Социальное государство. Социальное государство: понятие и признаки

Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства. Их появление связано со сменой доминирования отношений го­сударство-общество на отношения государство-личность. Причем социальные функции появляются у государства толь­ко на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре произво­дительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее пер­вой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государ­ства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с дру­гой, - включение социальных функций в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и эко­номическими функциями. Только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребнос­тей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключе­ния нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уро­вень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано: создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффек­тивной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следую­щие социальные функции:

Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохране­ния и духовно-культурного развития;



Социальную защиту нуждающихся категорий;

Сглаживание социального неравенства в обществе, со­здание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для со­циального государства, но может быть выражена с различ­ной степенью интенсивности. Становление этих функций происходит не одновре­менно. Функции социального государства имеют опре­деленную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня лич­ного потребления, одновременно с социальными задачами, решают эко­номические задачи - мотивация повышения производитель­ности труда, увеличение потребительского спроса, предот­вращение социальных конфликтов и учет изменения роли че­ловека на производстве.

Современная Концепция социального государства выд­вигает на передний план взаимоотношения государства и лич­ности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свобо­ды как высшей ценности, которую государство обязано га­рантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфе­ре провозглашали экономическую свободу, автономию лич­ности в экономической сфере, не признавая при этом за го­сударством социальных функций.

Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личнос­тью дополнял обязанностью государства содействовать обес­печению социально-экономических прав или, иными слова­ми, прав человека второго поколения.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так назы­ваемых прав "второго поколения" (право на труд, на спра­ведливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т. д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, по­рождаемой рыночными отношениями. Как определить преде­лы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит, "определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕ­КОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...". В этой блестящей, фор­муле ясно выражено различие между "социалистическим" пониманием социального государства и его подлинной сущ­ностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Полная и всеобщая гармонизация принципов сво­боды и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положе­нии, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается в современных государствах, с рыночной экономи­кой, путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные про­граммы. Социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыноч­ной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реали­зация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Социальное государство - институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни. Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».

Сущность социального государства:

Социально ориентированная структура экономики;

Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое - гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;

Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);

Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;

Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;

Разработка государством социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан



Выполнение традиционных и охранных функций:

Забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);

Поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);

Охрана труда и здоровья людей;

Борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

Участие в международном контроле за обеспечением прав;

Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ. Социальное государство (от лат. общество) - это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.

Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ - соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Признаки:

Высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

Соц. ориентированная структура экономики;

Формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;

Разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;


Утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Развитое соц. законодательство;

Соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.

Функции соц. государства:

Поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья;

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;

Поощрение благотворит. деятельности (льготы);

Фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей;

Участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;

Матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожит. Минимума. Критерии социального государства:

1. Оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных соц. классов, для отдельное самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

2. Оно обязано способствовать экон. и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о соц. гос-ве.

Читайте также:
  1. DL – deadline – крайний срок сдачи работы – после DL работа принимается, но оценка снижается (20% за неделю, если не оговорено другое).
  2. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  3. I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
  4. I. Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  5. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия

Ключевые слова

Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия». Немецкие ученые выделяют такие характеристики социального государства как – высокий прожиточный минимум, социальное равенство, социальное обеспечение, общий подъем благосостояния.

Ряд характеристик, по которым государство можно отнести к социальному выделяет профессор А.Н. Аверин: «Можно сказать, что социальным является такое государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту и выполняет масштабные по своему объему социальные функции».

право на свободу человека;

право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

гарантии проведения при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека»: на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

гарантии наличия определенной социальной структуры у любого хозяйствующего субъекта, любого собственника средств производства;

гарантия создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых соглашений;



Права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

« Основная черта, наиболее рельефное выражение сущности социального государства заключается в том, что оно, концентрируя в своих руках разнообразный общественный потенциал, в первую очередь – финансовый, использует его для осуществления социальной деятельности, социальных функций, для проведения социальной политики. Смысл деятельности, обозначаемой этими близкими понятиями, состоит в решении социальных проблем, т.е. проблем, непосредственно касающихся жизни людей, условий и образа жизни членов общества и в особенности – наиболее нуждающихся слоев и категорий населения. В отношении последних социальная деятельность государства предполагает оказание им прямой материальной поддержки и помощи... Государство таким образом предоставляет им материальное содержание для удовлетворения хотя бы элементарных жизненных потребностей. ... И действительно, деятельность такого государства воплощает в себе защиту со стороны социума, общества, индивидов, граждан от реального или потенциального воздействия на них неблагоприятных факторов и ситуаций, порождаемых различными системами социального взаимодействия и образуемой ими средой».



Степень сформированности на практике принципов социального государства можно установить по уровню развитости социальной политики. В зависимости от выбранной концепции развития социального государства определились два подхода.

Одни авторы раскрывая суть концепции социального государства утверждают, что «основной признак социального государства – это система «общественных и производственных отношений, основанная на уважении и соблюдении естественных прав и свобод всех граждан, создающая условия для самореализации и свободного развития личности. ... при высоком уровне экономического развития большинство социальных проблем решается само собой, не требуя никакого участия государства. Как ни парадоксально, но подлинно социальное государство характеризуется минимальной сферой социальной деятельности, а сами социальные заботы из правила становятся исключением.

Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы». Этот подход на практике применим лишь к развитым странам и то лишь при условии, если государство устанавливает механизм перераспределения доходов в пользу тех, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решать свои бытовые и другие социальные проблемы.

Второй подход приближается к патерналистскому подходу в государственном устройстве. «Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты... В связи с формированием рыночной экономики, приватизацией большей части бывшей государственной собственности расходы бюджетной системы социального государства должны нести преимущественно социальный характер и быть направлены прежде всего на поддержку социально уязвимых сторон (индивидов, пенсионеров, семей с малолетними детьми, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев), а также на обеспечение минимальных гарантий бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения, культуры.

Политические возможности социального государства связаны с реализацией принципа субсидиарной ответственности. Основной ответственностью признается ответственность перед собой и своей семьей. Дополнительная, общественная ответственность, которую человек и его семья принимают на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. И лишь тогда ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных трансфертов передаются на тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных общественных задач».

Профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Т. С. Сулимова выделяет три признака, по которым характеризуется социальное государство:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

Г) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Как видно, два подхода существенно отличаются характеристиками социального государства. Эти резко отличающиеся концепции социального государства применимы к различным стадиям развития общества.

Реальное состояние социального государства характеризуется уровнем выполнения им социальных обязательств, соблюдения социальных стандартов. Социальные обязательства государства - законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые обещает предоставить своим гражданам, бесплатное или льготное их предоставление отдельным категориям населения. Социальный стандарт - это сложившееся представление большинства населения или определенной общественной группы о приемлемом для них уровне и качестве жизни.

Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период времени для граждан (по определенным показателям - для конкретных категорий людей). Эти гарантии выражаются через социальные нормативы и нормы. Социальные стандарты могут носить директивный или рекомендательный характер.

Социальное гос-во - это особая модель гос-го развития, для которой характерно повышенное внимание к социальным обязательствам. Появилось в 50г.г. XX в. В ответ на преодоление проблем после II Мировой войны. В широком смысле - это гос-во которое заявляет для себя важнейшей целью социальные, страховые, мин з/п. В узком - исполнение текущей социальной функции гос-ва. Если исполнение этих ф-ций приводит к появлению устойчивой системы - то мы имеем социальное гос-во в широком смысле слова.

Модели социального гос-ва.

 скандинавский;

 континентально-европейский;

 англо-американский.

 Отличаются они уровнем налогооблажения и отчислений на социальные нужды и уровнем вмешательства гос-ва - от прямых гос-ных гарантий до регулирование деятельности организаций по исполнению их социальных обязательств.

условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;



б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

Проблемы создания социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
1)
Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.
2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».
4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.
5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.
7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.
Предпосылки создания правового государства
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.
- Режим демократии, суверенитет народа.
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.
- Гражданское общество.
- Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

1. государство;
2. политическиепартии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

Государство взаимодействует с разными элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политичес­кая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д.

Государство и общественные объединения. Государство и церковь.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство , которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности

Характерными признаками социального государства являются:

1) Демократическая организация государственной власти.

2) Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3) Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства.

5) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

6) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

7) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

8) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

9) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Говоря о функциях социального государства, не следует акцентировать внимание только на собственно социальной функции. Реализуя разные по содержанию функции (политическую, экономическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и социальные задачи, ведь в каждой из них обязательно присутствует социальная составляющая. Цели, которые ставит перед собой социальное государство, достигаются не только методами социальной политики. Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций:
1) защитную функцию (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующую функцию (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, нормирование процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных про­грамм, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4) контрольно-охранительную функцию (контроль соответствия общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
Модели социального государства:Скандинавская модель социальной политики (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) предполагает выделение государством значительных средств на социальные нужды. Именно государство обеспечивает организацию образования, здравоохранения, заботу о детях и престарелых и т.п. В рамках континентальной модели государство стремится к созданию равных возможностей и условий. Главная задача состоит в помощи нуждающимся (выплата различных пособий). Так на пенсии расходуется во Франции - 46%, в Германии - 54%, на здравоохранение во Франции - 30%, в Германии - 25%. Социальная помощь: Франция - 9%, Германия - 4% от всех социальных затрат. Британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Прямая государственная помощь оказывается наиболее незащищенным слоям населения, гарантируется минимальный прожиточный уровень. Краеугольным камнем социальной политики в Великобритании является здравоохранение, затраты на которое составляют 32 % от всех расходов. Тогда как на пенсии тратится 42 %, на прямую социальную помощь – 17 %. Государство стимулирует создание и деятельность негосударственного страхования, способствует развитию различных способов повышения гражданами своих доходов.

24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека.
Система взаимоотношения государства и личности включает следующие элементы:

а) Правовые установления, связанные с принадлежнотью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства . Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом данного государства, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

б) Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина , обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных норм международного права и международных договоров.

в). Основные права, свободы и обязанности , то есть те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляющие неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся наиболее важные для субъекта и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права. Таким образом, именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.