Сценарий по пожарной безопасности для начальной школы. Мероприятия по пожарной безопасности в школе. «Спички, пожары, огонь и костры

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

"СПИЧКИ, ДЕТИ, НЕ ИГРУШКИ!"

Цель игры: -закрепить с детьми знание правил противопожарной безопасности; -привлечь внимание детей к опасным ситуациям в быту и играх; - формировать умения по выходу из пожароопасной ситуации.
Оборудование к празднику: - мультимедийный проектор, экран Учитель. Здравствуйте, дорогие гости иребята. Хочу проверить, знаете ли вы, с какой целью мы сегодня собрались в этом зале? (на экране Слайд 1 – заголовок). Сегодня мы вспомним правила пожарной безопасности, а также покажем, как нужно выходить из сложной ситуации. Но сначала вам предстоит выполнить разминочное задание (Загадки)
Отгадайте загадки:
Слайд 2 1.Это темный, темный дом, Сто сестричек живет в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. Славные сестрички – тоненькие …(спички).
Слайд 3 2.Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен, Дети, помните о том, Что нельзя шалить с …(огнем).
Слайд 4 3.Раскалился если вдруг Электрический утюг, Что должны вы делать, детки? Вынуть вилку из…(розетки). Слайд 5 4.Если вдруг пожар возник, Ты звонить обязан вмиг: Знает каждый гражданин: Звать пожарных - …(01).

Беседа. Как огонь попал к людям.

Учитель.

Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

А знаете ли вы, кто такой Прометей?

Слайд 6.

Ученик 1.

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Ученик 2.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Ученик 3.

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Учитель.

Слайд 7.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Учитель: нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.

Если ты огонь зажжёшь,

В неприятность попадёшь.

Чиркнешь спичкой – огонёк

Маленький, забавный,

Дашь ему траву, пенёк –

Разольётся ручеёк

Огненный, упрямый!

Пожирает всё кругом,

Даже двухэтажный дом.

Были книжки – книжек нет,

Огонёк съел на обед.

Был я мальчик непослушный,

На ковре разжёг костёр –

Огонёк мои игрушки

И кроватку тоже спёр.

Мы теперь живём в палатке,

Вместо дома чёрный ком,

Не играйте дети в прятки

С непослушным огоньком.

С этой справится бедой

Может дядя лишь большой:

МЧС - пожарный.

Выход я нашёл простой,

Я играю лишь с водой,

Океан как ванна!

С огоньком нельзя играть,

Можно в ванну понырять.

Что же скажет мама?

Слайд 8,9,10,11.

Учитель.

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару)

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Учитель

Слайд 12.

Причины пожаров

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

Шалости детей с огнем.


А теперь нам второй класс прочитает стихи про огонь.
Слайд 13.
1 УЧЕНИК: Если где-то задымится, Если где-то загорится, По тревоге, как один, Позвоним по “01”!
2 УЧЕНИК: Мы ближайшему району Сообщим по телефону Где горит и что горит И кто об этом говорит.
3 УЧЕНИК: Ростом спичка – невеличка, Не смотрите, что мала. Может сделать много зла.
4 УЧЕНИК:

Спички не тронь,

В спичках - огонь!

Чтобы в дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда.

Не играй, дружок со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

5 УЧЕНИК:

Младшим братьям и сестричкам

Все ребята говорят:

«Вы запомните, что спички -

Не игрушка для ребят»!


6 УЧЕНИК:

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

7 УЧЕНИК:

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

8 УЧЕНИК:

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши белье над газом -

Все сгорит единым разом!

Учитель

Любые игры с огнем могут привести к травме – ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая – когда кожа краснеет. Вторая – когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая - самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.

А сейчас мы с вами узнаем как избежать пожара.

Слайд 14

    Не балуйся с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками) – это основная причина пожара.

Слайд 15.

    Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

Слайд 16.

    Не зажигай без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни.

Учитель.

А теперь нам 3 класс споёт частушки.

    А пожарный наготове
    Ночью, вечером и днём.
    Должен одержать победу
    Он в пожаре над огнём.

    Чтобы не было пожара
    Нельзя со спичками дружить.
    Загорится всё пылая
    И придётся всё тушить.

    Если б не было пожаров,
    Если б не было огня,
    Если б не было домов,
    Чтобы делал я тогда.

    Ваня спичками играл
    Он костёр разжигал
    МЧС пожар тушил
    Папа штрафу заплатил.

    Осторожно в лес ходи и
    Костры ты там не жги.
    Ну, а если всё ж зажжешь
    То водичкой всё польёшь.

    Труд пожарных мы с друзьями
    Сильно уважаем
    От огня хранить мы Землю
    Нашу обещаем.


    Не играйте-ка, с огнём
    Милые ребятки
    А то можете сгореть
    С головы до пятки!

    То, что спички не игрушка
    Знает каждый, стар и млад
    Не играйте дети в спички
    А то может быть пожар.

    Я послушная девчонка
    Дома спички не беру
    Ничего не поджигаю
    И частушку вам спою.

    Утюги я выключаю
    Про плиту не забываю
    Мокрыми руками я
    Не берусь за провода.

    Спички детям не игрушки
    Знают все мои подружки
    Знают все мои друзья
    Что с огнём играть нельзя.

Правила поведения при пожаре:

Слайд 17.

    Обнаружив пожар, позвони по 01 и вызови пожарных. Или скажи соседям.

Слайд 18.

    При пожаре нельзя прятаться под кровать. Лучше совсем убежать из квартиры или дома.

Слайд 19.

    Помни: дым гораздо опаснее огня. Если ты чувствуешь, что

задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол.

Слайд 20.

    Ожидая приезда пожарных, сохраняй спокойствие.

Учитель:

Чем можно потушить небольшой очаг возгорания? (Огнетушителем, водой, засыпают песком и другими подручными средствами)

Игра «Закончите предложение».

    Выпал на пол уголек
    Деревянный пол зажег
    Не смотри, не жди, не стой,
    А залей его ….(
    водой )

    Если младшие сестрички
    Зажигают дома спички
    Что ты должен предпринять?
    Сразу спички те …..(
    отнять )

    Если где хранится мусор
    или просто разный хлам
    надо будет потрудиться,
    навести порядок там.
    Метлу, лопату взяли
    Быстро все….(
    убрали )

    Шипит и злится, воды боится.
    С языком, а не лает,
    Без зубов, а кусает….(
    огонь )

    Летела мошка - осиновая ножка.
    На стог села - все сено съела…(
    спичка )

    То назад, то вперед
    ходит-бродит пароход,
    остановишь - горе
    продырявишь - море…(
    утюг )

СИТУАЦИИ (СЛАЙД 23-29)

Подведение итогов классного часа. Заключительное слово учителя:

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»

Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности

для учащихся начальных классов

«пожарным можешь ты не быть,
но правила пожарной безопасности
знать обязан!»

Подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

2013 год

Пояснительная записка
Достижения современного прогресса не только создали множества благ и условий комфортного существования для людей, но и породили новые факторы риска в их жизнедеятельности. Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении представляют взрыво- и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста. Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 15 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране - шалость детей с огнем.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения.

Цели:

    пропаганда и развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при пожаре, закрепление знаний о правилах пожарной безопасности;

    отработка правильных действий в случае возникновения пожара;

    формирование четкого представления о том, как выглядит опасность и почему она возникает;

    развитие умения находить решение в сложных ситуациях;

    воспитание осторожного обращения с огнем, бережного отношения к своей жизни, находчивости, собранности;

Задачи:

    закрепить представление детей о причине пожара;

    сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

Оборудование:

    бутафорская коробка спичек;

    спичка с «огнем» (материал);

    две шапочки козлят;

    1 шапочка козы, фартук;

    корзинка для козы;

    пожарный рукав;

    костюмы пожарных;

    телефон

    красный воздушный шар

Полученный результат: закрепление знаний детей по пожарной безопасности, организация досуга

Ход:

Театрализованная деятельность: сценка «Спички - детям не игрушка»

Ведущий:

В роще березовой, на самой опушке

Живет коза с козлятами в красивой избушке.

Коза, заботливая мама, за молоком идет.

И непослушным детям такой наказ дает:

Коза:

Ребятушки, козлятушки, вы слишком не шалите.

И спички, вы, пожалуйста, из шкафа не берите.

Ведущий:

Ушла коза, а шалунишки

Уж достают из шкафа спички.

Козлик быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой.

По столу и по подушкам,

По ковру и по игрушкам!

1 козленок:

Больше пламя, выше пламя…

Ой, боюсь, сгорим мы сами.

2 козленок:

Что же делать, как нам быть,

Как пожар предотвратить?

Ведущий:

Больше пламя, выше пламя.

Дым валит со всех сторон.

Стойте! Где же телефон!

Кто же к телефону поспешит,

О пожаре сообщит?

1 козленок:

- «01» сумел набрать и еще сказать хочу:

Адрес и фамилию свою,

Также номер телефона,

Из которого звоню.

Козлята вместе: (плачут)

Эй, пожарные, спешите!

Помогите, помогите.

Ведущий:

Через несколько минут

Две машины тут как тут!

Под музыкальное сопровождение входит команда юных пожарных.

Исполняют песню (на мотив песни "Буратино") Когда беда, он входит в дом.
Он с детства каждому знаком.
Он не писатель, не поэт.
Зато, смелей на свете - нет!
Его повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
По – жар - ный!

Он носит шлем на голове.
И не горит совсем в огне.
Он смел, умен, хорош собой.
Ну, разве это не герой?
Его повсюду узнают.
Скажите, как его зовут?
По – жар - ный!

1 пожарный: (с пожарным рукавом, обращается к козлятам)

Не зальешь огня слезами,

Мы водой потушим пламя.

Будем жить да поживать,

Только, чур, не зажигать!

Козлята: (вместе)

Спички больше не возьмем!

И не будем мы играть с огнем!

2 пожарный:

Здесь все печально б сложилось, ребята,

Наверно, не спичка в беде виновата,

А виноват тот, кто с нею шалил!

1 пожарный:

Человеку друг - огонь, только зря его не тронь!

Если будешь баловаться, то беды не миновать!

2 пожарный:

Друзья! Вы спросите меня, как уберечься от огня?

А так, сказала мама «НЕТ» - не нарушай её запрет.

Иначе… скачет, словно конь, разбушевавшийся огонь.

Остерегайтесь же, друзья, того, во что играть – нельзя!

Ведущий:

- Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего мероприятия будет противопожарная безопасность.

Вы знаете, что огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Чтобы его избежать, что нужно для этого знать?

(ответы детей)

Ведущий:

Правило первое касается каждого, правило это самое важное!

И на улице и в комнате вы о нем, ребята, помните –

Спички не тронь – в спичках огонь!

Для забавы, для игры спички в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала, но много может сделать зла!

Ведущий: - Запомните, дети, правила противопожарной безопасности

(выступают ученики с картинками в руках)

1 ученик:

С точки зрения пожарной он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги самодельный абажур.

2 ученик:

Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и людей.

3 ученик:

Не суши белье над газом – все сгорит единым разом!

4 ученик:

Когда без присмотра оставлена печь - один уголек целый дом может сжечь.

5 ученик:

Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.

6 ученик:

Костер вы бросили в лесу – и вот несчастье на носу.

7 ученик:

Ты о пожаре услыхал – скорей об этом дай сигнал.

Ведущий берет красный воздушный шар

Ведущий:

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал воздушный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди.

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой …

Все: Пожар

Ведущий: - Закрепить знания пожарной безопасности поможет нам игра «Добавь слово».

(дети образуют круг, в руках ведущего шар, который он передает со словами, добавляет последнее слово стихотворной строки игрок, в руках у которого оказался шар, и передает дальше)

Ведущий: Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …?

Участник: квартире (передача шара)

Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …?

Участник: утюг (передача шара)

Ведущий: Красный отблеск побежал. Кто со спичками …?

Участник: играл (передача шара)

Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над …?

Участник: газом (передача шара)

Ведущий: Столб огня чердак объял. Кто там спички …?

Участник: зажигал (передача шара)

Ведущий: Побежал костер во двор. Кто у дома жег …?

Участник: костер (передача шара)

Ведущий: Пламя прыгнуло в траву. Кто же это жег….?

Участник: листву (передача шара)

Ведущий: Кто бросал в огонь при этом незнакомые …?

Участник: предметы (передача шара)

Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…?

Участник: 01 (передача шара)

Ведущий: Кто с огнем неосторожен, у того пожар…

Участник: возможен (передача шара)

Ведущий: Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те…

Участник: отнять (передача шара)

Ведущий: Дети, помните о том, что нельзя шутить с …

Участник: огнем.

Ведущий: - А теперь послушайте стихотворение, в котором еще раз говорится о том, как следует себя вести при пожаре.

(читают подготовленные дети)

1 ученик:

Пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем, уйдем,
Из квартиры всех животных за собою уведем.

2 ученик:
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим.
Если нету телефона, мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона хорошенько притворим.
Если нет у нас балкона, станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.

3 ученик:
Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут,
Ждать нам долго не придется, нас пожарные спасут.

4 ученик:

Почему мы наши двери закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Если двери мы откроем, свежий ветер налетит,
Силы он огню удвоит, полыхнет и все сгорит.

5 ученик:
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.
До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном ряду,
А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон,
Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.

6 ученик:
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим,
Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем,
По земле кататься будем – так мы справимся с огнем.


7 ученик:

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас,
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.
Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас,
Друга тут же успокоим и проводим до врача.
Главное позвать на помощь тех, кто борется с огнем,
Мы их очень уважаем и пожарными зовем!

Ведущий: - Как же нужно себя вести, чтобы огонь не принес беду?

Выпал на пол огонек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой!
А залей его …..

Все: водой

Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички ……
Все: отобрать

Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, дети?
Вынуть вилку из …
Все: розетки


Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в этот миг
В часть пожарным позвонить,
О пожаре …
Все: сообщить

Методика «Объяснимся с самим собой»

Ведущий: - Продолжите начатую мысль, вслух объясняя причины, по которым нельзя выполнять то или иное желание: (приложение 1)

Я хочу … Мне нельзя, потому что

Поиграть со спичками Спички детям не игрушка

Включить самостоятельно Без взрослых нельзя включать

электроприборы

Ведущий: - А в заключение предлагаю игру на внимание

«Это я, это я, это все мои друзья…»

Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!»?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем?!

(……………………………………)

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Кто костров не разжигает

И другим не позволяет?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Признавайтесь мне о том,

Кто из вас шалит с огнем?

(……………………………………….)

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет свой дом и школу от огня?!

(Это я, это я, это все мои друзья…)

Ведущий: - Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

(включить песню «Закаленные в огне»)

Использованная литература, интернет-ресурсы:

    Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство - ПРЕСС», 2008, 144 с.

    Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник» №24.2006.

    Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с

    Давыдова М., Агапова И. Внимание: дети. Праздник в школе. М., 2001. – 329 с.

    Кожбахтеев В.М. Знай и умей. Памятка для населения. М., 1990. – 48 с.

    Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.

    Нинько Т. Наш номер «01». – Киев: Вэсэлка, 1988. – 25 с.

    Сибирев В. «01» пароль отважных. – М.: Издательский дом «Калан», 2000. – 20 с.

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=поведение на пожаре

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=про пожарную безопасность&pos=25&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.58.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fiblock%2F841%2F297776774_preview_98.jpg

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=про пожарную безопасность&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.nmsu.edu%2F~safety%2Fimages%2Ffire_meaney.gif

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бумажный абажур

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=костер возле сарая

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=огонек из печи

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сушка белья над плитой

    http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пожар от утюга

Сценарий внеклассного мероприятия

по пожарной безопасности

для учащихся начальных классов.

«Огонь- друг, огонь - враг».

Пояснительная записка

Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём, участились пожары в различных учебных заведениях, причём с человеческими жертвами. Это говорит о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.

Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.

Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.

Активное участие в деле профилактики пожаров невозможно без знания хотя бы основ пожарного дела. С этой целью, а также для воспитания у детей гражданственности, мужества, находчивости, научения относиться с уважением, а не с пренебрежением к огню я и разработала внеклассное занятие для учащихся начальной школы. Занятие проводится с использованием презентации.

Цели использования электронного приложения:

    Сделать занятие эмоционально насыщенным;

    Привлечь и удержать внимание детей яркими рисунками;

    Вовлечь учащихся в учебный процесс;

    Увеличить наглядное представление материала на уроке;

    Развить активность, самостоятельность учащихся, поддержать их эмоциональное благополучие.

В конце обучения у детей должно быть сформировано чувство опасности огня, привиты навыки безопасного обращения с электроприборами и правильного поведения в случае пожара. Но самое главное, научить уважению к природе и людям, ответственности, исполнительности, порядочности. Эти качества будут необходимы и в вопросах пожарной безопасности и во всех случаях жизни.

Уровень образования: начальное общее образование

Класс : 1-4

Цель: формирование основ пожарной безопасности младших школьников.

Задачи:

Обучающие:

    знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;

    знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;

    знакомство с первичными средствами пожаротушения;

    знакомство с правилами пожарной безопасности.

    обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях

Развивающие :

    развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.

    развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

    воспитание осторожного обращения с огнём.

    воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.

    воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    воспитание уважения к опасной профессии пожарного.

    воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности

    показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)

Используемое оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Запомнить твердо нужно нам, огонь не возникает сам », пожарные знаки, предметы для игры, телефон, карточки со словами пословиц, карточки с загадками, фишки трех цветов, лист самооценки деятельности на уроке, огнетушитель, плакат-пожарный щит

Краткое описание:

Цель разработанного мною внеклассного мероприятия познакомить учащихся начальной школы с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания о правилах пожарной безопасности. На уроке присутствуют фронтальная и групповая работа, творческая работа, тестирование. Работа с ребусами развивает логическое мышление, память. Много иллюстративного материала, стихотворений, загадок, игры. Данный материал можно использовать и на уроках ОБЖ.

Структура занятия.

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

    Отгадайте загадку: (Слайд 2)

    Добыча огня. Беседа. Слайд 3)

3.Огонь друг (Слайд 4)

4. Огонь- враг? (Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7, 8, 9, 10)

(Слайд 11)

4. Правила поведения при пожаре (Слайд 12)

5.Средства тушения пожара. (Слайд 13)

6.Физминутка (Слайд 14)

7. Конкурс «Составь слова». (Слайд 15)

(Слайд 16, 17)

9.Что советуют пожарные? (Слайд 18)

1. Игра «01- примите вызов» (Слайд 19)

2. Разбор ситуаций. Тестирование . (Слайд 20, 21, 22)

3. Ребусы. (Слайд 23, 24, 25, 26, 27)

4. Составление памяток . (Слайд 28)

5 .Вывод: (Слайд 29)

VI. Итог занятия. (Слайд 30, 31)

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия (Слайд 32)

IX. Самооценка деятельности учащихся

(слайд 33)

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

II. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

-Отгадайте загадку: (Слайд 2)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

Кто может определить тему нашего занятия? ( Сегодня мы поговорим об огне.) Почему это так важно?

Я предлагаю вам разделиться на три команды. А названия своей команды вы сможете узнать, отгадав загадку. У каждой команды карточка с загадкой.

1 команда «Спички»

- В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.

2 команда «Дымок»

Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется.

3 команда «Свечка »

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.

Добыча огня. Беседа. Слайд 3)

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?

Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой

- Когда друг? (ответы детей)

(Слайд 4)

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

1 ученик . Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.

И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.

2 ученик. И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,

Он помощник и друг человека.

Поутру, чтобы все были сыты,


3 ученик. Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.

И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили

- А в каких случаях враг? (ответы детей) (Слайд 5)

Огонь- враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.

Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших

III. Формулирование темы и целей урока.

Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

(Закрепить правила пожарной безопасности.) (Слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

1.Причины возникновения пожара

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Чем может быть опасен пожар?

Отчего может возникнуть пожар?

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины пожаров.

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

(Слайд 7)

От горящей спички летом

Загораются леса.

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса.

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни ты, она сильна,

И от спички- невелички

Может дом сгореть дотла.

День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра –
Искры разлетаются.

(Слайд 8)

Не бросай в лесу окурки

В сухотравье у дорог.

Огонёк сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок-

Тут в открытую, не прячась,

Перепрыгнет наудачу

На верхушки сосен, елей.

Лес погубит, птицу, зверя.

Но бывает, что пожары

Возникают без огня.

Кто-то бросил стеклотару,

Где питался, возле пня.

(Слайд 9)

Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьёзный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
не играет с утюгом.

Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.

(Слайд 10)

А бутылка-линза та же-

Сфокусирует лучи,

И затлеет, вспыхнет даже

Всё сухое, как в печи!

Вот поэтому бутылки,

Банки, склянки не бросай,

Уноси в своей корзинке,

Вон из леса забирай!

Раз я бросил под окно
Петарду – завертелась,
Думал: «Малость пошучу…»
Вдруг крыша загорелась.

2. Конкурс «Собери пословицу»

У каждой команды рассыпанная пословица, учащиеся должны составить пословицу. Правильный ответ появляется на слайде. (Слайд 11)

1 команда. С огнем не шути - сгореть можно.

2 команда.

3 команда. В огне и железо плавко.

3.Твои действия в квартире, если дома нет взрослых.

а) Если выйти из помещения невозможно.

(учащиеся высказывают свое мнение по каждой ситуации)

Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.

Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.

Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

б). При выходе через задымлённый коридор.

Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.

Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.

Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

в) При пожаре в доме.

Вернись, плотно закрой входную дверь.

Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

4.Как надо вести себя при пожаре

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Учащиеся читают стихи, на слайде появляются правила. (Слайд 12)

4 ученик .


Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

5 ученик

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

5.Средства тушения пожара. (Слайд 13)

Чем можно потушить пожар?

Добавь словечко: (слова отгадки появляются по щелчку)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш …(огнетушитель).

(К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны.)

Вывешивается плакат- «Пожарный щит».

6.Физминутка (Слайд 14)

Если на мой вопрос вы можете ответить: " Это я, это я это все мои друзья!" – то остаетесь стоять, маршируете на месте. Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву…

7. Конкурс «Составь слова». (Слайд 15)

Задание: из слова ОГНЕТУШИТЕЛЬ составить как можно больше слов.

На это задание отводится 3 минуты.

Дети на листочках записывают слова, затем один представитель команды зачитывает ответы. Подсчитываем, сколько слов записала каждая команда. Можно записывать слова различных частей речи.

8.Немного о профессии пожарный

Отгадайте загадку. (Слайд 16, 17)

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так, кто же мы?... (пожарные)

- Ребята, так каково же назначение этой профессии?

Как вы думаете это опасная работа? Каждый может стать пожарным?

Что советуют пожарные? (Слайд 18)

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что, ты должен предпринять?

Сразу спички те отнять!

В подъезд, не на балкон!

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «01- примите вызов» (Слайд 19)

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать.

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком,

И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою,

Также номер телефона, у которого стою».

Задача игроков: дети становятся в колонну, по одному подбегают к телефону, набирают «01», и быстро называют свой адрес, имя и фамилию, бегут обратно.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

2. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Вместе с героями мультфильма «Ну погоди!» я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный, и записать рядом с номером вопроса цифру правильного ответа.

(Слайд 20)

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

3. Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

1. Надо покинуть помещение.

2. Надо спрятаться в другую комнату.

(Слайд 21)

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

1. Надо спрятаться под кровать.

2. Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

3. Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

1. Необходимо быстро убегать.

2. Необходимо двигаться ползком

3. Открою окно и дверь.

(Слайд 22)

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

1. Постараюсь затушить, забросав пламя землей

2. Сообщу об этом взрослым.

3. Пройду мимо.

Ответы появляются по щелчку

Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

3. Ребусы.

- А теперь я предлагаю вам зарядку для ума. Разгадайте ребусы.

Огонь (Слайд 23)

Свеча (слайд 24)

Пожар (слайд 25)

Спички (слайд 26)

Костер (слайд 27)

4.Составление памяток. (Слайд 28)

- А теперь давайте составим памятки. Нужно соединить части предложений чтобы получились верные фразы

Вывод: (Слайд 29)

Запомните. Самое главное правило не только при пожаре,

но и при любой другой опасности «Не поддавайтесь панике и не теряйте

самообладания!»

VI. Итог занятия. (Слайд 30)

Кто узнал новое о правилах Пожарной Безопасности?

Кто что либо забыл, а сегодня вспомнил?

Кто считает, что хорошо запомнил П.П.Б.?

Кому было интересно?

(Слайд 31)

Чтоб пламя моё лишь светило и грело.

Со мной обращаться нужно очень умело.

С огнём не играйте! С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!

Характер горяч мой, скажу не на шутку.

Могу разгореться в одну я минутку.

Но другом я буду, согреть я сумею

Тех, кто с огнём обращаться умеет.

VII. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки по теме, над которой мы работали.

VIII. Рефлексия (Слайд 32)

На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную

IX . Самооценка деятельности учащимися

Я запомнил все правила пожарной безопасности

Я смогу предотвратить возникновение пожара

Я смогу сообщить о пожаре и вызвать пожарных

Я внимательно слушал учителя, одноклассников.

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

Фамилия Имя

оценка

Список используемой литературы (слайд 33)

1. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.

2.Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007.

3.Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми. Волгоград: Учитель, 2012.

4.Горбунова Н.А. ОБЖ.1 класс. Поурочные планы(1-4).- Волгоград: изд-во «Учитель – АСТ», 2002

5.Горячев С.А., Конылов В. А, В. В. Попов, В. П. Прохоров, В. В. Рубцов, В. В. Теребнев. Основы пожарной безопасности. - М.: 1990

6.Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для школьников. М. : Айрис-Пресс, 2008.

7.Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2009.

8.Шипунова В. А. Пожарная безопасность/информация для детей и родителей. – Тверь: Карапуз, 2012.

9.Шовкопляс Ж.В. Нет пожарам. Начальная школа, №5, 2008 г.

10.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. : Сфера, 2009

Стихи для ребят

1 ученик. Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.

И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.

2 ученик. И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.

Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.

3 ученик. Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.

И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.

4 ученик.

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

5 ученик

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

1 команда.

С огнем не шути – сгореть можно.

2 команда.

Искру туши до пожара - беду отводи до удара.

3 команда.

В огне и железо плавко.

Ситуации

1.

2

3

4

5

6

Ситуации

1.

2

3

4

5

6

Ситуации

1.

2

3

4

5

6

Мероприятие по пожарной безопасности

конкурс рисунков на асфальте

«Спички, пожары, огонь и костры,

для детей

младшего школьного возраста

Подготовила и провела:

ПДО Куприянова Т.Г.

Южно – Сахалинск

Ведущий: «Ребята! Сегодня мы получили приглашение.»

Показывает детям и читает:

«Жаркое лето к нам в гости пришло.

Могут пожары случиться легко!

На конкурс рисунков вас приглашаем,

О безопасности напоминаем.

Спички, пожары, огонь и костры,

Только в рисунках пусть будут они»

«Ребята, мы отправляемся на конкурс рисунков

«Спички, пожары, огонь и костры,

Только в рисунках пусть будут они»

«Нам нужно проехать несколько станций. Отправляемся на поезде»

Дети становятся друг за другом. Под песенку «Мы едем, едем, едем..» едем на первую станцию.

«Ну вот мы и приехали. Выходите ребята. Первая станция «Сказочная ».

Ведущий рассказывает сказку, сопровождая её иллюстрациями.

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городке жила- была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась.

Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало.

Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали.

И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред.

Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками.

С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

«Ребята, какие предметы ещё могут стать причиной пожара?»

Дети: зажигалка, свечка, искра, уголёк от костра, горячий утюг…

«Мы с вами вспомнили пожароопасные предметы»

«Кто с огнём неосторожен, у того пожар возможен!»

« Ребята, мы с вами на станции «Игровая». Предлагаю вам поиграть.

Перед игрой предложить детям вспомнить номер пожарных:

«Помни каждый гражданин

Номер пожарных – 01»

Ведущий проводит игру «Позвони пожарным».

Игра – эстафета с препятствиями – пролезть в обруч, пробежать между кеглями, добежать до пенька и поднять номер «01».

Игра «Горит – не горит» со всеми детьми. Дети стоят,

ведущий называет разные предметы, материалы:

бумага, песок, лёд, вода, занавеска, сухая листва, книжка, тетрадь, стекло и т.п.

Дети определяют, если горит предмет – хлопают над головой и кричат: «Да, да, да»

если не горит – хлопают по коленкам и кричат: «Нет, нет, нет»

«Ребята, мы вспомнили номер пожарной части, предметы, которые горят и не горят»

Звучит музыка. Дети выполняют движения.

«Ребята. Наконец мы с вами добрались до станции «Загадочная ». Вам предстоит отгадать несколько загадок. Слушайте внимательно:

Если дым валит клубами,

Пламя бьётся языками,

И огонь везде, и жар.

Это бедствие - … (пожар)

Невелик коробок,

А пожар приволок.

(коробок спичек)

Он красив и ярко – красен,

Но он жгуч, горяч, опасен!

Если дом горит, тогда

Пригодиться нам ….(вода)

В брезентовой куртке и каске

Решительно и без опаски,

Бросается рыцарь в огонь.

(пожарный)

Примечание : если дети ответят – пожарник, сказать «Пожарник – это человек, пострадавший от пожара. А пожарный – человек, который борется с огнём, спасая людей.»

«Молодцы ребята. Все загадки отгадали. «С огнём не играйте и пожар не затевайте.» Ну вот, ребята, мы с вами и на конкурсе

«Спички, пожары, огонь и костры – только в рисунках пусть будут они»

Ведущий спрашивает у ребят, что они могут и хотят нарисовать на конкурсе? (ответы детей)

Дети берут мел и рисуют на асфальте. Рисование детей сопровождает музыкальное оформление.

По окончании дети собираются на скамеечках. Ведущий благодарит их за знания о пожарной безопасности, за рисунки.

Детей угощают соком (угощение по усмотрению).

ПЛАН

мероприятий по пожарной безопасности

начальной школы МБОУ СОШ №3 имени Героя России Сергея

Ромашина на 2016-2017 учебный год

Мероприятия

Срок

Ответственные

Работа с детьми

    Почему горят леса?

    Безопасный дом

    Потенциальные опасности дома: на кухне, в спальне, в общей комнате

    Что делать в случае пожара в квартире?

    Что делать в случае пожара в школе?

    Опасные предметы

    Друзья и враги

В течение года

Сюжетные игры:

    Инсценировка «Кошкин дом»

    Умелее пожарные

    Пожарная часть

В течение года

Учителя начальных классов, ПДО

Художественная литература:

    С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

    Е. Хоринская «Спичка-невеличка»

    А. Шевченко «Как ловили уголька»

    Л. Толстой «Пожарные собаки»

    Загадки, пословицы, поговорки

В течение года

Учителя начальных классов, ПДО

Дидактические игры:

    Опасные ситуации

    В мире опасных предметов

    Служба спасения: 01, 02, 03

    Горит – не горит

    Чья вещь?

    Бывает – не бывает

В течение года

Учителя начальных классов, ПДО

Старшеклассники «Совет школы»

Оформление выставки детских рисунков «Не шути с огнем»

Практические занятия с детьми по формированию навыков поведения в пожароопасной ситуации

1 раз в квартал

Учителя начальных классов, ПДО

Практикум для детей и воспитателей «Оказание первой помощи в экстренных ситуациях»

Учителя начальных классов, ПДО и медсестра

Тематический досуг:

    «Добрый и злой огонь»

    «Как мы боремся с огнем»

Учителя начальных классов, ПДО

Познавательная итоговая викторина «Что? Где? Когда?»

Учителя начальных классов, ПДО

Экскурсии и целевые прогулки:

    В пожарную часть

    В прачечную – знакомство с электроприборами

    В магазин электробытовой техники

Течение года

Учителя начальных классов, ПДО

Работа с родителями

Оформление стендов в классах «Опасные ситуации дома на работе и в школе»

сентябрь

Консультации:

    Безопасное поведение

    Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайных ситуациях

    Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей

    Первая помощь при ожоге

В течение года

Ст. медсестра

Пожарный инспектор

Освещение тем по пожарной безопасности на родительских собраниях


Cлайд 1

Здравствуйте. Ребята!

Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной теме, а какой …? Об этом вы узнаете из моей загадки.

Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь
Искусает всю ладонь.

или

Чуть родился – он забавный,
Тихий, слабый, но коварный.
Подрастет – трещит и жжется,
Роем искр опасно вьется
И, танцуя на углях,
Вызывает часто страх. (огонь)

Cлайд 2

Ведущий: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней,

Cлайд 3

стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.

Cлайд 4

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар.

C лайд 5

Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома.

C лайд 6

А в результате – огромные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Cлайд 7

1 .

Слушайте взрослые, слушайте дети

Столкнулись с большой мы проблемой на свете

С проблемой пожаров, с проблемой беды

Планета просит, помоги!

2 .

Огонь бывает разный -

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый, очень злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара

Граждане любой страны

Берегите землю от пожара.

Злой огонь гасите вы.

Ведущий.

Огонь и спички -

Все это - не игра!

Хотите убедиться,

Тогда смотри сюда..

C лайд 8 Демонстрируется фрагмент мультфильма «Кошкин дом» 5 мин

Ведущий:

Что же может натворить маленькая огненная искорка.

Попробуйте догадаться, о чем сейчас пойдет речь в загадках.

С гривой рыже-золотистой

Скачет конь по крыше быстрый,
Где промчится – угли, дым,

Пепел саваном седым.
Очень страшен, пышет жаром,

А зовется он …

(Пожаром.)

Cлайд 9

Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?

(Пожар.)

C лайд 10

Пламя здесь стеной стоит

Очень страшное на вид.

А вокруг сильнейший жар -

Старый дом объял...

(Пожар.)

Cлайд 11

Пламя бьётся из-под крыши,

Крик о помощи мы слышим,

Суетятся все, кошмар!

Это бедствие - ...

(Пожар.)

Cлайд 12

Загорелся если дом,

Как беду ту назовём?

(Пожар.)

Ведущий:

А вот еще одна загадка.

Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (спичками)

Cлайд 13

Ведущий.

Чтец 1. Спичка хоть и невеличка

Может сделать много зла.

Крепко помните, ребята,

Что с огнём шутить нельзя!

Чтец 2: Не играй, дружок, со спичкой,

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Ведущий.

Вот какая неприятная история произошла с одной непослушной Хрюшей

(5 мин)

Выступают ученики 3 А класса

Знает каждая зверушка,

Спички детям – не игрушка!

Если все ж решил их взять.

Знать беды не избежать!

Расскажу вам сказку я,

А вы послушайте, друзья.

Для себя пример возьмите

И других вы поучите.

Подарили нашей Хрюшке

В день рождения игрушки

(мясорубку, скалку, свечку,

самовар, корыто, печку).

Хрюшка:.

Хрю, хрю, хрю…

Я обед себе сварю!

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду спички я искать!

Ёжик:

Берегись, -заметил Ёж

Свой ты домик подожжешь.

Разве ты не знаешь, Хрюшка,

Спички детям – не игрушка.

Ну, а Хрюше горя мало,

В домик быстро прибежала,

Разыскала где-то спички

И присела на крылечке.

Искры вверх летят, как птички,

Дым столбом валит из печки.

Огонёк из дверцы - скок!

На окно и на порог!

Завертелся, закружился,

Хрюшке прямо в бок вцепился.

Хрюша:

Ай, ай, ай! Звери, птицы, выручай!

Я сгорю, совсем сгорю!

Помогите мне! Хрю - хрю!

(дети – зверюшки поют.)

Мы едем, едем, едем

Бесстрашные друзья

Спешим на помощь людям

Не верить нам нельзя

Не просто ведь живется

Пожарникам страны

И в песенке поётся

О том, как мы важны

И сейчас вам поём:

Не шутите вы с огнем!

Спички жечь опасно

Объясняем ясно

Чтобы не было беды,

Не берите спички вы

А коль беда случилась,

То не теряйтесь вы.

Пожарным позвоните,

И выедут они.

В опасную дорогу

Отважные ребята

Воды с собой возьмут.

Топор и …

И сейчас вам споём:

Не шутите вы с огнем.

Спички жечь опасно.

Объясняем ясно.

Чтобы не было беды.

Не берите спички вы.

Не берите спички вы.!

******************************************************************

Cлайд 14

Ведущий

На прошлой неделе, идя мимо парка,

Увидела я, как случился кошмар!

Обычная спичка, но очень коварно,

Детей обманула, устроив пожар!

Сценка «Коварная спичка »

Вед:

В парке школьники гуляли,
В парке Спичку повстречали.
Попросилась к ним дружить.

Спичка :

Дома нету, негде жить!

Дети спичку взяли в руки.

Спичка:

Ой, сойду с ума от скуки!
Хотите, дети, посмотреть,
Как умею я гореть!?

Маша с Сашей тут смутились,
Очень, очень удивились!

Разве можно зажигать?

Ведь беды не избежать!?


Спичка:

Что вы, что вы! Все в порядке!
Буду я светить лишь ярко!
Никаких, поверьте, бед!
Зажигайте во мне свет!

Дети - чирк! И тут же пламя
Разгорелось на беду!
Охватило то, что с края,
А потом и все вокруг!

Закричала Маша.

Как же быть, что делать нам?
Пламя все сейчас охватит!
Бежим-ка, Сашка, по домам!

Нет, нельзя нам убегать,
Город нужно нам спасать!
Что же мы наделали?
Спичке мы поверили!!!

Вед:
Огонь трепетно бушует,
Спичка радостно танцует!
Но уже сгорел домишко,
В парке детском, для детишек!

Огонь красно-желто-синий,
Вроде кажется красиво!
Но так жарко от него,
А 5 минут горит всего!

Маша плачет, Саша дует!
А огонь и рад не тлеть!
Кислород он очень любит!
Он всю жизнь готов гореть!

Огонь: Я безжалостный и злой,
Вам не справиться со мной!
Стало скучно, дети, вам?
Вот устрою вам пожар!

Тут и дым валит, и пламя,
Что же делать? Мы не знаем!

Страшно?! Кто поможет им?
Это служба 01!

Что за крики? Что за пламя?
Ну, Один, давай скорей!
Мы сейчас его накроем,
Перестанет он гореть!

Мы тебя собьем водою,
Чтоб не думал ты гореть,
Прыть твою сейчас же смоем,
Чтоб с лица земли стереть!

Огонь погас, все позади,
Мы Спичку больше не возьмем!

И ты, друг, спичку не бери,
Спалила в парке детский дом!

Маша - (Спичке):

Тебя придумали для дела,
Но к детям ты не подходи!

Саша –(Спичке):

Служи на благо человека,
Пожаров впредь не разводи!

Мы 01, спешим на помощь -
Тушить огонь, спасать людей!
Ну, кто из вас еще не понял,
Что спички - не игрушка для детей?!

Мы вас ответственно попросим,
От скуки в пламя не играть!
Чтоб не пришлось соседям
Нас снова вызывать!

Маша: В машине искра заводит мотор,

Саша: Чтоб пищу готовить - разводим огонь!

Ноль: Полезен огонь, но надо следить,

Один: Чтоб вовремя пламя остановить!

*************************************************

Ведущий: Как хорошо, ребята, что не случилось беды. Но в нашем зале кое- где притаились огоньки - загадки и их нужно потушить!

Давайте попробуем! Приготовьтесь отгадывать!
Ученики по очереди берут огонек и зачитывают
загадки и отгадывают. Каждая отгаданная загадка означает, что огонек потух.
Первый огонек. Cлайд 15


В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров. (Спички)


Второй огонек. C лайд 16
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)


Третий огонек. C лайд 17
Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)


Четвертый огонек. C лайд 18
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)


Пятый огонек. C лайд 19
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар. (Пожарная машина)

Шестой огонек. C лайд 20
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь)

Седьмой огонек Cлайд 21

Искры с палочки летят
В рассыпную, как хотят.


(бенгальский огонь)

Ведущий:

Cлайд 22

К нам сегодня в гости прибыл Андрей Александрович __________________________________________________________________ пожарный., который даст вам нужные советы, как не допустить пожар, а если он все таки случился, как вести себя при пожаре.

Ведущий:

Работа пожарного чрезвычайно сложна и опасна. Тот, кого долг службы обязывает бороться с бушующим пламенем, всегда находится на линии огня. Дисциплинированность, стрессоустойчивость, отличная физическая форма, профессионализм – обязательные качества, без которых попасть в пожарную команду просто невозможно.

Cлайд 23

Песня «Отважные пожарные»

А вот какие полезные советы, что делать, чтобы не допустить пожар, дадут нам сейчас ученики 3 В класса

Ребенок

Пожалуйста, - не забывай,

Что пожар – беда большая.

Безопасность соблюдай,

всем об этом сообщай.

Ребенок

Видишь младшая сестричка

Зажигает дома спички.

Что ты можешь предпринять?

Спички можешь ты забрать.

Ребенок

Пожалуйста, не разжигай

Ты костра возле сарая

Для построек и людей

Может быть беда большая.

Ребенок

Смазка, газ, бензин!

Быть нельзя огню вблизи

О них ведь не напрасно

говорят: «Огнеопасно!»

Ребенок

Пожалуйста, не забывай –

Фейерверки не игрушки.

Ведь пожар случиться может

и от огненной хлопушки.

Ребенок

Ну а елка в Новый год

В гости к нам с тобой придет,

Чтоб была приятной встреча,

Осторожно – не жги свечи!

Ребенок

Ну а если все же вдруг

запылает все вокруг,

Зря секунды не теряй, к телефону подбегай.

Помни, каждый гражданин,

главный номер - «01»

Панику не поднимай,

адрес сразу сообщай.

Ребенок

Закрой все двери по пути –

огню дорогу прегради.

А чтоб от дыма вам не сгинуть,

платок сырой на нос накинуть!

Ребенок

Убегая от пожара, всех о нем предупреди

Когда огнем этаж охвачен,

Кнопку лифта ты не жми.

По ступенькам вниз сбеги.

Навсегда запомни эти –

правила важны на свете!

Cлайд 24

Сам не справишься с пожаром.

Этот труд не для детей

Не теряя время даром

01 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01 (вместе)

Ведущий.

А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду задавать вопросы. а вы, если считает. что нужно поступать именно так, должны ответить "Это я. это я, это все мои друзья!", а если уверенны. что действия неправильны, вы должны молчать.

Кто задорный и веселый, верность правилам храня.

Бережет родную школу от коварного огня?

Кто из вас шалит с огнем - признавайтесь честно в том?

Кто костров не разжигает и другим не позволяет?

Кто, из вас заметив дым, вызывает "01"?

Кто пожарным помогает, правила не нарушает?

Кто пример для всех ребят?

Игра «Топаем, хлопаем» (если можно сказанное действие выполнять – хлопают, нельзя выполнять – топают).

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя!
(хлопают)

Спички весело горят,
Буду с ними я играть.
(топают)

Коля убежал за дом,
Там играет он с костром.
(топают)

Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)

Таня с Ниною играют,
На плите газ зажигают.
(топают)
ё1 Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит.
(хлопают)

Песня «Чтобы не горел ваш дом»

Ведущий.

Ребята, постарайтесь, чтобы огонь был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь