Соблюдение транспортной дисциплины сотрудниками овд. О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел республики татарстан. Предупреждение и профилактика нарушений

Приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан
от 28 января 2004 г. N 44
"О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий
и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел
Республики Татарстан"

Несмотря на проводимую работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий и укреплению транспортной дисциплины в органах внутренних дел Республики Татарстан, положение дел на местах по-прежнему продолжает вызывать серьезную озабоченность.
Так, в течение 2003 года с участием сотрудников органов внутренних дел республики произошло 221 дорожно-транспортное происшествие, из них 104 - на служебном автотранспорте. По вине сотрудников ОВД совершено 75 дорожно-транспортных происшествий, из них на служебном автотранспорте - 29. В 17 случаях сотрудники органов внутренних дел совершали ДТП, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершено сотрудниками УВД г.Казани, Московского РУВД г.Казани, УВД г.Набережные Челны, УВД г.Нижнекамска, Высокогорского и Мамадышского РОВД, а в разрезе служб - сотрудниками ППСМ, ГИБДД, БЭП и уголовного розыска.
Особую тревогу у руководства МВД республики вызывает рост числа фактов гибели сотрудников в дорожно-транспортных происшествиях с 16 в 2002 году до 20 человек в 2003 году. Кроме того, в истекшем году в ДТП с участием сотрудников ОВД республики погибло 8 и ранено 101 гражданское лицо.
Указанные факты свидетельствуют об игнорировании сотрудниками указаний и требований МВД Республики Татарстан о соблюдении дорожно-транспортной дисциплины, отсутствии со стороны руководящего состава целенаправленной воспитательной работы с подчиненными, недопонимании ими общественной негативности последствий высокой аварийности служебного автотранспорта ОВД, особенно связанной с гибелью и ранением сотрудников и гражданских лиц.
На основании вышеизложенного и в целях дальнейшего упорядочения и совершенствования работы с личным составом по укреплению дорожно-транспортной дисциплины приказываю:
1. Начальникам управлений и отделов МВД РТ, органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан считать проведение повседневной целенаправленной работы по укреплению транспортной дисциплины и недопущению дорожно-транспортных происшествий среди личного состава важнейшей частью управленческой деятельности.
2. Начальникам органов и подразделений внутренних дел в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий и укрепления транспортной дисциплины:
2.1. Планировать конкретные мероприятия по профилактике нарушений транспортной дисциплины, отражая их в соответствующих разделах Плана основных организационных мероприятий органа внутренних дел на каждое полугодие.
2.2. Ежеквартально рассматривать на оперативных совещаниях вопросы состояния транспортной дисциплины во вверенном подразделении.
2.3. Не реже двух раз в год организовывать сдачу сотрудниками, эксплуатирующими служебный автотранспорт, экзаменов на знание Правил дорожного движения в МРЭО ГИБДД.
2.4. Ежеквартально проводить собрания водительского состава и сотрудников, имеющих индивидуальный автомототранспорт, на которых информировать о состоянии дорожно-транспортной дисциплины, причинах ДТП и их последствиях, а также принимаемых к нарушителям мерах.
2.5. Сотрудников, задержанных за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, увольнять из органов внутренних дел в соответствии с Законом РФ "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы на увольнение представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.
2.6. Взять на особый контроль суточный пробег автотранспорта и использование установленных лимитов расхода горюче-смазочных материалов. В случае использования служебного транспорта в личных целях виновных привлекать к строгой дисциплинарной и материальной ответственности.
2.7. Организовать проведение с инспекторским составом подразделений ГИБДД занятий по обучению методике выявления нарушителей Правил дорожного движения среди сотрудников, акцентировав особое внимание на обязательном медицинском освидетельствовании сотрудников при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение.
2.8. Обучение водителей Правилам дорожного движения организовать отдельной учебной группой в системе служебной подготовки, уделяя особое внимание глубокому изучению и приобретению навыков эксплуатации транспортных средств в сложных дорожных и погодных условиях, для чего привлекать квалифицированных инструкторов и опытных сотрудников ГИБДД.
2.9. Обеспечить периодический действенный негласный контроль со стороны руководства ОВД за работой милиционеров-водителей на линии.
2.10. Возложить на дежурные части ОВД контроль за выездом и своевременным возвращением служебного транспорта.
2.11. Взять на контроль прохождение медицинского освидетельствования водителей перед выездом. Проводить ежедневные инструктажи водительского состава, оформить в местах проведения инструктажей фотостенды (при отсутствии технической возможности - фотоальбомы) под условным названием "Этого могло не случиться" с фотографиями ДТП.
2.12. Иметь постоянно обновляемые списки сотрудников, имеющих личный автотранспорт, или пользующихся им по доверенности. При проведении плановой воспитательной работы с данной категорией сотрудников особое внимание уделять соблюдению ими дорожно-транспортной дисциплины.
2.13. Лично рассматривать и утверждать результаты служебных проверок по всем фактам ДТП, грубого нарушения сотрудниками ПДД и выходу служебного транспорта из строя, принимать жесткие меры дисциплинарного воздействия к виновым лицам и их непосредственным руководителям, не обеспечившим проведение должной профилактической работы. Заключения служебных проверок и приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.
2.14. Каждый случай совершения дорожно-транспортного происшествия по вине сотрудников, а также факты грубого нарушения Правил дорожного движения обязательно выносить на обсуждение общественных формирований либо рассмотрение аттестационно-кадровой комиссией ОВД.
2.15. Ввести в практику обязательное поощрение водительского состава по итогам календарного года за безаварийную эксплуатацию служебного автотранспорта и неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения .
3. В целях улучшения организации контроля за эксплуатацией и использованием автотранспорта в структурных подразделениях аппарата МВД РТ, органах и подразделениях внутренних дел Республики Татарстан запретить:
3.1. Использование служебного автотранспорта в личных целях и во внеслужебное время.
3.2. Парковку служебного автотранспорта горрайорганов не на территории дислокации подразделения (для аппарата МВД РТ - вне АТХ МВД РТ) без соответствующего письменного разрешения руководства МВД РТ.
3.3. Управление служебным автотранспортом:
- сотрудниками любого руководящего ранга без водительских прав и без соответствующей категории допуска;
- сотрудниками, включенными в "группу риска" и склонными к злоупотреблению спиртными напитками;
- со специальной цветографической окраской водителями-сотрудниками в гражданской одежде.
3.4. Следование сотрудников в служебные командировки на попутном и личном транспорте, кроме случаев крайней необходимости или невозможности использовать служебный либо общественный транспорт.
4. Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.):
4.1. Ежеквартально анализировать состояние транспортной дисциплины в горрайорганах внутренних дел республики и службах министерства. По результатам анализа направлять соответствующие обзоры с указанием основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий и дальнейших мер по их недопущению.
4.2. Исключить восстановление на службу в органах внутренних дел сотрудников, ранее допускавших грубые нарушения транспортной дисциплины.
4.3. Продолжить практику заслушивания руководителей подразделений, где создана либо намечается неблагоприятная обстановка с соблюдением сотрудниками транспортной дисциплины. В особых случаях заслушивание проводить на заседании центральной аттестационной комиссии МВД Республики Татарстан.
4.4. Обеспечить проверку сотрудниками Управления кадров МВД РТ в период плановых служебных командировок своевременного и качественного исполнения на местах требований данного приказа.
5. Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Минниханову Р.Н.), Управлению материально-технического и хозяйственного обеспечения (Фарвазову Р.Г.), Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.) в периоды сезонного ухудшения дорожных условий, но не реже двух раз в год проводить месячники безопасности дорожного движения в органах и подразделениях внутренних дел республики, в ходе которых:
5.1. Проводить внезапные проверки состояния транспортной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел согласно разработанным графикам и планам-заданиям.
5.2. Требовать от руководства подразделений незамедлительного и исчерпывающего принятия всего комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий, предусмотренных данным приказом.
5.3. Ограничивать до минимума целевые выезды сотрудников в плановые командировки на служебном автотранспорте, используя для этих целей общественный транспорт междугороднего сообщения.
5.4. Рекомендовать сотрудникам воздержаться от поездок на личном транспорте в данный период.
6. Возложить на руководителей структурных подразделений органов внутренних дел РТ и аппарата министерства персональную ответственность за состояние транспортной дисциплины в подчиненных службах, а также за действенность мер по предотвращению фактов чрезвычайных происшествий, связанных с эксплуатацией автотранспорта. Привлекать к дисциплинарной ответственности непосредственных начальников служб, чьи подчиненные допустили грубые нарушения транспортной дисциплины с тяжелыми последствиями, в исключительных случаях вплоть до освобождения от занимаемой должности.
7. Признать утратившим силу приказ МВД РТ от 3 сентября 1999 года N 420 "О неудовлетворительном состоянии транспортной дисциплины среди личного состава органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан". Указания МВД РТ и отдельных подразделений аппарата Министерства, регламентирующие организацию работы по профилактике транспортной дисциплины, применять в части, не противоречащей данному приказу.
8. Контроль за выполнением данного приказа по курируемым направлениям возложить на заместителей министра внутренних дел Республики Татарстан (А.В.Вайда, Д.Р.Динниулов).
9. Приказ объявить всему личному составу органов и подразделений МВД РТ.

Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий проводятся профилактические работы. Они заключаются в организации теоретической и практической части для разных возрастных групп.

Формы и методы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Работы по профилактике дорожных происшествий проводятся для детей детсадовского и школьного возраста, а также участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров.

Каждый человек должен знать правила поведения на дороге для предупреждения аварий и их последствий.

Разработано несколько форм и методов проведения работ по профилактике ДТП:

  1. Проведение разъяснительных бесед с разными категориями граждан с целью напомнить о правилах поведения на дороге и при управлении автомобилем.
  2. Предоставление информации и наглядных примеров, с применением печатных изданий, СМИ и других изделий. Данная форма помогает оценивать обстановку на дороге в различных ситуациях и находить решение возникших проблем. Предоставление наглядных примеров стимулирует на соблюдение правил дорожного движения и адекватное поведение за рулем автомобиля.
  3. Проведение бесед с отдельными категориями граждан, нуждающихся в особом внимании. К ним относятся дети, инвалиды, водители общественных транспортов, военнослужащие и другие лица. Для каждой категории граждан разрабатываются отдельные уроки, учитывая специфику работы и возраста.
  4. Проведение семинаров, тренингов, конференций и других мероприятий с целью изучения правил поведения на дороге. На них рассматриваются конкретные ситуации, способы разрешения проблем. Обязательно рассматривается статистика произошедших ДТП и причины.

За порядок на дорогах несут ответственность несколько служб, которые и проводят работы по профилактике ДТП с населением.

К ним относятся организации:

  • дорожная полиция;
  • ГИБДД;
  • МРЭО;
  • страховые компании.

Каждая из перечисленных организаций заинтересована в уменьшении количества ДТП и соблюдении правил дорожного движения. Поэтому ответственность за проведение профилактических работ возлагается на плечи представителей данных служб.

Для водителей личного транспорта

Водители, как основные участники дорожного движения, должны соблюдать ПДД в полной мере и уметь контролировать ситуацию на дорогах.

Для обеспечения человеческой безопасности, проводится ряд профилактических мер:

  1. При регистрации транспортного средства в МРЭО каждому собственнику выдается памятка с указанием правил поведения за рулем. Информация регулярно обновляется с учетом изменений в законодательстве.
  2. Госавтоинспекция делает почтовую рассылку материалов, напоминающих о правилах дорожного движения и действиях на дороге.
  3. Дорожные службы несут ответственность за размещение плакатов и баннеров на дороге для предупреждения об опасности.
  4. При незначительных нарушениях ПДД сотрудник дорожной полиции должен указать водителю на его ошибки и рассказать о правилах поведения на дороге.

Граждане могут и самостоятельно устроить митинг на тему «ПДД». Для этого проводятся массовые сборы с использованием дорожных знаков.

Совместный рейд позволит объяснить другим участникам движения о важности соблюдения правил во время движения. Безусловно, данный способ воздействия работает не на всех, но часть граждан задумается над собственной безопасностью.

Среди сотрудников полиции

На сотрудников полиции возлагается ответственность за соблюдение ПДД и проверку участников движения. В случае нарушения требуется остановить водителя и указать на сделанные ошибки.

Для этого требуется в совершенстве знать правила дорожного движения, что достигается благодаря проведению различных мероприятий:

  1. Конференции и тренинги с целью изучения статистики произошедших ДТП и наиболее частых причин аварии.
  2. Тренинги по работе с водителями.
  3. Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве.
  4. Практическое изучение местности для выявления наиболее опасных участков.
  5. Среди руководства – контроль за установкой дорожных знаков, регулирование движения на сложных участках.

Для водителей общественного, грузового транспорта

Водители общественного транспорта несут ответственность за жизни перевозимых людей, поэтому к их квалификации предъявляются особо строгие требования.

Руководством проводятся регулярные проверки уровня профессионализма, знаний ПДД. Профилактика аварий осуществляется на территории автобусного парка. От руководства требуется проверка потенциальных водителей на ответственность и сознательность.

Для предупреждения аварий на дорогах с водителями общественного транспорта проводятся профилактические мероприятия на знание ПДД и умение контролировать ситуацию на дорогах.

Работники автобусного парка должны действовать в рамках существующих правил, не допуская ошибок на дороге.

Водителей грузового транспорта обучают правилам перевозки тяжелых грузов, чтобы в процессе езды габаритные предметы не выпали из автомобиля. Также необходимо знать, по каким дорогам разрешено ездить грузовому транспорту.

Например, запрещается перевозить по городу взрывоопасные и высокотоксичные вещества. Проводятся теоретическое и практическое изучение правил дорожного движения.

Водители грузовых транспортов должны знать правила поведения на дорогах и меры по предотвращению ДТП. Также они несут ответственность за сохранность грузов и их качественное закрепление в грузовом отсеке.

Габаритные предметы при падении могут не только разбиться, но и привести к серьезной аварии на дороге.

Для военнослужащих

Каждый военнослужащий, управляющий специальной техникой на территории города, должен знать правила управления транспортом и дорожного движения. Для проверки знаний проводятся различные тесты, экзамены, аттестации и конкурсы.

Военнослужащие должны уметь контролировать ситуацию на дорогах, предупреждать ДТП, когда требуется вмешательство сотрудника МВД.

Они имеют право указывать водителя на сделанные нарушения и объяснять правила управления автомобилем новичкам.

Каждому сотруднику военных структур даются определенные знания, которые проверяются на экзаменах. Тестирование могут проводить различные структуры: МЧС, УФМС, ГИБДД.

Проводимые мероприятия повышают ответственность и сознательность военнослужащих в плане предупреждения дорожных происшествий.

Изучение правил дорожного движения и поведения за рулем личного транспорта актуально для военных гарнизонов. На территории закрытых городков также важны меры по профилактике ДТП.

Они проводятся для реализации целей:

  1. Предупреждение аварий и нарушений ПДД во время управления служебным транспортом.
  2. Минимизирование использования служебной техники на территории жилых населенных пунктов.
  3. Безаварийное использование военной техники и автотранспорта.
  4. Повышение уровня квалификации и знаний водителей.

Профилактика ДТП с участием детей

Профилактика ДТП с участием детей – особо важное мероприятие, направленное на обучение правилам поведения на дороге, контроля ситуации со стороны пешеходов.

Они организацию с учетом развития детской психики и осведомленности в правилах дорожного движения. Особое значение имеет форма проведения мероприятий.

Специалистами было доказано, что обычное прочтение буклетов не дает положительный эффект. Школьники, прочитав информацию, не вникают в нее и редко следуют указанным советам.

И чтобы профилактические меры имели ожидаемый результат, мероприятия проводятся в школах, больницах, театрах.

Для детей мероприятия организовываются в игровой форме, ставятся сценки с участием школьников, снимаются фильмы.

Теоретическая часть должна закрепляться практическим руководством. Для этого детям показывают примеры поведения на дороге, изучаются различные ситуации, создающие опасность ДТП.

После проведенных мероприятий может проводиться тестирование для анализа полученных знаний.

Изучение необходимо начинать с раннего возраста. В детских садах изучаются дорожные знаки, правила пересечения проезжей части. В школе применяется статистика ДТП, изучаются причины аварий.

Профилактика ДТП может проводиться с использованием различных технических средств, необходимых для предотвращения аварий.

К ним относится:

  1. Детские автокресла. Школьникам рассказывают, для чего предназначены кресла в автомобиле. Указывается на необходимость защиты во время движения. Ребенок должен знать, что пристегиваться важно каждый раз, чтобы быть защищенным на случай аварии.
  2. Светоотражающие материалы. На одежде в темное время суток должны быть светоотражающие детали. Они позволяют водителям увидеть ребенка, передвигающегося вдоль дороги или по пешеходному переходу.
  3. Обучающие центры. Во многих городах страны функционируют специализированные обучающие центры, в которых изучаются ПДД. Проводится не только теоретическая часть, но и практическая, с использованием симуляторов.
  4. Игры. Специализированные интернет-клубы в игровой форме предлагают детям на время стать сотрудниками дорожной полиции. Это позволяет детально изучить дорожные знаки и выявлять нарушения.

Аварии с участием детей случаются очень часто, немало маленьких жизней забирают ДТП, произошедшие по неосведомленности пешеходах в правилах поведения на дорогах и пассажиров в автомобиле.

Для уменьшения смертности на мероприятиях должны присутствовать ребята всех возрастов.

На предприятии

На предприятиях различного типа с использованием автотранспортных средств обязательно проводятся мероприятия по профилактике ДТП с участием сотрудников.

Они организовываются при приеме нового водителя на работу и с определенной периодичностью (например, ежегодно). После мероприятия руководитель проверяет уровень знаний сотрудников методом тестирования или экзаменования.

На предприятии проводятся мероприятия:

  1. Проведение исследования дорог на предмет отсутствия факторов, способных провоцировать ДТП.
  2. Контроль соблюдения правил ДД во время движения.
  3. Проведение осмотра авторанспортных средств перед выездом.
  4. Проведение мероприятий для повышения квалификации водителей.
  5. Проведение бесед и тренингов по влиянию аварий и нарушений ПДД на развитие предприятия и заработную плату водителей.

С целью стимулирования работников предприятия на соблюдение ПДД и безаварийную езду, руководство может делать награждения водителей, отличающихся аккуратностью вождения. Это могут быть грамоты, финансовое поощрение, повышение в должности и т.д.

С участием мототранспорта

В летний период, когда на дорогах появляется большое количество автотранспорта, органами ГИБДД проводятся мероприятия по профилактике ДТП.

К ним относится:

  • размещение информации на информационных ресурсах, в социальных сетях;
  • рассылка буклетов и памяток;
  • выступление в телевизионных передачах;
  • предупреждение водителей посредством остановки сотрудниками дорожной полиции.

Мероприятия могут проводиться в образовательных учреждениях, на массовых сборах населения. Во многих городах размещаются баннеры со статистикой ДТП.

На ЖД переездах

Правила поведения водителей вблизи железнодорожных переездов указываются в памятках, выдаваемых при регистрации автомобилей. Дополнительно размещаются баннеры в непосредственной близости от переездов.

Эффективность мероприятий повышается при указании на последствия неправильного поведения посредством фотографий ДТП.

Предупреждение травматизма

Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.

В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:

  • переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
  • езда на красный свет светофора;
  • превышение допустимой скорости автомобиля;
  • управление автомобилем в нетрезвом виде;
  • неисправность подушки безопасности;
  • непрестегнутый ремень безопасности;
  • разговоры по телефону во время езды;
  • неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.

Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:

  1. Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
  2. Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
  3. Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
  4. Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.

Если случилась авария, нужно помочь пострадавшим людям, вызывать бригаду скорой помощи. Также не отказывается от осмотра врачами на предмет незначительных повреждений, которые могут в дальнейшем негативно сказаться на здоровье.

Роль родителей

Несмотря на то, что проводится профилактика ДТП в школе, родители должны предпринимать меры по предупреждению аварий с участием детей.

В соответствии с приказом МВД России от 1 февраля 2007 г . № 120 осуществляется комплексное реформирование системы воспитательной работы с личным составом МВД России, которое, в частности, должно обеспечить выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года о восстановлении доверия к милиции со стороны населения.

Необходимо повысить уровень профессионализма, правовую культуру сотрудников, решительно избавляться от коррупционеров, превративших службу в источник доходного бизнеса. Решение этих задач предполагает усиление контроля за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел.

Деятельность по реформированию системы воспитательной работы принесла уже некоторые положительные результаты. Так, в целом по России в 2007 году было выявлено 141 тысяча 417 нарушителей служебной дисциплины, что на 3,4% меньше, чем в 2006 г ., за дисциплинарные проступки, влекущие нарушения законности привлечено к ответственности 40 тысяч 39 сотрудников.

По-прежнему криминальная активность личного состава не снижается и образует значительный массив «преступности в сфере борьбы с преступностью» . Она характеризуется преобладаниемдолжностных преступлений и преступлений против правосудия , за совершение которых в 2007 г . привлечено к ответственности 3007 сотрудников из всех 4367 лиц, подвергнутых уголовному преследованию.За превышение должностных полномочий привлечено к ответственности 1420 сотрудников,за злоупотребление должностными полномочиями - 716,за получение и дачу взяток - 764 сотрудника .

В 2007 г .за общеуголовные преступления привлечен к ответственности 1669 сотрудник органов внутренних дел, в том числе из них -за убийство - 37,за кражи подверглись уголовному преследованию 120 сотрудников,за грабежи - 98,за разбои - 44 сотрудника. Среди общеуголовных деяний преобладаютпреступные нарушения правил безопасности дорожного движения , по-прежнему сохраняющих негативную динамику роста: 2005 г . - 1808, 2006 г . - 2151 (рост на 18,9 %). На 5,1 %возросло число ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения ( 2005 г . - 490, 2006 г . - 515). В целом, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2006 году 224 сотрудника привлечены к уголовной ответственности (рост на 8,2%) . В нарушениях правил дорожного движения зачастую проявляется эгоистически завышенная самооценка сотрудников как представителей государственной власти. У некоторых сотрудников сформировалась стойкая психологическая уверенность в своей безнаказанности. Беспринципность и круговая порука, распространившаяся в ряде служб и подразделений, личностная пораженность деформированным, а зачастую и криминализированным антиправовым сознанием укрепляет мотивацию на противоправное поведение. Сотрудники сознательно пренебрегают правилами безопасности, с их точки зрения обязательными лишь для необлеченных служебными полномочиями граждан, к интересам которых как участников дорожного движения относятся пренебрежительно.

Укрепление дисциплины и законности -одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел , которому министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

Президент России в выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 г . сформулировал задачу укрепления доверия граждан к органам внутренних дел, предельной открытости и социальной ориентированности в деятельности органов внутренних дел.

В директиве МВД России от 17 октября 2006 г . № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 г .» совершенствование единой системы профилактики правонарушений определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности системы МВД России. Приказом МВД России от 6 марта 2007 г . № 216 «Об объявлении решения коллегии МВД России» поставлена также задача разработать и реализовать комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел.

В Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г .Министр внутренних дел подчеркивает, что необходимо давать принципиальную оценку каждому нарушению законности и дисциплины. Следует отстранять от занимаемых должностей лиц, систематически нарушающих профессиональную этику и дискредитирующих органы внутренних дел. Считать в качестве одного из критериев назначения на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям подчиненных соблюдение ими норм профессиональной этики, морали и культуры в обращении с гражданами.

Служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, выполнение воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина «применительно к воинской». Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму , осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала. В экстремальных ситуациях вооружённой борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты. Директивный стиль руководства позволяет существенно уменьшить степень риска и с минимальными людскими безвозвратными и санитарными потерями (убитыми и ранеными) среди личного состава органов внутренних дел, населения и криминального противника, и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.

В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы,в органах внутренних дел Российской Федерацииотсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы . Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.

Служебный этикет , играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава органов внутренних дел, сегодня основывается только на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и советский период. Он незнаком подавляющему большинству личного состава, поступившему на службу в период социально-политических трансформаций в стране. Под влиянием широко распространившихся в обществе радикально либеральных настроений многие молодые сотрудники, личностное формирование которых происходило в условиях отсутствия официальной идеологии, низкой эффективности социально-нравственного воспитания, интенсивного влияния законов стихийного рынка, вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение. Четкий уставной порядок, строго регламентированные дисциплинарные отношения, субординацию и служебный этикет в качестве компонентов прохождения правоохранительной службы они рассматривают как ненужную условность, рудимент советского строя. Тезис о том, что воинские и милицейские уставы и наставления «писаны кровью», у них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение . Между тем, как свидетельствуют многолетние исследования Академии управления МВД России по вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, каждый третий погибший (в 2007 г . безвозвратные потери составили 306 человек) или раненый сотрудник (санитарные потери 603 человека), при исполнении служебных обязанностей, своими действиями способствовал облегчению совершения преступного посягательства в отношении себя. Эти сотрудники оказались в прямом смысле жертвами собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины профессиональной безопасности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях .

Негативно повлияли на дисциплинированность личного состава и появившиеся в 90-е годы прошлого столетия официальныевысказывания о социально-сервисном назначении органов внутренних дел , призванных осуществлять обслуживание налогоплательщиков, что также предполагало необходимость их демилитаризации . Эти лозунги в условиях провозглашенного Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия, а также безыдейности и прагматизма, коммерциализации основных сфер личной и общественной жизнедеятельности не могли не сказаться отрицательно на уровне оперативно-служебной и боевой готовности органов. В результате снизилась и сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, а также профессиональная обученность, воспитанность и общекультурное развитие персонала, все большая часть которого личные интересы расценивает выше публичных.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать предусмотренные либо допускаемые законами и подзаконными правовыми актами средства, процессуальные правила и тактические приемы. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями .

Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями . Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными органами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления .

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений, и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Эффективное государство, строящее взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее прав и свобод, выступает гарантом социального и культурного благополучия своих граждан. Современное демократическое государство не будет являться демократическим, если оно не воплощает в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы .

Таким образом,законность , являясь принципом деятельности органов внутренних дел,требует от каждого сотрудника неукоснительного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц.Нарушения законности , допускаемые сотрудниками в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков,всегда отрицательно сказываются на обеспечении правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.

Необходима системная работа по преодолению разобщенности сотрудников и их индивидуалистически-атомизированного сознания, формированию и консолидации служебных коллективов, созданию здорового социально-психологического климата и солидарных товарищеских отношений в служебной деятельности.

Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, Присяги, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.

Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (волей, управленческой подготовкой, знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служении закону, народу и справедливости, активном исполнении и поддержании требований уставного порядка.

Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации , тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.

Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает психологической поддержки и содействия со стороны руководителей.

Старшим начальникам, используя рычаги служебного продвижения, морального и материального поощрения, усиления спроса необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненными, но и повседневной реальной воспитательно-профилактической работой с ними.

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемыепри приеме кандидатов на службу в МВД

Прием на службу кандидатов является важной отборочно-кадровойпроцедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие цели и интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы, либо лиц по своим нравственно-волевым качествам неспособных выполнять служебно-боевые задачи в экстремальных условиях вооруженной борьбы, повышенных психофизиологических нагрузок.

В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу руководителю при участии психологов и других специалистов по работе с личным составомнеобходимо:

составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, отношении к ним, о реальном правовом положении человека в современном обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения;

установить, стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем. Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушения закона. Как он относится к резонансным преступлениям, совершенным в последнее время;

изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач сверх оплачиваемых и предусмотренных нормативами. Рационально ли планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия. Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы;

выявить, как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы. Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались. Способен ли наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество;

узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству. Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата. Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью;

установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и досугового окружения. Выяснить, по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а также форма занятий и проведения свободного времени их объединяют. Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы;

сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми, насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности. Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые, работы, помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем, ответственность за сослуживцев, оборудование и материалы или же, напортив, эгоизм, социально иждивенческие и потребительские настроения. Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа;

выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших стремление кандидата на службу в систему МВД России. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба. Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу. Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам;

выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли определенные намерения повышать свой профессионализм, построить добросовестную служебную карьеру. Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы. Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности;

обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают. Способен ли быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии. Насколько корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими. Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши. Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем. Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.

Целесообразно осуществлять интенсивное наблюдение за стажером в период прохождения им стажировки по должности, а также за сотрудником в первоначальный период вхождения в каждую новую должность. Эту функцию осуществляют в первую очередь наставники и непосредственные начальники при активном содействии психологов и сотрудников кадровых подразделений .

Так, глава 7 «Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника» Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации определяет требования к личному составу, предупреждающие коррупционные проявления. Кодекс определяет, что относится к коррупционно опасному поведению сотрудника и руководителя органов внутренних дел, устанавливает ряд норм, позволяющих преодолеть коррупционную опасность.

В качестве исходных положений установлено , что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам . Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов.При этом сотрудники не должны руководствоваться целями достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Персонал должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость использования служебного положения в личных целях .

В поведении сотрудник должен проявлять политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.

Конкретнымитребованиями, учитывающими специфику правоохранительной деятельности , являются следующие:

сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им любой ненадлежащей выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в последующем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившем ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью . Не допускается приобретение продуктовых и промышленных товаров, любых благ и ценностей, получение услуг вне очереди, в обход существующего порядка, без оплаты или на необоснованно льготных условиях;

запрещается поддержание любых прямых и опосредованных отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудникамиправоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки и (или) недостойное поведение в быту и на досуге;

свои имущественные, включая денежные, обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского, Семейного кодексов РФ, устных договоренностей и моральных норм. Собственные, семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций. Безупречности в выполнении долговых и других имущественных обязательств сотрудник должен требовать от своих родственников и близких;

сотрудники обязаны своевременно докладывать руководству о любых своих личных интересах и ставших им известными интересах сослуживцев, возникающих в ходе выполнения должностных обязанностей, и излагать возможные мотивы самоотвода или отвода. Назревающие при этом конфликты интересов должны разрешаться в пользу выполнения гражданского и служебного долга. Решения руководителя, направленные на урегулирование конфликта интересов, подлежат обязательному исполнению сотрудниками ;

своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой или иной зависимости от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение сотрудником служебных обязанностей;

запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся (являвшихся) подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся (рассмотренным) в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе;

сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, службы, подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций;

в обращении между собой, с персоналом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке. Они должны всегда уважительно относиться к начальникам и командирам, старшим по званию военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, содействовать им в поддержании общественного и уставного порядка, строго соблюдать установленные правила ношения форменной одежды, служебной вежливости и отдания воинских приветствий;

не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам. Недопустимо также принимать услуги и подарки, предлагаемые этими лицами;

при принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, о направлении на учебу, о представлении к наградам и иным поощрениям, о наложении взысканий и т. д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов оперативно-служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником;

в случае проведения служебной проверки сотрудник при необходимости обязан подробным отчетом о своем имущественном положении и всех источниках его поддержания (декларированием доходов и расходов), искренними объяснениями обо всех ему известных обстоятельствах и другими посильными средствами способствовать скорейшему и полному завершению проверки ;

служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни .

изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверку первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;

инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;

оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учетов;

планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учетах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;

реализация имеющихся оперативных материалов путем привлечения к юридической ответственности лиц, склонение которых к добровольному отказу от совершения преступления, служебного проступка оказалось безуспешным;

контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.

Мерами общей профилактики, в целом воздействующими на разнообразные причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделенийявляются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и уставного порядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.

Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников.Меры индивидуального профилактического воздействия осуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.

Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:

раннюю профилактику - в отношении лиц, не обладающих твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;

непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;

последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в досуговой и бытовой сфере.

При осуществлении воспитательно-профилактической работы в круг ее объектов в первую очередь целесообразно включать сотрудников, обладающих повышенной вероятностью последующего деструктивного поведения. Представляется, что данный контингент состоит из подлежащих постановке на оперативно-профилактические учеты:

злостных нарушителей служебной дисциплины;

лиц, характеризуемых аддиктивной зависимостью и в результате допускающих злоупотребления спиртными напитками, употребляющих наркотические средства и токсические вещества, увлекающихся азартными играми;

лиц, обладающих повышенными негативизмом и конфликтогенностью в быту и на службе, склонных к агрессии и аутоагрессии;

сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния;

лиц, не принимающих мер по привлечению правонарушителей к уголовной, административной ответственности, а также не докладывающих руководителям о фактах выявленных или ставших им известными правонарушений;

сотрудников, явно живущих не по средствам, поддерживающих неслужебные контакты с представителями криминальной среды и теневой экономики и использующих их коррупциогенные услуги;

лиц, систематически получающих кредиты, имеющих значительные долги без легальной возможности их погашения;

сотрудники, поддерживающие неформальные отношения с бывшими сослуживцами, уволенными по компрометирующим основаниям.

В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:

организуются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;

проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах;

принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального, криминогенного и иного деструктивного воздействия на него;

устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;

организуется специальное наставничество индивидуально-профилактического характера;

разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;

в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.

К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять:

предупреждение в устной или письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательных актов, служебного долга, Присяги, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

письменное предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень;

официальное предостережение в письменной форме с требованием конкретным образом изменить свое поведение (не посещать игровые залы, рестораны, бары, дискотеки; ограничить употребление спиртных напитков, пройти курс лечения от наркомании, токсикомании, алкоголизма; осуществлять материальную поддержку семьи; прекратить общение с представителями криминальной среды и теневой экономики, с другими лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, заняться учебой, социально-позитивными увлечениями, ничем не компрометировать звание сотрудника органов внутренних дел). ..

Повышение безопасности дорожного движения является одной из приоритетных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации. Работа по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий в УМВД России по Липецкой области организована в соответствии с требованиями приказа МВД России от 31.12.2013 № 1045 «Об утверждении Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации».

За 2017 годс участием служебного автотранспорта УМВД России по области зарегистрировано 58 ДТП (+9,0%), из них 10 - по вине сотрудников ОВД (АППГ: -17%). Основные причины ДТП:

Не соблюдение дистанции;

Не предоставление преимущества в движении;

Превышение скоростного режима.

Ежемесячно автохозяйством ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области» осуществлялись выезды в подразделения УМВД России по Липецкой области для проведения занятий с целью изучения ПДД, с последующим принятием зачетов. За отчетный период осуществлено 25 выездов, приняты зачеты у 530 сотрудников (не сдали зачет 109 сотрудников, направлены для пересдачи в территориальные подразделения ГИБДД).

На постоянной основе в выходные дни осуществляется проверка мест стоянки открепленного служебного автотранспорта.По всем недостаткам, выявленным в ходе проверок, докладывается заместителю начальника УМВД России по Липецкой области.

В целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, гибели и травматизма личного состава на транспорте и в соответствии с распоряжением МВД России от 27.05.2013 № 1/4882 «О дополнительных мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации», сотрудниками отделения по безопасности движения АТХ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области» совместно с УРЛС, УГИБДД УМВД России по области проводятся ежеквартальные месячники безопасности дорожного движения. Согласно утвержденным графикам осуществлено 40 выездов в структурные подразделения районного уровня с целью проверки организации эксплуатации служебного автотранспорта в УМВД России по области, в результате которых проверено 248 единиц автотранспорта, составлено 29 протоколов об административных нарушениях. Основная масса недостатков приходится на техническую неисправность автотранспорта и отсутствие контроля за ведением путевой документации.

Основные нарушения, выявленные в подразделениях области это:

Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц за выходом, возвращением и эксплуатацией служебного автотранспорта, ведением путевой документации;

Не определен или не выполняется порядок сдачи путевой документации и ключей от автотранспорта как при хранении на территориях подразделений, так и при осуществлении парковок вне закрепленных подразделений;

Не выполняются планы работы по обеспечению безопасности дорожного движения на служебном автотранспорте;

Отсутствие предрейсового медицинского осмотра, предусмотренного в обязательном порядке статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В целях улучшения дорожно-транспортной дисциплины на служебном автотранспорте, а также для создания условий творческой и профессиональной самореализации, повышения профессионального уровня водителей-сотрудников, в июле 2017 года организован и проведен конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший водитель» среди сотрудников органов внутренних дел Липецкой области (приказ УМВД России по Липецкой области от 16.06.2017 № 539) . По результатам конкурса 1 место занял сотрудник ОБ ОКПО УМВД России по г. Липецку, 2 место – АТХ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области», 3 - ОМВД России по Елецкому району.

Проводимые во втором и третьем кварталах 2017 года профилактические мероприятия позволили стабилизировать состояние автотранспортной дисциплины и остановить рост ДТП на служебном автотранспорте по вине сотрудников ОВД.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области»

Статья 8. Общие правила поведения

1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;

постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;

обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;

оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему - старшего, подчиненному - начальника, мужчине - женщину;

придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;

в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.

3. Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.

4. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.

5. Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:

строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;

быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.

6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:

употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;

организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;

использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;

курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;

участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;

беспорядочных половых связей;

отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.

7. Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.