Сколько действует заключение о возможности быть опекуном. Форма заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Документы необходимые

В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ - это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство - это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) - это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ - это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Структура

Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.

Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Задачи

Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.

Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.

Полномочия

Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:

  • определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
  • подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
  • установление попечительства и опеки;
  • предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
  • заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
  • предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
  • проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
  • защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.

В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:

  • контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
  • освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
  • оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.

А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив - нескольким опекунам одного и того же подопечного.

Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.

Обязанности ООП при смене места жительства подопечного

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры - не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получитьразрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране - это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.

Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

Кому подчиняется опека

Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей - приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства - это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе. Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно. Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет. Напротив, дальше начинаются их обязанности - по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства - получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям. Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка. На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.). В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Помните - если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет - отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен. Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать. Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

Закона N 48-ФЗ).

Лица, которые могут быть опекунами (попечителями)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. При этом не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. п. 1 , 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117):

1) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

3) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

4) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

5) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

6) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 3 ст. 36 ГК РФ).

Порядок оформления опеки или попечительства

Если вы решили стать опекуном или попечителем ребенка, то рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Пройдите специальную подготовку (если ранее вы ее не проходили)

Подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно пройти в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 (далее — Порядок)).

Обратитесь с письменным заявлением и паспортом в любую организацию, осуществляющую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от места своего жительства (п. п. 12 — Порядка).

Пройдите обучение и получите свидетельство о прохождении подготовки (п. п. 11 , Порядка).

Подготовка осуществляется на безвозмездной основе (п. 5 Порядка).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы для установления опеки или попечительства над ребенком

Если у вас нет заключения о возможности быть усыновителем, то для установления опеки или попечительства над ребенком вам потребуется паспорт и следующие документы (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423):

1) заявление с просьбой о назначении опекуном или попечителем;

2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства (не обязательно);

4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования (не обязательно);

1) заключение о возможности быть усыновителем;

2) заявление о назначении опекуном или попечителем;

3) письменное согласие совершеннолетних членов вашей семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами.

Шаг 3. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Для получения заключения о возможности быть опекуном или попечителем подайте документы в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Документы можно подать:

1) лично (с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность);

2) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

3) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (реализовано не везде);

4) непосредственно через сайт органа опеки и попечительства (если на нем реализована такая возможность);

5) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (реализовано не везде) (п. 5 Правил).

Шаг 4. Предоставьте возможность органам опеки и попечительства ознакомиться с вашей семьей и условиями вашей жизни

После представления комплекта документов в течение трех дней ваше место жительства должен посетить специалист органа опеки и попечительства для знакомства с вашей семьей и условиями вашей жизни.

Шаг 6. Подберите ребенка

Имея заключение, вы можете приступать к подбору ребенка. Если по месту вашего проживания нет детских учреждений для детей-сирот или вам не удалось подобрать ребенка, можно обратиться к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ (п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.06.2015 N 588).

В органе опеки и попечительства вас должны проконсультировать о порядке подбора и предоставить сопутствующие документы.

Шаг 7. Оформите опеку (попечительство) над ребенком

После подбора ребенка обратитесь в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки. Орган опеки и попечительства примет решение о назначении вас опекуном (или попечителем) или об отказе в этом. Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта (п. 9 Правил).

Обратите внимание!

Для опекунов и попечителей ребенка предусмотрено право на ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). При этом ежемесячное вознаграждение за осуществление опеки, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (ч. 2 ст. 16 Закона N 48-ФЗ; п. 1 ст. 210 НК РФ; Письмо ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22519@).

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут. Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом. Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова , взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов. Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они). А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина , мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти. Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно. Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова , вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова : Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье. Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.
Татьяна Плотникова : Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

Льготы

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина : Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина : В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова : « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова : Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Назрела необходимость внести изменения в систему органов опеки и попечительства: пересмотреть обязанности кадров, которые частично можно передать другим организациям, увеличить штаб сотрудников опеки и их финансирование, а также сформировать систему подготовки специалистов, считают общественники, опрошенные РИА Новости.

Своим видением реформирования органов опеки и попечительства с РИА Новости поделилась и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

В последние месяцы в СМИ обсуждалось несколько громких тем, в контексте которых не раз возникали вопросы к отсутствию своевременных действий со стороны органов опеки. Так, в мае мужчина и женщина похитили трехлетнего мальчика в Морозовске Ростовской области. Ребенок был найден, а предполагаемые похитители — супруги из Волгоградской области — также подозреваются в убийстве одного из приемных детей. Следователи выяснили, что у подозреваемых на воспитании находятся пять несовершеннолетних детей, из которых четверо — приемные, при этом в сентябре 2016 года один из приемных детей внезапно исчез. Тогда опекуны не стали обращаться в правоохранительные органы и продолжали получать причитающиеся выплаты. Было возбуждено уголовное дело об убийстве. Тело ребенка было найдено, представитель СУ СК РФ по Волгоградской области подтвердила РИА Новости, что женщина призналась, что сама захоронила приемного сына, который якобы скончался от заболевания.

Еще одна история - дело семьи Дель. Скандал вокруг многодетной семьи разгорелся в середине января в Зеленограде. По словам работников детского сада, они обнаружили на теле одного из детей следы побоев, которые, по его словам, ему нанес отец. Сотрудники органов опеки и попечительства изъяли из семьи 10 детей. Однако вскоре двоих детей, которые находились в приюте, вернули их бабушке. Опеку еще над восемью детьми семья расторгла. Инцидент получил большой общественный резонанс.

Инициатива детского омбудсмена

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала ряд законодательных предложений по совершенствованию органов опеки и попечительства в РФ. В частности, детский омбудсмен выступила за то, чтобы сотрудники органов опеки осуществляли фото- и видеофиксацию данных при проверке условий жизни той или иной семьи.

"По нашему мнению, это позволит исключить составление актов без выезда специалиста в семью, т. е. предоставления заведомо недостоверной информации", — пояснили РИА Новости в аппарате Кузнецовой.

Кроме этого, Кузнецова поддержала инициативу дать возможность органам опеки и попечительства "делегировать организациям полномочия по обследованию условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей".

Детский омбудсмен также считает нужным предоставить возможность обоим родителям назначать своему ребенку опекуна на случай одновременной смерти.

"Считаю, что предлагаемые изменения части 2 ст. 13 федерального закона "Об опеке и попечительстве", предоставив обоим родителям право изъявить свою волю о назначении ребенку опекуна на случай смерти, позволят защитить будущее несовершеннолетнего", — приводят слова Кузнецовой ее пресс-служба.

В аппарате пояснили, что сейчас по закону подать заявления о назначении опекуна или попечителя для своего ребенка на случай смерти может лишь один родитель в ситуации, когда второй родитель не может выполнять свои обязанности по той или иной причине (например, по причине неустановленного отцовства или смерти).

Что же происходит с опекой?

Общественники полагают, что органы опеки попечительства недостаточно справляются с возложенными на них функциями, но прежде чем принимать жесткие решения о реформировании структуры, необходимо разобраться в истинных причинах сложившейся ситуации.

"Мы не укрепляем аппарат, не создаем людям условия для того, чтобы они имели возможность нормально работать, не обеспечиваем их законодательной базой твердой, крепкой, соответствующей конституции, а потом начинаем их упрекать в том, что они где-то недоработали", — заявила РИА Новости юрист-эксперт общероссийской общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" Людмила Виноградова.

По мнению члена комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты (ОП) РФ Юлии Зимовой, есть целый ряд факторов, повлиявших на органы опеки.

"Вопрос в том, что в органах опеки сейчас действительно серьезная текучка - раз, неподготовленность кадров - два. То есть у нас нигде не обучают быть сотрудником органов опеки", — сказала Зимова.

Кроме того, подчеркивает она, сотрудников органов опеки "мало по сравнению с тем задачами, которые есть", поэтому "надо или увеличить количество этих сотрудников, специалистов и, соответственно, зарплаты, или снять с них часть полномочий".

В частности, со слов Виноградовой, нагрузка на одного сотрудника органов опеки может достигать 240 семей. При этом специалисты должны дважды в год проверить условия проживания и воспитания детей в замещающих семьях, напомнила руководитель группы по разработке профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Галина Семья.

"У нас в стране (замещающих семей) полмиллиона…, то есть нужно осуществить по стране каждый год один миллион проверок. Специалист приходит из органов опеки, у него есть специальный акт, он по этому акту смотрит, спрашивает и заполняет. Но любому разумному человеку понятно, что… качество проверки будет ужасное. А некоторые… рисуют этот акт", — сказала Семья, добавив, что на 29 миллионов детей в России приходится только 11 тысяч сотрудников органов опеки.

Семья отметила и такую проблему, как "невнятное представление об органах опеки" среди населения страны. Более того, своеобразная "невнятность", по ее мнению, существует и в законодательстве, регулирующем работу этой структуры.

"В законодательстве очень невнятно прописаны разные критерии, по которым должны работать органы опеки и попечительства. Самое резонансное, что было - это критерий, по которому ребенок отбирается у родителей… Есть ряд терминов в законодательстве, который не разъяснен законодателем", — пояснила она.

Решение проблемы глазами общественников

Член ОП РФ Юлия Зимова считает, что "первая важная задача - это обучить кадры опеки, вторая важная задача - это увеличить их количество" и, соответственно, финансирование.

"Очень важно разграничение полномочий между органами опеки и между социальной защитой, потому что органы соцзащиты должны, на мой взгляд, полноценно работать с семьей. К сожалению, часть функций, которые они могли бы на себя взять, она есть сейчас у органов опеки", — сказала Зимова.

В частности, общественница предложила ввести должность семейных агентов, которые бы в индивидуальном порядке помогали семьям решать их проблемы.

"В первую очередь, если мы реформируем органы опеки и попечительства, то мы должны прямо в связке параллельно серьезно реформировать систему соцзащиты с точки зрения именно индивидуального подхода к семье. То есть соцзащита должна обеспечивать концентрацию сил и денег вокруг семьи конкретной, вокруг конкретного ребенка… Это идеальная система… если у тебя есть семейный агент", — сказала Зимова.

Передать часть функций органов опеки другим ведомствам предложила и Виноградова. Так, по ее мнению, "профилактикой преступлений и правонарушений должны заниматься правоохранительные органы", так как "это не компетенция органов опеки" и "не компетенция органов соцзащиты, которые должны не выискивать преступления, а помогать тем людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации".

Семья также предложила разгрузить органы опеки, позволив им привлекать сторонние организации или других профильных специалистов.

"Мы предлагаем… законодательно разрешить органам опеки передачу этих полномочий при сохранении у органов опеки полномочия о принятии решений… Или позволить органам опеки приглашать тех специалистов, которые им нужны", — сказала Семья РИА Новости, пояснив, что речь идет о полномочиях, которые "требуют специальных знаний в области психологии, педагогике и так далее".

Член ОП РФ также считает необходимым совершить "технический апгрейд" сотрудников органов опеки. Например, выдать специалисту планшеты, "где у него будут все обновления последние по законодательству, он сможет фотографировать детей, будет планинг".

"Понятно, что реформа системы органов опеки в принципе нужна. Другой вопрос, есть ли сейчас на это возможности, не столько даже финансовые, сколько экспертные, и возможности это проконтролировать", — заключила Зимова.