Россияне - самые эгоистичные эгоисты в мире. Что такое любовный эгоизм

«Очень не люблю вопрос «Можешь оказать мне услугу?». Я моментально напрягаюсь, потому что ясно понимаю: сейчас у меня попросят денег, сочувствия, чтобы я переключилась со своего на чужой проект, поработала в субботу… Не понимаю, почему я должна тратить свои жизненные ресурсы на кого-то постороннего?» - недоумевает 37-летняя Ольга.

Как и большинство эгоистов, Ольга не готова признать, что является одним из них. Эгоисты - это другие, те, кто постоянно нарушает ее планы, претендует на ее внимание, на ее время, потому что главное для них - их собственный интерес.

Эгоистичный человек действительно мало заботится об отношениях с другими, он редко влюбляется и не умеет дружить. «Он интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет, - писал психоаналитик и философ Эрих Фромм в книге «Искусство любить». - У этого человека отсутствует интерес к потребностям других людей и уважение к их достоинству и целостности».

А Козьма Прутков считал, что «эгоист подобен давно сидящему в колодце». Ведь он, отвергающий важность чужих переживаний, уверен, что его состояние, его проблемы самые серьезные на свете. Он замыкается в себе, а это - явный риск погрузиться в депрессию.

С другой стороны, не будь практически в каждом из нас доли эгоизма, мы полностью растворились бы в других, ничего не зная о самих себе, не понимая себя и не имея ресурсов для саморазвития.

Эгоизм - вопрос культуры и исторического контекста

«Посвятив полжизни геологоразведке, я очень много путешествовал по стране, - рассказывает 45-летний Евгений. - И могу констатировать: в северных районах России, например на Белом море или в Вологде, люди самые открытые и гостеприимные. А в районах южнее Москвы, особенно в Черноземье, нужно прожить жизнь, чтобы стать своим и чтобы по отношению к тебе местные вели себя хотя бы отчасти радушно».

По мнению экзистенциального психолога Светланы Кривцовой, «те из нас, кто живет в суровых условиях Крайнего Севера или экваториального юга, максимально приближены к природным катаклизмам и больше рискуют заболеть, неожиданно умереть или потерять своих близких. Именно поэтому здесь так ценят самые простые вещи: хорошую погоду, удачную охоту, душевный разговор или приезд гостей… И готовы делиться всем, чем одарила жизнь, то есть вести себя не эгоистично».

Высокая самооценка и самоуважение позволяют нам хорошо относиться и к другим людям

Отношение к этой черте характера связано и с историческим контекстом. В античные времена никому не приходило в голову обвинять другого в эгоизме: цивилизация была настолько молодой, что внимание к себе (самопознание) приравнивалось к познанию мира и, конечно, одобрялось. С утверждением христианства эгоизм стал чертой порицаемой. Ведь христианский идеал личности - Спаситель - был альтруистом: он принял страдания и смерть ради спасения человечества.

Однако во времена Ренессанса и в эпоху Просвещения, когда была признана ценность отдельного человека, внимание к собственным чаяниям и нуждам вновь оказалось вполне законным. Это пришлось очень кстати в XIX веке, когда в Европе стал бурно развиваться капитализм: возникло ощущение, что без эгоизма невозможно построить новое общество - общество тотальной конкуренции и индивидуальной выгоды.

Также и в современной России личная выгода перешла из категории осуждаемых в число одобряемых ценностей. И такое двойственное отношение к эгоизму немного сбивает нас с толку. «Несовместимость двух принципов («блюди свою выгоду» и «эгоизм - это плохо»), проповедуемых в рамках одной культуры, порождает глубинный личностный конфликт», - утверждает философ Ирина Рудзит.

Никто не рождается альтруистом

В первые годы жизни все мы - маленькие нарциссы. И не важно, родились мы в коллективистском обществе, где эгоизм встречается реже, или в обществе индивидуалистов, которое превозносит уникальность каждого человека. Мысли и чувства ребенка направлены на удовлетворение его желаний. Другие люди интересуют его в зависимости от того, полезны ли они для его «Я».

«Такой эгоцентризм - естественный период развития, - поясняет Светлана Кривцова. - Благодаря ему формируется уважение к себе. И лишь к 6–7 годам у нас возникает потребность в доверительных, надежных отношениях с другими людьми». Среди 6-летних детей становятся заметны те, для кого эгоизм уже не метод самопознания, а форма жизни. Они ни с кем не делятся, не слишком интересуются мнением других детей, навязывают свои правила игры. Это дети, которых родители плохо сориентировали в реальности, не объяснили, что без других людей мы не можем существовать и должны учитывать их интересы.

«Родителям не стоит корить ребенка за то, что он эгоист, - советует Светлана Кривцова . - Лучше сказать ему: «То, как ты ведешь себя, не совсем разумно. Если сегодня ты забрал себе все лучшие игрушки, то завтра твои приятели будут играть без тебя, и ты останешься один». Если взрослые не вступают в диалог с ребенком, а властно требуют соблюдения норм поведения, то позже при любом требовании или просьбе он будет чувствовать себя объектом агрессии и начнет защищаться... с помощью эгоизма. Иначе ему не сохранить веру в себя.

Искусство договариваться

«Я очень прохладно отношусь к творчеству группы The Black Sabbath, - признается 28-летняя Оксана. - Но мой друг Игорь - металлист, и как только стало известно, что Оззи Осборн и его команда будут выступать в Москве, я сказала Игорю, что готова составить ему компанию, если он раздобудет билеты. Я пошла ему навстречу, потому что знаю, насколько это важно для него. Но в других случаях, например когда я устала, а в машине грохочет тяжелый рок, я могу твердо сказать «нет». Учитывая потребности и желания других людей, мы согласовываем их со своими, постоянно идем на компромиссы.

«Искусство жить - это искусство договариваться: с партнерами, с родными, с коллегами, - уверена Светлана Кривцова. - Если мы принимаем пожелания другого человека, это позволяет нам оговорить и собственные».

Но проблема в том, что заранее заданной меры допустимого эгоизма не существует. Действительно ли надо в выходные навестить тетушку на даче, если в конце рабочей недели я оказался совсем без сил? Должна ли я провести отпуск на Камчатке, хотя предпочла бы Европу, если мой партнер - любитель гейзеров и экстремального туризма? Стоит ли давать взаймы безработным друзьям, которые вряд ли вернут долг? Каждый раз нам приходится искать баланс между чувством долга, собственными интересами, защитой личного пространства и желанием поступить хорошо.

Эгоизм, нарциссизм, индивидуализм - в чем разница?

Эгоизм - себялюбие, преувеличенное внимание к своему «Я», своим потребностям и интересам; поведение, подчиненное собственной выгоде. Эгоисту не свойственно учитывать интересы и потребности других людей. Противоположность эгоизму - альтруизм. Эгоцентризм - представление о себе как о центре Вселенной, сосредоточенность на себе, неспособность посмотреть на себя со стороны и встать на позицию другого человека.

Нарциссизм - навязчивая страстная любовь к своему образу, которая имеет тенденцию переходить в самолюбование. Обесценивая других людей и демонстрируя собственное превосходство, нарциссы компенсируют разрушающее их чувство внутренней пустоты.

Индивидуализм - особая форма мировоззрения, при которой предпочтение отдается индивидуальным ценностям (свобода выбора, самостоятельность); нежелание поступать в соответствии с мнением группы (семьи, социального класса или партии). Он способствует эгоистичному поведению, но не все индивидуалисты одержимы своим «Я».

Возможен ли разумный эгоизм

Каковы бы ни были моральные принципы, человеческая жизнь подчинена поиску удовольствий и отстаиванию собственных интересов, считал философ Джереми Бентам. С этим, вероятно, согласился бы и Эрих Фромм, уверявший, что «полное отсутствие эгоизма - один из его признаков, причем зачастую самый главный».

Кстати: эгоистическая мотивация нередко оказывается эффективнее, чем альтруистическое желание помочь. «Наши исследования показывают, что волонтеры, которые стремятся успокоить свою совесть или которым невыносимы несчастья других, более последовательны, - подчеркивает Мари Дежарден, психолог из Университета Клермон-Феррана (Франция). - Объективно они приносят больше пользы, чем те, кто идет в добровольцы из абстрактной любви к людям».

Заботиться о себе вообще психологически здраво. А вот заботиться только о себе или, наоборот, постоянно пренебрегать своими интересами - значит совершать ошибку. Мы вполне можем жить сообразно нашим желаниям, если только не принуждаем всех вокруг их исполнять. Но если чье-то эгоистичное поведение все же выведет нас из себя, мы можем вспомнить призыв Матери Терезы, который можно прочесть на стене детского дома в Калькутте (Индия): «Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны: все равно прощайте им».

Выступить в защиту эгоизма - все равно что заявить, что ты расист, ненавидишь персидских котят или питаешься кровью младенцев: в лучшем случае окружающие сочтут твое заявление неудачной шуткой или глупым эпатажем. А вот я искренне завидую эгоистам. Завидую людям, которые при прочих равных изо дня в день умеют жить для себя. Когда я в сердцах говорю кому-нибудь из близких, что он поступает как эгоист, я не стараюсь его оскорбить или унизить. Мне просто обидно. И я завидую тому, что не умею поступать так же, когда на чашах весов колеблются уборка или горячая ванна, очередная игрушка или собственный сиюминутный каприз, ответственность или безответственность. Я не могу уехать, купить, отдохнуть, опоздать, психануть, уйти, возразить, обидеться, вертеть, настаивать, наплевать, побыть одной и, главное, получить от всего этого неподдельное удовольствие без привкуса ржавчины от чувства вины. В собственной системе жизненных координат я не умею ставить в центр себя, зато легко дам фору всем желающим быть хорошей (-им) женой, мамой, дочерью, подругой, коллегой, соседкой, гостем, потребителем, попутчицей, пешеходом, гражданином, инопланетянином...

Взять, к примеру, отягчающее обстоятельство в виде кризиса, который наступает ровно в тот момент, когда больше всего хочется «пожить для себя», «ради себя» или «во имя себя». Кажется, что кризис накрыл всех, кроме эгоистов. Я уверена, что здоровый эгоизм - не подлость или проклятие, дурное воспитание или изъян, гордыня или стыд. Очень часто это успех и даже награда. Вспомните хотя бы про эталон счастливой судьбы - Золушку. Подарком в ответ на кротость, милосердие и доброе сердце стала не возможность выспаться или вкусно поесть, а шанс пожить хотя бы пару часов исключительно в собственных интересах: отложить в сторону все дела и обязанности, принарядиться, встретить принца и от души повеселиться на вечеринке . Даже на постоянной основе эгоизм не исключает доброты и любви, не отменяет того факта, что вы хороший друг, умеете совершать правильные поступки и вообще делаете мир лучше. Так почему же в современном обществе постоянная забота о себе по-прежнему считается аморальной, а о ближних - высоконравственной? Почему жертвовать и отдавать другим, чтобы им было хорошо, - добродетель, а мыслить в первую очередь о личном комфорте - неприлично? И, положа руку на сердце, так ли это на самом деле?

Плохо меня знаете

Что и говорить, термин «эгоист» в первозданном виде - это оскорбление. И хотя в список смертных грехов упрямое преследование сугубо личных интересов пока что не включено, оно всегда маячит где-то рядом - в форме порока разной степени тяжести (оценивается индивидуально). Если вы хотите в ссоре больно задеть другого человека , назовите его эгоистом - и в голове оппонента моментально вспыхнет десяток негативных характеристик, упреков и обид.

В общественном сознании эгоизм до сих пор ассоциируется с беспринципными негодяями, равнодушными монстрами, которых интересуют только деньги или собственная выгода. Так и хочется спросить: «Дорогой, а корона тебе не жмет?» Такие «гребут под себя», творят, что хотят, ради достижения собственных, часто очень приземленных целей и готовы переступить через любого на своем пути. Эгоисты бесчувственны, они не способны жертвовать и сопереживать. А как можно любить того, кто зациклен только на себе? Есть даже такая циничная шутка: «Эгоист - это тот, кто заботится не обо мне».

ЭГОИСТЫ заставляют нас чувствовать себя НЕПОЛНОЦЕННЫМИ и нелюбимыми

Психологи считают, что за эгоцентричными личностями скрываются баловни судьбы, обласканные капризули и сладкоежки, «заиньки» и «пусечки», «пострадавшие» в детстве от чрезмерного внимания родителей, бабушек и нянечек. Если во всем потакать ребенку с раннего возраста , не исключено, что, повзрослев, он не станет считаться с интересами остальных. Эта черта характера присуща тем, кто привык брать, а не давать.

Существует и другая, довольно жесткая точка зрения. Если верить рьяным последователям Дарвина - эволюционистам, быть эгоистами заложено в нас природой. Ученые констатируют: альтруизм противоречит нашему естеству, а огромное количество добрых дел, совершаемых человечеством, - прекрасное и благородное, но все-таки исключение из правила. Именно по «ошибке» в ДНК мы посылаем деньги в другие страны, пострадавшие от наводнения или землетрясения, и подаем милостыню бомжам у метро. По счастливой «погрешности» неродные мама и папа вкладывают силы, время и средства в приемного ребенка - вопреки тому что он не унаследует их гены, таланты и черты, а значит, биологически не должен представлять для родителей ценности, как бы жутко это сейчас ни звучало.

Стоит признать еще один факт: многие не любят эгоистов еще и потому, что те заставляют окружающих чувствовать себя малозначительными, неполноценными и слабовольными неудачниками.

Здравые побуждения

Любой человек может признаться себе, что хотя бы несколько раз в жизни вел себя эгоистично: уводил из-под носа другого водителя место на парковке, пытался сэкономить на подарке другу , чтобы купить себе что-нибудь стоящее без всякого на то повода, сбегал из дома «за подгузниками», чтобы отдохнуть от воплей маленьких детей под «серьезным» предлогом.

Одно из знаковых событий уходящего года в сегменте нон-фикшн - выход на русском языке книги Питера Шварца «В защиту эгоизма: почему не стоит жертвовать собой ради других». Видный социолог утверждает, что у каждого из нас есть неотъемлемое право заботиться только о собственных интересах и совсем не обязательно класть его на алтарь чужих высоконравственных принципов. И вообще, если оперировать не чувствами, а здравым смыслом и категориями успеха в бизнесе, одно из правил жизни звучит так: жертвовать - значит нести убыток.

«Альтруизм требует, чтобы сам факт нашего существования вызывал чувство вины. Если у вас на сто долларов больше, чем у других, вы автоматически оказываетесь в долгу перед бедствующими, с которыми необходимо сюсюкаться. Надо быть скромнее, жертвовать своими убеждениями и прислушиваться к желаниям других, даже если те неправы. Нам постоянно предлагают странный выбор: либо ты живешь за счет других, либо позволяешь кому-то сесть тебе на шею», - от души негодует Шварц. Социолог заключает: эгоизм - больше не прерогатива тиранов и деспотов, а зачастую вполне здоровое проявление ­конкуренции и личных амбиций.

Вместе с философом Рэнд и социологом Шварцем в защиту «разумного эгоизма» выступили и психологи, составив целый список эгоцентричных примет, которых современному человеку совсем не стоит стесняться. Например, эгоисты умеют сказать «нет», если предложение им искренне неинтересно и неприятно. И, между прочим, их за это очень уважают - у них есть сформированное мнение, которое не страшно высказать, даже когда оно отличается от общепринятого. Они выработали

Канадские ученые подтвердили: эгоистичные представители обоих полов - лучшие партнеры в сексе , нежели бескорыстные альтруисты. В ходе исследований выявилась удивительная закономерность: кто в постели заботится в первую очередь о своем удовольствии - больше удовлетворяет своего любовника на эмоциональном уровне. К хорошему, как известно, привыкаешь, поэтому эгоисты занимаются ­сексом чаще угодливых добряков.

В современном обществе любому человеку важно достигнуть определенных результатов - и на этом тернистом пути выживает сильнейший. Биографии величайших художников, инженеров и музыкантов часто подтверждают эгоцентризм гениальных деятелей. Возможно, концентрация на самом себе просто необходима для достижения успеха. Или другой много­обещающий пример: по статистике, именно эгоисты живут дольше всех и намного меньше болеют - они реже страдают от депрессии, не занимаются самоедством, и у них ­всегда есть время на себя любимых.

Одно из главных доказательств существования в нашей жизни здорового эгоизма - любовь. Настоящие сильные чувства всегда эгоистичны и не имеют ничего общего с благотворительностью. Любовь не раздают направо и налево, и уж точно вы не готовы ею с кем-то делиться. Мы любим лишь тех, кто нужен конкретно нам. Спать, жить, дружить, заводить детей с кем-то из жалости или добрых побуждений - сомнительное удовольствие. А уж «возлюбить врага своего», желающего тебе зла, да еще говорить ему за это «привет» и «спасибо» - высший пилотаж душевного мазохизма. Сердечный человек, партнер, муж (он же любовник) для нас бесценен, и мы желаем его только себе, а не подруге или соседке. Забота о близких и любовь во всех ее проявлениях - это никакая не жертва, а сугубо личный и очень эгоистичный выбор.

В данном же контексте есть смысл обсуждать эгоизм футбольный, не общечеловеческий. Например то, насколько часто игрок действует в ущерб команде; отдаёт ли передачи на партнёров, выполняет ли тренерскую установку.

Просто грамм статистики: Криштиану за всю свою карьеру сделал больше 180 голевых передач. Это очень много. У Зинедина Зидана, например, – признанного командного игрока и по позиции плеймейкера – чуть-чуть за сотню. У одного из самых ламповых распасовщиков 21-го века Андреаса Иньесты – также около 100. У Хави – меньше 100. У Месута Озила в районе 150. Всё это меньше, чем у Роналду.

Это в качестве ответа на стереотип «Роналду – жадный». Самое интересное, что меньше ассистов, чем у Криштиану, практически у любого, кого вы назовёте «щедрым», «командным» и «неэгоистичным».

Кроме одного парня. У него больше. Но за ним как раз стереотипов жадности не водится.

Заголовок текста о Роналду звучал как «великий эгоист» – и мне показалось неоправданной дикостью так обижать стольких людей в мире футбола. Бедный Марио Балотелли, бедный Арьен Роббен, бедный Тео Уолкотт, бедный Дэниел Старридж, бедный Андрей Аршавин, Господи, бедные центрфорварды всех клубов и сборных мира, батюшки, пощадите хотя бы вингеров! У них у всех украли титул «великих» и оставили просто эгоистами. Самое страшное, что оставили самого главного – человека, по масштабу и по количеству голевых передач никак не уступающего Роналду.

Оставили Лионеля Месси.

Все эти годы пиар-машина пыталась выставить аргентинца трогательным семьянином, который не тусит, не выкладывает в инстаграм такое количество фоток с новыми тачками, у которого не было романа с Ириной Шейк, который не делает заявления в стиле «я молод, красив и богат» и не отрицает, что у него есть друзья. Который полный антипод этому эталонному эгоцентричному демону из Мадрида, и вообще весь такой плюшевый и в смешном костюмчике. Ну просто милота, не иначе. Маленький трогательный талантичек.

Нет, я не скажу, что меня это раздражает. Это нормально – что СМИ действуют по принципу противопоставления. Тем более столько лет два персонажа сходились в финале битвы за «Золотой мяч» . Это надо было упаковать как баттл, безусловно.

Это и упаковали. Как классико. Народ сожрал. А что ещё делать.

При этом мало кто задумывался, а что вообще стоит за этими медиаобразами, которых выхватывают камеры.

Златан Ибрагимович в своей автобиографии приоткрыл завесу – рассказал, кто именно выкинул его из «Барселоны». Всё началось с того, что Ибра начал много забивать, и это не понравилось Месси. Аргентинец внезапно решил, что это он должен быть центрфорвардом, подошёл к тренеру и попросил ставить его в центре, а не на фланге. Через некоторое время Златана в «Барсе» не стало. Зато родилась фраза про конфету и автомат.

Чуть позже Пеп Гвардиола в своей автобиографии рассказывал, как Лео ревновал Златана.

″... – Он настаивал на том, чтобы играть на позиции Ибрагимовича. В противном случае он отказывался выходить на поле. Когда стадион встречал Златана овацией, Лео ревновал. Он – ребенок, который знает свой талант и уникальность, поэтому думает, что вправе требовать всего на свете. ...″

Автобиография бывшего наставника «Барсы» также пролила свет и на судьбу ещё одного центрфорварда – Давида Вильи.

″... – Именно инцидент между ним (Месси) и Вильей выбил Давида из обоймы команды, а ведь Вилья всего лишь неудачно ударил по воротам в одном из матчей Примеры, вместо того, чтоб отдать пас на Месси. ...″

Тогда полемика между Вильей и Месси на футбольном поле вспыхивала через матч. Давид утверждал, что «и он имеет право забивать», но было бесполезно. В итоге, чем закончил Вилья – вы сами знаете.

Месси отказывался жать руку Херардо Мартино после замены, Херардо Мартино уволили. Месси отказывался уходить с поля, когда его номер загорался на электронном табло, вместо него уходил Неймар. Месси лично бегал в кабинет президента «Барселоны» Франка Бартомеу с просьбой уволить Луиса Энрике в январе 2015-го, и Бартомеу ответил согласием. Потом Месси передумал, и Энрике остался.

Чуть позже Бартомеу заявил, что Месси может быть в «Барселоне» сколько хочет. Таким образом окончательно признав, кто в этом клубе заказывает музыку.

Огромное влияние аргентинец приобрёл не только в «Барселоне». Не так давно он попросил руководство сборной Аргентины не вызывать в команду форварда «Интера» Мауро Икарди. Мауро, мол, некрасиво повел себя с его другом – Макси Лопесом, стырив у него девушку. Икарди не вызвали. Ну действительно, как можно отказать человеку, которого упрашивал остаться в сборной сам президент страны.

Удивительным образом светоч благочестия и командности при ближайшем рассмотрении вовсе не поведения на камеру, а реальных поступков оказывается откровенным говнюком. Человеком, который ставит себя намного выше не то, что партнёров, а командных интересов, интересов сборной, интересов тренера. Да в принципе и выше всего футбольного мира. Для него нет авторитетов. Он готов плакаться, как шестнадцатилетняя школьница на весь свет, что

Жизнь Звезд

6209

23.09.14 16:15

Они считают себя центром Вселенной и думают, что их слава и богатство дают им «карт-бланш» на любые, самые дикие, выходки.

Конечно, не все знаменитости настолько «зазведились», есть очень скромный в быту Киану Ривз и добившаяся уже больших успехов, но не потерявшая от этого голову Дженнифер Лоуренс. Но есть и те, кто явно перегибает палку. Кто же они, голливудские звезды с самым раздутым эго?

Звезды с самым раздутым эго

Большие авансы

Этот плотненький коротышка попал в кино «с легкой руки» отца своего приятеля, Дастина Хоффмана. Да, у Джоны Хилла к его тридцатилетию есть две номинации на «Оскар», но это не повод слишком уж заноситься. Мнение о себе у парня ого-го какое! Некоторые считают, что, судя по его высказываниям, он хоть и эгоистичен, но не воспринимает себя уж слишком серьезно. Другие говорят, что это просто переход к «взрослости», от глупых комедий к серьезным фильмам. А кто-то прямо заявляет, что Джона – просто придурок.

Кэтрин Хайгл – классический пример актрисы, которая получила слишком много «авансом», а потом не оправдала надежд. Звезда «Анатомии страсти» стала известной именно благодаря этому шоу, а потом имела наглость заявить, что у сериала никчемный сценарий, оскорбив тем самым сценаристов. С ней трудно работать на съемочной площадке, а требования, которые выдвигает Хайгл, никак не соответствуют ее статусу.

«Отрансформившиеся»

Франшиза о трансформерах сделала этого молодого артиста известным. Шайя ЛаБаф беззастенчиво пользуется полученной таким образом популярностью. Хотя, если рассудить, какова заслуга актера? В подобном фильме, где весь «смак» заключен в трюках и уникальных визуальных эффектах, драматургии почти никакой, играть особенно нечего. Шайя позволяет себе выходки, за которые его неоднократно арестовывали (он считает, что, как звезда, может оставаться безнаказанным). Но, как говорится, плохая реклама – тоже реклама.

Постановщика тех самых «Трансформеров» Майкла Бэя считают «одним из самых взрывоопасных режиссеров Голливуда» (это при том, что киномир видел и более крутых «сумасшедших гениев», вроде Кубрика или Хичкока). У Бэя огромное эго, и поэтому он любит все большое: большие взрывы, большие автомобильные гонки, больших роботов. Может, это и на благо: если сложить выручку от всех его фильмов, получатся миллиарды и миллиарды долларов. Говорят, темпераментный режиссер слишком горяч на съемочной площадке, отсюда – многочисленные конфликты с подопечными и актерами.

Имеют право, но перегибают

Мадонна – воплощение успеха и славы. Пожалуй, нет человека на Земле, который не знал бы ее имени. Ее образ, стиль, музыка узнаваемы. Но даже при всем этом звезда утверждает, что не будет счастлива, пока она не сравнялась в знаменитости с Богом. Смело! Но певица имеет право на подобные заявления, ведь всего в жизни она добилась собственными потом и кровью, не дожидаясь поддержки «сильных мира сего». Она это знает, потому и не извиняется за непомерное эго.

Возможно, Квентин Тарантино и не виновен в том, что его эго раздулось до размеров гигантского дирижабля. Сколько ему довелось услышать в свой адрес похвалы – начиная с «Бешеных псов» и «Криминального чтива»! Попробуйте вернуть с небес на землю автора столь расхваливаемых (и на самом деле, талантливых) произведений. Тем не менее, неприятно, что в бесчисленных интервью Тарантино предстает как самодовольный и высокомерный человек. А когда он продвигал свой фильм «Джанго освобожденный», то высказал презрение по отношению к мини-сериалу «Корни» (признанному телешедевру, заслужившему «Золотой глобус» и поднимающему проблемы рабства в Штатах).

Любители поскандалить

Классическим эгоистом является и Чарли Шин. Ему пришлось узнать на своей шкуре, что незаменимых не бывает: его уволили из успешного шоу «2,5 человека», когда он начал обливать грязью создателей ситкома. Но ему все нипочем, ведь у Чарли нет дефицита в деньгах, выпивке и красотках. А его выходки, становясь пищей для таблоидов, только добавляют скандальной славы актеру.

Нарушить закон, купить миллионный особняк, свести с ума соседей – конечно, у этого парня немного смешные способы самоутверждения. Но представьте себя на месте Джастина Бибера: в совершенно «нежном» возрасте вы оказались в центре внимания миллионов, у вас толпы поклонниц, хотя еще даже нет водительских прав. В такой ситуации у многих бы случилось «головокружение от успеха». Но это не делает Джастина менее неприятным.

Цитаты про эгоизм можно найти у А.С.Пушкина, Л. Н.Толстого, Н. А.Островского, Ф. М.Достоевского, И. С.Тургенева, О. Уайльда, Грэма Грина, А. Камю и многих других писателей и философов. Интересные замечания об этом недостатке человеческой натуры оставили женщины-литераторы и авторы дневников.

Философы об эгоизме

Как бы ни клеймили эгоистов, они прекрасно себя чувствуют и ничуть не раскаиваются в своей жизненной позиции на протяжении многих веков. В IV веке до нашей эры точное определение этому пороку дал Аристотель:

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви. (Аристотель).

Английский философ XVII века, Френсис Бэкон, нисколько не сомневался в дурных качествах и устремлениях самовлюбленных людей, которые не пощадят никого даже ради самых мелких своих целей:

Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, - в характере эгоиста. (Ф. Бэкон).

Людвиг Фейербах, немецкий философ XIX века, нашел в эгоизме не только персональные, но и общественные черты:

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический. (Л. Файербах).

Фридрих Ницше, философ второй половины XIX века, предостерегал эгоистов, которые недостаточно хорошо понимают свои истинные помыслы и чувства:

Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и лесах (Ф. Ницше).

Зигмунд Фрейд, австрийский психиатр, разделял такую точку зрения. Неосознанные эгоистические потребности опасны:

Эго не является хозяином в своем собственном доме (З. Фрейд)

Альбер Камю, французский экзистенциалист, предложил в XX веке свою интерпретацию эгоистических устремлений:

Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места. (А. Камю)

Русская классика

Русская классическая литература богата определениями эгоизма. Детально и тщательно описаны все характерные черты самовлюбленного человека, разные типы и виды эгоизма. Русские писатели-мыслители изучили понятие "эгоизм" со всех сторон. Они задались вопросом, не слишком ли широкое значение имеет это слово, и почему его употребляют для таких разнородных качеств, как самостоятельность и себялюбие.

Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежностью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности. (А.С.Пушкин)

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут, и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут, и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают (И. С.Тургенев).

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи (Л.Н. Толстой).

В цитатах про эгоизм из отечественной классики отразилось противоречивое отношение к этому понятию в XIX веке, под ним понимали даже позитивные качества.

Слово «эгоизм», как и слово «любовь», слишком общи: может быть гнусная любовь, может быть высокий эгоизм. Эгоизм развитого, мыслящего человека - благороден. Он-то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости; любовь ограниченного дикаря, даже любовь Отелло — высший эгоизм. (А.И. Герцен)

Но что же мне делать, если я, наверное, знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизм. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка. (Ф.М. Достоевский)

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают. (В.О. Ключевский)

Личный эгоизм — родной отец подлости. (М. Горький)

Оскар Уайльд об эгоизме

Многим известен про человеческое себялюбие.

Эгоизм не в том, что человек живет, как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам. (О. Уальд)

Уайльд, мастер софизма и парадокса, скрыл от своих поклонников, что сильно лукавил. В этой цитате про эгоизм совсем не очевидно, что в жизни принципы "для себя" и "для других" неразлучны.

Экстравагантный эстет Оскар Уайльд был моралистом в своих лучших произведениях. Он утверждал, что читатель видит в только отражение своих собственных грехов.

Впрочем, Уайльд сам опроверг свой знаменитый афоризм. Его Дориан, для которого нравственное и прекрасное на время разделились, допустил ошибку. Дориан скончался, пытаясь уничтожить свой портрет. Нет морали - нет красоты.

Цитаты про эгоизм из классической литературы часто приводят к мысли, что по-настоящему прекрасен только тот, кто помогает сделать красивыми других.

Английский писатель, сказал об эгоизме XX века очень интересную фразу:

Покажите мне счастливого человека, и я покажу вам либо самовлюбленность, эгоизм и злобу, либо полнейшую духовную слепоту. (Г. Грин)

Эгоизм глазами женщин-писателей

Цитаты про эгоизм и любовь можно встретить на страницах женских романов, дневников, эссе.

Мария Башкирцева, русская художница XIX века, оставила в своих дневниках замечательное наблюдение.

Настоящие эгоисты должны бы делать только добро: делая зло сам слишком несчастлив. (М. Башкирцева)

Башкирцева считала, что честолюбие - это благородная страсть, из самолюбия и честолюбия люди стараются быть добрыми перед другими, хоть на минуту, и это лучше, чем не быть добрым никогда.

Когда встречаются цитаты про эгоизм мужчин, заметно, что женщины зачастую ревниво относятся к деятельности и удовольствиям, которые более привлекательны для сильного пола, чем любовные приключения.

Из всех страстей (к власти, к славе, к наркотикам, к женщине) страсть к женщине все-таки - самая слабая. (Н. Берберова)

Одиночество, по ее словам, может начаться и в объятиях.

Симона де Бовуар тоже отмечала завышенное самолюбие мужчин:

Самый заурядный мужчина чувствует себя полубогом рядом в сравнении с женщиной. (Симона де Бовуар)

Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница XIX века, автор "Хижины дяди Тома" считала, что эгоистические чувства - всеобщая беда для мужчин и женщин:

Эгоизм — отвратительный порок, которого никто не лишен и которого никто не желает простить другому. (Г. Бичер-Стоу)

Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница, в одном из своих классических афоризмов утверждала:

Эгоизм счастливых людей — беспечный, поверхностный и безотчетный. Эгоизм несчастных людей — ожесточенный, горький и убежденный в своей правоте. (М. Эбнер-Эшенбах)