Система зависимости русских земель от орды. Зависимость Руси от Золотой Орды XIII – XV века

Какие права имели хан Орды и удельный русский князь после 1243 года?

Русские князья попали в зависимость от хана. Они получали ярлык – грамота на княжеское владение. Передача власти по наследству была поставлена под контроль хана. Князь должен был являться к нему для подтверждения своего права на княжение. Владимирский князь имел право на старшинство. Хан мог на свое усмотрения менять границы княжеств.

Выясните, как назывались монеты, имевшие хождение на Руси в период Золотой Орды.

Проверяем свои знания

1. В чём проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?

Экономическая зависимость – Русь платила дань ханам Золотой Орды.

Политическая зависимость – одобрение на княжение давал хан (князь получал ярлык). Он мог менять границы княжества. Присутствие в русских городах ханских наместников, послов при торжественном возведении русских князей на престол. Унижение русских князей в Орде.

2. Расскажите о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

В 1245 году в Орду был вынужден явиться галицко-волынский князь Даниил Романович. Но, вернувшись из Орды, Даниил стал восстанавливать военные силы края и выступил против хана. Батый послал против Даниила в 1252 и 1254 годах огромное войско. Галицко-Волынская земля была разорена.

В 1257 году Орда послала в Новгород своих численников, стремясь подчинить Новгородскую землю. Начались народные волнения, продолжавшиеся около года. И тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский, который в 1252 году получил в Золотой Орде ярлык на великое владимирское княжение. Александр решил поддерживать мирные отношения с ханами, чтобы иметь возможность отражать атаки врагов с запада.

В 1262 году во многих городах - Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и др. - начались народные волнения. Многие баскаки и сборщики выхода были убиты. И хотя ордынцы сумели подавить движение и жестоко наказать восставших, они были вынуждены пойти на некоторые уступки. Право сбора дани было передано русским князьям.

3. Каковы были экономические последствия ордынского владычества?

Были разрушены и разорены многие города. Многие ремесла были забыты. Княжества платили ханам огромную дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50-100 лет. Именно тогда началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными.

4. Как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды?

Изменился характер княжеской власти. Вернувшись домой из Орды, князья старались усилить свою власть. Жители княжеств сами были заинтересованы в сильном правителе, который мог бы защитить их от набегов ордынцев.

Вечевые традиции постепенно угасали. Ведь теперь те вопросы, которые раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. Эти политические перемены происходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив первенство новым центрам - Твери, Москве, Нижнему Новгороду, которые стали столицами самостоятельных княжеств уже при ордынском владычестве.

5. Используя материал параграфа и иллюстрации к нему, дайте характеристику отношений русских земель и Золотой Орды.

Князья вынуждены были ехать к хану в Золотую Орду для получения ярлыка. Все вопросы, которое раньше решало вече, теперь решал хан. Политический центр переместился из Киева во Владимир. Хан мог менять границы княжества на свое усмотрение. Теперь в русских городах присутствовали ханские наместники, послы при торжественном возведении русских князей на престол.

Положение Руси осложнялось и тем, что она вынуждена была платить дань. Для этих целей была проведена перепись населения. Дань часто оказывалась очень большой. А иногда ее сбор проводился чаще, чем было установлено. В связи с этим в некоторых городах вспыхнули восстания, которые были подавлены. Однако, сбор дани для Орды теперь перешел в руки князя.

Некоторые князья, например, Даниил Романович и Александр Невский, хоть и получили ярлыки, однако не собирались полностью подчиняться Орде.

Учимся быть историками

1. На основе свидетельства древнерусской летописи (с. 127-128) и используя дополнительную информацию, подготовьте сообщение по теме «Обряд вручения ярлыка».

Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII-XV веках во время Монголо-татарского ига. Для получения ярлыка князья лично ездили в Орду к хану. Они везли с собой богатые дары, иногда заключали политические браки для получения ярлыка на великое княжение. Дары подносили всем, от кого зависело принятие решения о выдаче ярлыка. Князья проходили унизительный для них обряд, чтобы получить расположение хана Золотой Орды. Обряд состоял из двух церемоний. Первая - очищение огнем. Все, кто обращается с просьбой, должны пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла". Вторая - поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. При том первая церемония имела всеобщий "охранительный" характер и применялась ко всем без разбора, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.

2. По одной из версий, русское слово «деньги» происходит от названия тюркской монеты «тенге». С помощью Интернета найдите информацию о появлении денег на Руси.

Первые деньги на Руси появились в IX веке и были завезены на русскую землю восточными торговцами, особенно из Византийской империи, где в ходу уже были чеканные золотые монеты. Затем стали появляться монеты из других стран.

Собственную чеканку монет на Руси освоили в X веке. Их прозвали златниками и сребрениками. На монетах чеканили образ князя Киевского с трезубцем, служившим гербом Рюриковичей и Киевской Руси. Эти монеты были обнаружены при раскопках кладов того времени. До этого момента считалось, что на Руси не чеканили собственных денег.

Деньги на Руси исчезли в период татаро-монгольского ига, в связи с остановкой торговли. В качестве расчётной единицы использовали раковины и серебряные слитки. Эти слитки называли гривнами. Гривна имела разную форму. В Новгороде она была похожа на брусок, а в Киеве выглядела как шестиугольник и весила 200 граммов.

Позже, в Новгороде за гривной закрепилось название рубль. Половину рубля называли полтиной.

Документ

1. О каких формах ордынского владычества рассказывается в этих источниках?

Получение ярлыка и уплата дани.

2. Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?

Михаил отказался отступиться от своей веры, несмотря на то, что знал, что его казнят. Князь поступил по совести.

монгольский империя орда куликовский

Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ -- татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312 1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились средне азиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголотатар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Сред ней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (12381246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть ХШ в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще не достаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. Монголо-татары предприняли перепись населения "запись в число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в ГОД. Ясамк (монг. засаг -- власть) -- на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси). Постоянная дань дополнялась "запросами" единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар.

Перепись населения в 5060х годах ХШ в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви -- десятина -- выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского -- Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263-1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце ХШ -- начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Москва, которая была до нашествия монголотатар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада -- Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Ока Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна -- у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304-1319) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303-1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду, Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на Великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но продолжая политику стравливания русских князей, передал Великое княжение брату казненного Александру Михайловичу (1325-1327).

Восстание в Твери. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Возмущенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с открытым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита. Иван Данилович (1325-1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на Великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя "Калита" ("денежная сума", "кошель"). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты Семене (1340-1353), получившем прозвище "Гордый" за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353-1359) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской. Дмитрий (1359-1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период "великой замятии" (50-60-е гг. XIV в.) ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы "прощупывали" друг друга. В 1377 г. на р. Пьяна (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на р. Вожа (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. Утро в день битвы 8 сентября 1380 г. выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынпем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем. После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столипы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столипы. Москвичи сумели отбить два штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства). Понимая, что штурмом город не взять и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы. Несмотря на поражение в 1382 г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов вернулись же они с битвы как русский народ. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как "отчину" московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Закончив кровавые завоевательные походы, татаро-монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только отлаживанием собственного государства, но и установлением отношений с окружающими соседями. Верховным партнером стал по праву наследования хан Вату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242-1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Вату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входящими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все это Вату удалось осуществить в кратчайшие сроки.

Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума.

Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и дани. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, так называемые "численники", которые переписывали население. На Руси "численники" появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь обладателей более низких рангов. Именно поэтому русские князья Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию. Столицей Золотой Орды был Сарай (близ современной Астрахани).

Против русских князей применялся настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии саранскому владыке. Многие русские князья были убиты, в частности в 1387 г. был убит Михаил Ярославич Тверской. На Руси то и дело появлялись карательные золотоордынские отряды. В ряде случаев запуганные русские князья сами привозили дань в ханскую ставку.

Когда беспощадное военное давление было заменено не менее тяжелым, но более изощренным - экономическим, татаро-монгольское иго на Руси вступило в новую стадию.

Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться того, что обособление территории феодалов было ликвидировано. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ. Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты, русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для освобождения от татаро-монгольского гнета. И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле. Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

Растущая мощь северо-восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 г., когда на реке Воже (притоке Оки) великий князь московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватив в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г., перейдя "великую" Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока - реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь. Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.

Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многочисленные князья и воеводы ближайших княжеств.

Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан приказ о сборе в Коломне 15 августа.

  • 18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевом монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.
  • 27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу - переправляется через Оку - главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? По мнению проф. Н. А. Хотинского, изложенному в книге "История и география Куликовской битвы" (М., 1988. С. 29), "древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоположные сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов. Вероятно, более реальное количество войска указал А. Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К. такому же мнению склоняются большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50-60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80-90 тыс. воинов. На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси".

Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тохтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа 1382 г. Москва была полностью разорена и опустошена.

После взятия Москвы орды Тохтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но бесчинствовали на этот раз ордынцы недолго. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тохтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани, хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно, нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание Бога. Дмитрий Иванович, прозванный за победу в Куликовской битве Донским, возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников.

После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала. Уже Дмитрий Донской подчеркивал свою независимость от ханской воли и, нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в северо-восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя ордынцы продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от поражения в Куликовской битве так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. - практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет после создания ханом Батыем Золотой Орды она распалась на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.

Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования Руси под влиянием великой Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных традиций. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (ХV век) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

Отличительные черты государственности Руси в период татаро-монгольского ига:

Сохранение государственности княжеств;

Церковь играла важную роль в деятельности государства;

Сохранилась администрация Киевской Руси.

Русь платила подати (сборы). Сбор податей осуществлял тот из князей, которому давался ханский ярлык. Обладатель этого ярлыка носил титул великого князя, имел могущественную политическую власть и военную поддержку Золотой Орды.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения: купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики Русская церковь освобождалась от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великий Новгород оставался автономным и получил право на свободную торговлю.

Русские князья становились вассалами хана Золотой Орды, за которыми наблюдали ханские уполномоченные (баскаки). Каждый князь единолично владел своим княжеством и сам собирал дань для хана. В Киеве и Переяславлемонголы управляли самостоятельно.

Хан решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско.

Судебная система в период татаро-монгольского ига на Руси:

Высший суд Золотой Орды - высшая судебная инстанция, рассматривала споры русских князей;


Монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами;

Князья разрешали споры между собой.

Сходные черты административного управления Московским и монгольским государствами:

Система и порядок налогообложения;

Ямская транспортная служба;

Формирование войск;

Финансово-казенная система.

12. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова.
Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го¬родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло¬жился республиканский (феодальный) строй.
Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный тор¬говый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.
Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре - феода¬лы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.
Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появ¬лению широкого среднего класса новгородско-псковского об¬щества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купе¬чество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са¬мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединя¬лось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.
Городское население состояло из купцов и ремесленников - «старейших» и «черных людей».
Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смер¬дов-общинников, половников - зависимых крестьян, работаю¬щих за часть продукта на господской земле, закладников и хо¬лопов.
В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне¬ вековой Руси форма государственного правления - феодальная республика.
Государственное управление Новгородом и Псковом осу¬ществлялось вечем- собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом влас¬ти, решавшим все важнейшие экономические, политиче¬ские, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на со¬браниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала бо¬ярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете ар¬хиепископ. Боярский совет являлся организационным и под¬готовительным органом. К его компетенции относились: под¬готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де¬ятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.
Вооруженные силы включали княжескую дружину, влады¬ческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один - два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими дела¬ми; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контроле¬ром торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предвари¬тельно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
Территория Новгородского государства делилась на пя¬тины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости - на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожа на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника, шесть «концов», 12 пригородов.

Зависимость Руси от Орды и её последствия.
Зависимость Руси от Орды и её последствия .
Цель урока: показать монголо-татарское иго, как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями, на основе работы с историческими источниками выявить последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебное оборудование: учебник Данилова «История Отечества» 6 класс, мультимедийная установка, исторические источники, интерактивные карты.

Ход урока: 1. Оргмомент 0,5 мин

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Невская битва» 6 мин

3. Изучение новой темы 30 мин

4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин

5. Домашнее задание 2 мин

6. Организационное окончание урока - 0,5 мин

Краткий конспект урока

1. Создание в классе рабочей обстановки

2. Проверка д/з, переход к изучению новой темы

Новая тема отражена на интерактивной доске.


После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная (карта). Ставка Великого хана находилась в Каракоруме в Монголии. Чингисхан еще при жизни поручил своим сыновьям и внукам управление завоеванными землями. На западе должен был править его старший сын Джучи, но он был убит в ходе заговора еще при жизни Чингисхана(изображение), власть перешла к сыну Джучи, Батыю(изображение), внуку Чингисхана. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай (карта) и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой. Зависимость Сарая от Каракорума со временем все более ослабевала, Орда управляла своими делами самостоятельно.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явки к Батыю, с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, брат князя Юрия убитого на реке Сити. Батый, встретивший Ярослава с «великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом потянулись и другие князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на его владения.

Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями (найти в летописи). Рассказ о Михаиле Черниговском.(Приложение № 1) Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, так теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир. Получением князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Это символизировало политическое главенство ханской власти. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «Ордынской данью». Кроме регулярной дани взимались и внеочередные платежи, русским людям приходилось принимать, кормить и содержать многочисленных послов со свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Еще одной тяжелой повинностью наложенной победителями на население русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. В 1257- 1259 годах монгольские чиновники – «численники» провели на Руси перепись населения. (Как вы думаете для чего?) После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Существовало 14 видов даней, ежегодная дань Великому хану составляла 13000 кг серебра в год.

Затем на интерактивной доске высвечивается таблица, которую предстоит заполнить в ходе урока:

Последствия монгольского нашествия на Русь


Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

1.Разорение городов сел

2. Упадок ремесла

3. Нарушение торговых связей

4. Упадок сельского хозяйства



1. Изменение роли и значения князя в государстве.

2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.



1. Резкое сокращение численности населения

2. Обезлюдение.

3. Продолжение формирование зависимого крестьянства


1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

2. Уничтожение храмов, книг, летописей

3. Утрата политических традиций древнерусской цивилизации


Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов … и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

Работа с летописью, выводы.

Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

Вопрос: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

Выводы о экономических последствиях заносятся одним из учащихся в таблицу у доски, остальные в тетради.

Переходим ко 2 вопросу «Политические последствия»

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Текст «Михаил Черниговский», дети делают выводы на основе этого документа самостоятельно, запись на доске и в тетрадях.

3 вопрос «Социальные последствия»

Вопрос: Что вы под этим понимаете?

Работа с Лаврентьевской летописью.

Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

Выводы в таблицу.

И последний вопрос «культурно-бытовые последствия».

На основе прочитанных документов сделать вывод о культурно-бытовых последствиях монгольского нашествия.

Кроссворд – обобщение по теме.

Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

1. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.

2. Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?

На основе исследовательской работе на уроке, работая с историческими документами, доказали что общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе обрушившейся на Русь. И все-таки, несмотря на все это Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.

Словарь урока

1. Баскак – ханский наместник, следивший, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам.

2. Ордынская дань, выход – ежегодная дань

3. Численники – монгольские чиновники, переписчики

4. Сарай – столица Золотой Орды

5. Улус – владение

Приложение №1

Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде.
В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошёл на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу со лживыми словами, князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю русскую землю, идет в Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем пришёл в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежался по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

Тогда татары начали из звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланяться ему. Был же у Батыя такой обычай: если кто приедет поклониться ему, он не велит того к себе, но сначала приказывает шаманам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, шаманы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают царю самих с дарами. Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

В то время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовнику (священнику) и начал говорить ему:

Хочу, отче, идти к царю Батыю.

И ответил священник:

Многие ездили и творили волю проклятого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же если хочешь идти, не делай так как другие, не иди сквозь огонь не поклоняйся идолам их, не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

… И вот князь Михаил и боярин его дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал к себе шаманов и сказал им:

Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне князя Михаила.

Они же пришли и сказали:

Царь зовет тебя.

Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Шаманы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Князь Михаил сказал им:

Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

Шаманы оставили их и пошли сказать царю:

Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идёт и богам твоим не поклоняется.

Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдыгу по имени, и сказал ему:

Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое приобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление моё сотворишь, жив будешь, и великое княжение своё примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович ростовский сказал ему:

Господине отче, сотвори волю царёву, тем ты много блага сделаешь земле совей и всем нам.

И остальные бояре стали просить его об этом. Михаил же отвечал им:

Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

Елдыга же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила.

Сказали стоявшее тут:

Княже Михаиле, идут отцаря убить вас, поклонитесь и живы будете.

Великий же князь Михаил и боярин его Фёдор словно едиными устами отвечали:

Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

И стояли, словно два столпа непоколебимы и неподвижны.

Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой сжалился над князем и отсек ему голову.

После этого татары начали говорить боярину его Федору:

Если сотворишь ты волю царёву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

Федор же отвечал:

Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюсь богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

Тогда Федор начали мучить, как прежде великого князя Михаила, а после отсекли голову его честную.

Приложение № 2