Социальное государство, его признаки, функции. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства Правовое и социальное государство сущность признаки функции

государство, обеспечивающее определенный уровень жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей (достойное существование)

С.Г. предполагает гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости населения, охраны труда, охраны экологической среды обитания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

понятие, характеризующее современное государство, которое в отношениях с гражданским обществом решает социально- экономические, культурные и экологические задачи. Принцип социальной государственности - перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, в частности - в пользу социально слабых. С.г. - это характеристика лишь одной из сторон современного государства, которое в целом следует рассматривать как социальное правовое государство - исторически новый тип государства, в деятельности которого принцип правовой государственности (господство права, формальное равенство) конкурирует с принципом социальной государственности. Постиндустриальное общество объективно способно обеспечить всеобщий высокий уровень потребления при сохранении относительно высокой прибыли собственников средств производства. В таком обществе социальное регулирование по принципу права, без перераспределения национального дохода в пользу социально слабых, становится нецелесообразным с точки зрения экономического развития. После Второй мировой войны в большинстве развитых стран к власти приходят новые политические элиты, реализующие некоторые идеи социал-демократии, кейнсианства и неолиберализма, согласные с ограниченным вмешательством государства в дела гражданского общества. В этих странах (прежде всего в Западной Европе, в меньшей мере в США) складывается социально-правовое государство - государство постиндустриального общества, которое не только гарантирует свободу, безопасность и собственность, но и обеспечивает социальный мир и экономический рост, создает социальные гарантии (особенно в сферах занятости, образования и здравоохранения), позволяющие большинству членов общества более эффективно добиваться благополучия за счет самостоятельной активности. В юридической сфере это выражается в формальном признании государством и гарантировании его реальной политикой так называемых социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина, или прав человека второго поколения (сюда включаются права на минимум заработной платы, обеспечивающий достойное существование, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, поддержку семьи, социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, на бесплатное или социальное жилище, на бесплатное или за доступную плату образование и здравоохранение и т.п.). Признание некоторых и з этих «прав» в наиболее развитых странах начинается еще в первой половине 20 в., а после Второй мировой войны они включаются в число общепризнанных прав человека. Это государство решает также общесоциальные задачи: за счет гибкой налоговой политики поддерживает конкуренцию и способствует развитию отстающих секторов экономики, стимулирует реструктуризацию народного хозяйства; финансирует социальные программы, направленные на повышение квалификации рабочей силы, рост образовательного уровня, сохранение физического и духовного здоровья нации и тд. Лит.: Государственное право Германии. М., 1994. Т. I; Дзоазиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996. ВА. Четвернин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальное государство - институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни. Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».

Сущность социального государства:

Социально ориентированная структура экономики;

Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое - гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;

Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);

Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;

Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;

Разработка государством социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан



Выполнение традиционных и охранных функций:

Забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);

Поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);

Охрана труда и здоровья людей;

Борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

Участие в международном контроле за обеспечением прав;

Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ. Социальное государство (от лат. общество) - это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.

Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ - соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Признаки:

Высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

Соц. ориентированная структура экономики;

Формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;

Разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;


Утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Развитое соц. законодательство;

Соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.

Функции соц. государства:

Поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья;

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;

Поощрение благотворит. деятельности (льготы);

Фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей;

Участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;

Матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожит. Минимума. Критерии социального государства:

1. Оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных соц. классов, для отдельное самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

2. Оно обязано способствовать экон. и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о соц. гос-ве.

Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности, как таковой. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд исторических ограничений, существенных противоречий и даже определенную не реализуемость тех норм и принципов, которые были заложены в основание правового государства. Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаимную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее, не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов / В.И. Власов. Ростов н/Д - 2009.

Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граждан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухудшающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности - государства социального.

Понятие и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека - экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказало философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересом народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих, класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами, как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалось в конце XIX - начале ХХ в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался на протяжении 70 - 80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедливости предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных шансов на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

В целом социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой кардинально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (работу, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспечивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уровень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило представления о престижной работе и стиле проведения досуга.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель -- при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

  • 1. Демократическая организация государственной власти.
  • 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
  • 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  • 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  • 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  • 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • а) достойных условий существования;
    • б) социальной защищенности;
    • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

Исходя из этого, можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

Таким образом, социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны » .

Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами

Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей

Этимология

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк , позднее кайзер Вильгельм II , прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм ») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса » в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией .

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности - государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества » (Great Society). 16 марта того же года он направил в конг­ресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании кото­рого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он вклю­чал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд » для наиболее нуждающихся и «Медикэр » для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсиди­рования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов . Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ фе­дерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство .

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х - начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика .

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию , Нидерланды , Канаду , Швейцарию , Германию , Бельгию , а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации , глава 1, статья 7) .

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

A.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Критика

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству , так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Источники и примечания

См. также

Ссылки

  • Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. - 2001. - № 7. - С. 5-14. - ISSN 0132-0769 .
  • Кара-Мурза С. Г. Что такое социальное государство?
  • Чикалова И. У истоков социальной политики государств Западной Европы

Литература

  • Калашников С. В. Становление социального государства в России (2003)
  • Андерс Фог Расмуссен "От социального государства к минимальному",1993

Wikimedia Foundation . 2010 .

Желева Ольга Викторовна

студент 5 курса Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск

Парфенов Александр Сергеевич

научный руководитель, ст. преподаватель Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск

Процесс возникновения и становления социального государства довольно сложен. В настоящее время данное понятие можно рассматривать в нескольких плоскостях: в научной – как определенную идею и концепцию; в нормативной - как принцип, закрепленный в конституциях развитых стран мира; в эмпирической - как проявление деятельности ряда государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Впервые термин «социальное государство» был употреблен в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве . В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Ключевым звеном такого государства становятся права гражданина и гарантии, которые предоставляются государством. Немецкий правовед К. Хессе, освещая деятельность социального государства, практически полностью уподобляет социальное государство социалистическому, которое осуществляет контроль над материальной и духовной сторонами жизни общества.

Появление термина «социальное государство» связано с объективными социально-экономическими процессами, происходящими в буржуазном обществе на рубеже XIX-XX веков. В то время необходимо было определить роль государства в социальной сфере общества, распределении доходов, установлении равенства и свободы человека и гражданина. В связи с многочисленными революционными социальными потрясениями государство было вынуждено отказаться от роли «ночного сторожа» и занять активную позицию в предоставлении каждому необходимых гарантий для реализации своих прав и свобод.

В учебнике «Государственное право Германии» приводятся три подхода к решению вопроса о сущности социального государства.

Первый подразумевает под термином «социальный» - связанный с обществом, то есть государство в этом смысле ответственно за существование самого общества.

Второй подход заключается в толковании слова «социальное» как указывающего связь статуса человека с обществом, то есть термин «социальное государство» указывает на наличие обязанностей индивидов и общества по отношению друг к другу.

Третий подход наиболее полно раскрывает суть социального государства, понимая под ним организацию, помогающую слабо защищенным слоям населения, способствующая справедливому распределению материальных благ и тем самым, обеспечивающая достойной уровень жизни каждого члена общества. Таким образом, третий подход воспринял идеи и первого, и второго.

В качестве же основных элементов социальной государственности немецкие исследователи выделяют: достойный человека прожиточный минимум; смягчение и устранение социального неравенства; развитое социальное обеспечение; общий подъем благосостояния .

Германия стала первым государством, провозгласившим себя в Основном законе 1949 года социальным, что означает активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам .

Аналогичные процессы происходили и в англоязычных странах, где в научный оборот было введено понятие “Welfare State” - «государство благоденствия». В 1977 г. английские ученые Фернис Норман и Тилтон Тимоти в своей работе, вышедшей в Лондоне, «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству» выделили 3 разновидности «государства благоденствия» . Первую разновидность они назвали «позитивное государство социальной защиты», основанное на либеральных идеях и гарантии корпоративных интересов. Прототипом этой модели, по их мнению, являются США. Вторая разновидность - «государство социальной безопасности », которое обеспечивает формальное равенство граждан, а не фактическое (материальное), так каждому предоставляются равные возможности для самореализации. Его прототип - Великобритания. Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия» , которое уделяет большое внимание социальной политике, способствует реализации принципов свободы, равенства, солидарности. Этому типу соответствует Швеция.

В целом, при таких различных зарубежных подходах к пониманию социального государства можно выделить его типичные характеристики и функции.

Признаки и условия существования социального государства:

1. Демократический режим

2. Высокий нравственный уровень граждан и должностных лиц государства, то есть высокий уровень правосознания и правовой культуры всех членов общества

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий справедливому перераспределению доходов

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности в государстве в нужных областях хозяйства

5. Наличие правового государства

6. Существование гражданского общества, способствующее становлению и развитию социальной политики

7. Наличие социальных программ, ориентированных на менее защищенные слои общества

8. Стремление государства к установлению всеобщего блага, обеспечению достойного уровня жизни всех членов общества, установление справедливости в системе общественных отношений

9. Наличие развитого эффективного социального законодательства, о социальной защите населения. Например, в Германии имеется Социальный кодекс.

В качестве целей и задач, которые выполняет социальное государство можно выделить следующие:

1. Помощь социально незащищенным слоям населения посредством установления величины прожиточного минимума, государственных пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты, развития системы социальных служб.

2. Обеспечение равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

3. Обеспечение государственной поддержки лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Таким образом, определение государства как социального относится к конституционно-правовому статусу государства, предполагающее конституционное закрепление и гарантирование экономических, социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму неопределенные социальные различия.

Таким образом, социальное государство - это государство, отдающее приоритет реализации социальных функций, способствующее развитию каждого гражданина путем обеспечения достойного уровня жизни ему и его семье, такое государство, прежде всего, является новым этапом развития правового.

Список литературы:

1.Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 126-129.

2.Краснолуцкий Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления // Политика и правовое государство. - 2011. - № 5. - С. 1-14.

3.Кочеткова Л.Н. Социальное государство: опыт философского исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 160 с.

4.Скуратов Ю.И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права //Российский юридический журнал. - 2008. - № 2. - С. 24-34.