Школа пионерского актива "пионерское самоуправление". Учительские университеты Деловая игра местное самоуправление школа

12.10.2009

Подробно:

В Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева состоялась деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».
Игра проводилась в рамках цикла совместных мероприятий библиотеки и избирательной комиссии Тюменской области по повышению правовой культуры молодежи. Главная ее цель - поддержать развитие молодежных самоуправленческих объединений, повысить правовую информированность молодежи, научить ребят навыку бесконфликтного общения и коллективной деятельности. В мероприятии приняли участие актив совета школы № 50 «Ребячья республика» и совет старшеклассников этой же школы.

Перед началом игры школьников провели по зданию библиотеки. Не скрывая свое восторга и восхищения, они интересовались ее возможностями, спрашивали о крепости стеклянных перегородок и дверей, о платных услугах. И, разумеется, пожелали записаться в библиотеку и получить электронный читательский билет.

Игра проходила в конференц-зале библиотеки. Ее участники разделились на две команды, каждая из которых должна была построить символический дом самоуправления. Его обязательные составляющие - фундамент, два этажа, крыша, труба. А для более эффективного строительства каждая из команд выбрала конструкторов, журналистов, референтов. «Конструкторы» должны были заниматься оформлением Дома, «Журналисты» - вести обсуждение, «Референты» - писать обоснование закладки каждого кирпичика. В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики - слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие.

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м - «самокритичность», а мешают дому счастливо жить - «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу.

После защиты проектов самым активным строителям - десятиклассницам Екатерине Шамаровой и Марии Мусихиной вручили поощрительные призы, все команды за участие в игре получили грамоты, а игроки - подарки. Ребята выступили с предложением провести такую игру среди тюменских школ.


Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.

Задачи:

Формирование навыков коллективной деятельности.

формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков

Обучение основам школьного самоуправления в игровой форме

Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности

Участники: коллектив отряда «Романтики» в количестве не более 20 человек.

Для игры необходимо:

1.два одинаковых комплекта листов 10 на 20см (по 14 листов в каждом комплекте)

2.два листа ватмана

3.клей.скотч, ножницы

4.маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.

Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: добровольность, равноправие, инициативность, взаимодействие коллективов и их органов самоуправления, совместная деятельность взрослых и детей, ответственность, самоанализ, организаторские знания, самоконтроль, творчество, самокритичность, коллективное творческое дело.

Два листа остаются неподписанными.

На двух листах ватмана контуры дома: фундамент -4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича, крыша , труба )

Описание игры.

Первый этап(5-7минут) прелюдия:

Ведущий предлагает группе играющих попробовать определение понятия "самоуправление".

Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление".

Второй этап(20-30минут) основная часть:

Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.

12 кирпичей.

Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ,- закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся -на 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.

А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".

У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.

Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8человек). Каждой микрогруппе выдается комплект кирпичей. ватман с контуром дома, клей, маркеры.

Ведущий: Представьте, что вы-коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:

конструктора , который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана ваш проект.

ведущего , который будет вести обсуждение.

референта , который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления. потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.

Время на строительство 15 минут. По окончании срока каждая группа по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить. каким получился "ДОМ самоуправления".

При защите вторая группа задает вопросы, просит уточнить, по их мнению, фрагменты проекта.

Третий этап. (10-15минут) кульминация.

"Защита" каждого проекта.

Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний. резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.

Четвертый этап. (5-7минут) послесловие.

Ведущий подводит итоги игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки.

Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.

Участникам игры предлагается коллективное "резюме":

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:

большое +5, +4, +3, +2, +1, 0,-1, -2,-3,-4,-5.

Нам понравилось:

Нам мешало:

На следующей встрече нам бы хотелось:

Школа пионерского актива "ПИОНЕРСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ".

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

"Защита проекта "Дом самоуправления".

Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.

Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

Участники: коллектив старшеклассников в количестве более 20 человек.
Для игры необходимо:
" два одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
" два листа ватмана;
" клей, скотч, ножницы;
" маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.

Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело";
два листа остаются недописанными;

На двух листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

Описание игры.

1этап (5-7 минут). Прелюдия
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление".

2 этап (20-30 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.

А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8 человек). Каждой микрогруппе выдается комплект кирпичей, ватман с контурами ДОМА, клей, маркеры.

Ведущий: Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:

" конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана наш проект;
" ведущего, который будет вести обсуждение;
" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.

Время на строительство - 15 минут. По окончании срока каждая группа должна по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить, каким получится "ДОМ самоуправления".

При защите вторая группа оппонирует, то есть задает вопросы, просит уточнить фрагменты проекта.

3 этап (10-15 минут). Кульминация
"Защита" каждого проекта. Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний, резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.

4 этап (5-7 минут). Послесловие
Ведущий подводит итог игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки. Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.
(Вариант правильного проекта "ДОМА" прилагается.)
Участникам игры предлагается коллективное "резюме".

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:
больше +5+4+3+2+1 0-1-2-3-4-5 никакого
Нам понравилось:________________________________________
Нам мешало:____________________________________________
На следующей встрече нам хотелось бы:_____________________


Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Когда сами дети:
- определяют проблему;
- ищут пути ее решения;
- принимают решения;
- организуются для ее реализации.

СТРУКТУРА ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА

Сбор отряда

Совет отряда

Сбор звена

Сбор звена

Сбор звена

1 - е звено

2 - е звено

3- е звено


Выделяются высшие и исполнительно - распорядительные органы самоуправления.
Высшим органом - является сбор. Он обсуждает и принимает решения по наиболее важным вопросам жизни и деятельности. Он выбирает исполнительно - распорядительные органы самоуправления - Совет отряда .

Органы самоуправления нужны для того, чтобы:

Расширить представление пионеров о демократических и самодеятельных нормах жизни общества;
- воспитывать чувство ответственности за общее дело коллектива;
- формировать общественное мнение в отряде и дружине, личные оценки на происходящее в организации;
- развивать активность, инициативу и самостоятельность пионеров;
- координировать работу своих звеньев и отрядов.

Обязанности Совета отряда:

Планирует работу отряда;
- организует выполнение намеченного плана;
- осуществляет постоянную работу пионеров;
- распределяет поручения между пионерами;
- обеспечивает работу звеньев;
- оказывает помощь и поддержку при выполнении поручений и заданий;
- обсуждает вопросы повседневной жизни;
- организует контроль за ходом подготовки и проведения различных дел.

В Совет отряда входят:

" Председатель Совета отряда,
" Физорг,
" Редактор,
" Звеньевые (3 человека),
Не избираясь, в Совет входит отрядный вожатый.

Обязанности членов Совета:

Председатель Совета отряда:
- вместе с отрядным вожатым и Советом отряда организует планирование работы;
- проводит сборы совета отряда, добивается выполнения его решений, помогает каждому члену Совета отряда в выполнении заданий;
- возглавляет подготовку и проведение отрядных сборов;
- отвечает за связь с другими отрядами и участие отряда в делах дружины;
- отличается перед отрядным сбором и советом дружины;
- заботиться о приеме в свой отряд новых ребят;
- ведет тетрадь решений совета отряда.

Редактор отрядной газеты:
- организует работу редколлегии так, чтобы газета стала запевалой интересных дел, помогала выявить лучший опыт работы звеньев и пионеров;
- формирует состав редколлегии, постоянно помогает им в работе;
- пишет заметки об интересных делах отряда;
- отвечает за оформление и содержание отрядного уголка.

Физорг:
- привлекает всех пионеров к организации спортивной жизни отряда;
- организует лучших спортсменов отряда для участия в соревнованиях;
- заботится о том, чтобы все пионеры отряда занимались зарядкой;
- отражает результаты в спорте в отрядном уголке.

Звеньевой:

Распределяет поручение среди членов звена;
- проводит сборы звена;
- организует свое звено для выполнения задания, дежурства;
- заботится о создании дружного коллектива.

Совет отряда собирается каждое утро. На сборах:
1. Обсуждают состояние работы в звеньях, подводятся итоги прожитого дня или периода.
2. Подробно проговаривается день. Разрабатываются задания членам Совета и звеньям.
3. Обсуждается информация, с которой пионеры пришли с задания Совета дружины.
4. Со звеньевыми обязательно обговаривается результат деятельности для каждого звена.
На сборах Совета принимаются соответствующие решения. Они фиксируются в тетради решений Совета отряда, обязательно вывешиваются в отрядном уголке в рубрике "Совет отряда решил…".

Решения должны быть:
- конкретными;
- выполняемыми, реальными;
- одобрены большинством членов совета;
- отражать содержание обсуждаемого вопроса;
- справедливыми;
- в решениях называются имена исполнителей и сроки выполнения.

Сбор отряда.
Высшим органом самоуправления в отряде является сбор.
На сборах:
- избираются органы пионерского самоуправления,
- утверждаются планы работы,
- оценивается деятельность коллектива, звеньев и отдельных пионеров,
- Решение сбора - закон для каждого пионера.

Виды сборов:

Рабочие - это сборы, которые подводят итог сделанному, где планируется жизнь отряда.
Традиционные - они посвящены дню рождения отряда, пионерской организации, традициям школы, района.
Торжественные - посвящаются юбилеям, праздничным датам страны.
Сбор ЧП - такое название говорит само за себя. Необходимо срочно решить серьезный вопрос: в отряде произошел неприятный случай, который требует немедленного разбора и принятия необходимого решения.

Подготовка к проведению пионерского сбора.

На Совете отряда решаются следующие вопросы:
- выбор места и времени для проведения сбора,
- какие вопросы будут обсуждаться на сборе,
- составляет план подготовки сбора,
- готовит пресс - центр,
- дает задания звеньям.
Задания звеньям к сбору
- оформить место проведения сбора,
- написать вопросы сбора,
- выпустить стенгазету,
- подготовить радиопередачу,
- оформить выставку рисунков,
- провести анкету в отряде,
- пригласить гостей.

Деловая игра «Школьное самоуправление»
Цель:
разработка плана работы подростковой организации школьного самоуправления
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и умения строить отно-шения в коллективе.
Развивать навыки самостоятельного и ответственного поведения.
Формировать навыки и умения работать в команде.
Обогатить опыт подростков в общественно- и личностнозначимых видах деятельности.
Оборудование:
ватман, фломастеры, маркеры, бумага формата А4, ручки, бейджи
Модераторы:
лидерская группа учеников и педагогов школы (4 человека)
Участники игры:
ученики 6-8 классов - члены парламента школы (по 2 представителя от класса, итого 12 человек)

Ход игры
А. ОРГМОМЕНТ.
Сообщение цели занятия и регламента работы на день.

Б. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ АТМОСФЕРУ
I. Знакомство
1. Упражнение «Имена». Каждому участнику занятия по очереди (по кругу, по часовой стрелке) предлагается представиться по имени, назвав имя и качество, начинающееся на первую букву имени. Это качество должно отражать суть характера человека.
2. Игра «Найди себе пару». Всем участникам группы предлагается объединиться в пары по именам (пара образуется, если имена одинаковые или они начинают-ся на одну и ту же букву).
II. Разогрев
1. Игра «Кулаки». Подростки должны по команде ведущего выбросить руки определенным способом- кулаки, ладони или скрещенные руки. (Комментарий ведущего: спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу: кулаки – агрессия, скрещенные руки – нежелание работать, открытые ладони – готовность к работе).
2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Детям предлагается сказать комплимент соседу слева, соседу справа и самому себе. (Комментарий ведущего: Один их французских писателей сказал «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, то какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!»).
III. Формирование команд
1. Игра «Броуновское движение». Детям предлагается объединиться в группы по 4, по 3, по 2, вновь по 4. Образовавшиеся четверки и есть команды для работы на основном этапе (получилось 4 команды).
2. Игра 10 хлопков. Детям предлагается всем вместе про себя досчитать до 10, а затем хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, чьи члены действовали более согласованно. Победитель награждается аплодисментами
3. Выработка правил работы в команде. Правила вырабатывает каждая группа отдельно, затем ведущий организует их обсуждение и выработку общих правил для всей группы.

В. КОФЕ-БРЕЙК

Г. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Определение целей деятельности. Каждая группа получает одно из направлений работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристические, интеллектуальное, творческое). Задача группы – определить и записать на листах А4 цели деятельности подростковой организации по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
2. Корректировка целей, определение задач. Получив цели, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет задачи, решаемые при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
3. Корректировка задач, определение мероприятий. Получив задачи, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет мероприятия, которые будут проводиться при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
4. Корректировка мероприятий, определение ресурсов. Получив мероприятия, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет ресурсы (средства), необходимые для реализации мероприятий этого направления. Лист с готовой работой передается соседней команде (то есть той, которая изначально начинала разрабатывать данное направление)
5. Окончательное определение целей, задач, мероприятий и ресурсов по каждому направлению. Команда обсуждает варианты деятельности, предложенные в ходе групповой работы. Оценивает их и корректирует в соответствии с реальными возможностями реализации в условиях школы. Уточняет формулировки.

Е. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД ПЛАНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКО-ВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Оформление результатов работы команды. Участники группы еще раз оценивают разработанный ими план деятельности; распределив роли, оформляют свою работу на листах ватмана, готовят ее к защите
2. Защита проектов. Каждая группа представляет свое направление работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристическое, интеллектуальное, творческое). Остальные группы оценивают полноту и реалистичность разработки проекта. При необходимости возможна корректировка проекта

Ж. ПОЗИТИВНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ.
1. Вручение сертификатов. Участникам игры вручаются сертификаты, подтвер-ждающие их членство в подростковом школьном самоуправлении,
2. Игра «Покажи пальцем». Подростки садятся в кружок. Ведущий просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает по¬казывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее, свойством. Вот что обычно говорит ведущий: «Покажите самого лохматого из нас. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Самого активного сегодня. Самого одетого. Самого раздетого. Того, кто сегодня вас на каком-то из этапов игры удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня однажды помог вам. Того, кто сегодня особенно много шу¬тил и веселил публику. А кто сегодня был звездой группы, кто осо¬бенно ярко высветился сам и помог другим?».

Андронова Ольга Ефимовна, педагог-психолог ГУ СОШ №29 «Пальмира», г. Семей

Марина Иванова
Деловая игра «Дом, который построишь ты»

Деловая игра «Дом, который построишь ты »

Иванова Марина Геннадьевна,

методист ГБУ ДО ЗДДТ

Курортного района СПб

Цель :

Способствовать формированию у детей ответственного отношения к семье и семейным ценностям.

Участники : учащиеся 10-11 классов (4-6 команд по 6 человек) .

Особенности реализации программы.

Игра не требует специальной подготовки учащихся.

Оборудование : столы по количеству команд; бумага, ручки, карандаши или фломастеры.

Для жюри предлагаются стикеры разной формы или цвета, которыми будут определяться :

Оригинальный ответ

Творческий поход

Интересная идея

Дружная работа в команде

Глубина суждений

После каждого конкурса члены жюри отмечают соответствующим стикером действия команды (каждой команде может быть присуждено несколько различных стикеров, которые наклеиваются по краям «семейного домика» (см. 1 задание) . В конце игры каждой команде присуждается победа в номинации, которые определяются наибольшим количеством набранных стикеров. Важно, чтобы каждая команда была отмечена именно как победитель в какой-либо номинации. Возможные варианты :

За умение работать командой

За творческий подход

За оригинальность идей

За пропаганду семейных ценностей

За позитивный настрой и креативность.

Сценарный ход деловой игры «Дом, который построишь ты » .

В. - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать участников деловой игры «Дом, который построишь ты » .

Отчий дом, семья, детство – особая страна на карте человечества. Атмосфера в доме во многом определяет нашу дальнейшую судьбу. Кем бы мы ни стали по профессии, мы все чьи-то дети, родители, братья или сестры, внуки… Меняются правители, бушуют войны или происходят природные катастрофы – семья остается главной нашей опорой. Конечно, все мы мечтаем о доме, в котором будет хорошо и уютно всем. Главный вопрос – как это сделать? Какой дом построите вы , сможет ли он согреть теплом своих обитателей? Давайте попытаемся поискать ответ на эти вопросы.

Для начала давайте определим, что же такое семья. Напишите ассоциации с этим словом. Каждой команде предлагается изображение дома, с выделенными внизу (фундамент) тремя кирпичиками. Слова записываются в любой части домика, кроме нижних кирпичей.

Ассоциации к слову «Семья» .

Время – 2 минуты. После этого команды зачитывают свои слова, ведущий подводит небольшой итог – обобщение.

В. - Дом без фундамента простоит не долго. Какой фундамент будет у вашего семейного дома? Определите 3 главных слова – 3 кита, на которых держится семья (записываются на кирпичах фундамента) .

«Три кита»

Время – 1 минута. Каждая команда называет слова, которые они выделили .

В. - Классик сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Возможно это и так, но все же, мне кажется, что каждый из нас в понятие семейное счастье вкладывает что-то свое. Я предлагаю вам нарисовать символ семейного счастья.

«Символ семейного счастья» .

Время – 5 минут. Команды представляют всем свой рисунок, поясняют его. Обсуждение.

В. - Не секрет, что даже в самой счастливой семье бывают разногласия, ссоры. Это нормально. Главное, уметь находить достойный выход, учиться искать компромисс. Предлагаю вам принять участие в семейном совете. Вам предлагается ситуация, а кто будет принимать участие в семейном совете – решите сами. Вам нужно распределить роли и инсценировать семейный совет. А главное – найти достойный выход из спорной ситуации.

«Семейный совет» . Каждая команда вытягивает карточку с написанной на ней ситуацией (см. приложение) . По желанию, можно использовать элементы костюмов и другой реквизит (в соответствии с заданием) .

Время на подготовку – 5 минут. Команды разыгрывают сценку. После каждого выступления идет обсуждение найденного выхода из предложенной ситуации.

В. - Дети в семье это отдельная тема. Мы с вами затронем сегодня маленький, но от этого не менее важный вопрос, связанный с воспитанием детей – ответ на детские «почему?» . Зачастую, родители отмахиваются от детских вопросов, потому что им некогда, они устали, у них в это время «важный» разговор с подругой или решающий матч по телевизору. А через несколько лет удивляются, почему ребенок грубит, ни чего не рассказывает, пропадает на улице или зависает в контакте. Малыш познает мир, и мама с папой для него – и гугл и википедия вместе взятые. И совсем не обязательно давать научно обоснованный, энциклопедичный ответ Ребенку важно, что ему уделяют внимание, беседуют с ним, показывают свой интерес к его проблемам. Итак, попытаемся найти ответ на несколько детских «Почему?» .

«Почемучки» . Каждая команда вытягивает карточку с «детским вопросом» (см. приложение) .

Время на обсуждение – 1 минута. Команда дает ответ.

В. - Говоря о детях, не будем забывать и о родителях. К сожалению, «на родителей» нигде не учат. Кто-то справляется с этой ролью лучше, кто-то хуже, кто-то совсем не справляется. Вы сейчас в том возрасте, когда можете и должны понимать родителей, помогать им в этой нелегкой роли. Предлагаю вам познакомиться с открытым письмом родителей к детям. Вы в ответ должны будете написать письмо родителям. Наверное, у вас найдется, что им сказать, на какие моменты обратить их внимание. Может быть, ваше обращение поможет кому-то из родителей пересмотреть свои принципы воспитания или просто задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком.

«Открытое письмо родителям» . Каждой команде раздается для ознакомления «открытое письмо родителей» (см. приложение) .

Время на выполнение – 5 минут. После этого команды зачитывают письма. Обсуждение.

В. - Ну что же, я надеюсь, наша сегодняшняя встреча поможет вам заложить правильный фундамент для вашего семейного дома. Все остальное зависит только от вас. Пока члены жюри подводят итоги, я прошу вас высказать свои впечатления от нашей сегодняшней встречи.

Обмен впечатлениями (по желанию) .

Слово предоставляется членам жюри.

Награждение команд.

Приложение

Ситуации для семейного совета.

Муж пришел с работы голодный, а ужин не приготовлен.

Дочь хочет пойти на дискотеку в клуб, а родители не отпускают.

В молодой семье ощущается нехватка средств на жизнь.

Жена сидит с ребенком дома, жалуется на усталость. Муж говорит, что это он устает на работе, а она не может устать, так как сидит дома.

Муж пообещал жене поехать с ней к ее родителям, но именно в этот день его пригласили друзья на шашлыки.

Бабушка балует внука, что не нравится молодым родителям, у которых свои взгляды на воспитание. Бабушка же считает, что у нее большой опыт в воспитании, и она лучше знает, что нужно ребенку.

Бабушка вернулась с дачи и обнаружила, что ее любимые пластинки выбросили.

Детские «Почему?»

Почему небо синее?

Почему комар пищит?

Откуда берется радуга?

Куда прячется солнышко?

Почему луну называют месяц?

Почему корабли не тонут?

Зачем собака высовывает язык?

Почему крапива жжется?

Куда прячется солнышко?

Открытое письмо родителей.

Дорогие дети!

Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем вы есть на самом деле, разыгрывая беспомощность. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на то, что в конечном итоге вы станете независимыми.

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От вас зависит, какие родители получатся из нас. Нам нужно, чтобы вы развили способность отвечать за свои поступки . Единственное, что можно сказать о взрослых определенно, как о человеческих существах вообще – это то, что мы способны на ошибки и часто бываем несостоятельны. Примите и нашу способность падать.

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» - это такой стимул!

Не забывайте также относиться к нам, как к равным. Родители – не рабы своих детей, нам тоже нужна справедливость.

Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут казаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право. Наш дом принадлежит всем нам. Вещи не столь важны, как люди, но попытайтесь научиться уважать вещи, которые нам дороги . Родители растут так же, как дети – по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести вместе, вместо того, чтобы грести врозь.

Мы любим вас.

Открытое письмо детей родителям.

Эти письма написали участники игры

Письмо №1.

«Дорогие родители! Мы вас очень сильно любим и ценим. Но порой вы не понимаете нас! Мы воспринимаем вашу помощь, как поддержку. Иногда мы злимся, что вы нас не понимаете ввиду того, что вы старше нас и прожили больше. Но мы хотим жить по-своему, пусть даже мы совершаем необдуманные поступки , которые могут причинить вам боль. Мы делаем это не намеренно. Мы хотим найти общий язык с вами. Вы – самое дорогое, что у нас есть. Мы любим вас!»

Письмо №2.

«Дорогие родители! Мы, так же, как и вы, хотим внимания, которое вы не всегда можете уделить нам. Нам бы хотелось, чтобы вы тоже нам помогали. Ведь мы тоже рады вашей улыбке, вашей благодарности. Мы переживаем за каждую вашу слезу, пусть мы сами часто ошибаемся. Мы готовы исправиться с вашей помощью и поддержкой. Ведь только вы можете натолкнуть нас на правильный путь, указать нам на наши ошибки и помочь их исправить. Какими бы вы ни были и что бы ни просили от нас, мы будем вас любить».

Письмо №3.

«Дорогие родители! Мы понимаем, что вам бывает с нами трудно, мы часто огорчаем вас своими поступками , но мы делаем это не со зла. И часто сами переживаем от сделанных нами глупостей не меньше вас . И, по большей части, мы ждем от вас поддержки и справедливости, даже если мы не правы. Нам необходимо знать, что вы рядом. Но также вы твердите нам о том, что нам нужно быть самостоятельными, но порой вы не даете нам этого сделать. Помните, самое главное – мы вас любим. Давайте во избежание ссор больше говорить друг с другом».

Письмо №4.

«Дорогие родители! Мы понимаем, что вы нас любите и пытаетесь быть ближе к нам. Но, когда нам действительно нужна ваша помощь, вы можете нас не услышать из-за череды проблем. Поэтому мы начинаем протестовать и всячески пытаемся обратить на себя внимание. За это мы просим у вас прощения. Мы тоже очень любим и ценим вас. Мы стараемся как можно реже огорчать вас. Мы очень любим вас, дорогие родители!»

Письмо №5.

Уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нас воспитали, спасибо, что вы нам помогаете в трудную минуту, учите нас жизни. У нас нет никого роднее, кроме вас, вы самые близкие для нас люди. Ваши советы важны для нас, но дайте нам возможность принимать решения самим, мы должны учиться на своих ошибках. Мы всегда пытаемся найти общий язык с вами. Но не всегда у нас это получается. Но мы вас ценим и любим!»