Скалолазание классификация сложности. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. Иностранные системы оценки сложности в альпинизме

источник: Шатаев В. Н.


УТВЕРЖДЕНЫ
Правлением Федерации альпинизма России
(Протокол № 17 от 23 мая 2010 г.)

1. Общие положения о классификации маршрутов.

1.1. Маршруты восхождений (подъемы на вершины) делятся в порядке возрастающей сложности на категории - от 1-й до 6-й. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории - А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (нормы, требования по альпинизму).

1.2. Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты - первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и расположение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.
1.3. Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности (кат сл.) после рекомендации комиссии (по новым маршрутам - совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

1.4. В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе - спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается, но должны быть отражены в отчете.

1.5. Под траверсом понимается прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей, но не по пути подъема.
Траверс одной вершины не классифицируется (за исключением специально оговоренных случаев).

1.6. Отдельные маршруты могут быть классифицированы только для зимних восхождений с индексом " з ".

1.7. Маршрут может быть классифицирован как первовосхождение, первопрохождение, вариант, комбинация маршрутов.

Первовосхождением считается восхождение на вершину впервые, оно же будет и первопрохождением по данному маршруту.

Первопрохождением считается восхождение по маршруту, проложенному по непройденным склонам, гребням, контрфорсам, рёбрам (при траверсе - когда новые участки, без учета повторно пройденных, определяют более высокую категорию сложности маршрута).

Вариантом считается восхождение по маршруту, частично совпадающему с ранее пройденным или проходящему по ранее пройденной стене (склону), не разделенной с представленным на классификацию маршрутом, гребнями, ребрами, кулуарами и т. д.
(в траверсах - когда новые участки определяют более низкую категорию, чем весь пройденный маршрут).

Комбинацией считается восхождение или траверс, маршрут которого состоит из ранее пройденных участков или маршрутов (классифицируются индивидуально для групп).

1.8. Некоторые маршруты могут быть объединены в одном пункте таблицы «Классификатор маршрутов на горные вершины», далее - («Классификатор»).

1.9. Под вершиной понимается:
а) высшая точка возвышенного участка хребта (гребня), расположенного между двумя седловинами (перевалами);
б) возвышение в гребне не менее 100 метров, если на данном участке гребня нет явно выделяющихся по высоте отметок
В «Классификаторе» в этом случае вершинам пункта «б», как правило, даются наименования основной вершины (массива), например - Шхельда (1-я З.), Шхельда (2-я З.), Бивачная (Ю.) и т.д.

1.10. Классификационная комиссия включает в дополнение или «Классификатор» наименование вершин в соответствии с федеральным законом «О наименовании географических объектов».

2. Оценка сложности маршрута и система единых символов

2.1. В описании маршрута должно быть четкое разграничение между свободным лазанием и передвижением с использованием искусственно созданных точек опоры.

2.2. Схема маршрута в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. Для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II±, III±, IV±, V±, VI±.
I - лёгкий - необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем - нетрудно.

II - умеренно тяжелый - для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

II - тяжелый - выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение - на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV - очень тяжелый - выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V - особенно тяжелый - опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов - серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI - чрезвычайно тяжелый - опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий.
В дополнение к вышеизложенным требованиям допускается применение способов классификации, принятых в других странах (см. «Дополнения»).
2.3. При лазанье с применением искусственных точек опоры - ИТО (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы), сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

А1 - одиночные крючья; рельеф прост и надежен; (безопасное ИТО все точки надежны)

А2 - серия искусственных точек; рельеф прост и надежен (не все точки страховки надежны, в случае срыва есть вероятность получить травмы)

АЗ - большие серии искусственных точек; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов; (50% точек страховки ненадежны, в случае срыва есть большая вероятность получить травмы)

А4 - большие серии искусственных точек; рельеф сложный, ненадежный; преодоление больших карнизов более 1 метра (около 80% точек страховки ненадежны, в случае срыва есть вероятность получить травмы несовместимые с жизнью).

2.4. Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква "е" с указанием длины в метрах, например: V+, АЗе-15м.

3. Оформление записей маршрутов и уточнение маршрутов

3.1. При записи в "Книжке альпиниста" о первопрохождении (в том числе первовосхождении, варианте, комбинации) категория сложности не указывается. Категория сложности записывается после классификации маршрута.

3.2. Сведения о классифицированных маршрутах указываются с обозначениями:

"пв" - первовосхождение;

"пп" - первопрохождение;

"2-е, 3-е" - второе или третье прохождение;

"вар" - маршрут классифицирован как вариант;

"ком" - классифицирован как комбинация маршрутов;

"з" - маршрут классифицирован для зимнего периода.

"д/гр" - маршрут засчитан только группе и для спортивных и учебных целей не рекомендован (в таблицу не вносится);

3.3. В "Классификаторе» и дополнения к нему вносятся новые маршруты по мере рассмотрения и своевременно опубликовываются.

3.4. Наименование вершин, высот, маршрутов и категории сложности в «Классификаторе» или в дополнениях уточняет классификационная комиссия Федерации альпинизма России по представлению дополнительных материалов, а также по статистическим данным отчетов альпинистских мероприятий (АМ).

4. Единые требования к отчету для классификации

Отчет должен представляться в сброшюрованном виде.
Текст печатается на листах формата А4 (т.е.) - стандартного формата 210 х 297 мм через 1,5 интервала.

Лист 1, стр.1.
Паспорт восхождения

1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице 20__ года
2. Наименование вершины, ее высота, название маршрута
3. Предлагается - ____ кат. сл., _____ прохождение (вариант, комбинация)
4. Характер маршрута:____ (скальный, комбинированный, ледово-снежный)
5. Перепад высот маршрута: ___________ (по альтиметру или GPS)
Протяженность маршрута: ____________________ м.
Протяженность участков: V кат сл. - ____ м., VI кат сл._____ м.
Средняя крутизна:
основной части маршрута - ___ град.; всего маршрута - ___ град.
6. Оставлено "крючьев" на маршруте:
всего ________; в т.ч. шлямбурных __________
7. Ходовых часов команды: _____ часов, _____ дней
8. Руководитель: фамилия, имя, спортивный разряд

Участники: фамилия, имя, спортивный разряд
___________________________________________________
___________________________________________________
9. Тренер: ______________________ , ______________ (звание ЗТР)
10. Выход на маршрут из БЛ: час, число, месяц, год
Маршрут начат: « ___ », «___», «___», « ___»
Выход на вершину: « ___», «___», «___», «___»
Возвращение в БЛ: « ___», «___», «___», «___»
Спуск с вершины: по ___ кат. сложности в _________ ущелье;
(по пути подъема)
11. Организация: (город, федерация, клуб, сборная команда…)
12.Ответственный за отчет __________________ . Электронный адрес и телефон____________________________________________________

Лист 1,стр.2.
Общее фото вершины, где должен быть нанесен пройденный командой маршрут и нанесены ближайшие справа и слева имеющиеся классифицированные маршруты. Под фото надпись с расшифровкой обозначений маршрутов. Указать дату, год, место фотосъемки.
Фотография изготавливается на тонкой цветной фотобумаге размером не менее 13х18 см.

Лист 2, стр.3.
Фото профиля маршрута справа или слева, а для маршрутов 5-6-й кат сл. и рисованный профиль (3а).

Лист 2, стр.4.
Фотопанорама района. Фотография изготавливается на тонкой цветной фотобумаге размером не менее 13х18 см. На панораме справа и слева от объекта восхождения должны быть видны несколько вершин того же гребня. На фото обязательно нанести все наименования вершин (их высоты) и перевалы.

Лист 3, стр.5.
Для малопосещаемых районов необходимо привести:
- карту района масштаба не более 1:80000 или географические координаты вершины (широта, долгота до секунды) и картосхему (стр.5а) объекта восхождения. В обзоре указывается расположение района и его особенности, посещаемость. Общая схема описания подходов: город (поселок), ущелье, ледник, перевал. Указать расстояние и время подходов (подъездов).

Лист 3, стр.6, 6а.
Для маршрутов 1Б - 3Б категории сложности


Для маршрутов 4А - 6Б категории сложности
Схема маршрута в символах УИАА, выполненная в масштабе М 1:2000.
При необходимости можно отдельные ключевые участки выполнять в более крупном масштабе. Если маршрут не умещается на одной странице, то оформляется следующий 6а и т.д. В таблице должны быть указаны масштаб, протяженность, крутизна и сложность участков, направление движения. Схема маршрута разбивается горизонтальными линиями по участкам.

Линия маршрута в центре листа. Справа от маршрута на краю листа указывается сложность участка в символах, длина участка в метрах, крутизна в градусах. Слева - № участка, наименование и количество «крючьев» (если необходимо, то и их расположение), пункты страховки, их характеристика в символах, ссылки на фото-иллюстрации. В числителе - количество использованных точек для страховки, в знаменателе - в том числе ИТО.
Маршрут разбивается на отдельные участки по характерным признакам. Оценка сложности проводится для каждого участка в отдельности.

Лист 4, стр.7.
Техническая фотография маршрута, обеспечивающая видимость основного рельефа маршрута. Фотографии изготавливаются на тонкой цветной фотобумаге размером не менее
13 х18 см. На фото должна быть нанесена линия маршрута не толще 0,5 мм, (только видимая часть). Указаны номера участков; места, высоты и даты ночевок.

Лист 4, стр.8, 8а.
Краткое описание прохождения маршрута по участкам в произвольной форме. В описании ключевых участков после характеристики рельефа, трудности, направления движения следует при необходимости указать: незащищенность, трудность ориентировки и т.д.
Рекомендации по оценке безопасности маршрута, заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении с классифицированными той же полукатегории сложности, имеющимися в опыте восхождений участников данной группы.

Лист 5, стр.9.
Фотоиллюстрация отчета. Фотографии изготавливаются на тонкой цветной фотобумаге либо на бумаге для печати на цветном принтере, размером не менее 13х18 см. .

Фотографии для маршрутов 1Б - 3Б кат. сл. (не более 8 шт.), характеризующих рельеф, условия погоды, применение технических средств.

Фотографии для маршрутов 4А - 6Б кат. сл. (не менее 8 шт.), где участки V - VI кат. сложности следует (в обязательном порядке) иллюстрировать фотографиями с отображением на них характеристик рельефа (поверхности), крутизны, работы первоидущего и применяемых приёмов и технических средств, способов страховки. Краткая надпись дает номер участка и уточнение действий. На фото отмечаются точки начала и конца участка.
Обязательно фото группы на вершине у контрольного тура.

Примечание: при отсутствии обязательных требований по страницам необходимо указать причины их не выполнения.

Требования к электронной версии отчета :

1. Электронные версии необходимо представлять вместе с отчетом в классификационную комиссию на CD-дисках, USB flash drive, либо по электронной почте на адрес:
[email protected]

2. Описание должно быть сохранено одним файлом.

3. Расширение файла - doc (программа - Word)

4. Большая сторона фотографии в отчете не должна превышать 800 pixels.

5. Отдельным файлом необходимо предоставить фотографию максимального качества (не обработанную на компьютере в спец. программах). С прорисованной ниткой маршрута по участкам (см. лист 4, стр.7)

Сравнительная таблица категорий сложности разных стран:

Справочные материалы от Александра Лавриненко, председателя классификационной комиссии ФАиС Украины

Крым


  • Маршруты 1Б категории трудности: протяженность собственно маршрута не менее 200 м. Маршрут в основном состоит из участков I категории, но должен включать 20-30-метровые участки II категории и несколько коротких участков III категории.
  • Маршруты 2А категории трудности: протяженность собственно маршрута не менее 200 м.
  • Маршрут в основном состоит из участков I и II категорий, но должен включать 10-20-метровые участки III категории, и короткие участки IV категории
  • Маршруты 2Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II категорий, но должен включать 15-30-метровые (и более) участки III+; IV- категории. Возможны короткие 3-5м участки IV+;V- категории
  • Маршруты 3А категории трудности: протяженность собственно маршрута 200м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категории, но должен включать не менее чем 10-20-метровые участки IV и IV+. Возможны короткие участки V категории.
  • Маршруты 3Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категорий, но должен включать 20-30-метровые (не менее) участки IV категории. «Ключевой» участок маршрута, как правило, V категории.
  • Маршруты 4А категории трудности:, протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категорий, но должен включать 20-50-метровые участки IV категории, а так же 5-10 метровые участки V
  • Маршруты 4Б категории трудности:, протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков III категорий, но должен включать несколько 30-50 метровых участков IV категории, и 10-20-метровые участки V категории.
  • Маршруты 5А категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков III и IV категорий но должен включать несколько 20-30-метровых участков V категории и несколько 5-10метровых участков V+; VI категории, возможно применение несложного Ито (А1;А2) в отдельных местах
  • Маршруты 5Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков IV и V категорий, но должен включать 30-метровые (и более) участки V+ категории, и не менее двух 10-20 метровых участка VI категории. Возможно потребуются Ито А2
  • Маршруты 6А категории трудности: протяженность собственно маршрута 300 м и более. Маршрут в основном состоит из участков V категории. Маршрут должен включать 20- 40 метровые участки VI и VI+ категории. Применяется Ито А2-А4 Общая протяженность участков VI и А2-А3 категории не менее 150 м

    сложности

    Общая протяженность маршрута

    (Не менее)

    Суммарная

    длина ключевых участков

    (не менее) м

    Характеристики ключевых участков маршрута

    Свободное лазание

    КРЫМ

    Класс скальный (до 4500)

    Класс технический (до 6500)

    Класс высотный

    прохождение гребней с снежными грибами и т. д.

Прежде чем мы начнем говорить о такой сложной и многогранной теме как трудность альпинистских маршрутов, давайте ответим на один очень важный вопрос: а зачем собственно восходителю необходимо знать и уметь ориентироваться в классификации маршрутов и категориях трудности?

Первая и самая важная причина – это желание ходить в горы безаварийно! И для этого, основным принципом, которым вам необходимо руководствоваться при выборе маршрута, это его посильность именно для вас и вашей группы. Тогда можно говорить о безопасности его прохождения.

Система единых категорий трудности на Пост Советском пространстве позволяет понять вам и вашим учителям, какой опыт уже у вас есть и к чему вы готовы, даже если вершины, на которых вы бывали находятся одна на , а другая – на , а вы сами с вашим учителем находитесь в в ущелье Туюк-Су.

Кроме того, на классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Впервые классификация горных вершин в СССР началась еще в предвоенные годы и с тех пор постоянно пополнялась, и систематизировалась. После распада СССР она осталась практически без изменений и действует сейчас практически на всей территории Пост Советского пространства.

Классификация маршрута имеет целью дать общую оценку проложенному пути на вершину.

Эта оценка субъективная, но есть несколько факторов, которыми обычно руководствуются:

1) трудность отдельных участков, их протяженность и расположение на маршруте;

2) абсолютная высота вершины, одновременно характеризующая изменение категории участков в зависимости от абсолютной высоты их расположения;

3) собственно протяженность маршрута (без учета подходов и спуска, независимо от их протяженности и трудности, по моренам, ледникам, осыпям и т. п.);

4) средняя крутизна маршрута;

5) время, необходимое для прохождения маршрута, отнесенное к группам, подготовленным к данной категории трудности.

Исходя из этих параметров есть 6 категорий и 6 полу-категорий в каждой категории. Ниже очень краткая их характеристика:

Кроме этого, еще по типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных . Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Скальные занятия Альпинизма и скалолазания команды ExtremeGuide.
Цель: подготовить участников к маршрутам различных категорий трудности.

Всем успешных восхождений и безопасных спусков!!!

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера, количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10-25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности, но должны включать 20-30 м и более участков I - легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3-15 м) участков II - простой трудности, либо 80-100 м и более снежно-ледовых участков I - легкой трудности, или иметь короткие (30-40 м) участки II - простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута - от 1.5 до 5-8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м. Средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности и I - легкой трудности, но должны включать не менее 5-20 м скальных участков II - простой трудности или не менее 80-100 м снежно-ледовых участков II - простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 6-10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой и I - легкой трудности, но должны включать участки II - простой трудности: скальные - не менее 15-30 м и более или снежно-ледовые - не менее 80-100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III - средней трудности: скальных - по 3-10 м или снежно-ледовых - по 20-50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 5-8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I - легкой и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 5-20 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 20-30 м и ледово-снежные - не менее 100-300 м, либо иметь несколько коротких участков IV - выше средней трудности: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 3-10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2-6 крючьев). Спуск - спортивным способом или дюльферами.

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 20-50 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. - не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. - не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 5-6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10-20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 40-80 м или ледово-снежные - не менее 200-400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10-15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 700 м, средняя крутизна - 40-60°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные - не менее 10-40 м или ледово-снежные - не менее 100-400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15-20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута - 750 м, средняя крутизна основной его части 45-70°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300-500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3-20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 8-10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40-50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 65-75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20-40 м с суммарной протяженностью не менее 200-250 м. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4-5А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 70-80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F - easy - facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.

PD - not difficult - peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

TD - very difficult - trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA .

ED1/2/3/4 - extremely difficult - extramement difficile (экстремальная сложность)

ED+/ED1/ED2 - 6A

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA .

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:

I - Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II - Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III - Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV - Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V - Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI - Один или два дня тяжелой работы - скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I - Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II - Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия",1993 г.

На сайт

Обзор подготовил: Кирилл Фильченков, г.Москва
По книге: "Yosemite Climbs: Big Walls", автор Don Reid

Североамериканская система категорий сложности скальных альпинистских маршрутов

Примеры

El Capitan , США
Маршрут The Nose 900м
VI, 5.11, A2 (or 5.13b)


Морчека , Крым
Маршрут "Центр" 380м
По российской системе
сложности: 6А (VI+, A2)
(В скобках указана сложность
лазания на ключевом участке
и характер участков ИТО, в
соответствии с отечественной
классификацией)
По американской системе
сложности: IV, 5.10d, A2

Малый Кильсе-Бурун , Крым
Маршрут "Немецкая" 260м
По российской системе
сложности: 5Б (VI, A2)
По американской системе
сложности: II, 5.10b, A1

Фороский Кант , Крым
Маршрут "Рыжий угол" 300м
По российской системе
сложности: 5А+ (V)
По американской системе
сложности: I, 5.8

Сложность маршрута описывается не одной цифрой (буквой), а комбинацией из трех параметров, характеризующих соответственно:

  • Протяженность (римские цифры от I до VI),
  • Сложность лазания на ключевом участке (десятичная система принятая для свободного лазания),
  • Трудность участков с ИТО и организации страховки (от A1 до A5)

Пример: V, 5.8, A2+

Протяженность.
Характеризует среднее время прохождения маршрута достаточно опытной командой при нормальных условиях.

I - от 1 до 3 часов
II - от 3 до 4 часов
III - от 4 до 6 часов (полная половина дня)
IV - полный день (именно ПОЛНЫЙ)
V - 1 - 2 дня. Ночевка, как правило, неизбежна
VI - 2 и более дня на стене.

Сложность лазания на ключевом участке.
Это десятичная система, принятая для участков, проходимых, как правило, свободным лазанием.

Трудность участков с ИТО и организации страховки.
Участки ИТО, характеризуемые данной шкалой - это НЕ ТЕ участки, которые характеризует предыдущая шкала (сложность свободного лазания). Данная шкала характеризует участки, которые свободным лазанием не идутся (как правило).

A1 - надежные точки страховки, (независимо от применяемого снаряжения - крючья, закладки и т.п.) способные выдержать значительное падение. Все станции должны быть сделаны (по возможности) на основе точек A1.
A2 - не очень надежные точки страховки, способные держать массу тела и даже небольшое падение. Крючья, забитые не до конца и подвязанные у основания, закладки, лежащие не лучшим образом и т.п.
A3 - ненадежные точки страховки, способные держать только массу тела с маленьким избытком прочности. Никакой срыв не держат. Самые мелкие крючья, скайхуки, медные головки, даже небольшое падение.
A4 - Предел. Держат только массу тела, и то не всегда. Не выдерживают никаких срывов, даже мелких.
A5 - То же, что A4, плюс реальная опасность разбиться насмерть или получить травмы в случае срыва, так как в случае вероятного срыва неизбежно падение с большой высоты на полку, опасный маятник об стену без промежуточных точек страховки или с гарантированным вырыванием всех промежуточных точек.

Приведенная выше шкала учитывает лишь надежность искусственных точек опоры, но никак не крутизну участка стены. Например, огромное нависание с возможностью организации надежной страховки будет обозначаться как A1, а стена с положительным наклоном но с микротрещинами под закладки первого номера, с перспективой срыва 6-8 закладок или микрокрюков и полета метров на 15 до повисания на более надежной точке, будет обозначена как A3.

Необходимо отметить, что приведенная шкала (A1-A5) сейчас претерпевает изменения в оценке степени трудностей и риска. Альпинисты так называемой New Wave (Новой Волны), выведшие технику прохождения маршрутов класса Big Wall на новый уровень (примерно начиная с 1980-х годов) используют свою шкалу, которая, однако, мало чем отличается от традиционной, вкладывая примерно тот же смысл при присуждении участку маршрута определенного рейтинга. New Wave использует те же категории (с A1 по A5), плюс категории A0 (участок не требует ИТО, все можно пролезть свободным лазанием) и A6 (абсолютный теоретический максимум опасности, когда при срыве первого улетает не только он со всеми точками, но и все остальные вместе со стремной станцией). A6 на практике не используется (наверное зарезервировано на будущее). Чтобы не запутаться, есть следующее простое правило: в любой из Североамериканских систем A1 означает очень надежную точку страховки, а A5 - самый ужасный максимум сложности и опасности.

Маршруты (участки), которые можно пройти без применения крючьев (не портя скалу), с использованием только щадящих скалу закладок, френдов, скайхуков (под рельеф), называют Clean (Чистый). Иногда для классификации таких участков вместо буквы "A" употребляют букву "C". Например чистый A2 иногда называют C2.

Таким образом, приведенный выше пример (V, 5.8, A2+) означает, что: на маршруте почти наверняка придется провести одну ночь (и даже больше, если Вы не достаточно опытны), для прохождения маршрута надо уметь проходить свободным лазанием участки категории 5.8, и быть готовым к участкам ИТО A2+, что означает неприянные участки с не очень удобными и несколько стремными точками на протяжении 3-5 метров над последней хорошей точкой (при срыве возможен вырыв точек и полет метров на 5-10), однако полет без особых последствий.

Сравнительная таблица категорий скальной сложности
По материалам книги: "On Peak Rock: A guide to selected rock climbs on hundred Peak District outscops."

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ