Скачать отчет по внутреннему аудиту охраны труда. Порядок проведения аудита по охране труда. Внутренний аудит системы охраны труда

Внутренний аудит - доступное для руководителя средство, с помощью которого осуществляется контроль состояния условий труда на предприятии в целом, и для каждого сотрудника на рабочем месте.

Какова польза от внутреннего аудита?

Внутренний аудит это проверка отлаженности системы, управляющей охраной труда. Данные аудиторских проверок призваны помочь эффективному руководителю предприятия составить статистику нарушений охраны труда, чтобы иметь возможность, при необходимости, указать в отчетности для владельца компании, акционеров или инвесторов, те моменты, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы. Руководитель также может указать, каким образом он решает эти проблемы.
График внутреннего аудита бывает плановым, и внеплановым. Внеплановый аудит проводится, если на предприятии произошла внезапная смена руководителя.
Существует 10 этапов внутреннего аудита, которые касаются, непосредственно, охраны труда. Они представляются в виде полезных рекомендаций для руководителей и специалистов предприятия. Рассмотрим каждый из них.

1. Первый этап предполагает разработку специального стандарта для предприятия или организации, в котором будут прописаны основные моменты, касающиеся внутреннего аудита:

  • информация о персонале, какую роль он выполняет для организации, и какая ответственность закрепляется за каждой должностью;
  • организация подготовительных мероприятий по проведению аудита, план проведения;
  • описывается форма, в которой должна предоставляться отчетность по итогам внутреннего аудита, а также описываются нюансы по процессу регистрации;
  • указываются возможные дополнительные мероприятия, которые будут проходить на предприятии в целях корректировки полученных результатов.

2. Необходимо определиться с объектом проверки. В каком направлении будет работать аудитор или аудиторская группа. Например, выполняются следующие действия:

  • Выявляются риски, вызывающие травмоопасность различных видов. Проверяется годность СИЗ, или наличие факторов и упущений, которые приводят к незащищенности работника на рабочем месте.
  • Проводится предварительная проверка журнала инструктажа по ТБ, а также личных карточек сотрудников, если предприятие предусматривает их наличие.
  • Перечисляется перечень необходимой документации по охране труда, а также проверяется, насколько правильно заполнены все формы.
  • Определяется, насколько сотрудники готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Проверяется есть ли на предприятии необходимое количество СПБ.

3. Необходимо разработать программу аудита. Этим вопросом займется комиссия, утвержденная руководителем. На данном этапе определяются с ответственными за охрану труда на предприятии лицами, и всеми сотрудниками, которые имеют к этому вопросу непосредственное отношение, а также обозначают:

  • перечень документов, которые подлежат проверке;
  • дату предоставления отчета и списки лиц, которым будут разосланы копии отчета.

Следует добавить в документ информацию об объекте и направлении аудита, указать какую цель он преследует. Определить сроки его проведения и состав аудиторской группы.
Программ аудита на предприятии может быть несколько. А сама проверка может производиться как одним аудитором, так и группой лиц. Для этого привлекаются свои специалисты, а также сторонние профессионалы. Обязанности по проверке должны быть распределены.

4. На четвертом этапе издается распорядительный документ в виде приказа или распоряжения от руководителя о том, что на предприятии будет проведена внутренняя аудиторская проверка. Когда проверка планируется на одном из структурных подразделений предприятия, необходимо за 10 дней до начала аудита уведомить об этом руководителя структурного подразделения.

5. После того как аудиторам будет представлен перечень необходимых документов, они обязаны с ними ознакомиться, а также проанализировать нормативно-правовые акты действующего законодательства, относительно объекта будущей проверки, и приступить к разработке специальных контрольных листов - брошюр, которые используются как памятки для персонала.

6. Шестой этап характеризует непосредственное начало аудиторской проверки. Собираются необходимые для отчетности данные, проходит этап их анализа и все остальные моменты, которые были предусмотрены в программе аудиторской проверки.
Проверка может быть проведена в рабочее или нерабочее время. Это прописано в Трудовом Кодексе РФ. Если планируется внутренний аудит в нерабочее время, сотрудник должен дать согласие в письменной форме, а такую работу работодатель обязан оплатить.
Основная задача аудитора - получить правдивую и точную информацию о состоянии дел, относительно которых была организована проверка.

7. Если в процессе внутреннего аудита были выявлены нарушения, аудитор или аудиторская группа должны составить протокол несоответствий и подготовить отчет по результатам проверки.
Какие несоответствия могут быть выявлены в результате внутреннего аудита?

  • нарушение сроков обучения охране труда;
  • наличие информации о том, что руководитель проверяемого подразделения организации, нарушил правила и не прошел своевременное обучение в специальном учебном центре;
  • отсутствие необходимых документов, подтверждающих прохождение сотрудниками обучения;
  • отсутствие у сотрудника удостоверения, подтверждающего факт прохождения обучения.

Все перечисленные нюансы отображаются в протоколе несоответствий. Также фиксируется дата и место обнаружения нарушения, описывается его значимость и внутреннее содержание. При подготовке отчета аудитор обязан подвести итоги проверки и посвятить в них всех заинтересованных участников. Отчет подготавливается в течение недели после проведенного аудита. Форма отчета может быть разработана предприятием.

8. Восьмой этап. Проводится совещание руководителей подразделений. На нем озвучиваются результаты проверки, а в случае выявленных нарушений, обсуждаются пути и сроки их исправления. Также назначаются ответственные лица за их корректировку.

9. Девятый этап - это возможность устранить несоответствия и нарушения в течение одного месяца со дня обнародования итогов аудиторской проверки. Однако, при необходимости, с учетом специфики работающего предприятия, сроки устранения нарушений могут быть продлены.

Пример. В результате аудиторской проверки строительной компании были выявлены нарушения следующего содержания: СИЗ, закупленные для предприятия, не имели лицензии и не соответствовали требованиям. С целью устранить выявленные несоответствия, руководитель распорядился закупить новые СИЗ. Ответственному лицу, допустившему такое нарушение, объявили строгий выговор с занесением в личное дело.

10. Последний этап проведения внутреннего аудита - это регистрация результатов проверки в реестре внутреннего аудита предприятия. В него заносятся все данные по итогам проверки. А также отображаются сведения о времени и дате выполненных этапов и прилагаются копии всех необходимых документов.
Когда проведение внутреннего аудита имеет регулярную основу, а выявленные в ходе проверок нарушения, ответственно исправляются и анализируются - риск возникновения травматизма на таких предприятиях сводится к минимуму.

Запросить более подробную информацию по внутреннему аудиту ОТ можно на странице -

Проведение аудита по охране труда на предприятии

Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность условий и надлежащую охрану труда работников. Для этого на предприятии должна быть разработана и применена система управления охраной труда (далее по тексту — СУОТ). Она представляет собой комплекс мероприятий и задач, внедряемых предприятием с целью обеспечения безопасной трудовой деятельности работников. Эффективность функционирования любой СУОТ должна подвергаться периодическим проверкам. С этой целью на предприятиях проводятся аудиты по охране труда, которые представляют собой совокупность действий, направленных на оценку функционирования такой системы.

При этом аудит может быть:

  1. Внешним, при котором проверку проводят сотрудники сторонних аудиторских организаций. Его преимуществами являются:
  • возможность привлечения к проверке высококвалифицированных специалистов;
  • объективность полученных результатов.
  1. Внутренним, при котором проверка выполняется специалистами аудируемого предприятия. Его плюсы:
  • минимизация расходов на изучение и оценку СУОТ;
  • возможность сбора данных в долгосрочной временной перспективе.

Как провести аудит

Чтобы провести аудит охраны труда на предприятии, необходимо в первую очередь составить перечень проверяемых объектов. Аудит может быть как целевым (когда анализируется только один объект системы), так и комплексным (когда изучается функционирование СУОТ в целом).

Аудиту СУОТ подвергаются следующие направления:

Не знаете свои права?

  1. Функционирование предприятия. В этом случае выполняется комплексный анализ состояния СУОТ на производстве, для чего осуществляются:
  • проверка документов на эксплуатируемое оборудование, в том числе наличие сертификатов на используемые средства индивидуальной защиты;
  • сбор сведений об экипировке персонала рабочей формой и обувью, обладающей определенными защитными характеристиками, а также очищающими и дезинфицирующими средствами;
  • проверка существующих инструкций по технике безопасности.
  1. Эффективность мероприятий по охране труда. При этом исследуется:
  • риск получения работниками травм и профессиональных заболеваний;
  • статистика несчастных случаев.
  1. Работа с персоналом. В ходе исследований проводятся:
  • тестирование работников предприятия с целью определения уровня их знаний в области техники безопасности;
  • оценка степени исполнения ими требований инструкций по охране труда.

Кто может проводить аудит по охране труда

Основания для выбора состава аудиторской комиссии или назначения самостоятельного проверяющего зависят от вида проводимого аудита. Если речь идет о внутреннем, проверяющих назначает руководство компании. Ими могут стать ее сотрудники, обладающие специальными знаниями в области охраны труда. Для проведения же внешнего аудита привлекаются проверяющие из сторонних специализированных организаций. Перечень критериев, которым должен соответствовать аудитор, проводящий проверку СУОТ на предприятии, устанавливает п. 7.4.3 ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов...»:

  1. Наличие высшего или среднего специального образования.
  2. Опыт работы — не менее 3 лет (если аудитор имеет профильное высшее образование в сфере охраны труда, этот срок может быть сокращен до 2 лет).
  3. Прохождение программы обучения на аудитора продолжительностью не менее 40 часов.
  4. Наличие минимум 4 завершенных аудитов продолжительностью не менее 20 дней под руководством опытного аудитора при условии, что такие аудиты были проведены в течение 3 последних лет.

Реестр аккредитованных Минтрудом РФ экспертов-аудиторов можно найти по ссылке . Реестр аудиторских компаний, обладающих правом на проведение аудита охраны труда, размещен по ссылке .

Особенности внутренних аудитов охраны труда

Внутренние аудиты организации охраны труда не являются обязательным условием функционирования предприятия, т. е. решение о проведении такой проверки принимается его руководством самостоятельно. Проводить же подобные аудиты стоит регулярно, не дожидаясь указаний сверху.

Это позволит компании:

  • получить актуальные сведения о состоянии СУОТ на предприятии;
  • выявить и оценить существующие опасные производственные факторы, а также нарушения в организации производственного процесса и обустройстве рабочих мест;
  • снизить травматизм на производстве;
  • минимизировать риск наложения штрафов за несоблюдение правил охраны труда;
  • успешно пройти проверки со стороны государственной инспекции по труду и иных уполномоченных организаций.

Порядок проведения внутреннего аудита охраны труда законодательством не регламентирован. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает перечень мероприятий по оценке существующей СУОТ.

Этапы внутреннего аудита охраны труда

В общем виде процедура внутреннего аудита может состоять из нескольких этапов, идущих в таком порядке:

  1. Определение основных направлений аудита и выбор объектов, подлежащих проверке.
  2. Выбор и назначение аудитора или аудиторской группы.
  3. Разработка рабочей документации для проведения проверки (стандарта и плана аудита, чек-листов и пр.).
  4. Распределение работы между аудиторами в том случае, если их несколько.
  5. Издание приказа о проведении внутреннего аудита и уведомление руководителей аудируемых подразделений о грядущей проверке.
  6. Непосредственно проведение проверки: изучение документации (локальных нормативных актов, технологических бумаг и пр.), интервьюирование сотрудников, обследование производства.
  7. Оформление протоколов несоответствия (при необходимости) и составление отчета по аудиту.
  8. Проведение итогового собрания, в ходе которого аудиторы указывают руководителям предприятия и подразделений на выявленные в ходе проверки недостатки и несоответствия.
  9. Разработка корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений.

Аудиторский отчет о результатах проверки

По итогам проведенной проверки составляется соответствующий документ — аудиторский отчет. Он содержит:

  • сведения о результатах проверки наличия требуемой законодателем документации и ее содержания;
  • информацию об оценке состояния охраны труда на предприятии;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, которые нарушаются предприятием;
  • выводы по итогам оценки финансовых, административных и прочих рисков, которые влекут за собой такие нарушения;
  • план мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Итак, аудит охраны труда может быть внешним и внутренним. В первом случае проверку проводят специалисты сторонней специализированной аудиторской организации, а во втором — сотрудники самого предприятия. Чтобы провести аудит, необходимо определить направления проверки, составить рабочую документацию, и в соответствии с разработанной программой проверки проанализировать характеристики каждого аудируемого объекта. По итогам процедуры составляется отчет, который содержит основные выводы, полученные в ходе ее проведения, перечень выявленных нарушений/несоответствий, а также конкретные рекомендации по их устранению.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.


Экспертиза сферы деятельности охраны труда на предприятиях это одна из важнейших составляющих для поддержания необходимого баланса в достижении поставленных целей.

Соблюдение норм системы безопасности — главная задача каждой организации. Следование предписанным правилам позволяет не только свести долю смертности на производстве и травматизма к минимуму, но и обеспечить конкурентоспособность, как предприятию, так и продукции.

Что такое аудит по охране труда?

Аудит по охране труда проводится с регулярностью один раз в год. Данное правило обязательно к выполнению. Для следования ему приглашаются сторонние аккредитованные специалисты или внутренние штатные сотрудники. Проведение аудирования направлено на исследование запланированных мероприятий по СУОТ и их соотношению к желаемому результату.

Проведение экспертизы позволяет получить информацию об имеющихся преимуществах и недочетах аудируемого предприятия. Впоследствии эта информация систематизируется, разбирается, а полученные результаты сравниваются с идеальной моделью менеджмента качества на предприятиях данного направления.

Аудит системы управления охраной труда

Проведение аудита по охране труда в организации поручается людям с особой квалификацией.

Аудитор должен иметь следующий набор характеристик:

  • Соответствующая квалификация и документы на ее подтверждение. У аудитора должны быть лицензии на осуществление деятельности и сертификаты, подтверждающие уровень профессионализма;
  • Для допуска к работе аудиторы проходят регулярные обучения и проверки знаний;
  • Получить лицензию может только человек с законченным высшим инженерным образованием;
  • Обязателен предыдущий опыт работы в сфере охраны труда, инспектором или преподавателем;
  • Специалист должен ориентироваться в технологических процессах организации и обеспечение систем безопасности;
  • Эксперт должен легко ориентироваться в нормативной базе по СУОТ.

Система управления охраной труда опирается исключительно на законодательные нормы, принятые в государстве и не может регулироваться, опираясь на личные предпочтения владельца компании.

Программа внутреннего аудита по охране труда

Внутреннее аудирование проводится с целью постоянного контроля за выполнением работ и получением комплексной оценки состояния уровня охраны труда в организации.

Программа внутренней экспертизы обязана включать в себя:

  • Проведение опроса работников предприятия на их рабочих местах. В ходе которого выясняются вопросы о способах осуществления порученной работы;
  • Проводится отбор документации по технологическим процессам, пожарной и промышленной безопасности;
  • Производится внешнее наблюдение за рабочими процессами и созданными условиями для его осуществления;
  • Проводится полный анализ результатов измерений;
  • Фиксируются все полученные данные;
  • На основе оценки деятельности формируются выводы;
  • Конечным этапом является выявление и регистрация, установленным образом, несоответствий.

Проведение внутренней экспертизы позволяет скорректировать действующий в организации план мероприятий.


Внешний аудит по охране труда

Проведением внешнего независимого аудита соответствия системы безопасности организации работ на предприятиях занимаются надлежащие центры.

Услуги которых позволяют следующее:

  • Проверить существующую документацию на соответствие требованиям российским производственным нормам системы безопасности;
  • Подготовить предприятие к проверкам контролирующих федеральных органов.

Данные центры проводят инспекции в различных сферах деятельности: кадровый аутсорсинг, подбор персонала, экспертиза образовательного процесса.

Стоимость аудита по охране труда

Цена на услуги проведения независимой экспертизы колеблются от 2 500 до 50 000 рублей. Стоимость зависит от объема оказанной процедуры и области аудирования.

Расчет стоимости услуги проводится в основном по факту проведения аудита на соответствие государственным и производственным нормам.

Существуют определенная ценовая градация:

  • Аттестация рабочих мест это наиболее недорогая из оказываемых услуг. Ее стоимость составит около 2,5 тыс. руб.
  • Экспертиза подбора персонала обойдется в 5 тыс. руб.
  • Аудит будет стоить около 30 тыс. руб.

Самой дорогой экспертизой считается проверка образовательных процессов.

Образец аудита по охране труда

Проведение аудирования проходит по составленному и согласованному заранее плану. При внешней экспертизе составляется план посещения отделов организации. Внутренняя экспертиза проводится отдельно по каждому отделу или участку.

Для выявления нарушений и несоответствий следует:

  • Определить участок для аудирования;
  • Разработать план проверки;
  • Уведомить начальника отдела о предстоящем аудировании;
  • Согласовать разработанную программу с руководителем организации.

Стоит отметить, что для каждого отдельного предприятия разрабатывается уникальный план аудирования.