Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда. Техника безопасности на предприятии. Что такое техника безопасности на производственном предприятии. Термины охраны труда

Сложно представить охрану труда без требований и предписаний. Правила и нормы охраны труда призваны унифицировать требования безопасности, обязать работодателей их соблюдать, защитить работников от негативного воздействия производственной среды. Вся действующая система охраны труда базируется на соответствующих правилах и нормах.

Что такое охрана труда

Трудовой кодекс РФ определяет охрану труда как систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников во время осуществления трудовой деятельности. Данные мероприятия направлены на обеспечение безопасных условий труда, защиту работников от неблагоприятных факторов производства, а также постоянное совершенствование и улучшение технологий производства в сторону большей безопасности.

Требования охраны труда закреплены следующими актами:

  • Трудовым кодексом РФ (охране труда посвящен раздел X);
  • межотраслевыми и отраслевыми правилами;
  • типовыми инструкциями, утверждаемыми органами исполнительной власти;
  • инструкциями по охране труда, утверждаемыми непосредственно на предприятиях, и другими локальными актами.

Правила и нормы охраны труда: классификации

Положения об охране труда по своему содержанию делятся на следующие группы:

  • правила организации работы на предприятии;
  • техника безопасности;
  • компенсации и льготы за вредные условия труда;
  • регулирование деятельности надзорных и контролирующих органов;
  • нормы об ответственности за нарушения.

По сфере действия правила охраны труда могут быть:

  • едиными, или общими (распространяются на все отрасли хозяйственной деятельности);
  • межотраслевыми (распространяются на несколько отраслей, видов производства и оборудования, для которых совпадают правила техники безопасности);
  • отраслевыми (характерны только для определенной отрасли и принимаются соответствующим ведомством).

Порядок утверждения

Рассматриваемые правила разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

  • проводится анализ недостатков регулирования отдельных вопросов охраны труда, планируются введение новых правил, пересмотр или отмена действующих;
  • формируется техническое задание для разработки новых правил;
  • готовится первая редакция правил, собираются мнения и отзывы заинтересованных организаций;
  • на основании анализа полученных мнений составляется окончательная редакция;
  • производится согласование проекта правил с профсоюзами и органами исполнительной власти;
  • правила утверждаются уполномоченным ведомством и регистрируются;
  • правила публикуются и доводятся до заинтересованных организаций.

Ответственность за нарушения правил

Требования охраны труда являются обязательными как для работников, так и для работодателей. Лица, нарушившие данные требования, могут понести гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

Ответственность в виде возмещения причиненного ущерба или вреда может иметь место, если ущерб (вред) причинен в результате нарушения правил охраны труда.

Дисциплинарную ответственность несут работники, допустившие нарушение инструкций по охране труда, а также лица, на которых возложена ответственность за охрану труда на предприятии.

Административная ответственность закреплена в ст. 5.27.1 КоАП РФ . По данной статье назначается наказание за:

  • нарушение общих требований по охране труда, предусмотренных государственными нормативными актами (часть 1);
  • проведение спецоценки условий труда с нарушениями или ее отсутствие (часть 2);
  • допуск работника, не прошедшего инструктаж, обучение, медосмотр или медосвидетельствование (часть 3);
  • непредоставление работникам средств защиты (часть 4);
  • повторное нарушение (часть 5).

Если нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, или смерть человека, или смерть нескольких человек, должностное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны труда, будет привлечено к уголовной ответственности на основании ст. 143 УК РФ (части 1, 2 и 3 соответственно).

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда как составной части безопасности в техносфере определяют единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда

— это комплекс правовых норм, непосредственно направленных на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы прописаны в российском законодательстве, правилах техники безопасности, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств. Они включают в себя:

  • нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях;
  • нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  • нормы, устанавливающие льготы и компенсации за работу во вредных условиях;
  • нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля по охране труда;
  • нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законов о труде и правил по охране труда.

К законодательным нормативным актам прежде всего относится Трудовой кодекс (ТК) Российской Федерации.

В ТК достаточно широко представлены вопросы охраны труда (ОТ) в разделах «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда». «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых: на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

В разделе «Трудовой договор» указано, что при заключении трудового договора при поступлении на работу в документе должны быть представлены характеристики условий труда, компенсации и льготы (в случае тяжелых, вредных и/или опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общепринятых в организации), виды и условия социального страхования. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Возможно заключение договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения. Трудовой договор в этом случае заключается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. При работе в условиях наличия вредных и/или опасных факторов работодатель обязан обеспечить обучение поступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

В этом же разделе зафиксированы права и обязанности работника в области охраны труда.

Работник имеет право на рабочее место, свободное от воздействия опасных и вредных факторов: на информацию о состоянии условий его труда; на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя; на проведение инспектирования условий труда на рабочем месте соответствующими службами государственного и общественного контроля.

Работник обязан соблюдать правила и нормы: выполнять медицинские рекомендации; извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной ситуации; немедленно сообщать о несчастном случае на рабочем месте.

Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника):

  • обеспечить рабочие места, находящиеся под его контролем, безопасным для здоровья и жизни людей состоянием:
  • осуществлять за счет предприятия медицинское обследование работников;
  • проводить инструктаж по правилам и мерам безопасности, а также проводить в установленные сроки аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований ТК (в том числе по вопросам охраны труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора до увольнения с работы.

В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для данной возрастной категории.

Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию работника (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещается направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, привлекать их к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру за счет средств работодателя.

В главе «Коллективные договоры и соглашения» раздела «Социальное партнерство в сфере труда» говорится о возможности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В том же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (глава «Участие работников в управлении организацией»): каждый работник может вносить свои предложения по улучшению условий и охраны труда в своем подразделении и, в частности, на своем рабочем месте.

Значительную роль в обеспечении охраны труда играет Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации) и, таким образом, иметь право на возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.

Основным видом нормативных правовых актов по ОТ является Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий.

Отраслевые стандарты (ОСТы) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем ГОСТе.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические доку менты (положения, методические указания, рекомендации). Положения принимаются постановлением Правительства либо надзорными органами по охране труда; ими же или Минздравсоцразвития России утверждаются методические указания и рекомендации.

В соответствии с основами законодательства о труде ответственность за создание безопасных и безвредных условий груда на предприятиях возлагается на администрацию, которая обязана руководствоваться правилами по охране труда.

Правила по охране труда могут быть едиными для всех отраслей народного хозяйства, межотраслевыми. На их базе разрабатываются отраслевые правила и инструкции по охране труда, а на основе отраслевых разрабатываются местные правила и инструкции.

Координация проведения работ по разработке правил по ОТ осуществляется Минздравсоцразвития России. Правила по ОТ утверждаются на определенный срок или без ограничения срока. Типовые инструкции утверждаются центральным органом федеральной исполнительной власти с предварительной консультацией с профсоюзными органами с учетом срока действия соответствующих правил. Инструкции по ОТ должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по ОТ и не противоречить им. Учет и систематизацию межотраслевых и отраслевых правил ведет Минздравсоцразвития России, а типовых инструкций — органы федеральной исполнительной власти. Утверждение инструкций для работников учитывается службой ОТ в журнале учета.

Действия отраслевых правил по ОТ могут распространяться на другую отрасль с согласия центрального органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанные правила.

Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по ОТ осуществляют специальные уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий и их высших органов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по ОТ в отношении подчиненных им предприятий.

Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятия и их структурных подразделений, руководителей цехов (участков), бригадиров.

Выполнение инструкций проверяется при всех видах контроля.

Инструкции для работников цехов (отделов, лабораторий) на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия разрабатываются руководителями цехов, отделов, лабораторий.

Контроль и помощь в разработке инструкций осуществляет служба ОТ. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с профсоюзными органами, службой ОТ и с другими службами по усмотрению отдела ОТ.

Каждая инструкция должна иметь номер и наименование. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы (с учетом технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа):

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работы:
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончании работы.

Проверка инструкций должна проводиться не реже одного раза в

пять лет, а при работах с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года. Если правила не изменились, то должен быть отдан соответствующий приказ о продлении срока их действия.

У руководителя подразделения предприятия должны постоянно храниться комплект действующих инструкций работников всех профессий, а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия.

Инструкции могут выдаваться работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешиваться на рабочих местах или участках, либо храниться в доступном месте. Место хранения инструкций определяет руководитель подразделения.

Правила и нормы по ОТ имеют правовой характер, их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. В обязанности администрации входит проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, несут ответственность:

  • дисциплинарную - применение к виновному должностному лицу взыскания;
  • административную - применение к виновному денежных штрафов;
  • материальную - возмещение ущерба, причиненного предприятию (частичное, полное);
  • уголовную , предусмотренную УК РФ.

В соответствии с действующим законодательством четко определяется техника безопасности на производстве как один из наиболее важных элементов защиты трудящихся. В частности, законами определяется точный порядок регулирования отношений в сфере охраны трудящихся, который возникает между работниками и работодателями в различных компаниях. Основы действующего законодательства устанавливают четкие гарантии реализации права на то, чтобы каждый сотрудник получал соответствующую охрану труда, но при этом им должна соблюдаться установленная техника безопасности на производстве.

Основы

Разработка

Разработка инструкций для работников отделов, цехов и лабораторий осуществляется руководителями этих отделений на базе приказа от руководителя компании. Также помогать и контролировать процесс разработки инструкции может специализированная служба охраны труда. В конечном итоге инструкция утверждается руководителем компании после того, как будут проведены совещания с различными профсоюзными органами, службой ОТ, а также прочими службами по усмотрению отдела охраны труда.

У каждой инструкции должен присутствовать собственный номер и уникальное наименование. В типовой инструкции должны присутствовать такие разделы:

  • общие требования;
  • нормы, которые устанавливаются перед началом строительства;
  • требования в процессе работы;
  • требования при возникновении аварийных ситуаций ;
  • требования по окончанию выполнения работы.

Проверка того, как правильно обеспечивается организация техники безопасности на производстве, должна проводиться как минимум один раз в пять лет, а если речь идет о работе с повышенной степенью опасности, то не реже одного раза в три года. Если правила остаются без изменений, то в таком случае отдается приказ о дальнейшем продлении их срока действия.

Обязательный минимум локальной документации по охране труда и технике безопасности обязана иметь каждая организация. При подготовке к проверке трудовой инспекции этот факт является главенствующим. Расчет стоимости данной услуги производится индивидуально для каждого заказчика. Итоговая цена определяется исходя из общего числа работников и текущего состояния дел. Начинается от 10000 рублей. Срок разработки составляет от 3 дней.

Кому нужна документация по охране труда?

Согласно статьи 212 ТК РФ каждый работодатель обязан обеспечить безопасность своих подчиненных во время исполнения ими своих трудовых функций. Осуществить это можно лишь реализуя все установленные мероприятия по охране труда, ориентированные на упреждение опасных ситуаций, управление наиболее вероятными рисками и искоренение причин аварийных ситуаций и травматизма среди персонала. В свою очередь документация по охране труда является первоочередным инструментом, регламентирующим и координирующим порядок реализации данных мероприятий.

Для чего нужна документация по охране труда?

Ключевая задача комплекта локальных документов по охране труда - это создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах. Безопасные условия труда - это залог сохранности здоровья и жизни сотрудников. Конечно же, добиться минимизации либо полного упреждения несчастных случаев во время работы непростая задача. Элементарное скачивание с интернета перед приходом инспектора документов с соответствующими названиями и стандартным содержанием здесь не поможет. Для этого требуется грамотное и квалифицированное составление требуемого комплекта по охране труда в соразмерности с видами осуществляемой деятельности. Локальные нормативно-правовых акты д должны не просто храниться в организации,- их содержанием нужно постоянно руководствоваться во время работы.

Следующая задача, которую можно решить при наличии актуальной и работоспособной документации технике безопасности - это оптимизация расходов организации на охрану труда. Это можно сделать:

  • установив минимальный (но достаточный) уровень бесплатного обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;
  • определив экономный (но адекватный) объем периодических медицинских обследований персонала;
  • минимизировав либо полностью устранив воздействие вредных факторов трудовой среды на работников (при проведении спецоценки позволит установить допустимый класс условий труда и освободит от уплаты дополнительных страховых взносов, а также от необходимости установления работникам дополнительных гарантий и компенсаций);
  • выполнив все действующие законодательные требования (что гарантирует отсутствие административных штрафов после проверок гострудинспекции).

Следует отметить, что наличие в организации комплекта документов по охране труда, отвечающего всем действующим требованиям законодательства, является первостепенным подспорьем для успешного прохождения проверок. Дело в том, что отсутствие либо несовершенство документации технике безопасности является самым распространенным основанием для наложения административных штрафов на работодателей. Связано это в первую очередь с обширностью и многогранностью существующей законодательной базы, для учета и правильного применения которой требуются знания и опыт квалифицированных специалистов. В соответствии с этим даже Государственная инспекция начала делать больший акцент на документарные проверки, существенно снизив количество выездных проверок. Инспекторам достаточно запросить у проверяемых работодателей соответствующий пакет документов, в котором, как правило, обнаруживается целый ряд недочетов. Выявленные несоответствия служат достаточным основанием для наложения солидного административного штрафа без необходимости выезда инспектора непосредственно на территорию проверяемой организации.

Почему отсутствие либо неполноценность документации по ОТ является самым частым нарушением?

Нормативная правовая база очень объемна. Не существует единого сборника законодательных требований, которые могли бы распространяться на каждого конкретного работодателя. Обусловлено это, конечно же, разнородностью видов осуществляемой работодателями деятельности, оказываемых услуг, применяемых технологических процессов и оборудования.

Для того чтобы определить перечень распространяемых требований для каждой конкретной организации, необходимо обратиться к огромному множеству существующих правил, приказов и постановлений различных министерств, федеральных служб и ведомств. Сделать это под силу далеко не каждому специалисту по охране труда. А о руководителях компаний, обремененных куда более важными и неотложными управленческими и стратегическими задачами, провоцирующими постоянный дефицит свободного времени, и вовсе говорить не приходится.

Но все же, из-за необходимости экономить фонд заработной платы многие владельцы компаний принимают следующие решения:

  1. Самостоятельно заниматься (разработкой документации в том числе). Но из-за хронической нехватки времени не могут уделить данному вопросу должного внимания.
  2. Возложить ответственность на одного из штатных сотрудников (не имеющих соответствующего опыта и квалификации по данному направлению). Естественно качество выполнения означенной функции данным сотрудником оставляет желать лучшего.
  3. Принять в штат специалиста, которого бы устроил (мягко скажем) не очень высокий уровень заработной платы. Как показывает практика, подобные специалисты (без обоснованных зарплатных амбиций) либо не имеют достаточно опыта, либо не планируют прилагать к работе необходимых усилий.

Каждая из вышеозначенных ситуаций в подавляющем большинстве случаев приводит к некачественному исполнению обязанностей по охране труда (составлению документов в том числе), что провоцирует наложение административных взысканий.

Почему выгодно обращаться за помощью к специализированным компаниям?

Во-первых, это более экономично. Даже подыскав к себе в штат достаточно опытного и «недорогого» специалиста, в конечном итоге работодатель потратит на его содержание существенно больше. На разработку всей необходимой документации (при условии ее актуальности и работоспособности) штатному специалисту по охране труда потребуется несколько месяцев, в течение которых ему необходимо платить зарплату.

Во-вторых, привлечение зарекомендовавшей себя специализированной компании - это гарантированное качество конечного результата. Дорожащие своей репутацией контрагенты приложат максимум усилий для удовлетворения запросов Заказчика. Более того, Вы всегда сможете обратиться за дальнейшим (постоянным) сопровождением по охране труда, гарантирующим Вашей организации квалифицированное и своевременное выполнение всех работ не только по технике безопасности, но и по ГОЧС, экологии и промышленной безопасности.

Какой обязательный минимум по охране труда должен быть в каждой организации?

Весь комплект обязательных локальных документов по охране труда можно систематизировать в три группы:

  1. Приказы и планы.
  2. Положения, перечни, программы и списки.
  3. Инструкции и журналы.

Название документа

Основание

Группа 1

План мероприятий

Приказ Минздравсоцразвития Росссии от 01.03.2012 г. № 181н

Приказ о возложении (распределении) обязанностей

Статья 217 ТК РФ

Приказ об организации обучения и о формировании комиссии по проверке знаний работников

Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29

Приказ о назначении ответственных лиц за проведение инструктирования работников

ГОСТ 12.0.004-2015

Приказ о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений и т.д.

Статья 212 ТК РФ

Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность

Приказ об учреждении аттестационной комиссии по электробезопасности

ПТЭЭП от 13.01.2003 г. № 6

Группа 2

Положение о систему управления охраной труда (СУОТ), включающее в себя следующие разделы:

Положение о медосмотрах;

Положение об обеспечении работников СИЗ;

Положение об организации обучения.

Статья 209 ТК РФ;

Программа вводного инструктирования

Постановление № 1/29

Программа первичного инструктирования

Постановление № 1/29

Программа обучения специалистов и работников рабочих профессий

Постановление № 1/29

Программа присвоения I группы по электробезопасности

Перечень полагающихся работникам СИЗ;

Перечень профессий для которых выдача СИЗ предусмотрена

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н;

Статья 212 ТК РФ.

Перечень работ повышенной опасности

ПОТ РО 14000-005-98

Перечень полагающихся работникам смывающих и обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н

Перечень профессий, которым необходимо иметь I группу по электробезопасности;

Перечень профессий, которым нужно иметь II и выше группу по электробезопасности

Список контингентов сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям

Поименный список сотрудников подлежащих ПМО

Приказ Минздарсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н

Группа 3

Инструкции по ОТ для всех имеющихся профессий работников и видов работ

Статья 212 ТК РФ

Инструкция о противопожарном режиме в организации и о предписанных действиях работников во время пожара

Правила ППР РФ от 25.04.2012 № 390

Журналы регистрации:

Результатов вводного инструктирования;

Первичного и повторного инструктирования на рабочем месте;

Противопожарного инструктирования;

Регистрации случаев травматизма;

Учета присвоения I группы по электробезопасности

ГОСТ 12.0.004-2015;

НПБ 645-2007;

Какое административное наказание предусмотрено за отсутствие локальной документации по охране труда?

Отсутствие документов по охране труда лишает работодателя возможности подтверждения реализации обязательных мероприятий, в соответствии со статьей 5.27.1. КоАП РФ может повлечь наложение следующих штрафных санкций:

  1. За неисполнение установленных нормативов:
    • на ИП и ответственных лиц - от 2000 до 5000 рублей;
    • на юрлиц - от 50000 до 80000 рублей.
  2. За допуск к работе не аттестованных работников, либо без прохождения медосмотра:
    • на ИП и ответственных лиц - от 15000 до 25000 рублей;
    • на юрлиц - от 110000 до 130000 рублей;
  3. За не обеспечение сотрудников СИЗ:
    • на ИП и должностных лиц - 20000 до 30000 рублей;
    • на юрлиц - от 130000 до 150000 рублей.

Деятельность предприятий, как правило, требует привлечения наемного труда большого количества работников. Заботу о жизни и здоровье трудящихся законодательство РФ возлагает на соответствующих работодателей. Охрана труда на предприятии должна отвечать определенным требованиям, нормативно установленным в ТК РФ и подзаконных актах. Четкое исполнение данных обязанностей позволяет значительно сократить количество производственных заболеваний, травм, несчастных случаев на предприятии.

Охрана труда и техника безопасности на предприятии

Перечень основных обязанностей работодателя в этой сфере содержится в ст. 212 ТК РФ . Одной из них являются установление на предприятии системы охраны труда и управление ею.

Такая система представляет собой утвержденный на предприятии комплекс взаимозависимых элементов и соответствующих целей безопасности на производстве, а также способов их реализации.

Работодатель, приступая к созданию этой системы, может столкнуться с вопросами, как правильно сформировать систему по охране труда на предприятии и с чего начать.

Ответить на эти вопросы позволят соответствующие нормативные правовые акты, а именно:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ);
  • Порядок , утв. Минтрудом и Минобразования России 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок);
  • Типовое положение , утв. Минтрудом 19.08.2016 N 438н (далее - Типовое положение).

Трудовой кодекс и другие НПА по охране труда

За счет такой оценки работодатель имеет возможность достичь высоких показателей в обеспечении безопасности на производстве, т.к. оценка позволяет определить негативные факторы на предприятии и уровень их влияния на работников. Вопросы проведения такой оценки регулирует Закон № 426-ФЗ .

Кроме того, работодателю пригодятся рекомендации Минтруда от 08.02.2000 по организации службы охраны труда, т.к. ст. 217 ТК РФ обязывает работодателей, использующих на производстве наемный труд более 50 работников, организовывать службу (или штатную единицу специалиста) охраны труда на производстве.