Сертификаты на жилье участникам боевых действий в чечне. Жилье для ветеранов боевых действий (что нужно для получения) Жилищное законодательство рф ветераны боевых действий

Собственная квартира, дом – один из основоположных факторов комфортной жизни. Но в РФ далеко не каждый гражданин может позволить себе их покупку. И предоставление жилья ветеранам боевых действий – приоритетное направление социальной политики государства, так как эта категория нуждается в таком виде поддержки. На каких условиях, в каком порядке и форме оказывается помощь, какой ее размер установлен в разных регионах в 2019-м году? С такими вопросами попробуем разобраться в этом материале.

«О ветеранах» - проект № 5 федерального значения, что от 12.01.2005 г. он определяет основания для выделения жилья ветерану боевых действий.

Форма льготы


Программа обеспечения ветеранов собственным жильем берет начало с 1995 года. С того периода изменились формы ее реализации. Изначально, претенденту выделялась квартира в натуре. С 2005 года, после введения в действие закона о монетизации льгот, помощь предоставляется в денежном эквиваленте.

Внимание! Тот, кто встал в очередь до 2005 года еще может получить землю под жилье . При постановке на учет с 2005 года, можно рассчитывать на денежную компенсацию .

Кто может рассчитывать на льготу в 2019-м

В РФ действуют разные жилищные программы. Если одни рассчитаны на семейства с детьми, то другие адаптированы для инвалидов. Мы будем рассматривать вопрос обеспечения жильем военных, которые имеют статус ветерана, инвалида, участника боевых действий, носителя почетных орденов. Бесплатными квадратными метрами государство должно обеспечивать:

  • (чеченцы);
  • ветеранов боевых действий, выполнявших задания в ;
  • претендентов служивших на территории РФ, СССР.

Претендовать на льготу могут как сами инвалиды, участники и ветераны, так и члены их семей.

При наличии сразу нескольких оснований на льготу, претендент вправе выбрать для себя наиболее выгодное предложение. Суммирование помощи по разным программам не допускается. Также одно лицо может лишь один раз в жизни воспользоваться помощью государства в этом вопросе.

Если, к примеру, лицо получает землю под строительство, то встать в очередь на денежную компенсацию оно не вправе. Так как программа считается реализованной, то на новые жилые метры не придется рассчитывать, даже если первая помощь не сохранилась (потрачена, продана).

На сколько квадратных метров рассчитывать при получении жилья ветеранам боевых действий

Закон гласит, что государство обязано обеспечить жильем ветерана. Эту норму нужно понимать буквально. Финансируется жилая площадь, выделенная именно претенденту. Это 18 квадратных метров. Никто не устанавливает ограничения на размер приобретаемого дома, квартиры, это может быть комната 20 кв. м или дом 200 кв. м. Но весь объем, сверх 18 квадратов претенденту придется оплачивать лично.

Внимание! Количество, выделяемых квадратных метров от государства для участника БД, не будет зависеть от количества членов его семьи. В 2019-м году финансируется 18 кв. м., что предназначены для самого ветерана, инвалида.

Размер выплаты 2019 года

На приобретение жилья претенденту выделяется сертификат. На какую сумму он будет рассчитан? Нельзя дать однозначного ответа . Несмотря на то, что размер помощи фиксированный – 18 кв. м площади, стоимость сертификата устанавливается разная . Из-за того, что цена недвижимости отличается в разных субъектах, предусмотрены разные нормативы расчета.

При расчете принимаются средние показатели на первичном/вторичном рынке в регионе.

Попадает под субсидирование «вторичка» или «первичка»

В законе четко не оговорено, на какие объекты недвижимости выделяются субсидии. А если не запрещено, значит разрешено. Таким образом, ветеранам боевых действий покупку жилья могут профинансировать как на первичном, так и на вторичном рынке. Это что касается федерального проекта.

На региональном уровне могут быть установлены собственные правила, которые касаются рынка. Например, в Пензе, оплачиваются жилые метры только в новостройках. В Московском же регионе нет ограничений, из местного бюджета финансируются квартиры из вторичного рынка.

Внимание! Сертификат на жилье выдают в местной Администрации. Тут же определяются все условия, порядок, особенности финансирования в регионе. Местные власти прорабатывают собственные законопроекты, с учетом собственной политики.

Фактор нуждаемости

Важно учесть один важный момент, что обеспечение жильем льготников, в том числе и ветеранов боевых действий, происходит лишь при наличии у них нуждаемости. Если, к примеру, претендент владеет комфортным жильем, то значит, он не нуждается в дополнительной помощи от государства.

По нормативам ЖК статус нуждаемости присваивается при таких условиях:

  • помещение, даже если оно находится в собственности, не соответствует нормам и признано ветхим/аварийным;
  • проживание на арендованной площади, без заключения договора соцнайма;
  • помещение, арендованное по договору социального найма, не покрывает потребностей каждого члена семьи на минимальное количество квадратных метров.

Нуждающимся признают того человека, который не имеет жилья вовсе, оно слишком маленькое (семья живет в комнате общежития) или предназначено под снос.

Как получить жилье. Инструкции ветерану боевых действий

Жилье выделяется ветеранам боевых действий в 2019 году в стандартном порядке. Постановка на учет, выделение сертификата и его реализация. Вот три основных стадии, с которыми сталкивается каждый претендент. В регионах могут быть доработаны собственные нюансы, о которых вас известят в местной администрации.

Постановка на учет

Льготное жилье от государства, другие привилегии для ветеранов выделяются в Администрации города, района, села. По жилью можно обращаться непосредственно в Жилищный отдел. Тут пишется заявление на финансирование льготы. На рассмотрение заявки отводится до 30 дней. Ответ принимается после изучения всей, предоставленной заявителем информации и проверки его документации.

Внимание! Льготы участникам не предоставляются автоматически. Чтоб встать в очередь на жилье, ему нужно заявить о своем праве на бесплатные квадратные метры от государства.

В случае если по заявке выносится отказ, то он должен быть мотивированным. Уполномоченные органы обязаны давать ответ заявителям, оперируя законодательными нормами. Ссылки на постановления, законы, должны быть прописаны в отказе. Уведомление может быть отправлено способом, предусмотренным в заявлении.

Важно! Если вы считаете отказ необоснованным, то можете обжаловать его в суде. Сделать это надо не позднее чем через три года с момента его вынесения. Восстановить просроченный срок давности можно только при наличии уважительных причин. Считать ли конкретную ситуацию уважительной, суд определяет самостоятельно, в законе нет четкого перечня.

Документы для постановки в очередь

После того, как обратившийся за льготой гражданин, подает заявление, ему выдают расписку. В ней фигурирует список сведений, которые будут запрашиваться органом местной власти самостоятельно. То есть, нет надобности, их приносить. При этом заявителю нужно собрать и подать лично такие документы:

Внимание! Заявителю вместе с копиями бумаг потребуется предоставить оригиналы для сверки и заверения сотрудником. Если подаются копии, то они должны быть с нотариальной визой.

Подавать бумаги можно лично, либо действуя через законного представителя. Во втором случае у третьего лица должна быть доверенность на выполнение определенных функций. О том, что претендент поставлен в очередь на государственную помощь, его обязаны будут уведомить письменно.

Сертификат

Если льготы по ветеранской квартире участнику боевых действий утверждены, то для дальнейшего получения жилья потребуется сертификат. Он подтверждает сумму, на которую может рассчитывать претендент, после того как придет его черед к реализации льготы.

По факту ветеран стает участником двух очередей. Ведется всероссийский учет претендентов, еще заявителей фиксируют на местах. К примеру, в первом порядке претендент может быть 200-м, во втором – 50-м. После того, как средства поступят в региональный бюджет, он будет обеспечен льготой пятидесятым.

Важный момент! По сути, финансируется норматив жилья, рассчитанный только на ветерана. Но в случае его кончины, члены семьи могут оформить помощь на себя, если другого не предусмотрено в местном законодательстве.

Реализация сертификата

Итак, если сертификат выделен, как оформить помощь, получившим ее претендентам? После того, как очередь ветерана боевых действий наступила, Администрация должна уведомить его об этом. Происходит это после того, как заявленные средства поступили в бюджет.

На заметку! На руки деньги претенденту не выдаются. Заложенная в сертификате сумма, будет сразу перечислена на счет продавца, в банк в качестве взноса по кредиту.

После того, как вы получили уведомление о поступлении денег в бюджет, можете заняться поиском подходящего жилья. Когда будет заключен договор купли продажи, его нужно предъявить по требованию. На основании этого документа сумма переводится продавцу.

Актуальные вопросы и ответы

Вопрос №1: Если сумма сертификата выше стоимости комнаты, которую я хочу приобрести. Могу ли я разницу направить, к примеру, на ремонт жилища или другие личные нужды?
Ответ: Если сумма покупки меньше заявленной в сертификате сумму, излишек вас обяжут вернуть в бюджет.

Вопрос №2: Можно ли ветерану выписаться из льготного жилья, например, с целью дальнейшей продажи.
Ответ: Участнику боевых действий положено жилье, которое он может купить с помощью государства. После того, как он оформит объект в собственность (данные вносятся в общую базу Росреестра), он вправе распоряжаться им на свое усмотрение. Никто не запрещает ему выписываться, продавать или дарить уже свое имущество. Вот только повторных оснований для получения жилья у него уже не будет.

Вопрос №3: Какой размер помощи для ветеранов Санкт-Петербурга?
Ответ: Если цена одного квадрата в регионе составляет 60049 руб., значит, стоимость сертификата достигнет отметки 1 080 882 руб.

Вопрос №4: Если ветеран боевых действий живет в Москве, какую сумму помощи ему выделят.

Как получить жилье ветерану боевых действий в 2019-ом году. Основные понятия, обязательные требования, условия для получения и т.д. – эти и другие аспекты рассмотрены в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На основании действующего законодательства нашего государства ветераны боевых действий являются отдельной категорий населения, которые обладают правом получения разнообразных льгот и пособий. Одним из таких является предоставления жилья. Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.

Общая информация

Закон федерального уровня №5 «О ветеранах», который был принят 12-го января 1995-го года, относит ветеранов боевых действий к отдельной категории граждан. Они обладают правом получения разнообразных льгот и субсидий, одной из которых является предоставление жилья.

До начала 2005-го года, это производилось за счет возможностей государственных жилищных фондов регионального уровня различных субъектов нашего государства.

После этой даты и до нашего времени, предоставление этой льготы осуществляется в виде сертификата на определенную суммы денежных средств, направленную на приобретение прав на собственность недвижимости.

Согласно положениям вышеупомянутого закона, существуют нормы площади жилого помещения, предоставляемого ветерану БД. Оно не должно превышать отметку в 18 квадратных метров. Однако это не говорит о том, что гражданин не может приобрести квартиру или дом несколько большей площади.

Восемнадцать квадратных метров будет предоставлены безвозмездно за счет государственных средств, оставшаяся сумма выплачивается из личных сбережений гражданина. Закон позволяет приобретать жилье лишь на одного человека вне зависимости от количества членов его семьи .

Важные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Кому предоставляется жилое помещение

Описываемая в статье льгота предоставляется ветеранам БД. Такой статус доступен для следующих граждан:

  1. Проходивших военную службу, во время которой они принимали непосредственное участие в боевых действиях в бывшей СССР и РФ.
  2. Люди, принимавшие участие в разминировании территории нашего государстве в период после Великой Отечественной Войны.
  3. Участники ВОВ.
  4. Военнослужащие, входившие в состав пеших, транспортных и летных составов во время войны в Афганистане.
  5. Граждане, направленные на работы в Афганистан во время ведения войны.
  6. Люди, входившие в состав миротворческих отрядов, участвовавших в урегулировании «Сирийского конфликта» в 2015-ом году.

Граждане, относящиеся к какой-либо из вышеописанной категории, могут претендовать на статус ветерана БД, следовательно, воспользоваться льготой получения жилья. Однако это возможно при условии, если ветеран признан нуждающимся гражданином.

Условия признания нуждающимся

Как уже было сказано, право использования льготы на получения бесплатной жилплощади от государства, доступно для ветеранов БД, обладающих статусом нуждающихся.

В соответствии с положениями ЖК нашего государства такой статус предоставляется в случае если гражданин:

В итоге, для того чтобы получить бесплатное жилье от государства ветеран БД не должен иметь в собственности дом, квартиру или проживать в жилом помещении, которое не соответствует стандартам.

Правовая база

Регулирование вопросов, связанных с получением жилья ветеранами БД, процедурой оформления данной преференции и т.д. происходит на основании положений следующих законодательных актов:

  1. Закон федерального уровня «О ветеранах», принятый 12-го января 1995-го года.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданский кодекс РФ.

Особенности предоставления жилья ветеранам боевых действий

Для того чтобы воспользоваться описываемой в статье льготой, необходимо пройти ряд бюрократических процедур. Первым шагом является обращения в жилищный фонд по месту регистрации или же в администрацию населенного пункта .

Там необходимо написать и подать специализированное заявление на получение описываемой выплаты. . Он выдается в виде сертификата.

Механизм оформления

Для получения государственного сертификата на приобретение жилья ветерану БД следует подать специализированное заявление. Она рассматривается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с момента подачи.

В случае отказа, учреждение должно подробно описать причину этого ссылаясь на действующие законы и нормативные акты. Однако вне зависимости от этого, на основании положений Гражданского кодекса РФ, заявитель обладает правом обжалования вынесенного вердикта через органы судебной власти.

Вместе с заявлением необходимо предоставлять приложение в виде набора требуемых документов. Он включает:

  • оригинал и нотариально-заверенные копии всех страниц паспорта ветерана;
  • удостоверение, подтверждающее этот статус;
  • паспорта или любые другие документы всех членов семьи, которые способны подтвердить их личности;
  • свидетельство, полученное в Росреестре , о том, что заявитель не имеет в собственности жилья;
  • выписку из домовой книги по месту жительства;
  • копию договора социального найма (в случае если гражданин проживает в арендуемом жилье);
  • свидетельство о заключении или расторжении брака (если имеется);
  • реквизиты счета банковской организации заявителя, на который будут переведены денежные средства;
  • копию СНИЛС заявителя и всех членов его семьи.

В ситуации, когда у ветерана БД имеется в собственности жилье, однако оно не соответствует общепринятым нормам, в качестве дополнительного документа необходимо представить справки, которые подтверждают этот факт.

Пример расчета сертификата

В течение тридцатидневного срока заявление рассматривается. В случае если оно примет положительный вердикт, то заявитель поступает в очередь на получение сертификата. Поскольку средства на эту льготы выделяются из бюджета федерального уровня, то используется одна очередь на всею страну.

После поступления денежных средств в бюджет субъекта страны, в котором проживает ветеран БД, уполномоченный орган уведомляет его об это. После этого гражданин должен подыскать подходящую жилую площадь и заключить договор купли-продажи с продавцом.

Если сумма полученного сертификата превышает цены дома или квартиры, то разницы денежных средств возвращается в федеральный бюджет.

Описываемый сертификат рассчитывается следующим образом. За внимание берется средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилой площади по региону и умножается на 18 (размер максимальной площади жилья, которое оплачивается за счет государственного бюджета).

Москва

В столице нашего государства средняя цена за один квадратный метр жилплощади колеблется в районе 90-100 тысяч рублей .

Соответственно сертификат на приобретении квартиры ветераном боевых действий, будет выдан на сумму 1620-1800 тысяч рублей.

СПб

В Северной Столице средняя стоимость одного квадратного метра жилплощади составляет примерно 60-70 тысяч рублей. Соответственно размер полученного сертификата будет равен примерно 1080-1260 тысяч рублей.

Важно отметить, что стоимость приобретаемого жилья может быть больше этой отметки. В таком случае, оставшаяся сумма выплачивается ветераном боевых действий из собственных сбережений.

Другие регионы

В других субъектах Российской Федерации средняя стоимость одного квадратного метра варьируется. Официальная отметка устанавливается ежеквартально министерством строительства и ЖКХ.

Каждые три месяца оно создает приказ, в котором прописываются цены на один квадратный метр жилой площади. При этом реальные данные на рынке, могут отличаться от официальной информации.

06.03.2014

Об обеспечении ветеранов боевых действий жильем (Определение КС РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О)


Ветеранам боевых действий предоставляется соцподдержка. Ее объем различается в зависимости от того, к какой из перечисленных в законе группе ветеранов боевых действий относится человек.
До 1 января 2005 г. некоторые ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Сейчас закон предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета только для тех из них, кто встал на учет до 1 января 2005 г. Полномочия по обеспечению жильем данных граждан переданы региональным органам госвласти. На эти цели выделяются субвенции. А вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель (ветеран боевых действий) посчитал такое правовое регулирование неконституционным.
Но Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя обязательств.
Граждане, которые на 1 января 2005 г. имели статус ветеранов боевых действий, но не были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не приобрели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке. Поэтому у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В то же время им предоставлено право получить жилье по договору соцнайма на общих основаниях.
Конституцией РФ не предопределено введение особого (льготного) порядка обеспечения жильем для тех или иных категорий граждан. Учитывая это, оспариваемое правовое регулирование осуществлено в пределах полномочий законодателя по определению механизма реализации соцподдержки ветеранов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.Н. Балуты, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н. Балута, имеющий статус ветерана боевых действий, оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями его статьи 23.2, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Первомайский районный суд города Ижевска решением от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года, отказал в удовлетворении заявления В.Н. Балуты о признании незаконным отказа администрации Первомайского района города Ижевска в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на такой учет в качестве ветерана боевых действий. При этом суд указал, что после 1 января 2005 года постановка ветеранов боевых действий на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только при условии признания их малоимущими, а документы, необходимые для признания В.Н. Балуты таковым, им представлены не были.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, отменяя право ветеранов боевых действий на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и предусматривая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, ставит граждан, которые приобрели статус ветерана боевых действий до указанной даты, но не обратились в названный срок в уполномоченный орган с заявлением о постановке их на учет, в неравное положение с относящимися к той же категории гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

2.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

2.3. Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

2.4. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Оспариваемое В.Н. Балутой законоположение, предусматривая различный порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», в зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 января 2005 года, затрагивает права только тех ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на указанном учете.

Из представленных же материалов следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом правомерность такого отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах жалоба В.Н. Балуты не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий является предоставление субсидии для приобретения жилого помещения. О том, кому именно и на каких условиях предоставляется субсидия, читайте в этой статье.

Кому положены льготы на приобретение жилья?

Вопросы, касающиеся статуса ветеранов боевых действий и полагающихся им льгот, регулирует Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно положениям данного закона на льготное получение жилья вправе рассчитывать:

  1. Военные, направленные для выполнения спецзадач в Сирию после 30 сентября 2015 г.
  2. Участники боевых действий в Чечне.
  3. Лица, проходившие службу в Афганистане в период с 1979 по 1989 гг.
  4. Участники автомобильных батальонов, лоставлявших грузы в Афганистан в период проводившихся там боевых действий.
  5. Летчики, осуществлявшие полеты в Афганистан во время проведения там боевых действий.
  6. Все лица, участвовавшие в разминировании территории СССР после ВОВ в период с 1945 по 1951 гг. и в период траления, длившийся до 1957 г.
  7. Военные, которых направляли для несения службы в иные государства в периоды проведения там боевых операций.
  8. Условия предоставления субсидии

Полномочиями по установлению размеров субсидий для ветеранов боевых действий, а также по их предоставлению наделены органы власти регионов.

Ветеран вправе выбрать между предоставлением ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (субсидии) и предоставлением муниципальной квартиры. Если он выбирает жилищный сертификат, то воспользоваться им необходимо в течение полугода, иначе он аннулируется.

Чтобы реализовать право на предоставление субсидии, необходимо получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, для чего понадобится доказать следующие обстоятельства:

  1. Ветеран не имеет жилья в собственности, не арендует его по договору социального найма и не является членом семьи лица, которое заключило подобное соглашение или является собственником какого-либо жилого помещения.
  2. У него есть собственное или социальное жилье, но число квадратных метров на каждого члена семьи меньше установленной нормы.
  3. Условия проживания не соответствуют установленным нормам (в таком случае спецкомиссия должна провести оценку и признать помещение непригодным для проживания).
  4. Среди членов семьи ветерана есть больные хроническими заболеваниями, совместное проживание с которыми невозможно.

Дополнительное требование – срок проживания ветерана в данном регионе должен составлять минимум 10 лет.

Для оформления статуса нуждающегося в жилье следует подать заявление в Управление социальной защиты населения в районе проживания, приложив к нему паспорта и документы об имуществе всех членов семьи. Процедура бесплатная и занимает до 1 месяца.

Размер субсидии

Программа обеспечения ветеранов боевых действий жильем предполагает ограничения в предоставляемой площади. Региональные власти устанавливают эти нормы самостоятельно, основываясь на количестве людей, входящих в состав семьи. На одного человека должно приходиться не менее 18 кв. м.


Объем субсидии рассчитывается исходя из рыночной стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном субъекте РФ. Средства выделяются из федеральной казны, а местный исполнительный орган их распределяет. Если предоставленной суммы не хватает для приобретения конкретного жилого помещения, ветеран вправе добавить личные средства.

Воспользоваться жилищным сертификатом можно лишь один раз, потратив его только на обозначенные цели. Ветеран вправе приобрести квартиру, жилой дом или доли в них. Недопустимо расходовать субсидию на иные цели, в противном случае возможно взыскание предоставленной суммы.

Как получить жилье – подробная инструкция

В федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 гг. четко обозначен порядок действий по оформлению жилищной субсидии ветерану боевых действий. Сначала следует встать на учет:

  • собрать необходимый пакет документов;
  • направить письменное заявление в региональный орган соцзащиты (это можно сделать через многофункциональный центр или орган местного самоуправления);
  • потребовать уведомление о приеме бумаг под роспись;
  • если участник боевых действий продолжает служить – подготовить рапорт на имя начальника воинской части;
  • дождаться решения государственного органа (заявление рассматривают в срок от 1 до 4 недель).

Ветеран должен подать все документы лично. Если это невозможно, он вправе оформить нотариальную доверенность на другого человека.

Необходимые документы

К заявлению с прошением предоставить жилищную субсидию необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт ветерана и копии всех его страниц;
  • паспорта всех членов семьи;
  • удостоверение ветерана боевых действий;
  • выписку из Росреестра об отсутствии или наличии в собственности жилья;
  • выписку из домовой книги по месту проживания либо поквартирную карточку;
  • договор соцнайма, если ветеран проживает в социальном жилье;
  • документ, подтверждающий, что квартира непригодна для проживания, если она признана таковой;
  • свидетельство о заключени брака или его расторжении (если есть);
  • копию лицевого счета;
  • СНИЛС ветерана и всех членов семьи.

Действия после получения жилья

После постановки ветерана в очередь на получение субсидии, местный исполнительный орган готовит сертификат и заключает соглашение о предоставлении безвозмездной субсидии. По перечеслении средств из федерального бюджета заявителю выдадут подготовленные документы.


В сертификате на получение выплаты указывается сумма и назначение платежа. В течение 6 месяцев с момента оформления ветеран должен подобрать подходящее жилье и направить единовременную выплату на его приобретение.

Если цена выбранной квартиры выше, можно доплатить недостающую сумму из личных сбережений. В случае приобретения жилья меньшей стоимости остаток средств не будет возвращен ветерану.

Действующее законодательство России позволяет некоторым особым категориям граждан претендовать на получение бесплатного жилья из муниципального или государственного фонда. Ветераны боевых действий имеют право на оформление жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения. Из данной статьи вы узнаете, на каких условиях осуществляется предоставление жилья ветеранам боевых действий, как получить жилье, какие понадобятся документы.

На каких условиях производится предоставление жилья ветеранам боевых действий

Важно! Если у ветерана боевых действий имеется жилье, которое отвечает санитарным и гигиеническим нормам, и его площади хватает на каждого из членов семьи (согласно нормам площади по региону), проживающих совместно, льготник не может претендовать на получение бесплатного жилья.

Чтобы получить жилищную субсидию, необходимо отвечать всем условиям государственной программы:

  1. Ветеран должен нуждаться в новом жилье. Он должен проживать в арендованной квартире, в аварийном жилье или в жилом помещении недостаточной площади (определяется по региональным нормам, но обычно норма квадратуры на человека составляет 18 кв.м.).
  2. Ветеран должен быть готов к тому, что субсидия будет выделена с учетом количества членов семьи, имеющих право на получение площади в новом жилище, и рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья по региону.
  3. Ветеран должен дождаться очереди, сформированной из аналогичных заявлений, поданных ранее.

После того, как субсидия будет получена, необходимо в течение полугода найти подходящее жилье и предъявить банку полученный сертификат. Если квартира оказалась дороже, нужно будет внести доплату. Если жилье оказалось, наоборот, дешевле, остаток средств возвращен не будет.

Какие документы нужны для получения жилья ветеранам боевых действий

Чтобы получить бесплатное жилье, ветеран боевых действий должен подготовить два комплекта документов:

  1. Для постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
  2. Для подачи заявления на получение жилищной субсидии.
Документы для постановки в очередь Документы для оформления квартиры
Паспорт РФ заявителя Все документы из списка на постановку в очередь
Паспорта всех членов семьи старше 14 лет
Свидетельства о рождении всех членов семьи младше 14 лет Реквизиты банковского счета для перечисления средств
Свидетельство о заключении или расторжении брака
Копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) всех членов семьи
Удостоверение ветерана боевых действий
Заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы (если ветеран одновременно является инвалидом)
Справка из ЖЭКа обо всех, кто прописан в имеющемся жилье и снятых с учета, но сохранивших право на проживание в нем
Справка из БТИ об отсутствии иного жилого помещения у кого-либо из членов семьи до 1 января 1998 года рождения
Документы, свидетельствующие о праве собственности членов семьи ветерана на недвижимость, если она не была зарегистрирована в ЕГРП

Экспертное мнение

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Ветеран боевых действий претендует на получение жилищной субсидии, проживая в собственной квартире достаточной площади, соответствующей санитарным и гигиеническим нормам.