Составление кроссворда по основным понятиям педагогики. Составление кроссворда по основным понятиям педагогики Особенности разных образовательных пространств

Педагоги часто встречают термин - образовательное пространство. Предлагается рассмотреть реальность образовательного пространства с целью управления условиями развития ребенка.

Зачем нужно понятие «образовательное пространство»

«Образовательное пространство» пока еще не научное понятие, это скорее метафора, фигура речи, призванная описать то, что не схватывается строго научным языком. Метафора образовательного пространства эвристична. Применяя к образованию пространственные координаты и показатели, мы можем совершить полезные открытия.

Как расширяется пространство жизни ребенка

Сначала посмотрим на обычное пространство жизни так, как это делает ребенок, и проследим его путь в пространство образования.

Едва покинув колыбель, дитя осваивает собственное пространство и обнаруживает, что оно включает различные места (кроватка, манеж, стул), границы (сетки, перекладины, края) и пути, по которым можно перебраться с места на место (ползком, на руках родителей, в коляске).

Места, пути и границы под разными синонимами входят в определения образовательного пространства
(Г.Н.Сериков, В.И.Гинецинский, В.А.Конев, Р.М.Юсупов, В.П.Заболоцкий, И.К.Шалаев, А.А.Веряев, Д.В.Греховодова и др.).

По мере развития, получив свободу движения, малыш исследует пространство дома, находит хорошие и плохие места, открывает новые пути и способы преодоления границ. Его пространство расширяется. Предметы и места не всегда предназначены для ребенка, который вынужден вписываться в пространство взрослых.

Под присмотром взрослых ребенок осваивает пространство двора, парка, других мест прогулок. Двор, парк, улица также не предназначены специально для ребенка. Семья обеспечивает опыт безопасного освоения территории вне дома. Пространство становится необъятным. Оно включает дороги и транспорт, улицы и магазины, театры и музеи. Это пространство жизни ребенка пока нельзя назвать образовательным, хотя он непрерывно получает уроки. Педагогические принципы, методы, содержание образования в транспорте, в магазине, в музее и дома не согласованы, часто противоречат друг другу. Образование происходит стихийно, за результаты никто не отвечает.

С 4-5 лет ребенок создает и расширяет пространство воображения . У одних оно маленькое, у других безграничное, в нем легко затеряться. Семьи часто беспомощны перед экранными технологиями вовлечения ребенка в виртуальное пространство. У подростков виртуальное пространство часто становится основным местом их присутствия.

Пространство образования

Рано или поздно ребенок попадает в пространство, специально созданное для дошкольного, а затем, школьного образования. История культуры знает эпохи, когда специализированного пространства образования не было, и дети естественно врастали во взрослую жизнь. Современное пространство образования человека высоко специализировано . Предметы, организация времени, видов деятельности детей и отношение педагогов подбираются специально и служат развитию у ребят определенных качеств.

По свойствам пространства можно догадаться, какой человек в нем образуется.

Особенности разных образовательных пространств

Пространства бывают:

  1. Дифференцированные и однородные . Допустим, в какой-то школе есть только одинаково оформленные классные комнаты, а в другой - классные комнаты со своим «лицом», лаборатории, студии, музеи, костюмерные, мастерские. Вторая школа рассказывает ребенку о многообразии мира, а первая лишь приучает к порядку.
  2. Открытые и замкнутые, даже изолированные . Дети учатся целесообразной открытости, наблюдая творческую, учебную, социальную деятельность других школ и организаций и принимая гостей в своей школе.
  3. Интегрированные (часто говорят о едином образовательном пространстве) и разобщенные . Интеграция предполагает объединение для совместных дел, а разобщенность допускает только конкурентные отношения или безразличие. Например, в одном муниципальном пространстве образования разные школы могут иметь общие проекты, сводные волонтерские отряды, большие события - праздники, фестивали, а в другом - только ссориться из-за призовых мест на конкурсах.
  4. Иерархически организованные или сетевые - вертикаль власти или разнообразные горизонтальные связи . Дети учатся ждать и исполнять, либо договариваться и распределять задачи.
  5. Реальные и виртуальные . Практика взаимодействия в физическом пространстве или встречи в пространстве Интернет (площадки совместных проектов, вебинары, консультации, вики-редактирование материалов, общие информационные ресурсы, Интернет-конференции и пр.).

Ребенок уподобляется пространству, в котором долго находится, или взрывает его. Он уподобляет привычному новые места - облагораживает их или обезображивает. Понимая это, педагоги, школы, детские сады могут качествами образовательного пространства передать детям те ценности, которые трудно передать в словах.

По горизонтали

  • 2. Через них происходит развитие ребенка. Они же являются двигателями развития ребенка
  • 5. Процесс и результат освоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства
  • 6. Ребенок от трех до восьми лет

По вертикали

  • 1. Процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, происходящих под воздействием различных факторов
  • 3. Они бывают индивидуальные и возрастные, и их необходимо учитывать в процессе развития и обучения
  • 4. Воздействие педагога на ребенка или учебно-дисциплинарная, либерально-попустительская, личностно-ориентированная модель содействия
  • 7. Двусторонний процесс взаимодействия педагога и ребенка, с целью развития познавательной активности и усвоения, присвоения способов получения информации
  • 8. Тип привязанности, при котором имеется безусловная любовь, отзывчивость и др.

3. Концепции развивающего обучения: концепция Л.В. Занкова, ориентированная на психическое развитие

Система развивающего обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»).

Единым основанием и стержнем системы Л.В. Занкова стали принципы построения учебного процесса. Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввел принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий. Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих» методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников - от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась. Так, слова «быстрый темп» стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных ее функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного «пережёвывания» уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова «быстрый темп», которые имели в виду иную организацию изучения материала.

Похожая ситуация сложилась и с пониманием педагогами третьего принципа - ведущей роли теоретических знаний. Его появление также было обусловлено особенностями методик середины XX века. Традиционная система формировала у детей - в основном репродуктивным путем - практические навыки работы с учебным материалом. Л.В. Занков поставил вопрос об осознанном овладении детьми навыками на основании продуктивной работы с теоретическими сведениями об изучаемом.

С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л.В. Занкова звучат так: обучение на высоком уровне трудности; включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции - изучение материала быстрым темпом); сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции - ведущая роль теоретических знаний); осознание школьниками процесса учения; развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.

Характерной особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед.

Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

Педагогический кроссворд с ответами на тему: Экспертиза в дошкольном образовании

Дворецкая Татьяна Николаевна
Описание: Данный кроссворд поможет закрепить педагогам понятия и термины по курсу экспертиза в ДОО.
Цель: Определение современных подходов к пониманию сущности и педагогической технологии экспертных оценок в образовании.

Вопросы по горизонтали:

1. Совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
2. Исследование, решение какого-нибудь вопроса при помощи сведущих людей, какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.
3. Разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.
4. Систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
5. Отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса.
6. Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку одного или нескольких заключений эксперта, комиссии экспертов.
7. Мотивированное экспертное суждение специалистов, выражаемое в количественном или бальном значении.
8. Процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории.

Вопросы по вертикали:

1. Непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
2. Сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы.
3. Документ, принимаемый в результате экспертной оценки.
4. Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов.
5. Реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа.
6. Комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного стандарта.
7. Степень соизмерения результатов с затратами. Один из важнейших критериев экспертной оценки.

Ответы по горизонтали:

1. Диагностика
2. Экспертиза
3. Лицензия
4. Метод
5. Этап
6. Рецензия

7. Оценка
8. Аккредитация

Ответы по вертикали:

1. Мониторинг
2. Эксперт
3. Заключение
4. Оценивание
5. Гриф
6. Аттестация
7. Эффективность


Стихотворение: «Экспертиза игрушки»

Дворецкая Татьяна
Игрушка детям верный друг
Не выпускается из рук.
И на пролет подряд все дни
Готовы с ней играть они.

Игрушек множество на свете…
И в них души, не чают дети!
Читать этикетки порою напрасно.
Бывает игрушка смертельно опасна!

Возникли сомнения? Не нужно молчать.
Экспертную оценку, лишь нужно заказать.
Избавляет от сомнений
Экспертиза с заключением.

Это не сказка, это не сон
Проверит игрушку на эталон.
На бланке специальном - ее описание
Номер протокола и дата заседания.

Заверят печатью, подпишут эксперты
Какие в игрушке ингредиенты?
Каков материал? Соответствует ГОСТу?
И все в экспертизе, не так уж и просто.

На каждый вопрос найдете ответ.
Сколько игрушка прослужит Вам лет?
Нет ли опасности? Иль скрытой угрозы?
Как переносит жару? И морозы?

Вот позади и остались этапы
Для утешения мамы и папы
Самый волнительный в жизни момент
Родители получают бесценный документ.

Паспорт игрушки и заключение
На этом закончились все приключения.
Она безопасна! Тревоги долой!
Спокойно несите игрушку домой!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!