Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов. В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

5. Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п. 12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.

7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца , если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08 «О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834» согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом.

Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  • федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.
В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно .

Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 года N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  2. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  3. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 года N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»