Соотношение общества и государства. Взаимосвязь и соотношение государства и общества

После того как научная мысль начала различать такие понятия, как общество и государство, возникла проблема их соотношения. Эта проблема довольно сложна и весьма актуальна. К примеру, В.М. Корельский даже считает, что это основной вопрос в В данной статье мы попробуем разобраться в этой проблеме. Вы узнаете, каково соотношение государства и общества в различные исторические периоды, а также в современном мире.

и "государство"

Общество - это взаимодействие людей, которые преследуют частные интересы. Данные интересы весьма многообразны, порой противоположны, поэтому они нередко сталкиваются друг с другом. Общество как сложная система неизбежно приводит к созданию государства. Дело в том, что существует необходимость согласования групповых и частных интересов и выражения на их основе интереса всеобщего. Характеристика государства следующая: это политическая организация общества, которая не совпадает непосредственно с населением. Оно состоит из административного аппарата (то есть чиновников), системы различных учреждений государственной власти, а также принудительных учреждений (суд, полиция, вооруженные силы, карательные органы). Следовательно, государство - это политическая форма существования того или иного общества. А содержание данной формы определяет непосредственно социум. Однако на протяжении человеческой истории характер взаимодействия между ними был непростым. Предлагаем подробно рассмотреть соотношение государства и общества. Начнем с древних времен.

Государство для всеобщего блага

Государство в древности создавалось людьми с целью всеобщего блага. Оно было необходимо для обуздания животного страха и эгоизма, защиты от различных внешних врагов, организации производственной деятельности, обеспечения личной безопасности и порядка. Таким образом, соотношение государства и общества отмечено в этот период главенством последнего. Однако постепенно чиновничий аппарат начинает использовать власть для удовлетворения не общественных, а групповых интересов. Из-за этого соотношение государства и общества меняется. Появляются новые тенденции, о которых мы сейчас расскажем.

Особенности традиционного общества, полицейское государство

Все изменилось с развитием кастового или сословного Оно могло быть упорядочено и организовано с помощью системы насилия, которую разрабатывает государство. Последнее отождествляется в это время с организованным меньшинством управляющих (на Востоке) или собственников (на Западе), подавляющим бесправное большинство. При этом узкоклассовый интерес чиновников выдавался за всеобщий, а целью развития общества провозглашалось благо государства. В это время существовали различные его разновидности. Однако самым устойчивым являлось Этот его тип является исторически первым. Долгое время оно существовало в государствах Западной Европы и в странах Востока. и европейские монархии являются классическими его образцами. Какова же характеристика государства полицейского? Давайте разберемся.

Роль монарха в полицейском государстве

В данном случае государство в лице императора, монарха было господином, который дарует гражданам некоторые свободы и права. Всесилие его власти опиралось на якобы божественное ее происхождение. Управление обществом обеспечивал развитый бюрократический аппарат. Он обеспечивал контроль над людьми. Система карательных органов могла подавлять любое неповиновение власти. Таким было устройство государства полицейского.

Государство как общественный договор

Покрывало святости с монарха было снято в период с 17 по 18 век, когда наблюдался переход сознания от религиозного к светскому. В это время на государство перестали смотреть как на результат божественного промысла. Его начали понимать как заключенный свободными гражданами договор для удовлетворения своих общезначимых потребностей. Устройство государства теперь должно было быть таким, чтобы оно могло служить обществу. Основной его целью декларируется теперь уже совсем другая задача. Человеку должны быть предоставлены естественные права: на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью. Все эти права принадлежат каждому индивиду просто в силу его рождения. Роль государства в жизни общества заключается в их обеспечении. Осознание этого привело к новым изменениям в общественном устройстве.

Переход к правовому государству

Совершившиеся в 17-18 веках буржуазные революции во Франции, США, Англии привели к воплощению в жизнь этой идеи. Результатом данных изменений стал переход к правовому государству (второго типа) от отжившего себя абсолютистского.

Было провозглашено верховенство закона в различных сферах общественной жизни. Граждане и государство подчинены в равной степени конституции. Способом взаимосвязи индивида, общества и государства является право. К этому времени относится учреждение разделения властей, а также гарантии прав личности, неотчуждаемых от нее, и условия свободного развития каждого индивида. Провозглашается теперь взаимная ответственность перед законом личности и государства за свои действия.

Появление гражданского общества

Однако только появление зрелого гражданского общества (то есть сообщества личностей, которые способны самостоятельно, без государственного вмешательства, придерживаться разумных форм общежития, не ущемляющих индивидуальности) способно сделать государство на практике средством удовлетворения интересов общества в целом. Социальный прогресс в настоящее время зависит именно от его создания. Должно существовать развитое гражданское общество, охраняющее и расширяющее свободу каждой личности. Только оно сможет не допустить чрезмерного увеличения государственной власти. Следует сделать так, чтобы правительство было слугой, а не хозяином народа. А для этого нужно переосмыслить роль государства в жизни общества. Кроме того, люди должны осознать необходимость уважения каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о существовании гражданского общества.

Соотношение и государства

Прежде всего, первое является основой последнего. Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства. Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их.

Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как "социального целого". В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие). Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер. Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности. Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума.

С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества. Это связано с несовпадением публичных и частных интересов. Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества. Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим.

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные. Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример. Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность. Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность. Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд?

Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд. Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко. Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства?

Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции "ночного сторожа", то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов. А для большей части общества не были созданы достойные условия существования.

Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное.

Особенности социального государства

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности. Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность. В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Актуальность проблемы

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение - это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас. Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их - тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое. Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие “относительная самостоятельность государства”, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Общество - это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений межаулюдьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство - это особым образом организованный разряд людей, систематически осуществляющий управление обществом, особый вид управления этим обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.

Таким образом, государство - это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества - как внешним, так и внутренним - как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство, порожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писан, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского общества в трудах Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.

Огромную роль в исследовании гражданского общества сыграли Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс. Исследованию гражданского общества посвящено большое число научных изданий. Его исследованием занимались и продолжают заниматься сотни ученых.

Несмотря на это, его структура, признаки и институты по настоящее время находятся в стадии развития и изучения.

К каким же результатам и выводам пришли ученые на нынешнем этапе?

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает: 1)

сферу воспитания и негосударственного образования; 3)

собственность и предпринимательство; 4)

общественные объединения и организации; 5)

политические партии и движения; 6)

негосударственные средства массовой информации; 7)

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу.

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод, что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: -

добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения); -

совокупность негосударственных (т.

Е. неполитических) общественных отношений; -

производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; -

сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты:

а) основы экономических отношений;

б) основы социальных отношений;

в) основы духовно-культурных отношений;

г) основы политических отношений. ШЯ

Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство - явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества - на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху - авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Возникновения права

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. более зрелому периоду общественного развития. Для этого были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; повышение производительности труда и в связи с этим появление избыточности продукта, имущественного неравенства, возникновение частной собственности; образование военной демократии, дающей возможность быстрого обогащения, прежде всего военной верхушке во главе с военным вождем.

Существенно то, что совершенствование орудий труда привело к его разделению. Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Производимый ими продукт был другим, не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства.

Третье крупное общественное разделение труда связано с обменом, появлением металлических денег, с выделением из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями.

Все это способствовало концентрации имущества в руках немногочисленного класса, созданию существенной разницы между общим и частным, социальному расслоению общества на слои с различными противоречивыми интересами – источнику социальных столкновений.

Первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти. Это объясняется тем, что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов.

В этих условиях первобытная система власти стала терять свою значимость. Противоположные интересы различных социальных групп уже не позволяли принять решение, которое бы удовлетворяло все сообщество. Требовался новый властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других, сдерживать противоборство между различными классами. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство, обеспечивавшее относительный порядок в общественных отношениях. К тому же, посредством государственной машины обеспечивались охрана и защита собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Как видим, государство возникло как следствие (результат) развития самого общества, свойственных ему противоречий. Существенно то, что государство представляло собой средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса (Ф. Энгельс).

Новая организация производственной деятельности (появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы. «На известной, весьма ранней ступени развития общества, - отмечал Ф. Энгельс, - возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся из дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

В этой связи идет становление права – принципиально нового регулятора общественных отношений. Возникают нормы права, письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения. Следовательно, право объективно возникает на этапе становления классового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, обеспечения порядка в обществе с позиции интересов прежде всего господствующего класса. Становление права идет иным путем в сравнении с образованием родовых обычаев.

Отличие права от предыдущих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих аспектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).

14.Государство: понятие и признаки

Определить и объяснить природу государства, назвать главные его характеристики, указать основные признаки, т.е. сформулировать соответствующее понимание – одна из основных задач теории государства.

Определение. Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, осуществляющая управленческие функции на определенной территории. Или: государство – политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата).

От органов власти первобытного общества государство отличает ряд особенностей.

1 Признак «публичной» власти. Государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»). Это проявляется в существовании профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, имеющего свою материальную базу. Известно, что органы власти первобытного общества в отличие от государства функционировали по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества. Особенность публичной власти государства в том, что она не совпадает с обществом, обладает относительной самостоятельностью, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых. Публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения.

2. Распространение власти государства на определенную территорию. Территория – фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию. Иными словами, территория государства – то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция, в отличие, например, от власти, существующей в первобытном строе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

3. Признак государства – налоги, т.е. учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц в пользу государства (в казну, бюджет). Наряду с налогами взимаются различные другие сборы и государственные пошлины. Таким путем формируется материальная финансовая база, необходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии и др.

4. Государство – суверенная организация. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки, отличающие его от партий, общественных движений и иных политических организаций. В частности, государство:

Распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

Имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде гражданства или подданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны так и за ее пределами;

Обладает исключительным правом принимать законы и иные нормативные правовые акты, т.е. издавать властные обязательные предписания (юридические нормы).

Обладает монополией на легальное применение средств правового принуждения в отношении индивидов и организаций;

Имеет такие структуры, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности и т.п.).

15.Государство: сущность, содержание, социальное назначение.

Социальное назначение государства. Слово «назначение», согласно справочным изданиям, область, сфера применения кого (чего)-нибудь, цель, предназначение.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение справедливости в обществе. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиться совершенствования жизни людей (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что государство необходимо для того, чтобы поддерживать общую безопасность личности, общества. По утверждению Ж.Ж.Руссо – предназначение государства – утверждение общей свободы в рамках нравственных правовых установлений. У Канта: основное назначение государства – объединение людей под эгидой права. Марксистская теория исходила из того, что основное назначение государства – его использование для утверждения власти господствующего класса, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистического государства), подавления сопротивления определенных социальных сил, для чего создавался аппарат принуждения.

В современной юридической литературе признается, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

Устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;

Обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;

Гарантировать безопасность общества от преступных посягательств;

Защищать личность от произвола властных структур, создавать нормальные условия для всех членов общества, заботиться об определенных социальных группах населения;

Выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться согласия в обществе;

Заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;

Поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.

Содержание государства. В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего, отметим, «содержание» - понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления».

В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.

В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: « под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач». В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

16.Государственность и государство: соотношение понятий, различные авторские подходы

Государственность» -синоним «государства» в большом печатном издании. По этому поводу высказаны и иные убедительные суждения. Утверждается, что понятия «государство» и «государственность» не тождественны (не идентичны, имеют разное содержание). Государственность – понятие шире, означает сложную многоуровневую систему. В.Е. Чиркин: «государственность - широкое понятие, охватывающее государство, предгосударственные образования, имеющие место при первоначальном возникновении государства, а также национально-государственные образования. и иные автономные образования политического характера» Известно, что народы. восстанавливающие утраченную государственность (например, Германия, после IIй мировой войны), прежде всего, создаются государственные органы, имевшие место в прошлом. либо новые. Затем на их основе формируются целые государства. Понятие «государственность» используется в вводной части преамбулы КРФ, но смысл понятия не раскрывается. Государственность охватывает не только гос. структуры различных уровней, предгосударственные образования, но также институты гражданского общества, принимающие участие в реализации государственных функций. (например, общественная палата РФ, ОМС) Элементы российской государственности. В качестве центральных, основополагающих элементов российской государственности выделяют: 1. Российское государство – главный регулятор и организатор системы общественных отношений. 2. Все органы государственной власти и управления, не только на федеральном, но и на региональном уровне – уровне субъектов РФ. 3. Институты гражданского общества, поддерживающие государственную власть, способствующие реализации функций: например, общественная палата посредством которой происходит взаимодействие граждан с государством. 4. Личность, граждане РФ во взаимодействии с государственной властью. Личности принадлежит существенная роль в период избирательной кампании, без явки граждан она обречена на провал. 5. Государственная идеология – способствует целостности и единству общества. Это относительная система поддержания государственных отношений, государственной власти, идей. воззрений, предложений, с учетом которых формируется и реализуется государственное положение в обществе. 6. Правовая система с системой общегосударственных норм. Таким образом, государственность – это комплекс элементов, структур публичной власти, иных институтов. взаимодействующих с публичной властью, оказывающих давление на политику.

17.Государственная власть: понятие,признаки.

Государственная власть: понятие, свойства, отличие от социальной власти догосударственного периода.

Государственная власть – высшая управляющая инстанция, обладающая верховенством на определенной территории, принимающая законы, использующая государственный аппарат для решения существующих задач, достижения политических и иных целей.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Главное предназначение государственной власти состоит в реализации целей управления, осуществлении внутренних связей в обществе, урегулировании конфликтов. Она необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны ее жизнеспособность и функционирование.

2. Под государственной властью, как и под любой иной, подразумевается способность ее субъекта (государственного органа, должностного лица) навязать свою волю иным лицам (индивидам, организациям), управлять их действиями теми или иными средствами и методами.

3. Государственная власть базируется на организационной силе государственных органов; никакая другая власть (власть партий, религиозная и др.) такой возможностью не располагает.

4. Государственная власть публична, т.е. она осуществляется профессиональным аппаратом чиновников, реализующих ее предписания посредством возможности отдавать приказы, принимать иные акты и побуждать им повиноваться.

5. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость во вне и верховенство внутри страны. Имеется в виду то, что государственная власть выше по значимости относительно всех других организаций и общностей страны. Все они так или иначе должны подчиняться государственной власти с учетом требований законности и определенных организационных начал (регистрация уставных документов партий, иных общественных организаций в структурах Министерства юстиции и др.).

6. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и все население страны.

7. Государственная власть обладает исключительным правом на издание законов и других нормативных правовых актов

Легитимность и легальность (законность) власти – не совпадающие понятия. Легитимность означает признание власти населением как правомерной и справедливой, признание ее права на руководящую роль в обществе. Если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Следовательно, легитимность - это доверие власти со стороны населения, ее оправдание, что по сути, означает нравственную характеристику власти. Действительно, свойство легитимности выражает правильность оправданность, справедливость, другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности, установкам, ожиданиям общества, народа, людей (Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 121,122.). Именно поэтому, властвующий или претендующий на власть субъект, стремится обосновать свою власть с целью ее социального признания и соответствующей поддержке населением.


Тема № 20

«Соотношение общества и государства »

Вопросы темы:

1. Понятие и признаки гражданского общества.

2. Соотношение гражданского общества и государства

1. Понятие и признаки гражданского общества

Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важней­ших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» - это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государ­ство» - понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важней­шей категории политологии и юридических наук. «Обще­ство» - понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее цент­ральное место в системе категорий социологии. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

В античности государство и общество совпадали. Впер­вые поставил вопрос о различии государства и общества Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - содержание, государство - политическая форма общества.

Гражданское общество - это сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со сто­роны государственной власти. В пространстве гражданского об­щества индивиды реализуют свои частные интересы и осуще­ствляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и го­сударство - различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI-XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существова­ния, произошел переворот в общественной идеологии (появле­ние буржуазной этики). Второй этап (XVIII - конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наи­более развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы поли­тической жизни утверждаются принципы и ценности либера­лизма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становле­ние правового социального государства.

Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданско­го общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинако­вые нравы и воззрения, общие учреждения». Определе­ние самого Г.Еллинека следующее: «Общество, в самом ши­роком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс оп­ределил общество как «продукт взаимодействия людей».

Без общих интересов и столкновений в них общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов. Назовем признаки общества:

♦ совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием,

♦ общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,

♦ взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов,

♦ регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения,

♦ наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю без­опасность,

♦ способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

Гражданское общество это состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под кон­тролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости.

Основные признаки гражданского общества:

≈ свобода;

≈ открытость;

≈ плюрализм;

≈ правовой характер;

≈ самоуправляемость и саморазвитие.

Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

Индивид независим от государства;

Индивид является собственником;

Человеческая личность не находится под полным кон­тролем со стороны класса, сословия, семьи;

Человек сам выбирает профессиональную сферу;

Человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

Права и свободы человека признаются, соблюдаются и за­щищаются государствам;

Существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.

Открытость общества подразумевает наличие:

информационной свободы;

свободы мысли и слова;

свободы образования и воспитания;

свободы перемещения внутри страны;

свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

Плюрализм гражданского общества характеризуется:

наличием в обществе различных классов, слоев, соци­альных групп, имеющих собственные интересы;

наличием сил, выражающих данные интересы;

Свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

Развитостью, структурированностью политической системы;

Стабильностью политической системы;

Достаточным совершенством государственного аппара­та, наличием разделения властей;

Отсутствием обязательной государственной идеологии;

Наличием в обществе различных точек зрения, свобо­дой их выражения, идеологическим многообразием.

Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, осно­ванное на праве, соблюдении конституции, законов и др.

Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собст­венного воспроизводства и дальнейшего развития.

Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов, из которых основными являются следующие системы:

А) экономическая (совокупность экономических институ­тов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества - отношения собственности, производст­ва благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие эко­номические институты);

Б) политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осу­ществляется государственная власть - государство; поли­тические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между эле­ментами данной системы; политическое сознание; поли­тические нормы, традиции; право);

С) социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья - базо­вая "ячейка" общества; межличностные отношения; соци­альные общности людей, связанные общими интересами, - нации, национальности, классы, страты, социальные группы; отношения между крупными социальными груп­пами (классами, сословиями, национальностями и т.д.);

Д) информационная (совокупность непосредственно ин­формации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих ин­формационную деятельность);

Е) духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование; образова­тельные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие отношения и институты).

Приведенные системы составляют основу гражданского об­щества, в структуру которого входят также нормы, обы­чаи и др.

2. Соотношение гражданского общества и государства

Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение част­ных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского об­щества. Таким образом, гражданское общество - это сис­тема общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество - это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, обще­ственные объединения и т.д. Характерной его чертой явля­ется саморегулированность.

Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответ­ствующей структурой ценностей. Поэтому важнейшей основой гражданского общества является самосто­ятельный и полноправный гражданин. Однако для функциони­рования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в виде схемы.

Исходя из этого, гражданское общество представляет собой систему экономичес­ких, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито граждан­ское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества - жизнь, свобода, равенство перед законом, право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государ­ство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и го­сударством.