Сколько нотариусов в городе. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Дочь за отца

«Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

(утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. и приказом Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275)

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I*.

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»** количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13; 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе должен определять орган государственной власти субъекта РФ.

Закреплен порядок реализации этого полномочия.

Количество должностей не дифференцируется на частных и государственных нотариусов. Оно определяется на основании согласованного предложения управления Минюста России по субъекту РФ (субъектам РФ) и нотариальной палаты в субъекте РФ, а в некоторых случаях- на основании предложений Управления или нотариальной палаты.

Установлено, какие документы прилагаются к предложениям управления и нотариальной палаты.

Уменьшить количество должностей можно только при наличии соответствующих вакансий.

В каждом нотариальном округе должен быть хотя бы 1 нотариус. Вторая и последующая должность устанавливаются из расчета: 1 нотариус на 15 тыс. чел. (в Москве и Санкт-Петербурге); 1 нотариус на 20-25 тыс. чел. (в городских поселениях); 1 нотариус на 25-30 тыс. чел. (в муниципальных районах, за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа).

Указанный порядок применяется как при первичном установлении количества должностей, так и при изменении этого количества.

Приказ Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе"

Регистрационный N 12809

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Как стать нотариусом?

Нотариус — это человек, который имеет право совершать определенные нотариальные действия. Стать нотариусом не просто, так как существуют определенные требования, которым обязан соответствовать претендент. Государство строго регламентирует то, каким должен быть нотариус и как им стать. Если вы решили стать нотариусом, то запаситесь терпением и желанием к упорному труду. А ответ на вопрос, «Как стать нотариусом?» вы найдете ниже.

Во первых , вы должны быть гражданином России, так как на территории РФ правом заниматься нотариальной деятельностью имеют только ее граждане. Гражданин любой другой страны не имеет право стать нотариусом на территории России. И это правило распространяется, как на государственных нотариусов, так и на частных.

Во вторых , это получение высшего юридического образования широкого профиля. Знайте, что специальности нотариус в вузах не существует. Основой для получения этой профессии становится юриспруденция и только на третьем курсе в университете студентам предлагают выбор специальности. Но помните, что мало получить заветный диплом, но еще будущему нотариусу необходимо разбираться во всех тонкостях российского законодательства. Чем больше вы будете знать и разбираться, тем больше вы будете востребованы.

После окончания вуза необходимо пройти стажировку у практикующего нотариуса с лицензией на свою деятельность и конечно в нотариальной конторе. Стажировка длится один год. Также вам необходимо знать, что совсем не важно у государственного или частного нотариуса вы будете практиковаться.

Кроме того не каждый может попасть на стажировку , так как количество мест ограниченно. Для попадания в число счастливчиков необходимо пройти тестирование на отлично. Подать заявление на тест нужно за месяц до экзамена одному из выбранных руководителей. Проводится «экзамен» за два месяца до начала стажировки. Помните, что количество мест ограниченно . Все необходимые требования и перечень документов можно посмотреть в коридорах Нотариальной палаты или Министерства юстиций.

После успешной сдачи тестирования с вами заключат трудовой договор. Кроме знаний и опыта вы получаете заработную плату, которая зависит от нотариальной конторы. Время стажировки может сократиться, если вы ранее стажировались у юриста в течение трех лет. В любом случае это право будет рассматриваться в Нотариальной палате и отделением Министерства юстиций в вашем городе. Но помните, что в законе четко прописано: «стажировка по нотариальной деятельности не может быть меньше, чем полгода» .

По окончании стажировки руководитель пишет вам характеристику и заключение о результатах вашего обучении. Эти документы подаются в соответствующие уполномоченные органы.

Потом наступает следующий ответственный шаг в карьере успешного нотариуса. Вам следует снова прийти в Министерство юстиций, где у вас примут окончательный экзамен и выдадут лицензию на занятие нотариальной деятельностью . Экзамен вы будете сдавать комиссии, состоящей из пяти и более человек. Важно знать, что комиссия принимает экзамен всего два раза в год и если вы не подадите заявление, то она так и не будет создана. При подаче заявления на экзамен при себе необходимо иметь следующие документы:

— диплом о высшем юридическом образовании

— трудовой договор о стажировки

За две недели до экзамена вывешиваются списки допущенных. Если вас не оказалось в этом списки, то можно подать запрос на апелляцию в течение месяца в апелляционные инстанции. Сам экзамен проходит по билетам, в каждом по три вопроса. Кроме того каждый год придумывают новые вопросы, поэтому искать ответы за предыдущие экзамены нет смысла.

Следующим шагом к становлению юристом является получение лицензии при условии, что вы успешно сдали экзамен. В течение пяти рабочих дней после экзамена необходимо оплатить государственный сбор в органах юстиции в вашем городе. Размер сбора – 5 минимальных окладов в вашем регионе. При себе иметь следующие документы:

— разрешение о получении лицензии (выдается после успешной сдачи экзамена)

— чек об оплате государственного сбора

После этих действий вы наконец получите долгожданную лицензию . Перед ее получением вы дадите присягу . Помните, что если вы не найдете работу по полученной специальности после получения лицензии в течение трех лет , то вам придется повторно проходить квалификационную комиссию.

После прохождения стольких трудностей остается последняя — это найти работу. Количество мест ограниченно, а желающих попасть на место нотариуса растет с каждым годом. Место нотариуса освобождается по следующим причинам:

— добровольный отказ от должности

— выход нотариуса на пенсию

— лишение лицензии действующего нотариального лица

Когда место нотариуса освобождается, то органы юстиций и нотариальная палата устраивают конкурс на освободившееся место.

Кроме того помните, что нотариус не имеет право на другую деятельность. Исключение составляет научная, творческая или преподавательская карьера.

Конечно стать нотариусом очень сложный и долгий процесс, но это того стоит. Нотариус получает хорошее рабочее место, достойную заработную плату и уважение окружающих. Все требования о том, как стать нотариусом вы также можете найти в нормативном акте «О нотариате» .

Число нотариусов в Казахстане следует ограничить

Ограничить количество нотариусов в Казахстане и поднять уровень их подготовки, считает необходимым президент комиссии по международному сотрудничеству международного союза нотариата Мишель Мерлотти.

«Мы были неприятно удивлены возросшим количеством нотариусов в Казахстане. Мы считаем, что в какое-то время произошло смешение профессии нотариуса, который является лицом, представляющим государство, и бизнеса», — сказал Мерлотти на пресс-конференции, посвященной визиту делегации Международного союза нотариата в Казахстан.

Как отметил Мерлотти, профессия нотариуса в Казахстане стала "резко доступной" для неограниченного количества людей.

«В скором времени государство может потерять контроль над представителями данной профессии. За один год количество нотариусов в Казахстане возросло на 37 %. Само по себе это может быть и неплохо, но все это должно было быть осуществлено с учетом экономического положения, количества населения и совершаемых сделок», — сказал президент комиссии.

По мнению Мерлотти, для решения этой проблемы необходимо поднять уровень образования нотариусов. Также нотариусам самим следует систематически повышать свою квалификацию.

«На данный момент, я считаю, планки образования нотариусов в Казахстане достаточно низкие. Необходимо ужесточить саму экзаменационную процедуру, чтобы только самые лучшие юристы могли становиться нотариусами. Возможно некоторые нотариусы, которые считают, что это только бизнес, откажутся от деятельности в данной области. Нотариус хоть и осуществляет частную практику, все же является и официальным лицом», — сообщил он.

Казахстан подал заявку на вступление в Международный союз нотариата. Делегация Международного союза нотариата прибыла в Казахстан для ознакомления с состоянием нотариальной системы Казахстана. По результатам проведенной экспертизы организация рассмотрит соответствие казахстанского нотариата международным стандартам и вступление Казахстана в состав союза. Вступление Казахстана в союз позволит отечественным нотариусам участвовать в международных коллегиях, обмениваться профессиональным опытом, а нотариальные акты, выданные в Казахстане, станут признаны за рубежом.

Количество нотариусов в россии

Это произойдёт из-за того, что количество квот на нотариальные должности в Крыму строго определено. По закону должен быть один нотариус на 20-25 тысяч жителей.

Количество нотариусов в Крыму будет постепенно сокращаться до соответствия квотам. Об этом сообщила заместитель начальника крымского министерства юстиции Ирина Демецкая, передаёт «Искра» 28 марта.

По словам замначальника, управление подготовило внесение изменений в республиканский закон о нотариальных округах и количестве нотариусов в связи с тем, что границы нотариальных округов необходимо привести в соответствие с границами муниципальных образований.

«Законопроект вносит уточнения в связи с тем, что закон о нотариальных округах и количестве нотариусов был принят раньше, чем закон об установлении границ муниципальных образований», - пояснила Ирина Демецкая и уточнила, что поскольку количество нотариусов в республике превышает количество установленных квот, при прекращении деятельности юристов вакантные должности подлежат ликвидации.

«В Симферопольском городском и Евпаторийском городском округах прекратили свою деятельность по два нотариуса, в законопроекте необходимо уменьшить количество нотариальных должностей в этих округах с 72 до 70 и с 12 до десяти соответственно», - отметила замначальника управления.

Процесс уменьшения количества нотариусов, по её словам, будет проходить естественным путём, по мере прекращения их деятельности. Квоты на нотариальные должности определены по количеству населения - один нотариус на 20-25 тысяч жителей. Таким образом, в республике необходимо максимум 100 нотариусов, резюмировала чиновник.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275 г. Москва "Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе"

Регистрационный N 12809

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Министр А. Коновалов

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I 1 .

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30,ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17; ст. 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; ст. 13; ст. 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427; ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; ст. 3805; ст. 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008. N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; ст. 3613.

Приказ Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 21 марта 2008 г. N 53 г. Москва Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

Регистрационный N 11529

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084) приказываю:

Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных настоящим Порядком.

Настоящий Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения территориального органа Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — территориальный орган Росрегистрации) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты, представленных в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 или абзацем вторым пункта 10 настоящего Порядка.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются территориальным органом Росрегистрации совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты.

6. Территориальный орган Росрегистрации и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

7. К предложениям территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются материалы, содержащие информацию по каждому нотариальному округу:

об удаленности населенных пунктов друг от друга в границах одного нотариального округа и имеющемся транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палат), повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в территориальный орган Росрегистрации, который в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе территориального органа Росрегистрации, территориальный орган Росрегистрации направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты территориальный орган Росрегистрации самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты, или ее возражений.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в территориальный орган Росрегистрации обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению территориальным органом Росрегистрации в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений территориального органа Росрегистрации нотариальная палата самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу территориального органа Росрегистрации, или его возражений.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; 2002, N 30, ст. 3024; 2002, N 50, ст. 4930; 2003, N 27 (ч. 2), ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; 2004, N 50, ст. 4950; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 17; 2005, N 1 (ч. 1). ст. 25; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 1, ст. 13; 2006, N 1, ст. 14; 2006, N 23, ст. 2380; 2006, N 29. ст. 3124; 2006, N 30, ст. 3287; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3427; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3452; 2006, N 44, ст. 4537; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 13, ст. 1464; 2007, N 18, ст. 2117; 2007, N 21, ст. 2455; 2007, N 26, ст. 3074; 2007, N 30, ст. 3747; 2007, N 30, ст. 3805; 2007, N 30, ст. 3808; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 46, ст. 5556.

(Автостат) Статистика количества автомобилей в России за 2015 год

Аналитическое агентство «Автостат» раскрыло ключевые цифры, характеризующие автопарк страны. На 1 января 2016 года в России было зарегистрировано 40 900 000 легковых автомобилей. Все количество машин разделили по различным группам и опубликовали результаты в одной инфографике.

Количество автомобилей в городах и регионах России:

  1. Москва
  2. Московская область
  3. Санкт-Петербург
  4. Краснодарский край
  5. Ростовская область
  6. Свердловская область
  7. Татарстан
  8. Башкортостан
  9. Челябинская область

Количество автомобилей по маркам:

Иномарок в нашей стране немного больше. Средний возраст автомобилей — 12,5 лет. Каждый пятый автомобиль — это внедорожник или кроссовер. Машин, отвечающих нормам Евро-4 чуть больше четверти. Менее 5% — дизельный транспорт.

Напомним, по статистике 2015 год стал самым сложным за всю историю России. По итогам 12 месяцев падение продаж составило 36% (а в декабре снижение было 45,7%).

27.01.2006, По прозвищу “заверь”- 2

Нотариусы бьют тарифами не только по карману...

Елизавета Маетная

Трудно представить себе земского врача Антона Чехова, который вместо того, чтобы реанимировать умирающего ребенка, торгуется с его мамой. Или священника Александра Меня, который, прежде чем начать исповедь отходящего в мир иной, спрашивает его про гонорар. Но большинство нотариусов ведут себя именно так, а ведь они - фактически душеприказчики, которым государство доверило исполнять очень важные функции, позволив на этом неплохо зарабатывать.

Рвач-нотариус ничем не отличается от таксиста-вымогателя, заламывающего “три счетчика”. Доводы те же: ехать далеко, кончается рабочий день и т.п. Он торгуется по-черному там, где торговаться нельзя, поскольку закон четко регламентирует все тарифы и расценки.

Своя нотариальная контора в Москве - настоящий клондайк. Чтоб золотая жила не иссякла, служители закона пускаются во все тяжкие. Вплоть до вопиющего беззакония...

Во всем мире это одна из самых уважаемых профессий. Им пожимают руку президенты страны, уважают коллеги и доверяют обычные граждане. Нотариус не просто стоит на страже закона, он делает все, чтобы конфликтующие стороны ушли с миром, а не заваливали прокуратуры и суды исками.

Получить пропуск в страну миллионеров (нотариусы везде - люди очень состоятельные) можно, лишь выиграв конкурс. Это непросто, но игра стоит свеч.

Чтобы стать нотариусом в Москве, недостаточно иметь красный диплом и безупречную профессиональную репутацию. Это даже мешает во многих случаях, например - давать взятки. А между тем сейчас без денег или родственно-интимных связей нотариусом в столице не станешь. Об этом “МК” рассказал два месяца назад (см. “По прозвищу “Заверь”, “МК” от 14.11.2005 г. ). Мы даже не думали, что эта тема затрагивает все слои общества - от миллионеров до пенсионеров. Тем более, начиная свое расследование, не подозревали, в какое болото угодили...

Скандал грянул в октябре прошлого года, когда стали известны результаты последнего конкурса на должность нотариуса. В списке “счастливчиков” оказались сплошь соискатели с громкими фамилиями.

Конкурсная комиссия состояла наполовину из госслужащих Росрегистрации по Москве (глава Александр Буксман) и столичных нотариусов из Московской городской нотариальной палаты (МГНП, глава Виктор Репин).

Возглавлял конкурсную комиссию Александр Буксман. Его жена, Ирина, не работавшая с 1996 года, с легкостью обошла конкурентов. Среди победительниц оказалась и 67-летняя Людмила Радченко, жена зампредседателя Верховного суда РФ Владимира Радченко.

Дело в том, что нотариусов на всю Москву - 700 человек, в год освобождается 15-20 должностей. Поскольку нотариус - пожизненный статус, лишиться должности можно лишь по решению суда или сложив полномочия. С завидной регулярностью, из года в год, на конкурсах побеждают сплошь дети и жены высокопоставленных чиновников, нотариусов и влиятельных сотрудников правоохранительных органов.

Галина Кремлева, проработавшая 25 лет следователем и 8 лет и.о. нотариуса, и Инна Ермошкина, специалист с двумя высшими образованиями, написавшая не одну научную работу о деятельности нотариата и работающая сейчас над диссертацией по теме нотариата, впервые в истории проведения конкурсов не побоялись оспорить их итоги в суде и в правоохранительных органах.

После публикации в “МК” на этих женщин обрушился шквал звонков, угроз и предложений “поговорить”.

Дама с Лубянки

Больше всех настаивала на встрече некая девушка, которая представилась журналисткой из МВД. Женщины встретились, незнакомка предъявила какое-то удостоверение (позже выяснилось, что ни такого журнала, ни такой журналистки не существует), поговорили “за жизнь”.

Заберите ваши заявления из судов и опровергните все, что рассказали в “МК”. Скажите, что вас заставили это сделать. За это вы победите в следующем конкурсе и станете нотариусами, - после нескольких часов хождения вокруг да около предложила она. А когда Кремлева и Ермошкина отказались, поинтересовалась, не боятся ли они, что их... “с семьями и детьми сожгут в печах”?

Атака в лоб захлебнулась. Пришлось идти на штурм с флангов - попытаться найти подход к журналисту.

Нам надо обязательно встретиться, поверьте, это не телефонный разговор, - представившись президентом некой Академии проблем безопасности для бывших сотрудников спецслужб, настаивала незнакомая дама, названивая в редакцию. Дама сообщила, что сидит на Лубянке (где ж еще!) и пришлет за мной машину, чтобы я не заблудилась. Насчет темы предстоящей беседы она так и не раскололась.

…Один за другим, без досмотра документов, поднимались шлагбаумы, пока присланная “Ауди” не остановилась возле двухэтажного особняка, сбоку от знаменитого серого здания. Поговорив для приличия на посторонние темы, дама с Лубянки приступила к вербовке.

Это очень богатые люди, они решат все ваши материальные проблемы, - не жалела она красок, расписывая прекрасное и очень обеспеченное будущее. Взамен требовалось немного: показать текст, дабы серьезные товарищи могли над ним поработать. А лучше - вообще ничего не писать, поскольку заинтересованные лица не любят скандалов. Дама с Лубянки советовала не стесняться, называя сумму, ибо любой торг здесь уместен.

Прошло несколько дней, и к Инне Ермошкиной напросилась на встречу еще одна “журналистка”, на этот раз якобы из МИДа. Предложила оформлять недвижимость на Рублевке, оставшуюся ей после папы-генерала, с гонораром 50 на 50. И бесплатный офис в центре в придачу. Вместе с “журналисткой” они попили чайку и слегка перекусили, от предложения Инна отказалась.

А на следующий день Ермошкина попала в реанимацию - с неизвестной аллергической реакцией (врачи так и не поняли, что это было, поставив в графе “диагноз” прочерк). Едва она пришла в себя, как ей позвонила давешняя “корреспондентка” и участливо спросила: “Как ваше здоровье, Инна Олеговна?”

Странные звонки продолжались и дальше. Инна обратилась за помощью на Петровку, 38, в отдел по защите свидетелей. Там ей посочувствовали и сказали, что охраняют граждан лишь в рамках уголовного дела. Но Симоновская прокуратура, проводившая проверку по фактам, изложенным в “МК”, возбуждать уголовное дело не торопилась, а в конце и вовсе отказалась.

Городская прокуратура это решение отменила, и в конце декабря материалы оказались в прокуратуре Юго-Западного округа. Там сейчас возбуждено уголовное дело №334488 сразу по двум статьям УК РФ: ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере; наказание - от 7 до 12 лет) и ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий; наказание - до 4 лет). Чем все это кончится - неизвестно. Впрочем, начальник отдела по контролю в сфере адвокатуры и нотариата Росрегистрации по Москве г-н Леонтьев заявил Ермошкиной, что это уголовное дело полетит в корзину.

Наивным Кремлевой и Ермошкиной, решившим стать нотариусами без денег и связей, было невдомек, что у членов конкурсной комиссии свои виды на дефицитные места. И если ответственный государственный чиновник Александр Буксман “подсобил” пусть не компетентному, но такому родному человеку - законной жене, то президентом Московской городской нотариальной палаты Виктором Репиным двигали высокие мотивы - любовь. Чтобы покорить сердце молодой прелестницы, дедушка Репин, забыв на время о жене, сыне-нотариусе и внуках, похоже, использовал свое главное оружие - служебное положение.

В прошлый раз мы не знали, за какие заслуги, проработав всего год методистом в МГНП, Елена Борунова с легкостью победила на конкурсе и стала нотариусом города Москвы. Теперь - знаем.

Потерпи разок-другой!

Ей 25, ему давно за 60. Впрочем, любви все возрасты покорны. Любви к деньгам - тем более. На кону и правда было немало: офис в хорошем районе, престижная работа - доходное место.

…Жизнь в Ивановской области уныла и безрадостна. Даже если ты дочка председателя Ивановского гарнизонного военного суда и не знаешь отказа ни в чем. У Лены все шло как по маслу: учеба на юрфаке Ивановского госуниверситета, пышная свадьба с перспективным мальчиком из своего же вуза, у которого мама - нотариус. Потом стажировка в нотариальной конторе свекрови, работа в банке.

Молодые в родном городке задерживаться не собирались, вскоре Олег поступил в аспирантуру НИИ прокуратуры, и они переехали в Москву. Мыкаться по чужим углам Боруновым не пришлось - родители купили им однокомнатную квартиру. А следом - “трешку” в центре. Папе - военному судье ради семейного счастья дочери в далекой столице 65 тысяч долларов было не жалко.

Нормальная семейная жизнь продлилась три года.

Лена устроилась на работу в МГНП, стала поздно возвращаться домой. На мой вопрос “где была?” только смеялась. Я понял, что у нее кто-то есть. Потом она и вовсе могла не прийти ночевать, - вспоминает Олег. - А однажды проболталась про высокого покровителя, благодаря которому получит от жизни все.

Как выяснилось, ее избранником оказался Виктор Репин - солидный человек, профессор, без пяти минут заслуженный юрист РФ (документы на его представление ждут подписи президента). Узы Гименея, крепко привязывавшие их к своим половинам, не помешали вдруг вспыхнувшему чувству. Частная жизнь граждан охраняется законом, и мы ни в коем случае не стали бы обсуждать адюльтер пожилого руководителя нотариата и молодой соискательницы высокого звания, не проработавшей по юридической специальности ни дня, если бы их личные отношения не приобрели общественный характер…

Новый, 2005 год супруги Боруновы еще встречали вместе. А 3 января Лена исчезла вместе со своим загранпаспортом, и сразу же обнаружилась пропажа сберкнижки на имя Олега.

Оказывается, ее родители знали, куда и с кем она уехала. Она и сама прислала мне эсэмэску: “Улетаю в Черногорию. Давай отдохнем друг от друга”. Я знал, что жена отдыхала с Репиным в Черногории. Они выбирали место под строительство многоквартирного дома. Вернувшись домой, в особые объяснения не вдавалась: “Если я буду его любовницей, меня назначат нотариусом. Потерпи разок-другой, от тебя не убудет”, - вспоминает те “веселые” денечки Олег Борунов.

Сразу после измены жены он подал на развод. А потом позвонил в банк и узнал, что деньги с его счета исчезли.

Выяснилось, что еще до загранпоездки Лена приехала в Иваново, поговорила с подружками из банка, где раньше работала, - продолжает Борунов. - А потом подделала мою подпись и сняла все до копеечки.

По факту мошенничества даже было возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 159 УК РФ: мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину; наказание - срок до 5 лет), которое через три месяца было прекращено. Думаю, не последнюю роль в этом сыграл папа-судья. Ведь в случае осуждения дочери он сам мог остаться без судейской мантии.

Казалось бы, ее бойфренда Виктора Репина, влиятельного члена конкурсной комиссии, могла бы насторожить странная для будущего нотариуса ситуация с подделкой чужой банковской подписи. Но любовь, видно, притупила бдительность немолодого Ромео. А может, он и не знал о похождениях Джульетты. Впрочем, чего не сделаешь ради любимой... Ведь в действиях Репина можно усмотреть и злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ: использование лицом, выполняющим управленческие функции... своих полномочий... в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; наказание - срок до трех лет).

“Псих? Ни за какие деньги!”

И вот новоиспеченный нотариус города Москвы Елена Петровна Борунова обзавелась офисом в “Сокольниках” и приступила к работе. 59-летний инвалид 1-й группы Олег Попов решил переоформить свидетельство на могилу - в ней похоронены его сын, погибший в автокатастрофе, и бабушка. Не тут-то было: обзвонив с десяток нотариальных контор и услышав, во сколько ему обойдется приезд нотариуса и сама доверенность - от трех до пяти тысяч рублей, - тяжело больной человек едва не слег. Если бы он уже не был лежачим больным, то слег бы наверняка: пенсия по инвалидности у Попова составляет 3276 рублей, т.е. всего лишь на 276 рублей больше, чем минимальный тариф, который ему объявляли.

У Попова все было рассчитано до копейки. Доверенность - по гостарифу - стоит 200 рублей. Выезд на дом - 1,5 тарифа. Для инвалидов по закону 50 процентов скидка. Итого - 150 рублей. Сознание инвалида едва не помутилось: как какой-нибудь олигарх, он должен был переплачивать в 20-кратном размере за необходимый документ.

Отец из-за болезни весит 185 килограммов, чувствует себя плохо, с постели почти не встает. Его единственное желание - быть похороненным рядом с сыном, - рассказывает дочь Попова. - Нотариус Борунова сказала, что поедет к нему домой за три тысячи, а когда я привезла затребованные ею документы, внезапно передумала. Мол, на визит к вашему инвалиду нет времени. И вообще никуда не поеахала - видно, решила, что продешевила.

С точки зрения закона действия Боруновой могут расцениваться как отказ от совершения нотариальных действий. За это вообще-то и лицензии лишиться можно. Впрочем, за свою лицензию г-жа Борунова, похоже, не беспокоится - пока г-н Репин возглавляет палату и ее место в его сердце не занято другой, более молодой претенденткой, ей это не страшно. Вот и за консультации граждан она берет от 500 до 1500 рублей (в зависимости от сложности, как написано на стенде в ее конторе), хотя в Налоговом кодексе госпошлина за это вообще не предусмотрена. Красивая жизнь в Москве стоит недешево.

Айрат Валиев раньше и не подозревал, что поиск нотариуса в Москве может превратиться в увлекательную игру под названием “кто больше?” Три недели (!) он потратил на то, чтобы найти нотариуса, который бы согласился поехать в психоневрологический интернат, где уже четыре года живет его недееспособный брат, чтобы оформить ту же доверенность. Пять, семь, десять тысяч рублей, “ни за какие деньги!” - такие ответы он слышал от представителей уважаемой профессии. В итоге объездил пол-Москвы, и все без толку. Та же нотариус Борунова мотивировала свой отказ тем, что не обслуживает этот район. “У нас разделение по районам”, - сказала она уже отчаявшемуся Айрату. Елена Борунова, видно, до сих пор не в курсе, что для столичного нотариуса нотариальный округ - вся Москва.

После смерти отца нам остался участок, обычные шесть соток в не самом престижном районе, да еще на троих с братом и матерью. Люди мы пожилые, больные, обрабатывать землю некому, а тут покупатель объявился, - вспоминает г-н Валиев. - В 26-м ПНД, где живет мой брат, председателем опекунского совета является главврач. По приказу Минздрава он не имеет права вывозить за территорию ПНД уставные документы, а без них доверенность не оформишь и участок не продашь. А ехать в ПНД никто не хочет или заламывают такие суммы, что волосы дыбом встают!

Если нотариуса привозят к клиенту на своем транспорте, то доверенность стоит 300 рублей. Промучившись почти месяц, Валиев на личном опыте убедился, что официальные тарифы некоторым московским нотариусам не указ. В конце концов доверенность он все же оформил. Правда, обошлась она ему в 3,5 тысячи. Валиев еще радовался как ребенок, что так дешево отделался.

Впрочем, то, что позволено одним, для других означает конец карьеры. Недавно МГНП обратилась в суд о лишении полномочий нотариуса Екатерины Лиясовой. За то, что она систематически завышала тарифы на выезде.

Дочь за отца

Визит в нотариальную контору г-на Ефимова, члена правления МГНП, расположенную в гостинице “Россия”, для двух подруг вообще закончился слезами и синяками. Женщины всего лишь хотели оформить договор на безвозмездное пользование квартирой.

Мы сразу спросили: “Сколько это стоит?” - “500 рублей”. Мы и согласились, - рассказывает Маргарита Конохова. - И вот читаем уже готовый договор, расписываемся в реестре. Все правильно, 500 рублей, как и договаривались. А следом суют второй реестр, где совсем другая сумма - еще две тысячи. Это, говорят, за технические работы - а что, мы вам его бесплатно набирали на компьютере?! Мы отказались от их “услуги”.

Ха! Так их и отпустили!.. “Или платите две “штуки”, или с вами будут говорить по-другому”, - работники конторы сначала не захотели отдавать им паспорта, а потом и вовсе вызвали охрану. Конохова убежала, а ее 50-летнюю подругу скрутили, как матерую уголовницу.

“Караул! Помогите! Да что же это такое!!!” - вырываясь из цепких церберских лап, на всю гостиницу кричала несчастная. Сработало.

На следующий день они пошли в другую нотариальную контору. И оформили договор. За 500 рублей, как это и стоит. Кстати, за такие же “услуги” - получение гонорара, не оформив нотариального действия, - МГНП направила в суд ходатайство о лишении нотариуса Андрея Новикова полномочий. Сколько бы в ту же МГНП клиенты ни жаловались на завышенные тарифы самого Виктора Ефимова, дружба с Репиным, наверное, делает свое дело. И г-н Ефимов продолжает “драть три шкуры”. Правда, отчаянные граждане сейчас обжалуют его незаконные действия в Тверском суде.

Недалеко от папы ушла и дочка - тоже нотариус города Москвы. Елена Ефимова сидит, как и папа, в центре, в гостинице “Украина”. И, как и папа, устанавливает “свои” тарифы, далекие от тех, что в Налоговом кодексе. К тому же записывает их в два реестра (дело сейчас находится в Дорогомиловском суде) - в один пишет сто и сто рублей, а в другой - двести и двести. А на самом деле берет 500 - за доверенность, которая стоит 200 рублей. Интересно, какой из реестров она показывает налоговикам? Впрочем, МГНП, проверив профессиональную деятельность Елены Ефимовой в 2005 году, признала ее работу удовлетворительной. Отец Ефимовой - член правления МГНП.

Впрочем, до папы ей пока далеко. Г-н Ефимов пишет в реестре два раза по 100 рублей за две доверенности, а берет две тысячи. “Тариф выходного дня” - вот и все объяснение.

Уклонение от налогов (ст. 198) и мошенничество (ст. 159) - так эти действия квалифицирует УК РФ.

Терра инкогнита

Брать или не брать - вот в чем вопрос. Плата за технические работы в Налоговом кодексе не предусмотрена. Часть нотариусов ее берет, часть - нет. Федеральная нотариальная палата в своих рекомендациях говорит четко: брать нельзя. Ивановский нотариус Жанна Сергашева погорела на том, что заставляла клиентов оплачивать технические работы. Суд обвинил ее в мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ) и приговорил к четырем годам лишения свободы.

Ивановский нотариус действовала на свой страх и риск. Правление МГНП во главе с Репиным аналогичные преступные действия ставит на нормативную основу. В форме рекомендаций. Так, например, тариф за удостоверение брачного договора предусмотрен в 500 рублей, а за техническую работу рекомендуется брать еще две тысячи - т.е. в четыре раза больше, чем сам тариф. С каких это пор труд простой машинистки ценится дороже услуг высококвалифицированного юриста? Изучив рекомендации правления МГНП, прокуратура Москвы могла бы вспомнить, что законы в стране должны применяться единообразно, об этом еще Ленин говорил. Контролировать же московскую палату со стороны государства должен небезызвестный нам глава Росрегистрации по Москве Александр Буксман, счастливый муж победительницы последнего конкурса нотариусов.

Впрочем, сам председатель МГНП г-н Репин, с чьей легкой руки “под статью” подводятся все московские нотариусы, действует прямо наоборот - его контора завлекает клиентов солидных кредитных учреждений именно тем, что за технические работы вообще ничего не берет. Достаточно, чтобы в твои силки попала одна “крупная дичь” (например, солидный банк) - и не придется стрелять по воробьям.

МГНП для нас - терра инкогнита, наших ревизоров туда даже на порог не пускают, - говорит президент Федеральной нотариальной палаты Евгений Клячин. - Хотя мы должны раз в четыре года проверять каждую палату субъектов РФ. Более того, МГНП и членские взносы уже несколько лет не платит. Точнее, сами нотариусы выплачивают их регулярно, а вот руководство свою обязанность не исполняет. И нам приходится с ними постоянно судиться.

На прошлой неделе Верховный суд РФ обязал МГНП выплатить за 2001 год в Федеральную нотариальную палату в качестве членских взносов 24 миллиона рублей. Судебное разбирательство по остальным годам продолжается.

Интересно, куда же девались членские взносы, вовремя уплаченные добросовестными московскими нотариусами в свою палату? Где они крутятся и кто снимает с них проценты?

“Научите, как заработать побольше денег!” - этот вопрос самый популярный в специализированной интернет-конференции для работников нотариата (чужих там не бывает). Например, нотариус Илья Радченко (папа - зампред Верховного суда РФ Владимир Радченко, мама - нотариус Людмила Радченко, победительница последнего скандального конкурса) советует коллегам “с пожилых и инвалидов брать поменьше, а драть с фирмачей” (авторская лексика сохранена. - Е.М.). Вообще, Илье Радченко впору дать медаль как передовику производства. По его словам, за 2005 год он умудрился совершить аж 60 тысяч нотариальных действий! И это при 40-часовой рабочей неделе! Вычтем отпуск, выходные и праздники и получим, что в час он совершает как минимум 37 нотариальных действий, т.е. тратит на каждого клиента меньше двух минут. За считанные секунды он и выслушивает стороны, и разъясняет им права и обязанности, и составляет, например, договор или доверенность, и зачитывает их вслух, и разъясняет нормы закона. (Все это он обязан делать. - Е.М.) И граждане, видно, такие же стахановцы, как и г-н Радченко, - успевают и прочитать, и поставить подпись, и расписаться в реестре. Куда до него остальным нотариусам! Они оформляют в год лишь 13-15 тысяч нотариальных действий. Страшно даже представить, что стахановские методы сына возьмет на вооружение его отец. Радует лишь, что при таких принципах Радченко-сын стал нотариусом, как мама, а не судьей, как папа.

Остальные высказывания в интернет-конференции - в том же духе. Не как защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц (о них говорится в Основах законодательства РФ о нотариате и в правилах Латинского нотариата, неуклонное выполнение которых сделало нотариуса уважаемой фигурой во всем мире), а как уйти от налогов и побольше заработать. Вот оно, настоящее лицо, которое сыновья по молодости и не думают скрывать в общении с коллегами. Их отцы, обремененные высоким статусом и жизненным опытом, на всякий случай пользуются высокопарными фразами о служении обществу.

Перед нашим нотариатом стоит неразрешимая проблема: и капитал приобрести, и приличия соблюсти. С капиталом у них давно все в порядке…

Конечно, среди московских нотариусов еще остались порядочные профессионалы. Но их голоса тонут в дружном хоре сыновей, любовниц и жен дирижеров этого камерного оркестра, куда посторонним вход строго-настрого запрещен. Самоочистка невозможна, у государства до них руки не доходят, жалобы граждан на нотариусов-сыновей, нотариусов-любовниц и нотариусов-жен пересылаются в ту же палату. И попадают на рассмотрение к их отцам, мужьям и любовникам. Невольно вспомнишь недавний украинский опыт в наведении порядка на дорогах. Убедившись, что реформировать ГАИ невозможно, всех распустили по домам.

На вопрос Сколько получают сейчас нотариусы заданный автором спросонья лучший ответ это Успешный нотариус, что адвокат может зарабатывать и по $10 тыс. , и по $20 тыс. в месяц.
Нотариусов в каждом городе определенное число -- квота устанавливается государством (в списке на сайте Московской городской нотариальной палаты -- 694 нотариуса). Нотариус может лишиться должности лишь в трех случаях -- если напишет заявление по собственному желанию, будет отстранен судом или умрет. "И в 80 лет работают, и на колясках приезжают, лишь бы не потерять место",-- описывает ситуацию помощник нотариуса из одной конторы в ЦАО, пожелавший остаться неназванным.
Путь к должности труден. Начинается он с получения высшего юридического образования; затем необходима стажировка у действующего нотариуса. При этом у нотариуса может быть лишь один стажер, и для попадания на эту позицию нужно сдать экзамен госкомиссии. После стажировки, продолжающейся от полугода до года, -- новый экзамен по гражданскому праву. Сдавший его получает лицензию и может претендовать на должность -- нет, не нотариуса, а его помощника. Тоже немало: у нотариуса только один помощник. Он в отсутствие шефа (исключительно по уважительной причине -- по болезни, скажем) имеет право подписывать документы (при этом они всегда заверяются печатью с фамилией нотариуса). А если вдруг освобождается место нотариуса (ежегодно в столице появляется полтора-два десятка таких вакансий) , то помощник может принять участие в конкурсе на занятие должности. Но как проводятся такие конкурсы -- самый скандальный вопрос.
В прессе появлялись сообщения о том, что победителями конкурсов становились Алексей Кузовков (зять руководителя МЧС Сергея Шойгу) , Александр Пронин (сын начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина) , Людмила Радченко (жена заместителя председателя ВС России Владимира Радченко) , Ксения Платонова (дочь спикера Мосгордумы Владимира Платонова) и другие почти официальные лица. Несмотря на массовое трудоустройство на редкую работу родственников сильных мира сего выиграть конкурс может и "обычный" помощник. "Стоимость должности нотариуса в Москве -- $250 тыс., --утверждает помощник нотариуса, собеседник "Денег".-- Во время последнего общения Владимира Путина с народом я задала президенту вопрос, знает ли он об этом, но его, конечно, не озвучили".
Сама наша собеседница пыталась решить проблему за меньшую сумму -- $50 тыс. , поверив обещаниям одной дамы, занимающейся подготовкой документов в московском правительстве. Влияние посредницы оказалось, судя по всему, недостаточным: конкурс наша собеседница выиграть не смогла, а из заплаченной суммы удалось вернуть лишь $40 тыс. Для этого на посредницу-должницу пришлось оказывать давление, включая организацию за ней наблюдения.
Суммы взяток не покажутся заоблачными, если рассмотреть экономику средней московской нотариальной конторы. Предположим, у нотариуса нет офиса в собственности, прикидывает источник "Денег", тогда его аренда плюс коммунальные платежи и охранник обойдутся, скажем, в 150-200 тыс. руб. в месяц. Штат технических сотрудников, помогающих оформлять документы, еще максимум десяток человек, зарплата каждого невелика -- 15 тыс. руб. В сумме -- еще 150 тыс. Примерно так же оплачивается труд единственного помощника нотариуса (иногда у них с шефом договоренность о фиксированной зарплате, иногда помощник работает за 5-15% доходов конторы). Итого -- затраты порядка полумиллиона рублей в месяц. Но нормальный доход конторы за этот период, утверждает источник "Денег", 1 млн руб. Половина из которого достается самому нотариусу.
Впрочем, профессионалы гербовых бумаг и печатей зарабатывают по-разному. На коне те, чей офис расположен в центре, где много корпоративных клиентов. В спальных районах, где в фойе конторы толпятся в основном физлица, возни часто больше, чем денег: на какое-нибудь наследственное дело можно убить весь день, а заработок -- меньше тысячи рублей. При этом нотариус не может отказать любому посетителю, если тот имеет при себе все необходимые документы и, скажем, не пьян.

Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Регистрационный N 12809

Порядок
определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
(утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. и приказом Минюста РФ от 26 ноября 2008 г. N 275)

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I .

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9 , Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

_____________________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13; 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минюста РФ от 26-11-2008 275 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ В НОТАРИАЛЬНОМ ОКРУГЕ... Актуально в 2018 году

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ В НОТАРИАЛЬНОМ ОКРУГЕ

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I <*>.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.